Научная статья на тему 'Педагогический потенциал семьи: сущность и пути повышения'

Педагогический потенциал семьи: сущность и пути повышения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1134
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Разина Наталья Александровна

В статье проанализирована взаимосвязь школьного и семейного социумов. Представлены рациональные пути повышения педагогического потенциала семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The interaction of school and family social media are analyzed in the article. Some rational ways of increasing the pedagogical potential of the family are presented.

Текст научной работы на тему «Педагогический потенциал семьи: сущность и пути повышения»

Педагогические н ну ки

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕМЬИ: СУЩНОСТЬ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ

Н. А. Разина

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF THE FAMILY: SUBSTANCE AND WAYS OF INCREASING

Razina N. А.

The interaction of school and family social media are analyzed in the article. Some rational ways of increasing the pedagogical potential of the family are presented.

Key Words: the family, pedagogical potential of the family, psychological-pedagogical culture.

В статье проанализирована взаимосвязь школьного и семейного социумов. Представлены рациональные пути повы1шения педагогического потенциала семьи.

Нлючевы/е слова: семья, педагогический потенциал семьи, психолого-педагогическая культура.

УДК 371.313

Россия начинается с семьи. Именно семьи, объединившись, создают села и города. Нельзя не вспомнить слова М. И. Калинина: «Крепка семья - крепка держава!». Таким образом, все должно быть направлено на ее поддержание и развитие. Семейная парадигма основывается на постулате, что семья - это единственная «организация», данная человеку Богом. Все остальные организации придумываются и создаются человеком для решения тех или иных проблем. Семья - основа всех основ, главный конструктивный элемент общества и государства. Не общество создает семью, а семьи создают общество (1).

Меняется само представление о семье, сегодня семья - это не только люди, живущие под одной крышей. Тенденция последних лет, сложившаяся во внутрисемейной политике, - это создание многоядерной, а если придерживаться латинских терминов, то мультинуклеарной, или мультифа-мильной,семьи.

«Нуклеарная семья», подтверждающий современный тип семьи. Название происходит от слова «нуклон», что означает «ядро». Нуклеарная семья - семья с одной брачной парой и их неженатыми детьми или без них. Зачастую взрослые дети и их родители живут в разных домах, в разных частях одного и того же города или вообще в разных городах. Культура мультинуклеарной семьи носит интернациональный характер. Если объектом культуры в целом являются огромные массы людей, то семейная куль-

тура обращена к отдельному человеку, его конкретной личностной судьбе.

Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений, она представляет собой персональную среду жизни и развития детей. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда оказывается, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Она обеспечивает физическое и эмоциональное развитие, влияет на формирование психологического пола ребенка, играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, способствует овладению им социальными нормами, формирует фундаментальные ценностные ориентации человека, играет важную роль в процессе социального развития (2).

Важно отметить, что формирование жизнедеятельности семьи происходит под влиянием материально-бытовых условий проживания, типа семьи, ценностей и убеждений членов семьи, наличия или отсутствия работы, социального статуса, ее структурированности и сплоченности и т. д. Таким образом, необходимо обращать особое внимание на соотношение и содержание стратегических и текущих целей семьи, а главное, оценить место, отведенное в них вопросам воспитания и образования детей.

«Семья и школа - это берег и море. На берегу ребёнок делает свои первые шаги и получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега...», - писал Лев Кассиль.

Проблема взаимоотношений семьи и школы существует столько, сколько существует школа и с каждым годом она всё актуальнее. Социально-психологические изменения в обществе за последние годы коснулись самых разных сторон жизни, появилось много «проблемных», а также физически и психически требующих постоянного внимания детей. Родителям стали жизненно необходимы психолого-педагогические знания, а педагогам - знания по организации более эффективных форм работы с родителями по

вовлечению их в воспитательный процесс. Сегодня многие семьи воспитание детей воспринимают как тяжкое и нежелательное бремя. Эта ситуация складывается из-за того, что во многом разрушена иерархия семейных взаимоотношений, утрачен традиционный уклад семейной жизни, к сожалению, восприятие «родительства» как огромной ответственности за детей не оценивается в должной степени, а по статистическим показателям педагогический потенциал семьи крайне незначителен (3).

