Научная статья на тему 'Индивидуальный подход в системе тренировки лыжников гонщиков'

Индивидуальный подход в системе тренировки лыжников гонщиков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
430
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индивидуальный подход в системе тренировки лыжников гонщиков»

ке и спорту в экспериментальной группе к концу эксперимента достоверно улучшилось на 12%. В контрольной группе прирост составил 5%.

Показатели психологической атмосферы в экспериментальной группе к концу эксперимента улучшаются на 7%. В контрольной группе улучшение этого показателя составляет 2%.

Таким образом, разработанный нами курс способствует формированию идеала духовного и физического совершенствования у курсантов военнофизкультурного вуза, что, в свою очередь, благоприятно отражается на эффективности учебно-воспитательного процесса.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Антонец, А.В. Место религии и атеизма в формировании нравственно-мировоззренческих основ деятельности преподавателей высшей школы / А.В. Антонец, А.М. Фофанов // Материалы итог. науч. конф. Военного ин-та физ. культуры за 2000 г. - СПб. : [б.и.], 2001. - С. 211-212.

2. Антонец, А.В. Формирование активного отношения к научному мировоззрению в образовательном процессе у курсантов военно-физкультурного вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.В. Антонец ; Военный ин-т физ. культуры. - СПб., 2000. - 168 с.

3. Романенко, Н.В. Концептуально-методологические подходы к проблеме «человека в современном познании» / Н.В. Романенко, А.В. Козлов,

Н.Н. Поплутина // Физическая подготовка к военно-профессиональной деятельности в мирное и военное время : Международ. межвуз. сб. науч.-метод. статей : в 3 ч. / Военный ин-т физ. культуры. - Ч. 1. - М., СПб. : [б.и.], 2006. -С. 238-248.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ТРЕНИРОВКИ ЛЫЖНИКОВ - ГОНЩИКОВ

А.А. Нестеров, Л.И. Егорова

Элитные спортсмены в настоящее время достигли высокого уровня специальной подготовленности, что естественным образом выдвигает на передний план проблему рационального соотношения индивидуальных объемов и уровней интенсивности тренировочных нагрузок в годичном цикле их подготовки к соревнованиям.

В данной связи существенный научный и практический интерес представляет проблема определения наиболее эффективных нагрузок различной направленности, новых форм организации тренировки, предусматривающих оптимальные условия для полноценной реализации индивидуальных возможностей организма спортсменов на основе рациональной взаимосвязи между затратами и восстановлением их энергетических ресурсов (Войнар Ю., Бойченко С.Д., Барташ В.А., 2001).

Учитывая, что подготовка спортсменов в лыжном спорте высших достижений связана с максимальными и разнонаправленными тренировочными воздействиями на функциональные системы организма и выведением их на грань предельных (резервных) возможностей, без соответствующей системы научных знаний, опираясь лишь на здравый смысл и интуицию, уже нельзя решить сложнейшие проблемы современной тренировки.

Именно поэтому дальнейшее повышение уровня достижений в лыжном спорте неизбежно требует кардинального усовершенствования всей существующей теоретико-методической и организационной базы многолетней подготовки спортсменов.

Решение задач повышения эффективности современной системы спортивной подготовки в лыжном спорте высших достижений требует накопления и систематизации всесторонних знаний об индивидуализации тренировочного процесса - содержании, структуре и закономерностях, определяющих его построение с учетом индивидуального технического и тактического мастерства спортсмена.

Подобные знания должны быть обобщены с учетом совокупности научных представлений об особенностях воздействия тренировочных занятий на личность спортсмена, чтобы обеспечить последующую научную аргументацию педагогических коррекций в тренировочном процессе.

В отечественной педагогике и психологии накоплен богатый опыт изучения индивидуального стиля деятельности, под которым понимают устойчивую систему способов или приемов, сформированную при наличии у субъекта положительного отношения к ней (Климов Е.А., 1986 и др.). Индивидуальный стиль выступает одновременно и как определенный способ выражения отношения личности спортсмена к реально осуществляемой ею деятельности, и как условие формирования у субъекта активно-творческого к ней отношения.

Анализ теоретических и организационно-методических предпосылок для формирования системы индивидуализации тренировочных нагрузок в лыжном спорте высших достижений позволяет представить ряд положений, составляющих концептуальные основы развития физического потенциала и мотива-ционно-потребностной сферы спортсмена в процессе спортивной деятельности. Разработанные положения представляют ряд закономерных черт этого развития и обосновывают конструктивный смысл его системного построения (Ермаков В.А., 1996). В их основе лежат идеи о формировании человеческой индивидуализации в процессе ее преобразующей деятельности, о единстве индивидуального подхода в самых разных областях человеческой деятельности (Зайцева В.В.,1995). Доказано, что тип адаптации генетически детерминирован и жестко закреплен.

