Педагогический потенциал средств спортивно-оздоровительного туризма в процессе воспитания толерантности у студентов
Тубольцева Анастасия Давыдовна,
доцент кафедры теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности Тихоокеанского государственного университета E-mail: tuboltseva1962@mail.ru
Заярная Наталья Ивановна,
доцент кафедры «Теория и методика физической культуры и безопасности жизнедеятельности» педагогического института Тихоокеанского государственного университета E-mail: zayanata-3105.liya@yandex.ru
Клименко Василий Александрович,
к.п.н., доцент, заведующий кафедрой физического воспитания и спорта Дальневосточного государственного университета путей сообщения E-mail: vasiliy_klimenko@mail.ru
Малиновский Сергей Константинович,
к.п.н., доцент кафедры общепрофессиональных и гуманитарных дисциплин Хабаровского института инфо коммуникаций (филиал) ФГОБУ ВО СибБГУТИ E-mail: tuboltseva1962@mail.ru
Актуальность проблемы заключается в важности воспитания толерантности у школьников, которая отражена в Национальной доктрине образования, где подчеркивается, что наша система образования должна воспитывать у молодежи понимание национального и религиозного разнообразия наряду с уважением к обычаям и культурам различных этнических групп. Воспитание толерантности среди студентов университетов становится сегодня задачей общества и главным приоритетом для высших учебных заведений.
Решение проблемы воспитания толерантности особенно важно в современной России с ее разнообразным этническим населением и множеством религиозных верований. Эта важность усиливается текущим историческим моментом, который отмечен потрясениями, затрагивающими ключевые общественные институты. В среде молодых людей, особенно в период подросткового возраста, негативное поведение, такое как враждебность, озлобленность, агрессивность и сопротивление уникальности других, становится все более распространенным. Это создает острые проблемы. В этой связи мы предприняли попытку исследования ключевых аспектов воспитания толерантности, используя педагогический потенциал средств спортивно-оздоровительного туризма.
Ключевые слова: воспитание, толерантность, студенческая среда, исследование, личность, эксперимент, анкетирование, формирование, туристская подготовка, спортивно-оздоровительный туризм, группа.
Толерантность - это не просто уважение ценностей и убеждений, которые важны для другого человека; это также признание и принятие собственного внутреннего мира. Это включает в себя наши личные системы ценностей, цели, стремления, эмоциональную жизнь и опыт все важнейшие компоненты успешной социализации человека. Несмотря на обширный объем теоретических исследований в этой области, практическое применение стратегий и методов для формирования толерантного поведения у обучающихся остается актуальной проблемой. Это часто усугубляется нехваткой квалифицированных специалистов, занимающихся социальными и образовательными инициативами в этой области.
Признание внутренней ценности и автономии другого человека является фундаментальной предпосылкой не только для социальной адаптации и интеграции, но и для самого выживания индивидов в современной среде. Развитие компетенций в проведении позитивного диалога, достижении взаимопонимания и содействии сотрудничеству предусмотрено Федеральным государственным образовательным стандартом, который рассматривает эти навыки как важнейшие результаты образования.
Необходимость изучения проблемы толерантности проистекает из наблюдаемых тенденций нетерпимости среди молодежи, включая открытую агрессию, неприятие различий, групповой конформизм, замкнутость и привычку классифицировать людей как «мы против них».
Изучение психологической и педагогической литературы выявляет устойчивый интерес к этому предмету, однако специфика того, как прививается толерантность студентам университетов, досконально не изучена. Сопоставление результатов исследований показывает, что, хотя педагогические науки накопили значительные знания, есть возможности для их использования при учете образовательных возможностей, присущих мульти-культурной среде университета.
Преподаватели сталкиваются с несколькими проблемами, пытаясь повысить толерантность студентов в университетах. К ним относится необходимость согласования актуальности обновления педагогического содержания, методов и организационных подходов с отсутствием всеобъемлющей, целостной программы, посвященной воспитанию толерантности.
