Научная статья на тему 'Педагогическое искусство или искусство педагогики'

Педагогическое искусство или искусство педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6090
334
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
искусство / педагогика / мастерство / опыт / творчество / профессионализм / педагогическое искусство / искусство воспитания

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В. П. Голованов

В данной статье обосновывается авторское представление названия нового педагогического издания. Соотносятся родственные понятия, так или иначе характеризующие профессиональную педагогическую деятельность, «педагогическое искусство» и «искусство педагогики».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическое искусство или искусство педагогики»

НАУКА - ШКОЛЕ

B. П. Голованов

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО ИЛИ ИСКУССТВО ПЕДАГОГИКИ

В данной статье обосновывается авторское представление названия нового педагогического издания. Соотносятся родственные понятия, так или иначе характеризующие профессиональную педагогическую деятельность, «педагогическое искусство» и «искусство педагогики».

Ключевые слова: искусство, педагогика, мастерство, опыт, творчество, профессионализм, педагогическое искусство, искусство воспитания.

Все науки стремятся к безличному, общему, а педагогика безличной быть не может, ее нет вне личности. Все науки бесстрастны. А бесстрастная педагогика ненаучна.

Пожалуй, это единственная наука, которая признает тайну, интуицию, судьбу, оставаясь при этом строгой наукой.

C. Л. Соловейчик

Мне импонирует название нового педагогического издания - «Педагогическое искусство». Высший уровень совершенства профессиональной педагогической деятельности и называют педагогическим искусством.

Всегда считал и считаю, что педагогика как наука есть искусство. Именно с этим и связаны особенности педагогики как науки искусства воспитания.

Обратившись к определению искусства, отметим, что оно многоаспектно, по-лифонично. Ведь если обратимся к словарю, то найдем в словаре определение: «Искусство - знание дела. Само дело, требующее такого умения, мастерства».

Следовательно, говоря о педагогическом искусстве, педагогике как области искусства, мы, по всей вероятности, должны вести речь об умении, мастерстве педагога, воспитателя.

Педагогическое искусство рассматривается как совершенное владение педагогом всей совокупностью психолого-педагогических знаний, умений, навыков, соединенных с профессиональной увлеченностью, развитым педагогическим мышлением, творчеством и интуицией. Главное, что педагогическое искусство - это искусство педагогического действия. Именно в этом и заключается большая проблема и большой смысл.

К сожалению, сегодня выпускники педагогических вузов не готовы выполнять элементарные действия, составляющие основу их профессиональной деятельности, «присутствовать» в ситуации контакта с ребенком, общаться «здесь и сейчас», удивляться, вдохновлять, позитивно влиять на внутреннюю сферу собеседника. Важно, что для педагога, как и для актера, основной инструмент - это действие. Если дети спят на уроках, отвлекаются на сотовые телефоны, срывают урок, прогуливают его, то это их «не верю», направленное педагогу.

Если в естественнонаучном познании личностные качества ученого, оценки не оказывают решающего влияния на результаты его деятельности, то в педагогической науке, педагогической деятельности личность педагога, его талант, мастерство (или их отсутствие) всегда имеют решающее значение.

Чисто практическую профессиональную педагогическую деятельность называют «искусством, созданным на научной основе».

Педагогическая деятельность каждого конкретного педагога, каждого конкретного педагогического коллектива является искусством в той мере, в которой в эту деятельность вкладывается творческий воспитательный потенциал.

Безусловно, что наука и искусство принципиально отличаются способами распространения.

Если науку нужно изучать и иначе ее не постигнешь, то искусство можно перенять.

Миллионы людей воспитывают своих детей, достигая прекрасных результатов, не изучая науку, а перенимая искусство растить детей у своих родителей и близких.

Иначе говоря, педагогику можно назвать наукой о развитии таланта к воспитанию детей.

Педагогика - единственная наука, которая признает тайну, интуицию, судьбу, оставаясь при этом строгой наукой.

Известный журналист С. Соловейчик, писал, что воспитание и обучение детей - это искусство, одно из сложнейших человеческих искусств. А педагогика -наука об искусстве воспитания и обучения детей, стопроцентная наука и стопроцентное искусство.

Ключевым в педагогическом искусстве является гуманистическое отношение к ребенку: интерес к внутреннему миру ребенка, забота о его счастливой жизни, уважение неповторимой индивидуальности ребенка как человека.

Сегодня все чаще звучит вопрос: кто он, современный педагог? Сценарист, драматург, режиссер педагогического процесса, артист.

Суть педагогики как искусства, педагогического искусства проявляется в поиске и нахождении соответствия, уравновешивания, приведении в состояние гармонии «свойств» предмета, личности педагога и личности воспитанника, в творческом «приспособлении» к педагогической ситуации.

У педагогики и искусства общий предмет - познание и преобразование, совершенствование человека.

Сегодня мы все чаще наблюдаем общие черты педагогической и сценической

деятельности:

Содержательный признак.

Инструментальный признак.

Целевой признак.

Процессуальные характеристики.

Структурный признак.

Концептуальные признаки.

Требования к личности творца.

Как у артиста, так и у педагога наблюдается многообразие «языков»: тональность, сила и высота звучания голоса. Также в деятельности педагога проявляются и особенности педагогической драматургии: жест, поза, слово, мимика.

