Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА НАСЕЛЕНИЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогический потенциал / воспитательная деятельность / культурно-досуговая деятельность / учреждения социально-культурной сферы / библиотеки / клубные учреждения / досуг / pedagogical potential / educational activity / cultural and leisure activities / institutions of the socio-cultural sphere / libraries / club institutions / leisure

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овсянникова Татьяна Владимировна, Малухина Галина Михайловна

Педагогический потенциал изначально заложен в деятельность учреждений социально-культурной сферы и напрямую связан с духовными потребностями личности и общества. В статье показано как реализуется воспитательная функция культурно-досуговых учреждений в современных условиях и новых формах работы. Современные исследователи отмечают, что инновационные формы работы более привлекательны для населения, соответственно обладают более высоким педагогическим потенциалом воздействия, формирование культурных, патриотических, морально-эстетических ценностей средствами творческой досуговой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical potential is initially embedded in the activities of institutions of the socio-cultural sphere and is directly related to the spiritual needs of the individual and society. The article shows how the educational function of cultural and leisure institutions is implemented in modern conditions and new forms of work. Modern researchers note that innovative forms of work are more attractive to the population, respectively, have a higher pedagogical impact potential, the formation of cultural, patriotic, moral and aesthetic values by means of creative leisure activities.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА НАСЕЛЕНИЯ»

необходимости продолжения эксперимента по организации сотрудничества ДОО и семьи, направленного на формирование социального компонента школьной готовности детей старшего дошкольного возраста.

Литература:

1. Савченко, О.В. Диагностическая методика «Картинки» / О.В. Савченко. - 2023. - URL: https://nsportal.ru/detskiy-d/raznoe/2023/06/16/diagnosticheskaya-metodika-kartinki-avtory-e-o-smirnova-i-e-a (дата обращения: 27.09.2023)

2. Щетинина, A.M. Диагностика социального развития ребенка / A.M. Щетинина. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2020. - 88 с.

3. Щетинина, A.M. Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников / A.M. Щетинина,-2022. - URL: https://vk.com/wall-940694_24657ysclid4n8ttxo89wl92583138 (дата обращения: 26.09.2023)

Педагогика

УДК 37: 13.21

кандидат социологических наук, доцент Овсянникова Татьяна Владимировна

Государственное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный институт искусств и культуры» (г. Волгоград); кандидат социологических наук, доцент Малухина Галина Михайловна Государственное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный институт искусств и культуры» (г. Волгоград)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ

ДОСУГА НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация. Педагогический потенциал изначально заложен в деятельность учреждений социально-культурной сферы и напрямую связан с духовными потребностями личности и общества. В статье показано как реализуется воспитательная функция культурно-досуговых учреждений в современных условиях и новых формах работы. Современные исследователи отмечают, что инновационные формы работы более привлекательны для населения, соответственно обладают более высоким педагогическим потенциалом воздействия, формирование культурных, патриотических, морально-эстетических ценностей средствами творческой досуговой деятельности.

Ключевые слова: педагогический потенциал, воспитательная деятельность, культурно-досуговая деятельность, учреждения социально-культурной сферы, библиотеки, клубные учреждения, досуг.

Annotation: Pedagogical potential is initially embedded in the activities of institutions of the socio-cultural sphere and is directly related to the spiritual needs of the individual and society. The article shows how the educational function of cultural and leisure institutions is implemented in modem conditions and new forms of work. Modem researchers note that innovative forms of work are more attractive to the population, respectively, have a higher pedagogical impact potential, the formation of cultural, patriotic, moral and aesthetic values by means of creative leisure activities.

Key words: pedagogical potential, educational activity, cultural and leisure activities, institutions of the socio-cultural sphere, libraries, club institutions, leisure.

Введение. Культурно-досуговые учреждения обладают широкими возможностями, направленными на удовлетворение потребностей человека в саморазвитии, реализации интересов, приобщении к культурным нормам и традициям. Развитие личности происходит посредством вовлечения индивида в созидательно-творческую деятельность в соответствии с индивидуальными способностями и потребностями. Сущность самодеятельного творчества делает индивида важным средством всего воспитательного процесса. Это связано с большей вариативностью возможностей проведения досуга и самореализации индивида, что происходит благодаря динамическому включению в сам процесс творчества и уход от пассивных форм досуга к активным. В процессе проведения досуга человек удовлетворяет свои социальные потребности, которые связаны с процессами развития, воспитания, формирования личности и организации педагогического процесса, что отмечал А.Д. Жарков [1, С. 331]. Это связано с тем, что культурно-досуговая деятельность является педагогическим процессом, обладающим высоким потенциалом воздействия на социальные группы.

