Научная статья на тему 'Педагогический потенциал ролевой игры в учебной и воспитательной работе'

Педагогический потенциал ролевой игры в учебной и воспитательной работе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
643
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЛЕВАЯ ИГРА / РОЛЕВОЕ ДВИЖЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камардин М. В.

Статья посвящена вопросам возможности применения ролевых игр в качестве педагогической технологии для обучения и воспитания школьников. Рассматривается опыт зарубежных ролевых сообществ, активно использующих ролевую игру для достижения образовательных целей. Делается вывод о потенциале формирования универсальных учебных действий в процессе использования ролевой игры в учебной и воспитательной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогический потенциал ролевой игры в учебной и воспитательной работе»

Педагогический потенциал ролевой игры в учебной и воспитательной работе

Камардин Максим Валерьевич,

аспирант Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга, [email protected]

Статья посвящена вопросам возможности применения ролевых игр в качестве педагогической технологии для обучения и воспитания школьников. Рассматривается опыт зарубежных ролевых сообществ, активно использующих ролевую игру для достижения образовательных целей. Делается вывод о потенциале формирования универсальных учебных действий в процессе использования ролевой игры в учебной и воспитательной работе.

Ключевые слова. Ролевая игра, ролевое движение, педагогическая технология, универсальные учебные действия.

о

с ^

00

о сч <е

О!

Современная российская школа в настоящее время находится на очередном этапе своей трансформации, вызванной глобальными изменениями в мире. Поиск новых подходов в решении проблем обучения и воспитания выходит на первый план. Наряду с традиционными методами, показавшими свою эффективность, активно используются инновационные. По сути, педагоги стоят на пороге нового мира образовательных задач и должны использовать современные методы для их решения.

Федеральные государственные стандарты основного общего и среднего образования предписывают формирование компетенций обучающихся на основе системно-деятельностного подхода. Педагог должен способствовать формированию готовности к саморазвитию и непрерывному образованию обучающихся, развитию их активной учебно-познавательной деятельности. При этом построение образовательного процесса необходимо организовывать с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся [10]. В таких условиях педагогу необходимо искать новые интерактивные формы работы с учеником, опираясь на проверенный арсенал приемов и методов обучения и воспитания. Одной из таких форм работы является ролевая игра - специально организованное соревнование в решении коммуникативных задач и имитации предметно-практических действий участников, исполняющих строго заданные роли в условиях воображаемой ситуации, и регламентированное правилами [9].

Следует признать, что этот метод не является совершенно новым, однако в российских школах применяют его весьма ограниченно, опасаясь превратить процесс обучения в развлечение. На наш взгляд, для понимания потенциала ролевой игры как педагогической технологии и ее успешного внедрения в учебный и воспитательный процесс, разумно обратиться к истории ролевых движений зарубежом, где достаточно давно активно используются игры для достижения образовательных целей.

Сообщества, систематически использующие ролевые игры для достижения своих целей, появляются только в середине XX в. Это связанно в первую очередь с отсутствием каких бы то ни было серьёзных игровых систем с чёткими правилами. Ещё в XVIII в. начали появляться дополнения

к правилам шахмат, одной из самых древних дошедших до нас настольных игр. В XIX и начале XX вв. большое количество настольных игр включали в себя элементы ролевой игры. Широкое распространение получало явление постановочных (игровых) судов и так называемых «Театральных игр» созданных Виолой Сполин. В подобных играх люди получали роль определенного персонажа, затем игрокам нужно было импровизировать [2]. Тем не менее, указанные выше примеры не могут считаться массовыми и доступными широким слоям населения. На основе таких игр ролевое движение сложиться попросту не могло.

Появление серьёзных ролевых систем связано с именем Гэри Гайгэкса. Он активно увлекался средневековой историей и входил в группу любителей настольных игр по схожей тематике. Вместе со своим другом Джэфом Перреном они придумали в 1971 г. правила для «Кольчуги» (Chainmail), настольной игры про средневековые сражения. Несмотря на свою популярность среди фанатов, аудитория со временем начала охладевать к данной игре. Вдохновленный трудами Дж.Р.Р. Толки-на, а именно «Властелином колец» и «Сильма-риллионом», Гайгэкс добавил в 1974 г. в игру элементы фантастики, магию и новые расы. Фанаты с восторгом приняли нововведения, а игру назвали «Подземелья и Драконы» (Dungeons and Dragons или D&D). Спустя долгое время существования эта ролевая система, претерпев множество изменений, остается популярной [3].

Но не только настольные игры привлекали внимание людей того времени. В 1960-х годах начал расти интерес к группам исторического моделирования, что вероятнее всего связано с основанием «Общества Творческого Анахронизма» (Society for Creative Anachronism) в городе Беркли (штат Калифорния США) в мае 1966 г. Изначально это была небольшая группа людей, проводившая игровые турниры по европейскому образцу периода Средних Веков, однако с 1968 г. SCA основывают штаб-квартиру в Калифорнии, и на сегодняшний день организация насчитывает около 26000 человек, занимающихся историческим моделированием на платной основе [1].

