Научная статья на тему 'Культурно-досуговое событие - управляющий параметр синергетической педагогической системы досугового общения'

Культурно-досуговое событие - управляющий параметр синергетической педагогической системы досугового общения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЕ СОБЫТИЕ / ПАРАМЕТР ПОРЯДКА / УПРАВЛЯЮЩИЙ ПАРАМЕТР / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТОНИКА ДОСУГОВОГО СОБЫТИЯ / CULTURAL-AND-LEISURE EVENT / ORDER PARAMETER / CONTROL PARAMETER / TEACHER PEDAGOGICAL ARCHITECTONIC OF LEISURE EVENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова Татьяна Павловна

В статье рассматривается культурно-досуговое событие как управляющий параметр педагогической системы досугового общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL-AND-LEISURE EVENT - CONTROL PARAMETER OF SYNERGETIC PEDAGOGICAL SYSTEM OF LEISURE COMMUNICATION

In the article a cultural-and-leisure event is considered as control parameter of a system of leisure communication.

Текст научной работы на тему «Культурно-досуговое событие - управляющий параметр синергетической педагогической системы досугового общения»

УДК 379.8

КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЕ СОБЫТИЕ - УПРАВЛЯЮЩИЙ ПАРАМЕТР СИНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ДОСУГОВОГО ОБЩЕНИЯ

© Татьяна Павловна Степанова

Челябинская государственная академия культуры и искусств, г. Челябинск, Россия, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социально-культурной деятельности,

e-mail: kf2@chgaki.ru

В статье рассматривается культурно-досуговое событие как управляющий параметр педагогической системы досугового общения.

Ключевые слова: культурно-досуговое событие; параметр порядка; управляющий параметр; педагогическая архитектоника досугового события.

Утверждение в современной науке ан-тропо-, культуро-смыслоориентированного подхода (в работах А.Г. Асмолова, В.С. Биб-лера, Б.М. Бим-Бада, В.Г. Буданова, М.С. Кагана, Н.Б. Крыловой, Н.А. Паршикова, А.Я. Флиера, В.М. Чижикова, В.В. Чижикова, Н.Н. Ярошенко и других ученых) определяет в качестве высшей ценности человека культуры, способного к созиданию своей жизни и общественных форм бытия. Наиболее рельефно данный подход находит отражение в теории и практике социальнокультурной деятельности, в качестве системообразующего вида которой выступает досуговое общение [1-5].

Досуговое общение, рассматриваемое как культурно-смысловое взаимодействие субъектов в сфере свободного времени, связано с пониманием субъектами друг друга, развитием их социабельности и креативности, созданием согласованных картин мира, совместных жизненных сценариев, культурносмысловых солидарностей. В условиях децентрализации современного общества, утраты смыслообразующих оснований объединения его граждан досуговое общение выступает в качестве механизма их консолидации.

Досуговое общение - это искусственно созданная, сверхсложная, динамическая, синергетическая, социально-культурная, педагогическая система, характеризующаяся целостностью, взаимодетерминированностью ее структурных элементов; открытостью внешней среде, нелинейностью, неравновесностью, способностью к диссипации, стохастичностью результирующих эффектов; специфическим статусом педагога, со-участвующего в эволю-

ционном процессе данной системы и содействующим ее динамике.

Проблема управления досуговым общением детерминирует обращение к таким понятиям системно-синергетического подхода, как параметр порядка и управляющий параметр, взаимодействие которых образует причинно-следственную зависимость. В общесистемных исследованиях данный вопрос рассматривается А.И. Уемовым, В.Н. Садовским, Э.Г. Юдиным, В.Н. Сагатовским; в работах, посвященных синергетическим системам (И. Пригожиным, И. Стенгерс, Г. Хакен, Е.Н. Князевой, С.П. Курдюмовым и др.) [6-7].

Выбор параметров порядка синергетической педагогической системы досугового общения детерминирован поиском ответа на вопросы: в чем смысл ее существования, предназначения, что обусловливает ее относительную стабильность, каковы возможности поддержания и развития данной системы?

Досуговое общение, традиционно рассматриваемое как периферийная или дополняющая грань повседневности, на самом деле является самостоятельной и весьма значимой формой жизни для современного человека, «территорией» реализации его «самости», креативного развития, создания новых отношений, социальных солидарностей. В этой связи в качестве параметров порядка педагогической системы досугового общения, обеспечивающих ее относительный гомеостазис и одновременно задающих векторы ее развития, могут быть представлены: культурная идентичность, социабельность, креативность субъектов. Выбор данных параметров порядка детерминирован необходимостью поиска новых, оптимальных осно-

ваний развития и взаимодействий человека с человеком. Культурная идентичность в ее содержательном аспекте определяет самосознание личности (ее целостности и граней), позволяет выявить культурную составляющую «Я-реального», определить приоритеты «Я-идеального» и способы его достижения. Социабельность (основания для которой в условиях трансформации общества, социодинамических сдвигов в значительной мере утрачены) как установка, поддержание, развитие культурно-смысловых контактов, консолидации субъектов. Креативность -ключевая характеристика, затрагивающая индивидуальные и личностные стороны, определяющая конструктивные векторы и результаты развития человека и человеческих общностей.

