Научная статья на тему 'Педагогическое проектирование и анализ воспитательной деятельности в структуре содержания профильных смен детского оздоровительно-образовательного центра'

Педагогическое проектирование и анализ воспитательной деятельности в структуре содержания профильных смен детского оздоровительно-образовательного центра Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВИДЕНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ / ЖИЗНЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / РЕФЛЕКСИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / СТРУКТУРА ПРОЕКТИРОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ / PEDAGOGICAL AWARENESS / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PRINCIPLES / PEDAGOGICAL DESIGN / SELF-DETERMINATION / PEDAGOGICAL SUPPORT / REFLECTIVE-ACTIVE APPROACH / STRUCTURE DESIGN / THE SOCIAL ORDER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перадзе Яков Робертович

В статье представлено авторское понимание педагогических условий и принципов педагогического программирования и проектирования организации воспитательного процесса в детском оздоровительном центре ФДЦ «Смена».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article represents the author's vision of the principles and conditions that pedagogical structure in the children's recreational and educational center «Smena» must contain.

Текст научной работы на тему «Педагогическое проектирование и анализ воспитательной деятельности в структуре содержания профильных смен детского оздоровительно-образовательного центра»

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРУКТУРЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФИЛЬНЫХ СМЕН ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА

ПЕРАДЗЕ Я.Р.

В статье представлено авторское понимание педагогических условий и принципов педагогического программирования и проектирования организации воспитательного процесса в детском оздоровительном центре ФДЦ «Смена».

The article represents the author’s vision of the principles and conditions that pedagogical structure in the children’s recreational and educational center «Smena» must contain.

Программа воспитательной деятельности Федерального оздоровительно-образовательного центра «Смена» и каждого из его лагерей - это документ, определяющий не только собственно содержание и основные направления работы с участниками профильных и оздоровительных смен, но и алгоритм всех этапов программирования целей, логики, оптимальных механизмов и результатов предстоящей воспитательной работы.

Не вызывает сомнения, что такого рода подход к организации работы требует четкой и апробированной практикой системы педагогического проектирования и программирования. В течение 2007-2009 гг. нами было закончено формирование большого пакета научнопедагогической документации, отражающей все основные содержательные, методические и аналитические процедуры подготовки, экспертизы, мониторинга, практической реализации и педагогической рефлексии эффективности базовых и целевых социальных проектов, проводимых в лагерях ФДЦ «Смена».

Следует отметить, что в рамках нашей научно-методической концепции педагогического программирования процесса и результатов воспитательной работы, мы жестко не разделяем процессы проектирования и программирования, исходя из понимания проекта, как феномена социальной, профессиональной и творческой реализации и сопутствующей ей индивидуальной самореализации каждого участника проекта.

Таким образом, любой из проектов профильной смены направлен в будущую социальную и профессиональную деятельность участников проекта и включает в себя не только элементы целеполагания и практической деятельности, но и решает конкретные задачи по разрешению актуальных экономических, профессиональных, экологических, эстетических и нравственных проблем.

Вместе с тем, проект - это, по сути, развернутый план социальных или профессиональных действий и для практического осуществления его содержания необходимы обеспечивающие социально-педагогические программы. Таким образом, программирование проектной деятельности входит в непосредственный состав подготовки и реализации целей и задач конкретной воспитательной работы с участниками профильных смен.

В этой связи, достаточно представительны такие базовые проекты, как «Звездный дождь», «Я Гражданин России», «Всему учит море», «Экопроект», «Бизнес фестиваль» и др. Так, проект «Звездный дождь» (автор и руководитель проекта - Перадзе Я.Р.), детально обеспеченный программами 12-ти профильных мастер-классов, дает практическую возможность каждому из 200-250 участников проекта пройти полный цикл самостоятельной художественно-творческой деятельности, начиная от замысла его индивидуального проекта до непосредственного обучения по избранному профилю вокальной, актерской, журналистской, хореографической и прочей деятельности и затем, на основе полученных знаний и навыков придти к конкретному результату, представленному на финальном концерте, КВНовской программе, художественной

выставке, индивидуальном показе. Результат всегда конкретен - участник увозит домой не только полученные знания, но и конкретные, творчески оригинальные продукты своей деятельности: рисунки, диски с записями песен, художественные проекты, журналистские очерки и т.д.

