Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ КАК ВИД СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ КАК ВИД СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Засмолина Н.П.

Актуальность статьи обусловлена возросшим влиянием социокультурных условий на процессы воспитания и обучения молодых людей, а также необходимостью поиска новых педагогических концепций, обеспечивающих эффективность педагогического действия и индивидуального развития личности. Рассмотрение педагогического действия с позиции педагогического содействия стимулирует исследователей на поиск теоретических оснований для определения его в качестве вида социально-педагогической деятельности. Цель статьи заключается в осуществлении теоретико-методологического обоснования сущности понятия «педагогическое содействие» на основе результатов исследования. Авторами расширены теоретические представления о педагогическом содействии в целостном педагогическом процессе, уточнена сущность понятия «педагогическое содействие» как вида социально-педагогической деятельности; определены границы понятий «педагогическое содействие», «педагогическая поддержка» и «педагогическая помощь»; предложена структура компонентов педагогического содействия, методологически обогащающая теорию и практику воспитания в современных условиях развития общества. Материал статьи предназначен для работников системы образования, исследователей и других заинтересованных лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ASSISTANCE AS A TYPE OF SOCIO-PEDAGOGICAL ACTIVITY

The relevance of the article is caused due to the increased influence of socio-cultural conditions on the processes of upbringing and education of young people, as well as the need to search for new pedagogical concepts that ensure the effectiveness of pedagogical action and individual development of personality. The consideration of pedagogical activity from the stand point of pedagogical assistance stimulates researchers to search for theoretical grounds for defining it as a type of social and pedagogical activity. The purpose of the article is to implement the theoretical and methodological justification of the essence of the concept of "pedagogical assistance" on the basis of the research results. The authors have expanded the theoretical understanding of pedagogical assistance in the integral pedagogical process, clarified the essence of the concept of "pedagogical assistance" as the type of socio-pedagogical activity; the boundaries of the concepts of "pedagogical assistance", "pedagogical support" and "pedagogical assistance" are defined; the structure of the components of pedagogical assistance is proposed, which methodologically enriches the theory and practice of education in modern conditions of the social development. The material of this article is intended for educators, researchers and other interested parties.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ КАК ВИД СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 37.013.46

Педагогическое содействие как вид социально-педагогической деятельности

Pedagogical assistance as a type of socio-pedagogical activity

Засмолина Н.П., Новосибирский государственный педагогический университет,

zasmn@yandex. ru

Zasmolina N., Novosibirsk State Pedagogical University, zasmn@yandex.ru DOI: 10.51379/KPJ.2022.154.4.010

Ключевые слова: педагогическое содействие, педагогическая поддержка, педагогическая помощь, социально-педагогическая деятельность, компоненты педагогического содействия.

Keywords: pedagogical assistance, pedagogical support, pedagogical help, socio-pedagogical activity, components of pedagogical assistance.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена возросшим влиянием социокультурных условий на процессы воспитания и обучения молодых людей, а также необходимостью поиска новых педагогических концепций, обеспечивающих эффективность педагогического действия и индивидуального развития личности. Рассмотрение педагогического действия с позиции педагогического содействия стимулирует исследователей на поиск теоретических оснований для определения его в качестве вида социально-педагогической деятельности. Цель статьи заключается в осуществлении теоретико-методологического обоснования сущности понятия «педагогическое содействие» на основе результатов исследования. Авторами расширены теоретические представления о педагогическом содействии в целостном педагогическом процессе, уточнена сущность понятия «педагогическое содействие» как вида социально-педагогической деятельности; определены границы понятий «педагогическое содействие», «педагогическая поддержка» и «педагогическая помощь»; предложена структура компонентов педагогического содействия, методологически обогащающая теорию и практику воспитания в современных условиях развития общества. Материал статьи предназначен для работников системы образования, исследователей и других заинтересованных лиц.

Abstract. The relevance of the article is caused due to the increased influence of socio-cultural conditions on the processes of upbringing and education of young people, as well as the need to search for new pedagogical concepts that ensure the effectiveness of pedagogical action and individual development of personality. The consideration of pedagogical activity from the stand point of pedagogical assistance stimulates researchers to search for theoretical grounds for defining it as a type of social and pedagogical activity. The purpose of the article is to implement the theoretical and methodological justification of the essence of the concept of "pedagogical assistance " on the basis of the research results. The authors have expanded the theoretical understanding of pedagogical assistance in the integral pedagogical process, clarified the essence of the concept of "pedagogical assistance" as the type of socio-pedagogical activity; the boundaries of the concepts of "pedagogical assistance", "pedagogical support" and "pedagogical assistance " are defined; the structure of the components ofpedagogical assistance is proposed, which methodologically enriches the theory and practice of education in modern conditions of the social development. The material of this article is intended for educators, researchers and other interested parties.