Одним из ключевых понятий синергетических системных исследований является понятие управляющего параметра. В качестве управляемого объекта (в традиционном понимании) выступают взаимодействующие субъекты досугового общения (воспитуе-мые), которые одновременно являются субъектами процесса управления, участвующими в со-управлении.

Необходимо отметить, что сверхсложность системы, процессуальный характер ее существования не предполагает прямых воздействий на управляемый объект, управляющие воздействия возможны опосредованным способом - через управление управляющим параметром системы, в качестве которого выступает культурно-досуговое событие. Культурно-досуговое событие форматирует педагогическую систему досугового общения в онтологической плоскости, обеспечивает его динамику.

В обыденном смысле событие означает явление, которое произошло или потенциально может произойти - свершившийся факт или прогнозируемый, проектируемый сценарий будущего. Философский ракурс понимания события (по Хайдеггеру) связан с рассмотрением события как части бытия индивидуума, сопричастности индивидуума его бытию и миру, который он разделяет с другими, со-бытийствует с ними в со-мире -времени и пространстве [8].

Досуговое общение в данном контексте представляется как со-бытие, сопричастность субъектов друг к другу, опосредованное сво-

бодным временем, его культурно-смысловым наполнением, пространственным расположением. События досугового общения имеют энтропийный характер и приобретают значение управляющего параметра данным процессом, будучи оформленными в виде специально проектируемых социально-культурных, педагогических ситуаций.

Культурно-досуговое событие не является условием, жестко детерминирующим изменение структуры и функций системы, оно лишь содержит импульсы, возможности этих изменений, что делает ситуацию не вполне предсказуемой и характеризует систему как неравновесную, стохастичную, предполагающую не один, а несколько возможных вариантов изменений, развития, движения от беспорядка к порядку.

При этом поликультурный текст события, его социальная плюральность, выражающаяся в свободном выборе партнеров по общению, взаимодействие со средой открывает возможность выбора векторов движения, развития системы, что указывает на такие характеристики системы досугового общения, как ее открытость, относительная детерминированность.

В этой связи особенное значение приобретает организация событий, содействующих досуговому общению. Культурно-досуговые события предполагают педагогическое моделирование условий среды системы, форматирование события, наполнение его культурным текстом, организацию интеракций субъектов общения. Уникальность события, определяемая созданием его символической, интерактивной среды (культурно-смысловым насыщением, оригинальным оформлением, свойством создания точек бифуркации и т. д.), стимулирует переход системы в иное качественное состояние, становится ключевым условием функционирования и развития педагогической системы досугового общения.

Открытость педагогической системы досугового общения среде детерминирует интеграцию ее трансформаций, доминирующее место среди которых принадлежит изменению статуса сферы культуры в условиях рыночной экономики, превращение ее в отрасль экономики (в сравнение с прежним статусом несколько абстрактной «духовной сферы»), продуцирующей культурные продукты и услуги, воплощенные в т. ч. в досуговых собы-

тиях, образующих предметное поле досугового общения субъектов. Особенность культурных услуг, как отмечает В.Е. Новаторов, заключается в том, что в отличие от материальных, культурные услуги, главным образом, не имеют вещественного выражения и связаны с феноменами сознания субъектов - восприятием, пониманием, мышлением, переживаниями и т. д., что делает услугу неосязаемой, неотделимой от ее производителя [9].

Отметим, что производство и потребление услуги зачастую совпадают, имеют процессуальный характер (просмотр спектакля, прослушивание концерта, чтение книги, досуговое общение и т. д.), предполагают участие потребителя в ее преобразовании. Именно таким уникальным свойством обладают услуги-события как предметные поводы досугового общения, их структура и содержание имеют подвижный, пластичный характер, что позволяет участникам досугового общения преобразовывать реальность со-бытия, проектировать интеракции.

Вместе с тем следует учесть, что доступность культурных событий как предметных поводов досугового общения сопряжена с потребительскими возможностями субъектов, которые одновременно получают (и продуцируют) новые основания для взаимодействия друг с другом.

Г.А. Аванесова подчеркивает связь потребления культурных услуг с их возможностями в удовлетворении субъектами потребностей внутреннего развития, расширения познавательных способностей, развлечений, восстановления физических сил и душевного равновесия. Наряду со свободой выбора занятий, спектр потребительских запросов и предпочтений в значительной степени диверсифицирован, имеет экзистенциальную окрашенность [10].

