Научная статья на тему 'Педагогический принцип индивидуализации в системе спорта высших достижений'

Педагогический принцип индивидуализации в системе спорта высших достижений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1362
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А Нестеров А., И Егорова Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогический принцип индивидуализации в системе спорта высших достижений»

Создание здорового моральнопсихологического климата в хоккейной школе 307 5

Наставничество опытных тренеров по отношению к молодым 369 6

Рациональное распределение времени на овладение экономичной техникой катания во время тренировочного занятия 421 7

ВЫВОДЫ

Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной технологии управления учебно-тренировочным процессом юных хоккеистов, связанным с овладением техникой катания на коньках. Средний балл оценки профессиональной деятельности тренеров хоккейной школы вырос с 2,97 до 3,69. Показатели функционального состояния и физической подготовленности юных хоккеистов ЭГ и КГ имели тенденцию к улучшению, однако, в ЭГ эти изменения были достоверно выше.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ СПОРТА ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ

А.А Нестеров, Л.И Егорова

Данная проблема рассматривается нами с позиций взаимодействия общедидактических принципов, принципов психологической и социальной адаптации человека, построения процесса тренировки в системе спорта высших достижений.

Принцип индивидуализации можно считать сердцевиной системы воспитания элитных спортсменов, спортивной тренировки на любом этапе годичного цикла их подготовки к соревнованиям. Именно он позволяет создать оптимальные условия и средства спортивной тренировки, сформировать высокий уровень мотивации спортсмена к достижению максимального эффекта тренировочного процесса на основе личностного общения тренера и ученика. Их общение всегда индивидуально, всегда обусловлено чертами индивидуальности человека: индивидными, субъектными и личностными.

Принцип индивидуализации в системе спортивной тренировки реализуется на основе органичного сочетания двух направлений подготовки элитных спортсменов: общеподготовительного, определяющего совершенствование обязательного для любого спортсмена объема жизненно важных двигательных умений, навыков, соответствующего уровня развития физических качеств, и специализированного, ведущего к достижению спроектированных, оптимально возможных для спортсмена результатов соревновательной деятельности (Матвеев Л.П., 1991).

Принцип индивидуализации в спорте высших достижений определяет такое построение тренировочного процесса, педагогических воздействий в многолетней системе подготовки спортсменов и такое использование средств, методов и форм занятий, которые создают условия для наивысшего развития их способностей к соревновательной деятельности в условиях проведения престижных отечественных и международных состязаний.

Естественнонаучную основу индивидуализации педагогического процесса подготовки элитных спортсменов составляют показатели их нейродина-

мических свойств, сенсомоторной организации, органических потребностей, задатки и темперамент, морфологические особенности развития, физическая и психоэмоциональная работоспособность.

Предпосылки разрешения проблемы индивидуализации тренировочного процесса элитных спортсменов содержатся в представлениях о типологических особенностях человека, в том числе связанных с его мышечной деятельностью. Признание потенциальной разнокачественности людей уже от рождения по физическим свойствам и психическим возможностям является базовой предпосылкой индивидуального подхода в построении человеческой деятельности, использования приоритетных качеств развития человека в конкретном виде его деятельности (Зайцева В.В., 1995). Естественно, что тип адаптации человека (спортсмена) генетически детерминирован и жестко закреплен (Сер-гиенко Л.П., 1975; Bouchard C., 1978 и др.), что составляет основу проектирования спортивной специализации (Никитюк Б.А., 1978; Мартиросов Э.Г., 1982; Булгаков Н.Ж., 1998; Ким Гю Су, 1998).

Опираясь на выводы Б.И. Никитюка (1991) о закономерностях выбора соматотипа как основного «информатора» о телесной природе человека, В.В. Зайцева (1995), используя в исследованиях морфологический критерий - сома-тотип в качестве методологической основы индивидуального подхода в системе спортивной подготовки, определяет сущность типоспецифичных методик подготовки спортсменов на основе врожденных конституциональных свойств организма.

Диагностика нейрофизического статуса и текущего функционального состояния позволяет оценить спортивную подготовленность по типологическим шкалам, модельным характеристикам спортсменов - представителей конкретного вида спорта, индивидуальному морфофункциональному профилю, профилю способностей к соревновательной деятельности элитных спортсменов и спроектировать их индивидуальную программу подготовки к состязаниям.

