Научная статья на тему 'Педагогическая система психолого-педагогического сопровождения профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов на основе дистанционных образовательных технологий в педагогическом вузе'

Педагогическая система психолого-педагогического сопровождения профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов на основе дистанционных образовательных технологий в педагогическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ / БАЗА ДАННЫХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сейтбатталова Айгерим Сейбатталовна

В статье предложены базовые авторские компоненты педагогической системы психолого-педагогического сопровождения, которые необходимы и достаточны при профессиональной подготовке на основе дистанционных образовательных технологий в педагогическом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сейтбатталова Айгерим Сейбатталовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая система психолого-педагогического сопровождения профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов на основе дистанционных образовательных технологий в педагогическом вузе»

УДК 371.13:002 ББК 74.580.22 С 28

А.С. Сейтбатталова

Начальник отдела международных проектов и программ департамента международного

сотрудничества Павлодарского государственного университета им. С. Торайгырова; Email: mailto:SeitbattalovaAS@yandex. ru

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ НА ОСНОВЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

(РЕЦЕНЗИРОВАНА)

Аннотация. В статье предложены базовые авторские компоненты педагогической системы психолого-педагогического сопровождения, которые необходимы и достаточны при профессиональной подготовке на основе дистанционных образовательных технологий в педагогическом вузе.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, педагогическая система, психологопедагогическое сопровождение, дистанционные образовательные технологии, электронное учебное пособие, база данных.

A.S. Seitbattalova

Head of Section of International Projects and Programs of International Cooperation

Department at S. Toraygyrov Pavlodar State University; E-mail: [email protected]

PEDAGOGICAL SYSTEM OF PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL FUTURE TEACHER-PSYCHOLOGIST TRAINING ON THE BASIS OF REMOTE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN PEDAGOGICAL HIGHER

SCHOOLS

Abstract. The paper suggests the author's base components of pedagogical system of psychologic and pedagogical support which are necessary and sufficient for professional training in pedagogical higher school carried out on the basis of remote educational technologies.

Keywords: professional training, pedagogical system, psychological and pedagogical support, remote educational technologies, the electronic manual, a database.

Для повышения эффективности подготовки педагогов-психологов к профессиональной деятельности на основе дистанционных образовательных технологий в педагогическом вузе нами разработана педагогическая система психологопедагогического сопровождения. Общая цель педагогической системы: повышение эффективности профессиональной подготовки студентов педагогов-психологов на основе дистанционных образовательных технологий в педагогическом вузе. Для достижения поставленной цели с помощью педагогической системы мы ставим следующие задачи:

- создать информационно-образовательную среду на основе дистанционных образовательных технологий;

- создать психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки студентов педагогов-психологов;

- повысить информационно-коммуникационную компетентность студентов при изучении курса «Организационная работа в Интернете»;

- организовать систему «Педагогический вуз-школа», в рамках которой осуществляется педагогическая практика студентов, дистанционное учебное, научное взаимодействие студентов, преподавателей, школьников и учителей.

Все задачи решаются в ходе учебного процесса, так как всем необходимым умениям можно научить только в процессе деятельности.

Рассмотрим базовые компоненты педагогической системы, которые необходимы и достаточны при профессиональной подготовке студентов на основе дистанционных образовательных технологий.

В состав педагогической системы психолого-педагогического сопровождения профессиональной подготовки педагогов-психологов на основе дистанционных образовательных технологий включены следующие элементы: система «Педагогический вуз-школа», методическое пособие «Организация дистанционного обучения в педагогическом вузе»; научное издание «Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов на основе дистанционных образовательных технологий», электронное учебное пособие «Организационная работа в Интернете»; электронное методическое пособие на казахском языке «Педагогикалык жогары оку орнындагы кашыктыктан окытуды уйымдастыру; база данных «STUDENT_DO».

Ознакомление с основами дистанционного обучения и их использование в учебном процессе составляют основу базовой подготовки студентов на основе дистанционных образовательных технологий. Мы подготовили методическое пособие «Организация дистанционного обучения в педагогическом вузе», научное издание «Психологопедагогическое сопровождение профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов на основе дистанционных образовательных технологий», электронное методическое пособие на казахском языке «Педагогикалык жогары оку орнындагы кашыктыктан окытуды уйымдастыру», основными целями которых являются:

- ознакомление студентов с психолого-педагогическими и методическими основами профессиональной подготовки на основе дистанционных образовательных технологий в процессе обучения и воспитания;

- ознакомление с возможностями и особенностями профессиональной подготовки на основе дистанционных образовательных технологий, ее спецификой и особенностями функционирования в дистанционной среде;

- формирование умений использования дистанционных технологий в учебном процессе.

Электронное обучающее средство в условиях развития системы открытого образования в Республике Казахстан индивидуализирует учебный процесс, изменяет мотивацию к учебной деятельности. Одним из видов электронного обучающего средства является электронное учебное пособие, содержащее наиболее важные разделы учебного курса, сборник задач, указания по проведению учебного эксперимента, указания к практикуму и другим, обладающее официальным статусом данного вида издания, который присваивается государственным органом [1, 2].

