УДК 340
Т.А. Казакова,
Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний
Педагогическое обеспечение реализации принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей за рубежом (на примере Франции)
Уголовная политика многих зарубежных государств исходит из того, что несовершеннолетние преступники требуют особого подхода и специфического воздействия, которое осуществляется в рамках ювенальной юстиции. Такое воздействие представляет собой сложное и многоаспектное явление, включающее несколько составляющих. К их числу, наряду с деятельностью специальных судов, занимающихся разбирательством дел о правонарушени-
ях и преступлениях, совершаемых подростками, относится наличие специальных нормативных актов, в которых регламентируются особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, применения к ним наказаний и иных мер уголовно-правового характера.
Французы, например, считают, что у них не так много детей, чтобы сажать их в тюрьмы. Поэтому у них работает только одна детская исправительная колония закрыто-
го типа, рассчитанная на 500 мест. К большинству юных правонарушителей во Франции применяют несколько иные методы наказания, отличные от криминального преследования, действующего, например, в России. Ведь главное - это достучаться до ребенка, совершившего проступок, чтобы он осознал свою вину и не повторял содеянное. Этого можно достичь только в том случае, если подросток, имеющий проблемы с законом, не брошен на произвол судьбы. Во Франции применяется новый подход к реагированию на преступления, совершенные несовершеннолетними, в виде так называемого восстановительного правосудия. Там пошли по пути разнообразия форм и методов воспитательного воздействия на юных правонарушителей. Французские исследователи считают, что такой подход может помочь подросткам познать себя и найти свое место в жизни.
В соответствии со статьей 122-8 Уголовного кодекса Франции к несовершеннолетним, признанным виновным в совершении преступных деяний, применяются следующие меры: социальная помощь, осуществление надзора за ними, принудительные меры воспитательного характера в условиях, определенных специальным
© Казакова Т.А., 2016
ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА КАЗАКОВА
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний. Сфера научных интересов: особенности воспитательной работы с подростками-делинквентами, теория и практика обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Автор 60 публикаций
Рассматривается реализация принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей во Франции. Динамика преступлений, совершаемых несовершеннолетними, характеризуется тенденцией роста, что оказывает негативное воздействие на состояние преступности в целом. Это наталкивает на поиск новых эффективных путей, направленных на профилактику подростковой преступности. Использование позитивного зарубежного опыта в области альтернативных мер реагирования на подростковую преступность в нашей стране создаст предпосылки для ресоциали-зации несовершеннолетних, будет способствовать улучшению их физического и умственного состояния.
Ключевые слова: воспитание, личность, подросток, ювенальная юстиция, семья, суд, наказание, несовершеннолетний правонарушитель, воспитательные меры.
The article the implementation of compulsory measures of educational impact on juvenile offenders in France discusses. Dynamics of crimes committed by minors, characterized by a growth trend that has a negative impact on the state of crime in General. This suggests the search for new efficient ways aimed at prevention of juvenile delinquency. The use of positive foreign experience in the field of alternative responses to juvenile delinquency in our country will create conditions for re-socialization of juveniles will improve their physical and mental states.
Key words: education, personality, adolescent, juvenile justice, family, court, punishment, juvenile offender, educational measures.
законом [1]. Основным документом, в котором регламентируются особенности уголовной ответственности несовершеннолетних и применения к ним наказаний и иных мер уголовно-правового характера является Закон (Ордонанс) № 45-174 от 2 февраля 1945 года «О правонарушениях несовершеннолетних» [2]. Он устанавливает, что воспитание (ресоци-ализация) подростка, совершившего правонарушение, важнее, чем уголовные санкции, и признает право малолетних правонарушителей на воспитание. Так как целью этого закона было включение молодежи в жизнь общества, то воспитание под наблюдением исправительных административных служб с тех пор является особым направлением деятельности Министерства юстиции. Оно видит свою задачу в том, чтобы закрепить приоритет воспитания несовершеннолетних перед их наказанием. В статье 2 французского Ордонанса о правонарушениях несовершеннолетних определено, что суд по общему правилу должен применять к не-
совершеннолетним не наказание, а воспитательные меры, которые представляются подходящими. К их числу относятся: определение в частное или государственное учебное или профессиональное учреждение, помещение в медицинское или медико-педагогическое учреждение, государственное воспитательно-исправительное учреждение. Эти меры не являются наказанием и применяются трибуналом (специальным судом по делам несовершеннолетних - ювенальным) [3]. Все виды правонарушений несовершеннолетних подсудны только и исключительно ювенальным судам.
