Научная статья на тему 'Педагогическое проектирование воспитательного процесса в детском оздоровительно-образовательном центре'

Педагогическое проектирование воспитательного процесса в детском оздоровительно-образовательном центре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
412
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ПРИНЦИПЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ / ЖИЗНЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / РЕФЛЕКСИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / А PEDAGOGICAL SUPPORT / PEDAGOGICAL CONDITIONS / PEDAGOGICAL PRINCIPLES / A PEDAGOGICAL PROJECT / SELF-DETERMINATION / A REFLECTIVE-ACTIVE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перадзе Яков Робертович

В статье представлено авторское понимание педагогических условий и принципов педагогического программирования и проектирования организации воспитательного процесса в детском оздоровительном центре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Projecting the Educational Process in the Children’s Health-Improving and Educational Center

In the article the author’s understanding of pedagogical conditions and principles of pedagogical programming and projecting the organization of the educational process in the children’s health-improving and educational center is represented.

Текст научной работы на тему «Педагогическое проектирование воспитательного процесса в детском оздоровительно-образовательном центре»

УДК 379.8

Я. Р. Перадзе

Педагогическое проектирование воспитательного процесса в детском оздоровительно-образовательном центре

В статье представлено авторское понимание педагогических условий и принципов педагогического программирования и проектирования организации воспитательного процесса в детском оздоровительном центре.

Ключевые слова: педагогические условия и принципы, педагогический проект, жизненное самоопределение, педагогическое сопровождение, рефлексивно- деятельностный подход.

Ja. R. Peradze

Pedagogical Projecting the Educational Process in the Children's Health-Improving and Educational Center

In the article the author's understanding of pedagogical conditions and principles of pedagogical programming and projecting the organization of the educational process in the children's health-improving and educational center is represented.

Key words: pedagogical conditions, pedagogical principles, a pedagogical project, self-determination, а pedagogical support, a reflective-active approach.

Особенности научных подходов к выделенной проблеме потребовали научного рассмотрения многих отдельных вопросов, касающихся содержания, специфики и методологических особенностей исследования проблемы педагогического программирования и проектирования в русле гуманистической парадигмы воспитания молодежи в современном Российском обществе.

Учитывая, что в отличие от традиционных форм организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях, проектирование воспитательной деятельности детских лагерей и оздоровительно-образовательных центров носит ограниченный временными и пространственными рамками характер. Такого рода научная и организационная работа требует наличие своего методического аппарата и строгого алгоритма этапов построения программно-проектного обеспечения воспитательной работы на всех стадиях подготовки, реализации и анализа педагогических программ.

Этот воспитательный процесс в условиях деятельности детских оздоровительно-образовательных учреждений круглогодичного цикла будет, на наш взгляд, педагогически продуктивным при соблюдении следующих теоретических, методических и практических условий:

- включение в состав программного содержания детских оздоровительно-образовательных

лагерей и временных объединений подростков целевых проектов социального содержания и творческой направленности;

- обоснованное определение специальных педагогических требований, принципов и стимулов для совместной инициации педагогами и воспитанниками идей и содержания воспитательных программ и проектов;

- овладение педагогами и воспитанниками основными правилами и техническими приемами проектирования и программирования содержания их социальной и воспитательной деятельности в процессе специальных занятий и творческих мастерских;

- наличие у педагогов-проектантов возможности реализовать в содержании проекта собственные жизненные, социокультурные и профессиональные потребности и интересы;

- целенаправленное создание социальных и педагогических ситуаций, когда воспитанник-участник и его деятельность в рамках заданий проекта сам является определенным социальным проектом экзистенциального содержания и реализует свои интеллектуально-творческие потенции в ходе предложенной ему индивидуальной и групповой деятельности;

- основное содержание и задачи воспитательной программы и проекта имеют своим аналогом реальное социальное дело и моделируют в своем

© Перадзе Я. Р., 2011

Педагогическое проектирование воспитательного процесса в детском оздоровительно-образовательном центре

содержании конкретные общественно-политические, художественно-творческие, профессиональные дела и отношения.