Объединение со схожей тематикой, «Средневековые наёмники и ополчение Маркленда» (Markland Medieval Mercenary Militia), начала проводить мероприятия на территории Мэрилендско-го университета в Колледж-Парке в конце 1960-х. Группа студентов хотела воссоздать битву при Гастингсе 1066 г., для этого они изучали историю периода, готовили аутентичные вооружение и одежду. После успеха инсценировки группа устраивала подобные показательные выступления вплоть до 1980-х. С 2006 года клуб возобновил свою работу, и теперь проводит регулярные мероприятия, направленные на воссоздание той или иной эпохи или события [6].

Деятельность этих объединений направлена на точную реконструкцию средневековых культурных и исторических событий с редкими допущениями фантастических элементов. Появление та-

ких обществ можно считать отправной точкой в формировании ролевого движения за рубежом. Для определения таких игр существует отдельный термин - «ролевые игры живого действия» (Live-Action Role Play или LARP), однако данный термин редко используется в российской историографии проблемы, вместо него применяют «ролевые игры» или «ролёвка».

Появление групп по организации ролевых игр живого действия на Западе приходится на период конца 70-х - начала 80-х годов XX века. Именно тогда сложились все условия для формирования «ролевиков» - игроки в D&D захотели перенести игровой опыт в реальную жизнь и скооперировались с участниками SCA и подобных им объединений для создания ролевых игр нового вида, с фантастическим уклоном. Одной из самых ранних групп по созданию подобных ролевых игр является «Дагорхир» (Dagorhir), основанная в 1977 году в Соединенных Штатах.

Брайан Вайс и его друзья, разделявшие любовь к творчеству Дж.Р.Р. Толкина, создали систему для проведения турниров в антураже «Властелина Колец», эта система стала активно распространяться по миру. Постепенно кроме битв в арсенале «Дагорхира» появились и длительные ролевые игры, в которых принимают участие тысячи человек [5].

Для участия в мероприятиях этого клуба необходимо создать себе роль - вторую личность, под которой человек будет участвовать в играх. Будет ли это только альтернативное игровое имя или целый персонаж с продуманной генеалогией и комплексной предысторией зависит только от самого игрока. Сами игровые сценарии разнятся от игры к игре, но неизменными остаются некоторые элементы. Например, персонаж не погибает навсегда, он отправляется в специальную игровую зону, где ждёт определённое время до своего воскрешения, а затем снова принимает участие в игре [7].

Иным образом игры организовывает Society for Interactive Literature West или SIL-West (Восточное Сообщество Интерактивной Литературы), образованное в 1981 году в США Стивом Бальзаком и Эйми Иермиш. Персонаж здесь создаётся с участием самого игрока, придумывающего комплексную предысторию и согласовывающую его с мастерами. Получившийся персонаж существует в рамках игры с заданными заранее правилами (как утверждают авторы, «не длиннее газетной статьи») и целями. Однако, в отличие от Дагорхира, SIL-West не используют игровое оружие, а применяют безопасные боевые системы для решения конфликтов (например, с помощью специальных карт). Игра становится более театрализованной и менее травмоопасной. С одной стороны, это позволяет привлечь в игры юных участников и любителей отыгрыша ролей, с другой - отпугнёт людей, привыкших решать проблем на играх с помощью физической силы [8].

На 2004 год SIL-West провело более тридцати игр, некоторые из которых были проведены не один раз. Это указывает на ключевую особен-

о О го -о m

т

m х х О m

П

m Д А

х m о т; О m

О сл -о А ы О ГО А X S

m

о

с ^

00

0 сч

<0

01

ность ролевых игр такого плана: возможность неоднократного применения. Даже если правила не меняются, а ключевые роли играют одни и те же люди, исход может быть разным. Это объясняется многофакторностью процесса игры как таковой.

Сообщества ролевиков, подобные Дагорхиру и SIL-West, создавались не только в Соединённых Штатах. В 1982 г. у Пекфортоского замка в Великобритании была проведена первая ролевая игра в Соединённом Королевстве - Treasure Trap («Ловушка Сокровищ»). Это привело к созданию в Даремском университете одного из самых больших ролевых сообществ в Великобритании -Durham University Treasure Trap («Ловушка Сокровищ Даремского Университета»). Участники собираются два раза в неделю, проводя игры на выходных; так же существуют тренировки для отработки навыков фехтования игровым оружием. Используемые ролевые миры представляют собой средневековую Европу с вкраплением фантастических элементов. Сообщество активно продолжает свою деятельность, даже несмотря на почтенный возраст в 36 лет [4].

Зарубежное ролевое движение зародилось во второй половине XX века и представляет собой множество сообществ по всему миру. В нём за рубежом нет единства, но есть общие черты, которые позволяют говорить об уникальном слое людей - ролевиков, участвующих в ролевых играх. Опыт таких сообществ позволяет говорить о позитивном примере использования метода ролевой игры. С их помощью можно эффективно достигать поставленных ФГОС задач по формированию универсальных учебных действий (УУД) -неотъемлемой части ядра нового стандарта [10]. Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия», то есть такие способы обращения с информацией, которые пригодятся человеку как на любом уроке в школе, так и в жизни. Так, например, историческая ролевая игра позволяет успешно формировать УУД всех четырёх видов: личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные. В рамках игры ученик неизбежно столкнётся с моральным выбором: «Могу ли я пожертвовать своей целью ради достижения цели другим участником?» Этот выбор позволит формировать личностные (нравственно-этническое оценивание действительности) и регулятивные (целепо-лагание и планирование) универсальные действия.

