Научная статья на тему 'Диалог мировых городов как ответ на кризис культуры'

Диалог мировых городов как ответ на кризис культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
434
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / САНКТ-ПЕТЕРБУРГ / ЦЕННОСТИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диалог мировых городов как ответ на кризис культуры»

Материалы Первого Санкт-Петербургского Международного культурного форума «Urbi et Orbi»

мира. Современность и ее будущее должны определяться культурой и человеческим смыслом, мир нуждается в гуманитарных приоритетах.

5. Масштабность мероприятий, объединенных общей программой Санкт-Петербургского культурного форума, подчеркивает актуальность формы открытого диалога в координации общих усилий и определении приоритетов современной культурной политики.

Для современного этапа мирового диалога Санкт-Петербург представляется перспективным местом сосредоточения актуальных культурных интересов, своеобразной афинской агорой — пространством встреч, интеллектуальных бесед, обсуждений, гуманитарных экспертиз.

Организация аналогичных событий в культурных столицах мира позволит актуализировать уникальность и специфику их культуротворческой миссии, подчеркнет значимость национальных культурных моделей, позволит определить перспективы и стратегии взаимодействия мирового сообщества в решении общих задач. Участники форума пришли к выводу о необходимости развития интеллектуального пространства и проведении регулярных встреч, развивающих идеи настоящего форума.

С. А. Гончаров

диалог мировых городов как ответ на кризис культуры

Уважаемый председатель, уважаемые участники форума!

В теме нашего международного форума Urbi et Orbi заключена формула исторического послания, адресованного в Большом времени всему мировому сообществу. Это попытка масштабного ответа на вопрос о сохранении культурных констант, общечеловеческих приоритетов, необходимости поддержания мировым социумом единства ценностных позиций как условия выживания и развития человечества. Сегодня — это важнейший вопрос, без осмысления которого не могут быть решены и экономические проблемы.

Увы, но следует констатировать, что прежнее единство человека и культуры катастрофически нарушено: возникло новое противоречивое единение человека и экономики, новый ментально-ценностный тип современности — тип Homo оekonomicus. Это — тупиковый путь цивилизации. В эпоху глобальных кризисов современности культура утратила свой прежний статус, она смещена в маргинальную зону, перестала быть антропоцентрич-ной — той сферой, где и через что происходит духовное самоопределение человека, сопряженное с вертикальным смыслом его существования и перспективами его будущего.

Культура стала продуктом, услугой, культура стала рядоположенной с другими видами товаров, которые ограничивают человеческое существование и его смысл технологиями потребления здесь и сейчас. Кризис культуры оборачивается кризисом человека, мутацией его духовного модуса. Категория будущего как то, что созидается духовным строительством человека и его ценностным универсумом, формирует его жизненные стратегии, утрачивает свой смысл. Современный человек растворен в повседневности, переживая кризис идентичности, чувство одиночества, разобщенности, стрессовую полиритмию жизни городов. Город наиболее концентрировано воплощает все плюсы и минусы современного мира.

Исследования свидетельствуют, что в ближайшее десятилетие городским станет более 70% всех живущих на Земле. Иначе говоря, современная цивилизация — это цивилиза-

ция городов, больших городов в физическом, экономическом и культурном значении. Направление развития мирового урбанизма — это агломерации, крупнейшие городские образования, как Токио, Мехико, Калькутта и другие города мира, в России, например, Москва. Это особая организация пространства и среды, это особый образ жизни и особый тип коммуникаций. В городах интегрируются все смыслы и ценности, здесь происходит встреча человека с современностью. Историософия этой встречи — города и человека — весьма драматична. Не случайно мировое искусство уделило этой теме особое внимание. Достоевский одним из первых стал философски осмыслять проблемы именно большого города и драму человеческого существования в нем. То, о чем писал Достоевский в ШХ в. стало еще более актуально в ХХ[. Город солнца, город будущего, город-судьба, «О граде Божьем» Августина, «Два града» С. Н. Булгакова — большой ряд в истории мировых рефлексий прямо или символически, религиозно-мистически связано с переживаниеми, поисками идеального града-города, который является идеальной моделью мира, города, в котором человек счастлив. Не менее сильна и противоположная рефлексия — города антиутопии, вспомним хотя бы знаменитый фильм Фрица Ланга 1927 г. — «Метрополис».

Как примирить, как соединить два града — небесный и земной, как снять пропасть между ними, каким может быть этот путь? Один из них — через интеллектуально-культурный диалог Мировых городов, через построение мировой культурной оси, способной уравновесить влияние на мир и на человека технократизированной экономики.

