Научная статья на тему 'Педагогическое сопровождение учебной деятельности студентов в дистанционном обучении'

Педагогическое сопровождение учебной деятельности студентов в дистанционном обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миндибаева Татьяна Николаевна

В статье показаны некоторые подходы к организации педагогического сопровождения учебной деятельности студентов в дистанционном обучении. Приведена модель педагогического сопровождения учебной деятельности обучающихся. Отражены некоторые требования, которыми должны обладать преподаватели системы педагогического сопровождения учебной деятельности студентов в дистанционном обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миндибаева Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическое сопровождение учебной деятельности студентов в дистанционном обучении»

УДК 372.016.51

Т. Н. Миндибаева

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

Развитие цивилизации в настоящее время обусловлено, прежде всего, переходом от индустриального к информационному обществу, характеризующемуся ростом интенсивности информационных процессов, а также потребностью современного общества в гибких, адаптивных системах образования. Процесс развития информационного общества влечет за собой интенсивные процессы становления новой образовательной политики, формирования ее новых целей, направленных не столько на получение конкретных знаний в различных областях, сколько на обеспечение условий для самоопределения и самореализации личности посредством открытости образования на протяжении всей жизни.

Отметим и то, что отличительной особенностью современного этапа развития общества является его информатизация, которая приобретает поистине глобальный характер. Под воздействием информатизации происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни и профессиональной деятельности людей. Дистанционные технологии обучения раздвигают границы образовательного пространства, делая его доступным для различных слоев населения. Реализация дистанционного обучения в системе профессионального образования относится к числу тех, которые имеют важнейшее значение в современных условиях.

В настоящее время система дистанционной подготовки и переподготовки специалистов получает в нашей стране всё более широкое распространение. На базе многих вузов России созданы центры и институты дистанционного образования, предлагающие потребителям образовательных услуг многочисленные дистанционные курсы по самым разным темам. Ряд высших и средних учебных заведений нашей страны строит образовательный процесс практически полностью на базе дистанционных технологий. Для обучения по такой схеме формируются виртуальные учебные группы, в рамках которых и осуществляется учебная деятельность обучаемых (в том числе взаимодействие обучаемых с материалами курса, друг с другом, с преподавателем). Роль преподавателей (иногда их называют координаторами или тьюторами) в данном случае состоит в управлении виртуальной учебной группой, в организации учебного процесса, куда можно отнести и помощь в решении возникающих по ходу обучения проблем, и обеспечение обрат-

ной связи с обучаемыми, и консультирование, и проведение мониторинга качества обучения на курсе [6, с. 62].

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», одобренной Правительством Российской Федерации, отмечается, что «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание» [3]. Первостепенной задачей модернизации высшей школы является достижение нового, современного качества образования, обеспечивающего современные жизненные потребности развития страны. В педагогическом плане - это задача разностороннего развития обучающихся, их способностей, умений и навыков самообразования, формирования у широкой категории молодежи готовности и способностей адаптироваться к меняющимся социальным условиям. Решение этих задач сегодня невозможно без целенаправленно организованного педагогического сопровождения учебной деятельности студентов в дистанционном обучении.

Дистанционное образование является одной из форм получения образования (также как очная, заочная, очно-заочная и экстернат), при которой в образовательном процессе используются традиционные и специфические методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.

Для современной России, как верно отмечает М. П. Карпенко, особенностью которой является наличие огромных территорий с неравномерной плотностью заселения, проблема внедрения дистанционного образования стоит особо остро. Из функционирующих школ лишь 30% расположены в городах, большинство же (70%) находится в сельской местности. Как открыть реальную социальную перспективу их выпускникам? Ведь многие из них по объективным причинам не имеют декларированной Конституцией равной возможности закончить среднее образование, а тем более получить высшее. Дистанционное обучение в решении этой проблемы альтернативы нет. Сформулированные ЮНЕСКО два базовых принципа: «образование для всех» и «образование через всю жизнь» сегодня дополнены третьим - «образование на месте проживания», что принципиально не возможно без опоры на информационно-коммуникационные технологии [2, с. 61],

Как известно, дистанционное обучение предоставляет реальную возможность наиболее полно учитывать индивидуальные особенности и образовательные потребности каждого обучаемого, создаёт комфортные условия и ситуацию успеха для достижения каждым обучающимся. Всё это способствует развитию самостоятельной учебно-познавательной деятельности,

относящейся к наиболее значимым компонентам профессиональной подготовки студентов. В связи с этим возникает потребность в поиске путей успешности профессиональной подготовки студентов в условиях дистанционного обучения (А. А. Золотарёв, М. Ш. Зиновкина, Т. В. Старикова, Э. Г. Скибицкий, А. Ш. Шабанов).