Поскольку игра предполагает активное общение участников, то ребёнку необходимо строить цепь логических рассуждений и доказывать свою точку зрения. Например, историческая игра по эпохе Смуты предполагает итогом выбор нового царя для страны. Если игрок не будет убедительным, то его точка зрения даже не будет рассмотрена игроками. Столкновение с такой ситуацией позволяет ребёнку сформировать в себе логические познавательные и коммуникативные УУД.

Использование игр в школе связано с наличием определённых рисков, если этот метод использовать слишком часто, то существует опас-

ность превратить обучение в развлечение. При этом, если применять игру оказионально, то добиться позитивного эффекта будет слишком сложно, ведь у ребёнка не успеют сформироваться и закрепиться универсальные учебные действия. Таким образом, сбалансированное и систематическое применение ролевой игры с учетом уже имеющегося зарубежного и отечественного опыта позволит наиболее полно выполнить требования ФГОС по обучению и воспитанию подрастающего поколения.

Литература

1. A Guide to Introduce Our Organization to Site Owners and Managers for Potential Use of Facilities by the SCA. - URL: http://www.sca.org/docs/pdf/for-siteowners.pdf (дата обращения 21.02.2018)

2. Andrew Rilstone. Role-Playing Games: An Overview // Inter*Action -1994. - #1. - URL: http://www.darkshire.net/jhkim/rpg/theory/history/draft .html (дата обращения 22.02.2018)

3. Michael Witwer. Empire of Imagination: Gary Gygax and the Birth of Dungeons & Dragons. -Bloomsbury Publishing USA, 2015 г. - 320.

4. Durham University Treasure Trap. Frequently Asked Questions. - URL: http://community.dur.ac.uk/treasure.trap/intro/ (дата обращения 23.02.2018)

5. History of Dagorhir. - URL: https://dagorhir.com/about/history/ (дата обращения 21.02.2018)

6. Maryland Medieval Mercenary Militia. - URL: https ://umdarch ives .wordpress.com/2012/12/27/maryl and-medieval-mercenary-militia/ (дата обращения 21.03.2018)

7. What is Dagorhir? - URL: https://dagorhir.com/about/ (дата обращения 21.02.2018)

8. Who is the SIL-West? - URL: http://www.silwest.com/about.html (дата обращения 23.02.2018)

9.Куприянов Б.В., Подобин А.Е. Очерки общественной педагогики: ролевое движение в России. -Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2003. - С.16

10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - URL: минобрнауки.рф/документы/938 ( обращения 16.04.2018)

Teaching potential of the role-playing game in educational and

educational work Kamardin M.V.

Kamchatka State University named after Vitus Bering The article is devoted to the possibility of using role-playing games as a pedagogical technology for the training and education of students. The experience of foreign role-based communities actively using role-playing game to achieve educational goals is considered. The conclusion is made about the potential for the formation of universal educational actions in the process of using role-playing games in educational and educational work. Keywords: Role-playing game, role play, pedagogical technology,

universal learning activities References

1. A Guide to the SCA. - URL: http://www.sca.org/docs/pdf/for-siteowners.pdf (access date 02.02.2018)

2. Andrew Rilstone. Role-Playing Games: An Overview // Inter *

Action -1994. - #one. - URL:

http://www.darkshire.net/jhkim/rpg/theory/history/draft.html (appeal date 02.02.2018)

3. Michael Witwer. Empire of Imagination: Gary Gygax and the

Birth of Dungeons & Dragons. - Bloomsbury Publishing USA, 2015 - 320.

4. Durham University Treasure Trap. Frequently Asked Questions.

- URL: http://community.dur.ac.uk/treasure.trap/intro/ (access date 23.02.2018)

5. History of Dagorhir. - URL: https://dagorhir.com/about/history/

(appeal date 02/21/2018)

6. Maryland Medieval Mercenary Militia. - URL: https://umdarchives.wordpress.com/2012/12/27/maryland-medieval-mercenary-militia/ (appeal date 03/21/2018)

7. What is Dagorhir? - URL: https://dagorhir.com/about/ (request

date 02/21/2018)

8. Who is the SIL-West? - URL: http://www.silwest.com/about.html

(appeal date 02/23/2018)

9. Kupriyanov B.V., Podobin A.E. Sketches of public pedagogy:

role-playing movement in Russia. - Kostroma: KSU them. ON. Nekrasov, 2003. - P.16

10. Federal State Educational Standard of Basic General Education. - URL: Ministry of Education and Science / documents / 938 (appeal 04/16/2018)

o

o

00

-o

m

m

m

X

X

O

m

n

m

A

O

s

X

m

o

t;

O

m

O

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

01

-o

A

u

O

00

A

X

s

m

175

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.