Проблемы психологии и педагогики
Елена Байер, Степан Аваков
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ
Аннотация. Поднимаются вопросы внедрения технологии педагогического наставничества для детей-сирот выпускного и предвыпускно-го возраста с привлечением социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО). Технология подразумевает трехстороннюю кооперацию всех заинтересованных сторон (детские учреждения, СО НКО и наставники-волонтеры) для достижения максимального блага детей-сирот и социальной адаптации выпускников, а также для профилактики вторичного (рецидивирующего) сиротства.
Ключевые слова: дети-сироты; наставники; социально ориентированная некоммерческая организация; технология педагогического наставничества; жизнестойкость детей-сирот; вторичное (рецидивирующее) сиротство; социальная адаптация выпускников.
Abstract. Problems of implementation of technology of pedagogical tutorship for orphan children of school-leaving and preschool-leaving ages by means of socially-oriented non-commercial organizations (SO NCO) are discussed in the article. The technology implies trilateral cooperation of all interested parties (child's establishments, SO NCO and tutor-volunteers) for achievement of maximal good for orphan children and school-leavers' social adaptation as well as prevention of repeated (recurrent) orphanhood.
Keywords: orphan children; tutors; socially-oriented non-commercial organization; technology of pedagogical tutorship; repeated (recurrent) orphanhood; school-leavers' social adaptation.
Проблема социальной адаптации выпускников детских учреждений
Статистика свидетельствует, что от 68 до 90% выпускников детских учреждений асоциальны. Ввиду недостаточного образования, низкой мотивации к труду, из-за дискриминации найти работу удается менее чем 50% выпускников. У половины выпускников отсутствует навык финансово-экономической деятельности в открытом социуме. С другой стороны, отмечается, что
Сущностно значимые задачи наставника-педагога
Педагогическое
наставничество —
апробированный
инструмент
психологического
сопровождения
Особо значимо построение технологии работы с выпускниками
дети из замещающих семей и те, кто регулярно имел доступ в реальные семьи, адаптируются к жизни в обществе намного лучше, демонстрируя высокие показатели жизнестойкости, чаще получают высшее образование, профессионально активнее и более успешно контролируют свою жизнь.
Для нас значимы рекомендации по разработке и реализации Региональной программы социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки РФ от 01.03.2011 № 06-369 [1].
Задача наставника-педагога — помочь детям-сиротам в детских учреждениях получить представление о реальной семье, привить им навыки семейных отношений, сформировать основные умения и компетенции, необходимые для успешной жизни в обществе. В этой связи нами проводится исследование экспериментальной и контрольной групп выпускников детских учреждений с привлечением наставников-волонтеров, подготовленных социально ориентированными некоммерческими организациями (СО НКО).
Педагогическое наставничество — один из наиболее разработанных инструментов психолого-педагогического сопровождения и развития личности ребенка-сироты — в наше время приобретает особую значимость ввиду наличия нескольких уровней сложности этой задачи. Мы будем обсуждать асоциальную среду, из которой дети поступили в детское учреждение, и непростые условия жизни этих детей в детских учреждениях. В этих условиях наиболее сложной представляется сама возможность перспективного воспитания, социальной реабилитации, адаптации и развития у детей качеств жизнестойкости [2] и устойчивой мотивации к выполнению простых бытовых правил в целях успешной самореализации в социуме. Педагогическое наставничество ставит перед собой цель социализации подростков-сирот, особенно тех, кого не раз предательски оставляли значимые для них люди; детей-сирот, у которых все, связанное с миром взрослых, ассоциируется с ненадежностью и опасностью.
Цель исследования — обоснование и построение технологии работы с детьми-сиротами предвыпускного и выпускного возраста в центрах помощи детям, что позволит им обрести необходимые для самостоятельной жизни навыки, умения и компетенции, повысит уровень их жизнестойкости, актуализирует для них ценностно-смысловой и духовно-нравственный контекст.
Апелляция к опыту предшественников-педагогов
Договор психологов о совместном сотрудничестве
Понимание феноменологической сущности факторов, определяющих развитие и бытие личности
В России вопросы педагогического наставничества впервые были подняты С.Т. Шацким (1878—1934), предметом исследования которого стало влияние на социализацию ребенка условий окружающей его микросреды. Последователи педагога-экспериментатора и по сей день апеллируют к его идеям. Так, В.С. Басюк акцентировал свое внимание на том, что формирование когнитивной и ценностно-эмоциональной сферы ребенка возможно благодаря его преобразовательной деятельности [3].