В своей совокупности механизмы целепола-гания и гипотетического проектирования научно-обоснованной воспитательной работы детских центров и лагерей позволяют определить основные смыслоопределяющие положения содержания нашей педагогической работы. А именно:

- процессы педагогического программирования и проектирования являются очень близкими по своим социальным и образовательным задачам, заложенных в них. Более того, опыт нашей воспитательной работы убедительно свидетельствует, что в состав педагогического программирования серьезных педагогических процессов в условиях ограниченного временными и пространственными рамками детского оздоровительно-образовательного учреждения обязательно должны включаться целевые социальные проекты, направленные на решение серьезных жизненных, личностных и профессиональных вопросов подростков - участников лагерных смен;

- в нашем понимании целевое программирование воспитательных процессов призвано научно и методически обосновать необходимость социального проектирования совместной деятельности педагогических и детско-юношеских коллективов, направленной на решение серьезных вопросов, определяющих реальные перспективы жизнедеятельности и профессионального становления подростков в современном обществе;

- отсюда, научно-методическая логика и рабочая структура нашего понимания целевого программирования воспитательного процесса жизни и творчества детей в условиях лагерной смены может быть представлена следующей схемой: социальное педагогическое программирование воспитательного процесса _целевой педагогический проект -► конкретная

профильная программа совместной деятельности педагогического и детского коллектива лагеря.

В теоретико-методическом плане для нас важно в составлении целевых программ и социально-педагогических проектов воспитательной и оздоровительной деятельности лагерей и профильных смен ФДЦ «Смена» опираться на следующие положения:

1. Социально-педагогическая работа - деятельность, направленная на педагогическое регулирование взаимодействия личности и социума,

которая включает в себя как влияние на отношения людей, так и целенаправленное воздействие на личность;

2. Основными функциями, реализуемыми в процессе организации социально-педагогической работы, являются: диагностическая, образовательная, организаторская, проектная, прогностическая, предупредительно-профилактическая, охранно-защитная.

Практика изучения педагогических механизмов целевого программирования воспитательного процесса лагерей ФДЦ «Смена» показала, что для успешной и координированной работы всех подразделений центра их деятельность должна опираться на систему методических и организационных принципов, одинаково понимаемых и принимаемых всеми участниками воспитательного процесса.

Важнейший из них - принцип системности. Именно с ним связывается понимание единства и координации усилий всех административных, педагогических и организационных структур ФДЦ «Смена» в рамках разработки и решения систем целенаправленных задач. Структурность, иерархия, взаимодействие, логика содержания подсистемных, компонентных, элементных и инструментальных уровней, взаимодополняемость и модульность программного содержания педагогических проектов - все это рассматривается нами как отдельные рабочие принципы и как самостоятельные внутрисистемные блоки одной педагогической системы образовательной и оздоровительно-развивающей деятельности лагерей, педагогических и детских отрядов ФДЦ «Смена».

Системообразующим компонентом программирования воспитательного процесса является творческое проектирование и целевое моделирование содержания и методики основных этапов воспитательной работы в их педагогической логике и взаимосвязи.

В систему программирования воспитательной работы в качестве центральных включаются компоненты целеполагания и смыслоопределе-ния всего многообразия содержания и форм оздоровительно-образовательной деятельности. Главными из них являются: социальные цели программ; реализация целей через совокупность практических задач; осуществление задач через удовлетворение разнообразных потребностей детей и подростков.

Определяющими принципами создания авторских программ и проектов профильных и тема-

204

Я. Р. Перадзе

тических смен являются, как правило, следующие: принцип новизны ситуации проектирования; принцип проблемности; принцип социальной значимости предмета и результата проекта; принцип вхождения воспитанника в воспитательную организацию. Относя созданные в лагерях и творческих группах ФДЦ «Смена» педагогические и социально-педагогические программы к авторским, мы в организации практической работы с детьми придерживаемся собственным рабочим принципам, вытекающим из целей воспитательной и социально-педагогической работы с отдыхающими и представляющих совокупность базовых теоретико-методических положений и установок, на которых строится организация всех сторон деятельности лагерей центра.

