Научная статья на тему 'Педагогическое управление развивающим досуговым общением: концептуальные основы исследования'

Педагогическое управление развивающим досуговым общением: концептуальные основы исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
347
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическое управление развивающим досуговым общением: концептуальные основы исследования»

Содержание социально-культурных интересов молодежи определяется биологическими, профессиональными, социальными и духовным потребностями. В основании пирамиды интересов находятся интересы, удовлетворение которых обеспечивает жизнедеятельность людей. В середине - социально-культурные интересы. На вершине - духовные интересы. При этом масштабы интересов и соответствующей деятельности сокращаются в процессе движения от основания к вершине пирамиды.

Потенциальные интересы студентов к занятиям в социальнокультурных объединениях не реализуются в полной мере. Ориентации в любительской деятельности, в сущности, связаны с утилитарными профессиональными интересами, и являются способом получения дополнительного образования, или с поддерживающей здоровье, социальнопрестижной деятельностью.

Социально-культурная деятельность в сфере досуга осуществляется преимущественно во внеинституционных формах. Это объясняется большей вариативностью поведения и проведения свободного времени вне учреждений культурно-досуговой сферы и уровнем платежеспособности.

В структуре реальной соцально-культурной деятельности доминируют рекреационно-гедонистические интересы и домашние формы досуга. Искусство, как в формах потребления, так и в формах любительской деятельности, не пользуется большим спросом. Возможно, следует модернизировать форматы контактов театров, концертных и выставочных залов с реальными и потенциальными посетителями.

Одним из доминирующих и не удовлетворенных является интерес молодежи к занятиям современными формами физкультурнооздоровительной деятельности.

Противоречие между декларируемыми интересами и реальной деятельностью может успешно разрешиться через стимулирующее влияние и создание желаемых условий для социально-культурной деятельности молодежи в сфере досуга.

Т. П. Степанова

Педагогическое управление развивающим досуговым общением: концептуальные основы исследования

Современное общественное развитие характеризуется системными изменениями как на глобальном, так и локальном уровнях. Один из важнейших признаков этих изменений - диверсификация всех общественных процессов, которая проявляется в возрастании их разнообразия, ресурсного перераспределения и изменений в системах социального взаимодействия. В качестве факторов, обусловливающих диверсификацию, высту-

64

пили революционный технологический прорыв, создание глобального пространства и новых систем коммуникации. Значительные преобразования произошли в сфере культуры, трансформировавшейся в индустрию культуры, нацеленную на производство культурной продукции и услуг, максимально удовлетворяющих разнообразные потребности человека. Принципиальные изменения произошли в структуре общества, социального времени. Существенным образом метаперемены коснулись частной жизни каждого человека, взаимодействий людей, досугового общения.

Досуговое общение как особое культурно-смысловое взаимодействие человека с человеком все активнее определяет развитие личности, влияет на процесс социализации новых поколений и консолидацию российского общества. При этом диверсификация досугового общения характеризуется многообразием его проявлений, свободой выбора мотивов и поводов для общения.

Самоорганизующиеся процессы досугового общения, с одной стороны, стимулируют развитие культурной идентичности, социабельности, креативности субъектов, а с другой - содержат в себе угрозу разрушения конструктивных траекторий развития субъектов и их солидарностей. Именно социальная амбивалентность процессов диверсификации досугового общения и, в то же самое время, возрастание его значения в становлении гражданского общества, определяет необходимость решения вопроса реализации потенциала досугового общения в культурносмысловом развитии и консолидации людей, педагогическом управлении развивающим досуговым общением.

Проблема досугового общения является одной из наиболее значимых в теории и практике социально-культурной деятельности, но на современном этапе остается недостаточно изученной. Следует признать, что досуговое общение лишь в редких случаях имеет статус самостоятельного объекта исследования, в значительной части работ данное явление рассматривается преимущественно фрагментарно - как составная часть социально-культурной деятельности (работы М.А. Ариарского,

А.Д. Жаркова, В.З. Дуликова, Ю.Д. Красильникова, В.С. Садовской, Б.А. Титова, В.Е. Триодина, В.В. Туева, Н.Н. Ярошенко и др. авторов); исторический ракурс исследования досугового общения представлен в научных разработках Е.М. Клюско, В.М. Рябкова, Н.А. Скворцовой и др.

