Воронина А. А. Педагогический потенциал оптимизации формы трудовых отношений с мастерами производственного обучения / А. А. Воронина, О. И. Власова // Научный диалог. — 2016. — № 2 (50). — С. 335—348.
ERIHJM^
Журнал включен в Перечень ВАК
и I к I С н' s
PERKXMCALS DIRECIORV.-
УДК 377.112:349.222.2
Педагогический потенциал оптимизации формы трудовых отношений с мастерами производственного обучения*
© Воронина Алла Аркадьевна (2016), кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой права, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (Екатеринбург, Россия), [email protected]. © Власова Ольга Ивановна (2016), кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и социальной работы, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (Екатеринбург, Россия), [email protected]
Рассматриваются особенности заключения эффективного контракта (трудового договора) с мастером производственного обучения в контексте решения государственных задач по обеспечению российской экономики квалифицированными рабочими кадрами. Актуальность исследования обусловлена массовым внедрением новой формы оптимизации трудовых отношений с педагогическими работниками. Анализируются понятие и содержание эффективного контракта. Обозначены проблемы, с которыми сталкиваются образовательные организации при введении эффективных контрактов с мастерами производственного обучения в практику. Представлены результаты проведенного в рамках государственного задания по заказу Министерства образования и науки РФ Всероссийского социологического исследования, охватившего 312 организаций среднего профессионального образования (СПО) во всех федеральных округах РФ. В качестве информантов-экспертов выступили руководители образовательных организаций. Выяснено, что в настоящее время практика реального заключения эффективных контрактов с мастерами производственного обучения охватывает чуть более трети образовательных организаций среднего профессионального образования. Наиболее активно контракты заключаются в таких отраслях подготовки рабочих, как строительство, информационные технологии, сфера услуг. Предполагается, что в ближайшие 5—7 лет все образовательные организации
Статья подготовлена в рамках государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации, проект № 3189 «Разработка и апробация методологии изучения функционирования и развития мастеров производственного обучения как профессиональной группы».
перейдут на данную форму взаимодействия между работодателем и мастером производственного обучения.
Ключевые слова: мастер производственного обучения; трудовой договор; эффективный контракт; функционирования эффективных контрактов.
1. Введение
Одной из актуальных проблем развития российской экономики на современном этапе является обеспечение ее рабочими кадрами. Решение данной проблемы сегодня возложено на среднее профессиональное образование, поскольку Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Об образовании..., 2013] (далее — закон об образовании) внес существенные изменения в структуру системы профессионального образования (СПО), включив в нее ранее существовавшее начальное профессиональное образование, готовившее рабочие кадры. Но система СПО оказалась не готова к массовому обучению рабочих кадров, так как многие годы ориентировалась на подготовку специалистов среднего звена. Противоречия в системе профессионального образования обозначил А. Г. Кислов, обосновав необходимость изменений в ответ на современные вызовы и неизбежности обновления парадигмы [Кислов, 2014].
В процессе подготовки рабочих кадров ключевой фигурой является мастер производственного обучения. В настоящее время, по данным Министерства образования и науки Российской Федерации (РФ), их общая численность составляет порядка 40 тыс. [Золотарева, 2013, с. 2]. Труд педагогических работников является особым видом деятельности, включающим в себя педагогические, психологические, научные, социокультурные, производственные компоненты. Именно разноаспектность и разноплановость педагогического труда традиционно выступают причинами сложностей оценки его с точки зрения экономической и содержательной эффективности.
Эффективный контракт является абсолютно новой для российского трудового права формой трудового договора, поэтому отмечается практически полное отсутствие глубоких монографических, методических исследований, посвященных данной проблематике. Перед отечественными специалистами в области трудового права ещё только стоят задачи разработки его отдельных аспектов и оценки правовой эффективности. Одновременно важное значение имеет изучение не только теоретико-правовых аспектов, но и реальной ситуации, связанной с практическим внедрением эффективных контрактов в образовательных организациях.
В разные годы к проблемам профессиональной подготовки и особенностям деятельности мастеров производственного обучения обращались
прежде всего специалисты в области профессиональной педагогики [Гит-ман и др., 2012; Жуков, 2013; Мельник и др., 2014 и др.]. В то же время в исследованиях практически отсутствуют правовые и социологические составляющие, хотя решение многих вопросов, связанных с трудом мастеров производственного обучения, лежит именно в данных плоскостях.
2. Правовое понятие и содержание эффективного контракта
Основанием возникновения трудовых отношений между работником и работодателем, согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, является трудовой договор, которым и определяются права и обязанности сторон [Трудовой кодекс..., 2001]. Особую актуальность заключению трудового договора придает процесс перехода на так называемые «эффективные контракты». Фактически эффективный контракт есть не что иное, как трудовой договор, содержащий конкретные (количественные и качественные) показатели эффективности трудовой деятельности работника в зависимости от должности, которую он занимает.