Исходя из этого, принципы целенаправленного педагогического проектирования-расценива-ются нами не только и не столько как теоретические и методические, но, прежде всего, используются в нашей программно-проектной деятельности в качестве практических оснований построения работы всех педагогических и технических подразделений ФДЦ «Смена». Таковыми рабочими принципами являются:

- принцип социальной и индивидуальной органичности - отражает естественное право детей развивать свои способности в согласии со своими личными планами, потребностями и индивидуальными социальными и творческими характеристиками, а не вопреки ним;

- принцип целостности - отражает право участников на приобретение целостного представления о событиях, видах и технологических особенностях программ и процессов, изучаемых и самостоятельно подготавливаемых подростками в рамках их проектных заданий;

- принцип социокультурных связей - ориентирован на широкое освоение и творческое присвоение внешней социокультурной, профессиональной и коммуникативной среды, присущей формам и средствам организации и реализации проектной деятельности;

- принцип созидательной творческой деятельности участников проекта в процессе воспитательной работы по подготовке и реализации программы и проектных заданий учитывает креативный характер любой социальной иннова-тики, направленной на создание новых условий жизни и отношений подростков как в лагере, так и за его пределами;

- принцип успешности - педагогическое программирование условий подготовки индивиду-

альных и групповых заданий в рамках занятий в мастер-классах и творческих мастерских, гарантирующее право и возможность каждого на успех в избранном виде проектной деятельности;

- принцип последовательной оптимизации - отражает направленность педагогического и детского коллектива на полное использование потенциала дополнительного образования и социального развития личности за счет улучшения, расширения и применения современных общеобразовательных и специальных знаний и технологий;

- принцип функциональности - обеспечивает подростку возможность реализовать на практике свои социальные, профессиональные и творческие функции, предусмотренные проектными заданиями: гражданина, личности, творческой индивидуальности, учащегося и т. д.;

- принцип компетентности - обеспечивает право и техническую возможность приобретения знаний, умений и навыков, помогающих каждому участнику проекта не только достаточно ориентироваться в мире культуры, профессиональных, аксиологических и мировозренческих проблем, но и применять эти знания в конкретной созидательной практике;

- принцип сотрудничества - отражает право подростка выступать в качестве непосредственного участника творческого образовательного процесса, инициированного взрослыми, но осуществляемого детьми - то есть решать проблему того или иного проекта совместно со старшими помощниками одновременно «с двух сторон» - социальной и индивидуально-личностной;

- принцип комфортности - характеризует право подростка развивать и реализовать свои профессиональные интересы и творческие способности в максимально комфортных для развития личности социальных, рекреационных, бытовых и информационно-технических условиях;

- принцип адекватности - педагогическая программа должна учитывать возрастные и психологические особенности личности каждого из участников проекта и предполагать возможность индивидуального выбора из предложенного им оптимального объема информации и видов творческой деятельности;

- принцип адаптивности - учитывает, заложенные в программе педагогические и медико-биологические механизмы, обеспечивающие благоприятное вхождение ребенка в достаточно сложные условия и обстановку проекта образовательной, социальной или художественно-творческой направленности;

Педагогическое проектирование воспитательного процесса в детском оздоровительно-образовательном центре

- принцип рекреативности - обеспечивает право участника проекта не только на образование и насыщенную творческую деятельность, но и на обязательность медицинского контроля, санаторного лечения, содержательных развлечений, интересного отдыха.

К третьей группе принципов мы относим те основоположения нашей методической и практической работы, которые обеспечивают социальное содержание программ и проектов лагерей центра. К этой группе мы относим следующие принципы: социальной активности, мотивированности действий, проблемности, индивидуализации, социального творчества, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания, единства образовательной, воспитательной и оздоровительной среды опоры на ведущую деятельность.

В качестве общего вывода по представленной проблеме нам хотелось бы подчеркнуть, что пе-

дагогическое значение авторских программ и проектов профильных смен ФДЦ «Смена» состоит, на наш взгляд, в том, что ребята - участники проектной работы при точном методическом алгоритме и достаточном педагогическом сопровождении всех шагов подготовки, проведения и анализа реализуемых проектов осознанно и самостоятельно выходят на уровень не только группового, но и индивидуального проектирования своей учебно-профессиональной, общественно полезной и социально одобряемой деятельности, активно и мотивированно участвуют в получении серьезных знаний и умений, целенаправленно стремятся к достижению поставленных задач, индивидуально и в составе творческих групп получают профессиональные навыки практического применения приобретенных знаний, осознанно закрепляют полученную информацию и специальные умения в ходе реализации проектных заданий.

206

Я. Р. Перадзе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.