Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ключевые слова: этиология / периферическая / центральная / органическая / функциональная / нервная деятельность / головной мозг / речь / причина / анатомия / физиология / речь / классификация / неврология / нарушение речи / Keywords: etiology / peripheral / central / organic / functional / nervous activity / brain / speech / cause / anatomy / physiology / speech / classification / neurology / speech disorder

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафарова О.А.

Аннотация. Дошкольный возраст – это период активного освоения ребенком разговорной речи, период становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Речь имеет особое значение в психическом развитии ребенка. Проблема речевого развития является одной из наиболее актуальных проблем. Развитие речи связано с формированием как личности, так и всех психических процессов. Полное знание родного языка в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Поэтому определение направлений и условий развития речи детей является одной из важнейших педагогических задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL AND PSYCHOLOGICAL DESCRIPTION OF THE DEVELOPMENT OF SPEECH ACTIVITY IN CHILDREN 6-7 YEARS OLD

Abstract. Preschool age is a period of active development of spoken language by a child, a period of formation and development of all aspects of speech phonetic, lexical, grammatical. Speech is of particular importance in the mental development of a child. The problem of speech development is one of the most pressing problems. The development of speech is associated with the formation of both personality and all mental processes. Full knowledge of the native language in preschool childhood is a necessary condition for solving the problems of mental, aesthetic and moral education of children. Therefore, determining the directions and conditions for the development of children’s speech is one of the most important pedagogical tasks.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ»

Сафарова О.А. аспирант (дошкольное образование) Теория и методология образования Термезский государственный педагогический институт

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

Аннотация. Дошкольный возраст - это период активного освоения ребенком разговорной речи, период становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Речь имеет особое значение в психическом развитии ребенка. Проблема речевого развития является одной из наиболее актуальных проблем. Развитие речи связано с формированием как личности, так и всех психических процессов. Полное знание родного языка в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Поэтому определение направлений и условий развития речи детей является одной из важнейших педагогических задач.

Ключевые слова: этиология, периферическая, центральная, органическая, функциональная, нервная деятельность, головной мозг, речь, причина, анатомия, физиология, речь, классификация, неврология, нарушение речи

Safarova O.A. Theory and methodology of education (preschool education) graduate student Termez State Pedagogical Institute

PEDAGOGICAL AND PSYCHOLOGICAL DESCRIPTION OF THE DEVELOPMENT OF SPEECH ACTIVITY IN CHILDREN 6-7 YEARS

OLD

Abstract. Preschool age is a period of active development of spoken language by a child, a period of formation and development of all aspects of speech - phonetic, lexical, grammatical. Speech is of particular importance in the mental development of a child. The problem of speech development is one of the most pressing problems.

The development of speech is associated with the formation of both personality and all mental processes. Full knowledge of the native language in preschool childhood is a necessary condition for solving the problems of mental, aesthetic and moral education of children. Therefore, determining the directions and conditions for the development of children's speech is one of the most important pedagogical tasks.

Keywords: etiology, peripheral, central, organic, functional, nervous activity, brain, speech, cause, anatomy, physiology, speech, classification, neurology, speech disorder

Организация дошкольного образования является первым и наиболее ответственным звеном общей системы народного образования. Овладение родным языком - одно из важнейших приобретений ребенка дошкольного возраста. Дети дошкольного возраста особенно чувствительны к овладению речью. Поэтому процесс речевого развития рассматривается как общая основа воспитания и обучения детей в современном дошкольном образовании. Овладение речью — одна из самых сложных и загадочных проблем детской психологии и педагогики. Остается непонятным, как маленький ребенок, не умеющий ни на чем концентрироваться, плохо владеющий мыслительными операциями, всего за 1-2 года практически овладел такой сложной знаковой системой, как язык. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном детстве. Путь, пройденный ребенком в первые годы жизни, поистине славен. Ребенок использует речь для выражения своих мыслей, чувств, т.е. воздействие на окружающую среду. Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми и в организации дошкольного воспитания и речевой деятельности. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная активность. Овладение речью восстанавливает психику малыша, позволяет ему более осознанно и произвольно воспринимать события. К.Д.Ушинский говорил, что материнское слово есть основа всякого интеллектуального развития и сокровище всякого знания. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений педагогической работы организации дошкольного образования. Если не будет развитой речи, не будет настоящего общения, не будет настоящих успехов в обучении.Дошкольный возраст - это период активного овладения ребенком речевым языком, всеми сторонами речи -фонетической, лексической, грамматической. формирование и развитие. Полное знание родного языка в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в наиболее чувствительный период развития. Чем раньше начнется обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Расширяется диапазон общения дошкольников. Дети становятся самостоятельными, выходят за рамки узких семейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение сферы общения требует от ребенка полного освоения средств общения, основным из которых является речь. Усложнение деятельности ребенка предъявляет также высокие требования к развитию речи. Развитие речи - сложный, творческий процесс, поэтому