В Распоряжении Правительства РФ от 26 ноября 2012 года № 2190-р, утвердившем «Программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012— 2018 гг.», дана дефиниция эффективного контракта. Эффективный контракт — это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки [Об утверждении., 2012]. Таким образом, эффективный контракт неотделим от трудового договора и нельзя его рассматривать как нечто иное. Фактически эффективный контракт — это конкретизированный трудовой договор, направленный на повышение эффективности (результативности) трудовой деятельности работника с целью адекватного повышения ему заработной платы через стимулирование труда.
Необходимость перехода на эффективные контракты в различных сферах государственного управления возникла в связи с Указом Президента РФ от 07 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [О мерах., 2012]. В свою очередь Правительство РФ разработало вышеназванную программу от 26 ноября
2012 г., в которой содержится примерная форма трудового договора (эффективного контракта). Кроме того, Приказом Минтруда РФ от 26 апреля
2013 г. № 167н утверждены рекомендации по оформлению трудовых от-
ношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта [Об утверждении..., 2013]. Примечательно, что в Трудовом кодексе РФ отсутствует понятие «эффективный контракт», поскольку это есть юридическая конструкция «трудовой договор».
Об эффективном контракте написано много статей, причем активно отреагировали на внедрение эффективных контрактов представители вузовской науки [Гриненко и др., 2013; Костырин, 2012; Миляева, 2014; Филющенко и др., 2013], вопрос внедрения эффективного контракта рассматривался на многочисленных совещаниях, семинарах, конференциях разного уровня. Многие авторы выражают сомнение в полезности эффективных контрактов, отмечая, что пользу от их внедрения извлекает только одна сторона — образовательная организация [Васильева, 2013; Шафрано-ва, 2015 и др.]. Тем не менее думается, что процесс внедрения эффективных контрактов неизбежен, и рассматривать его надо исключительно как «одну из форм совершенствования системы оплаты труда как фактора повышения производительности труда и материальной заинтересованности работников в связи с назревшими актуальными изменениями условий и задач производства, а также общественного сознания» [Акатьев, 2015, с. 62].
Проблемой видится не только определение конкретных показателей эффективности работы, но и то, что этот вопрос по содержанию отдан на откуп образовательной организации. К сожалению, нередко на практике предоставленная работодателю свобода приводит к нарушению прав работников. В данном случае это может быть установление требований к работнику, которые либо не входят в его круг обязанностей, определенных Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» [Об утверждении., 2010], либо могут быть установлены повышенные количественные показатели, что приведет к еще большей интенсивности труда и, как следствие, негативно отразится на основной деятельности образовательной организации.
3. Эффективный контракт в оценках экспертов
С целью выявления реального положения дел в области заключения эффективных контрактов с мастерами производственного обучения в рамках государственного задания по заказу Министерства образования и науки РФ было проведено Всероссийское социологическое исследование, охватившее 312 образовательных организаций СПО во всех федеральных округах РФ. В качестве информантов-экспертов выступили руководители
образовательных организаций СПО. Выборка случайная, ошибка выборки не превышает 5 %. Социологическое исследование позволило ответить на ряд вопросов, связанных с ареалом распространения эффективных контрактов, общей эффективностью, а также методическими проблемами их заключения с мастерами производственного обучения.
Исследование выявило, что в настоящее время эффективные контракты с мастерами производственного обучения заключаются почти в каждой третьей образовательной организации СПО.
Принимая во внимание тот факт, что эффективные контракты начали массово распространяться только в 2013 году, их наличие в трети образовательных организаций можно считать достаточно позитивным явлением. Проанализируем, какие условия влияют на функционирование новой формы трудового договора.
Анализ результатов исследования показал, что больше всего контрактов заключается в организациях, расположенных в городах и поселках городского типа — 39,7 %, меньше всего, что несколько парадоксально, — в областных городах — 33,3 %. Больший интерес к введению инновационной формы трудового договора в малых городах и сельской местности может быть связан, во-первых, с более высокой исполнительской дисциплиной руководителей СПО, стремящихся добросовестно выполнять все указания Министерства образования и науки Российской Федерации; во-вторых, с желанием субъектов образовательного пространства максимально обезопасить свою профессиональную деятельность в правовом плане, создать для неё максимально возможные юридические гарантии.
Исследование показало, что две трети образовательных организаций (70,0 %) начали заключение «эффективных контрактов» в 2013— 2014 учебном году, а пятая часть (21,7 %) — в 2015—2016 годах. Таким образом, год начала массового распространения эффективных контрактов полностью совпадает с появлением нормативно-правовой базы, на которую данный документ опирается, последующие периоды дали незначительный прирост числа заключённых контрактов.
Помимо количественных характеристик — формального срока заключения «эффективного контракта» — большое значение имеет и его качественный состав — содержание (табл. 1).
С точки зрения права, эффективный контракт выступает особой формой трудового договора, однако его появление в поле педагогической деятельности является не случайным.