Введение. Современный этап развития общества характеризуется возросшей социальной потребностью в успешной интеграции молодых людей в динамично развивающееся общество и повышению их роли в жизни страны. Процесс интеграции требует от молодого человека готовности к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению в условиях нарастающей неопределенности, вариативности

смыслов и целей, а от педагога - готовности к содействию обучающемуся в формировании этих способностей. В обновленном федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования содействие рассматривается довольно узко, в двух аспектах, как содействие «развитию педагогической компетентности родителей <...> и формированию у обучающихся убежденности в

необходимости выбора здорового образа жизни, о вреде употребления алкоголя и табакокурения» [12].

В научной литературе вопросами педагогического содействия занимались Л.А. Барановская, В.В., Игнатова, В. Шишкина и др. Следует отметить, что Барановская Л.А. и В.В. Игнатова рассматривали педагогическое содействие в качестве педагогической стратегии к решению проблем высшего профессионального образования [6]. В.И. Шишкина уделила внимание рассмотрению взаимосвязи

педагогического содействия c такими понятиями как «становление личности», «саморазвитие личности», «педагогический процесс» [21].

В рамках научного дискурса были разработаны близкие педагогическому содействию идеи педагогической поддержки (О.С. Газман, Т.В. Анохина, В.П. Бедерханова, Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова, С.Д. Поляков, С.М. Юсфин и др.), помощи и сопровождения (И.А. Бобылева, Г.Ф. Иванова, В.В. Шпакова и др.) учащемуся в его индивидуальном развитии. Селевко С.Г. относит педагогическую поддержку, реабилитацию и помощь к виду социально-педагогического действия [13, с.22].

В целостном педагогическом процессе каждая идея имеет свои концептуальные отличия и занимает в нем определенную позицию. Важно отметить, что в практике педагоги воспринимают идеи как идентичные педагогические стратегии. Однако объемы понятий, их соотношение между собой, имеют существенные отличительные особенности. На наш взгляд, педагогическое содействие как вид социально-педагогической деятельности отвечает за становление и проявление субъектности личности, развитие творческой индивидуальности и повышение личностного роста ребенка.

Таким образом, возникает необходимость комплексного рассмотрения феномена педагогического содействия как вида социально-педагогической деятельности в практике учителя. В связи с этим актуальным становится научный поиск теоретико-методологических оснований для обоснования педагогического содействия как вида социально-педагогического деятельности, что позволяет сформулировать цель нашего исследования: на основе анализа результатов современных научных исследований выявить сущность понятия «педагогическое содействие» и его границы, определить компоненты его процессной основы.

В соответствии с поставленной целью нами определен комплекс исследовательских задач, а именно:

- обоснование сущности понятия «педагогическое содействие» в теории и практике воспитания;

- выявление структурных компонентов процессной основы педагогического содействия;

- определение на основе установления сходства и различий границ понятий «педагогическое содействие», «педагогическая помощь», «педагогическая поддержка».

Решение поставленных задач обеспечило расширение теоретических представлений о педагогическом содействии в целостном педагогическом процессе, уточнению сущности понятия «педагогическое содействие»; определение границ и объемов понятий «педагогическое содействие», «педагогическая поддержка» и «педагогическая помощь»; представленная структура компонентов педагогического содействия методологически обогащает теорию и практику воспитания в актуальных условиях развития социума.

Методология исследования. Необходимость методологического анализа изучаемой нами проблемы исследования обусловлена

следующими факторами:

во-первых, многоаспектность проблемы потребовала проведение исследования на общефилософском уровне, согласно которому выделены философский, общенаучный и конкретно-научный уровни методологических знаний;

во-вторых, комплексность решения проблемы обусловила необходимость определения актуальных педагогических концепций, принципов и методов, учитывающих цели обучения и воспитания современной системы образования.

Таким образом, методологию исследования составили:

- на философском уровне: идеи феноменологии в педагогике (Тимощук Е.А. и др.), позволяющие выявить сущность понятия «педагогическое содействие» как вида социально-педагогической деятельности;

- на общенаучном уровне: принципы и положения системного подхода (В.В. Краевский), определяющие компоненты системы педагогического содействия;

- на конкретно-научном уровне: принципы и положения деятельностного (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.В. Суходольский и др.), субъектного (В.И. Слободчиков) и позиционного (Н.Е. Веракса) подходов, характеризующие компоненты системы педагогического содействия; идея целостности педагогического процесса (В.В. Сериков), позволяющая

рассмотреть педагогическое содействие частью этого процесса;

- на концептуальном уровне: теория концептуальных переходов (В.А. Канке), обеспечивающая возможность выявления связи между понятиями «педагогическое содействие», «педагогическая поддержка» и «педагогическая помощь».

