Научная статья на тему 'Педагогическое управление персоналом образовательного учреждения в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования'

Педагогическое управление персоналом образовательного учреждения в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
463
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ADMINISTRATION / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ИННОВАЦИОННОСТЬ / INNOVATION / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ГУМАННОСТЬ / COMPETITIVENESS AND HUMANITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каргапольцев Сергей Михайлович, Табилова Марина Равхатовна

Согласно положениям обновленного Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» система отечественного дошкольного образования выступает начальным, первым уровнем общего образования. Данное обстоятельство предполагает не только повышение социокультурного и общественного статуса дошкольного образования, что отражено нормативно-правовыми положениями соответствующего федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО), но и определяет необходимость внедрения собственно педагогических, а потому и предельно управленческих новаций в деятельность дошкольных образовательных организаций. Изменение содержательно-целевых векторов дошкольного образования обуславливает новые подходы к оценке эффективности системы управления образовательным учреждением, связанные со своеобразной «перестройкой» мировоззрения педагогических и управленческих кадров, ориентированной на выявление основных тенденций образовательного развития социума, приоритетных запросов сложившегося рынка образовательных услуг, систематического мониторинга соответствующих запросов общества, родителей и детей в педагогической плоскости реализуемой возможности адекватного ответа на образовательные вызовы современности. В объемном ряду профессионально-личностных компетенций, которыми призван обладать руководитель образовательной организации, работающей в режиме внедрения инноваций, далеко не последнее место занимают инициативность, ответственность, смелость, решительность и, в числе главенствующих приоритетов, твердая приверженность гуманистическим идеалам и принципам в выстраивании управленческих стратегий и тактик развития современного учреждения дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каргапольцев Сергей Михайлович, Табилова Марина Равхатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL MANAGEMENT OF EDUCATIONAL INSTITU-TIONS’ PERSONNEL IN THE CONDITIONS OF FGES’ IMPLEMENTATION IN PRESCHOOL EDUCATION

Under the provisions of the updated Federal Law «On Education in the Russian Federation,» the domestic system of preschool education serves primary, the first level of general education. This fact implies not only an increase in the socio-cultural and social status of pre-school education, which is reflected legal and regulatory provisions of the relevant federal state educational standards (FGES), but also determines the need to implement proper teaching, and therefore the maximum managerial innovations in the activities of pre-school educational institutions. Changes in the content-targeted vectors of preschool education leads to new approaches to evaluating the effectiveness of management of educational institutional system associated with a kind of «restructuring» philosophy of teaching and managerial staff, focusing on identifying the main trends in the educational development of society, developing the priority requests of the educational market, the pedagogical plane implemented the adequate response to the educational challenges of today. The volume number of professional and personal competences, which are intended to be the head of an educational organization working in the mode of innovation, far not the last place is occupied by initiative, responsibility, courage, determination, and, among the dominant priorities strong commitment to humanistic ideals and principles in building management strategies and tactics of modern pre-school education.

Текст научной работы на тему «Педагогическое управление персоналом образовательного учреждения в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

УДК 373

Каргапольцев С.М.1, Табилова М.Р.2

1Оренбургский государственный университет E-mail: smkar1@yandex.ru 2МБДОУ № 92 г Оренбурга e-mail: marina_55573@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Согласно положениям обновленного Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» система отечественного дошкольного образования выступает начальным, первым уровнем общего образования. Данное обстоятельство предполагает не только повышение социокультурного и общественного статуса дошкольного образования, что отражено нормативно-правовыми положениями соответствующего федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО), но и определяет необходимость внедрения собственно педагогических, а потому и предельно управленческих новаций в деятельность дошкольных образовательных организаций.

Изменение содержательно-целевых векторов дошкольного образования обуславливает новые подходы к оценке эффективности системы управления образовательным учреждением, связанные со своеобразной «перестройкой» мировоззрения педагогических и управленческих кадров, ориентированной на выявление основных тенденций образовательного развития социума, приоритетных запросов сложившегося рынка образовательных услуг, систематического мониторинга соответствующих запросов общества, родителей и детей в педагогической плоскости реализуемой возможности адекватного ответа на образовательные вызовы современности.

В объемном ряду профессионально-личностных компетенций, кото-рыми призван обладать руководитель образовательной организации, работающей в режиме внедрения инноваций, далеко не последнее место занимают инициативность, ответственность, смелость, решительность и, в числе главенствующих приоритетов, - твердая приверженность гуманистическим идеалам и принципам в выстраивании управленческих стратегий и тактик развития современного учреждения дошкольного об-разования.