Поэтому Петербургский культурный форум, продолжая мировую культурную традицию, проходит под знаком идеи Мировых городов, осмысления широкого спектра вопросов, среди которых важнейшие — каким должен быть современный город, какую роль сегодня может сыграть отдельный город в культуре Мира и судьбе человека, в чем человеческий смысл города и какой символический план он должен выстраивать, чтобы духовная вертикаль сопутствовала жизни каждого человека и его повседневности? Как должна строиться культурная политика, чтобы развивалась и реализовывалась достаточно давняя идея антропоцентричного города и одухотворенного горажанина? Почему большие города не только различны и индивидуальны, но и похожи друг на друга, как выстраивается их диалог в символизме планировочных концептов и архитектурных форм? В чем их историческая миссия, в том числе по отношению к малым городам? Можем ли мы сегодня совместно выработать новую модель культурно-интеллектуальной коммуникации Мировых городов, новый формат диалога, в котором могут принимать участие не только ученые, деятели культуры, бизнеса, политики, но и просто жители, познавая Другое и ощущая себя частью единого человеческого сообщества.

Проблемы современных городов — это не только транспорт, инфраструктура, экология. Проблема городов — это проблема новой философии, новых концепций, подходов, инструментария анализа, стратегий и гуманитарных технологий, новых моделей социокультурных коммуникаций, осмысленных именно с культурфилософских позиций в интересах человека. Но это еще и проблема понимания современного человека. Кто он в условиях жизни большого города? Каков строй его внутренней жизни, специфика его

и «_» и ' и Т1

реакций, восприятия, коммуникаций, ценностей, потребностей и т. д. Все так стремительно меняется — не только ментально, но и психофизиологически. Современный человек как социобиологическое явление и часть городской среды нуждается в адекватном научном понимании.

Ценности культуры, интеллекта, творцов и интеллектуалов сегодня нуждаются в согласованной поддержке и развитии Мировыми городами. Необходима новая культурная политика мирового сообщества, ее совместная реализация может существенно редуцировать кризис культуры и кризисные явления в мире.

Почему идея подобного форума родилась в Санкт-Петербурге?

Материалы Первого Санкт-Петербургского Международного культурного форума «ШгЫ et ОгЫ»

Во-первых, Петербург — открытый город. Эта устойчивая характеристика архитектуры городского ландшафта продолжает восприниматься вполне законной частью того

и и о и и

мирового культурного опыта, который был унаследован новой Российской столицей от Древнего Рима. Не случайно Петербург называют городом-цитатой, городом рифмой — в нем отражаются как в зеркале культуры и города мира, так же как петербургский текст отражен во многих из них. Петербург — это культурный универсум мирового порядка.

Как отмечал один из крупнейших знатоков истории Петербурга проф. И. М. Гревс, «в эпохи кризисов великих культур особенно остро пробуждается сознание содержащихся в них духовных ценностей, особенно ярко поднимается чувство любви к ним и вместе с тем желание и жажда хранить их и защищать. Город один из сильнейших и полнейших воплощений культуры, один из самых богатых видов ее гнезд».

Во-вторых, Петербург замышлялся как Град — «город городов». В этом и заключается его феноменальное явление. Культурные координаты Петербурга существуют как бы

Си ^ <_» «-»

одной стороны, это обычный горизонтальный срез, в котором запечатлена повседневная жизнь и «торжествует» реальная история. С другой стороны, это измерение вертикальное, пространство полета, заключенное между «двух Градов» — небесным и земным, зеркальной поверхностью Невы и «небесной линией» Петербурга. Именно поэтому применительно к Петербургу, а не другому городу, принято говорить о его метафизике, т. е. о сфере вневременных смыслов.

В-третьих, Петербург — это город-личность и перед ним как городом-личностью, заложенным личностью, встают задачи сохранения внутреннего состояния человеческой свободы, ценности человеческой индивидуальности, обретения культурной идентичности. Пространство культуры и есть главный путь человека к себе. В подобной самоидентификации и заключается историческая миссия Петербурга в современной культуре. Именно это определяет эстетику Санкт-Петербурга как Мирового города и — в большей степени — этос культурной столицы России. В этом, мне кажется, может заключатся и миссия Мировых городов и смысл их большого диалога.

