УДК 802.0:378.146
T.B. АКУЛИНИНА
Омский государственный технический университет
НАСТОЛЬНЫЕ РОЛЕВЫЕ ИГРЫ: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ
В соответствии с наименованием в статье рассматриваются история развития настольных ролевых игр и их терминология. Особое внимание уделяется предыстории ролевых игр в целом.
Проблема терминологии ролевых игр, как и самого явления в целом, в нашей стране изучена недостаточно. Неразвитость данной области, а также отсутствие единого терминологического словаря, зачастую приводят к тому, что один и тот же термин переводится по-разному, а эквивалентным дается неверное толкование. Целью данной работы является формирование терминологического базиса, с помощью которого можно будет проводить дальнейшие исследования. Указанная цель обусловила постановку и решение автором следующих задач:
1. проанализировать литературу по данному вопросу в плане диахронии и синхронии;
2. выделить базовые термины и терминологические сочетания в этой сфере и составить их выборку;
3. провести структурный анализ полученной выборки терминов и терминологических сочетаний.
Предметом исследования послужила терминология настольных ролевых игр в английском и русском языках.
Объектом исследования стали базовые термины и терминологические сочетания, встречающиеся в периодике, художественных произведениях и в самих ролевых играх за последние 10 лет.
Ролевые игры, зародившиеся в середине 70-х, на данном этапе своего развития заняли прочное место в современной индустрии развлечений. Как и всякое другое явление, ролевые игры не возникли из небытия, а последовательно эволюционировали из такого, не менее популярного явления как "war games". Обычно под этим термином понимаются игры, основная задача которых состоит в моделировании каких-либо военных действий. Несмотря на то, что история "war games" насчитывает не одну сотню лет, в русском языке до сих пор нет термина, который мог бы со всей полнотой отразить суть этого явления. Дословно "war games" можно перевести как военные игры, однако такой перевод практически не используется в среде самих игроков, которые куда чаще прибегают к транслитерации термина — «варгейм». Самой популярной игрой, известной широкому кругу людей по всему миру, являются, конечно же, шахматы. Считается, что первой военной игрой, в том виде, в котором она существует сейчас, была Kriegspiel (с прусского это переводится как «военная игра»), широко распространенная в годы Франко-Прусской войны (1870-1871). Эта игра широко использовалась при обучении прусских офицеров стратегии и тактике за счет реконструкции былых сражений. Позже в Англии даже был основан первый неофициальный клуб любителей военных игр.
Свое новое рождение военные игры переживали после выхода в начале XX века книг Герберта Уэллса
«Напольныеиг[)Ы'- 'Floorgames, 1911) [1)и «Маленькие войны» (Little games, 1913) [2]. Так появились первые полноценные книги правил по проведению поенных игр, которые среди игроков в военные игры имеют репутацию Библии. В предисловии к «Маленьким войнам» Г. Уэллс предопределил будущее не только своего творения, но и всей индустрии военных (а в последствии и ролевых) игр: "It can be played by boys of every age from twelve to one hundred and fifty - and even later if the limbs remain sufficiently supple — by girls of the better sort, and by a few rare and gifted women". [2)
Однако действительно популярными военные игры становятся лишь в 1953-м, после того как Чарльз Роберте (Charles Roberts) выпускает первую коммерческую настольную (board) военную игру. Термин «настольный» получил широкое распространение и в ролевых играх. Именно появление настольных военных игр и позволило им выйти на принципиально новый уровень своего развития.
Промежуток времени с начала 60-х до середины 70-х годов прошлого века считается ииком популярности военных игр. По всему миру возникают сообщества игроков в военные игры — варгеймерон. Правила для игр постоянно совершенствуются и дополняются, при этом люди стараются сделать эти военные игры еще более интересными. Их позже назорут своеобразным топливом для «ролевого пламени» (role-playing fire), но топливу при этом нужна была искра. И этой искрой суждено было стать книге Дж. Р. Р. Толкина «Властелин колец» [3].