Ключевые слова: управление, образование, инновационность, кон-курентоспособность, гуманность.

Проблема внедрения ФГОС дошкольного образования в деятельность соответствующих образовательных организаций не может быть достаточно эффективно решена без качественной подготовки управленческих, педагогических кадров.

Под управлением в образовании понимается «определённым образом организованное взаимодействие управляющих и управляемых систем, направленное на оптимизацию и гуманизацию образовательного процесса, повышение его результативности» [19, с. 3].

В обозначенном отношении выделяются главные задачи, призванные к решению на этапе управленческого внедрения в образовательном учреждении основополагающих идей ФГОС дошкольного образования: определение системы проектов, программ в русле единой инновационной образовательной политики; своевременное обновление ресурсного обеспечения и контроль за ходом деятельности по реализации педагогических инноваций; подготовка и

переподготовка педагогов в русле реализуемых инноваций, а также создание гуманистически ориентированной образовательной среды [16, с. 122], всемерно содействующей реализации социализирующих векторов образовательного развития личности [7].

При этом управление педагогическим персоналом - постоянным составом работников образовательной организации - выступает «одной из наиболее важных» управленческих сфер, обращенных к особому, «человеческому измерению» ее деятельностной активности [3, с. 89], что непосредственно затрагивает, прежде всего, личностно-развивающую проблематику дошкольного образования в многоплановом формате «сохранения уникальности и самоценности детства» [14], где «детоводительскую», собственно управленческую и предельно гуманистическую функцию каждого педагога, каждого педагогического работника, включая руководителя, трудно переоценить: «Все, берущиеся воспитывать детей, должны также стараться о

Гуманитарная наука Оренбуржья_

том, чтобы не менее того любить их, т. е. быть не только руководителями своих питомцев, но также и друзьями их» (Я.А. Коменский) [9, с. 162].

Сегодня в дошкольном образовании складывается новое представление о компетентности и профессионализме педагогического работника: решающее предпочтение отдается не узкому специалисту-исполнителю, а воспитателю, наставнику, способному решать разноплановые задачи, регулировать человеческие взаимоотношения, обладающему множеством гуманистически ориентированных ключевых компетенций, включая инициативность, стремление к самосовершенствованию, творческому взаимодействию и сотрудничеству [20, с. 56].

Это тем более значимо, поскольку в доминирующих реалиях отечественной рыночной экономики одним из определяющих условий эффективности внедрения основных идей и положений федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования выступает позитивная динамика показателей конкурентоспособности образовательной организации, напрямую связанная с повышением творческого потенциала педагогических работников и продуктивной реализацией инновационных подходов к системе управления персоналом.

В обозначенном аспекте рассматриваются различные аспекты повышения конкурентоспособности современных организаций в условиях инновационного управления [15]-[17], в том числе, в образовательно-педагогической плоскости [4], [12, [13], [18]; уточняются базовые характеристики профессионализма современного педагога - активный пользователь информационных технологий [13], способный эффективно применять учебно-методические и воспитательные ресурсы [10], [19], обладающий культурой деловых и межличностных отношений, готовый к непрерывному самообразованию [8]; отмечается «полиструктурный», в единстве «внешней» (административной) и «внутренней» (педагогическое самоуправление) составляющих, характер управления образовательной организацией [3], конкретизируется набор компетенций, которыми должен обладать современный руководитель образовательного учреждения, работающего в режиме внедрения инноваций [2].

В инновационном векторе выстраивания целедостигающих стратегий и тактик руково-

дитель учреждения дошкольного образования должен обладать развитой способностью адекватной оценки сложившейся социокультурной (образовательной) ситуации в ее актуальном, прогностическом и рискологическом аспектах, что предполагает направленное осуществление целого ряда управленческих действий, решений и инициатив:

- разработку нормативно-правовых основ деятельности образовательной организации в условиях управления процессом внедрения ФГОС дошкольного образования, в том числе, в аспекте оптимизации условий труда педагогических работников и повышения уровня корпоративной поддержки и социальной защищенности;

- обеспечение интеграции образовательного учреждения, семьи и социального окружения в инновационной плоскости целостного развития; проектирование и реализация развивающей образовательной среды;

- педагогическую корректировку научно-методического сопровождения образовательного процесса с целью оптимизации условий социализации и индивидуализации личности воспитанников;

- ориентацию педагогических работников на инновационную деятель-ность в продуктивном сотрудничестве со всеми заинтересованными субъектами, прежде всего, с воспитанниками и их родителями;

- инновационное обогащение компонентной структуры образовательного управления, в том числе, за счет создания совместных экспертных групп, инициативных объединений и творческих союзов педаго-гов, родителей, представителей общественности, попечителей;

- обновление материально-технической и информационно-компьютерной базы образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО;

- повышение управленческой и профессиональной компетентности педагогов в системе непрерывного образования и самообразования, развитие инновационных форм педагогического самоуправления, нацеленных на выявление потенциальных точек образовательного роста и, в этой связи, актуализацию способности к принятию самостоятельных, индивидуально-коллективных решений, управленческих новаций и творческих инициатив;

Каргапольцев С.М., Табилова М.Р.