Среди немногочисленных исследований досугового общения как самостоятельного объекта особое место принадлежит работам Ю. А. Стрельцова, в которых автор системно изучает историю, сущность, функции, принципы, формы организации досугового общения. Выводы, к которым приходит Ю. А. Стрельцов, имеют большое значение для педагогической науки и практики.

В этой связи требует уточнения понятие досугового общения, которое определяется нами как процесс культурно-смыслового взаимодейст-

вия субъектов социально-культурной деятельности, осуществляемый в свободное время, обусловленный их потребностями и выбором соответствующих предметных поводов (культурных событий), а также способов взаимодействия; результирующие эффекты данного процесса выражаются в развитии культурной идентичности, социабельности, креативности субъектов, создании их солидарностей.

Необходимо отметить, что решение проблемы педагогического управления развивающим досуговым общением находится на стыке наук, что может быть обеспечено синтезом культурно-антропологического, системно-синергетического и деятельностного подходов как интегративной методологии познания данной проблемы.

В результате осмысления феномена досугового общения с позиций методологии философско-культурологического подхода, представленной концепциями Э. Гуссерля, П. Рикера, В. Франкла и др. было задано направление исследования досугового общения как культурно-смыслового взаимодействия субъектов (смысл в данном случае представлен как образование, включающее в себя когнитивную и аффективную составляющие, которые находятся в тесной взаимосвязи).

Методологически и педагогически значимое культурно-смысловое содержание досугового общения мы фиксируем категорией культурного смысла, создающего целостную картину мира, связанного с осознанием и переживанием смысла.

В результате анализа литературы была разработана культурносмысловая модель досугового общения, объясняющая его внутренние динамические процессы, механизмы понимания субъектами друг друга, их развития и консолидации. Данная модель представлена следующими элементами и связями:

- культурные смыслы субъектов досугового общения;

- смыслы культурного события, внеположенные по отношению к субъектам досугового общения;

- коды (знаки, система означений реальности), их культурносмысловая, социальная, психологическая сущность;

- понимание (кодирование - декодирование) выражений (смыслов, ценностных установок, интенций, мотивов и т. д.);

- опредмечивание, создание совместных, конвенциональных культурно-смысловых конфигураций, обладающих консолидирующим потенциалом;

- динамика изменений среды, индивидуально-личностное развитие субъектов, разнообразие культурно-досуговых событий, детерминирующих продуцирование новых (дополнительных) культурных смыслов и развертывание следующего этапа взаимодействия субъектов, их интеракций - досугового общения.

Данная модель обусловила перспективу исследования эмпирических аспектов: сущности досугового общения и специфики его современных изменений, особенностей педагогического управления процессом развивающего досугового общения.

Динамические преобразования досугового общения объясняются его расположением в сложном контексте разнообразных проявлений современной социокультурной ситуации. Определение настоящей эпохи термином постмодерн отражает тенденции перехода современного общества в качественно новое состояние, сопряженное с его децентрализацией, утратой целостности, отказом от линейного пути и выбором нелинейных сценариев развития.

В этой связи продуктивными подходами к исследованию являются:

- постструктурализм, открывающий новые возможности в исследовании досугового общения, в его полиаспектном теоретическом осмыслении, проектировании вариативных эмпирических практик организации;

- новые интерпретации понятия культуры с методологических позиций, определяемых постиндустриальным обществом, культивирующим потребление и провозглашающим креативность как метапринцип жизнедеятельности человека. А.В. Костина, А.Я. Флиер выделяют традиционную, этническую культуру; консьюмерную (или массовую) культуру; креативную инновационную культуру. (Досуговое общение реализуется главным образом в пределах массовой культуры, обусловленной развитием индустрии культуры, но вместе с тем обозначает педагогическую задачу наполнения его содержания традиционными и креативными смыслами);

- возникновение новой парадигмы цивилизационного развития, критерием которого обозначается качество жизни (А.И. Суббето и др.), счастье (М. Аргайл) обусловило рассмотрение досугового общения с позиций удовлетворенности субъектов данным процессом и его результатами;

- существенные изменения коснулись темпоральных характеристик досугового общения, которые нашли отражение в структурировании социального времени (Г.Е. Зборовский, Н.А. Хренов). Свободное время приобрело свойство пластичности, возросло его экзистенциальное значение, определяющее индивидуально-личностное структурирование, сообразное потребностям субъектов. Досуговое общение в этой связи приобретает значение практик культурно-смыслового развития субъектов вместе с другими;