Эта трилогия, опубликованная в США в 1966 году, навсегда изменила литературный мир, а вместе с ним и мир военных игр. Люди больше не интересовались битвой при Гётисберге. Куда больше их манила битва у Хельмовой Пади. Орки и гоблины заменяли наполеоновскую пехоту и кавалерию. Множество людей желало узнать, какой урон наносит своим противникам Балрог, и какой диапазон у заклинания Стрела Мага.
Все эти желания частично воплотились в 1971 году, когда в маленьком городке Лейк Женева (Lake Geneva) Гари Гайджекс (Gary Gygax) и Джефф Пир-рен (Jeff Perren) со своими друзьями создали Чейн-мейл (Chainmail) — первую систему правил, охватывающую псе аспекты военного дела Средневековья. Эта военная игра стала первой, включающей в себя набор правил для гигантов, драконов и магических заклинаний, но она все еще оставалась лишь военной игрой, не более того.
Один из создателей Чейнмейла (Chainmail) -Гари Гайджекс (Gary Gygax) состоял в обществе любителей средневекового военного дела "The castles
and Crusaders Society". По воле случая в том же самом обществе состоял и Дэвид Арнисон (David Аг-neson), который еще до выхода в свет Чейнмейла (Chainmail) занимался ролевыми разработками. В основном его интересовали проблемы индивидуализации игрока в военных играх.
В начале 70-х годов XX века креативные идеи Ар-нисона встретились с фантазиями Гайджекса, и после двух лет напряженной работы в 1974 году вышла в свет первая система правил для проведения ролевых игр — "Dungeon&Dragons". Это событие ознаменовало собой начало эпохи ролевых игр.
Примечательно, что термин «ролевая игра» вошел в употребление намного позже, и первая редакция правил D&D была озаглавлена как «Фантастическая средневековая военная игра, в которую можно играть с помощью бумаги, карандаша и миниатюрных фигурок».
Начиная с этого момента и по сегодняшний день ролевые игры привлекают все большее количество людей. С ростом популярности ролевых игр начинает формироваться и особый терминологический пласт.
Термин ролевые игры берет свое начало от английского "role-playing games", что дословно можно перенести как «игры, в которые играют по ролям». Из-за громоздкости этот термин часто сокращают до "RPG". Человек, не знакомый с явлением ролевых игр, часто сравнивает их с театром, где актеры исполняют какие-либо роли. Однако это сравнение не отражает всей глубины проблемы. Ролевые игры — это уникальная форма интерактивного командного повествования. В то время как в телевидении, кино и книгах нам уделяется пассивная роль наблюдателя, ролевые игры предоставляют нам возможность активного участия: попадать в неприятности и выбираться из них, выполнять различные задания (в английском варианте "quest"), одним словом, дела ть все, что нам заблагорассудится.
Выделяют три основных типа ролевых игр:
— настольные ролевые игры ("tabletop role-playing games");
— полевые ролевые игры ("live-action role-playing games");
—■ компьютерные ролевые игры ("computer role-playing games").
Эти термины весьма громоздки для повседневного использования, поэтому по мере становления ролевой терминологии, их начали сокращать:
— TableLop Role-Playing Games — TRPG;
— Live-Action Role-Playing Games - LARPG,
— Computer Role-Playing Games - CRPG.
Компьютерные ролевые игры — это самая молодая ветвь ролевого движения, зародившаяся в конце прошлого столетия, Главными недостатками таких ролевых игр, по мнению большинства игроков, является слабо выраженная командная составляющая и необходимость игроков действовать в жестких рамках, предусмотренных создателями игры. В центре компьютерных ролевых игр лежит концепция развития (от английского термина "improvement", на специальном жаргоне «раскачке») своего персонажа.