Но инновационный смысл все же не в этом, а в тех самооценочных и самореализацион-ных изменениях, которые стоят за этими результатами. Проведенные исследования показывают, что проект позволил большинству участников впервые выступить публично, почувствовать в себе очевидные ему и другим творческие способности, проявить себя как яркой, неординарной личности, способной в жизни и профессии на многое...

Проект «Я Гражданин России» - это не только просветительский, но и социальный проект, в котором создаются специальные познавательные, интеллектуальные и экономикополитические условия для проявления себя в различных гражданских качествах: стать автором молодежного проекта, лидером юношеских общественно-политических объединений, члена молодежных органов самоуправления, организатором социальных акций и мероприятий.

Наш опыт подсказал необходимость совмещения в едином психолого-педагогическом пространстве трех главных вещей:

- понимание идеи проекта администрацией центра и выделение необходимых материальных и кадровых ресурсов;

- наличие серьезных специалистов, профессионалов, совмещающих в себе педагогический и творческий талант;

- система программного педагогического обеспечения всех этапов жизнедеятельности и творчества подростков от первой диагностической стадии выявления его очевидных и скрытых талантов до итоговых концертов, выставок, показов, заключительной рефлексии, рекомендаций специалистов.

Так, например, методический и организационный механизм реализации содержания педагогических программ проекта «Звездный дождь» связан с воспитательной и социальной практикой последовательного программирования следующих этапов совместной деятельности педагогического и детского коллективов.

Первый - «инициирующий», обеспечивающий «завод воспитательной пружины» механизма и его отдельных блоков. Главное здесь, - заинтересовать каждого участника личной перспективой его творческого роста, показать опыт успехов участников предыдущих проектов, эмоционально заинтересовать не только результатом, но и процессом достижения намеченных целей.

Второй - «селекционный». Отбор, групповое и индивидуальное прослушивание. Эстрадно -жанровый, музыкальный, актерский, хореографический, продюсерский кастинг всех участников и на основе его результатов распределение по творческим мастерским и студиям. Творческие пробы внутри студий (3-4 день).

Третий - «творческая пропедевтика». Раскрытие, художественное и эмоциональное анонсирование индивидуальных творческих возможностей и личных перспектив участников проектов. Этюдно-селекционная работа по выбору студий и творческих мастерских. Начало работы внутри студий (по общему, групповому и индивидуальным планам). Определение принципиального творческого продукта (песни, отдельного номера, программы КВН, журналисткой и телевизионной работы, выставки и т.д.). Составление индивидуального плана - графика работы над итоговым художественно - творческим материалом (5-8 день).

Четвертый - «учебно-репетиционный». Основное внимание уделяется подготовке индивидуального творческого материала, содержания личного проекта, созданию и реализации условий по последовательному обучению и совершенствованию участника в конкретном социальном или художественном деле. Занятия ведутся мастерами - наставниками в рамках программ отдельных студий и творческих мастерских. Профессиональные специалисты, тренеры

и педагоги по отдельным графикам проводят мастер-классы и индивидуальные занятия по вокалу, хореографии, сценическому мастерству, журналистике, визажу, сценическому гриму и костюму (9 - 16 день).

Пятый - «итогово-демонстрационный». Основной учебно-творческий цикл занятий по студиям должен заканчиваться совокупным результатом труда педагога-наставника и участника проекта. Так, например, для участника вокальной мастерской не только проводятся ежедневные репетиции и специальные тренинги, но и специально готовится оригинальный музыкально - песенный и текстовой материал, подбирается стиль и варианты художественного решения его сценического образа, проводится профессиональная запись песенного материала в студии звукозаписи. И только после этого полный цикл подготовки индивидуальной художественной программы считается завершенным и готовым к финальному показу. Таким конкретным итоговым результатом заканчивается этот цикл работы по каждой студии и творческой мастерской (17-18 день).

Шестой - «фестивальный». Название условно, включает в себя разнообразные итоговые «выходы», значимые результаты, отчетные творческие проекты. Главным событием «фестиваля» является большой итоговый Гала-концерт с привлечением лучших участников по всем жанрам и видам художественно-творческой деятельности.