- существенные перемены коснулись также пространственных характеристик досугового общения. Производимая индустрией досуга продукция и услуги, создание разнообразных учреждений культуры, рекреационных зон, существенно расширили пространственную лока-

лизацию досугового общения. Возникновение виртуальной среды, альтернативной реальной среде обитания человека, обусловленное развитием интернет-технологий, способствовало появлению новых способов взамодействия человека с человеком и т. д.;

Теоретический и эмпирический аспекты контекстного подхода к исследованию досугового общения способствовали выявлению следующих закономерностей его генезиса: рост относительной самостоятельности досугового общения как особой сферы или вида деятельности человека, что приводит к необходимости педагогического обеспечения социально-культурных условий для его реализации; постоянное ускорение темпов развития досугового общения как социально-культурного явления. Рост объема свободного времени, подвижность его границ, развитие индустрии досуга закономерно обусловливают формирование и развитие разнообразных потребностей личности и диверсифицированных предметных поводов общения; становление новых и интеграция существующих практик досугового общения как закономерность предполагает сближение и взаимодействие различных форм досуговой самореализации личности; усиление субъектной направленности досугового общения -утверждение антропоцентристского подхода к исследованию и организации социальных процессов закономерно обусловливает изменение эффективности досугового общения, выражающейся в удовлетворенности личностью его процессом и результатами; повышение роли целенаправленной, педагогически ориентированной деятельности, обеспечивающей социальную эффективность досугового общения - объективная потребность общества в развитии и консолидации субъектов, их недостаточная социально-культурная компетентность, угроза деконструктивных траекторий развития закономерно детерминируют необходимость педагогического управления диверсификацией досугового общения.

Принадлежность досугового общения к разряду социальнокультурных явлений обусловила его исследование с точки зрения теории социально-культурной деятельности, являющейся составной частью теории и практики педагогики. Введением в научный оборот теории социально-культурной деятельности понятия культурный смысл мы вносим уточнение в понимание сущности социально-культурной деятельности, традиционно связывающей ее культурную составляющую с ценностями и нормами, которые обозначают некий культурно-смысловой сгусток, выступают в качестве регуляторов нормативно заданных взаимодействий человека с человеком. Культурные смыслы обладают характеристиками диверсифицированности, синергийности, они обусловливают плюраль-ность предметных поводов взаимодействий субъектов. Понятие культурного смысла, таким образом, обусловливает выход за пределы аксиологического понимания культуры и взаимодействий человека с человеком, поскольку в онтологической плоскости многие смыслы имеют ценностно

неопределенный, пробный характер, содержат лишь возможность ценностного оформления. Данное уточнение не только расширяет содержательные границы интерпретации понятия культуры, но и задает методологический ракурс рассмотрения теории социально-культурной деятельности с позиций синергетического подхода.

Досуговое общение в ракурсе методологии деятельностного подхода, разрабатываемого Г.А. Андреевой, А.А. Леонтьевым, Ю.А. Стрельцовым и другими учеными выступает как специфический вид социальнокультурной деятельности, в котором пересекаются социальные и культурные потребности субъектов, реализуемые ими в процессе совместной предметной деятельности (предмет досугового общения образуют культурные смыслы, воплощенные в материальных, идеальных объектах, субъектах общения (привлекательных гранях их культурной идентичности), совокупном, интегрированном предмете специально спроектированного события досугового общения).

Деятельностный подход обусловил выделение структуры досугового общения, включающей в себя следующие элементы: субъекты, их потребности (при этом потребности выступают в качестве катализаторов досугового общения и определяют культурно-смысловую плюральность данного процесса), мотивы, цели, культурно-смысловое содержание, формы, коды (вербальные и невербальные), техники взаимодействия, результирующие эффекты (развитие культурной идентичности, социа-бельности, креативности субъектов, создание их солидарностей).

Становление и развитие личности, досуговое общение субъектов осуществляется в сложном контексте разноплановых общественных трансформаций, которые наиболее точно фиксируются термином диверсификация (разнообразие, разностороннее развитие).

Содержание процесса диверсификации досугового общения отражает закономерности увеличения разнообразия в социально-культурной сфере. Это процесс расширения структурных особенностей, свойств и функционального предназначения форм организации досуга (культурных событий), детерминированных изменяющимися досуговыми потребностями субъектов социально-культурной деятельности на основе педагогических технологий организации досугового общения.