Формирование устойчивых словосочетаний

- расширение сферы дополнительных образовательных услуг, наиболее полно отвечающих запросам и пожеланиям детей и родителей, а также основным целям педагогической деятельности дошкольной образовательной организации.

Особую значимость имеет выстраивание продуктивных стратегий взаимодействия и сотрудничества с окружающим социумом, в том числе, в плоскости привлечения и эффективного использования «дополнительных ресурсов» в предельно широком понимании этого термина, а также формирование у родителей воспитанников положительной оценки вводимых в образовательной организации новшеств и новаций [4, с. 232], способствуя, тем самым, увеличению круга «единомышленников», заинтересованных участников качественного обновления деятельности образовательного учреждения, повышению его социокультурного, имиджевого статуса успешности в конкурентной среде предоставления образовательных услуг.

В имиджевом ракурсе векторов успеха значимым итогом управленческого влияния выступает согласованная направленность усилий педагогического коллектива на утверждение демократических, корпоративных ценностей в деятельности дошкольной образовательной организации как особой «духовной общности» [12], персонально и ответственно исповедующей гуманистические идеи и принципы в области воспитания детей.

Вследствие чего в инновационном потенциале современного руково-дителя дошкольной образовательной организацией существенно, т.е. педагогически центрированно повышается роль «субъективного начала» и «человеческого фактора», увеличивается опора на «субъектный потенциал педагога», главным образом, в аспекте стимулирования оптимизирующего ресурса «внутренней стороны» управления персоналом, прежде всего - «педагогического самоуправления» как организационной структуры, призванной к непосредственной актуализации гуманистических основ образовательного взаимодействия [3, с. 90, 92, 93].

Имиджевая политика руководителя, связанная с многоаспектным ис-кусством «управлять впечатлением» [6], напрямую соотносится с утверждением (укреплением) высокой демократической миссии учреждения дошкольного

образования «в глазах» воспитанников, родителей, сотрудников, социальных партнеров, непосредственно осуществляясь, прежде всего, во всемерном способствовании реализации идеи личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку. Здесь важную роль играет гуманизирующий фактор педагогического мастерства воспитателя, его умение «выбрать правильный стиль и тон в обращении с воспитанниками», позволяющее «влиять не только на ум, но и на чувства», передавая «опыт эмоционально-ценностного отношения к миру» [18, с.412-413].

Однако в реализации гуманистических доминант управленческих воз-действий главенствующая роль несомненно принадлежит руководителю, поскольку от его действий, слов, отношений, взглядов, стиля руководства в целом во многом зависит атмосфера партнерства, взаимопомощи, сотрудничества, утверждаемая в педагогическом коллективе, что особенно важно при переходе образовательной организации в инновационную плоскость развития и функционирования.

Любое подлинное управление в своих глубинных основах базируется на действенном и действительном, компетентностном и моральном авторитете руководителя, который, особенно в сфере образования, в преимущественной реализации педагогических ценностей призван базироваться на приоритетах гуманности как «истинного облика человечности» (И.Г. Гердер) [5, с. 132], утверждать доброжелательность и чуткое отношения к другому, выступать олицетворением твердой веры в осуществимость предпринятых замыслов, равно как и являть собою несомненное воплощение надежды на безусловную достижимость поставленных целей, обуславливающей оптимизирующее наличие у каждого члена педагогического коллектива ободряющего чувства «радости ожидания» (Г. Шульце) [22, с. 300].

Гуманистически ориентированное, педагогическое управление персоналом должно создавать условия, позитивно влияющие на усиление демократических, корпоративных, дружественных начал в жизни образовательного сообщества и, соответственно, в содержании управленческой деятельности [3, с. 91], а потому руководитель безусловно призван к старанию быть искренним и правдивым в своих делах и поступках, по-

гуманитарная наука Оренбуржья

буждая ответное чувство доверия, выступающее «краеугольным камнем всякой совместной жизни людей» (М. Манасеина) [11, с. 234-235].