Таким образом, актуальным становится объединение усилий семьи и школы, возрастает потребность в поиске путей активного взаимодействия родителей и педагогов в интересах развития личности ребёнка. Это взаимодействие может быть успешным только в том случае, если школа и семья станут союзниками. Школа разнообразно способствует росту педагогического потенциала. На наш взгляд, системообразующим элементом является повышение уровня психолого-педагогической культуры родителей, оптимизация семейного уклада посредством педагогической деятельности.

Психолого-педагогическая культура отражает зрелость родителей как воспитателей и формируется в процессе деятельности, она зависит от конкретного уклада семьи: микроклимата, стиля общения и т. д. Семейный уклад характеризует специфику повседневной жизни людей, ее духовно-нравственный климат и психологическую атмосферу.

Взаимоотношения семьи и школы имеют особое значение в первые годы пребывания ребенка в образовательном учреждении, так как младший школьник наиболее подвержен педагогическому влиянию, кроме того, в этом возрасте закладываются социально значимые личностные характеристики человека. Эффективным инструментом взаимодействия школьного и семейного социумов является социально-педагогическая деятельность образовательного учреждения. Сотрудничество с родителями плодотворно сказывается на развитии школы, на создании наиболее благоприятных условий для образования детей. Школа переходит от домини-

рующих форм массовой работы с семьёй к групповым и индивидуальным формам взаимодействия, выстроенным на диалоговой основе.

На практике дифференцированный индивидуальный подход к семьям осуществляется через оказание ей разнообразной психолого-педагогической поддержки.

Ребенок приходит в школу вместе со своей семьей. Он «приносит» в школу представления, ценности и традиции, принятые в его семье. Семьи часто отличаются друг от друга по своему составу, условиям жизни, культурному и образовательному уровню. Родители, как правило, имеют свои представления и ожидания по поводу школьного обучения, основанные на их собственном прошлом опыте, а также определенные интересы и потребности, которые они связывают с этим процессом. То есть и адаптационный период ребенка к школе будет тем более успешным, чем активнее будет вовлечена в его обучение семья. Необходимо уделять большое внимание работе с детьми и их семьями, в частности, повышать педагогический потенциал семьи. Такая работа позволит учителю и родителям лучше узнать друг друга, наладить между собой отношения конструктивного сотрудничества, активизирует родителей оказывать помощь детям в домашних условиях и поддержку в процессе их обучения.

Совместная работа с родителями представляет собой очень важный и сложный участок работы, который направлен на создание единой формирующей среды, оказывающей огромное влияние на развитие ребенка, а главное, не ограничиваются рамками школы. Важная часть этой среды занимает дом, в семья ребенка. Усилия педагога падают на благодатную почву, если школьная и домашняя образовательные сферы однородны - строятся на общих принципах и ценностях в подходах к ребенку. Следовательно, необходимо достичь взаимопонимания и сотрудничества с каждой семьей.

Анализ современной литературы в данной области позволяет выявить большое количество показателей сформированности психолого-педагогической культуры. На

наш взгляд, основными являются: степень участия родителей в процессе формирования мотивации учебной деятельности и социальной адаптации младших школьников; совместная деятельность родителей и ребенка; самообразование родителей.

Активное участие родителей в процессе формирования мотивации учебной деятельности и социальной адаптации младших школьников предполагает рассмотрение таких аспектов, как: членство в родительских комитетах класса, параллели, школы; участие в общешкольных родительских собраниях, проведение лекториев, родительского всеобуча, собеседование об удовлетворённости родителей жизнедеятельностью школы, а также проявление инициативы и активного участия в организации совместных внеклассных и внешкольных мероприятий, выставок, конкурсов, экскурсий, семинаров-собеседований, тематических семинаров; одной из главных, по нашему мнению, является работа по привлечению отцов к участию в школьных мероприятиях.

