Научная статья на тему 'Педагогическое сопровождение самосовершенствования морально-психологической компетентности офицерских кадров'

Педагогическое сопровождение самосовершенствования морально-психологической компетентности офицерских кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ОФИЦЕРСКИЕ КАДРЫ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / MORAL-PSYCHOLOGICAL COMPETENCY / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / PEDAGOGIC SUPPORT / SELF-IMPROVEMENT / OFFICERS AND STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранчук Николай Александрович

В статье раскрываются сущность, содержание и технологии самосовершенствования морально-психологической компетентности офицерских кадров, как одного из организационно-педагогических условий повышения эффективности процесса подготовки офицерских кадров к организации морально-психологического обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баранчук Николай Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogic support of self-improvement moral and psychological competence of officers

The article reveals the essence, content and tech-nology for the improvement of moral and psychologi-cal competency of officers, as one of the organisation-al-pedagogic conditions of increase of efficiency of process of training officers to the organisation of moral and psychological support.

Текст научной работы на тему «Педагогическое сопровождение самосовершенствования морально-психологической компетентности офицерских кадров»

УДК 355.23

Баранчук Николай Александрович

кандидат педагогических наук Военная академия РВСН им. Петра Великого nikolai_baranchu@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ

В статье раскрываются сущность, содержание и технологии самосовершенствования морально-психологической компетентности офицерских кадров, как одного из организационно-педагогических условий повышения эффективности процесса подготовки офицерских кадров к организации морально-психологического обеспечения.

Ключевые слова: морально-психологическая компетентность, морально-психологическое обеспечение, педагогическое сопровождение, самосовершенствование, офицерские кадры, обучающиеся.

Методологической основой формирования теоретико-прикладных положений организации самосовершенствования морально-психологической компетентности (МПК) обучающихся и его педагогического сопровождения являются теоретический анализ и обобщённые эмпирические данные опытно-экспериментальной работы. В свою очередь результатами теоретических и практических положений представляются три группы.

Первой группой представляются работы, авторы которых исследовали вопросы самосовершенствования, как в военной, так и в гражданской школах.

С учетом результатов анализа научных источников под самосовершенствованием МПК будем понимать активный, целенаправленный, сознательно осуществляемый процесс самостоятельной работы обучающихся, направленный на развитие личностных качеств, овладение профессиональными знаниями, умениями, навыками и компетенциями, способствующими успешному решению задач морально-психологического обеспечения (МПО).

Данное определение соответствует формату компетентностного подхода, который предполагает активную самостоятельную работу обучающихся по овладению МПК. В этих условиях педагогической формой оказании помощи обучающимся в самосовершенствовании своей МПК было избрано не жесткое руководство или добровольное консультирование, а педагогическое сопровождение. Именно педагогическое сопровождение, как следует из анализа научной литературы [1; 3; 5; 6; 7], является той педагогической категорией, которая адекватно отражает замысел решения важной исследовательской задачи по обоснованию педагогического сопровождения самосовершенствования обучающихся как одного из организационно-педагогических условий эффективности процесса подготовки офицерских кадров к организации МПО.

С учетом результатов анализа перечисленных научных источников была выстроена методология осуществления педагогического сопровождения. При этом мы в значительной степени опирались на позицию И.А. Липского, который подчеркивая педагогический характер сопровождения, его целью

определяет целенаправленное развитие личности сопровождаемого человека [4].

Исходя из результатов анализа, правомерно определить педагогическое сопровождение самосовершенствования МПК как целенаправленную совместную деятельность преподавателя и обучающихся по планированию целей самосовершенствования, определению методов, приемов и средств их достижения, а также осуществлению постоянного контроля и коррекции процесса самостоятельной работы в целях ее активизации и повышения эффективности.

Важную группу, методологических ориентиров, в соответствии с которыми осуществляется работа по самосовершенствованию, составляют теоретические и прикладные положения «Я-концепции» [8; 2; 6].

«Я-концепция» включает не только наше восприятие того, какие мы есть («реальное-Я»), но также и то, какими, как мы полагаем, мы должны быть и хотели бы быть, то есть «идеальное-Я». «Идеальное-Я» отражает те атрибуты, которые человек хотел бы иметь, но пока не имеет, это «Я», которое человек больше всего ценит и к которому стремится [8]. Приведенные положения раскрывают психолого-педагогический механизм самосовершенствования, усвоение которого способствует более глубокому пониманию обучающимися сущности и содержания самостоятельной работы над собой.