Ювенальная юстиция во Франции охватывает все стадии правосудия - от следствия до исполнения воспитательной меры. О факте задержания в полиции несовершеннолетнего, совершившего правонарушение, сообщается ювенальному прокурору. Прокурор встречается с несовершеннолетним и связывается с магистратом (ювенальным судьей), чтобы решить дальнейшую судьбу
подростка: изъять его из семьи, поместить под воспитательный надзор или во временное заключение. Судья на этой ознакомительной стадии приглашает несовершеннолетнего к себе в кабинет, беседует с ним, изучает его жизненные обстоятельства. Для этого при суде существует специальная воспитательная служба, которая занимается вопросами несовершеннолетних правонарушителей вплоть до судебной их защиты.
Таким образом, в Министерстве юстиции Франции есть две структуры: ювенальные суды и специальная воспитательная служба, которая исполняет решение судьи. Специальная воспитательная служба имеет необходимые материальные, организационные и человеческие ресурсы, чтобы качественно исполнять решения суда. Она обязана заниматься подростками, в отношении которых принято решение о задержании до суда. Воспитатели этой службы знакомятся с подростком до его встречи с судьей, выясняют обстоятельства совершения им правонарушения, изучают социальное положение подростка в целом. Воспитатели получают задания от судьи и информируют его о результатах работы. Родители и несовершеннолетние обязаны подчиняться их решениям, при этом воспитатели наблюдают за поведением несовершеннолетнего до суда, а их отчеты влияют на решение по делу. Воспитатель может предложить судье социальное сопровождение несовершеннолетнего на длительный срок, если будет выявлено, что у подростка есть проблемы в семье. В этом случае социальное сопровождение подростков до суда обеспечивает воспитательная служба при суде, а затем - другие структуры, которые определяет судья (чаще всего это социальные службы по месту жительства подростка). Воспи-
Министерство юстиции Франции
татели ходят по домам, встречаются с подростками, их родителями, а сам подросток посещает Центр дневного пребывания. Обязательное социальное сопровождение предоставляется только в том случае, когда подросток впервые попал в поле зрения юстиции. Если подросток отказывается от воспитательных мер, то к нему могут быть применены более строгие санкции вплоть до лишения свободы. До принятия окончательного решения судье важно определить, будут ли эффективны воспитательные меры. Когда юве-нальный судья принимает решение о предварительном заключении, воспитательная служба обычно предлагает альтернативные меры. Однако окончательное решение принимает судья. Альтернативные меры включают не только помещение подростка в воспитательное учреждение, но и - где это возможно - сохранение его связи с семьей, в том числе и со-
вместное проживание. Например, если пострадавший живет в одном районе с несовершеннолетним правонарушителем, то для его защиты судья может вынести решение о переезде правонарушителя к родственникам, проживающим в другом районе. В структуре специальной воспитательной службы есть и отдельные воспитатели, и специальные учреждения. Воспитатели этой службы могут работать и в государственных структурах, и научно-производственных объединениях, имеющих лицензию на этот вид деятельности [4].
В качестве мер воздействия к несовершеннолетним судья может применить кураторство (надзор) за несовершеннолетним в семье или помещение в учреждение для несовершеннолетних.
Если воспитательные меры предполагают возвращение к родителям, выговор, возмещение вреда, кураторство, воспитательную опеку, назначение судебной
протекции, помещение в учреждение и др., то воспитательная санкция - это, например, возмещение убытков или оказание помощи пострадавшим, запрет на посещение отдельных мест или общение с определенными людьми и др. Когда, например, подросток в возрасте от 13 до 18 лет совершил кражу впервые, то его только предупреждают. Ювеналь-ный судья должен принять все меры, чтобы подросток избежал наказания. Но несовершеннолетний и его родители должны возместить ущерб, что зависит и от суммы убытков, и от возможностей семьи. Если у родителей есть страховка по гражданской ответственности, то платит страховщик. В каждом случае все решается индивидуально, но с 13 лет подросток должен сам нести ответственность за все и возмещать ущерб.
Воспитательные службы при суде следят за выполнением воспитательных мер в открытой среде (когда подросток находится в семье, но за семьей устанавливается кураторство). Они осуществляют кураторство, если даже подросток попал за решетку. Предоставляются также консультации несовершеннолетним и членам их семей.