детям наверняка необходимо рано хорошо освоить родной язык, правильно и красиво говорить. Поэтому, как только мы научим ребенка правильно говорить (согласно его возрастным особенностям), он будет чувствовать себя свободно в коллективе. Речевое развитие - это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, включающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственных речевых упражнений ребенка. При работе с детьми дошкольного возраста используются следующие средства развития речи детей: общение взрослых с детьми, культурно-языковая среда, обучение родной речи и языку на уроке, различные виды искусства (изобразительное искусство, музыка, театр), художественная литература.. В процессе ознакомления с литературной литературой развитие речи занимает большое место в общей системе работы с детьми. Художественная литература - важнейший источник и средство развития всех сторон детской речи, уникальное воспитательное средство. Помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.Развитие речи идет по нескольким направлениям: совершенствуется ее практическое использование в общении с другими людьми, и одновременно речь становится основой для реконструкции. умственной деятельности. процессы, инструменты мышления. Это и определяет актуальность данной темы. Овладение языком является важным условием психического развития, поскольку в онтогенезе содержание приобретенного исторического опыта ребенка обобщается и отражается в форме речи и, прежде всего, в значениях слов. Своевременное развитие словарного запаса является одним из важных факторов подготовки к школе. Дети с плохим словарным запасом испытывают большие трудности в обучении, потому что они не могут найти нужные слова, чтобы выразить свои мысли. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарным запасом лучше решают арифметические задачи, легче осваивают навыки чтения и грамматики, более активны в умственной работе на уроке. Особенности развития детского словаря тщательно изучены в физиологии, психологии и психолингвистике. В развитии словарного запаса дошкольников выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов. Дошкольный возраст - период быстрого обогащения словарного запаса. Его рост зависит от условий жизни и воспитания, поэтому сведения о словах дошкольников одного возраста в литературе сильно различаются. В дошкольном возрасте имеются все условия для успешного освоения фонетической стороны русского языка. К ним относятся соответствующее развитие коры головного мозга в целом, фонематического восприятия речи, речевого двигательного аппарата. Способствуют овладению звуковым содержанием речи и такие особенности, как высокая пластичность нервной системы ребенка, повышенная подражательность, особая склонность к звуковой стороне языка, любовь детей к звукам речи - дети дошкольного

возраста.. По мнению многих ученых, дошкольный возраст является наиболее подходящим для окончательного формирования всех звуков родного языка. Несовершенство произношения старших дошкольников не характерно: при правильной организации работы дети к этому времени могут освоить произношение всех звуков. Произношение голоса улучшается, но у некоторых детей еще не до конца сформированы трудно артикулируемые звуки (хрипы и р). Развитие этих звуков происходит медленнее, даже при целенаправленном систематическом обучении, поскольку навык неправильного произношения становится более укоренившимся. Однако у старших дошкольников появляется способность к самоконтролю, осознание несовершенства своей речи и, соответственно, потребность приобретать знания и учиться. Поэтому образовательная деятельность становится более серьезной. Психологи утверждают, что в последовательной речи отчетливо видна тесная связь детской речи с психическим воспитанием. Ребенок учится думать, научившись говорить, но речь он совершенствует, научившись думать.

Использованные источники:

1. К.К. Аллабердиева. Организация интегрированного образования в дошкольном образовании // Молодежь, наука, образование: актуальные проблемы, достижения и инновации. 19-25

2. КХ Аллабердиева. Современные подходы к приобщению детей к произведениям искусства // «Тенденции современной науки и практики» 2531.

3. Д.Р. Бабаева «Теория и методика воспитания речи» - Т.: «Баркамол Авлод Файз», 2018.

4. Д.Р. Бабаева «Теория и методика развития речи» - Т.: «ТДПУ» 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.