Полевые ролевые игры набрали свою популярность после выхода в свет книг Дж. Р. Р. Толкина «Властелин колец» [4]. Игры этого типа проводятся, как правило, на открытой местности с использованием специальной экипировки — оружия, доспехов и т.д. Здесь каждый игрок исполняет определенную, при этом совсем не обязательно героическую роль. Уровень мастерства игрока оценивается по тому, как
хорошо он «отыгрывает» свою роль, т.е. насколько хорошего «отыгрыш» (его "role-playing"). Очевидно, что в компьютерных ролевых играх такое явление практически отсугствует.
Настольные ролевые игры, о которых и пойдет разговор в дальнейшем, это еще один тип ролевых игр, не требующий особой экипировки, как полевые игры, но предоставляющий при этом, пожалуй, даже большие возможности для отыгрыша. Единственное, что действительно требуется от игроков, так это наличие фантазии и некоторых зачатков артистизма. В дальнейшем под термином «ролевые игры» будет подразумеваться именно эта разновидность ролевых игр.
Все игроки в ролевые игры (role-playing gamers) делятся на два типа: непосредственно игроков и Мастера (в некоторых ролевых играх может быть несколько Мастеров одновременно).
Роль повествователя, судьи и высшей силы, призванной удержать повествование в некоторых рамках, выполняет Мастер. В английском варианте используется несколько различных терминов, в зависимости от системы правил: Game Master или GM, Dungeon Master или DM, Referee и Storyteller. Из-за неразвитости данной области терминологии в России очень часто используются английские термины. Так же как и в театре, где постановка спектакля идет по определенному сценарию, так и Мастер при проведении игры пользуется неким заранее созданным сценарием. Из-за своей специфики сценарий в ролевых играх принято называть приключением, от английского "adventure".
Между игроками и Мастером часто возникают разногласия, и, чтобы свести их количество к минимуму, разработаны сотни различных систем правил. Еще в эпоху военных игр появился специальный термин, обозначающий абсолютно любой набор правил — rule book, который прижился и в нашей стране в виде транслитерированного слова рулбук (первым рулбуком, как вы уже знаете, стали книги Г. Уэллса «Напольные игры» и «Маленькие войны»).
Правила принято делить по жанровой принадлежности. В терминологии выделилось семь отдельных терминов, которыми обозначают каждый из типов:
— comedy role-playing games (комедийные или юморис тические ролевые игры); главной задачей в этих ролевых играх является получить как можно больше удовольствия от игры; ситуации, в которые попадают игроки абсурдны, а выходы из них и того больше;
— espionage role-playing games (шпионские ролевые игры). Как можно догадаться из названия приключения разворачиваются в лучших традициях Джеймса Бонда;
— fantasy role-playing games (фэнтези ролевые игры); приключения в стиле фэнтези — меч и магия;
— history role-playing games (исторические ролевые игры); действие разворачивается в определенную реально существующую эпоху; этот тип в большей степени характерен для полевых ролевых игр;
— horror role-playing games (ролевые игры с элементами ужасов); место и время действий в таких играх различно, неизменным атрибутом данного типа приключений является страх, нагоняемый Мастером на игроков.
— science fiction role-playing games (научно-фантастические ролевые игры); действие игры разворачивается, как правило, вбудущем, когда наука и техника уже сделали большой скачок вперед; иногда
действие происходит в постапокалиптических мирах, т.е. мирах переживших техногенную или иную катастрофу.
— superhero role-playing games (супер-геройские ролевые игры) ; сюжет для таких ролевых игр обычно черпается из комиксов; игровой персонаж представляет собой этакого супер-героя, значительно превосходящего по своим характеристикам простых людей.
