Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
семья / нравственная устойчивость личности / трансформирующийся мир / педагогический потенциал / нравственное воспитание / модель реализации / family / moral stability of personality / transforming world / pedagogical potential / moral education / implementation model

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Р А. Алиханова

В статье рассматривается значимость семьи как ключевого института воспитания и формирования нравственной устойчивости личности в условиях стремительно изменяющегося современного мира. Исследуются основные компоненты педагогического потенциала семьи и их влияние на развитие нравственных качеств у детей. Автор анализирует роль родителей и других членов семьи в передаче нравственных ценностей и принципов, а также в формировании устойчивых моральных установок. Раскрывается сущность и структура понятия «нравственная устойчивость личности», выявляются ключевые факторы, влияющие на ее становление. Особое внимание уделяется роли семьи как института социализации в процессе нравственного воспитания, так как именно в семейном кругу закладываются основные моральные ценности и нормы поведения, которые определяют дальнейшее развитие личности. Представлена модель реализации педагогического потенциала семьи, включающая целевой, содержательный, организационно-деятельностный, рефлексивно-оценочный и результативный компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF THE FAMILY IN FORMING MORAL STABILITY OF PERSONALITY IN A TRANSFORMING WORLD

The article discusses the importance of the family as a key institution of education and the formation of moral stability of the individual in the rapidly changing modern world. The main components of the pedagogical potential of the family and their influence on the development of moral qualities in children are investigated. The author analyzes the role of parents and other family members in the transmission of moral values and principles, as well as in the formation of stable moral attitudes. The essence and structure of the concept of “moral stability of an individual” are revealed, the key factors influencing its formation are revealed. Particular attention is paid to the role of the family as an institution of socialization in the process of moral education, since it is in the family circle that the basic moral values and norms of behavior are laid, which determine the further development of the personality. A model for the realization of the pedagogical potential of the family is presented, including targeted, content, organizational-activity, reflexive-evaluative and effective components.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ»

ность учебных помещений), информационное и информационно-техническое оснащение, открытость и доступность образовательной организации (в том числе полнота информации на сайте, оперативность и адекватность обратной связи), система управления образовательной организацией. Приведенные показатели системно оцениваются с применением формализованных и неформализованных

Библиографический список

процедур всеми участниками образовательных отношений, к которым относится общество, государство, учредитель образовательной организации, потенциальный работодатель выпускников, сама образовательная организация в лице её работников, получаемая в результате агрегирования показателей оценка может комплексно характеризовать качество работы образовательной организации.

1. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г № 474. Available at: https://base.garant. ru/74404210/

2. Совещание по развитию системы среднего профобразования. Екатеринбург 06.03.2018 года. Президент России: официальный сайт. Available at: http://www.kremlin.ru/ events/president/transcripts/56992

3. Аристотель (384-322 до н. э.). Категории: c приложением «Введения» Порфирия к «Категориям» Аристотеля. Перевод с древнегреческого А.В. Кубицкого. Москва: URSS, 2016. Available at: https://www.livelib.ru/book/1001465621-aristotel-kategorii-aristotel

4. Кант И. Сочинения: в 6 т. Москва: Мысль, 1964.

5. Гегель ГВ.Ф. Наука логики. Москва: Мысль, 1998.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: в 30 т. Москва: Госполитиздат, 1954; Т. 20: 20-21, 133-146.

7. Embedding Quality Culture in Higher Education: a selection of Papers from the 1st European Forum for Quality Assurance (EQAF 2006). European University Association, 2007. Available at: http://www.ehea.info/media.ehea.info/file/European_Qualit

8. Examining Quality Culture (EQC): Part 1 - Quality Assurance Processes in Higher Education Institutions. - European University Association. 2010. Available at: https://eua.eu/ resources/publications/406:examining-quality-culturey_Assurance_Forum_2006/71/3/EUA_QA_Forum_publication_582713.pdf

9. Субетто А.И. Теория качества жизни: монография. Санкт-Петербург: Астерион, 2017.

10. Астратова Г.В., Синякова М.Г., Захарова Е.Н., Коржавина Н.П. Субъективные факторы оценки качества жизни на индивидуальном уровне. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2018; № 3 (225): 18-27.

11. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

12. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Факторович А.А. Профессиональные стандарты: от разработки к применению. Высшее образование в России. 2015; № 4: 5-14.

13. Об утверждении аккредитационных показателей, методики расчета и применения аккредитационных показателей по образовательным программам СПО. Приказ Минпросвещения России от 14.04.2023 № 272. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406806020/

References

1. O nacional'nyh celyah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda. Ukaz Prezidenta RF ot 21 iyulya 2020 g. № 474. Available at: https://base.garant.ru/74404210/

2. Soveschanie po razvitiyu sistemy srednego profobrazovaniya. Ekaterinburg 06.03.2018 goda. Prezident Rossii: oficial'nyj sajt. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/ transcripts/56992

3. Aristotel' (384-322 do n. 'e.). Kategorii: c prilozheniem «Vvedeniya» Porfiriya k «Kategoriyam» Aristotelya. Perevod s drevnegrecheskogo A.V. Kubickogo. Moskva: URSS, 2016. Available at: https://www.livelib.ru/book/1001465621-aristotel-kategorii-aristotel

4. Kant I. Sochineniya: v 6 t. Moskva: Mysl', 1964.

5. Gegel' G.V.F. Nauka logiki. Moskva: Mysl', 1998.

6. Marks K., 'Engel's F. Sochineniya: v 30 t. Moskva: Gospolitizdat, 1954; T. 20: 20-21, 133-146.

7. Embedding Quality Culture in Higher Education: a selection of Papers from the 1st European Forum for Quality Assurance (EQAF 2006). European University Association, 2007. Available at: http://www.ehea.info/media.ehea.info/file/European_Qualit

8. Examining Quality Culture (EQC): Part 1 - Quality Assurance Processes in Higher Education Institutions. - European University Association. 2010. Available at: https://eua.eu/ resources/publications/406:examining-quality-culturey_Assurance_Forum_2006/71/3/EUA_QA_Forum_publication_582713.pdf

9. Subetto A.I. Teoriya kachestva zhizni: monografiya. Sankt-Peterburg: Asterion, 2017.

10. Astratova G.V., Sinyakova M.G., Zaharova E.N., Korzhavina N.P. Sub'ektivnye faktory ocenki kachestva zhizni na individual'nom urovne. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 5: 'Ekonomika. 2018; № 3 (225): 18-27.

11. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

12. Blinov V.I., Esenina E.Yu., Faktorovich A.A. Professional'nye standarty: ot razrabotki k primeneniyu. Vyssheeobrazovanie v Rossii. 2015; № 4: 5-14.

13. Ob utverzhdenii akkreditacionnyh pokazatelej, metodiki rascheta i primeneniya akkreditacionnyh pokazatelej po obrazovatel'nym programmam SPO. Prikaz Minprosvescheniya Rossii ot 14.04.2023 № 272. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406806020/

Статья поступила в редакцию 22.05.24

УДК 37.034

Alikhanova R.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: arovzat@mail.ru

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF THE FAMILY IN FORMING MORAL STABILITY OF PERSONALITY IN A TRANSFORMING WORLD. The article discusses the importance of the family as a key institution of education and the formation of moral stability of the individual in the rapidly changing modern world. The main components of the pedagogical potential of the family and their influence on the development of moral qualities in children are investigated. The author analyzes the role of parents and other family members in the transmission of moral values and principles, as well as in the formation of stable moral attitudes. The essence and structure of the concept of "moral stability of an individual" are revealed, the key factors influencing its formation are revealed. Particular attention is paid to the role of the family as an institution of socialization in the process of moral education, since it is in the family circle that the basic moral values and norms of behavior are laid, which determine the further development of the personality. A model for the realization of the pedagogical potential of the family is presented, including targeted, content, organizational-activity, reflexive-evaluative and effective components.