Результаты. Теоретический анализ нормативных документов, научной литературы по философии, психологии и педагогике, современных диссертационных исследований помог представить результаты в трех группах: сущность педагогического содействия, компоненты педагогического содействия и границы понятий.

Сущность педагогического содействия. Структурно-семантический аспект

словосочетания «педагогическое содействие» отражает его смысловую организацию. Суть термина «педагогический» в большом толковом словаре русского языка С.А. Кузнецова описана как «свойственный, присущий педагогу» [3, с.789]. В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова термин «содействие» обозначает «помощь, поддержку в какой-нибудь деятельности», в тоже время «содействовать» -«оказывать содействие, способствовать» [10, с.729]. Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов Н.Ю. Шведовой дает определение термину «содействие» как «деятельное участие в чьих-нибудь делах с целью облегчить, помочь, поддержка в какой-нибудь деятельности» [19, с.912]. Словосочетание «педагогическое содействие» является семантически и грамматически согласованным, а именно: педагогический - свойственный педагогу, содействие - помощь, поддержка; лексемы педагогическое и содействие имплицитно содержат сему деятельность, что создает согласованность семантическую и

грамматическую. Таким образом, педагогическое содействие с позиции профессиональной деятельности педагога является оказанием помощи и поддержки учащемуся в какой-либо деятельности с целью ее облегчения.

На философском уровне феноменологический подход в идее педагогического содействия позволил определить смысловое содержание совместной деятельности ее субъектов с опорой на индивидуальность и автономность обучающегося в приобретении ответственного опыта социального поведения. Рассмотрев основные принципы феноменологического подхода к образованию, определенные Тимощук

Е.А. в контексте новых образовательных тенденций, мы выделили в содержании принципа «индивидуации» важность индивидуального генезиса человека, направленного на такие «векторы развития личности как обучаемость, самоопределение (самодетерминация),

самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности»; в принципе «диалогичности»

- автономность обучающегося, актуализирующуюся посредством реализации идеи интеграции диалога в образовании и самоиндивидуализации личности, позволяющей обучающемуся «стать активным, самостоятельным, понимающим, открытым, умеющим осуществлять такие основные виды деятельности, как труд, общение, познание» [18].

Образование, по мнению В.В. Серикова, «выступает как гуманитарная система с особыми закономерностями функционирования и развития» в которой педагогическим действием является «пробуждение и незаметное «выращивание» субъектности в другом человеке» [14, с.9]. Он отмечает, что в пространстве развития личности совместные действия педагога и обучающегося протекают как взаимораспределенные действия (сореализация). Операциональный состав действий и выполняемый функционал субъектами «со-деятельности» имеет общее эмоционально-смысловое основание, выступающее как механизм становления внутреннего мира воспитанника [14, с.15].

В научной литературе и диссертациях по общей педагогике педагогическое содействие представлено как совместная деятельность педагога и учащегося, характеризующаяся: по мнению В. Шишкиной - развернутостью к становлению личности [21], В.В. Игнатовой и Л.А. Барановской - совместностью и равнодействием [6]; согласно Е.М. Скрыпниковой

- направленностью на достижение поставленных целей [15], В.В. Игнатовой и Л.А. Барановской -на облегчение, помощь, эмоциональную поддержку [6], В. Шишкиной - на нахождение оптимальных опор в личностной, субъектной сфере [21], И.А. Онофрийчук - на поэтапное, многовариантное развитие компетенций [11] и по мнению Е.В. Ананьиной - на профессиональное самоопределение [1].

И.Ю. Шустова определяет в качестве педагогического содействия - педагогическую поддержку, как совместные (педагога и ребенка, педагога и группы детей) акты действия, создающие педагогическую ситуацию развития личности и индивидуальности ребёнка, это усиление и дополнение самостоятельного

действия человека (ребенка, подростка, юноши)) [22].

Е.Д. Соколова под педагогическим содействием понимает «педагогическую деятельность, направленную на создание условий для студентов в достижении успеха, укреплении веры в собственные силы, необходимых для самовосхождения, самопознания,

самосовершенствования и, в конечном счете, самореализации» [17].

Д.Ф. Ильясов и Л.Ю. Кобелева обозначают в качестве содействия «систему объективно необходимой, адресной и целесообразной помощи, оказываемой им (обучающимся, пояснение автора статьи) со стороны педагогических работников и администрации общеобразовательной школы» [8].

М.А. Валеева описывает педагогическое содействие как «вид взаимодействия обучающегося и обучаемого, в котором реализуются субъект-субъектные отношения; совокупности педагогических условий, целью которых является формирование какого-либо качества; педагогической деятельности, направленной на повышение готовности студентов к ценностному самоопределению; помощи преподавателя обучающимся для достижения ими конкретных целей и др.» [4].