Общежития и воспитательные центры принимают под опеку молодых правонарушителей. Они чаще всего имеют около 12 жилых мест. Эти центры предлагают конкретные решения в каждой трудной ситуации, возникшей у несовершеннолетнего.
В центре усиленного воспитания, например, на протяжении 2-3-х месяцев молодые люди живут под присмотром воспитателей (на одного воспитателя приходится двое несовершеннолетних, всего в центре шесть воспитателей). Там разрабатывается программа по возвращению несовершеннолетнего в активную жизнь. Для этого им создаются все ус-
ловия: они занимаются спортом, общественными работами, воспитатели прививают им интерес к определенным профессиям, продолжению образования и др.
В центры срочного размещения в любое время могут взять молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в основном правонарушителей. Их принимает команда из воспитателей, в составе которой люди разных специальностей, например директор, психолог, повар и др. Подростки все время находятся на территории центра, выход в город контролируется, во время прогулок их сопровождают воспитатели. В этом центре они находятся до тех пор, пока не будет разработана программа их возвращения в активную жизнь (обычно 3-4 месяца).
Воспитательные центры в открытой среде занимаются сопровождением, наблюдением за несовершеннолетним и его семьей с целью оказания помощи судье в принятии правильного решения. Они работают не только с несовершеннолетним и его семьей, но и с ближайшим окружением подростка.
Центры дневного пребывания предназначены для реализации программ в открытой среде. Они предлагают воспитательные, образовательные программы и профессиональное обучение.
В настоящей статье мы рассмотрели лишь некоторые нюансы работы с подростками, совершившими правонарушения во
Франции. На наш взгляд, целесообразно изучать и внедрять зарубежный опыт для обогащения и совершенствования отечественного механизма профилактики правонарушений среди подростков-делинквентов за счет применения рассмотренных схем и моделей, используемых за рубежом, в частности во Франции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ведерникова О.Н. Современные тенденции развития ювенальной юстиции за рубежом // Российская юстиция. 2005. № 3.
2. Закон (Ордонанс) № 45-174 от 2 февраля 1945 года «Правонарушения несовершеннолетних»: с изменениями, добавлениями и комментариями / пер. А. Герцик // Правосудие по делам несовершеннолетних. Мировая мозаика и перспективы в России / сост. М.Г. Флямер. Кн. 2. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2000.
3. Непомнящая Т.В., Степашин В.М. Проблемы назначения наказания. М.: Форум, 2012.
LITERATURA_
1. Vedemikova O.N. Sovremennye tendencii razvitija yuvenal'noj yusticii za rubezhom // Rossijskaja yusticija. 2005. № 3.
2. Zakon (Ordonans) № 45-174 ot 2 fevralja 1945 goda «Pravonarushenija nesovershennoletnih»: s izmenenijami, dobavlenijami i kommentarijami / per. A. Gercik // Pravosudie po delam nesovershennoletnih. Mirovaja mozaika i perspektivy v Rossii / sost. M.G. Fljamer. Kn. 2. M.: MOO Centr «Sudebno-pravovaja reforma», 2000.
3. Nepomnjаshajа T.V., Stepashin V.M. Problemy naznachenija nakazanija. M.: Forum, 2012.
4. Оловенцова С.Ю. Иные меры уголовно-правового характера, применяемые к несовершеннолетним: моногр. Рязань: Академия ФСИН России, 2013.
5. Оловенцова С.Ю., Примаченок А.А. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних по уголовному законодательству зарубежных стран: учеб. пособие. Рязань: Академия ФСИН России, 2015. С. 16.
6. Турэ де Куси Ф. Воспитательное воздействие в системе правосудия по делам несовершеннолетних во Франции // Вопросы ювенальной юстиции. 2000. № 3.
7. Уголовный кодекс Франции. СПб., 2002. С. 102.
4. Olovencova S.Yu. Inye mery ugolovno-pravovogo haraktera, primenjaemye k nesovershennoletnim: monogr. Rjazan': Akademija FSIN Rossii, 2013.
5. Olovencova S.Yu., PrímachenokA.A. Osobennosti ugolovnoj otvetstvennosti nesovershennoletnih po ugolovnomu zakonodatel'stvu zarubezhnyh stran: ucheb. posobie. Rjazan', 2015. S. 16.
6. Tu^е de Kusi F. Vospitatel'noe vozdejstvie v sisteme pravosudija po delam nesovershennoletnim vo Francii // Voprosy yuvenal'noj yusticii. 2000. № 3.
7. Ugolovnyj kodeks Francii. SPb., 2002. S. 102.