М.В. Богуславский выражал согласие с С.Т. Шацким относительно того, что ребенок является носителем совокупности влияний окружающей среды, подразумевая под окружающей средой нормы, традиции и обычаи, передаваемые из поколения в поколение [4, с. 120—121]. Только синтез нравственного и умственного, волевого и эмоционального воспитания позволяет продуктивно решать поставленные жизнью вопросы. Собственно говоря, это и есть один из аспектов наставничества.
Для нас значима работа, в фундаментальные основы которой положены концепция развития и бытия личности детей, а также богатый эмпирический опыт коллег-психологов, которые, по сути, отражают сущностную связь науки и практики.
Несколько позднее В.С. Мухина и В.С. Басюк заключили договор о сотрудничестве с целью совместного проведения психологического сопровождения делинквентных подростков, лишенных родительского попечительства.
На протяжении ряда лет авторы исследовали теоретические и эмпирические подходы к проблеме психологического сопровождения [5]. Авторы выстраивали и обосновывали инновационные подходы к организации условий воспитания и психологического сопровождения [6], рассматривали типологию делинквентности, чтобы найти ответ на вопрос: возможно ли преодолеть архетип делинквентности?
Теоретический аспект проводимой работы был обусловлен позицией авторов в отношении понимания феноменологической сущности факторов, определяющих особенности развития психических функций и личности в онтогенезе. Речь идет о трех факторах: 1 — предпосылки развития - наследственность (генотип); 2 — условия развития и бытия каждого нового поколения в контексте социальных ориентиров человечества; 3 — развитие самой личности подростка и в особенности его внутренней позиции [7]. При этом специально обсуждались условия проведения работы с подростка-
Значение
внутренней позиции самого
развивающегося человека
Необходимость соучастия профессионального посредника
Феноменологическое
значение
организации
времени
и пространства
проведения
специальных сессий
Традиция наставничества молодых специалистов
Стратегии развития системы воспитания
ми. Сюда включались: инициации; рефлексивные тренинги на себя и свою внутреннюю позицию по отношению к себе и другим и др.
Особое внимание уделялось внутренней позиции самой развивающейся личности подростка, выраженной через: помыслы, жизненные планы, ценностные ориентации; готовность к освоению социального пространства прав и обязанностей; реальное поведение — поступки и проступки.
При этом особое внимание уделялось месту и значению профессионального посредника, сензитивного как к личностным особенностям делинквентных подростков, так и к современным им социальным условиям, по сути своей всегда несущим в себе амбивалентные силы воздействия.
Специально создавались теоретически обоснованные и эмпирически выверенные условия, в которых проводилась работа психологов с делинквентными подростками. Учитывались: 1 — феноменологически значимые ограничения времени проведения сессий; 2 — особенности организации принципиально нового, благоприятного для психического и личностного развития подростков социального пространства проведения проектов (сессий).
Отдавая должное внимание коллегам-психологам и заинтересованно относясь к их теоретическим и эмпирическим поискам и достижениям, мы, тем не менее, следуем традициям педагогов.
В советское время вопросы наставничества тесно увязывались с профессиональной деятельностью молодых специалистов. Опытный, достигший успехов в профессии работник брал под опеку начинающих свою трудовую деятельность людей и открывал им секреты мастерства, показывал приемы и подходы, обеспечивавшие эффективное применение сил и средств, формируя таким образом новое поколение специалистов [8, с. 284]. Описание и обоснование технологии наставничества было темой научных монографий, эссе и статей.
Основываясь на работах советских и российских авторов [9—12], а также на государственной политике в сфере охраны детства, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года и Постановлении Правительства РФ от 19.05.2009 года № 432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации» [13; 14], была разрабо-
Значимость
трехсторонней
кооперации
Определение готовности выпускника к самостоятельной жизни
Непременные условия успеха результатов наставничества
Главная идея, заложенная в обсуждаемую технологию
тана технология педагогического наставничества для детей-сирот.
Особую роль в реализации данной технологии играет трехсторонняя кооперация между: 1 — сотрудниками детских учреждений; 2 — сотрудниками социально ориентированных некоммерческих организаций; 3 — наставниками-волонтерами. Смысл такого рода кооперации заключается в максимальном задействовании возможных влияний на социальную адаптацию и общее развитие подростка-сироты.
Наставники-волонтеры выступают в качестве модельной семьи, где подросток учится простым бытовым и жизненным навыкам: принятию верных решений, самообслуживанию, самосовершенствованию в сфере физического, интеллектуального, культурного, психоэмоционального и духовно-нравственного развития.