Таким образом, феноменологическая сущность понятия «педагогическое содействие» представлена как со-деятельность субъектов в педагогической ситуации, характеризующаяся динамикой намерений, целенаправленностью и распределенностью действий, направленная на достижение определенного уровня «самости» личности путем реализации ее внутреннего потенциала.

Компоненты педагогического содействия. Сравнительно-сопоставительный анализ

современных научных публикаций по педагогике позволил нам произвести отбор смысловых групп, включающих лексемы «содействие», «поддержка» и «помощь». На основе деятельностного, системного, субъектного и позиционного подходов полученные данные были систематизированы и обобщены. В качестве структурной основы понятия «педагогическое содействие» определены пять взаимосвязанных компонентов: личностный, когнитивный, векторный, процессный, адаптивный.

Философской рамкой личностного компонента выступает «интегративное свойство личности» [5] - успешность, базирующееся на таких категориях как «активность, воля, деятельность, личность, адаптация,

саморегуляция, самоуправление, целеполагание»

[9]. Педагогическое содействие с позиции успешности рассматривается нами как создание субъектами деятельности благоприятных условий для решения общих задач; выстраивание (построение, установление), налаживание (укрепление) и расширение отношений, контактов, обратной связи, взаимосвязей и взаимодействия друг с другом; повышение интеллектуальных возможностей и культуры; приобщение к научной, проектной и творческой деятельности. Кроме того, педагогическое содействие опирается на внутренние психологические механизмы, составляющие успешность личностного развития:

самоактуализацию, самоопределение,

самовыражение, самопознание, саморазвитие, самовоспитание, самообразование,

самореализацию, самодвижение,

самостроительство, самодостраивание,

самоизменение, самовосстановление,

самоорганизацию, саморегуляцию,

самосовершенствование.

С точки зрения деятельностного подхода когнитивный компонент педагогического содействия обеспечивает целостность мышления в условиях реализации практико-ориентированных ситуаций для развития мышления в процессе целенаправленной совместной деятельности. При этом, содействие выстраивается с опорой на осознание субъектами деятельности своей позиции; постижение смыслов действий; приобретение новых знаний; овладение приемами проектирования совместной разнонаправленной деятельности; проявление и развитие творческой индивидуальности; освоение культурных норм и ценностей; разрешение проблем и противоречий. Позиционный подход к педагогическому содействию позволяет включить в когнитивный компонент такие векторы, как формирование мировоззрения личности, ее гармонизацию и развитие самокритичности.

Векторный компонент педагогического содействия тесно связан с вариативностью деятельности субъектов в пространстве социальных и культурных возможностей. Согласно С.Л. Рубинштейна структура деятельности включает следующие элементы: мотив-цель-средство; по А.Н. Леонтьеву - это мотив-цель-условие; Г.Е. Суходольский считает, что это потребность-направленность-мотив-цель-результат-оценка [16].

Поскольку нам близка позиция Г.Е. Суходольского, то мы по аналогии рассматриваем педагогическое содействие как деятельность по обогащению субъектов знаниями, умениями, навыками; по интеграции личности и ее

деятельности в реальную социокультурную среду; по обретению ребёнком нравственно востребованного духовного опыта; по раскрытию возможностей личностного потенциала ребенка; по достижению наиболее полной и точной цели и конечной задачи; по сохранению ценностной составляющей личности.

Таким образом, мы видим, что векторный компонент поддерживает интегративное свойство личности - успешность, ориентируя действия педагога и обучающегося на активное проявление своей индивидуальности через реализацию замыслов и со-деятельность (сореализацию), способствует приобретению опыта личностного выбора на основе принятых личных решений, в результате самоанализа и оценки полученного результата обеспечивается личностный рост.

В рамках деятельностного подхода процессный компонент педагогического содействия включает в себя определенные этапы тесно взаимосвязанные между собой. Этапы содействия реализуются на субъект-субъектном уровне, как определенные составляющие совместной деятельности, последовательно сменяющие друг друга и образующие единый цикл. Нами определены следующие этапы содействия: планирование, организация, реализация, рефлексия.

На этапе планирования педагог осуществляет инициацию интереса обучающихся к проектной идее, обсуждение замысла проекта совместной деятельности, широкого спектра возможных результатов проекта и различных направлений его развития. Организационный этап включает осуществление социально значимой для обучающихся деятельности, внедрение педагогических технологий помощи и поддержки деятельности учащихся и их взаимодействия с другими субъектами деятельности. Этап реализации обеспечивает достижение единых целей деятельности, самореализацию личности (реализацию индивидуальной траектории развития) и ее внутреннего потенциала, применение на практике современных средств и методов воспитания, внедрение идей субъектов деятельности в жизнь образовательной организации. Содержание этапа рефлексии определяется спецификой целей и задач, которые решались на всех предыдущих этапах. Кроме того, педагог содействует с одной стороны, рефлексии индивидуального социального опыта учащегося, с другой стороны, педагогической рефлексии, а именно распространению продуктивных социально-воспитательных

практик и программ.