Как показала практика проведения экспериментальной работы, в организации педагогического сопровождения самосовершенствования офицерских кадров правомерно выделение нескольких этапов.

Содержанием первого этапа является активная работа преподавателя по мотивации обучающихся к самосовершенствованию своей МПК. Для этого правомерно использовать такие приемы, как: показ важности МПО в качественном выполнении задач повседневной деятельности; осознание обучающимися значения качественного решения задач МПО для карьерного роста офицера; использование реальных примеров из жизни войск, свидетельствующих о необходимости овладения теорией и практикой организации МПО; встречи с выпускниками

44

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22

© Баранчук Н.А., 2016

образовательной организации, мнение которых значимо для обучающихся.

Второй этап педагогического сопровождения самосовершенствования обучающихся связан с оказанием им помощи в изучении теории и практики самосовершенствования. Эта работа осуществляется во внеучебное время и направлена на усвоение целостного характера педагогического процесса самосовершенствования, включающего три взаимосвязанных и взаимообусловленных компонента: самообразование, самовоспитание и саморазвитие. В содержательном отношении каждый компонент включает совокупность задач, решение которых обеспечивает достижение общей и частных целей профессионального самосовершенствования обучающихся.

Качественному усвоению обучающимися сущности и содержания процесса самосовершенствования способствовало его представление в виде специально разработанного алгоритма, который включает: изучение требований профессиональной деятельности предъявляемых к офицерским кадрам в части организации МПО; самопознание и самооценка своей МПК, как уровня реальной подготовленности к решению профессиональных задач по организации МПО; самопроектирование желаемого или требуемого уровня МПК путем постановки конкретных целей самообучения, самовоспитания и саморазвития; определение методов, приемов и средств достижения поставленных целей. Разработка программы самосовершенствования; организация практической работы по самосовершенствованию (выполнению запланированных работ и мероприятий); осуществление постоянного самоконтроля, самооценки и самокоррекции работы по самосовершенствованию; анализ и оценка результатов самосовершенствования. Постановка новых целей и задач по дальнейшему самосовершенствованию.

Данный алгоритм и модель самосовершенствования в значительной степени способствуют не только усвоению обучающимися сущности процесса самосовершенствования, но и его реального осуществления в своей практической деятельности.

На третьем этапе педагогического сопровождения предметом деятельности преподавателя является оказание помощи обучающимся в изучении требований профессиональной деятельности, предъявляемых к офицерским кадрам в части организации МПО. Целью данного этапа является осознанное усвоение перечня и содержания требований, предъявляемых к офицеру в части его МПК. Основные требования к офицеру изложены в руководящих документах.

Задачами четвертого этапа педагогического сопровождения самосовершенствования МПК обучающихся являются самопознание и самооценка своей МПК, как уровня реальной подготовленно-

сти к решению профессиональных задач по организации МПО. Сущность данного этапа заключается в выявлении и осознании обучающимися реального противоречия между наличным уровнем МПК (Я-реальное профессиональное) и желаемым или требуемым (Я-идеальное профессиональное).

Задача преподавателя на данном этапе заключается в оказании помощи обучающимся в самопознании и объективной самооценке своей МПК, как уровня реальной подготовленности к решению профессиональных задач по организации МПО.

По существу, осознание несоответствия уровня МПК офицера Я-реального профессионального и Я-идеального профессионального выступает еще и мощным мотивом, побуждающим обучающихся к активной самостоятельной работе по овладению МПК в организации МПО.

Следующим, пятым этапом педагогического сопровождения самосовершенствования МПК обучающихся является организационно-методическое обеспечение самопроектирования обучающимися желаемого образа «офицера исполнителя» или «офицера-организатора» мероприятий МПО. Необходимость использования термина «самопроектирование» обусловлена его семантическим содержанием, адекватно отражающим сущность данного этапа, предполагающего разработку замысла и определение основных целей профессионального самосовершенствования офицерских кадров в сфере МПО.

Основной особенностью педагогического сопровождения на данном этапе является неосознанное стремление многих обучающихся ставить нереальные цели самосовершенствования, особенно применительно к саморазвитию профессионально важных качеств личности. Поэтому задача преподавателя заключается в оказании помощи обучающимся в определении реально достижимых целей профессионального самосовершенствования, как по времени, так и по методам и средствам их достижения.

