Научная статья на тему 'Педагогическое взаимодействие преподавателя и студентов в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов'

Педагогическое взаимодействие преподавателя и студентов в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / PEDAGOGICAL PROCESS / МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / PEDAGOGICAL INFLUENCE METHODS / SOCIAL AND PSYCOLOGICAL FEATURES OF THE PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хмелева В.В.

По результатам проведенного исследования педагогического взаимодействия преподавателей и студентов ГПБОУ «ЮУМК» большинство студентов заинтересованы в равнопартнерских отношениях, в педагогическом взаимодействии. Показаны методы педагогического воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER AND STUDENTS'' PEDAGOGICAL INTERACTION DURING THE VOCATIONAL TRAINING OF THE FUTURE SPECIALISTS

According to the results of the teacher and students’ pedagogical interaction study, carried out at the South-Ural versatile college, most of the students are interested in having equal partnership, pedagogical interaction. The methods of pedagogical influence are shown in the article.

Текст научной работы на тему «Педагогическое взаимодействие преподавателя и студентов в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов»

ного развития РФ на период до 2020 г. : распоряжение Правительства РФ от 8 дек. 2011 г. № 2227-р. — Прил. № 1. — Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124.

3. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080500 «Бизнес-информатика» [квалификация (степень) «бакалавр»] [Электронный ресурс] : [приказ Министерства образования и науки РФ от 14 янв. 2010 г. № 27]. — Режим доступа: http://base. garant.rU/197666/#ixzz4Ha6MmECs.

4. Шеина, А. В. Значение мотивации в развитии предпринимательских компетенций студентов технического вуза [Текст] / А. В. Шеина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2013. — № 10. — Ч. II. — С. 230-232.

5. Яныкина, Н. О. Инновационно-предпринимательская деятельность в высшем учебном заведении : орг.-метод. аспекты [Текст] / Н. О. Яныкина, Н. Р. Тойвонен // Труды XV Всероссийской объединенной конференции «Интернет и современное общество» (|Мв-2012). — СПб., 2012. — С. 173-182.

6. Рубин, Ю. Б. Высшее предпринимательское образование в России : Диагностика проблемы [Текст] / Ю. Б. Рубин // Высш. образование в России. — 2015. — № 11. — С. 5-17.

7. Предпринимательское образование в России и за рубежом : история, содержание, стандарты, качество [Текст] : моногр. / под общ. ред. Ю. Б. Рубина. — М. : Москов. финансово-пром. ун-т «Синергия», 2015. — 416 с.

8. Матвеева, Т. М. Педагогические условия формирования предпринимательской компетентности у учащихся старших классов на основе метода проектов [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т. М. Матвеева. — М., 2001. — 19 с.

УДК 377 В. В. Хмелева, преподаватель Южно-Уральского

многопрофильного колледжа (ЮУМК), г. Челябинск, е-mail: hvv81@yandex.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

По результатам проведенного исследования педагогического взаимодействия преподавателей и студентов ГПБОу «ЮУМК» большинство студентов заинтересованы в равнопартнерских отношениях, в педагогическом взаимодействии. Показаны методы педагогического воздействия.

Ключевые слова: личность, социально-психологические особенности личности, педагогический процесс, методы педагогического воздействия.

Для полноценного развития личности студента перед профессиональным образованием стоят задачи, направленные на всестороннюю подготовку специалиста.

В ходе профессиональной подготовки будущих специалистов преподаватель выполняет стратегическую роль в развитии личности студента. Необходимо определить, что такое личность. Данное понятие достаточно широко, но если обобщить, то можно сказать, что личность — это индивид, занимающий определенное положение в обществе, выполняющий определенную общественно полезную деятельность и отличающийся присущими только ему индивидуально- и социально-психологическими особенностями.

Основные особенности личности, как социальные, так и психологические, определяются по следующим критериям.

1. Содержание психологической сущности мировоззрения.

Мировоззрение человека — это сложившаяся у него система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали его внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей, интересов, отношений, позиций. Психологическая сущность мировоззрения личности проявляется в специфическом влиянии ее индивидуально-и социально-психологических качеств на поведение, действия и поступки [1].

2. Степень целостности мировоззрения и убеждений, отсутствие и наличие в них противоречий.

3. Степень осознанности человеком своего места в обществе.

Очень часто бывает, что человек слишком долго не может, в силу разного рода обстоятельств, найти свое место в обществе, что не позволяет его мировоззрению окончательно оформиться и эффективно проявляться [1].