Чтобы исследовать этот вопрос, в исследовании использовалась взаимосвязь аналитических методов, включая ретроспективный анализ и си-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
стематизацию и эмпирических методов, таких как изучение и обобщение педагогического опыта в области воспитания толерантности, дополненного экспресс-опросником «Индекс толерантности» (разработан Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаевым, Л.А. Шайгерова), а также дополнительные опросники А. Меграбяна и Н. Эпштей-на и опросник социальности М.И. Рожкова.
Толерантная личность определяется как человек, чьи межличностные отношения основаны на таких качествах, как эмпатия, дружелюбие, искренность, конструктивное разрешение конфликтов и самосознание [2].
В области психологии и педагогики понятию толерантности не хватает четкого определения, хотя оно часто используется в дисциплинах социологии и психологии. Точка зрения А. Асмолова разбивает толерантность на три взаимосвязанных компонента: устойчивость, терпимость и допустимое отклонение [1].
На протяжении всей опытно-экспериментальной работы акцент делался на стратегиях и методах сотрудничества, направленных на воспитание терпимости среди учащихся. Эти подходы поощряют студентов к:
- охвату различных ментальных рамок, перспектив, мнений и культур;
- изменению социальных точек зрения;
- достижению самосознания. Примечательно, что термин «толерантность»
кажется чуждым и в чем-то новым для нашей страны, часто ассоциируясь с западными концепциями. В советскую эпоху диалога вокруг толерантности, особенно в сфере межэтнических отношений, практически не существовало. Только после распада Советского Союза и последующей трансформации экономического, социального, политического и культурного ландшафта общества понятие толерантности приобрело актуальность, изменив традиционный взгляд на межэтнические взаимодействия. Система образования, существовавшая во времена СССР, поощряла развитие дружеских связей между различными этническими группами, не привнося никаких негативных коннотаций, основанных на национальной идентичности [4, с. 25].
Межэтническая толерантность включает в себя признание индивидом культурного многообразия различных этнических групп, а также понимание коллективной системы ценностей и норм поведения [5]. Учитывая разнообразный национальный состав студентов университета, в который входят, в частности, выходцы из Казахстана, Китая, Кореи и других стран, в профессиональной практике важно учитывать этнический аспект, то есть ситуации, охватывающие лиц из разных этнических групп, и их разрешение. Постулируется, что связи между этническими группами значительно с укрепляются благодаря совместным усилиям и со" вместному образовательному опыту людей раз-^ ных национальностей [3, с. 10].
Опытно-экспериментальная работа, направ-зг ленная на повышение уровня толерантности у сту-
дентов второго курса, проводилась на базе факультета физической культуры Тихоокеанского государственного университета.
Основная работа по формированию толерантности осуществляется в университете уже с первых дней обучения (аудиторные занятия лекционные и семинарские, спортивно-оздоровительные, спортивно-массовые мероприятия, все виды учебных практик, постоянно и неуклонно сопровождается соблюдением педагогических принципов обучения.
Длительные многодневные путешествия, будь то водные приключения, походы на природу или лыжные пробежки, представляют собой сложное образовательное действие. В этом путешествии соблюдаются всеобъемлющие методологические принципы и стандарты, которые охватывают этапы планирования, исполнения и завершения. Благодаря таким структурированным инициативам, направленным на развитие конкретных навыков, студенты демонстрируют замечательную способность справляться со сложными задачами и умело выполнять свои обязанности.
На начальном этапе педагогического эксперимента, используя методику М.И. Юсупова, мы оценили базовый уровень эмпатии, определяемый как способность опосредованно переживать чувства других людей и выражать эмоциональную отзывчивость их ситуациям. Исследования доказали, что эмпатия повышает качество межличностных отношений и способствует социально ответственному поведению.