Итоговым результатом самопроектирования является разработка обучающимися проекта Я-идеального профессионального в виде совокупности целей, определяющих актуальные направления самостоятельной работы по самосовершенствованию. В обобщенном виде они сводятся к следующему: углубление и обновление психолого-педагогических знаний и знаний теории и практики МПО; совершенствование навыков и умений решения педагогических задач и задач МПО; самовоспитание и саморазвитие профессионально важных качеств личности офицера.

В зависимости от общей подготовленности и индивидуально-психологических особенностей обучающихся, акценты в их самостоятельной работе распределяются как между направлениями самосовершенствования, так и в рамках каждого

направления. Так, сравнительный анализ актуальных целей самосовершенствования обучающихся, а также беседы, проведенные с ними, позволил выявить основные факторы, детерминирующие процесс целеполагания. Наиболее важными из них являются следующие: предстоящий характер деятельности офицера в войсках (командно-штабной, инженерно-технический, педагогический); преимущественный познавательный интерес (к педагогике, психологии, другим наукам); тип характера и темперамента (способности к самоконтролю и саморегуляции).

Процесс самопроектирования личности идет гораздо продуктивнее у тех обучающихся, которым свойственна рефлексивность мышления. Они без особого труда проектируют Я-идеальное профессиональное на основе соотнесения своего Я-реального профессионального с обобщенным или конкретным образцом идеального офицера-исполнителя или офицера-руководителя. Такой прием специально предлагался обучающимся, затрудняющимся составить для себя желаемый, но собственный, реально достижимый профессиональный образ.

Содержанием шестого этапа педагогического сопровождения самосовершенствования МПК является оказание помощи обучающимся в определение методов, приемов и средств достижения поставленных целей. По существу речь идет о разработке программы достижения запланированных целей или программы самосовершенствования. Как выяснилось в ходе экспериментальной работы, сложность данного этапа заключалась, с одной стороны, в слабом знании обучающимися технологий и методов профессионального самосовершенствования, а с другой - в недостаточном владении навыками и умениями работы над собой. Поэтому содержанием педагогического сопровождения на данном этапе является совмещение работы по оказанию помощи обучающимся в разработке программ профессионального самосовершенствования с изучением теоретических и прикладных основ этой деятельности.

С этой целью с обучающимися проводились семинарские занятия по обсуждению вопросов самообразования, самовоспитания и саморазвития. Обучающиеся обменивались собственным опытом приобретения навыков и умений работы над собой (самонаблюдения, самоотчета, самоанализа, самотестирования, самоупражнения и др.). Положительно зарекомендовали себя мини-дискуссии по определению наиболее эффективных методов, приемов и средств самостоятельной работы по достижению конкретных целей самообучения, самовоспитания и саморазвития. Формированию осознанного подхода к целенаправленному планированию самостоятельной работы способствовало также уяснение сущности и содержания методики профессионального самосовершенствования.

Анализ практической деятельности по выбору и планированию методов, приемов и средств профессионального самосовершенствования позволил сформулировать ряд требований, соблюдение которых способствует эффективности планирования и самостоятельной работы в целом.

Так, важнейшим требованием, которое должно быть реализовано в ходе разработки программ профессионального самосовершенствования, является требование целеустремленности планирования. Его сущность заключается в том, чтобы в процессе определения методов, приемов и средств самостоятельной работы отбирались только те из них, которые адекватны поставленным целям, и способствуют их достижению.

Другим требованием, предъявляемым к процессу разработки программ профессионального самосовершенствования, выступает требование комплексности планирования. Оно предусматривает комплексирование нескольких методов для достижения одной и той же цели, а также ориентирует обучающих и обучающихся на выбор тех методов, приемов и средств, которые способствуют одновременному достижению нескольких целей самосовершенствования.

Третье требование - оптимальность планирования предполагает, чтобы составление программ профессионального самосовершенствования осуществлялось: исходя из конкретных целей; с использованием наилучших методов и технологий; с определением оптимальных методов достижения целей в предельно короткие сроки.

