Научная статья на тему 'Педагогическое петербурговедение: итоги первого Санкт-Петербургского международного культурного форума «Urbi et Orbi»'

Педагогическое петербурговедение: итоги первого Санкт-Петербургского международного культурного форума «Urbi et Orbi» Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
162
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«URBI ET ORBI» / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЕ / ПЕРВЫЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ КУЛЬТУРНЫЙ ФОРУМ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическое петербурговедение: итоги первого Санкт-Петербургского международного культурного форума «Urbi et Orbi»»

МАТЕРИАЛЫ ПЕРВОГО САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО КУЛЬТУРНОГО ФОРУМА «иРВ! ЕТ ОРВ!»

Л. Н. Летягин

педагогическое петербурговедение: итоги первого санкт-петербургского международного культурного форума «urbi et orbi»

9-11 ноября 2012 г. в Санкт-Петербурге при поддержке Правительства города, Министерства культуры РФ и Министерства иностранных дел РФ проводился Первый Санкт-Петербургский Международный культурный форум: ИгЫ et ОгЫ. В открытии Форума приняли участие заместитель председателя Правительства Российской Федерации О. Ю. Го-лодец, губернатор Санкт-Петербурга Г. С. Полтавченко, министр культуры Российской Федерации В. Р. Мединский, советник Президента РФ по вопросам культуры В. И. Толстой.

8 ноября в РГПУ им. А. И. Герцена в рамках основной программы форума прошла конференция «Педагогическое петербурговедение: Мировой город как образовательный ресурс». В Гербовом зале университета собрались профессора и преподаватели СПбГУ, СПбГУКИ, РГПУ им. А. И. Герцена, аспиранты, магистранты, представители педагогических коллективов Санкт-Петербурга, студенты, иностранные гости, сотрудники российских музеев, журналисты.

В своем приветственном обращении к участникам конференции ректор РГПУ им. А. И. Герцена проф. В. П. Соломин подчеркнул значимость педагогической урбанистики в последовательной актуализации культурного потенциала Санкт-Петербурга, разработке инновационных образовательных программ, в центре внимания которых будет осмысление современного города во всем многообразии его культурных функций.

Конференция ставила целью проанализировать культуротворческую миссию современной школы, обобщить имеющийся опыт отечественного градоведения как условия вхождения человека в пространство мировой культуры, проанализировать и оценить тот уникальный содержательный потенциал, без актуализации которого невозможно построение целостной образовательной парадигмы.

Образовательное «открытие» Петербурга актуально не столько в академическом обращении к классическому петербургскому тексту, сколько в общенациональном поиске источника и центра духовного бытия, консолидирующей национальной идеи. В Петербурге сложился коллектив ученых и педагогов, которые с любовью и на высоком научном уровне умеют донести до слушателей основные концепты, определяющие уникальный статус Петербурга. Существует настоятельная необходимость сделать петербурговедение важной составной частью университетского образования, реализуемого в учебных программах нового поколения. Педагогическое петербурговедение вызывает интерес не

Материалы Первого Санкт-Петербургского Международного культурного форума «ШгЫ et ОгЫ»

только у слушателей традиционных гуманитарных специальностей, но и у студентов естественнонаучного цикла подготовки.

Историческое прошлое — неограниченный образовательный ресурс. Возникают вопросы, чрезвычайно важные в общекультурном смысле: каким образом можно извлекать уроки этой истории, какой срез петербургской культуры несет наиболее значимые метки учительства?

Петербург — совершенно особое пространство для культурно-исторического анализа, полное загадок и противоречий. «Схватки» за Петербург и против Петербурга в отечественной истории всегда означали борьбу за подлинную культуру. Под непосредственным воздействием проекта «Метафизика Петербурга», основанного на идеях великих русских ученых И. М. Гревса, Н. П. Анциферова, Ю. М. Лотмана, В. Н. Топорова, Д. С. Лихачева и осуществленного петербургскими исследователями на рубеже ХХ-ХХ1 вв., развиваются многие аспекты мировой философско-культурологической урбанистики. Представляется, что реализация данных ценностных установок в целевых образовательных программах по педагогическому петербурговедению внесет значительный вклад в общее дело совершенствования подготовки магистров-гуманитариев в условиях интенсивного вхождения России в международное образовательное пространство.