За три века своего существования Петербург стал не только священным, но и жертвенным камнем русской истории. Это область тех смыслов, которые составляют вечную вертикаль и являются основой большого диалога. Историософия мировых культурных центров — важнейшая гуманитарная проблема, не получившая до настоящего времени своего должного осмысления. Этот содержательный ракурс обязательно должен учитываться в современной культурной политике. В глобализирующемся мире культурная политика не может мыслиться вне диалога.

Вместе с тем на примере современных мегаполисов становится особенно ощутимо, насколько технико-цивилизационная история человечества и его культурная история оказываются разобщеными. Культура современных городов представлена преимущественно в виде обособленных пространств (музеев, театров, архивов, библиотек), коммуникативный и развивающий потенциал которых реализуется далеко не в полной мере. У Петербурга есть интересный опыт новых социокультурных практик, которые могут быть полезными в диалоге городов. Под непосредственным воздействием проекта «Метафизика Петербурга», основанного на идеях великих ученых Ю. М. Лотмана, В. Н. Топорова, И. М. Гревса, Н. П. Анциферова, Д. С. Лихачева и осуществленного петербургскими исследователями на рубеже ХХ-ХХ1 вв., развиваются многие аспекты мировой философско-культурологической урбанистики.

Сегодня чрезвычайно важным делом можно считать не только дальнейшую актуализацию культурного потенциала Санкт-Петербурга, но и разработку инновационных образовательных, просветительских программ, новых социокультурных практик, в центре внимания которых будет человек и современный город — во всем многообразии их

взаимоотношений и культурных проявлений. Замечу попутно, что в рамках нашего форума Герценовским университетом инициирована разработка нового научно-образовательного направления — педагогическая урбанистика. Ей была посвящена в университете специальная международная конференция. Урбанистика (петербурговеде-ние) должна стать важной составной частью образования, в том числе университетского. Человеку, начиная с раннего детства, необходима помощь в понимании культурной среды, жизненного пространства, в котором осуществляется его жизнь. Представляется, что реализация образовательных программ, связанных с ментальной историей и культурой Санкт-Петербурга, внесет значительный вклад не только в общее дело совершенствования подготовки специалистов в условиях интенсивного вхождения России в международное образовательное пространство, но и станет важной составляющей культурной политики города, ориентированной на всех жителей города. Очень важно каждому жителю города сделать доступными его символические духовные смыслы. Это те культурные коды, которые ведут к пониманию и объединяют нас.

Судьба Петербурга вот уже три века выступает индикатором наиболее значимых событий мировой истории. В этом смысле культурные ландшафты Северной столицы несут в себе важную прогностическую функцию. В истории и культурных пространствах города можно найти ответы на самые сложные современные проблемы.

Для современного этапа культурного диалога Санкт-Петербург как открытый город, город-личность, город-цитата, город-рифма оказывается исключительно перспективным пространством интеллектуальных коммуникаций Мировых городов. Санкт-Петербург — это своеобразная афинская агора, т. е. простанство для интеллектуальных бесед и диалога. Сегодня мир нуждается в новом масштабном слове и новом действии, возможно, что сегодня здесь оно начинается. В меру уникальности своих исторических судеб Петербург — это город не только прошлого или настоящего, это порог, двери диалогизма и интеллектуальной культуры будущего.

Поэтому я призываю участников поддержать проект резолюции форума — мировая культурная ось должна выстраиваться Мировыми городами в интересах человека. В этом их историческая миссия.

Благодарю своих коллег, с кем я обсуждал положения моего выступления и чьи советы были для меня очень ценными: Л. Н. Летягина, декана философии человека РГПУ им. А. И. Герцена, К. В. Преображенскую, зав. кафедрой РЯ и рекламы РГПУ им. А. И. Герцена, Е. Г. Соколова, проф. СПбГУ, А. С. Тургаева, ректора СПбГУ культуры и искусств, С. Н. Иконникову, проф. СПбГУ культуры и искусств.

Особые слова благодарности за атмосферу интеллектуального обсуждения и удовольствие человеческого общения — вице-губернатору Санкт-Петербурга В. Н. Кичеджи и пресс-секретарю Ю. Н. Стрижак.

М. С. Уваров

петербург как культурная столица и как объект инновационной педагогики

Санкт-Петербург по праву занимает выдающееся место среди самых знаменитых городов мира. Уникальная архитектура, культурные и социально значимые события, регулярно происходящие в нашем городе, привлекают внимание всего мира.

Вместе с тем существует настоятельная необходимость большей актуализации особого культурного статуса Санкт-Петербурга, в том числе в сфере гуманитарного образования, которым всегда славился наш город.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.