Как отмечается в национальном проекте «Образование» перед российским обществом стоит приоритетная задача-построить современную высокоэффективную и доступную каждому жителю страны систему образования. Эта система должна быть способной реализовать гуманистический принцип, сформулированный выдающимся славянским педагогом, гуманистом А. Я. Коменским: «Учить всех и всему». Это должен быть непрерывный процесс обучения и воспитания с широчайшим охватом всего населения страны, не только с импортом, но и экспортом образования, его высокой мобильностью, с использованием дистанционных, виртуальных, компьютерных, информационных и других современных коммуникационных технологий. Именно здесь необходимо педагогическое сопровождение учебной деятельности студентов в дистанционном обучении. Такая система особенно необходима в России, население которой рассредоточено на самой большой в мире территории. В этой связи Российская Федерация по ряду геополитических, социальных и других причин может занять лидирующую роль в процессе эволюции образования не только на региональном, но и на мировом уровне (Э. Г. Скибицкий).

Как известно, сам термин «дистанционное образование» имеет американское происхождение и был впервые использован Университетом штата Висконсин в каталоге заочных (корреспондентных) курсах 1892 г. [1, с. 17]. Примерно до середины 70-х - начала 80-х гг. XX в. термин «дистанционное образование» переводился на русский язык словосочетанием «заочное обучение», будучи довольно точным англо-американоязычным аналогом этого русского термина и использовался исключительно как синоним терминов «корреспондентное обучение», «домашнее обучение» (home-study), «независимое обучение» (internet study) или как их обобщающий эквивалент. В последующие годы, оставаясь обобщающим определением всех форм заочного обучения, термин «дистанционное образование» приобрёл второе значение, став одновременно наименованием американской модели дистанционного образования основной на применение телекоммуникационных технологий.

Различают две базовые модели дистанционного образования, сформировавшиеся на основе этих технологий: так называемые, британская модель, иногда называемая европейской, — в исходном значении, давно легализованной и имеющей в России устоявшиеся основы и традиции, ориентированной на индивидуальное или асинхронное изучение и американская модель, иногда называемая североамериканской, для которой применение последних

является специфическим признаком, отличающим дистанционное образование от традиционной формы очного образования «on campus», основанная на синхронном или групповом обучении.

В настоящее время приобретённые знания быстро устаревают по многим отраслям науки, в том числе и по праву. Поэтому всё большее распространение получают разнообразные инновационные формы обучения для работы в правоохранительных органах.

Главными целями дистанционного образования, как показал наш опыт, являются [4, с. 63]:

- предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения);

- получение дополнительного профессионального образования в соответствии с профессиональными интересами и способностями обучаемого; создание условий для своевременного использования получаемых знаний и умений для повышения эффективности профессиональной деятельности и всестороннего гармоничного развития профессиональных и личностных качеств обучаемого;

- создание условий, обеспечивающих интеграцию образования и науки со служебной деятельностью без отрыва от неё;

- оперативное обеспечение потребностей правоохранительной системы специалистами соответствующего квалификационного уровня.

В системе дистанционного образования, организованного нами в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Челябинский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», происходит значительное расширение круга задач, которые обучаемый решает самостоятельно: проработка материалов видеоконференций, видео - и слайд лекций; восстановление в памяти основных положений из объёма знаний, приобретённых ранее; планирование самостоятельной работы; работа с источниками (литературой); участие в дискуссиях; обобщение знаний по смежным учебным дисциплинам с учётом требований и задач профессиональной подготовки; разработка сообщений, выполнение контрольных, курсовых, дипломных и научных работ, трестов; последовательное и динамичное развитие навыков самостоятельной работы на компьютерной технике; систематический контроль за своей познавательной деятельностью и другие.

Основными дистанционными образовательными технологиями являются кейсовая технология, интернет-технология, телекоммуникационная технология. Допускается сочетание основных видов технологий, а также их сочетание с иными видами проведения занятий.

В нашем институте функционирует комплекс непрерывного профессионального образования, в котором используется модель педагогического

сопровождения учебной деятельности студентов в системе дистанционного образования (рисунок).

Образовательная среда [портал) учебного комплекса непрерывного профессионального образования

Пространство

обмена

информацией

(общения)

преподавателей и

обучающихся

Планирование процесса обучения

I

Единое хралнлюце информации

ш

Мониторинг процесса обучения н

качество подш гонки обучающихся

Система управления образовательным процессом

♦ ♦ ♦

Информационная система учебного комплекса

Модель педагогического сопровождения учебной деятельности студентов в дистанционном обучении

Приоритетная значимость в системе педагогического сопровождения учебной деятельности студентов в дистанционном обучении отводится преподавателям. На необходимость соответствующей подготовки педагогов указывает и результаты всероссийского эксперимента по дистанционному образованию, проведенного в 2005-2006 учебном году, в ходе которого были сформулированы необходимые условия обеспечения качества образования с применением дистанционных технологий: соответствующая материально-техническая оснащённость участников образовательного процесса; наличие учебно-методических ресурсов и разработанной методики их применения в процессе обучения; специально подготовленный преподавательский состав.

