УДК 373
Каргапольцев С.М.1, Табилова М.Р.2
1Оренбургский государственный университет E-mail: smkar1@yandex.ru 2МБДОУ № 92 г Оренбурга e-mail: marina_55573@mail.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Согласно положениям обновленного Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» система отечественного дошкольного образования выступает начальным, первым уровнем общего образования. Данное обстоятельство предполагает не только повышение социокультурного и общественного статуса дошкольного образования, что отражено нормативно-правовыми положениями соответствующего федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО), но и определяет необходимость внедрения собственно педагогических, а потому и предельно управленческих новаций в деятельность дошкольных образовательных организаций.
Изменение содержательно-целевых векторов дошкольного образования обуславливает новые подходы к оценке эффективности системы управления образовательным учреждением, связанные со своеобразной «перестройкой» мировоззрения педагогических и управленческих кадров, ориентированной на выявление основных тенденций образовательного развития социума, приоритетных запросов сложившегося рынка образовательных услуг, систематического мониторинга соответствующих запросов общества, родителей и детей в педагогической плоскости реализуемой возможности адекватного ответа на образовательные вызовы современности.
В объемном ряду профессионально-личностных компетенций, кото-рыми призван обладать руководитель образовательной организации, работающей в режиме внедрения инноваций, далеко не последнее место занимают инициативность, ответственность, смелость, решительность и, в числе главенствующих приоритетов, - твердая приверженность гуманистическим идеалам и принципам в выстраивании управленческих стратегий и тактик развития современного учреждения дошкольного об-разования.
Ключевые слова: управление, образование, инновационность, кон-курентоспособность, гуманность.
Проблема внедрения ФГОС дошкольного образования в деятельность соответствующих образовательных организаций не может быть достаточно эффективно решена без качественной подготовки управленческих, педагогических кадров.
Под управлением в образовании понимается «определённым образом организованное взаимодействие управляющих и управляемых систем, направленное на оптимизацию и гуманизацию образовательного процесса, повышение его результативности» [19, с. 3].
В обозначенном отношении выделяются главные задачи, призванные к решению на этапе управленческого внедрения в образовательном учреждении основополагающих идей ФГОС дошкольного образования: определение системы проектов, программ в русле единой инновационной образовательной политики; своевременное обновление ресурсного обеспечения и контроль за ходом деятельности по реализации педагогических инноваций; подготовка и
переподготовка педагогов в русле реализуемых инноваций, а также создание гуманистически ориентированной образовательной среды [16, с. 122], всемерно содействующей реализации социализирующих векторов образовательного развития личности [7].
При этом управление педагогическим персоналом - постоянным составом работников образовательной организации - выступает «одной из наиболее важных» управленческих сфер, обращенных к особому, «человеческому измерению» ее деятельностной активности [3, с. 89], что непосредственно затрагивает, прежде всего, личностно-развивающую проблематику дошкольного образования в многоплановом формате «сохранения уникальности и самоценности детства» [14], где «детоводительскую», собственно управленческую и предельно гуманистическую функцию каждого педагога, каждого педагогического работника, включая руководителя, трудно переоценить: «Все, берущиеся воспитывать детей, должны также стараться о
Гуманитарная наука Оренбуржья_
том, чтобы не менее того любить их, т. е. быть не только руководителями своих питомцев, но также и друзьями их» (Я.А. Коменский) [9, с. 162].
Сегодня в дошкольном образовании складывается новое представление о компетентности и профессионализме педагогического работника: решающее предпочтение отдается не узкому специалисту-исполнителю, а воспитателю, наставнику, способному решать разноплановые задачи, регулировать человеческие взаимоотношения, обладающему множеством гуманистически ориентированных ключевых компетенций, включая инициативность, стремление к самосовершенствованию, творческому взаимодействию и сотрудничеству [20, с. 56].
Это тем более значимо, поскольку в доминирующих реалиях отечественной рыночной экономики одним из определяющих условий эффективности внедрения основных идей и положений федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования выступает позитивная динамика показателей конкурентоспособности образовательной организации, напрямую связанная с повышением творческого потенциала педагогических работников и продуктивной реализацией инновационных подходов к системе управления персоналом.
В обозначенном аспекте рассматриваются различные аспекты повышения конкурентоспособности современных организаций в условиях инновационного управления [15]-[17], в том числе, в образовательно-педагогической плоскости [4], [12, [13], [18]; уточняются базовые характеристики профессионализма современного педагога - активный пользователь информационных технологий [13], способный эффективно применять учебно-методические и воспитательные ресурсы [10], [19], обладающий культурой деловых и межличностных отношений, готовый к непрерывному самообразованию [8]; отмечается «полиструктурный», в единстве «внешней» (административной) и «внутренней» (педагогическое самоуправление) составляющих, характер управления образовательной организацией [3], конкретизируется набор компетенций, которыми должен обладать современный руководитель образовательного учреждения, работающего в режиме внедрения инноваций [2].