Сотрудничество с родителями нельзя строить поспешно, необходим обстоятельный, научный подход. Одной из самых распространенных форм работы является родительское собрание. Педагог, встречаясь с родителями должен отойти от устоявшихся (консервативных) методик их проведения. Но в то же время структура родительского собрания остается прежней, где представляется информация общего характера, важно говорить о тревожащих проблемах, а не о персоналиях. При этом необходимо отмечать успехи и резерв детей. Главное, никаких отрицательных обсуждений конкретного ребёнка! Если хвалить и порицать, то в равной степени всех. Обсуждение конкретного ребенка, его неудачи в учебной деятельности и поведении проводить в индивидуальной форме. Проводя родительское собрание, педагог не всегда сообщает решение проблемы, необходимо стимулировать родителей к самостоятельному поиску, направлять идеи, взгляды, точки зрения в нужное русло, а также подсказывать, какие из них являются наиболее приемлемыми в учебно-воспитательном процессе (5).

В основном родительские собрания носят ознакомительный, административный характер, касаются преимущественно вопросов успеваемости, решения текущих организационных вопросов, режимных моментов. Другие темы появляются на повестке, только если возникает неприятная ситуация или отделы образования сообщают о необходимости рассмотрения конкретного вопроса. Например, вопросы, связанные с проблемами формирования мотивации учебной деятельности и социальной адаптации, что является важным в первые годы обучения в школе, имеют расплывчатый характер. По нашему мнению, это должно обусловить необходимость внесения изменений, прежде всего, в содержание деятельности общешкольного родительского комитета. Для этого необходимо преобразовать не только тон и формы общения учителей и родителей на собраниях, но и содержание самих встреч. Собрания должны проходить в нетрадиционной обстановке, например, в форме «круглый стол», на котором будут обсуждаться вопросы адаптации (социальной адаптации), мотивации учебной деятельности младших школьников. Также с родителями можно проводить различные групповые дискуссии с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, где коллективно рассматриваются самые острые и спорные проблемы в обучении детей. Тематика дискуссий определяется заранее путём опроса, анкетирования, например: «Какие необходимо создать условия для того, чтобы младший школьник не потерял интерес к учебному процессу»; «Правила похвалы»; «Влияет ли семья на желание ребенка учиться» и т. д.

Один из вариантов проведения таких дискуссий - проигрывание ролей, другой, -написание сочинение на темы: «Портрет моего ребенка как ученика», «Я как родитель младшего школьника» т. д. Большой интерес и широкое обсуждение вызывают такие темы: «Шестилетний ребёнок в школе», «Роль игры в жизни детей» «Как привить интерес к чтению», «Поощрения и наказания», «Воспитание - что стоит за этим словом?». Посредством проведения таких

бесед родители обучаются рациональным приёмам, необходимым для обучения и воспитания своего ребенка.

Значительное внимание на собраниях уделяется решению проблемных педагогических ситуаций. Родители оценивают поведение детей в конкретных жизненных ситуациях, выявляют мотивы их поступков. Анализ многих семейных событий помогает родителям взглянуть на себя со стороны. Работа идет по группам, подводят итоги, рефлексируют, делятся впечатлениями о результативности обсуждения затронутых проблем.

Весьма важной задачей повышения педагогического потенциала семей является привлечение родителей к участию в организации и проведении мероприятий с детьми, это необходимо уже с первых учебных дней. Например, можно провести мероприятие «Один день в школе», «Земля - наш дом родной», конкурс эрудитов «Играем вместе», вечер отдыха «Мы за чаем не скучаем». Совместно с родителями организовываются экскурсии на природу, к памятникам архитектуры. Родители - участники и партнёры в различных социальных проектах, например, таких, как: «Учимся вместе», «Дорога к доброму здоровью», «Свой мир строим сами».