Причём третье условие участниками эксперимента выделяется как главное, без которого первые два теряют смысл [6, с. 64].

Следовательно, реализация педагогического сопровождения в процессе дистанционного обучения предполагает: необходимость всестороннего изучения процесса педагогического сопровождения в рамках дистанционного обучения; учёт специфических черт процесса педагогического сопровождения в дистанционном обучении; необходимость целенаправленной подготовки квалифицированных преподавателей к педагогическому сопровождению в специфических условиях дистанционного обучения студентов юридического вуза.

Роль педагога в системе дистанционного образования, как показывает наш опыт, существенно отличается от той, что отводится ему в традиционном обучении, строящемся на основе преимущественного использования репродуктивно-продуктивных методов обучения. Преподаватель превращается в консультанта и становится тем, у кого можно учиться исследовательскому подходу к учению и профессиональной деятельности. Это существенно меняет содержательное наполнение деятельности преподавателя и требует от него, кроме хорошей общей и предметной (специальной) эрудиции, умения спланировать, организовать и осуществить педагогическое сопровождение учебной деятельности обучающихся.

Подготовка преподавателей включает в себя следующие модули [4, с. 63]: основы информатики; работа в вычислительных сетях; особенности и технологии дистанционного образования; отличия в деятельности тьютора и преподавателя традиционной системы; разработка учебных материалов в электронном виде; составление тестов и организация контроля в системе дистанционного образования и другие.

Следует отметить ещё один значимый аспект: при организации педагогического сопровождения учебной деятельности студентов в дистанционном обучении важную функцию выполняет самоконтроль, так как основную часть учебной нагрузки обучающийся должен выполнять самостоятельно. К сожалению, попытки самоконтроля не всегда приводят к успеху. Очень часто возникают психологические проблемы, которые самостоятельно студент преодолеть не может, то есть ему необходим дополнительный стимул, выраженный либо в назидательной, либо в «карающей» форме (53% респондентов). Другая категория обучающихся (18%) не пытается даже контролировать себя и следовать учебному плану, учить лекционный материал, выполнять практические задания вплоть до сессии. Ещё 11% студентов дожидаются некоторого временного запаса перед отчётным периодом (например, две недели) и только тогда начинают готовиться к предстоящему контролю. Только 17% опрошенных по-настоящему осуществляют самоконтроль, выраженный в систематическом выполнении заданий.

Таким образом, основная цель педагогического сопровождения учебной деятельности сотрудников органов внутренних дел, обучающихся в системе дистанционного образования-контроль активизации учебной работы, придавая ей исследовательский, творческий характер, а значит, передать обучаемым инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Итак, резюмируя отмеченное, можно констатировать, что основными составляющими процесса педагогического сопровождения учебной деятельности студентов в дистанционном обучении являются: высокий уровень профессиональной компетентности преподавателей, в том числе коммуникативная компетентность (А. Я. Найн), при этом компетентность является такой характеристикой квалификации специалиста, в которой представлены знания, необходимые для осуществления профессиональной деятельности; профессиональная квалификация, которая складывается уже в процессе работы, необходимым условием её формирования является опыт педагогической деятельности, в том числе и общения. Поэтому в образовании квалификация видится как отдалённая цель, а формируется образованность как свойство, приобретаемое человеком в процессе образования, которое выражает определённую меру овладения им какой-то частью социального опыта (достижений мировой культуры), а также способностей пользоваться им (усвоенным опытом) в своей жизнедеятельности.

Библиографический список

1. Kearslcy, G. Moore, М. Distance education: a systems view. / G. Kearsley, M. Moore, Washington: Wadsworth Publishing Company, 1996. - 54 p.

2. Карпенко, M. П. Дистанционное образование: опыт становления и развития / М. П. Карпенко // СОЦИС, 2007. - № 3 - С. 63-67.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. -М.: МОиНРФ, 2001.-34 с.

4. Миндибаева, Т. Н. Информационно-коммуникативные технологии в обучении преподавателя дистанционного обучения / Т. Н. Миндибаева // Инновационные проблемы образования: поиск, опыт, решения: сб. науч. тр. - Н. Новгород: Волжский государственный инженерно-педагогический университет, 2006. - С. 61-67.

5. Овсянников, В. И. Введение в дистанционное образование : учебное пособие для системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Москва, Минобразования РФ, МГОПУ им. М. А. Шолохова, Межвузовский центр дистанционного образования, РИЦ «Альфа» / В. И. Овсянников, А. Густырь, 2001. - С. 122-123.

6. Саранская, Т. В. Дистанционное обучение: вопросы подготовки кадров / Т. В. Саранская // Образование и самообразование студентов: сб. науч. тр. - ЮУрГУ, 2004. - С. 62-66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.