Одно из требований при организации профессиональной подготовки на основе дистанционных образовательных технологий в вузе - это наличие у обучаемых информационно-коммуникационной компетентности, понимаемой нами как устойчивые умения, навыки работы с Интернет и приемы организации самостоятельной учебнопознавательной деятельности в условиях профессиональной подготовки на основе дистанционных образовательных технологий. Таким образом, для эффективного дистанционного обучения дисциплине «Организационная работа в Интернет» мы создали электронное учебное пособие, обладающее интерактивностью и мультимедийностью.

При разработке электронного учебного пособия мы руководствовались особенностями профессиональной подготовки на основе дистанционных

образовательных технологий, в основе которых лежит определенная дидактическая концепция, основные положения которой сформулированы следующим образом:

1. Процесс обучения строится в основном на самостоятельной познавательной деятельности студента. Этот принцип определяет отношение субъектов процесса обучения и роль преподавателя в учебном процессе. Необходимо, прежде всего, обеспечить максимальный доступ студента к учебной информации. В этом случае основным техническим средством обучения является компьютер. Обучающие функции компьютера реализуются через компьютерные (электронные) обучающие программы. Имея различное назначение (теоретический материал, тренажеры, контролирующие программы), эти обучающие программы обладают таким важным общим свойством, как интерактивность. Именно это свойство программы помогает воспроизвести эффект общения преподавателя со студентами.

2. Познавательная деятельность студента должна носить активный характер. Активный характер обучения, основанного на компьютерных технологиях, тесно связан с принципом самообразования. Самообразование невозможно без активного участия студента в учебном процессе. Активное участие определяется, прежде всего, внутренней мотивацией, выраженной как желание учиться. В профессиональной подготовке на основе дистанционных образовательных технологий необходима активная познавательная самостоятельная мыслительная деятельность. Поэтому при профессиональной подготовке на основе дистанционных образовательных технологий необходимо использовать такие методы и технологии, которые способствуют умению самостоятельно добывать нужную информацию, выявлять проблемы и способы их рационального решения, критически анализировать полученные знания и применять их на практике и для получения новых знаний.

3. Обучение должно быть личностно-ориентированным.

Понятие «личностно-ориентированное обучение» предполагает дифференциацию и индивидуализацию обучения в зависимости от психолого-педагогических свойств обучаемого. Повышение эффективности учебного процесса возможно только на основе индивидуализации учебно-познавательной деятельности. Такое персонифицированное обучение возможно на основе высоких технологий обучения, построенных на компьютерных средствах и технологиях. Обучение с применением компьютерных технологий приводит, в конечном счете, к изменению парадигмы образования, ядром которой является индивидуализированное обучение в распределенной образовательной и коммуникативной среде [3].

Кроме учета дидактической концепции дистанционного обучения, программа должна учитывать структуру индивидуальной учебно-познавательной деятельности, под которой понимается строение реальной учебно-познавательной деятельности обучаемого, находящейся в отношении изоморфизма к структуре идеальной модели обучения [4].

Одна из задач разработанного электронного учебного пособия - это создание системы предметного знания, которая построена из соображений того, что любой элемент знания включен во множество отношений и связей с другими элементами знаний этой и других дисциплин. Поэтому знания, усвоенные в процессе работы с электронным учебным пособием, могут проникать в сферу других учебных дисциплин, выходить за границу системы обучения в область практической профессиональной деятельности педагога-психолога.

Электронное учебное пособие «Организационная работа в Интернете» предназначено для обучения студентов дисциплине «Организационная работа в Интернете», включенной в Рабочий учебный план экспериментальной специальности 050103 «Педагогика и психология» по дистанционной форме обучения Павлодарского государственного педагогического института. Областью применения электронного учебного пособия «Организационная работа в Интернете» для студентов дистанционной формы обучения помимо педагогических вузов и других вузов являются школы и другие учебные заведения, в которых реализуется

дистанционная форма обучения. Пособие также возможно использовать для корпоративных курсов повышения квалификации [6].

Данный программный продукт отвечает требованиям государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан «Организация дистанционного обучения. Основные положения» (ГОСО РК 5.03.004-2006), государственного стандарта Республики Казахстан «Информационные технологии. Электронное издание. Электронное учебное издание».

Согласно государственным стандартам [1, 5] любое высшее учебное заведение Республики Казахстан, в котором реализуется дистанционное обучение, должно располагать распределенной информационной системой управления учебным процессом, содержащей базу данных о кадровой информации обучающихся, сведения о текущей успеваемости и обеспечивающей надежную идентификацию личности обучающегося.

Учитывая вышесказанное, мы поставили задачу разработки базы данных (БД) для педагогического вуза под названием «STUDENT_DO», позволяющей не только хранить данные о студенте дистанционного обучения, но и определять индивидуальную траекторию обучения при хранении входных данных.