Key words: family, moral stability of personality, transforming world, pedagogical potential, moral education, implementation model

Р.А. Алиханоеа. канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: arovzat@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ

В статье рассматривается значимость семьи как ключевого института воспитания и формирования нравственной устойчивости личности в условиях стремительно изменяющегося современного мира. Исследуются основные компоненты педагогического потенциала семьи и их влияние на развитие нравственных качеств у детей. Автор анализирует роль родителей и других членов семьи в передаче нравственных ценностей и принципов, а также в формировании устойчивых моральных установок. Раскрывается сущность и структура понятия «нравственная устойчивость личности», выявляются ключевые факторы, влияющие на ее становление. Особое внимание уделяется роли семьи как института социализации в процессе нравственного воспитания, так как именно в семейном кругу закладываются основные моральные ценности и нормы поведения, которые определяют дальнейшее развитие личности. Представлена модель реализации педагогического потенциала семьи, включающая целевой, содержательный, организационно-деятельностный, рефлексивно-оценочный и результативный компоненты.

Ключевые слова: семья, нравственная устойчивость личности, трансформирующийся мир, педагогический потенциал, нравственное воспитание, модель реализации

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современный мир характеризуется сложной и динамичной трансформацией социальных, культурных и экономических условий, которые оказывают значительное влияние на становление личности. В этих условиях возрастает роль семьи как основного института социализации, обеспечивающего формирование нравственной устойчивости личности. Актуальность темы обусловлена необходимостью изучения педагогического потенциала семьи в процессе нравственного воспитания подрастающего поколения, способного противостоять негативным факторам трансформирующегося общества.

Актуальность проблемы нравственного воспитания определяется той важной ролью, которую оно играет в организации процесса морально-духовного становления ребенка на общечеловеческих ценностях в условиях семьи. В России исторически сложилась собственная система воспитания, в которой максимально выражены национальные черты и самобытность народа. В целом нравственное воспитание детей осуществляется в процессе семейно-общественного и школьного воспитания.

В контексте современных политических изменений, социально-экономического кризиса в стране и мире проблема духовно-нравственного воспитания становится очень важной. Рост преступности, наркомании, негативного влияния на молодежь средств массовой информации, а также низкий уровень культуры приводят к утрате обществом нравственных ценностей, его духовной деградации. Отметим, что из-за общественно-экономического кризиса происходит обесценивание института семьи: растет количество разводов, отдается предпочтение гражданскому браку нивелируются такие семейные ценности, как любовь, уважение, взаимопонимание, супружеская верность, авторитет родителей, преемственность поколений. Первостепенными становятся проблемы материального характера, родители очень мало времени и сил уделяют самообразованию, повышению собственной психолого-педагогической грамотности, духовному развитию личности [1-7].

Современное общество характеризуется стремительными изменениями, затрагивающими все сферы жизни человека. Трансформация социальных, экономических и культурных условий оказывает значительное влияние на становление личности, предъявляя новые требования к ее нравственному развитию и устойчивости. В этих условиях возрастает роль семьи как основного института социализации, отвечающего за формирование базовых нравственных ориентиров и ценностей личности. Изучение педагогического потенциала семьи в процессе нравственного воспитания подрастающего поколения становится ключевой задачей современной педагогической науки.

Цель статьи - определение и обоснование педагогического потенциала семьи в формировании нравственной устойчивости личности в условиях трансформирующегося мира.

Задачи:

1. Раскрыть сущность и структуру понятия «нравственная устойчивость личности» в контексте трансформирующегося мира.

2. Выявить ключевые факторы, влияющие на процесс формирования нравственной устойчивости личности в современных условиях.

3. Охарактеризовать педагогический потенциал семьи как института социализации в процессе нравственного воспитания личности.

4. Разработать модель реализации педагогического потенциала семьи в формировании нравственной устойчивости личности.

5. Экспериментально проверить эффективность разработанной модели и дать практические рекомендации по ее использованию.

Научная новизна исследования заключается в:

- уточнении сущности и структуры понятия «нравственная устойчивость личности» в условиях трансформирующегося мира;

- выявлении ключевых факторов, влияющих на процесс формирования нравственной устойчивости личности в современных условиях;

- комплексном исследовании педагогического потенциала семьи как института социализации в процессе нравственного воспитания личности;

- разработке и экспериментальной проверке модели реализации педагогического потенциала семьи в формировании нравственной устойчивости личности.

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении и углублении научных представлений о сущности и структуре нравственной устойчивости личности, факторах, влияющих на ее формирование в условиях трансформирующегося мира, а также в обосновании педагогического потенциала семьи как института социализации в процессе нравственного воспитания личности.

