Международный научный журнал «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»_ISSN 2410-6070_№ 4/2015
УДК 378.147.88
М.В. Фоминых
К.п.н., доцент Факультет иностранных языков Российский государственный профессионально-педагогический университет
Г. Екатеринбург, Российская Федерация
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОБЛЕМНО-МОДЕЛЬНОГО ПОДХОДА
Аннотация
В данной статье рассмотрен вопрос применения проблемно-модельного обучения в современном педагогическом вузе.
Ключевые слова
Педагогические технологии, проблемно-модельное обучение, педагогический вуз, базовые дисциплины.
Во второй половине двадцатого столетия человечество столкнулось с общемировой тенденцией дефицита квалифицированных педагогических кадров. Количество и качество специалистов с высшим педагогическим образованием оказались недостаточными для работы с современными технологиями в области образования.
По мнению многих авторитетных ученых, новая форма организации учебного процесса в вузах может стать мощным ресурсом развития системы профессионального педагогического обучения, подготовки и переподготовки кадров высшей квалификации по данному профилю. Это определяет необходимость научного изучения становления и развития современных новейших педагогических технологий в системе высшего педагогического образования. Процесс «обновления» системы высшего профессионального образования нацелен на подготовку конкурентоспособного специалиста, готового осуществлять профессиональную деятельность в современном обществе. Так, для педагогической науки и практики становятся характерными задачи конструирования и моделирования дальнейшей профессиональной педагогической деятельности, решение которых связано с использованием различных технологий, методов, методик, программных средств, предназначенных для сбора и анализа профессионально значимой информации. Вслед за Голубевой О.Н., Сухановым А.Д. под базовыми учебными дисциплинами в педагогических вузах будем понимать совокупность учебных дисциплин, адекватно представляющих фундаментальные закономерности, логику и структуру соответствующих наук, объединенных междисциплинарными связями и сопрягающихся с профессиональными компетентностями, обеспечивающими целостность обучения выбранной специальности. Цели и содержание дисциплин базового блока слабо отражают преемственность содержательного компонента обучения; отсутствует общность научно-методических установок, что приводит к разрыву логико-содержательных связей между дисциплинами [1]. По мнению ряда исследователей в настоящее время в системах обучения базовым учебным дисциплинам педагогических специальностей недостаточно используется потенциал проблемно -модельного подхода. Однако педагогу-профессионалу в современной педагогической деятельности необходимы знания средств и методов обработки проблемной информации в педагогических ситуациях для их применения в принятии педагогических решений.
Содержание ФГОС ВПО предполагает направленность предметного содержания учебных дисциплин на освоение базовых наук как основы интеграции педагогических знаний. В связи с этим появляется потребность в модифицировании подходов к формированию методической системы обучения (МСО) студентов базовым дисциплинам в условиях проблемно-модельного подхода, поскольку он открывает доступ к нетрадиционным источникам информации и позволяет интегрировать содержание базовых учебных дисциплин посредством междисциплинарных связей; повышать эффективность самостоятельной работы студентов; создавать возможность приобретения и закрепления базовых знаний; формировать методы обучения с применением средств педагогического моделирования явлений и процессов; использовать специализированные методики, необходимые в будущей профессиональной деятельности. Вместе с тем, в методической системе обучения студентов базовым учебным дисциплинам педагогических специальностей целесообразно сохранить систему традиционного обучения, дополненного возможностью учебно-познавательной, поисково-аналитической, исследовательской деятельности студентов в процессе
153
Международный научный журнал «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»
ISSN 2410-6070
№ 4/2015
обучения; использовать организационные формы и средства проблемно-модельного подхода, методы обучения направить на формирование умений эффективно использовать полученные знания в области педагогической деятельности.
Методическую систему обучения студентов педагогических специальностей базовым учебным дисциплинам определим как совокупность взаимосвязанных компонентов: профессионально значимых целей; содержания, отражающего фундаментальные методы педагогики, в соответствии с квалификационными требованиями педагогической отрасли к подготовке педагога-профессионала; средств, организационных форм и методов обучения на базе проблемно-модельного подхода, формирующихся и развивающихся в современной образовательной среде.
Таким образом, определим проблемно-модельный подход как способ, обеспечивающий использование специализированных методов и средств в будущей профессиональной деятельности; преемственность и интеграцию содержания базовых учебных дисциплин, логико-содержательные связи; реализацию педагогического взаимодействия между субъектами учебного процесса для учебно-познавательной, поисково-аналитической, исследовательской деятельности, планирования учебных проектов, моделирования изучаемых явлений.
Список использованной литературы: 1. Литвиненко М.В. Проектирование результатов подготовки специалистов в условиях модульной системы обучения: Методическое пособие. - М.: Изд-во МИИГАиК, 2006. - 60 с.
© М.В. Фоминых, 2015
УДК 378.1; 371.3
В. В.Ходецкий
студент 5 курса факультета физической культуры, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,
г. Новокузнецк, Российская Федерация
НЕКОТОРЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ УТОЧНЕНИЯ КАТЕГОРИИ «ВОСПИТАНИЕ» В РЕСУРСАХ СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДОЛОГИИ
Аннотация
В статье отражены возможности уточнения определений и детализации словесно-логических моделей категории «воспитание», раскрыты направления моделирования категориального аппарата современной педагогики в ресурсах педагогической методологии.
Ключевые слова
Культура самостоятельной работы, воспитание, моделирование, гуманизм, педагогическая методология.
Качество продуктов ведущей деятельности неустанно развивающейся личности зависит от сформированности потребностей личности в высших достижениях и общечеловеческих ценностей, т.е., в конечном счете, от сформированности культуры самостоятельной работы.
В ресурсах формирования культуры самостоятельной работы уникальным новообразованием личности является качественное преобразование внутреннего мира и, как следствие, возможность оптимального преобразования всех средств и объектов окружающего мира, специфика которых непосредственно связана с возможностями взаимодействия и согласованными изменениями, происходящими в антропосреде и ноосфере.
Культура самостоятельной работы педагога по физической культуре - продукт ведущей деятельности педагога, в основе которого происходит развитие способностей самостоятельного поиска и решения задач развития личности в контексте формируемых компетенций и соблюдения приоритетов формирования потребности в здоровом образе жизни, любви к физической культуре, спорту, достижению высоких результатов ведущей деятельности и хобби, системное и синергетическое развитие всех структурных единиц и функций антропологического развития как гаранта стабильности, устойчивости и самосохранения