В инновационном векторе выстраивания целедостигающих стратегий и тактик руково-
дитель учреждения дошкольного образования должен обладать развитой способностью адекватной оценки сложившейся социокультурной (образовательной) ситуации в ее актуальном, прогностическом и рискологическом аспектах, что предполагает направленное осуществление целого ряда управленческих действий, решений и инициатив:
- разработку нормативно-правовых основ деятельности образовательной организации в условиях управления процессом внедрения ФГОС дошкольного образования, в том числе, в аспекте оптимизации условий труда педагогических работников и повышения уровня корпоративной поддержки и социальной защищенности;
- обеспечение интеграции образовательного учреждения, семьи и социального окружения в инновационной плоскости целостного развития; проектирование и реализация развивающей образовательной среды;
- педагогическую корректировку научно-методического сопровождения образовательного процесса с целью оптимизации условий социализации и индивидуализации личности воспитанников;
- ориентацию педагогических работников на инновационную деятель-ность в продуктивном сотрудничестве со всеми заинтересованными субъектами, прежде всего, с воспитанниками и их родителями;
- инновационное обогащение компонентной структуры образовательного управления, в том числе, за счет создания совместных экспертных групп, инициативных объединений и творческих союзов педаго-гов, родителей, представителей общественности, попечителей;
- обновление материально-технической и информационно-компьютерной базы образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
- повышение управленческой и профессиональной компетентности педагогов в системе непрерывного образования и самообразования, развитие инновационных форм педагогического самоуправления, нацеленных на выявление потенциальных точек образовательного роста и, в этой связи, актуализацию способности к принятию самостоятельных, индивидуально-коллективных решений, управленческих новаций и творческих инициатив;
Каргапольцев С.М., Табилова М.Р.
Формирование устойчивых словосочетаний
- расширение сферы дополнительных образовательных услуг, наиболее полно отвечающих запросам и пожеланиям детей и родителей, а также основным целям педагогической деятельности дошкольной образовательной организации.
Особую значимость имеет выстраивание продуктивных стратегий взаимодействия и сотрудничества с окружающим социумом, в том числе, в плоскости привлечения и эффективного использования «дополнительных ресурсов» в предельно широком понимании этого термина, а также формирование у родителей воспитанников положительной оценки вводимых в образовательной организации новшеств и новаций [4, с. 232], способствуя, тем самым, увеличению круга «единомышленников», заинтересованных участников качественного обновления деятельности образовательного учреждения, повышению его социокультурного, имиджевого статуса успешности в конкурентной среде предоставления образовательных услуг.
В имиджевом ракурсе векторов успеха значимым итогом управленческого влияния выступает согласованная направленность усилий педагогического коллектива на утверждение демократических, корпоративных ценностей в деятельности дошкольной образовательной организации как особой «духовной общности» [12], персонально и ответственно исповедующей гуманистические идеи и принципы в области воспитания детей.
Вследствие чего в инновационном потенциале современного руково-дителя дошкольной образовательной организацией существенно, т.е. педагогически центрированно повышается роль «субъективного начала» и «человеческого фактора», увеличивается опора на «субъектный потенциал педагога», главным образом, в аспекте стимулирования оптимизирующего ресурса «внутренней стороны» управления персоналом, прежде всего - «педагогического самоуправления» как организационной структуры, призванной к непосредственной актуализации гуманистических основ образовательного взаимодействия [3, с. 90, 92, 93].
Имиджевая политика руководителя, связанная с многоаспектным ис-кусством «управлять впечатлением» [6], напрямую соотносится с утверждением (укреплением) высокой демократической миссии учреждения дошкольного
образования «в глазах» воспитанников, родителей, сотрудников, социальных партнеров, непосредственно осуществляясь, прежде всего, во всемерном способствовании реализации идеи личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку. Здесь важную роль играет гуманизирующий фактор педагогического мастерства воспитателя, его умение «выбрать правильный стиль и тон в обращении с воспитанниками», позволяющее «влиять не только на ум, но и на чувства», передавая «опыт эмоционально-ценностного отношения к миру» [18, с.412-413].
Однако в реализации гуманистических доминант управленческих воз-действий главенствующая роль несомненно принадлежит руководителю, поскольку от его действий, слов, отношений, взглядов, стиля руководства в целом во многом зависит атмосфера партнерства, взаимопомощи, сотрудничества, утверждаемая в педагогическом коллективе, что особенно важно при переходе образовательной организации в инновационную плоскость развития и функционирования.
Любое подлинное управление в своих глубинных основах базируется на действенном и действительном, компетентностном и моральном авторитете руководителя, который, особенно в сфере образования, в преимущественной реализации педагогических ценностей призван базироваться на приоритетах гуманности как «истинного облика человечности» (И.Г. Гердер) [5, с. 132], утверждать доброжелательность и чуткое отношения к другому, выступать олицетворением твердой веры в осуществимость предпринятых замыслов, равно как и являть собою несомненное воплощение надежды на безусловную достижимость поставленных целей, обуславливающей оптимизирующее наличие у каждого члена педагогического коллектива ободряющего чувства «радости ожидания» (Г. Шульце) [22, с. 300].