Практическая значимость исследования состоит в анализе реализации педагогического потенциала семьи в формировании нравственной устойчивости личности, который может быть использован в практике семейного воспитания, а также в системе повышения квалификации педагогических работников.

Понятие «нравственная устойчивость личности» отражает способность человека сохранять свои нравственные убеждения, принципы и ценности в условиях изменяющейся социальной реальности. Нравственная устойчивость выступает важным личностным качеством, обеспечивающим внутреннюю целостность и гармонию, а также адекватное реагирование на вызовы трансформирующегося мира.

Структура нравственной устойчивости личности включает в себя следующие компоненты:

1. Когнитивный компонент, предполагающий наличие системы нравственных знаний, представлений и убеждений, которые определяют морально-этические установки человека.

2. Эмоционально-ценностный компонент, отражающий способность личности эмоционально переживать и оценивать моральные нормы и принципы, а также формировать устойчивую иерархию нравственных ценностей.

3. Поведенческий компонент, заключающийся в способности личности реализовывать свои нравственные убеждения в практической деятельности и поведении [4, с. 128].

Формирование нравственной устойчивости личности в условиях трансформирующегося мира обусловлено рядом взаимосвязанных факторов:

1. Социокультурные факторы, включающие в себя доминирующие в обществе нормы, ценности, традиции и тенденции культурного развития, которые оказывают определяющее влияние на процесс нравственного становления личности.

2. Институциональные факторы, связанные с деятельностью основных социальных институтов (семья, образование, религия, государство), обеспечивающих трансляцию и интериоризацию нравственных ценностей.

3. Индивидуально-психологические факторы, отражающие особенности когнитивного, эмоционального и волевого развития личности, а также ее ценностно-смысловые ориентации.

4. Средовые факторы, включающие в себя влияние микросреды (семья, референтные группы) и макросреды (информационное пространство, социальные сети) на процесс нравственного становления личности [2, с. 38].

Семья является важнейшим институтом социализации личности, обеспечивающим первичное усвоение нравственных норм, ценностей и моделей поведения. Педагогический потенциал семьи в формировании нравственной устойчивости личности включает следующие компоненты:

1. Ценностно-мировоззренческий компонент, предполагающий трансляцию родителями базовых нравственных ценностей, убеждений и установок, которые становятся основой для формирования устойчивой системы моральных ориентиров личности.

2. Эмоционально-коммуникативный компонент, связанный с созданием в семье благоприятной эмоциональной атмосферы, основанной на любви, доверии и взаимопонимании, что способствует развитию эмоционально-ценностного отношения ребенка к моральным нормам.

3. Деятельностно-практический компонент, заключающийся в вовлечении ребенка в совместную с родителями деятельность, направленную на реализацию нравственных принципов и норм поведения в различных жизненных ситуациях.

4. Рефлексивно-оценочный компонент, предполагающий формирование у ребенка способности к осмыслению и оценке своих поступков с точки зрения нравственных критериев, что обеспечивает становление его нравственной саморегуляции [6, с. 214].

Ведущая роль семьи в воспитании подрастающего поколения определена в государственных нормативных документах. Циткилов П.Я. определяет, что воспитательная функция семьи заключается в осуществлении в современных условиях первичной социализации детей и их воспитании до социальной зрелости [7, с. 96]. Внимание сосредоточено на том, что в первую очередь семья обеспечивает духовное и нравственное развитие личности ребенка, приучает к труду и воспитывает отношение к нему как к основному источнику изобилия и благополучия человека, формирует мировоззрение и характер гражданина страны.

По мнению Нишанбаевой М.А., обязательным для каждого человека является привитие ребенку с детства трудолюбия, любви к родному языку и культуре нашего народа, уважительное отношение к отцу и матери, земле, хлебу, природе, сохранение чести семьи, заботы о младших, больных, увечных, престарелых, обездоленных [3, с. 38]. Как известно, многие древние семейно-бытовые обычаи и традиции имеют исконное морально-этическое значение. В этнографической литературе находим информацию о раннем привлечении детей к труду и распределении его относительно пола и возрастных категорий. У нового поколения формировались соответствующие моральные качества, в частности уважение к труду и его результатам. Рост материального благосостояния и развитие бытовой техники уменьшили значение объектов посильного детского труда, как следствие - угасание семейно-бытовых традиций с тенденцией к снижению детского трудолюбия.