По результатам проведенного анкетирования нам удалось выявить, что у двух студентов из группы наблюдается чрезмерно высокий уровень эм-патийности (они набрали 87 и 90 баллов), сопереживание имеет болезненный характер. Люди с высоким уровнем эмпатии обычно чутко реагирует на настроение собеседника, плохочувствуетсебя-вприсутствии «тяжелых» людей, при этом, часто испытываютчувство вины, опасаясь причинитьлю-дям какую-то неприятность. Такие студенты в условиях водного похода нуждаются в постоянной связи с родными и близкими, Они очень ранимы и часто держаться вне группы.
Высокая эмпатийность наблюдалась только у 10% опрошенных студентов. Данные студенты способны повести за собой группы, быть капитаном команды, но при этомлегко выходятизравно-весия и нуждаются в постоянной поддержке преподавателя. Оптимальный уровень - 40%, набрав от 37до 62баллов Низкий уровень - у 30% опрошенных студентов. У 15% опрошенных эти проявления личности не развиты, они держатся особняком, испытывают сложности в общении с однокурсниками, не находят взаимопонимания и поддержки.
Важно подчеркнуть дух товарищества и уважение к природе, которые возможно воспитать у обучающихся даже во время самых коротких походов. Участники открывают для себя чудеса природного мира, расширяя свой взгляд на окружающую сре-
ду во время этих путешествий. Путешествия предоставляют бесценную возможность познакомиться с ландшафтом нашей планеты, знакомя студентов с множеством природных тайн и красот.
Более того, участие в таких походах дает студентам необходимые навыки для самостоятельности. Каждый участник похода несет ответственность за поддержание жизнеспособности группы на протяжении всего путешествия. Это включает в себя ориентирование на местности, преодоление трудностей, разбивку кемпингов, приготовление пищи, починку снаряжения и одежды, а также составление плана путешествия. В ходе этого процесса участники не только справляются с основными хозяйственными задачами, но и развивают способность сотрудничать, устанавливать распорядок дня, прививать самодисциплину и синхронизировать свои усилия с коллегами. Путешествуя, они также развивают такие качества, как целеустремленность, спортивное рвение и дух состязания.
Участие в туристических мероприятиях способствует развитию качеств, которые необходимы современному обществу. Развиваются такие качества, как храбрость, решительность, терпение, трудолюбие и активный образ мышления. Туризм выделяется как ключевой социальный институт, формирующий всесторонне развитых, сознательных и инициативных личностей.
Проблемы, связанные с преодолением природных трудностей и препятствий, играют важную роль в формировании навыков выживания, которые включают следующее:
- адекватное реагирование на опасные для жизни ситуации;
- принятие быстрых решений и действия в соответствии с ними;
- поддержание усилий и интенсивности работы с помощью силы воли;
- неуклонное достижение целей.
Особенно важно понимать, что участие в таких походах в первую очередь отражает приверженность коллективным интересам, сдерживание личных желаний, которые могут вступать в противоречие с общественными нормами.
На протяжении всей экспедиции крайне важно поддерживать решимость студентов. Это влечет за собой постепенное повышение сложности тренировочных упражнений, задействование быстрой волевой реакции в соревнованиях по технике туризма, укрепление уверенности в выполнении заданий и акцент на мероприятиях, которые развивают выносливость, способность противостоять непредвиденным трудностям и ориентироваться в сложных случаях.
Поведение лидера в значительной степени влияет на благополучие группы в плане психологического климата. На маршруте указания лидера являются абсолютными для участников, а эффективность и пунктуальность этих команд обеспечивают успешность похода. Лидер должен вызывать уважение, быть готовым прийти на помощь в лю-
бой кризисной ситуации и обладать эмоциональной стойкостью, решительностью и последовательностью.
Во время похода непрямое взаимодействие между педагогом и студентом играет важную роль в воспитании толерантности. Роль педагога должна заключаться в создании среды, способствующей формированию толерантной личности, что, в свою очередь, стимулирует личностный рост каждого отдельного студента.
В содержание туристкой подготовки включен цикл из семи занятий.