В большинстве научных работ по индивидуальному стилю спортивной подготовки показана значимость отдельных типологических свойств человека (Тольчек В.А., 1981; Еганов А.В., 1985) , их сочетания (Ивлев В.Г., 1983; Ол-зоев К.С., Геселевич В.А., 1983; Сиротин О.А., 1996), уровня развития физических качеств (Рожков П.А., 1984; Park Soon Jin, 1996; Park In Soon, 1998; Нестеров А.А., 2001; Егорова Л.И., 2002 и др.).

Устойчивые типологические особенности развития спортсмена определяют эффективность его действий в моторной, сенсорно-перцептивной и умственной сфере деятельности, что и определяет использование индивидуального подхода в системе тренировки спортсменов высшей квалификации, а именно использование реальных условий жизни, тренировки, социальных отношений, соревновательной деятельности с учетом индивидуальных способностей спортсмена (Матвеев Л.П., 1991).

Результаты научных исследований, опыт подготовки спортсменов высшей квалификации показывают, что каждый из них как индивидуальность в процессе спортивной подготовки отражает особенности своего развития как индивид, как субъект, как личность, которые различны по сути и определяют индивидуальный стиль спортивной тренировки в любом виде спорта, с учетом всех многосторонних свойств спортсмена и соотнесения с ними средств и ме-

тодов обучения и воспитания.

В основе способностей человека «лежат наследственно закрепленные предпосылки для развития в виде задатков» (Рубинштейн С.А., 1946), которые и отражают индивидуальные свойства, комплекс природных данных.

Следовательно, нужно уметь учитывать, оценивать уровень способностей спортсмена (постоянно находящихся в развитии) в интересах оптимизации процесса тренировки и состязательной деятельности, чему и призван служить педагогический принцип индивидуализации.

Эффективность спортивной деятельности определяется не только способностями спортсмена, но и его умением трудиться, тренироваться, совершенствоваться, развиваться физически и психологически, то есть субъективными свойствами человека, сохраняющими «индивидуальное своеобразное сочетание приемов и способов деятельности, обеспечивающих наилучшее ее выполнение» (Мерлин В.С., Климов Е.А., 1967).

Если индивидные свойства спортсмена составляют природную основу индивидуальности, то личностные свойства (интересы, желания, склонности, мировоззрение, эмоции, чувства, статус) - ее сущностную сторону. Они являются источником мотивации спортсмена к участию в соревнованиях, достижению престижных результатов в спорте, победы на соответствующем этапе спортивной карьеры, что позволяет выделить личностную индивидуализацию, признавая за ней ведущую роль.

Индивидуализация спортивной тренировки во всех случаях строится на основе классификации типов интегральной индивидуальности, учитывающих морфофункциональные, нейродинамические и психодинамические свойства занимающихся в конкретном виде спорта (Шахов Ш.К., 1998).

В процессе проектирования системы индивидуальной программы подготовки спортсмена определяются следующие педагогические установки:

1) реализация текущего адаптационного резерва организма;

2) сохранение тренирующего потенциала физической и психоэмоциональной нагрузки;

3) концентрированное использование специальных однонаправленных нагрузок;

4) использование долговременного отставленного тренировочного эффекта концентрированного объема разнообразных физических нагрузок;

5) разделение по времени объемных нагрузок различной направленности.

Целевые индивидуальные программы спортивной подготовки представляют собой сумму определенных блоков технико-тактических действий, режимов тренировки, физических упражнений, разделенных по времени и задачам, но с единой целевой установкой (на «реактивность», «быстроту», «скоростную силу», «координацию и точность», «силовую выносливость», «скоростную выносливость» и др.).

Эффективная реализация принципа индивидуализации подготовки спортсменов высшей квалификации достигается в условиях тесного его взаимодействия с принципами сознательности (соотношением аналогии, интуиции, чувства надежности), единства и разнородности средств спортивной тренировки (осознанных и автоматизированных, алгоритмических и творческих, направляемых и свободных действий). Это значит, что проблема индивидуали-

зации в спорте может быть правильно решена в условиях использования иерархии принципов:

- общепедагогических, лежащих в основе обучения любому предмету и явлению;

- общеметодических, составляющих сущность технологии обучения физическим упражнениям, использования технико-тактических действий в системе спортивной тренировки;

- частнометодических, определяющих технологию обучения и тренировки того или иного специально направленного вида спортивной деятельности.

Данный научно-методический подход в системе спорта высших достижений обеспечивает эффективное решение познавательных, воспитательных и развивающих задач обучения и тренировки, способствует оптимальному проявлению спортивных достижений на различных этапах многолетней подготовки спортсменов.