Всё, начиная от оформления и музыкально - технического сопровождения концерта до его режиссуры, сценическим и постановочным эффектам отвечает, по мнению гостей и экспертов, серьезным профессиональным требованиям. Выставки, показы, дефиле модной одежды и причесок, авторские стихи, сценарии и песни - органично дополняют праздничную и деловую атмосферу фестиваля (19 день) [2].

Седьмой - «рефлексивный». Итоговая диагностика. Заполнение многометровой прощальной газеты. Итоговые «свечки» по студиям и землячествам. Напутствие педагогов и наставников. Вручение памятных сувениров ФДЦ «Смена» и СД музыкальных дисков с авторскими песнями участников. Праздничная церемония отъезда делегаций (20-21 день).

Наша практика показала, что педагогическое программирование может быть эффективно лишь при адекватной ее целям и содержанию системе анализа воспитательной деятельности. Оценка качества программ и последующий мониторинг социальных и педагогических результатов, также важнейшая и, к сожалению, недооцененная часть воспитательного процесса.

Нами разработана целостная система такой аналитико-педагогической работы: к качественным показателям реализации программы мы относим: позитивную динамику изменения социальной позиции; снижение степени агрессивности, повышение заинтересованности молодежи в социально-экономическом развитии государства, региона; расширение потенциала творческой, организационной и коммуникативной деятельности; проявление мировоззренческих установок на готовность молодежи к защите Отечества; проявление инициатив в социальной, экономической, общественной жизни, организации культурного досуга; к количественным показателям реализации программы относятся: уровень участия (включенности) детей в основных событиях программы; результаты этого участия; количество «портфолио документов и творческих работ», дающих представление о динамике образовательной и творческой активности участников смены и её результатов.

При этом следует отметить, что реализация программного содержания будет педагогически эффективной лишь при условии постоянного научно-методического мониторинга всех этапов проектно-программной работы. Эта работа требует совмещения как минимум трех основных аналитических компонентов: четко обозначенного критериально-индикаторного ряда оценки качества проекта и сопутствующих ему программ, их основных блоков и отдельных мероприятий. Нами разработаны и распространены конкретные критериальные и диагностические пакеты документов для каждой аналитико-методической группы (вы можете с ними познакомиться).

Далее, на основе выработанных, а самое главное, принятых педагогическим коллективом

критериев, проводится детальная педагогическая экспертиза проектов и отдельных программ (такой пакет экспертной документации нами специально разработан и с ним вы так же можете познакомиться).

И, наконец, на основе проделанной аналитической работы, становится возможным целевой мониторинг реализации социальных целей проекта и содержания задействованных в нем программ. Особенность нашей методики в том, что мы не разрываем собственно процесс мониторинга с научно-аналитической работой по осмыслению его результатов. Так, например, на обозначенном раннее проекте «Звездный дождь» проводилась комплексная анкета, которая включала в себя пять самостоятельных разделов мониторинга, заполняемых на 1-ый, 5-ый, 15-ый, 20-ый день проекта [2].

Вышесказанное позволяет нам полагать, что проектно-программное обеспечение воспитательной деятельности таких, профессионально-ориентированных оздоровительнообразовательных центров, как ФДЦ «Смена» приносит существенные социальные и педагогические результаты при условии постоянного участия научных механизмов определения, практической реализации и предметного анализа содержания и качественных характеристик воспитательной работы.

Библиографический список:

1. Лобынцева С.В. Детский оздоровительно-образовательный центр: пространство индивидуализации/ Ярославский педагогический вестник. 2011. Т. 2. № 1. С. 31.

2. Перадзе, Яков Робертович. Социально-педагогическая программа «Дети России»/Я. Р. Перадзе //Народное образование.-2011.^ 3. - С. 260-263.-ISSN 0130-6928.

Ключевые слова: педагогическое видение, психолого-педагогические принципы, педагогический проект, жизненное самоопределение, педагогическое сопровождение, рефлексивно-деятельностный подход, структура проектирования, социальный заказ.

Keywords: pedagogical awareness, psychological and pedagogical principles, pedagogical design, self-determination, pedagogical support, reflective-active approach, structure design, the social order.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.