Детское учреждение, оставаясь единственным законным представителем подростка-сироты, обеспечивает его нужды, ведет постоянный мониторинг состояния подростка и участвует в заключительной экспертизе и консилиуме по завершении программы наставничества с целью определения готовности выпускника к самостоятельной жизни.
Роль СО НКО заключается в обеспечении необходимой подготовки наставников, проведении супервизии их деятельности, а также в проведении совместного консилиума с целью определения готовности выпускника к самостоятельной жизни.
Готовность выпускника определяется соответствием совокупности критериев (педагогических индикаторов), заложенных в технологию в качестве результативно-оценочного компонента, заданным значениям и целям.
На этапе, предшествующем началу реализации обсуждаемых психолого-педагогических подходов, необходимо уделять время качественной проработке деталей взаимодействия всех вовлеченных в процесс наставничества субъектов. Практика показывает, что взаимодействие между детскими учреждениями и НКО, с одной стороны, и детскими учреждениями и волонтерами, с другой стороны, требует определенной корректировки. Прежде чем приступать к реализации данной технологии, нужно создать условия для развития необходимого уровня доверия, а также детально проработать маршрутизацию решения условий трехкомпонентной кооперации.
Важно помнить, что главная идея, заложенная в данную технологию, — безусловное благо ребенка как конечного благополучателя, бенефициара технологии,
Особое внимание следует уделять подготовке наставников-волонтеров
Досуг всегда имеет особое значение
Мы ожидали успешную интеграцию выпускников в обыденные социальные условия
а значит, все решения должны приниматься исходя из предположения о том, что является благом для детей-сирот. Ключевые понятия (благо, бенефициар, взаимодействие и т.п.) должны быть тщательно сформулированы, обоснованы, поняты и введены в обиход сотрудничества всех участвующих в реализации технологии сторон.
Особо обсуждаются требования к подготовке наставников, которые были бы приемлемы с точки зрения детского учреждения, принимая во внимание, что наставник — это не штатный сотрудник учреждения, а волонтер, ценность которого заключается именно в возможности неформального взаимодействия с воспитанником.
Наличие общего понимания ключевых подходов к наставничеству поможет в решении спорных вопросов и проблем, которые потенциально могут возникнуть в ходе реализации технологии.
На первом этапе педагогического эксперимента (в 2015/2016 учебном году) были отобраны наставники и определены экспериментальная и контрольная группы детей-сирот предвыпускного и выпускного возраста. В тот же период была разработана программа занятий и встреч в течение года, а также программа семинаров и тренингов приглашенных специалистов в разных областях (медицина, здоровьесберегающие технологии, профессиональные тренинги по прикладным специальностям и др.).
Особое внимание уделялось досуговой части программы: требовалось сделать отдых детей не только максимально разнообразным, но полезным и познавательным. Разнообразие средств доступного отдыха было достигнуто через посещение наставниками и воспитанниками музеев, кинотеатров и театров, ледовых катков, концертов и т.д. При этом мы побуждали детей и подростков совместно со взрослыми обсуждать увиденное и услышанное. Обсуждение проводилось в уютной домашней обстановке. Цель подобных встреч — формирование ценностных ориентаций и внутренней позиции.
В результате реализации нашего проекта мы ожидали успешную интеграцию выпускников детских учреждений в обыденные социальные условия. Мы рассчитывали на успешную мотивацию детей: 1 — на получение образования; 2 — на овладение профессией; 3 — на потребность в здоровом образе жизни и на создание семьи. Подобная мотивация может стать важным этапом на пути предотвращения повторения цикла сиротства.
1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 01 марта 2011 г. № 06—369 «О направлении рекомендаций».
2. Байер Е.А. Жизнестойкость детей-сирот // Образование на Дону. - Ростов-на-Дону, 2012. - С. 98-102.
3. Басюк В.С. Психолого-педагогическое сопровождение развития детей-сирот // Сборник научных трудов по итогам Всероссийской конференции «Психология развития и образования: теория и практика». — Иркутск, 2009. - С. 217-222.
4. Богуславский М.В. Подвижники и реформаторы российского образования: историко-биографические очерки. - М., 2005.
5. Мухина В.С., Басюк В.С. Проект программы психологического сопровождения подростков, лишенных родительского попечительства // Развитие личности. -2011. - № 4. - С. 167-183.
6. Мухина В.С., Басюк В.С. Психологическое сопровождение делинквентных подростков: Проект и его реализация (Возможно ли преодолеть архетип делинквентности?) // Развитие личности. - 2014. - № 4. -С. 202-217; 2015. - № 2. - С. 57-66.