Якушкина М.С. раскрывает понятие «педагогический потенциал «как целостный комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных возможностей, идей, ценностей социокультурной среды, способных влиять (прямо или косвенно) на личностное развитие человека. [7, С. 123]. Под педагогическим потенциалом учреждений социально-культурной сферы (далее СКС) мы понимаем совокупность возможностей осуществления ими педагогической функции в своей работе путем включения индивида в творческую деятельность в соответствии с его интересами, стимулировании его социальной активности и приобщении к гуманистическим ценностям. Д.В. Шамсутдинова и Р.И. Турханова рассуждая о педагогическом потенциале применительно к социально-культурной и культурно-досуговой деятельности в системе формирования культуры личности, считают, что он определяется коммуникативной природой и многообразием видов практики учреждений социально-культурной сферы, использованием интерактивных методов организации совместной деятельности, сочетанием традиционных и инновационных технологий [6, С. 76].

Изложение основного материала статьи. Социально-культурная сфера - это важнейшая часть культурной практики, где происходит реализация познавательных и досуговых интересов человека. Учреждения культуры, к которым относятся дома и дворцы культуры, клубные учреждения, библиотеки, музеи огромное внимание уделяют воспитательной составляющей своей деятельности, которая направлена на формирование личности человека как носителя традиций, ценностных установок и культурных норм.. Здесь, по мнению Олениной Г.В. и Фроловой А.С., уместно говорить об общности их педагогических целей, состоящих в формировании культурного уровня развития аудитории, социализации личности и социальных групп, достигаемых благодаря синтезу воспитательного и образовательного ресурсов, который используется в условиях клубной, библиотечной и музейной среды [3, С. 78]. Главное отличие их педагогического потенциала связано с привлечением более широкого набора форм и методов приобретения различных умений, знаний и навыков по сравнению с учебными заведениями. При этом, не смотря на сходство педагогических целей, каждое учреждение СКС обладает своими специфическими технологиями и формами работы.

Сегодня изменяется сама стратегия работы домов культуры, библиотек, музеев, они создают новое публичное пространство сосредоточенное на открытости общения с аудиторией, изменении форм взаимодействия. Так, среди индивидуальных и коллективных традиционных форм педагогической деятельности (выставки, экскурсии, конкурсы и т.д.), используются и инновационные (квесты, батлы, интеллектуальные игры, арт-ребусы и т.д.). По мнению Чижикова В.М.,

учреждения культуры как создатели культурного продукта имеют в своем арсенале различные виды творческого продукта, рассчитанные на различные группы потребителей [5, С. 122].

Новые технологии, используемые учреждениями культуры, активно развиваются, знакомя с историческим и культурным наследием, современными направлениями творчества, новыми формами проведения свободного времени. Практика показывает, что происходит интеграция форм работы учреждений СКС с аудиторией, что позволяет организовывать совместные мероприятия, программы. Безусловно, далеко не все нововведения быстро приживаются и принимаются пользователями, часть из них отсеивается, но те, которые остаются, становятся востребованными и привлекают все большее количество участников. Сущность любого нововведения составляет инновационная деятельность, а ее содержание - это комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся в процессе развития общества. При этом Кузнецова Т.В., Стрельцов В.В. подчеркивают, что не смотря на развитие новых направлений и форм работы в социально-культурной деятельности, все инновации в той или иной мере опираются на опыт самых массовых и традиционных для нашей страны учреждений - учреждений клубного типа [2, С. 3].

Например, библиотеки, музеи активно перенимают опыт других сфер деятельности, внедряют новые форматы мероприятий, в основе которых лежит не только информационная подача материала, а именно вовлечение посетителей в диалог, взаимодействие с сотрудниками. Благодаря этому посетители становятся главными действующими лицами. Такая интерактивная форма мероприятий делает их запоминающимися для участников, эмоционально насыщенными, а главное привлекает к самим учреждениям культуры. Подобные мероприятия стимулируют творческую активность, меняют представление о самих культурно-досуговых организациях, позволяют расширять их сферу деятельности.

К новым технологиям (в частности интерактивным) в сфере культуры можно отнести: интерактивный театр; книги с интерактивными элементами; 3D - кино, театр, экскурсии, видео-меппинг, виртуальные выставки и т.д. Образовывается мощная площадка для художественного самовыражения. Виртуальная реальность стимулирует эффект чувственной достоверности.