Поэтому можем убедительно утверждать, что результат формирования нравственной воспитанности личности напрямую зависит от культурного уровня семьи, воспитательной позиции, которой придерживаются родители, общей атмосферы, царящей в доме. Ведь семья для ребенка становится той средой, где он получает первые знания об окружающем мире, моральные нормы, отношения между людьми, где вырабатываются первые навыки и привычки, закладываются основы характера и культуры поведения. Ценностные ориентации, формируемые в семейном кругу, становятся основой детского мировоззрения, нравственных ориентиров и жизненной позиции.

Проблема сотрудничества семьи и учреждений образования в воспитании детей занимает важное место в педагогическом наследии В. Сухомлинского. Выдающийся педагог разработал и воплотил на практике такие формы семей-но-школьного воспитания, как «школа радости», в которой педагоги вместе с

родителями в течение года занимались подготовкой детей к школе, «педагогическая школа» для родителей, занятия в которой направлены на их ознакомление с основами воспитания подрастающего поколения, и «психологические семинары для учителей», которые обеспечивали подготовку педагогов к воспитательной работе с учащимися. Ученый подчеркивал особую роль школы в формировании нравственной воспитанности школьников [5, с. 18].

Одним из важных условий воспитания морально-нравственных качеств детей в семье является празднование семейных торжеств и национальных праздников. Праздничные традиции объединения всей семьи за столом приучают ребенка к важности и необходимости чествования старших, предоставляют ему возможность почувствовать защищенность и чувство благодарности. Общепринятым являются поздравления по случаю государственного или религиозного праздника, своих друзей, родственников или добрых знакомых.

Каждая семья неповторима. Она формирует присущий лишь ей стиль и характер взаимоотношений. Если они приобретают черты стабильности, то превращаются в привычные и традиционные. Способность радоваться успехам и сопереживать эмоциям каждого члена семьи, оказывать моральную и практическую помощь в случае необходимости является неотъемлемым элементом семейного воспитания, результат которого - высокая нравственная культура личности.

Воспитание детей, отмечает Гришина С.В., требует от родителей больших моральных и физических усилий, приводящих как к гармоничному развитию детей, так и к самоопределению и утверждению человеческого достоинства родителей. Самой сложной и благородной работой, которой должны овладеть взрослые, по мнению выдающегося педагога, является «созидание человека» [1, с. 59].

Народы Северного Кавказа, несмотря на схожую природную среду и историческое развитие, имеют различия в национальном характере, обычаях и традициях. Чеченцы являются наследниками уникальной цивилизации, создавшей на юге Кавказа духовные центры. Современное чеченское семейное воспитание сохраняет многовековые традиции и ценности. Оно характеризуется:

- прививанием детям духовно-нравственных качеств: уважительного отношения к людям, родителям и старшим, гостеприимства, скромности, честности, чести;

- использованием труда как важного средства воспитания;

- опорой на народные традиции и обряды;

- влиянием чеченского этикета и фольклора.

Чеченская семья обладает рядом факторов, способствующих формированию нравственных и трудовых качеств:

- совместное проживание нескольких поколений;

- почитание старших;

- крепкие родственные связи;

- участие старших в передаче духовных ценностей;

- индивидуальный подход к детям;

- раннее включение детей в труд и общение с взрослыми;

- воспитание уважения к истории рода.

Утрата этих национальных семейных, нравственных и трудовых ценностей приводит к деформации социально-нравственных ориентиров современных чеченских семей. Многовековой опыт доказывает, что социально-педагогическая модель чеченца предполагает всестороннее физическое, трудовое, нравственное и эстетическое воспитание, в центре которого стоит воспитание семьянина -продолжателя рода.

Модель реализации педагогического потенциала семьи в формировании нравственной устойчивости личности включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты:

1. Целевой компонент, отражающий цели и задачи нравственного воспитания личности в семье.