Таким образом, педагогическое управление персоналом в образовательной организации в условиях реализации основных идей и положений ФГОС дошкольного образования предполагает, на всех возможных этапах своего осуществления, прежде всего, актуализацию

гуманистического потенциала сферы непосредственного общения, что обуславливает реализацию приоритетов личностно-ориентированного подхода в управленческой деятельности, побуждая всех ее участников к творческому сотрудничеству и продуктивному взаимодействию в многогранном процессе внедрения образовательных новаций, новшеств и инициатив.

10.10.2015

Список литературы::

1. Анкудинова, И.А. Управление образованием с использованием инноваций в образовательном учреждении / И.А. Анкудинова, Т.А. Селукова, А.Г. Семкин. - [электронный ресурс] : режим доступа: http://festival.1september.ru /articles/579320/

2. Бандурка, А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Психология управления: учебное пособие / А.М. Бандурка, С.П. Бочарова, Е.В. Землянская. - Харьков, 2008. - 145 с.

3. Белоусова, С.А. Управление персоналом образовательной организации как педагогическое понятие / С.А. Белоусова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2005. - № 15. - С. 89-95.

4. Борытко, Н.М. Педагогика: Учебное пособие / Н.М. Борытко. - М.: Изд. центр «Академия», 2007. - 496 с.

5. Гердер, И.Г. Идеи к философии истории человечества / И.Г. Гердер. - М.: Наука, 1977. 704 с.

6. Гофман, Э. Ритуал взаимодействия: очерки поведения лицом к лицу/ Э. Гофман. - М: Смысл, 2009. - 319 с.

7. Каргапольцева, Н.А. Педагогические аспекты гуманитарной транс-формации социализирующей среды / Н.А. Каргапольцева // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2012. - №2. - С.66-71.

8. Козырев, В.А. Модернизация подготовки педагогических кадров в условиях перехода на уровневое образование / В.А. Козырев. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 182 с.

9. Коменский, Я.А. Законы благоустроенной школы // Коменский Ян Амос Избранные педагогические сочинения. Ч. II. Мелкие сочинения, примы-кающие к Великой Дидактике /Я.А. Коменский ; Пер. с нем. А.Адольфа и С. Любомудрова. - М.: Т-во Скоропечатни А.А.Левенсон, 1894. - С. 136-176.

10. Кузнецова, Н.А. Управление методической работой в учреждениях дошкольного образования детей: Пособие для руководителей и педагогов / Н.А. Кузнецова. - М.: Айрис - пресс, 2003. - 96 с.

11. Манасеина, М. Основы воспитания с первых лет жизни и до полного окончания университетского образования / М. Манасеина. - Вып. 5А. - СПб.: Тип. Е.Евдокимова, 1899. - 404 с.

12. Организация и руководство образовательным учреждением. - [электронный ресурс] : режим доступа: http://www.bibliofond. ru

13. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 2002. - 453 с.

14. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» - [электронный ресурс] : режим доступа: http://rg.ru/2013/11/25/ doshk-standart-dok.html

15. Розанова, В. А. Психология управления / В.А. Розанова. - М., 2000. - 255 с.

16. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики. Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / В.С. Селиванов. - М.: Изд. центр «Акаде-мия», 2004. - 336 с.

17. Сербиновский, Б.Ю. Управление персоналом: Учебник / Б.Ю. Сербиновский. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. - 464с.

18. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин [и др.]. - М.: Изда-тельский центр «Академия», 2002. - 576 с.

19. Учебно-методический материал по теме: Современные подходы к управлению инновационными процессами. - [электронный ресурс] : режим доступа^йр://^ро11а1.га

20. Фадеева, Е.И. Социология и психология в управлении персоналом. Учебно-методическое пособие / Е.И. Фадеева. - М.: ЦГЛ, 2006. - 112с.

21. Харламов, И.Ф. Педагогика в вопросах и ответах: Учебное пособие / И.Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 2001. - 256 с.

22. Шульце, Г. О сердце как способности чувств и стремлений // Шульце, Г. Психическая антропология или опытное учение о жизни человека по духовной его стороне / Г. Шульце ; Пер. с нем свящ. Феодора Симонского. - СПб.: В тип. И. Глазунова, 1834. - С. 248-497.

Сведения об авторах

Каргапольцев Сергей Михайлович, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор

E-mail: smkar1@yandex.ru

Табилова Марина Равхатовна, заведующий муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 92» (МБДОУ № 92) г. Оренбурга, кандидат педагогических наук E-mail: marina_55573@mail.ru 460018, г Оренбург, пр-т Победы, д.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.