Диверсификация досугового общения, в свою очередь, обусловлена совокупностью факторов, среди которых:

- культурогенез как самообновление и искусственное создание новых культурных форм (в том числе досугового общения);

- глобализация - процесс всемирной экономической, политической информационной и культурной интеграции и унификации, создания единого информационно-культурного пространства, новых способов коммуникации;

- экономика - развитие рыночной экономики; межотраслевое проникновение, расширение деятельности предприятий; постоянное разно-

образие производимых товаров и услуг - предметных поводов досугового общения и т. д.;

- социальная динамика, проявляющаяся в изменении социальной стратификации, в утверждении многомерного иерархического подхода к социальной структуре общества, обусловливающей возникновение соответствующих субкультур и культурно-смысловых поводов досугового общения;

- культурная политика - динамика парадигмальных оснований в разработке культурной политики (смещение приоритетов от директивной, региональной - к культуроцентристской парадигме);

- антропологическая динамика выражается: в возрастании социальной субъектности, психологической индивидуальности, креативности, самозначения как принципов жизни, которые находят отражение в досуговом общении субъектов;

В результате факторного анализа определены общие и частные социально-культурные, педагогические принципы организации досугового общения. К общим принципам, обусловленным выделенными закономерностями, относятся:

- принцип гуманизма, признания ценности индивидуальноличностных приоритетов участников досугового общения;

- принцип культуроантропоцентризма, связанный с созданием диверсифицированных культурно-досуговых событий - предметных поводов досугового общения, адекватных культурным потребностям субъектов, способствующих их развитию и консолидации;

- принцип деликатного педагогического управления досуговым общением, корректно направляющим развитие культурной идентичности, креативности, социабельности субъектов данного процесса;

- принцип содействия повышению качества жизни субъектов, выражающийся в их удовлетворенности процессом и результатами досугового общения.

Снижение негативных эффектов диверсификации досугового общения обеспечивают частные педагогические принципы организации этого процесса:

- преемственность и развитие содержания и форм досугового общения;

- баланс между традиционными и инновационными формами досугового общения;

- развитие культурной идентичности субъектов досугового общения; самодеятельности и саморазвития личности;

- содействие инициативам субъектов в создании солидарностей, основанных на культурно-смысловой общности и имеющих конструктивные векторы развития.

Совокупность данных социально-культурных педагогических принципов определяет ориентиры управления досуговым общением, создания педагогических условий, содействующих развитию и консолидации субъектов.

Досуговое общение как целостное педагогическое явление представляет собой педагогическую систему, которая определяется как искусственно созданная, сверхсложная, динамическая, синергетическая, социально-культурная педагогическая система, характеризующаяся целостностью, взаимодетерминированностью ее структурных элементов; открытостью внешней среде, нелинейностью, неравновесностью, способностью к самоорганизации, стохастичностью результирующих эффектов; специфическим статусом педагога, со-участвующего в эволюционном и со-действующего в развивающем процессе ее динамики.

Структура педагогической системы досугового общения включает в себя следующие элементы: культурные смыслы, субъекты досугового общения (участники и педагог), их цели, событие досугового общения образуют инвариант системы - ее статический аспект; функции, результирующие эффекты - составляют динамический аспект системы.

В соответствии с нашей исследовательской позицией выбран системообразующий фактор (П.К. Анохин, В.П. Беспалько, В.А.Сластенин, Н.О. Яковлева и др. ученые), в качестве которого определены культурные смыслы, задающие траектории развития системы.

Выявленные признаки исследуемой системы (открытость среде, нелинейность, неравновесность, способность к самоорганизации, энтропия (плюральность культурных смыслов, выбор партнеров по общению), сто-хастичность достижения результатов и т.д.) указывают на ее принадлежность к синергетическим системам (Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов, И. Пригожин и др.).

К динамическим характеристикам исследуемой системы относятся: бифуркации, которым в синергетических системах принадлежит роль катализаторов изменений системы (спонтанно возникающие, или специально проектируемые культурные смыслы обусловливают динамику развития системы); режим с обострением (события досугового общения), обозначающий сверхбыстрое нарастание процессов, изменение признаков; среда системы представляет собой сложное интегративное образование, включающее экономическую, политическую, социальную, культурную и другие составляющие, образующие совокупность условий, контекст существования системы досугового общения.