2. Содержательный компонент, определяющий систему нравственных знаний, умений, ценностей и моделей поведения, которые должны быть сформированы у ребенка.

3. Организационно-деятельностный компонент, предполагающий реализацию различных форм, методов и приемов нравственного воспитания в семье.

4. Рефлексивно-оценочный компонент, включающий в себя механизмы диагностики, контроля и самооценки эффективности процесса формирования нравственной устойчивости личности.

5. Результативный компонент, отражающий сформированность когнитивного, эмоционально-ценностного и поведенческого компонентов нравственной устойчивости личности.

Для реализации данной модели можно предложить следующие шаги:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Целевой компонент:

- определить цели и задачи нравственного воспитания личности в семье, ориентированные на формирование нравственной устойчивости;

- сформулировать конкретные и измеримые цели, связанные с развитием когнитивного, эмоционально-ценностного и поведенческого аспектов нравственности;

- согласовать цели и задачи нравственного воспитания с общими воспитательными целями семьи.

2. Содержательный компонент:

- определить систему нравственных знаний, умений, ценностей и моделей поведения, которые необходимо сформировать у ребенка;

- разработать содержание нравственного воспитания, включающее изучение этических норм, нравственных принципов, примеров нравственного поведения;

- обеспечить соответствие содержания нравственного воспитания возрастным и индивидуальным особенностям ребенка;

3. Организационно-деятельностный компонент:

- спланировать и реализовать различные формы нравственного воспитания в семье (беседы, обсуждения, совместная деятельность, игры, чтение художественной литературы и т. д.);

- подобрать и использовать методы и приемы нравственного воспитания, способствующие формированию нравственной устойчивости (пример родителей, поощрение, убеждение, упражнение, создание ситуаций для проявления нравственных качеств и т. д.);

- обеспечить активное вовлечение ребенка в процесс нравственного воспитания, создать условия для его самостоятельной нравственной деятельности.

4. Рефлексивно-оценочный компонент:

- разработать систему диагностики уровня сформированности нравственной устойчивости личности ребенка (когнитивного, эмоционально-ценностного и поведенческого компонентов);

- организовать регулярный контроль и самооценку эффективности процесса нравственного воспитания в семье;

- использовать результаты диагностики для корректировки целей, содержания, форм и методов нравственного воспитания.

5. Результативный компонент:

- отслеживать динамику развития нравственной устойчивости личности ребенка, включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий аспекты;

- определить критерии и показатели сформированности нравственной устойчивости личности;

- анализировать достижение поставленных целей и задач нравственного воспитания в семье.

Реализация данной модели предполагает активное взаимодействие и сотрудничество родителей, а также, при необходимости, привлечение педагогов, психологов и других специалистов для обеспечения эффективного процесса формирования нравственной устойчивости личности ребенка.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о высоком педагогическом потенциале семьи в формировании нравственной устойчивости личности в условиях трансформирующегося мира. Семья, выступая в качестве основного института социализации, обладает широкими возможностями для трансляции нравственных ценностей, развития эмоционально-ценностного отношения к ним, а также вовлечения ребенка в практическую деятельность, способствующую становлению его нравственной саморегуляции. Модель реализации педагогического потенциала семьи в формировании нравственной устойчивости личности может быть эффективно использована в практике семейного воспитания, а также в системе повышения квалификации педагогических работников, занимающихся проблемами нравственного развития подрастающего поколения. Дальнейшее изучение данной проблематики может быть связано с расширением круга социокультурных, институциональных и индивидуально-психологических факторов, влияющих на формирование нравственной устойчивости личности в современных условиях.

Характерной чертой семейного воспитания является влияние разных поколений на личность ребенка, что способствует обогащению его разнообразными знаниями, жизненным опытом, убеждениями, идеалами, ценностными ориента-циями, критериями оценки жизненных явлений.

По нашему мнению, формирование у детей ценностное отношение к миру, другим людям, к лучшему в себе имеет воспитательные традиции ислама, которые несут глубокие нравственные идеи, находят свое отражение в укладе жизни и семьи.

1. Очеретько Е.А., Лаврищева О.А. Проблемы правового регулирования нравственно-этического воспитания молодежи как вектор трансформации семейных ценностей. Государственная служба и кадры. 2021; № 4: 128-130.