Гуманистически ориентированное, педагогическое управление персоналом должно создавать условия, позитивно влияющие на усиление демократических, корпоративных, дружественных начал в жизни образовательного сообщества и, соответственно, в содержании управленческой деятельности [3, с. 91], а потому руководитель безусловно призван к старанию быть искренним и правдивым в своих делах и поступках, по-
гуманитарная наука Оренбуржья
буждая ответное чувство доверия, выступающее «краеугольным камнем всякой совместной жизни людей» (М. Манасеина) [11, с. 234-235].
Таким образом, педагогическое управление персоналом в образовательной организации в условиях реализации основных идей и положений ФГОС дошкольного образования предполагает, на всех возможных этапах своего осуществления, прежде всего, актуализацию
гуманистического потенциала сферы непосредственного общения, что обуславливает реализацию приоритетов личностно-ориентированного подхода в управленческой деятельности, побуждая всех ее участников к творческому сотрудничеству и продуктивному взаимодействию в многогранном процессе внедрения образовательных новаций, новшеств и инициатив.
10.10.2015
Список литературы::
1. Анкудинова, И.А. Управление образованием с использованием инноваций в образовательном учреждении / И.А. Анкудинова, Т.А. Селукова, А.Г. Семкин. - [электронный ресурс] : режим доступа: http://festival.1september.ru /articles/579320/
2. Бандурка, А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Психология управления: учебное пособие / А.М. Бандурка, С.П. Бочарова, Е.В. Землянская. - Харьков, 2008. - 145 с.
3. Белоусова, С.А. Управление персоналом образовательной организации как педагогическое понятие / С.А. Белоусова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2005. - № 15. - С. 89-95.
4. Борытко, Н.М. Педагогика: Учебное пособие / Н.М. Борытко. - М.: Изд. центр «Академия», 2007. - 496 с.
5. Гердер, И.Г. Идеи к философии истории человечества / И.Г. Гердер. - М.: Наука, 1977. 704 с.
6. Гофман, Э. Ритуал взаимодействия: очерки поведения лицом к лицу/ Э. Гофман. - М: Смысл, 2009. - 319 с.
7. Каргапольцева, Н.А. Педагогические аспекты гуманитарной транс-формации социализирующей среды / Н.А. Каргапольцева // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2012. - №2. - С.66-71.
8. Козырев, В.А. Модернизация подготовки педагогических кадров в условиях перехода на уровневое образование / В.А. Козырев. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 182 с.
9. Коменский, Я.А. Законы благоустроенной школы // Коменский Ян Амос Избранные педагогические сочинения. Ч. II. Мелкие сочинения, примы-кающие к Великой Дидактике /Я.А. Коменский ; Пер. с нем. А.Адольфа и С. Любомудрова. - М.: Т-во Скоропечатни А.А.Левенсон, 1894. - С. 136-176.
10. Кузнецова, Н.А. Управление методической работой в учреждениях дошкольного образования детей: Пособие для руководителей и педагогов / Н.А. Кузнецова. - М.: Айрис - пресс, 2003. - 96 с.
11. Манасеина, М. Основы воспитания с первых лет жизни и до полного окончания университетского образования / М. Манасеина. - Вып. 5А. - СПб.: Тип. Е.Евдокимова, 1899. - 404 с.
12. Организация и руководство образовательным учреждением. - [электронный ресурс] : режим доступа: http://www.bibliofond. ru
13. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 2002. - 453 с.
14. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» - [электронный ресурс] : режим доступа: http://rg.ru/2013/11/25/ doshk-standart-dok.html
15. Розанова, В. А. Психология управления / В.А. Розанова. - М., 2000. - 255 с.
16. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики. Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / В.С. Селиванов. - М.: Изд. центр «Акаде-мия», 2004. - 336 с.
17. Сербиновский, Б.Ю. Управление персоналом: Учебник / Б.Ю. Сербиновский. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. - 464с.
18. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин [и др.]. - М.: Изда-тельский центр «Академия», 2002. - 576 с.
19. Учебно-методический материал по теме: Современные подходы к управлению инновационными процессами. - [электронный ресурс] : режим доступа^йр://^ро11а1.га
20. Фадеева, Е.И. Социология и психология в управлении персоналом. Учебно-методическое пособие / Е.И. Фадеева. - М.: ЦГЛ, 2006. - 112с.
21. Харламов, И.Ф. Педагогика в вопросах и ответах: Учебное пособие / И.Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 2001. - 256 с.
22. Шульце, Г. О сердце как способности чувств и стремлений // Шульце, Г. Психическая антропология или опытное учение о жизни человека по духовной его стороне / Г. Шульце ; Пер. с нем свящ. Феодора Симонского. - СПб.: В тип. И. Глазунова, 1834. - С. 248-497.
Сведения об авторах
Каргапольцев Сергей Михайлович, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор
E-mail: smkar1@yandex.ru
Табилова Марина Равхатовна, заведующий муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 92» (МБДОУ № 92) г. Оренбурга, кандидат педагогических наук E-mail: marina_55573@mail.ru 460018, г Оренбург, пр-т Победы, д.13