Научная статья на тему 'Определение методической системы обучения студентов педагогических специальностей базовым учебным дисциплинам'

Определение методической системы обучения студентов педагогических специальностей базовым учебным дисциплинам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / БАЗОВАЯ ПОДГОТОВКА / БАЗОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ФГОС / МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фоминых Мария Вячеславовна

В данной статье рассматривается понятие методической системы обучения студентов педагогических специальностей базовым учебным дисциплинам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение методической системы обучения студентов педагогических специальностей базовым учебным дисциплинам»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

3. Федчук Д.В. Мини-футбол в системе физического воспитания студенток социального вуза / Федчук Д.В. // В сборнике: Социальные технологии в исследованиях молодых ученых Аспирантские чтения. - 2011. - С. 144-149.

© Федчук В В., Алифиров А.И., 2016

УДК 37.048.3

Фоминых Мария Вячеславовна

канд.пед. наук, доцент ФГАОУ ВПО РГППУ,

г.Екатеринбург, РФ e-mail: fominykh.maria12@yandex.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ БАЗОВЫМ УЧЕБНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ

Аннотация

В данной статье рассматривается понятие методической системы обучения студентов педагогических специальностей базовым учебным дисциплинам.

Ключевые слова

Педагог, педагогическая специальность, базовая подготовка, базовые дисциплины, ФГОС, методическая система обучения.

Процесс «обновления» системы высшего профессионального образования нацелен на подготовку конкурентоспособного специалиста, готового осуществлять профессиональную деятельность в современном обществе. Так, для педагогической науки и практики становятся характерными задачи конструирования и моделирования дальнейшей профессиональной педагогической деятельности, решение которых связано с использованиемразличных технологий, методов, методик, программных средств, предназначенных для сбора и анализа профессионально значимой информации. Вслед за Голубевой О.Н., Сухановым А.Д. [2] под базовыми учебными дисциплинами в педагогических вузах будем понимать совокупность учебных дисциплин, адекватно представляющих фундаментальные закономерности, логику и структуру соответствующих наук, объединенных междисциплинарными связями и сопрягающихся с профессиональными компетентностями, обеспечивающими целостность обучения выбранной специальности. Применительно к педагогическому образованию в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ВПО) по направлению 050100.62 Педагогическое образование и профилю подготовки- «Образование в области иностранного языка» выделен базовый блок, в который входит общепрофессиональный цикл дисциплин. В частности, в этот блок входят учебные дисциплины по педагогике и методике преподавания иностранного языка. В ней отражены базовые идеи и представления, а также логика и структура теоретических и практических подходов к формализациизадачметодики преподавания иностранного языка, которые формируютбазовые педагогические знания. Рассмотрение учебных программ по этим учебным дисциплинам (в плане формирования знаний) позволяет отметить высокую степень их обособленности. Цели и содержание дисциплин базового блока слабо отражают преемственность содержательного компонента обучения; отсутствует общность научно-методических установок, что приводит к разрыву логико-содержательных связей между дисциплинами (Майков Э.В., Пресняков Н.И., Суханов А.Д., Шабанов Г.И. и др. [3]).

По мнению ряда исследователей в настоящее время в системах обучения базовым учебным дисциплинам педагогических специальностей недостаточно используется потенциал проблемно-модельного подхода. Однако педагогу-профессионалу в современной педагогической деятельности необходимы знания

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х

средств и методов обработки проблемной информации в педагогических ситуациях для их применения в принятии педагогических решений. Содержание ФГОС ВПО предполагает направленность предметного содержания учебных дисциплин на освоение базовых наук как основы интеграции педагогических знаний. В связи с этим появляется потребность в модифицировании подходов к формированию методической системы обучения студентов базовым дисциплинам в условиях проблемно-модельного подхода, поскольку он открывает доступ к нетрадиционным источникам информации и позволяет интегрировать содержание базовых учебных дисциплин посредством междисциплинарных связей; повышать эффективность самостоятельной работы студентов; создавать возможностьприобретения и закрепления базовых знаний; формировать методы обучения с применением средств педагогического моделирования явлений и процессов; использовать специализированные методики,необходимые в будущей профессиональной деятельности [1].

Вместе с тем, в методической системе обучения студентов базовым учебным дисциплинам педагогических специальностей целесообразно сохранить систему традиционного обучения, дополненного возможностью учебно-познавательной, поисково-аналитической, исследовательской деятельности студентов в процессе обучения; использовать организационные формы и средства проблемно-модельного подхода, методы обучения направить на формирование умений эффективно использовать полученные знания в области педагогической деятельности.

Так, методическую систему обучения студентов педагогических специальностей базовым учебным дисциплинам определим как совокупность взаимосвязанных компонентов: профессионально значимых целей; содержания, отражающего фундаментальные методы педагогики, в соответствии с квалификационными требованиями педагогической отрасли к подготовке педагога-профессионала; средств, организационных форм и методов обучения на базе проблемно-модельного подхода, формирующихся и развивающихся в современной образовательнойсреде.

Список использованной литературы:

1. Богомаз, И.В. Методическая система обучения студентов технических вузов, построенная на принципах проективной концепции./ Богомаз И.В //Сборник научных трудов (по материалам Международной конференции «Стратегия и пути развития национального образования в России» Кем- ГУ), Кемерово, 1-2 февраля 2007г.

2. Голубева, О.Н., Суханов А.Д. Концепции современного естествознания./ Издательство: Агар, 2000 г.- 464 стр.

3. Майков Э.В. Взаимосвязь общепрофессиональных и естественнонаучных дисциплин при подготовке инженерных кадров. Докт. дисс. Мордовский Гос.Унив., 2003г. 430 с.

© Фоминых М.В., 2016

УДК 006.91

Хабибуллин Тимур Минзилевич

Елабужский институт К(П)ФУ г. Елабуга, РФ E-mail: 25timur95@mail.ru

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ

Аннотация

Статья посвящена анализу истории развития метрологии в России. Выделены основные этапы этого процесса. Показано, что развитие отечественной метрологии во многом связано с деятельностью Д.И. Менделеева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.