Индивидуальный стиль деятельности элитных спортсменов мы рассматриваем как психологический механизм совершенствования их соревновательных способностей и развития личностных качеств, а формирование самого стиля познания - одно из важных качеств резерва повышения надежности спортсменов в системе их подготовки к ответственным спортивным состязаниям.

Анализ теоретических и организационно-методических предпосылок для формирования индивидуального стиля подготовки спортсменов высшей квалификации позволяет представить ряд положений, составляющих концептуальные основы развития физического потенциала и мотивационно-потребностной сферы человека в спортивной деятельности. Их сущность составляют идеи о формировании человеческой индивидуальности в процессе деятельности, единства сознания, мышления и исполнительного действия. Согласно этим идеям, становление человеческой индивидуальности осуществляется через ее общественную активность, сознательное самообразование и стремление преобразовать свой жизненный потенциал.

Таким образом, важным смысловым элементом спортивно-

педагогической парадигмы развития спорта высших достижений выступает требование сообразности тренировочного процесса природным и социальным свойствам и качествам человека, которая призвана обеспечить единство своеобразия и неповторимости его телесной и психологической организации, интеллектуального и физического потенциала, определяющих самобытность конкретного спортсмена.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Гордеева, Н.Д. Экспериментальная психология исполнительного действия / Н.Д. Гордеева. - М. : Тривола, 1995. - 324 с.

2. Гостев, Р.Г. Физическая культура и спорт в современных условиях / Р.Г. Гостев. - М. : Изд-во «Еврошкола», 2005. - 418 с.

3. Загвязанский, В.И. Теория обучения : современная интерпретация : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. - 2-е изд., испр. - М. : Изд. центр «Академия», 2004. - 192 с.

4. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания : учебник для институтов и факультетов физической культуры / Е.П. Ильин. - 2-е изд., испр. и

доп. - СПб. : Изд-во Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена, 2000. - 486 с.

5. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование : учеб. пособие для высших учебных заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская ; под ред. И. А. Колесниковой. - М. : Изд. центр «Академия», 2005.

- 288 с.

6. Холодов, Ж.К. , Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов,

В.С. Кузнецов. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с.

7. Теория и методика физической культуры : (курс лекций) : учеб. пособие / под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова ; Санкт-Петербургская гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 1999. - 384 с.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАРАМЕТРОВ ПЕРЕКИСНОГО ОКИСЛЕНИЯ ЛИПИДОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ИГРОКОВ В НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС

А.А. Никитин, Е. С. Дмитриева

При организации тренировочного процесса существенное значение имеет разработка высокочувствительных и объективных показателей функциональных возможностей организма и характера изменений, возникающих в них при физических нагрузках. Наличие этих данных позволяет более тонко и адекватно регламентировать физические упражнения в процессе тренировочного цикла.

Одним из перспективных направлений в этом аспекте может стать определение в крови перекисных продуктов, так как этот показатель отражает интегральные изменения, происходящие во внутренней среде организма. Изменение показателей перекисного окисления липидов (ПОЛ) в крови отражает процессы, протекающие в жидких средах организма, а также в органах и тканях в результате выхода продуктов пероксидации в кровь. Исследование ПОЛ позволяет оценить роль последних в окислительных реакциях.

Известно, что нормальное течение окислительных процессов в организме осуществляется двумя путями: с помощью как оксидазных, так и оксиге-назных реакций (Журавлев А.И., Филиппов Ю.Н., 1964; Меерсон Ф.З., 1984). Оксидазный путь биологического окисления реализуется с помощью ферментов с образованием малоактивных продуктов, чаще всего воды и углекислого газа, и исключает, как правило, непосредственное присоединение кислорода к окисляющемуся субстрату. Оксигеназный (неферментативный) путь окисления является свободно радикальным и заключается в непосредственном присоединении молекулы кислорода к окисляющемуся субстрату с образованием свободных радикалов. Этот процесс инициируется двухвалентным железом, адреналином и т. д. В норме эти процессы находятся в определенном равновесии благодаря регулирующему влиянию эндогенной антиокислительной системы (АОС).

В условиях развития в организме различных стрессовых реакций (физические нагрузки, гипоксия, интоксикации и т.д.) происходит активация процессов, характеризующихся увеличением восстановительных форм железа, свободных ненасыщенных жирных кислот, а также адреналина, в результате чего создаются условия для активации ПОЛ (Меерсон Ф. З., 1983).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.