Мультимедийные технологии изменяют отношения с пространством и временем, что позволяет участникам вступать в контакт с организаторами. На этой основе возникают новые формы потребления услуг и способов их оказания в учреждениях культуры (экранная культура, электронные галереи и т.д.). Возникают и новые виды творчества - видео-арт, медиа-арт, медиа-дизайн. Одной из инновационных концепций социально-культурной деятельности является концепция дополненной реальности, являющаяся на данный момент наиболее передовой и развивающейся технологией. Дополненная реальность (англ. augmented reality, AR), - термин, относящийся ко всем проектам, направленным на дополнение реальности любыми виртуальными элементами. Совершенно новые смыслы приобретает не только искусство и художественное произведение, но и само авторство, экспозиция, экспертиза.

Цифровые технологии помогают выразить главную мысль, концепцию мероприятия, разнообразить информационное поле. Создание такого диалога с участниками - это тот аспект, который определяет ценность социально-культурной деятельности, оказывает социализирующее влияние на личность в плане приобщения ее к цифровой коммуникации.

Информационные технологии в библиотечной деятельности уже стали традиционными, не изменив при этом миссию библиотеки, - привлечение населения к чтению, информации, а сделав ее более содержательной. Работа с пользователями библиотеки уже невозможна без использования интерактивных технологий, которые открыли новые возможности в работе. А главное, помогают привлекать все большее количество пользователей к чтению, книге, библиотеке, расширяют социальное партнерство с организациями из других сфер общества, инициируют создание новых совместных проектов по повышению имиджа библиотеки, продвижению чтения. Такие формы деятельности как мультимедийные, презентационные, интерактивные направлены на продвижение книги, чтения как неотъемлемой части жизни успешного человека. Читатели не просто включены в мероприятия, участвуют в них, но и могут импровизировать, изменять первоначальный сценарий. Эффективность любого мероприятия зависит от вовлеченности пользователей, взаимодействия с сотрудниками, их профессионализма. Однако любой формат проведения мероприятий должен соответствовать миссии библиотеки. Среди наиболее популярных интерактивных форм привлечения пользователей в библиотеку можно выделить: буккроссинг, квест, флешмоб, интерактивная игра, театрализованные представления и т.д.

Библиотеки и клубы объединяют общие задачи: информационно-просветительская деятельность; организация отдыха населения; развитие творческих способностей жителей. Поэтому тесное сотрудничество клубных учреждений и библиотек является традиционным, а в настоящее время наблюдается тенденция еще большего их сближения в проведении социально-культурных программ. Социально-культурной программа несет в себе целью не просто коллективный отдых населения, в названии ее часто присутствует указание на возраст аудитории (конкурсная семейная программа, детский утренник, молодежная шоу-программа), но и его развитие просвещение, воспитание. Эта форма мероприятия отличается разнообразием и непринужденностью форм общения - познавательных, развлекательных, самодеятельных, предоставлением участникам возможности переключаться с одного вида деятельности на другой. Такие программы требуют от организаторов творчества, фантазии и изобретательства, а также четкого построения сценария с учетом возраста аудитории. Как считают Рукша Г.Л., Шереметова И.А., интеллектуальный досуг становится приоритетным и перспективным направлением деятельности публичных библиотек, стремится к расширению своих форматов и методов реализации, приобретает массовый характер [4, С. 87]

Музеи также перестают быть исключительно академической средой, а внедряют в свою работу современные IT-технологии. Для контекстного наполнения экспозиций часто используются мультимедийные средства. Такой метод подачи информации, в отличие от классического, может предоставлять больше дополнительных сведений об экспозиции, тем самым существенно расширяя ее контекст.

Волгоград является культурным центром юга России. На территории Волгограда функционируют 9 культурно-досуговых учреждений, 7 театров, 6 музеев, 2 художественные галереи, 47 библиотек, 1 планетарий

К сожалению, анализируя технические возможности учреждений культуры города по организации досуга, следует отметить их недостаточно высокий уровень оснащенности инструментами для полномасштабного осуществления деятельности с применением инновационных социокультурных технологий. Не смотря на непростое положение городских учреждений культуры, они организуют и проводят множество мероприятий, направленных на популяризацию и продвижение социально-культурной деятельности и самим организациям-организаторам культурного досуга. Среди наиболее известных и посещаемых акций за последние несколько лет стали: «Ночь в музее», «Библионочь», «Ночь в театре», «Ночь искусств», региональный проект «Обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры /Культурная среда» в Волгоградской области и другие.

Например, «Берег» - летний Волгоградский фестиваль, в программе мероприятия 10 интерактивных и образовательных площадок, 20 живых концертов. Гала-концерт интегрированного фестиваля детского и взрослого творчества "Звездный

путь". Ежегодный творческий фестиваль, объединяющий творческих людей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

Среди популярных молодежных мероприятий можно остановиться на мероприятиях на основе культуры гейминга, посвященных киберспорту и киберспортивных соревнованиях. Одна из благоприятных площадок для развития и организации таких мероприятий сегодня является - МОУ «Центр детского технического творчества Советского района Волгограда». Еще одна Волгоградская организация занимающаяся киберспортивной деятельностью УЕ^РАСЕ.