4. Содержание и характер потребностей и интересов, устойчивость либо легкость их пе-реключаемости, их узость либо многогранность.

5. Специфика соотношения и проявления различных личностных качеств. Личность настолько многогранна в своих индивидуально-психологических проявлениях, что соотношение ее разнообразных качеств может сказываться и на проявлениях мировоззрения, и на поведении. При этом надо учитывать три взаимосвязанные стороны личности:

• психологическую (здесь различают такие свойства личности, как направленность, темперамент, характер и способности);

• мировоззренческую, которая отражает общественно значимые качества и особенности личности, позволяющие занимать достойное место в обществе (мировоззрение личности определяет ее важнейшие жизненные цели и интересы, отношения, позиции);

• социально-психологическую, которая отражает основные качества и характеристики, позволяющие личности играть определенную роль в обществе, занимать определенное положение среди других людей; личность находится в сфере влияния различных отношений, и прежде всего отношений, складывающихся в процессе обучения [2].

Исходя из выявленных проблем, профессиональная подготовка студентов как будущих специалистов на современном этапе предполагает смещение акцентов с овладения технологиями передачи знаний на овладение технологиями развития личности с помощью этих знаний, выработки собственной педагогической позиции.

Такое направление в современном образовательном процессе профессионального образования утверждает «отношение к знаниям и умениям как к средствам, обеспечивающим достижение полноценного общего и профессионального развития личности» [3].

Успешное выполнение педагогом своих функций является необходимым условием становления личности студентов, подготовки их к профессиональной деятельности. Важным фактором в формировании личности студента является личность самого преподавателя [1].

По мнению К. Д. Ушинского, «только личность может действовать на развитие и опре-

Рис. 1. Методы педагогического воздействия

деление личности, только характером можно образовать характер».

Специфика профессиональной деятельности преподавателя предполагает творческий подход и умелое использование разнообразных методов педагогического воздействия, которые представлены на схеме (рис. 1).

Специфика профессиональной деятельности преподавателя предполагает необходимость довольно частого использования прямого воздействия [3].

Но в некоторых случаях подобная тактика может оказаться недостаточно гибкой и слишком прямолинейной. Неоправданно настойчивое применение педагогом прямого воздействия на студента вызывает равное по силе его противодействие, создает конфликтную ситуацию и серьезно осложняет взаимоотношения преподавателя и студентов. Поэтому более эффективным будет прием косвенного воздействия, такая тактика успешна в отношении студентов, активно сопротивляющихся любому контролю со стороны преподавателя, класного руководителя [4].

Педагог может оказывать на студентов влияние, различное как по характеру, так и по направленности.

Направленность влияния зависит от того, как преподаватель персонализирован в своих студентах и каков знак этой персонализации (положительный или отрицательный).

Актуализация образа преподавателя может приводить к оптимизации деятельности студентов, повышать их активность, стимулировать добросовестное, ответственное выполнение заданий [5].

Преподаватель, реализуя роль наставника, демонстрирует студентам ранее не освоенные ими образцы активности, индивидуальные варианты ролевого поведения, в которых находят отражение присущие ему личностные характеристики. Творческий преподаватель транслирует свой творческий потенциал студентам. В результате студенты становятся более самостоятельными, инициативными, способными к поиску неординарных решений.

Успешное выполнение преподавателем его профессионально-педагогических задач во многом зависит от социально-психологического климата учебно-воспитательного коллектива [4].

Стиль руководства преподавателя проявляется в совместной деятельности. Преподаватель готовит будущего специалиста для работы в условиях рыночных отношений при жесточай-

шей конкуренции на рынке рабочей силы. Для подготовки конкурентоспособного специалиста преподавателю необходимо использовать различные приемы. Приведем приблизительный перечень.

Предоставление альтернатив для самостоятельного выбора, когда преподаватель не навязывает студентам свою позицию, мнение, а дает возможность самим принимать решения, учит способам решения профессиональных задач.

Совместное размышление — еще один прием, который необходимо использовать в ходе профессионально-личностного развития студентов.

Поскольку опыта профессиональной деятельности у студента мало или он вовсе отсутствует, то преподаватель может указать на возможные отрицательные последствия того или иного решения. Поддержка идей студента может быть одобрена преподавателем.

Побуждение к самоанализу — важный прием формирования профессиональных навыков. На первых порах студенты принимают решения без глубокого анализа своих действий. Преподаватель должен побуждать студентов основательно продумывать свои решения.