Решение вопроса об управлении досуговым общением обусловило обращение к таким понятиям системно-синергетического подхода, как параметр порядка и управляющий параметр, взаимодействие которых образует причинно-следственную зависимость. В качестве параметров порядка исследуемой системы представлены: культурная идентичность,

социабельность, креативность личности, которые поддерживают относительно равновесное (во временном и содержательном измерении) состояние системы, создают эффект аттрактора - притягивающего множества. Одновременно они выступают в качестве результата и генеральных функций системы, объясняя тем самым ее предназначение.

К управляющим параметрам системы относятся педагогическое моделирование среды, специально создаваемые культурно-досуговые события, технологическое моделирование процесса досугового общения, педагогическое предназначение которых состоит в обеспечении устойчивости, относительного равновесия системы.

Выраженная способность синергетической системы досугового общения к самоорганизации обусловливает необходимость сбалансированных, корректных взаимодействий специалиста социально-культурной деятельности с эволюционными процессами системы, достигаемых в результате диалога, сотрудничества - коэволюции.

Важным моментом, предшествующим решению вопроса педагогического управления синергетической системой досугового общения, является рассмотрение функций - предназначения досугового общения в решении конструктивных задач социально-культурного развития личности, консолидации субъектов данного процесса.

В определении генеральных функций системы досугового общения ориентиром выступают параметры порядка, поддерживающие ее относительно равновесное состояние - конструктивные векторы развития личности: культурная идентичность, социабельность, креативность (метод дедукции).

Вместе с тем, установленная методом индукции взаимосвязь между культурными потребностями и функциями досугового общения обусловила их конкретизацию, детализацию. Результаты эмпирического исследования показали, что досуговое общение связано с удовлетворением комплекса потребностей личности (и решением сопряженных с ними социокультурных, педагогических задач), которые обусловливают ряд его сопутствующих функций: создание условий для отдыха, получения удовольствия, позитивных эмоций, пользы, измеряемой индивидуальноличностным развитием (обмен субъектами информацией, опытом); проектирование культурно-смыслового каркаса отношений; создание культурно-смысловых досуговых общностей; самореализация личности вместе с другими и т.д.

Педагогическое управление синергетической системой досугового общения осуществляется посредством организации культурно-досуговых событий - предметных поводов общения, которые призваны: удовлетворять разнообразные потребности субъектов данного процесса; стимулировать развитие их культурной идентичности, социабельности, креативности; снижать риски негативных проявлений диверсификации, находя-

щие выражение в низком качестве производимых культурной продукции и услуг, в выборе субъектами деструктивных траекторий развития.

Культурно-досуговое событие - сложное, интегративное образование, имеющее сложную структуру, которая определяет следующие аспекты управления: событие как услуга - экономический аспект (связан с пониманием события как экономической категории - услуги, что предполагает экономические механизмы управления); культурологический аспект (связан с культурно-смысловым, символическим наполнением события); событие как социальная реальность, обусловливает выбор его содержания и форм в соответствии с реальными потребностями субъектов - участников досугового общения; вовлечение в процесс создания культурно-досуговых событий заинтересованных социальных партнеров (представителей социально-культурных институтов, общественных организаций и т.д.); событие как психологическая (экзистенциальная) реальность представлена интенциями участников - их потребностями, интересами, мотивами; этическая составляющая события связана с ориентацией на конструктивные культурные смыслы, образующие этический стержень, направляющий интеракции субъектов; педагогическая реальность культурно-досугового события состоит в создании интегративной педагогической ситуации; в разработке технологической карты, оформляющей досуговое общение в педагогический процесс, в проектировании организационных условий его реализации.

Специфика управления досуговым общением состоит в определении системы организационных управленческих воздействий на управляющий параметр системы - культурно-досуговое событие. Данная система включает в себя: выбор эффективного подхода к управлению досуговым общением, в качестве которого наиболее эффективным представляется ситуационный подход, предполагающий учет динамики среды (социально-культурных, экономических изменений и т. д.), самой системы, ее элементов (основных трендов потребления культурных услуг, интенций субъектов), образующих проблемные ситуации, требующие оперативного разрешения. Ситуационный подход к управлению обусловливает, в свою очередь, выбор метода управления, в качестве которого выступает метод проектирования, связанный с детальным анализом проблемной ситуации и выбором конкретного способа ее решения.