итоговая резолюция

санкт-петербургского международного культурного форума:

^Ы et Orbi*

Мы — участники Санкт-Петербургского Международного культурного форума — обращаемся к мировому сообществу с инициативой построения мировой культурной оси, которую могут образовать Мировые города с целью развития культурной истории человечества и предотвращения катастрофических процессов в мировом культурно-гуманитарном пространстве. Острая необходимость выработки общей стратегии культурной политики, прояснения универсальных констант, определяющих стабильность развития мирового социума, поиск и разработка новых моделей гуманитарных коммуникаций в условиях глобальной смены экономических, социокультурных и ценностных парадигм актуализирует особую роль и миссию городов в современной истории.

Важнейшие сферы человеческой деятельности — политика, экономика, бизнес, СМИ — сегодня как никогда нуждаются во взаимодействии с культурой. Именно поэтому решение актуальных задач мирового культурного воспроизводства не может ограничиваться моделями частных технологических подходов, находящимися в ведении узкопрофессиональных интересов.

Именно сфера культуры в современном глобализирующемся мире должна стать базисом устойчивого социально-экономического развития, механизмом общественной солидаризации, основой сохранения и продолжения исторических традиций, условием духовного самоопределения человека и реализации его сущности.

На примере современных мегаполисов ясно, насколько технико-цивилизационная история человечества и его культурная история оказываются разобщенными. Констатируя объективное признание необходимости развития сферы культуры, участники отмечают недостаточность и разрозненность современных социокультурных стратегий, отсутствие системных подходов к формированию общего пространства взаимодействия всех социальных институтов. Культура современных городов преимущественно представлена в виде обособленных пространств (музеев, театров, архивов, библиотек), не реализующих в должной степени свой коммуникативный и развивающий статус.

* Санкт-Петербург, 9-10 ноября 2012 г.

Universum: Вестник Герценовского университета. 3/2012

Своим культурным манифестом форум инициирует новый формат диалога мировых столиц как важнейшего условия сохранения и совершенствования культурного многообразия. Современный город выступает важнейшим фактором социально-экономического развития и может рассматриваться в качестве фундамента формирования системы национального и международного взаимодействия в сфере культуры и образования на основе диалога, уважающего многообразие культур и их субъектов. Это подчеркивается в ряде международных программных документов — в хартии «Города Европы на пути к устойчивому развитию» (Ольборг, Дания, 27 мая 1994 г.), декларации ООН «О городах и других населенных пунктах в новом тысячелетии» (от 09.06.2001 г.), во Всеобщей декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии (от 2.11.2001 г.), в иных аналитических материалах.

В этой связи участники Санкт-Петербургского Международного культурного форума предлагают обратить внимание на следующие аспекты развития культурного потенциала городской среды как условия устойчивого развития мирового сообщества.

1. Кризис современного человека и кризис культуры выступают как взаимосвязанные и взаимообусловленные проблемы современности. В констатации ценности человеческих миров, необходимости самоидентификации современного человека через пространство культуры — городской, региональной и национальной как элементов мировой культуры и заключается историческая миссия Санкт-Петербургского форума.

В этой связи перед каждым мировым центром — городом-личностью — встают сегодня задачи сохранения внутренней человеческой свободы, обретения культурной идентичности, индивидуальной целостности каждого представителя мирового культурного сообщества.

2. Обращение к экспертно-научным и образовательным аспектам градоведения, как к ресурсу формирования целостного восприятия мирового культурного пространства, продиктовано необходимостью прогнозирования культурных тенденций, определяющих будущее.