Использование различных организационных форм позволяло поддерживатьпостоянный интерес у участников похода.
Занятия проводились в вечернее время, во время отдыха и были организованы вокруг костра, особое внимание былоуделеностудентам, показавшимнизкийуровеньтолерантности, входе-диагностическогообследования. В данных условиях педагогу необходимо аккуратно регулировать межличностные отношения, их общение, совместные действия - подсказывая и направляя. Важно обеспечить психологическую защищенность и поддержку тех, кого не принимает группа, воспитывая уважение всех людей независимо от их материального благосостояния. Особенно это актуально в условиях многонационального коллектива, плохое знание русского языка часто приводит к избирательности в общении, национальной изолированности групп.
Создание комплекса игр-упражнений для студентов, направленного на формирование толерантности, представляется актуальным видом деятельности преподавателя во время проведения водного туристского похода. Эта инициатива охватывает несколько образовательных целей, которые включают:
- повышение способности индивидов к чуткому пониманию в контексте личных и коллективных отношений;
- содействие росту самоуважения наряду с признанием врожденной ценности других людей;
- совершенствование коммуникативных способностей, которые служат укреплению связей в обществе;
- углубление знаний о межкультурной динамике и толерантном отношении среди представителей различных этнических групп. Методологические инструменты, используемые
в рамках этой образовательной программы, включают коммуникативные игры, основанные на общении, структурированные образовательные мероприятия и практику ролевого моделирования. Эти инструменты играют решающую роль в достижении целей и задач тренинговой программы и обогащении общего опыта обучения. Для их решения ежедневно, в течение всего водного похода проводились тематические игры-упражнения-тренинги такие как:
- «Найди свою пару».
- «Сигнал».
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
- «Пересядьте те, кто».
- «Круг доверия».
- «Пять добрых слов».
- «Мои лучшие качества и достижения».
- «Мои лучшие качества».
- «Мои достижения».
- «Моя индивидуальность».
По завершении работы мы применили те же диагностические инструменты, которые применялись в начале исследования. Учитывая первоначально установленные качественные показатели вышеуказанных уровней, эти инструменты были использованы еще раз в конце исследования для оценки прогресса.
При проведении педагогического исследования мы использовали эмпирический метод. Диагностические методики были следующими:
- Тест «Насколько вы толерантны?» (разработан О.И. Тушкановой), направленный на определение уровня толерантности по отношению к сверстникам в контексте общения или сотрудничества.
- Анкета для оценки уровня принятия других людей с использованием шкалы Фейя, была проведена с целью определения уровня толерантности учащихся.
Исследование развития толерантности среди студентов по диагностике О.И. Тушкановой дало следующие выводы:
- Незначительная доля, составляющая 13%, продемонстрировала низкий уровень толерантности, отражающий недостаток позитивной оценки своей этнической идентичности и сравнительно негативное отношение к другим этническим группам, следовательно, демонстрируя усилия по повышению статуса своей собственной группы.
- Средний уровень толерантности наблюдался у 69,6% опрошенных лиц.
- Высокий коэффициент толерантности был обнаружен у 17,4% участников исследования, что указывает на то, что эта подгруппа обладает отчетливыми чертами толерантности в их личности.
При тщательном изучении данных, полученных в ходе исследования, стало очевидно, что средний уровень толерантности повсеместно характеризует студентов - участников водного похода.
Опросник, основанный на шкале Фейя, показал, что всего 4,4% участников группы отметили низкое принятие других, набрав от 0 до 30 баллов. Около трети, или 30,4% студентов, попали в группу среднего уровня принятие других с тенденцией к низкому, набрав 30-45 баллов. У большинства, 52,2%, средний уровень приемлемости склонялся к высокому, с оценками в пределах 45-60 баллов. Примечательно, что 13% молодых людей достигли высокого уровня принятия других, набрав 60 баллов или выше.