Собственно спортивные способности человека с целью продуктивного использования в педагогической работе целесообразно дифференцировать по критерию актуальности в специфической соревновательной деятельности. По многим признакам потенциальные спортивные способности в своей совокупности образуют спортивную одаренность, диагностика которой является одной из проблем в области теории и методики спортивной тренировки (Е.И. Иванченко, 1996).

Анализ результатов научных исследований, собственный опыт подготовки элитных лыжников показывает, что каждый спортсмен высокого класса как индивидуальность выступает в процессе своей жизнедеятельности как индивид, как субъект, как личность.

Эти стороны индивидуальности различны по сути, и их сознание имеет разные, но по-своему важные следствия для подготовки спортсмена. Индивидуализация обучения есть по сути дела учет всех многосторонних свойств спортсмена и соотнесение с ними приемов обучения и тренировки.

«Субъективная индивидуализация» предусматривает применение различных по форме дидактических средств, учитывающих своеобразие приемов учебной деятельности ученика.

Если индивидуальные свойства составляют природную основу индивидуальности, то личностные свойства (жизненный опыт, интересы, желания, склонности, мировоззрение, эмоции, чувства, статус личности в коллективе) составляют ее сущностную сторону. Все эти свойства могут служить источником мотивации спортсмена к участию в соревнованиях, достижению значимой для него, коллектива, страны высокого результата, победы на любом этапе спортивной карьеры. Вот почему следует выделить и отдельный вид индивидуализации - «личностную индивидуализацию», признавая за ней ведущую роль (Суслов Ф.П., Филин В.П., 1998).

Таким образом на основе обширных данных, имеющихся в современной литературе, можно сделать заключение о том, что естественнонаучную основу индивидуализации спортивной тренировки в лыжном спорте высших достижений составляют сведения о строении тела спортсмена, о взаимосвязи его морфологических и психологических особенностей с силовыми, скоростными возможностями, ловкостью, выносливостью, физической работоспособностью, особенностями технико-тактического арсенала, надежностью соревновательной деятельности. При этом следует учитывать внутри- и межиндивидуальную изменчивость выше перечисленных качеств, свойств и действий, которые проявляются только с учетом личностной индивидуализации.

Однако во многих педагогических работах дидактические принципы, в том числе и принцип индивидуализации, только перечисляются, и декларируется их значимость в повышении эффективности учебно-тренировочного процесса. Так, В.С. Келлер (1977) указывает на большое значение принципа индивидуализации в проведении занятий с элитными спортсменами и отмечает, что процесс спортивной тренировки строится при полном учете индивидуальных особенностей каждого занимающегося. При определении степени нагрузки автор рекомендует руководствоваться возможностями спортсмена, его самочувствием в данный момент, тренированностью и задачами, стоящими перед ним. Учет индивидуальных особенностей спортсменов, по его мнению, проявляется, прежде всего, в работе над устранением имеющихся недостатков и в дальнейшем совершенствовании положительных качеств. Перечисляя принципы технико-тактического мастерства в лыжном спорте, в частности, принцип взаимосвязи технико-тактического мастерства и индивидуальных особенностей спортсменов-лыжниц и принцип сопряженного воздействия на их ведущие и отстающие технико-тактические действия, Л.Г. Яценко (2006) отмечает необходимость полного соответствия технико-тактических действий морфологическим признакам, физическому развитию, функциональным особенностям и психической подготовленности спортсменок.

Аналогичные рекомендации по индивидуализации процесса спортивной тренировки представлены и в других работах. Так, В.Н. Селуянов (1998), раскрывая сущность основных принципов тренировки (возрастающей нагрузки, непрерывности, сознательности, систематичности, наглядности, доступности, индивидуализации, прочности), ограничивается только лишь пожеланием «всемерно индивидуализировать тренировочный процесс и в каждом случае доводить требования до верхней границы работоспособности спортсмена».

Среди факторов, оказывающих влияние на индивидуальную нагрузку, автор выделяет календарный и тренировочный возраст, индивидуальную способность к достижению и перенесению нагрузок, состояние здоровья, общую нагрузку и возможность отдыха, тип конституции и нервной деятельности.

Вместе с тем, проблема индивидуализации при построении системы спортивной тренировки в лыжном спорте высших достижений решается на основе органичного сочетания общеподготовительного и специализированного направлений, ведущих к углубленному совершенствованию в избранном виде спортивной деятельности (Матвеев Л.П., 1991).