В рамках позиционного подхода процессный компонент педагогического содействия включает процессы сплочения коллектива, кооперации академических ресурсов и творческих усилий субъектов деятельности, обмена идей и опытом их реализации или трансформации, а также формирования группы в качестве коммуникативной целостности.

Важным компонентом педагогического содействия мы выделили адаптивность или адаптивный компонент. По мнению А.М. Богомолова, адаптивность «проявляется и реализуется в деятельности и системе отношений человека». Он рассматривает адаптационный потенциал как «системное свойство личности, обусловливающее границы ее адаптационных возможностей и характер протекания адаптации личности в ответ на воздействие тех или иных факторов и условий среды». В качестве особенностей адаптационного потенциала он определяет «направление, содержание, интенсивность адаптационного ответа личности» [2].

Определяющую роль в адаптивных системах образовательных сред играют такие компоненты, как контекстность ситуаций, взаимодействие и возможности среды. Педагогическое содействие пониманию контекста конкретной ситуации возможно в соответствии с ситуационной моделью «восприятие-действие-поведение». Такая модель является динамичной, структурирует взаимодействие, ведет к выбору из бифуркационного множества ситуаций именно той цели, которая будет служить в качестве направляющего намерения обучающегося. В этом случае должны быть смоделированы все возможности среды, чтобы получить адаптационный ответ тогда, когда учащийся примет цель [23]. Кроме того, в качестве интенсивности адаптационного ответа мы определяем мобильность личности, ее интегральную характеристику. Таким образом, система взаимосвязанных компонентов педагогического содействия создает целостность процесса содействия индивидуальному развитию личности.

Анализ научных публикаций позволил установить тесную связь педагогического содействия с основными категориями педагогики: развитие, формирование и становление. Категория развитие выражена в интересах личности, ее воображении, таланте, навыках и способностях, склонностях, воле и настойчивости, культуре личности и ее чувствах. В совместной деятельности педагог содействует развитию мотивации, мышления (абстрактного,

логического, творческого), индивидуальности, инициативности, партнерству (сотрудничества) и самокритичности личности. Формирование как категория педагогического содействия включает учет способностей и личностную позицию субъектов деятельности, логического мышления, ответственное отношение, нравственную культуру, коммуникативность. Содействие становлению личности обеспечивается посредством удовлетворения субъектной позиции личности и ее субъектной активности, а также творческой индивидуальности.

Границы понятий «педагогическое содействие», «педагогическая поддержка» и «педагогическая помощь». В рамках теории концептуальных переходов В.А. Канке нами была определена некоторая совокупность концептов и переходов между ними, позволяющая выявить единство их признаков [7].

В словаре С.И. Ожегова термин «помощь» рассматривается как «содействие кому-нибудь в чем-нибудь, участие в чем-нибудь, приносящее облегчение кому-нибудь»; помогать означает «оказать помощь (помочь кому-нибудь в работе), дать желаемый результат, следствие» [10]. В свою очередь термин «поддержка» означает «помощь, содействие (оказать поддержку кому-нибудь); поддержать - придержав, не дать упасть; оказать кому-нибудь помощь, содействие» [10]. В педагогической литературе часто два этих термина встречаются в качестве такого словосочетания как «помощь и поддержка». Мы изучили их научные интерпретации с позиции особого вида педагогической деятельности, их соотношение и взаимосвязь с понятием «педагогическое содействие».

Итак, понятие «педагогическая помощь» определяется в педагогике как «помощь одного человека другому в преодолении трудностей» [6]. Часто с термином «помощь» встречается использование следующих глаголов: принимать, оказывать и просить.

Мы сгруппировали виды помощи следующим образом: по направленности действия (коррекционная, коррекционно-педагогическая, консультационная, практическая); по адресату получения помощи (индивидуальная, групповая); по способу действия (косвенная, конкретная, взаимная); по времени осуществления (первичная, своевременная, краткосрочная).

В рамках педагогического содействия мы рассматриваем функцию педагогической помощи как атрибутивную, осуществляющуюся посредством перехода на другое дополнительное действие, например, с помощью консультирования, проведения тренингов,

моделирования (планирование,

программирование) ситуаций, убеждения, организации событий и осуществление наставничества. Направленность другого действия обусловлена просьбой ребенка о помощи.