7. Мухина В.С., Басюк В.С. Психологическое сопровождение делинквентных подростков: Проект и его реализация (Возможно ли преодолеть архетип делинквентности?) // Развитие личности. - 2015. - № 3. -С. 117-135; 2016. - № 1. - С. 41-70.
8. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения: в 4 т. Т. 3. - М., 1964.
9. Сахин Б.С. Наставничество как форма предупреждения преступлений и иных правонарушений: дис. ... канд. юр. наук. - Л., 1984.
10. Черникова Е.А. Наставничество как средство сопровождения профессионально-личностного становления специалиста социальной службы: дис. . канд. пед. наук. - Волгоград, 2013.
11. Егорова М.О. Социально-психолого-педагогическое сопровождение выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях первичной трудовой занятости (наставничество на рабочем месте). - М.: Изд-во Национального фонда защиты детей от жестокого обращения, 2013.
12. Селенина Е.В. Сопровождение учащихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях начального и среднего профессионального образования: учебно-методический комплекс. - М., 2014.
13. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р).
14. Постановление Правительства РФ от 19.05.2009 года № 432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации».
References
1. Pis'mo Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 01 marta 2011 g. No. 06—369 "O napravlenii rekomendacij". (in Russian)
2. Bajer E.A. Zhiznestojkost' detej-sirot. In: Obra-zovanie na Donu. Rostov-na-Donu, 2012, pp. 98-102. (in Russian)
3. Basyuk V.S. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozh-denie razvitiya detej-sirot. In: Sbornik nauchnyh trudovpo itogam Vserossijskoj konferencii "Psihologiya razvitiya i obrazovaniya: teoriya ipraktika". Irkutsk, 2009, pp. 217222. (in Russian)
4. Boguslavskij M.V. Podvizhniki i reformatory rossi-jskogo obrazovaniya. Moscow, 2005. (in Russian)
5. Muhina V.S., Basyuk V.S. Proekt programmy psi-hologicheskogo soprovozhdeniya podrostkov, lishennyh roditel'skogo popechitel'stva. In: Razvitie lichnosti. 2011. No. 4, pp. 167-183. (in Russian)
6. Muhina V.S., Basyuk V.S. Psihologicheskoe sopro-vozhdenie delinkventnyh podrostkov: Proekt i ego real-izaciya (Vozmozhno li preodolet' arhetip delinkventnosti?). In: Razvitie lichnosti. 2014. No. 4, pp. 202-217; 2015. No. 2, pp. 57-66. (in Russian)
7. Muhina V.S., Basyuk V.S. Psihologicheskoe sopro-vozhdenie delinkventnyh podrostkov: Proekt i ego real-izaciya (Vozmozhno li preodolet' arhetip delinkventnosti?). In: Razvitie lichnosti. 2015. No. 3, pp. 117-135; 2016. No. 1, pp. 41-70. (in Russian)
8. Shackij S.T. Pedagogicheskie sochineniya. V 4 t. T. 3. Moscow, 1964.
9. Sahin B.S. Nastavnichestvo kak forma preduprezh-deniya prestuplenij i inyh pravonarushenij: PhD dissertation (Jurisdiction). Leningrad, 1984. (in Russian)
10. Chernikova E.A. Nastavnichestvo kak sredstvo soprovozhdeniya professional'no-lichnostnogo stanovleni-ya specialista social'noj sluzhby: PhD dissertation (Pedagogy). Volgograd, 2013. (in Russian)
11. Egorova M.O. Social'no-psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie vypusknikov organizacij dlya detej-sirot i detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej, v usloviyah pervichnoj trudovoj zanyatosti (nastavnichestvo na rabo-chem meste). Moscow: Izd-vo Nacionalnogo fonda zashchi-ty detej ot zhestokogo obrashcheniya, 2013. (in Russian)
12. Selenina E.V. Soprovozhdenie uchashchihsya iz chisla detej-sirot i detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej, v uchrezhdeniyah nachal'nogo i srednego professional'nogo obrazovaniya: uchebno-metodicheskij kompleks. Moscow, 2014. (in Russian)
13. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Fed-eracii na period do 2025 goda (utverzhdena rasporyazhe-niem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 maya 2015 goda No. 996-r). (in Russian)
14. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 19.05.2009 goda No. 432 "O vremennoj peredache detej, nahodyashchihsya v organizaciyah dlya detej-sirot, i detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej, v sem'i grazhdan, postoyanno pro-zhivayushchih na territorii Rossijskoj Federacii". (in Russian)
219
№ 2 - 2017