Услуги в сфере культуры имеют уникальный характер, поскольку обращены к неповторимой сущности человека, его сознанию, вместе с тем они имеют интегративную природу, сложную структуру, что обусловливает следующие аспекты управления событиями досугового общения:

- событие как услуга - экономический аспект (он связан с пониманием события как экономической категории - услугой, что предполагает экономические механизмы управления: расчет затрат на производство,

продвижение данной услуги, определение ценовой политики, расчет экономических эффектов, рисков и т. д. Немаловажное значение имеет использование маркетинговых технологий, связанных с изучением и формированием спроса, разработкой механизмов продвижения услуги, использование РЯ, рекламных технологий и т. п. Ориентация учреждений культуры на экономические эффекты от производства культурных услуг существенно снижает эффективность ее культурной составляющей, измеряемой культурным капиталом - развитием сущностных сил человека, его многогранной идентичности, возможностью создания конструктивных культурно-смысловых социальных связей, солидарностей субъектов);

- событие как культурный агент - культурологический аспект (культурно-смысловое, символическое наполнение события; использование оригинальных художественных форм, средств, приемов, современных технических средств, привлекающих участников; производство новых впечатлений, знаний, стимулирование интересов, потребностей и т. д.; выделение и обозначение в культурно-смысловом пространстве события ценностных акцентов, содействие в выборе векторов развития идентичностей субъектов досугового общения. Управление культурносмысловой навигацией - ориентированием участников общения в культурно-смысловом пространстве; выявление, формирование культурно-смысловых лидеров);

- событие как социальная реальность (выбор его содержания и форм в соответствие с реальными потребностями субъектов -участников досугового общения; вовлечение в процесс создания социальной досуговой реальности заинтересованных субъектов -представителей социально-культурных институтов, общественных организаций - социальное партнерство; организация культурно-смысловых, символических, социальнозначимых интеракций субъектов досугового общения; выделение лидеров, способных воспроизводить, трансформировать, создавать посредством своих действий социальные связи, контакты);

- событие как психологическая (экзистенциальная) реальность, представлена интенциями участников (их потребностями, интересами, мотивами). Событие выступает

в качестве герменевтического поля, в котором «пересекаются» механизмы восприятия, понимания, познания; не вполне осознаваемые интеракции опосредованы механизмами заражения, подражания действиям; осознаваемые культурно-смысловые интеракции -целенаправленные установление контактов, коммуникация, участие в организации совместных действий;

- этическая составляющая события связана с ориентацией на общечеловеческие ценности, образующие этический стержень. (Культурно-смысловой плюрализм, высокая степень допустимости, граничащая с переходом культурной функции в «некультурную», свобода самоопределения субъектов требует контроля - ответственности от создателей события, измеряемой формулой «не навреди», содействием гуманному возвышению субъектов. Этической нормой является также профессионализм создателей культурно-досуговых событий, ответственность за высокий уровень их качества, в котором отражается отношение к человеку, со-участие в его индивидуально-личностном росте);

- педагогическая реальность культурнодосугового события состоит в создании экспериментальной, интегративной, педагогической ситуации; технологической модели, оформляющей досуговое общение в педагогический процесс; проектировании организационных условий его реализации. Педагогика события досугового общения связана с разработкой его абстрактно-логической концепции и технологии практического воплощения. Абстрактно-логический уровень предполагает решение вопроса выбора методологии, педагогических подходов, теоретического обоснования и определения ключевых идей концепции. Эмпирический уровень определяет алгоритмическую матрицу, моделирование последовательности воплощения концепции, проектирование архитектоники события.

Рассмотрение услуги в подобном ракурсе позволяет представить ее целостность, состоящую из взаимосвязанных элементов. В этой связи услуги сферы культуры должны представлять собой сбалансированный вариант, разумно сочетающий указанные элементы, преобладание одного из них трансформирует структуру и функции услуги, детерминирует образование ее структурных или

функциональных доминант. Вместе с тем культурогенез, широкий спектр потребительских поводов, разнообразие вариантов финансирования, социальных взаимодействий детерминируют высокую степень диверсификации услуг, производимых предприятиями культуры, и, следовательно, образуют контекст, формируют полипредметную сторону досугового общения, обусловливают необходимость педагогического управления данным процессом.

Таким образом, говоря о социально-культурном, педагогическом управлении досуговым общением, мы подразумеваем управление созданием культурных событий (услуг) как предметных поводов развития культурной идентичности, социабельности, креативности субъектов, их культурно-смыслового взаимодействия, создания солидарностей.