Педагогическая помощь включает в себя все компоненты педагогического содействия и отражается через: личностный компонент - в личностном росте; в становлении субъектности, самосознания; в самоопределении,

самоорганизации и саморазвитии; в совершенствовании и самодиагностике, в формировании индивидуального образа жизни; когнитивный компонент - в учебе (знания, умения, навыки); в усилении прочности знаний; в познании, развитии и самореализации потенциальных возможностей личности; векторный компонент - в семейном воспитании; в социализации; в установлении связей; в выборе источников информации; в выборе будущей профессии; в нравственном самовоспитании; процессный компонент - в определении идеи; в проведении и реализации идеи; в самостоятельной деятельности; адаптивный компонент - в решении проблем; в преодолении отрицательных тенденций и затруднений; в освоении и выполнении разных социальных ролей.

В свою очередь следует отметить, что педагогическая поддержка - это «деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в учебе, жизненным и профессиональным

самоопределением» [20].

Педагогическая поддержка, как и педагогическая помощь, включает в себя все компоненты педагогического содействия: личностный компонент - это поддержка процессов становления и проявления индивидуальности и субъектности; значимости действий ребенка; внутренних потребностей (самости); стремления к успеху; высокой степени ответственности; работы со смыслами; осмысленного поиска и выбора ребенка; когнитивный компонент - поддержка интереса (мотивации) в учебном процессе; стремления ребенка выполнять новые задачи; обновления навыков; векторный компонент - поддержка социализации и адаптации учащегося; социально-значимых инициатив (творческих начинаний), культуры на должном уровне (диалога культур, речевой культуры); процессный компонент -

поддержка совместности деятельности (сотрудничество, сотворчество); появления проектных (сетевых) инициатив (активности); самостоятельной деятельности; непрерывной обратной связи; участия ребенка в школьных делах; адаптивный компонент - поддержка в решении проблемных ситуаций (в ситуации успеха и неудач, в условиях эмоциональной и интеллектуальной напряженности); позитивного эмоционального подъема; благоприятного климата и существующих традиций в коллективе; конструктивных форм общения в коллективе; повышение стрессоустойчивости; высокого уровня работоспособности (устойчивость внимания, усилия по выработке волевых качеств).

Педагогическая поддержка имеет прямую связь с такими категориями педагогики как становление и развитие. Поддержка становления

личности выражается в поддержке процессов развития ее субъектности, а поддержка развития основывается на возрастных особенностях, способностях, интересах и склонностях ребенка. Если возможности обучающегося реальны, педагогическая поддержка направлена на процессы осуществления «самости» личности. Если возможности потенциальны, поддержка включается как механизм гармонизации процессов развития, корректируя деятельность ребенка и снижая степень воздействия негативных факторов социокультурной ситуации на процессы адаптации ребенка.

Соотношение объемов понятий

«педагогическое содействие», «педагогическая поддержка» и «педагогическая помощь» мы определили с помощью кругов Эйлера.

Такое соотношение для нас представляется оптимальным и отражающим взаимосвязи и взаимоотношения изученных нами понятий в целостном образовательном процессе. Данные понятия мы рассматриваем как особый вид социально-педагогической деятельности,

включающий пять основных компонентов: личностный, когнитивный, векторный, процессный, адаптивный. Каждый компонент преломляется через призму содержания одного понятия и дополняется в отношении другого понятия, обеспечивая целостность процессов. Мы полагаем, что педагогическое содействие шире в своем объеме, чем педагогическая поддержка, а ее объем шире, по сравнению с педагогической помощью за счет наличия внутренних связей, с отмеченными нами ранее, категориями. Развитие, формирование и становление являются основой педагогического содействия; педагогическая поддержка же обеспечивает связь с развитием и становлением, а педагогическая помощь выполняет атрибутивную функцию в процессе поддержки и содействия.

Заключение. В рамках данного исследования, эмпирической базой которого послужили 66 современных научных публикаций, посвященных педагогическому содействию, установлено концептуальное образование и

феноменологическая сущность понятия «педагогическое содействие». Логику концептуального образования составили пять взаимосвязанных структурных компонентов: личностный, когнитивный, векторный, процессный, адаптивный. При этом каждый компонент определяется такими смысловыми категориями как успешность, целостность мышления, вариативность, этапность действий и адаптивность соответственно. В основе совместной деятельности субъектов в рамках педагогического содействия определена структура Г.Е. Суходольского - это потребность-направленность-мотив-цель-результат-оценка.

Значимость полученных результатов исследования в теоретическом плане связана с раскрытием структурно-содержательных

характеристик компонентов педагогического содействия, отражающих концептуальное образование, что, в свою очередь, расширяет теоретические представления о педагогическом содействии в целостном педагогическом процессе и методологически обогащает теорию и практику воспитания в современных условиях развития общества.

Практическая значимость полученных результатов заключается в выявлении недостаточной разработанности идеи

педагогического содействия в научной теории, устранение которой позволит обогатить педагогическую практику общеобразовательной школы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведенное исследование имеет явный потенциал для дальнейшего развития, связанный с продолжением уточнения методологических оснований теории педагогического содействия, ее принципов, верификации пяти компонентной структуры с использованием метода экспертизы.

