Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
448
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бялт В.С.

Исследование в педагогическом аспекте морально-психологической подготовки как вида воспитательной работы, являющейся основным видом морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел, безусловно, способствует систематизации психолого-педагогических знаний в сфере формирования профессионально-нравственного мировоззрения сотрудников органов внутренних дел. Автор, анализируя особенности организации и проведения морально-психологической подготовки в органах внутренних дел, выявляет и обосновывает педагогическое значение данного вида подготовки, а также формулирует ряд выводов и предложений, направленных на совершенствование морально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел в свете повышения эффективности реализации органами внутренних дел своих функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SIGNIFICANCE OF MORAL AND PSYCHOLOGICAL TRAINING OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

Research in the pedagogical aspect of moral and psychological training as a type of educational work, which is the main type of moral and psychological support for the activities of internal affairs bodies, certainly contributes to the systematization of psychological and pedagogical knowledge in the field of the formation of professional and moral worldview of employees of internal affairs bodies. The author, analyzing the peculiarities of the organization and conduct of moral and psychological training in the internal affairs bodies, identifies and justifies the pedagogical significance of this type of training, and also formulates a number of conclusions and proposals aimed at improving the moral and psychological training of employees of the internal affairs bodies in the light of increasing the effectiveness of the implementation of their functions by the internal affairs bodies.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

В.С. Бялт, канд. юрид. наук, доцент Санкт-Петербургский университет МВД России (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-4-2-169-172

Аннотация. Исследование в педагогическом аспекте морально-психологической подготовки как вида воспитательной работы, являющейся основным видом морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел, безусловно, способствует систематизации психолого-педагогических знаний в сфере формирования профессионально-нравственного мировоззрения сотрудников органов внутренних дел. Автор, анализируя особенности организации и проведения морально-психологической подготовки в органах внутренних дел, выявляет и обосновывает педагогическое значение данного вида подготовки, а также формулирует ряд выводов и предложений, направленных на совершенствование морально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел в свете повышения эффективности реализации органами внутренних дел своих функций.

Ключевые слова: морально-психологическое обеспечение; воспитание; воспитательная работа; морально-психологическая подготовка; органы внутренних дел.

Анализ вопросов, посвященных совершенствованию деятельности органов внутренних дел как одного из основных элементов правоохранительной системы, является одним из условий повышения уровня общественной безопасности и общественного порядка в государстве. Эффективность выполнения сотрудниками органов внутренних дел своих функциональных обязанностей, несомненно, во многом определяется тем, насколько сотрудники подготовлены к решению поставленных перед ними задач, в том числе и с точки зрения морально-психологического состояния. Не случайно Президент Российской Федерации В.В. Путин обращает особое внимание на качество подготовки государственных служащих, призванных охранять и защищать права и свободы граждан [1]. Это в свою очередь позволяет утверждать, что актуальность рассматриваемых вопросов не вызывает сомнений.

В современной науке исследованию вопросов, связанных с подготовкой сотрудников органов внутренних дел, уделяется серьезное внимание, что позволяет говорить о достаточной изученности обозначенной проблематики [2-9].

Основными нормативными правовыми актами в области организации и проведения морально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел на сегодняшний день являются:

- Указ Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 года № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации»;

- Приказ МВД России от 25 декабря 2020 года № 900 «Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации»;

- Письмо ДГСК МВД России от 31 декабря 2021 года № 21/7/21717 «О направлении методических рекомендаций».

Морально-психологическая подготовка является одним из пяти видов воспитательной работы в органах внутренних дел и представляет собой систему мероприятий по формированию у сотрудников государственно-патриотического мировоззрения, понимания государственной политики в сфере внутренних дел, профессиональ-

ной культуры и морально-психологической готовности к выполнению оперативно-служебных задач в любых условиях обстановки [10; п. 24, 25].

Занятия по морально-психологической подготовке проводятся в форме лекций, семинаров и практических занятий не реже одного раза в месяц.

Для организации и проведения занятий по морально-психологической подготовке создаются учебные группы с учетом категорий должностей:

1) руководители (начальники);

2) старший и средний начальствующий состав;

3) младший начальствующий состав и рядовой состав.

Уровень морально-психологической подготовки определяется:

1) на теоретических и практических занятиях в течение учебного года;

2) в ходе итоговых занятий по окончании учебного года.

3) при проверке органа, организации, подразделения МВД России, осуществляемой в соответствии с требованиями нормативных правовых актов МВД России.