В последние годы активно идет работа по привлечению отцов к участию в школьных мероприятиях. Это обусловлено тем, что появилась тенденция к воспитанию ребенка без отца. Если раньше причиной неполных семей являлся развод родителей, но при этом отец сохранял свою социальную роль, то в настоящее время нарастает тенденция женщин («бизнес-женщина»), которые обзаводятся ребенком «для себя», при этом роль отца в жизни ребенка не имеет значения. В связи с этим необходимо проводить общие родительские собрания с участием отцов, на которых они могут обмениваться опытом по вопросам обучения и воспитания. Тематика может быть различной, например: «Роль отца в воспитании детей», «Отец - друг и наставник», «Ребенок без отца», другой формой - написание сочинения «Какой я отец». Также предусмотрены

родительские собрания для отцов с привлечением психолога и проведением индивидуальных консультаций, где выявляются специфические моменты, касающиеся вопросов обучения и воспитания, которые может осуществлять отец.

Например, на родительском собрании «Роль отца в воспитании детей», могут быть рассмотрены вопросы: сила слова матери и отца в вопросах обучения и воспитания, нужно ли отцу посещать родительское собрание и совместно проводимые мероприятия, какой папа нужен ребенку, должен ли отец помогать ребенку выполнять домашнее задание и т. д. Итогом таких собраний может быть выработка памятки для отца: «как отец может помочь ребенку в формировании мотивации учебной деятельности и социальной адаптации». Основные моменты из нее: 1) помните, Ваш ребенок воспринимает Вас как главу и авторитет. Вам важно сохранить эту роль; 2) старайтесь посвящать больше времени своему ребенку, а особенно совместно проводить мероприятия (в частности, школьные) для сохранения этого авторитета; 3) не отталкивайте ребенка при обращении к Вам с каким-либо учебным вопросом, даже если Вы не знаете решения, попробуйте вместе с ребенком его найти; 4) ребенок воспринимает отца более строгим, поэтому не забывайте его хвалить.

Просмотр кинофильма «Крыша» (режиссер Б. Грачевский) обращает особое внимание на эту судьбоносную проблему. Ведь одного только биологического предназначения отца недостаточно. Необходимо ежесекундно заниматься своим ребенком, независимо от того, растет сын или дочь. В показанной кинокартине одна из героинь фильма (Даша) предоставлена сама себе, ее мать постоянно остается на ночные дежурства, чтобы они могли лучше жить. По сюжету ее отец ушел к другой, в новой семье у него родилась дочь, которой он с пеленок дарит отцовскую ласку и заботу. Даша караулит его под подъездом, ревниво наблюдая как он катает коляску, напевает песни, а при встрече он объясняет ей: «Даша прости, я разлюбил твою маму, но ты тоже моя дочь». Но дочь - только на биологическом

уровне! В данном случае отец решает вопросы личной жизни. А ведь Даше также нужна ласка, забота, совет отца. Даша вырастет без отца, но каково будет ее отношения к мужчинам и захочет ли она заводить полною семью, кто будет заниматься вопросами воспитания детей, это покажет время.

В продолжение темы отметим, что для повышения педагогического потенциала семьи крайне важно самообразование родителей (например, чтение психолого-педагогической литературы). Социологические исследования показывают, что родителей, читающих психолого-педагогическую литературу немного. Читаемая литература имеет не научный, а популистский характер; источниками литературы является не посещение библиотеки, не ее выписывание, а разовое столкновение (например, в гостях, на книжном прилавке), отмечается также нерегулярность обращения к литературе, чаще вследствие возникающих проблем. За советами в вопросах обучения и воспитания в основном обращаются к родственникам, соседям, друзьям. К учителю по вопросам обучения и воспитания родители обращаются, только если возникают проблемы с успеваемостью или учитель сам проявляет интерес (например, проведение конкретных мероприятий). За консультацией к специалистам родители обращаются в случае медико-психоневротических расстройств, имеющихся у детей. На родительских собраниях отмечена потребность родителей в изменении установки на самообразование (встречи с психологом, регулярность проводимых мероприятий, обмен опытом), посещение лекций, семинаров-практикумов, тренингов и т. д.).