В качестве стержневой основы выступает культурно-смысловой, когнитивно-аффективный паттерн досугового события, который, с одной стороны, содержит векторы трансценденций, свободный выбор которых субъектами досугового общения стимулирует их развитие, а с другой - сосредоточивает их интенции (как возможность удовлетворения потребностей, интересов, запросов) и имеет потенциал пробуждения дополнительных интенций (новых культурных смыслов, потребностей, способов взаимодействий).

Организация досугового общения связана с проектированием досуговых событий, содержание (текст) которых образует развивающий культурно-смысловой паттерн, проектирование их архитектоники, формирующей интерес субъектов к транслируемой (и создаваемой) информации, к другому человеку, обусловливают взаимопознавательный процесс, способствует взаимопониманию субъектов данного процесса, приобретению ими опыта конструктивного общения, повышению у них позитивной самооценки, ценностного отношения к другому человеку.

Проектирование социально-культурной, педагогической архитектоники проектируемого события как предмета досугового общения предполагает:

- диагностику интенций субъектов, их культурно-смысловых, эмоциональных доминант;

- создание когнитивно-аффективного паттерна события - символической интерак-

тивной среды, герменевтического поля события, насыщение его текста культурными смыслами, стимулирующими познавательный интерес, оказывающими развивающее воздействие на участников досугового события;

- культурно-смысловую навигацию, достигаемую посредством выстраивания композиции - внутренней логики, драматургии события и его оригинального оформления;

- расстановку когнитивных акцентов, принимающих на себя функцию культурносмыслового ориентирования (выделение культурно-смысловых доминант при помощи выразительных средств, оригинальных приемов организации);

- актуализацию культурного опыта участников досугового общения, содейстствие им в реализации креативного потенциала, социально-культурной персонификации;

- создание атмосферы безопасности, доверия, доброжелательности, эмоциональной релаксации и комфорта;

- проектирование интерактивных зон, вовлечение участников досугового события во взаимодействия, фасилитация специалиста социально-культурной деятельности в установлении и развитии контактов субъектов;

- корректное «внедрение» культурных агентов, выполняющих роль лидеров, организующих интеракции;

- распознание социально-культурных лидеров среди участников досугового общения, опору на их опыт, инициативу, присоединение к ним других (как знакомых, так и ранее не знакомых, не проявляющих активности) субъектов, направление их интеракций;

- блокирование и преобразование деструктивных проявлений, не согласующихся с этикой со-бытия;

- содействие (в зависимости от характера досугового события - эпизодического или циклового) созданию культурно-смысловых солидарностей (поверхностного, контактного или интерактивного типа).

Опосредованное организацией культурно-досуговых событий управление досуговым общением субъектов детерминирует снижение энтропии данного процесса, преодоление негативных эффектов его диверсификации (культурно-смысловой, социальной плюральности, деструктивных векторов развития и т. п.); способствует созданию культурно-смысловых, когнитивно-аффективных паттернов, направляющих развитие, консолидацию субъектов данного процесса.

1. Буданов В.Г., Журавлев В.А., Харитонова В.А. Управление образовательным процессом в современных условиях: инновации и проблемы моделирования // Синергетическая парадигма. Синергетика в образовании. М., 2006. С. 450-469.

2. Крылова Н.Б. Культурология образования. М., 2000.

3. Флиер А.Я. Постмодерн как поиск новой культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2006. № 3 (Ч. 2). С. 5-11.

4. Чижиков В.М., Чижиков В.В. Теория и практика социокультурного менеджмента. М., 2008.

5. Ярошенко Н.Н. Педагогические парадигмы теории социально-культурной деятельности: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2000.

6. Уёмов А. И. Системный подход и общая теория систем. М., 1978.

7. Хакен Г. Можем ли мы применять синергетику в науках о человеке? // Синергетика и психология. Вып. 2. Соц. процессы. М., 2000. С. 12.

8. Хайдеггер М. Время и бытие: ст. и выступления / пер. с нем.; сост., пер., вступ. ст., ком-мент. и указ. В.В. Бибихина. СПб., 2007.

9. Новаторов В.Е. Маркетинг в социально-культурной сфере. Омск, 2000. С. 32-33.

10. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации. М., 2006. С. 121-122.

Поступила в редакцию 8.12.2010 г.

UDC 379.8

CULTURAL-AND-LEISURE EVENT - CONTROL PARAMETER OF SYNERGETIC PEDAGOGICAL SYSTEM OF LEISURE COMMUNICATION

Tatyana Pavlovna Stepanova, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts, Chelyabinsk, Russia, Candidate of Education, Associate Professor, Associate Professor of Social and Cultural Activity Department, e-mail: kf2@chgaki.ru In the article a cultural-and-leisure event is considered as control parameter of a system of leisure communication.

Key words: cultural-and-leisure event; order parameter; control parameter; teacher pedagogical architectonic of leisure events.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.