Проектирование культурно-досуговых событий связано также с определением необходимых и достаточных педагогических условий, реализация которых призвана способствовать достижению педагогических целей: организация диверсифицированных, характеризующихся новизной досуговых событий, отвечающих потребностям субъектов и одновременно содержащих элементы опережающего развития (трансцендентальный компонент); конструирование культурно-смыслового, когнитивноаффективного компонента досугового события, предусматривающего

отбор развивающего содержания, создание его архитектоники, выделяющей наиболее значимые смысловые блоки, способствующие восхождению личности от культурных смыслов, удовлетворяющих ее гедонистические, рекреационные потребности к смыслам развития новых граней культурной идентичности, социальных качеств, креативности; разработка и реализация технологической карты деятельности педагога-организатора, выполняющей инструментальную функцию мягкого управления организацией развивающего досугового общения.

Инструментальное обеспечение процесса управления принадлежит разработанной нами технологии модерации - системному проекту педагогической деятельности, предполагающей мягкое управление развивающим досуговым общением. Алгоритм технологии модерации досугового общения представлен следующими действиями педагога: всестороннее исследование проблемной ситуации (контекста среды, потребно -стей субъектов, возможностей внутренних и внешних управляющих параметров); концептуализация технологии (формулировка ключевых идей); определение целевого и критериального компонента; выбор содержательного компонента; проектирование педагогических стратегий мягкого (модерирующего) взаимодействия; рефлексивный мониторинг (отслеживание изменений досугового общения); уточнение проблем, коррекция деятельности.

К особенностям технологии модерации относятся: постановка интегративной педагогической цели, включающей в себя следующие процедуры: учет интенциальности (цели) личности, ее согласование с целью педагога, внесение элемента опережающего развития; обеспечение развивающего личность содержания досугового события; выбор стратегий взаимодействия субъекта-педагога с субъектами-участниками общения, к которым относятся: стратегия герменевтической совместимости (достигается в результате диагностики проблемной ситуации, культурносмысловых интенций субъектов, определения возможных векторов их развития, установления взаимопонимания и т. д.); стратегия навигации (педагогического ориентирования субъектов в социальном, культурносмысловом пространстве); стратегия корректного сопровождения субъектов в данном пространстве; стратегия фасилитации (предполагает корректную помощь педагога субъектам в выборе культурных смыслов, партнеров по общению, организации их досуговых взаимодействий); стратегия содействия развитию культурной идентичности, креативности субъектов досугового общения, их социабельности, консолидации; стратегии сотрудничества и сотворчества (определяют межсубъект-ные взаимодействия педагога и воспитуемых в процессе создания предметных поводов общения - культурного текста, сценария событий или их элементов).

Подобным образом сконструированная технология модерации приобретает такие свойства, как пластичность, гибкость, вариативность, сообразные природе и культуре личности, ее психологическим, возрастным, социальным особенностям, контексту ее бытия.

Технология модерации выступает в качестве матрицы, форматирующей педагогический процесс, корректно направляющей диверсифицированное содержание досугового общения на решение задачи развития и консолидации субъектов данного процесса.

Результаты опытно-экспериментальной работы, связанные с апробацией основных положений авторской концепции управления досуговым общением, опосредованного организацией культурно-досуговых событий, убедительно доказывают ее состоятельность (достижение развивающих эффектов: позитивные результаты изменения культурной идентичности, социабельности, креативности субъектов досугового общения, снижение энтропии данного процесса, преодоление негативных эффектов его диверсификации) и определяет возможность широкого применения в практике социально-культурной деятельности.

А.А. Гришина

Досуг в обществе потребления: основные тенденции восприятия

Досуг как вид деятельности, направленной на восстановление сил, духовное и физическое развитие, удовлетворение гедонистических потребностей человека, проникает во все сферы повседневной жизни общества. В зависимости от хроникально-исторических особенностей досуговая деятельность изменяла свое местоположение по отношению к другим направлениям деятельности человека. Еще в начале XX столетия досуг занимает вторичное положение по отношению к труду. Изменение ценностной структуры досуга происходит в XXI веке. Досуг становится средством получения прибыли и производством большого количества благ и услуг, потребление которых является способом построения своей идентичности, средством подтверждения статусной принадлежности.

В рамках данной статьи автор предполагает раскрыть особенности обеспечения досуговой деятельности в период глобализации и глокали-зации, а также определить основные тенденции развития досугового пространства в обществе потребления. Теоретические аспекты, характеризующие общество потребления и место досуга в нем, рассматривались в работах многих зарубежных ученых. Э. Тоффлер в своей работе уделял особое внимание таким феноменам как «информационный взрыв» и «до-моцентризм», которые указывают на отличительные черты культуры в информационном обществе. По Э. Тоффлеру, высокий уровень иннова-

75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.