Из этих результатов видно, что преобладающей тенденцией в группе является средний или высокий уровень принятия других, что характери-
зует студентов Высшей школы физической культуры и безопасности жизнедеятельности успешность Тем не менее, остаточная доля нетерпимости оправдывает сохраняющуюся потребность в целенаправленных социально-педагогических и психолого-педагогических инициативах высших учебных заведений по воспитанию толерантности среди молодежи.
Следовательно, диагностика толерантности учащихся проясняет определенные аспекты, которые следует учитывать при воспитании толерантного поведения. К ним относятся усилия по привитию толерантности которые должны быть устойчивыми, методически структурированными и повсеместными на протяжении всего образовательного пути. При разработке подходов к воспитанию толерантности следует учитывать уникальные индивидуальные, возрастные и гендерные особенности молодежи. Кроме того, учащиеся, проявляющие нетерпимость, требуют индивидуального внимания и вмешательства.
В наше время целью образования должно быть не только формирование у учащихся широкого мировоззрения, но и содействие росту их моральных ориентиров, что имеет глубокие последствия для будущего нации и общества.
Литература
1. Комогоров, П.Ф. Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов вуза: Автореф.дисс. канд. пед. наук / П.Ф. Комогоров. Курган, 2000.
2. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.
3. ШевхужевА.Ф., Арова О.З. Формирование культуры межнациональных отношений в студенческой среде // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education. ru/ru/article/view?id=11795 (дата обращения: 10.06.2022).
4. Гаршин Н.А. Деформация толерантности в условиях «общества риска»: дис. ... канд. филос. наук. Воронеж, 2021. 183 с
5. Хохлова О.Н. Формирование толерантности в молодежной среде. Культура межетническо-го взаимодействия / О.Н. Хохлова, Д.В. Гри-зовская. - Тверь: Тверской государственный университет, 2015. - 121 с.
PEDAGOGICAL POTENTIAL OF SPORTS TOURISM IN THE PROCESS OF EDUCATION OF TOLERANCE AMONG STUDENTS
Tuboltseva A.D., Zayarnaya N.I., Klimenko V.A Malinovsky S.K.
Pacific State University, Far Eastern State University of Railways, Khabarovsk Institute of Info Communications (branch) FSOBU HE SibBGUTI
The relevance of the problem lies in the importance of fostering tolerance among schoolchildren, which is reflected in the National Doctrine of Education, which emphasizes that our education system should educate young people to understand national and religious diversity along with respect for the customs and cultures of
various ethnic groups. The education of tolerance among university students is now becoming a public task and a top priority for higher education institutions.
The solution to the problem of fostering tolerance is especially important in modern Russia with its diverse ethnic population and many religious beliefs. This importance is reinforced by the current historical moment, which is marked by shocks affecting key public institutions. Among young people, especially during adolescence, negative behaviors such as hostility, bitterness, aggressiveness and resistance to the uniqueness of others are becoming more common. This creates acute problems. In this regard, we attempted to study key aspects of tolerance education using the pedagogical potential of sports and recreation tourism.
Keywords: education, tolerance, student environment, research, personality, experiment, survey, formation, tourist training, sports and health tourism, group.
References
1. Komogorov, P.F. Formation of tolerance in interpersonal relations of university students: Autoref.diss. cand. ped. Scienc-es/P.F. Komogorov. Mound, 2000.
2. Workshop on age psychology: textbook/Ed. L.A. Golovey, E.F. Rybalko. - SPb.
3. Shevkhuzhev A.F., Arova O.Z. Formation of culture of intereth-nic relations in the student community//Modern problems of science and education. 2014. № 1. [Electronic resource]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11795 (accessed date: 10.06.2022).
4. Garshin N.A. Deformation of tolerance in the conditions of a "risk society": dis... cand. filos. sciences. Voronezh, 2021. 183 s
5. Khokhlova O.N. Formation of tolerance in the youth environment. Culture of Interethnic Interaction/ON Khokhlova, D.V. Gri-zovskaya. - Tver: Tver State University, 2015. - 121 s.