Одним из главных аспектов любой ролевой игры является общение. В ходе развития в терминологии настольных ролевых игр выделилось три понятия, характеризующие собой три основные его составляющие:
— "In Character" (1С) — игрок говорит от лица своего персонажа. С помощью этой составляющей происходит общение приключенцев друг с другом и с неигровыми персонажами, а также отыгрыш своей роли;
— "Out of Character" (ООС) - игрок говорит от своего лица. Эта составляющая используется для того, чтобы общаться с Мастером, а также комментировать происходящее в игру;
— "Blue-booking" - этот термин впервые был j [редложен Аароном Аллстоном (Aaron А118топ), для ситуаций, когда Мастер общается с игроками с помощью записок. Это имеет место при разделении партии, а также в случаях, когда Мастер хочет сообщить игроку какую-то конфиденциальную информацию.
Очень часто, чтобы избежать «беспорядков» на игре, Мастер вводит правило: «Все, что говорите вы, г оворит ваш персонаж». Это, а также другие правила, вводимые Мастером дополнительно, принято обозначать термином домашние правила (home rules). Очень многие Мастера имеют целые наборы своих «домашних правил». Их использование позволяет упрощать/усложнять игровой процесс, согласно мастерским представлениям об игровой механике.
В данной работе рассмотрены лишь основные термины настольных ролевых игр, используемые независимо от системы правил и практически во всех игровых сообществах. Следует отметить, что терминология ролевых игр находится в постоянном развитии. Некоторые старые термины уходят, а на их место приходят новые, игроки в разных странах вводят в употребление все новые и новые обозначения.
Логичным продолжением данной работы будет являться составление специального англо-русского словаря по настольным ролевым играм, который может быть использован в различных сферах человеческой деятельности.
В ходе работы был сделан структурный анализ, для проведения которого была использована выборка, включающая в себя общеупотребительные термины и термины, используемые в семействе правил D&D (Dungeons&Dragons) в количестве 1266 единиц:
— простые (139 единиц =11%, например: die, round);
— производные (114 единиц = 9%, например: alignment, regeneration);
— сложные (127 единиц = 10%, например: table-top, nonhuman);
— терминологические сочетания (544 единиц = 43%, например: ability check, hit dice);
— аббревиатуры (279 единиц = 22%, например: АС.хр);
— особые (63 единиц = 5%, например: d4, d6) [5].
Исследуя данный материал с помощью синхрошю-
диахропного подхода и статистического анализа и опираясь на теоретические основы отечественных и зарубежных специалистов в этой области, автор приходит к следующим выводам:
— необходимость исследования такого явления, как настольно-ролечые игры объясняется их распространенностью во всем мире, что отражает определенный уровень развития общества;
— терминология настольных ролевых игр находится в постоянном развитии, причем явно преобладает термииообеспечение на английском языке в силу того, что они зародились и получили широкое распространение в англоязычных странах;
— изучение данной терминологии представляется целесообразным и перспективным, учитывая тенденцию их широкого употребления в различных облас тях знания, поскольку они отражают суть профессиональных коммуникаций.
Библиографический список
1. H G. Wells Floor games: A Fathers Account ol Play and its Legacy of Healing (Sandplay Classics series, The). — US/ Worldwide Story. 1911.
2. Уэллс Г. Маленькие войны: игра для мальчиков от \2 до 150 лет, а также для тех более умных девочек, которым интересны мальчишеские книги и игры. - Страна игр — 2004 - № 170. - С. 170.
3. John R.R. Tolkien. The Lord of the Rings. — London: Harper Collins Publishers LTD. c/o Toymania LLC, 1994. - 904 p.
4. Толкии Дж' Полная история Средиэемья: Сб.: Пер.с англ. /Дж. Голкин. — М.: ООО «Издательство ACT»; СПб: Terra Fjantastica, 2002. - 1.341 с.
5. Герасимов В.А. Настольные ролевые игры. - hllp:// www.hp-crislmas.ru/othei/ipg.zip.
АКУЛИНИНА Татьяна Викторовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков.
Статья поступила в редакцию 17.11.06. © Анулинина Т. В.