Соблюдение преподавателями и обучающимися перечисленных требований обеспечивает индивидуальный характер планирования и способствует отбору наиболее эффективных методов, приемов и средств самостоятельной работы, адекватных структуре, содержанию и сложности целей профессионального самосовершенствования, а также времени, необходимого для их достижения.

Следующий, седьмой этап педагогического сопровождения самосовершенствования МПК заключается в оказании помощи обучающимся в организации практической работы по самосовершенствованию, то есть речь идет о выполнении запланированных работ и мероприятий. В ходе бесед с преподавателями, осуществляющими педагогическое сопровождение, были установлены следующие направления этой работы: углубление и обновление психолого-педагогических знаний и теории и практики МПО; овладение общепедагогическими умениями решения задач; самовоспитание и саморазвитие гражданско-патриотиче-ских, нравственных, военно-профессиональных и педагогических качеств; формирование и развитие общей, правовой и психолого-педагогической культуры; формирование устойчивой мотивации личностного саморазвития; выработка навыков

46

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22

и умений самоконтроля и саморегуляции; формирование и развитие рефлексивных умений; формирование и развитие аналитико-синтетического склада мышления.

Реализация основных направлений профессионального самосовершенствования участников формирующего эксперимента осуществлялась в трех взаимосвязанных формах: самообразование, самовоспитание, саморазвитие. Анализ их содержания, в ходе самостоятельной работы обучающихся, позволил установить, что эффективность самообразования, как процесса приобретения, углубления и обновления профессионально-педагогических и других научных знаний, достигается использованием следующих методов: самостоятельным поиском и усвоением профессионально значимой информации из различных литературных источников (учебников и учебных пособий, диссертаций и монографий, приказов, наставлений и директив и т.д.); изучением передового опыта войск и образовательных организаций в ходе открытых и инструкторско-методических занятий, профессиональной практики и стажировок; участием в различных научно-практических конференциях и семинарах по проблеме организации МПО; анализом, обобщением и закреплением собственного профессионального опыта.

Основными методами самообразования (самообучения) обучающимися в организации МПО являются самостоятельное изучение учебной и научной литературы и самоупражнение. Анализ применения данных методов показал, что самоупражнение целесообразно использовать для овладения МПК, а также навыками и умениями решении ситуационных задач (диагностических, прогностических, организационно-коммуникативных и др.).

Самовоспитание обучающихся заключается в целенаправленной самостоятельной работе по формированию и совершенствованию своих профессионально важных качеств личности и преодолению негативных качеств и привычек. С этой целью используются методы самоубеждения, самопоощрения, самоупражнения, следования примеру. Особенностями применения методов самовоспитания являются, с одной стороны, формирование и развитие у них профессионально важных качеств личности (наблюдательность, тактичность, оптимизм, эмпатия, доброжелательность и т.д.), а с другой - создание положительного эмоционального настроя на самостоятельную работу (самопоощрение).

Основными методами и средствами саморазвития интеллектуальных качеств обучающихся являются моделирование ситуаций, прогнозирование различных вариантов решения ситуационных задач, участие в научно-исследовательской работе. В своей совокупности перечисленные методы способствуют формированию и развитию творческого мышления офицерских кадров. С этой целью обу-

чающимся рекомендовалось заниматься постоянным самоанализом своей деятельности, с целью осознания теоретических и прикладных оснований ее осуществления. Также им предлагалось развивать способность к двойной саморефлексии: самооценка своего поведения «как я выгляжу в собственных глазах», самооценка своего поведения «как я выгляжу в глазах окружающих».

Содержание восьмого этапа педагогического сопровождения самосовершенствования МПК заключается в оказании помощи обучающимся в осуществлении постоянного самоконтроля, самооценки и самокоррекции своей самостоятельной работы. Выделение данного этапа в качестве самостоятельного носит условный характер, потому что самоконтроль и самокоррекция осуществляются обучающимися на протяжении всего процесса самосовершенствования.

В то же время следует отметить, что подавляющее большинство обучающихся в качестве целей саморазвития определяют способность к самоконтролю и саморегуляции. Поэтому используемые ими в процессе самосовершенствования методы самоконтроля (самонаблюдение, самоотчет, самокритика) и саморегуляции (самоорганизация, самопринуждение, самовнушение) позволяют не только успешно управлять процессом профессионального самосовершенствования, но и способствовать формированию и развитию психологической готовности к профессиональной деятельности по организации МПО и эмоционально-волевой устойчивости, необходимой для ее осуществления.