1. Ананьина Е.В. Педагогическое содействие становлению готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению [Электронный ресурс] / Е.В. Ананьина // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. - 2007. - № 6(78). - С. 124-126.

2. Богомолов А.М Личностный адаптационный потенциал в контексте системного анализа / А.М Богомолов // Психологическая наука и образование. -

2008. - Т. 13. - № 1. - С. 67-73.

3. Большой толковый словарь русского языка; сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб.: «Норинг», 2000. - 1536 с.

4. Валеева М.А. Феноменология социально-педагогического содействия как методологического ресурса профессионально-личностного становления студента [Электронный ресурс] / М.А. Валеева // Высшее образование сегодня. - 2014. - № 11. - С. 67-71.

5. Деева Н.А. Жизненная успешность: механизм, свойство, состояние. Контексты понимания [Электронный ресурс] / Н.А. Деева // Современные исследования социальных проблем (Электронный научный журнал). -2017. - Т. 8. - № 11-1. - С. 22-45.

6. Игнатова В.В., Барановская Л.А. Содействие как педагогическая стратегия [Электронный ресурс] / В.В. Игнатова, Л.А. Барановская // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 14. - С. 44-52.

7. Канке В.А. Концептуальная трансдукция как метод социологии [Электронный ресурс] / В.А. Канке // Социологическая наука и социальная практика. - 2017. -Т. 5. - № 1(17). - С. 145-161.

8. Кобелева Л.Ю., Ильясов Д.Ф. Педагогическое содействие учащимся в их профессиональном самоопределении [Электронный ресурс] / Л.Ю. Кобелева, Д.Ф. Ильясов // Сибирский педагогический журнал. -

2009. - № 3. - С. 177-183.

9. Ключников С.Ю. Философия успеха: гносеологический анализ: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.01 / Ключников Сергей Юрьевич. - М., 2003. - 145 с.

10. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 60000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. - 25-е изд., испр. и доп. -М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2006. - 976 с.

11. Онофрийчук И.А. Педагогическое содействие адаптации молодых специалистов к условиям профессионального колледжа [Электронный ресурс] / И.А. Онофрийчук // Вестник Костромского

государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. - Т. 20. - № 4. - С. 141-144.

12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 года № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/ 607175848

13. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. Т. 2 / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 2005. - 400 с.

14. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. -272 с.

15. Скрыпникова Е.М. Педагогическое содействие участию обучающихся в принятии личностно-значимых решений: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Скрыпникова Екатерина Михайловна. - Новосибирск, 2018. - 200 с.

16. Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности / Г.В. Суходольский; ЛГУ им. А.А. Жданова. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. - 166 с.

17. Соколова Е.Д. Педагогическое содействие самореализации студентов в учебном процессе [Электронный ресурс] / Е.Д. Соколова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2010. - Т. 16. - № 3. - С. 247-250.

18. Тимощук Е.А. Феноменология в современном образовании [Электронный ресурс] / Е.А. Тимощук // Философская мысль. - 2018. - № 8. - С. 67-72.

19. Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / РАН. Институт русского языка им. В.В. Виноградова; отв. ред. Н.Ю. Шведова. - М.: Издательский центр «Азбуковник», 2011. - 1175 с.

20. Фабриков М.С. Инновационная педагогика: учеб. пособие / М.С. Фабриков; Владим. гос. ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2020. - 256 с.

21. Шишкина В. Педагогическое содействие [Электронный ресурс] / В. Шишкина // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. - С. 148-151.

22. Шустова И.Ю. Педагогическое содействие субъектности школьника [Электронный ресурс] / И.Ю. Шустова // Известия Саратовского университета. Новая

серия. Серия: Акмеология образования Психология развития. - 2012. - Т. 1. - № 4. - С. 74-78.

23. Young M.F., Depalma A., Garrett S. Situations, interaction, process and affordances: an ecological psychology perspective. Instructional Science. - 2002. - № 30. - P 47-63.

References:

1. Ananyina E.V. Pedagogical assistance to the formation of high school students' readiness for professional self-determination [Electronic resource] / E.V. Ananyina // Bulletin of the South Ural State University. Series: Education, health care, physical culture. - 2007. - № 6 (78). - S. 124-126.

2. Bogomolov A.M. Personal adaptive potential in the context of system analysis / A.M. Bogomolov // Psychological science and education. - 2008. - T. 13. - № 1. - S. 67-73.

3. Large explanatory dictionary of the Russian language; comp. and Ch. ed. S.A. Kuznetsov. - St. Petersburg: "Noring", 2000. - 1536 p.

4. Valeeva M.A. Phenomenology of socio-pedagogical assistance as a methodological resource of student's professional and personal development [Electronic resource] / M.A. Valeeva // Higher education today. - 2014. - № 11. - P. 67-71.