И ряд педагогических принципов, которыми руководствуется творчески работающий педагог:

• принцип первый - вникни;

•принцип второй - создай благоприятную атмосферу,

• принцип третий - не унижай;

• принцип четвертый - возвышай.

Педагогическое мизансценирование, когда педагогика выступает как наука любви.

Черты искусства мы наблюдаем и в образовательном процессе образовательной организации:

Невоспроизводимость отдельных элементов опыта и результатов. Неожиданность ракурсов во взглядах на мир и человека. Значимость нюансов, полутонов общения. Богатство и красота проявлений внутреннего мира человека. Преобразование и открытие действительности, постижение сущностной стороны явлений, событий и смыслов.

Наличие эффекта последействия, когда после завершения педагогического общения продолжается процесс работы со смыслами.

Педагогическое искусство, безусловно, ощущение загадочности, неясности того, «как это сделано», как удалось достичь такого результата образования. Ведь педагогическая деятельность как искусство предусматривает:

• «следствия», духовную осмысленность явлений;

• «открытие человека для откровения» (Л. Лурье);

• взаимопонимание;

• возможность проникновения в суть предметов;

• творческую атмосферу...

Педагогическое искусство подразумевает и разнообразные современные роли педагога-воспитателя: консультант, создатель информационно-образовательной среды, куратор дистанционного обучения, дистанционный тьютор, навигатор в современном информационном океане, сетевой предметный методист, модератор.

Все это предусматривает: педагогическую рефлексию, чувство меры, гуманистическую направленность творца, высокий уровень компетентности, интеллигентность, рассмотрение воспитанника в центре содержания деятельности, желание непременно продемонстрировать свои достоинства, показать свой «блестящий» урок или учебное занятие, насладиться восхищением «зрителей», вырасти в их глазах, покорить их.

Компоненты педагогического искусства:

1. Система целей - ориентиров и стимулов. Цели делают осмысленной всю педагогическую деятельность. Постоянный целевой контроль педагога за своей деятельностью обеспечивает педагогическую целесообразность и эффективность воспитательных процессов. Овладение педагогическими целями, их глубокое знание, понимание и практическое использование - определяющее условие эффективности и качества работы педагога.

2. Глубокие знания о ребенке, накопленные педагогической социологией, психологией и физиологией.

3. Этико-эстетические принципы организации взаимоотношений с детьми:

- целеустремленность и перспективность;

- принципиальность и справедливость в отношениях с детьми;

- сочетание требовательности, уважительности и доброжелательности;

- доверие в отношениях, решительность и определенность в поступках;

- деловитость и организованность, дисциплинированность и инициативность;

- высокая этичность и эстетичность стиля и тона отношений.

4. Знание социологических характеристик ребенка и взаимоотношений детей в группе.

5. Сведения из области искусствознания, сценического искусства, искусства звучащего слова.

Главное, что мастерство педагога - синтез теоретических знаний и практических умений, так как уровень педагогического мастерства зависит от степени усвоения им приемов педагогического воздействия и адекватности ожиданий, приписываемых им обучающимся, находящимися с ним во взаимодействии.

Профессиональное мастерство вырастает из профессионального опыта, хотя сам по себе многолетний педагогический труд не есть сам по себе мастерство.

Профессиональный опыт вырабатывается и у педагога, не удовлетворенного своей профессией, но честно выполняющего свои служебные обязанности.

У такого педагога отсутствует один из существенных элементов мастерства -«творческое самочувствие» как особое психическое физическое состояние (полное погружение в свою деятельность и получение удовольствия от самого процесса деятельности на основе глубокой внутренней мотивации).

Профессиональный опыт без творчества и удовлетворения часто развивает инертность, усталость, раздражение.

Педагогическое творчество и есть показатель и условие становления профессионального мастерства педагога.

О. В. Коршунова

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ О МЕТАПРЕДМЕТНОСТИ В ОБУЧЕНИИ

В статье представлены результаты экспериментального исследования представлений студентов-бакалавров направления «Педагогическое образование» о метапредметности в обучении. Производится анализ созданных будущими педагогами графических образов явления метапредметности в обучении и делается вывод об уровне сформированности и глубине компетентности студентов в этом вопросе.

Ключевые слова: образ метапредметности, метапредметный подход к обучению, метапред-метные образовательные результаты, личностные образовательные результаты, универсальные учебные действия, метазнания, ценности и смыслы, метапредметный урок, внутрипредметные и межпредметные связи, целостное понимание мира, обобщенное теоретическое мышление.

Метапредметность становится одним из определяющих признаков современного процесса обучения не только на уровне общеобразовательной школы, но и на уровне высшего профессионального образования. Однако базис метапредметности должен быть заложен именно на этапе обучения в школе.

Проблема метапредметности в образовании становится сегодня особо актуальной в связи с включением в нормативные документы требования о достижении метапредметных образовательных результатов. На истолкование и осмысливание феномена метапреметности направлены труды многих ученых (Н. В. Громыко, А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. В. Володарская, А. В. Хуторской, О. Г. Селиванова и др.) и педагогов-практиков, хотя до сих пор остаются открытыми вопросы о сущности многих связанных с метапредметностью процессов и явлений. Так, отсутствует четкое определение самой метапредметности, метапредметного подхода в обучении, метапредметного обучения, метапредметного урока, уровней метапредметности, ди-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.