Индивидуализация - это такое построение процесса спортивной тренировки спортсменов высшей квалификации и такое использование частных средств, методов и форм занятий, которое создает условия для наивысшего развития их способностей к соревновательной деятельности (Платонов В.Н., 1997).

По нашему мнению, методическая канва индивидуализации подготовки элитных лыжников предусматривает следующие структурно-содержательные параметры:

1. Природные данные, в том числе состояние здоровья, уровень физического развития и двигательных способностей.

2. Достижения в лыжном спорте (в технической, морально-волевой, теоретической подготовленности, степени освоенных соревновательных нагрузок).

3. Способность к реализации потенциальных и резервных возможностей в условиях состязаний.

4. Выделение ключевых проблем подготовки спортсмена, основанное на мобилизации имеющихся и необходимых условий.

5. Контроль за ходом подготовки и динамикой уровня подготовленности, по результатам которого определяется готовность спортсмена к соревнованиям.

Естественно предположить, что не может быть единых рецептов оптимизации тренировочного процесса для различных спортсменов - представителей лыжного спорта и, особенно, на этапе их выхода на границу собственных резервных возможностей. Поэтому создание инновационных технологий в спортивной тренировке в таких условиях требует не только глубоких дополнительных сведений об особенностях деятельности различных систем организма, объективно и субъективно существующих факторов, но и достаточно корректной оценки исходных параметров спортсмена на его пути к вершинам спортивного мастерства.

Таким образом, рассматривая проблему индивидуализации в лыжном спорте высших достижений, важно иметь ввиду следующие положения:

- сложившаяся система спортивной подготовки элитных спортсменов позволяет решать обширный круг педагогических, воспитательных задач, выводя спортсмена в процессе многолетней тренировки на уровень максимальных возможностей реализации физического потенциала, однако, в силу ряда обстоятельств эта система не гарантирует обязательного перехода спортсмена из категории «высококвалифицированный» в категорию «элитный»;

- учитывая психофизические нагрузки, испытываемые спортсменом в лыжном спорте высших достижений и предъявляющие весьма жесткие требо-

вания к деятельности и стабильности проявления двигательных и вегетативных функций, тенденции изменения адаптационных возможностей организма приобретают непрогнозируемый характер;

- в таких условиях эффективное управление подготовкой высококвалифицированных лыжников требует привлечения более глубоких научных знаний об индивидуальных особенностях организма спортсмена и его проявлениях в экстремальных условиях соревновательной борьбы.

РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ УЧИЛИЩ ДОВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ МИНОБОРОНЫ РОССИИ

А.И. Новиков

Введение. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 16 учебных заведений довузовской подготовки молодежи к военной службе, подчиненных Минобороны России. Аналогичные учебные заведения открыты при Федеральной пограничной службе, Министерстве внутренних дел, Министерстве по чрезвычайным ситуациям и других ведомствах. Исходя из того количества детей, которые на сегодняшний день находятся без попечения родителей, сеть таких учебных заведений в ближайшее время будет расширяться за счет создания кадетских корпусов и им подобных заведений.

Для воспитанников перечисленных учебных заведений при поступлении предусмотрена проверка уровня физической подготовленности. Ее результаты вполне могут быть использованы в системе общероссийского мониторинга физического развития молодежи, организация которого предусмотрена Постановлением Правительства Российской Федерации № 916 от 29 декабря 2001 года.

В Научно-исследовательском центре физической подготовки и спорта Вооруженных сил Российской Федерации (НИЦ) в период с 2002 по 2005 годы проанализированы данные мониторинга исходного уровня физической подготовленности и физического развития воспитанников 6 училищ. Пять из них расположены в Санкт-Петербурге и одно - в городе Уссурийске. Ежегодно обследовались более 1100 человек. Из них в возрасте 11-12 лет - 118-121 человек, в возрасте 13-14 лет - 75-80 человек, в возрасте 15-16 лет - 2940-2953 человек. Уровень физической подготовленности оценивался по результатам выполнения следующих физических упражнений: подтягивание на перекладине, бег на 60 м, бег на 1 км, прыжок в длину с места. Для мотивации к показу максимального результата проверка проводилась в виде соревнований в спортивной форме одежды.

Методы исследования. Для оценки физического развития проводились измерения роста стоя, массы тела, окружности грудной клетки, жизненной емкости легких, динамометрии правой и левой кисти и становой силы.

При анализе результатов выполнения физических упражнений нами проведено сопоставление средних величин по годам обследования в одной и той же возрастной группе и их изменений в зависимости от возраста испытуемых (табл. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.