Созданная БД студентов при профессиональной подготовке на основе дистанционных образовательных технологий педагогического вуза предоставляет:

- возможность введения данных, необходимых для организации обучения с учетом психолого-педагогических особенностей профессиональной подготовки на основе дистанционных образовательных технологий в педагогическом вузе: мотивационноценностного, когнитивно-деятельностного и коррекционно-рефлексивного компонентов готовности студента к профессиональной подготовке на основе дистанционных образовательных технологий;

- обработку данных и определение модели индивидуальной образовательной траектории для студента при профессиональной подготовке на основе дистанционных образовательных технологий;

- возможность формирования отчетов по кадровой информации студентов;

- сведения о движении студентов при профессиональной подготовке на основе дистанционных образовательных технологий внутри вуза (зачисление, перевод, восстановление);

- возможности ввода и обновления списка дисциплин, изучаемых в текущем семестре.

БД обладает модульностью, расширяемостью, гибкостью, целостностью. Она обеспечивает надежную идентификацию личности обучаемого, надёжно защищена от несанкционированного доступа и потери данных на аппаратном и программном уровне. Все элементы БД выполнены в едином стиле, унифицированы.

БД«STUDENT_DO» может быть использована в педагогических вузах Республики Казахстан при организации дистанционного обучения, а также в других вузах, школах, учебных заведениях, так как отвечает всем требованиям ГОСО РК 5.03.004-2006 «Организация дистанционного обучения. Основные положения».

Таким образом, созданная педагогическая система психолого-педагогического сопровождения профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов на основе дистанционных образовательных технологий в педагогическом вузе разрешает следующие вопросы:

- основы проектирования обучения с применением дистанционных образовательных технологий;

- методологические основы количественной и качественной оценки знаний обучаемых с применением дистанционных образовательных технологий;

- психологические основы построения типологии обучаемых с использованием дистанционных образовательных технологий;

- психологические факторы обучаемости в условиях дистанционного обучения;

- психологические основы построения индивидуальной образовательной траектории в условиях дистанционного обучения;

- основы психолого-педагогического сопровождения учебной деятельности в дистанционном обучении;

- изучение информационно-образовательной среды педагогического вуза в условиях дистанционного обучении;

- сравнительные исследования информационно-образовательной среды и средств обучения в вузах использующих дистанционные образовательные технологии;

- изучение учебной коммуникации в процессе обучения, опосредованного дистанционными образовательными технологиями;

- изучение развития личности в условиях дистанционного обучения;

По нашему мнению, описанная педагогическая система позволяет эффективно организовывать профессиональную подготовку на основе дистанционных

образовательных технологий будущих педагогов-психологов в педагогическом вузе, поскольку входящие в нее мультимедийные и информационные компоненты способствуют формированию информационной культуры, необходимой в профессиональной деятельности современного специалиста.

Педагогическая система для достижения целей обучения может включать дополнительные компоненты, отражающие тот или иной аспект профессиональной подготовки студентов на основе дистанционных образовательных технологий.

Примечания:

1. Организация дистанционного обучения. Основные положения: ГОСО РК 5.03.004-2006.

2. Информационные Технологии. Электронное издание. Электронное учебное издание: гос. стандарт Республики Казахстан СТ РК 34.017-2005.

3. Педагогические технологии дистанционного обучения / под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2006. 400 с.

4. Скибицкий Э.Г., Егоров В.В Дистанционное обучение: теория, практика, и перспективы развития. Алматы: Fbrnbrn, 2004. 221 с.

5. Технические и программные средства дистанционного обучения. Общие технические требования: гос. стандарт Республики Казахстан СТРК 34.016 - 2004.

6. Егоров В.В., Сейтбатталова А.С. Использование электронного учебного пособия «Организационная работа в Интернете» в дистанционном обучении студентов педагогического вуза // Актуальные проблемы современности: междунар. науч. журнал. Караганда, 2008. №4 (17). С. 221-226.

7. Егоров В.В., Сейтбатталова А.С. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов на основе дистанционных образовательных технологий. Алматы: Білім, 2008. 166 с.

References:

1. GOSO RK 5.03.2004-2006 “Organization of remote training. Substantive provisions”.

2. State standard of Kazakhstan Republic of ST RK 34.017-2005 “Information technologies. The electronic edition. The electronic educational edition”.

3. Pedagogical technologies of remote training: the manual for students of higher institutions / Ed. E.S. Polat. - М.: Academy, 2006. - 400 p.

4. Skibitsky E.G., Egorov V.V. Remote training: the theory, practice, and development prospects: Monograph. - Almaty: Fylym, 2004. - 221 p.

5. State standard of Kazakhstan Republic “Technical and software of remote training. The general technical requirements.” STRK 34.016 - 2004.

6. Egors V.V., Seitbattalova A.S. Use of the electronic manual “Organizational work on the Internet” in students remote training at pedagogical higher school // Actual problems of the present. The international scientific journal. No.4 (17) - Karagandy: Bolashak - Baspa, 2008. - P. 221-226.

7. Egorov V.V., Seitbattalova A.S. Psychological-pedagogical support of professional training the

future teachers-psychologists on the basis of remote educational technologies / The scientific edition. -2008. - Almaty: Bilim. - 166 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.