Волгоградский областной центр народного творчества запустил онлайн-проекты о народном творчестве Волгограда и Волгоградской области и деятельности своего учреждения на интернет-платформах. Проект направлен на сохранение и развитие народного творчества России, популяризацию лучших традиций народного искусства. Программа, продолжительностью 20 минут, транслируется на официальных страницах в группах «Вконтакте», «Одноклассники».

По результатам практического опыта работы организаций СКС можно рекомендовать проведение культурно-массовых мероприятий с использованием таких инновационных технологий, как:

- мероприятия онлайн или комбинированные, позволяющие присутствовать некоторым участникам виртуально, привлекают и расширяют контенгент участников;

- использование технологии интерактивных проекций, дронов, дающих возможность наглядно погрузиться в мероприятие, составить представление о его масштабе.

В городе в 2017 г. создан интерактивный музей «Россия - моя история», где основная подача материала уже проводится исключительно в интерактивной форме. Это крупный всероссийский проект, представляющий мультимедийный комплекс.

В созданном историческом парке представлены все новейшие формы информационных носителей: сенсорные столы и экраны, вместительные кинотеатры, лайтбоксы, коллажи, проекторы и планшеты. Разные залы музея (четыре сектора) отвечают за разные периоды истории (всего 42 периода) и позволяет визитерам, в основном молодежи, более наглядно погрузиться в определенную историческую эпоху при поддержке сотрудников музея. Визуальные решения мультимедийных экспозиций, во многом новаторские, созданы с использованием приемов видеоинфографики, анимации, ЗБ моделирования и цифровых реконструкций. В музее постоянно действуют четыре выставки: «Романовы», «Рюриковичи», «От великих потрясений к Великой Победе. 1914-1945» и «Россия - Моя история. 1945-2016».

Анимационные технологии позволяют показать не просто определенную эпоху, но "оживить" события прошлого. Цель таких занятий состоит в создании комфортных условий обучения и делает процесс усвоения информации более продуктивным и запоминающимся. В областном краеведческом музее, музее изобразительных искусств им.И.И. Машкова проводятся интерактивные экспозиции, мастер-классы, приуроченные к памятным историческим событиям, когда визитеры участвуют в конкурсах, викторинах, показах фильмов и т.д.

Выводы. Таким образом, учреждения социально-культурной сферы создают условия развития личности, коллективных форм организации взаимодействия различных социальных, возрастных, профессиональных групп населения. Бесспорна и гуманистическая направленность такой деятельности. Педагогический подход повышает эффективность процесса нравственного воспитания молодежи в учреждениях культуры. Этому способствуют система реализуемых мероприятий, воспитательные программы, учитывающие особенности различных групп населения, интеграция методов работы учреждений, наличие грамотных специалистов.

Педагогическая направленность и воспитательное воздействие учреждений СКС позволяет рассматривать их досуговую деятельность как педагогическую, т.к. процесс полноценного развития и самовыражения личности невозможен без духовного развития, интеллектуального самосовершенствования, приобщения к культурным ценностям.

Литература:

1. Жарков, А.Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности / А.Д. Жарков. - Москва, 2012.-456 с.

2. Кузнецова, Т.В. Инновационная деятельность как инструмент развития учреждений культуры / Т.В.Кузнецова, В.В. Стрельцов // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. - 2014. - № 4 (15). -С. 3-8

3. Оленина, Г.В. Педагогический потенциал работы сельских клубов, музеев, библиотек как основание интеграции их деятельности / Г.В. Оленина, АС. Фролова. // Ученые записки (Алтайская академия культуры и искусства ). - 2017. - №2 (12). - С. 76-79

4. Рукша, Г.Л. Досуговая деятельность как драйвер развития библиотек в современных условиях / Г.Л. Рукша, И.А. Шереметова // Библиосфера. - 2022. - № 4. - С. 81-89

5. Чижиков, В.М. Управление сферой культуры - технологии эффективного развития / В.М. Чижиков // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - № 5. - С. 70-76

6. Шамсутдинова, Д.В. Социально-культурная и культурно-досуговая деятельность как самостоятельная область общественной практики / Д.В. Шамсутдинова, Р.И. Турханова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. -2012. -№ 3-1. - С. 76-78

7. Якушкина, М.С. Педагогический потенциал культуры как ресурс развития современного социального центра / М.С. Якушкина // Научный диалог. - 2015. - № 10 (46). - С. 120-133

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.