2. Мустафаева Т.И. Нравственно-ценностные аспекты семьи и семейного воспитания. Студенческий. 2022; № 19-5 (189): 38-40.

3. Тарабукина Е.А., Прокопьева М.М. Роль семейных традиций в воспитании духовно-нравственных качеств подрастающего поколения. Современное образование: традиции и инновации. 2020; № 3: 214-216.

4. Циткилов П.Я. Духовно-нравственные основы и перспективы развития современной российской семьи. Ростов-на-Дону - Таганрог, 2022.

5. Нишанбаева М.А. Семейное воспитание и нравственные особенности. Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А. Мырсабекова. 2022; № 1-1 (19): 38-42.

6. Переселкова З.Ю., Закирова Т.В. Семейное воспитание как процесс трансляции идеалов и ценностей культуры. Социодинамика. 2023; № 9: 18-32.

7. Гришина С.В. Социальное партнерство семьи и школы в нравственном развитии личности. Образование и воспитание. 2020; № 2 (28): 59-63.

References

1. Ocheret'ko E.A., Lavrischeva O.A. Problemy pravovogo regulirovaniya nravstvenno-'eticheskogo vospitaniya molodezhi kak vektor transformacii semejnyh cennostej. Gosudarstvennaya sluzhba i kadry. 2021; № 4: 128-130.

2. Mustafaeva T.I. Nravstvenno-cennostnye aspekty sem'i i semejnogo vospitaniya. Studencheskij. 2022; № 19-5 (189): 38-40.

3. Tarabukina E.A., Prokop'eva M.M. Rol' semejnyh tradicij v vospitanii duhovno-nravstvennyh kachestv podrastayuschego pokoleniya. Sovremennoe obrazovanie: tradicii i innovacii. 2020; № 3: 214-216.

4. Citkilov P.Ya. Duhovno-nravstvennye osnovy i perspektivy razvitiya sovremennoj rossijskoj sem'i. Rostov-na-Donu - Taganrog, 2022.

5. Nishanbaeva M.A. Semejnoe vospitanie i nravstvennye osobennosti. Vestnik Oshskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A. Myrsabekova. 2022; № 1-1 (19): 38-42.

6. Pereselkova Z.Yu., Zakirova T.V. Semejnoe vospitanie kak process translyacii idealov i cennostej kul'tury. Sociodinamika. 2023; № 9: 18-32.

7. Grishina S.V. Social'noe partnerstvo sem'i i shkoly v nravstvennom razvitii lichnosti. Obrazovanie i vospitanie. 2020; № 2 (28): 59-63.

Статья поступила в редакцию 08.06.24

УДК 378

Achmizova S.Ya., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of English Philology, Adygeya State University (Maykop, Russia),

E-mail: achmizova2012@mail.ru

THE POTENTIAL OF GAME TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF ENGLISH LANGUAGE LEARNING. The article describes the role of game technologies in the educational process of learning English at school. In the author's opinion, the teacher should choose effective teaching methods, corresponding to the set goals that will help to form motivation for learning English. In the modern world, teaching English in primary school is of special importance and is an integral part of the educational process. The inclusion of games in teaching English in primary school contributes to effective learning, development of key skills and increasing motivation. The use of game technology in teaching English in primary school has shown significant success in the development of students' oral language and skills. The author concludes that game technologies can be considered in the scientific, procedural and activity aspect, they have a certain structure (goals, objectives, content, methods (techniques, means), forms of training) and must meet a number of requirements. Games provide simultaneous development of the practical, cognitive and emotional spheres of a person.