Девятый этап является завершающим в процессе педагогического сопровождения самосовершенствования МПК обучающихся и заключается в оказании им помощи в анализе и оценке достигнутых результатов. Сущность этой работы состоит в определении степени достижения запланированных целей. Осуществляется эта процедура путем сравнения целей и результатов. Следует иметь в виду, что проведение анализа и оценки результатов самосовершенствования является хорошим инструментом развития рефлексивных способностей обучающихся. Преподавателям целесообразно использовать эту возможность в целях развития рефлексии обучающихся. Также на этом этапе осуществляется постановка новых целей и задач по дальнейшему самосовершенствованию.

Таковы основные этапы педагогического сопровождения самосовершенствования МПК обучающихся. Знание их содержания и особенностей позволяет не только осуществлять подробное проектирование процесса педагогического сопровождения, но и на любом этапе осуществлять его коррекцию.

Осуществление мероприятий педагогического сопровождения самосовершенствования МПК обучающихся позволяют выявить совокупность

условий, способствующих повышению эффективности самостоятельной работы обучающихся.

Наиболее значимым условием эффективной самостоятельной работы обучающихся является уровень сформированности мотивации профессионального самосовершенствования. В целях актуализации профессиональных и познавательных мотивов в ходе формирующего эксперимента использовались следующие меры: обеспечение рефлексивного усвоения обучающимися теории и практики МПО; осознание конкретных требований, предъявляемых к обучающимся в сфере МПО путем изучения квалификационных требований и руководящих документов.

Важным условием эффективности процесса самостоятельной работы обучающихся является овладение ими теоретическими и прикладными основами профессионального самосовершенствования. При этом особое внимание, как показывает опыт, целесообразно сосредоточить на овладении методикой самодиагностики, рефлексивными умениями и методами самоконтроля и саморегуляции.

Не менее важным условием эффективности процесса профессионального самосовершенствования, является изучение и внедрение передового опыта, причем как самосовершенствования, так и решения задач МПО. В качестве основных источников опыта использовались: педагогические, военно-педагогические издания; беседы с офицерами, поступившими в академию из войск; научно-практические конференции и семинары; открытые, показные, пробные и инструкторско-методические занятия; посещение занятий, проводимыми опытными педагогами.

Также эффективности процесса профессионального самосовершенствования способствуют полнота и качества помощи, оказываемой со стороны опытных педагогов. В наибольшей степени в помощи нуждаются обучающиеся не имеющие опыта профессиональной деятельности. Как показывает практика преподавателей, активную помощь необходима в самодиагностике личностных качеств, формулировке целей и задач самосовершенствования, разработке программы самосовер-

шенствования и осуществлении коррекции самостоятельной работы.

Таким образом, педагогическое сопровождение самосовершенствования МПК представляет собой целенаправленную совместную деятельность преподавателя и обучающихся по планированию целей самосовершенствования, определению методов, приемов и средств их достижения, а также осуществлению постоянного контроля и коррекции процесса самостоятельной работы в целях ее активизации и повышения эффективности.

Библиографический список

1. Александрова Е.А. Сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий: ав-тореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Тюмень, 2006. - 40 с.

2. Волковицкий Г.А. Мотивация военно-профессионального самосовершенствования. - М., 1994. - 53 с.

3. Зайцев Н.Н. Педагогическое сопровождение развития управленческой компетентности командиров подразделений курсантов вузов внутренних войск МВД России: автореф. дис. ... кан. пед. наук. - СПб., 2014. - 23 с.

4. Липский И.А. Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. трудов. - Волгоград: Перемена, 2004. - С. 280-287.

5. Логашенко О.И. Педагогическое сопровождение научно-практической деятельности в профессиональной подготовке психолога-преподавателя: автореф. дис. ... кан. пед. наук. - Томск, 2009. - 26 с.

6. Сарсенбаева Б.И. Педагогическое сопровождение профессионального самосовершенствования будущего учителя: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2006. - 416 с.

7. Сопильняк Ю.Н. Педагогическое сопровождение профессиональной подготовки специалистов в области правоохранительной деятельности: автореф. дис. ... кан. пед. наук. - Майкоп, 2007. -24 с.

8. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д: Феникс 2000. - 672 с.

48

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.