5. Deeva N.A. Success in life: mechanism, property, state. Contexts of understanding [Electronic resource] / N.A. Deeva // Modern studies of social problems (Electronic scientific journal). - 2017. - T. 8. - № 11-1. - P. 22-45.

6. Ignatova V.V., Baranovskaya L.A. Assistance as a pedagogical strategy [Electronic resource] / V.V. Ignatova, L.A. Baranovskaya // Siberian Pedagogical Journal. - 2008. -№ 14. - P. 44-52.

7. Kanke V.A. Conceptual transduction as a method of sociology [Electronic resource] / V.A. Kanke // Sociological science and social practice. - 2017. - V. 5. - № 1(17). - P. 145161.

8. Kobeleva L.Yu., Ilyasov D.F. Pedagogical assistance to students in their professional self-determination [Electronic resource] / L.Yu. Kobeleva, D.F. Ilyasov // Siberian Pedagogical Journal. - 2009. - № 3. - S. 177-183.

9. Klyuchnikov S.Yu. Philosophy of success: epistemological analysis: dis. ... cand. philosophical Sciences: 09.00.01 / Klyuchnikov Sergey Yurievich. - M., 2003. - 145 p.

10. Ozhegov S.I. Dictionary of the Russian language: approximately 60,000 words and phraseological expressions / S.I. Ozhegov; under total ed. prof. L.I. Skvortsova. - 25th ed., Rev. and additional - M.: Onyx Publishing House LLC: Mir and Education Publishing House LLC, 2006. - 976 p.

11. Onofriychuk I.A. Pedagogical assistance in the adaptation of young specialists to the conditions of a professional college [Electronic resource] / I.A. Onofriychuk // Bulletin of the Kostroma State University named after N.A. Nekrasov. Series: Pedagogy. Psychology. Social work. Juvenology. Sociokmetics. - 2014. - T. 20. - № 4. - S. 141-144.

12. Order of the Ministry of Education of the Russian Federation dated May 31, 2021 No. 287 "On approval of the federal state educational standard for basic general education" [Electronic resource] - Access mode: https://docs.cntd.ru/document/607175848

13. Selevko G.K. Encyclopedia of educational technologies: in 2 volumes. Vol. 2 / G.K. Selevko. - M.: People's education, 2005. - 400 p.

14. Serikov V.V. Education and personality. Theory and practice of designing pedagogical systems / V.V. Serikov. -M.: Logos Publishing Corporation, 1999. - 272 p.

15. Skrypnikova E.M. Pedagogical assistance to the participation of students in making personally significant decisions: dis. ... cand. ped. Sciences: 13.00.01 / Skrypnikova Ekaterina Mikhailovna. - Novosibirsk, 2018. - 200 p.

16. Sukhodolsky G.V. Foundations of the psychological theory of activity / G.V. Sukhodolsky; LGU named after A.A. Zhdanov. - L .: Publishing House of Leningrad State University, 1988. - 166 p.

17. Sokolova E.D. Pedagogical assistance to self-realization of students in the educational process [Electronic resource] / E.D. Sokolova // Bulletin of the Kostroma State University named after N.A. Nekrasov. - 2010. - T. 16. - № 3. -S. 247-250.

18. Timoshchuk E.A. Phenomenology in modern education [Electronic resource] / E.A. Tymoshchuk // Philosophical Thought. - 2018. - № 8. - P. 67-72.

19. Explanatory dictionary of the Russian language with the inclusion of information about the origin of words / RAS. Institute of the Russian Language. V.V. Vinogradov; resp. ed. N.Yu. Shvedova. - M.: Publishing Center "Azbukovnik", 2011. - 1175 p.

20. Fabrikov M.S. Innovative Pedagogy: Proc. allowance / M.S. Fabrykov; Vladim. state un-t im. A.G. and N.G. Stoletovs. - Vladimir: Publishing House of the VlGU, 2020. -256 p.

21. Shishkina V. Pedagogical assistance [Electronic resource] / V. Shishkina // Higher education in Russia. - 2005. -№ 4. - S. 148-151.

22. Shustova I.Yu. Pedagogical assistance to the student's subjectivity [Electronic resource] / I.Yu. Shustova // Bulletin of the Saratov University. New series. Series: Acmeology of education Psychology of development. - 2012. - T. 1. - № 4. -P. 74-78.

23. Young M.F., Depalma A., Garrett S. Situations, interaction, process and affordances: an ecological psychology perspective. instructional science. - 2002. - № 30. - P 47-63.

5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования (13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования)

Сведения об авторе:

Засмолина Наталья Петровна (г. Новосибирск, Россия), аспирант кафедры педагогики и психологии Института истории, гуманитарного, социального образования, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», e-mail: zasmn@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.