Формой повышения педагогического потенциала семьи является тренинг. Исследования свидетельствуют об огромной актуальности вопросов, касающихся полноценного общения взрослого и ребенка, стиля такого общения для развития детей. Одним их существенных аспектов психологического просвещения родителей являлось ознакомление их со способами правильного общения с детьми, оказания им психологической поддержки, создание в семье и школе

благоприятного климата. Тренинг направлен на развитие у родителей недостающих навыков общения с младшими школьниками, на разрешение конфликтных ситуаций между родителями в вопросах воспитания (4).

Выявление пробелов и ошибок в воспитании младших школьников, оказание необходимой помощи родителям является важным в формировании мотивации учебной деятельности и социальной адаптации. Одним из методов может выступать консультативная работа, которая ориентирована на решение задач, связанных с перспективным развитием личности, становлением индивидуальности каждого отдельного ребенка. Оказание психолого-педагогической помощи предполагает работу постоянно действующего родительского семинара, на котором обсуждаются возрастные и психологические особенности детей, проблемы семейного воспитания, проводится обучение родителей дидактическим играм и занятиям с детьми. В то же время решение проблем каждого конкретного ребенка должно осуществляться путем индивидуальной работы с членами семьи или с привлечением всех членов семьи одновременно, включая самого ребенка.

Целесообразна параллельная работа с родительской и детской группами, которая дает возможность получить и довести до

родителей информацию о том, как ребенок воспринимает семейную ситуацию в целом.

Увеличению доли совместной деятельности детей и родителей, укреплению и обогащению связей, отношений внутри семьи способствует проведение семейных конкурсов-состязаний например, «Музыкальная семья» (по типу игры «Угадай мелодию»), «Семья-эрудит» (по типу «Что? Где? Когда?»). В ходе конкурсов несколько семей объединяются в команды, придумывают название и участвуют в предложенных заданиях. Обязательным условием является участие в игре всех членов семьи.

Таким образом, можно сказать: родители для школы - это самые надежные помощники. Прав писатель Лев Кассиль, называя семью и школу неразрывным берегом и морем... На всём протяжении школьного периода жизни ребёнка между учителями и родителями существует прочное социально-педагогическое сотрудничество. Это главный результат нашей совместной деятельности.

Обобщая, отметим, что повышение педагогического потенциала с учетом вышесказанного является весьма важным условием в формировании позитивной мотивации учебной деятельности и успешной социальной адаптации младших школьников. Предложенный вариант работы в этом направлении является одним из возможных.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вальтер Е. Семья и школа: оздоровление социума // Социальная педагогика в России. - 2008. - № 5. - С. 25-28.

2. Гуров В. Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. - М., 2006. -326 с.

3. Капустина А. Сотрудничество школы и семьи // Социальная педагогика в России. -2008. - № 5. - С. 29-33.

4. Лодкина Т. В. Семейный социальный педагог: теория и практика / МГОПУ, Вологодский ГПУ. -М.; Вологда: Русь, 1997. - 141 с.

5. Репринцева Г. И. Социально-педагогические проблемы и ресурсы гармонизации детско-

родительских отношений в сельской семье: монография. - М.: ИСПС РАО, 2007. 324 с.

Об авторе

Разина Наталья Александровна, ГОУ ВПО

«Ставропольский государственный университет», кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии высшей школы. Сфера научных интересов -вопросы семьи, формирование мотивации учебной деятельности, социальная адаптация младших школьников, деятельность педагогов по формированию мотивации учебной деятельности младших школьников. mern2005@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.