Руководитель и слушатель учебной группы, успешно освоившие программу морально-психологической подготовки, должны знать:

- содержание учебного материала в объеме программы морально-психологической подготовки на учебный год;

- современную общественно-политическую обстановку в России и за рубежом;

- этические нормы, правила и требования к поведению сотрудников органов внутренних дел при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время; ограничения, требования, предъявляемые к сотруднику органов внутренних дел; обязанности и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел Российской Федерации;

- описание и историю официальных государственных символов Российской Федерации (Государственный герб Российской Федерации, Государственный флаг Российской Федерации, текст Государственного гимна Российской Федера-

ции) и официальных символов МВД России (флаг МВД России, знамя МВД России, геральдический знак - эмблема органов внутренних дел Российской Федерации);

- текст Присяги;

- имена и фамилии сотрудников, погибших при выполнении служебных обязанностей, удостоенных звания Героя Российской Федерации или награжденных орденами Российской Федерации, зачисленных навечно в реестр сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (по месту службы сотрудника);

- краткие исторические сведения об органе, организации, подразделении МВД России, в котором он проходит службу;

- наименования должностей, специальные звания и фамилии прямых начальников до Министра внутренних дел Российской Федерации включительно;

- административно-территориальное деление, общественно-политическую обстановку, нравы и обычаи народов и народностей, а также краткие исторические сведения о регионе, в котором сотрудник проходит службу;

- основное содержание социальных гарантий, компенсаций и мер социальной поддержки, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для сотрудников и членов их семей.

Обобщая все вышеизложенное, можно сформулировать следующие выводы:

1) морально-психологическая подготовка, являясь одним из видов воспитательной работы в органах внутренних дел, имеет важнейшее значение в аспекте формирования необходимых личных и деловых качеств сотрудников органов внутренних дел с целью повышения эффективности функционирования всей системы МВД России;

2) с нашей точки зрения в рамках совершенствования морально-психологической подготовки в органах внутренних дел целесообразно рассмотреть вопрос о реализации следующих мероприятий:

- надлежит своевременно вносить изменения и дополнения в нормативные право-

вые акты, затрагивающие вопросы органи- организации морально-психологическои зации и проведения морально- подготовки в органах внутренних дел; психологической подготовки в органах - следует проводить постоянный анализ

внутренних дел, в контексте стремительно уровня морально-психологическои подго-развивающихся общественных отношений товки сотрудников с выявлением возмож-в правовом государстве; ных недостатков в ходе проведения заня-

- нужно категорически исключить слу- тий, а также планированием и реализацией чаи возможного формального подхода при комплекса мер по их устранению.

Библиографический список

1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года // Российская газета, 2021, 22 января.

2. Астафьев Н.В., Литош Н.Л. Подготовка кадров, обеспечивающих организацию и проведение занятий в системе профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников органов внутренних дел // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2014. - №4 (16). - С. 148-158.

3. Закатов В.В. Подготовка кадров для органов внутренних дел Российской Федерации: изменения и новации // Труды Академии управления МВД России. - 2014. - №4 (32). - С. 73-77.

4. Качалов В.В. Профилизация обучения как средство повышения качества подготовки кадров для органов внутренних дел // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: юриспруденция. - 2014. - № 4-2. - С. 3-4.

5. Кикоть В.Я. Организационно-правовое и информационное обеспечение реализации кадровой политики МВД России в сфере подготовки кадров: Дисс. ... докт. юрид. наук. -М., 2002.

6. Кобозев А.А. Современная система подготовки кадров органов внутренних дел: теоретические, организационные и правовые вопросы формирования и развития: Дисс. . докт. юрид. наук. - М., 2007.

7. Миронченко С.Ю. Правовые и организационные основы подготовки кадров органов внутренних дел в условиях реформы системы государственной службы Российской Федерации: Дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2008.

8. Монгуш А.С. Организационно-правовой механизм профессиональной подготовки руководящих кадров органов внутренних дел: Дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2011.

9. Шинкевич В.Е., Куприянчик Т.В., Ермякина Н.А. Подготовка кадров для органов внутренних дел на основе формирования управленческой компетентности как фактор формирования профессионализма: отечественный и зарубежный опыт // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2020. -№4 (62). - С. 14-19.

10. Порядок организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: утвержден Приказом МВД России от 25 декабря 2020 года № 900.

PEDAGOGICAL SIGNIFICANCE OF MORAL AND PSYCHOLOGICAL TRAINING OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

V.S. Byalt, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor

St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

(Russia, St. Petersburg)

Abstract. Research in the pedagogical aspect of moral and psychological training as a type of educational work, which is the main type of moral and psychological support for the activities of internal affairs bodies, certainly contributes to the systematization of psychological and pedagogical knowledge in the field of the formation of professional and moral worldview of employees of internal affairs bodies. The author, analyzing the peculiarities of the organization and conduct of moral and psychological training in the internal affairs bodies, identifies and justifies the pedagogical significance of this type of training, and also formulates a number of conclusions and proposals aimed at improving the moral and psychological training of employees of the internal affairs bodies in the light of increasing the effectiveness of the implementation of their functions by the internal affairs bodies.

Keywords: moral and psychological support; upbringing; educational work; moral and psychological training; internal affairs bodies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.