Существующие на практике модели и подходы перестали отвечать вызовам времени. Сегодня актуальной задачей культурной политики и новых моделей коммуникации можно считать последовательную актуализацию культурного потенциала мировых столиц. В центре внимания новых видов социокультурных практик, инновационных культурных программ должно стать осмысление проблемы человека в контексте современного города во всем многообразии его инфраструктуры и исторических культурных проявлений. Образовательно-просветительское «открытие» современного города актуально не столько в академическом ракурсе, сколько в общенациональном и межнациональном поиске — уникальном для каждой страны и каждого мирового региона — источника и центра интеллектуально-духовного бытия, консолидирующей идеи. Культурно-историческое наследие городов — неограниченный образовательно-просветительский ресурс, важнейшая часть жизненной среды человека, интеграция с которой является важным условием социализации, адаптации и гармонизирующих отношений.

3. Важнейшим условием соблюдения экономического, социального и миграционного баланса в мире является стратегия культурного патронажа мегаполисов над малыми городами и городами-спутниками. Важное значение в современном мире должны приобрести гуманитарные экспертизы масштабных градостроительных концепций и проектов, осуществляемых в контексте уникальной судьбы каждого города.

4. Участники форума убеждены, что проблемы культуры и культурной политики должны стать предметом обсуждения на самом высоком уровне диалога политиков

Материалы Первого Санкт-Петербургского Международного культурного форума «Urbi et Orbi»

мира. Современность и ее будущее должны определяться культурой и человеческим смыслом, мир нуждается в гуманитарных приоритетах.

5. Масштабность мероприятий, объединенных общей программой Санкт-Петербургского культурного форума, подчеркивает актуальность формы открытого диалога в координации общих усилий и определении приоритетов современной культурной политики.

Для современного этапа мирового диалога Санкт-Петербург представляется перспективным местом сосредоточения актуальных культурных интересов, своеобразной афинской агорой — пространством встреч, интеллектуальных бесед, обсуждений, гуманитарных экспертиз.

Организация аналогичных событий в культурных столицах мира позволит актуализировать уникальность и специфику их культуротворческой миссии, подчеркнет значимость национальных культурных моделей, позволит определить перспективы и стратегии взаимодействия мирового сообщества в решении общих задач. Участники форума пришли к выводу о необходимости развития интеллектуального пространства и проведении регулярных встреч, развивающих идеи настоящего форума.

С. А. Гончаров

диалог мировых городов как ответ на кризис культуры

Уважаемый председатель, уважаемые участники форума!

В теме нашего международного форума Urbi et Orbi заключена формула исторического послания, адресованного в Большом времени всему мировому сообществу. Это попытка масштабного ответа на вопрос о сохранении культурных констант, общечеловеческих приоритетов, необходимости поддержания мировым социумом единства ценностных позиций как условия выживания и развития человечества. Сегодня — это важнейший вопрос, без осмысления которого не могут быть решены и экономические проблемы.

Увы, но следует констатировать, что прежнее единство человека и культуры катастрофически нарушено: возникло новое противоречивое единение человека и экономики, новый ментально-ценностный тип современности — тип Homo оekonomicus. Это — тупиковый путь цивилизации. В эпоху глобальных кризисов современности культура утратила свой прежний статус, она смещена в маргинальную зону, перестала быть антропоцентрич-ной — той сферой, где и через что происходит духовное самоопределение человека, сопряженное с вертикальным смыслом его существования и перспективами его будущего.

Культура стала продуктом, услугой, культура стала рядоположенной с другими видами товаров, которые ограничивают человеческое существование и его смысл технологиями потребления здесь и сейчас. Кризис культуры оборачивается кризисом человека, мутацией его духовного модуса. Категория будущего как то, что созидается духовным строительством человека и его ценностным универсумом, формирует его жизненные стратегии, утрачивает свой смысл. Современный человек растворен в повседневности, переживая кризис идентичности, чувство одиночества, разобщенности, стрессовую полиритмию жизни городов. Город наиболее концентрировано воплощает все плюсы и минусы современного мира.

Исследования свидетельствуют, что в ближайшее десятилетие городским станет более 70% всех живущих на Земле. Иначе говоря, современная цивилизация — это цивилиза-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.