Обращение к опыту старшекурсников и выпускников является действенным приемом косвенного тактичного педагогического воздействия на студента. Поскольку действия студентов аналогичны, то эти приемы не оставят никого равнодушным. Такая форма обучения и воспитания личности будет привлекать студентов тем, что преподаватель указывает на недостатки в тактичной и косвенной форме.

Совет — этот прием уместен, если студенты в нем нуждаются, а нуждаются они тогда, когда что-то не получается. Если студенты убеждаются в эффективности советов, то они начинают доверять преподавателю, прислушиваться к его словам.

Намек как прием воспитательного воздействия используется тогда, когда следует внести коррективы и одновременно не подорвать авторитет студента в глазах сокурсников.

Подсказка как метод воздействия используется в том случае, когда в ходе занятия ошибка не обнаруживается, студенты сами не замечают ее. Преподаватель обращается к группе: «Кто же все-таки найдет ошибку?».

Ободрение студента — на лекциях, практических занятиях, экзаменах, зачетах студенты испытывают волнение, неуверенность в своих силах, поэтому необходимо приободрить

студента такими словами: «Будь решительным», «Давайте смелее, все будет хорошо».

Проявление восхищения действиями студента как метод воздействия на студента используется в том случае, если педагог хочет воспитать творческую личность, вызвать желание думать. Необходимо постоянно поощрять проявления творчества восхищением. Это один из самых мощных приемов поощрения.

Напоминание. Получив задание заранее, многие студенты не приступают к работе (особенно при выполнении курсовых работ), поэтому целесообразно использовать такой прием, как напоминание, — это хорошее средство обеспечения своевременной и качественной работы.

Внушение лучше использовать в работе со студентами с заниженной самооценкой, неуверенными в себе. Внушить человеку можно то, что он хочет сам себе внушить. Для внушения можно использовать следующие словесные формулировки: «Ты обязательно добьешься успеха», «Ты сможешь преодолеть все трудности».

Прием авансирования. Во время подготовки к первым семинарским занятиям при опросе некоторые студенты проявляют старание, вкладывают много труда, но в ответах допускают неточности. В таких случаях на первых порах преподаватель должен завышать оценку, обращать внимание студента на то, что надо исправить в ближайшем будущем [5].

Как показывает практика, студенты заинтересованы в равнопартнерских отношениях, в педагогическом взаимодействии: 25,1 % студентов в качестве ведущего показателя авторитета преподавателя в процессе обучения отметили твор-

Библиографический список

ческий подход к делу, 24,9 % студентов отдали предпочтение доброжелательности в общении, 17,2 % выделили компетентность преподавателя, 14,5 % предпочли контактность, 18,3 % — гуманный подход к обучаемым.

Если подвести итог, то следует отметить,

что:

1) педагогический процесс — это взаимодействие личностей, поэтому определяющим в профессионально-личностном развитии будущего специалиста является его возможность выступать в роли субъекта процесса обучения;

2) стимулирование профессионально-личностного развития будущих специалистов обеспечивается эмоциональным комфортом личностных проявлений участников педагогического процесса и реализации их субъективной позиции при создании соответствующих педагогических условий;

3) функционально-ролевые и личностные позиции преподавателя и студентов в педагогическом процессе обуславливают индивидуальность их деятельностных проявлений и в целом определяют характер педагогического взаимодействия;

4) возможность осуществления взаимодействия преподавателя и студентов в реальном процессе обучения достигается посредством моделирования структурных компонентов (це-леполагание, учебная мотивация, планирование совместных действий, способы преподавания и обучения, оценочные и коррекционные действия), логическая взаимосвязь которых позволяет диагностировать полученные результаты и замерять динамику профессионально-личностного развития будущих специалистов.

1. Кон, И. С. В поисках себя : Личность и ее самосознание [Текст] / И. С. Кон. — М. : Просвещение, 1984.

2. Алехина, И. В. Психология : практический курс [Текст] / И. В. Алехина, Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. — Брянск : Изд-во БГПУ, 2009.

3. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах [Текст] / Я. Л. Коло-минский. — Минск, 2007.

4. Леонтьев, А. А. Педагогическое общение [Текст] / А. А. Леонтьев. — М. : Политиздат, 1989.

5. Крутецкий, В. А. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития [Текст] : учеб. пособие / В. А. Крутецкий, Е. Г. Балбасова. — М. : Мысль, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.