Key words: use, game technologies, educational process, English language, teacher, student

С.Я. Ачмизова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», г. Майкоп, E-mail: achmizova2012@mail.ru

ПОТЕНЦИАЛ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В статье говорится о том, какую роль играют игровые технологии в учебно-воспитательном процессе при изучении английского языка, осуществляемом в школе. По мнению автора, педагогу следует выбирать эффективные методы обучения, соответствующие поставленным целям, которые помогут сформировать мотивацию для изучения английского языка. В современном мире преподавание английского языка в начальной школе приобретает особое значение и является неотъемлемой частью образовательного процесса. Включение игр в преподавание английского языка в начальной школе способствует эффективному обучению, развитию ключевых навыков и повышению мотивации. Применение игровых технологий в преподавании английского языка в начальной школе показало значительный успех в развитии устной речи и навыков учащихся. Автор делает вывод о том, что игровые технологии могут рассматриваться в научном, процессуальном и деятельностном аспектах, они имеют определенную структуру (цели, задачи, содержание, методы (приемы, средства), формы обучения) и должны соответствовать ряду требований. Игры обеспечивают одновременное развитие практической, познавательной и эмоциональной сфер личности человека.

Ключевые слова: использование, игровые технологии, образовательный процесс, английский язык, педагог, учащийся

Актуальность данного исследования определяется тем, что педагогу следует выбирать эффективные методы обучения, соответствующие поставленным целям, которые помогут сформировать мотивацию для изучения английского языка (далее - АЯ), а также обеспечивающие формирование элементов целенаправленного внимания, воображения и памяти, первых форм осознанного управления своим поведением, развивающие умственную активность и любознательность. Большинство ученых-исследователей рассматривают игру как самостоятельный предмет исследования. Ее также считают важным условием формирования культуры народа, способом общения, передачи опыта, воспитательно-познавательным инструментом.

Цель данной статьи заключается в выявлении потенциала игровых технологий в образовательном процессе по АЯ.

Основные задачи статьи можно определить следующим образом: рассмотреть роль игровых технологий в обучении иностранному языку; показать потенциал игровых технологий как важного инструмента в руках учителя АЯ.

Методы исследования при подготовке данной статьи включали в себя теоретические (анализ научной, педагогической и методической литературы) и практические аспекты (наблюдение за школьниками).

Научная новизна статьи определяется тем, что выявлен потенциал игровых технологий в обучении иностранному языку

Теоретическая значимость статьи заключается в том, что рассмотрены индивидуальный и личностно ориентированный подходы, позволяющие учителям учитывать это разнообразие и создавать уроки, отвечающие потребностям каждого ученика.

Практическая значимость заключается в выявлении потенциала и сопровождения целенаправленной работы по обучению школьников иностранному языку на основе игровых технологий.

Л.С. Выготский подчеркивал, что в школьном возрасте игра получает новое качество по сравнению с игрой дошкольника: большую степень абстрактности,

тесную связь игровых и речевых действий (от состояния «слово - часть вещи» младший школьник приходит к игровой и речевой свободе от ситуации с одновременной опорой на ситуацию). Еще одной важной особенностью игры является ее сложная эмоциональность (ребенок преодолевает конфликт между тем, какие действия должен производить в игре, и тем, какие действия он произвел бы в реальности; одновременно плачет, играя больного у врача, и радуется, получая удовольствие от процесса игры и т. д.) [1, с. 62].

В процессе игры школьники учатся взаимодействовать с окружающим миром и моделировать человеческие взаимоотношения [2, с. 41]. Игра способствует осуществлению познавательной деятельности человека. В частности, игровая форма познания может дать новые способы межличностного общения, помочь решить познавательные задачи. Роль игровых технологий велика и в обучении иностранному языку. Такой метод обучения, как игра, зарекомендовал себя уже на протяжении долгого времени в качестве интересного и продуктивного средства в учебном процессе. В современном мире преподавание АЯ в начальной школе приобретает особое значение и является неотъемлемой частью образовательного процесса.

Включение АЯ в программу начальной школы - это не только ответ на современные проблемы и потребности, но и ценное направление для личного и профессионального развития детей. Эта тенденция имеет важные последствия для системы и методов преподавания АЯ в начальной школе [3-9].

Активное использование интерактивных и технологических средств в преподавании АЯ в начальной школе - важная тенденция современной образовательной среды, обеспечивающая эффективное и интересное обучение, положительно влияющая на мотивацию и вовлеченность учащихся. С появлением интерактивных образовательных программ и приложений у учителей начальной школы появились мощные инструменты для создания увлекательных уроков. Эти программы предоставляют учащимся возможность взаимодействовать с материалом, решать задачи и играть в учебные игры, делая процесс обучения более

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.