В последние годы в связи с усложнением общих процессов, протекающих в секторе профессионального образования, интенсификацией труда,
Таблица 1
Содержательные элементы эффективного контракта, заключаемого с мастерами производственного обучения, % от числа ответивших
Содержательные элементы эффективного контракта %
Права и обязанности работника и работодателя 61,6
Результативность работы (содействие трудоустройству выпускников, профориентационная работа, эффективность внедрения инноваций) 39,9
Вопросы оплаты труда 28,9
Учебно-методическая работа 27,8
Участие в профессиональных конкурсах, выставках 24,7
Нормирование рабочего и внерабочего времени 24,4
Стимулирующие мероприятия 23,6
Повышение квалификации 22,0
Качество подготовки специалистов (результат освоения ОП, результат сдачи ГИА и др.) 21,2
Меры социальной поддержки мастера 19,6
Дополнительные условия труда 11,1
Общие стандартные положения договора 11,1
Воспитательная деятельность 10,5
Другое 8,4
Затруднились ответить 21,0
Итого: 355,8*
появлением новых видов профессиональных обязанностей педагогических работников, появилась потребность не только в юридической защите сторон трудовых правоотношений в области образования, но и в адекватной оценке достижений каждого конкретного мастера производственного обучения в сфере профессиональной деятельности.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что содержание эффективного контракта с мастерами производственного обучения как раз позволяет найти баланс между многокомпонентными составляющими педагогического труда.
Эффективный контракт — относительно новый документ для руководителей организаций среднего профессионального образования. Повсеместное внедрение указанного правового института диктует неотъемлемую необходимость курировать и сопровождать процесс заключения таких контрактов в образовательных учреждениях. Соответственно, вышеизложенные факторы и обстоятельства влекут за собой появление ново-
го спектра профессиональных обязанностей для администраций образовательных учреждений. Кто же непосредственно занимается эффективными контрактами мастеров производственного обучения?
Исследование выявило, что каждый второй эффективный контракт с мастером производственного обучения заключается под непосредственным патронажем руководителя организации среднего профессионального образования, и только почти каждый шестой — под руководством заместителя руководителя или инспектора отдела кадров.
Исследование выявило и проблемы, с которыми сталкиваются образовательные организации при заключении эффективных контрактов с мастерами производственного обучения (рис. 1).
Подавляющее большинство проблем, связанных с внедрением эффективных контрактов в практику, обусловлено внешними проблемами и объективными факторами, которые не зависят от конкретных образовательных организаций. Этот комплекс проблем условно можно назвать «мето-дико-правовые проблемы». Действительно, в настоящее время, несмотря на высокие оценки эффективности данного правового института регулирования трудовых правоотношений в образовательных организациях, пока отсутствует в достаточной степени проработанная правовая основа функционирования контракта, а также методическая помощь, направленная на оптимизацию работы с ним.
Рис. 1. Проблемы, с которыми сталкиваются организации СПО при заключении эффективных контрактов с мастерами производственного обучения, % от числа ответивших*
Анализ результатов показал, что внутренняя среда образовательной организации, включающая в себя непосредственных субъектов поля функционирования эффективного контракта — мастеров производственного обучения и администрацию образовательных организаций, — не выстраивает практически никаких барьеров на пути реализации расширенной формы трудового договора. Однако образовательные организации испытывают потребность в квалифицированных специалистах кадровых служб, которые могут качественно и успешно работать с эффективными контрактами. Отсутствие подобных работников в подавляющем количестве организаций само по себе способно стать объяснением и того, о чём уже шла речь выше, а именно фактора высокой степени включенности руководителей в непосредственный процесс работы с контрактами.
В настоящее время эффективные контракты с мастерами производственного обучения заключает только треть образовательных организаций России. В процессе исследования мы выяснили, каковы планы руководителей в области заключения эффективных контрактов, имея в виду тех руководителей образовательных учреждений, которые в настоящее время еще не включились в программу внедрения данной практики регулирования трудовых правоотношений с мастерами производственного обучения (рис. 2).
Исследование зафиксировало две тенденции относительно планов на внедрение новых типов трудовых договоров. Первая — позитивная — заключается в том, что почти половина руководителей собирается перевести мастеров производственного обучения на эффективный контракт в течение трех лет, причем каждый четвертый руководитель будет это делать в течение года, а почти каждый пятый — в течение двух-трех лет. Более быстрый переход (в течение одного года) будет сделан руководителями
В течение четырех-пяти лет
В течение двух-трех лет
Пока не планируют
В течение года
Рис. 2. Эксперты о планах заключения эффективных контрактов, % от числа ответивших
Таблица 2
Мнения экспертов о планах заключения эффективных контрактов в будущем в зависимости от места расположения образовательной организации, % от числа ответивших по столбцу
Планы Областной центр Город, поселок городского типа Сельская местность
В течение года 18,6 27,1 20,0
В течение двух-трех лет 23,3 23,3 8,0
В течение четырех-пяти лет 0 3,9 20,0
Пока не планируют 58,1 45,7 52,0
Итого: 100 100 100
организаций, осуществляющих подготовку по таким направлениям, как строительство, сфера услуг, информационные технологии.
Вторая тенденция — скорее негативная. Её сущность сводится к тому, что половина руководителей образовательных организаций СПО вообще не задумываются о необходимости перехода на новые формы заключения трудовых отношений с мастерами.
Планы руководителей на дальнейшее внедрение эффективных контрактов зависят от места расположения образовательных учреждений (табл. 2).
Руководили учреждений СПО, расположенных в городах, планируют начать внедрять эффективные контракты в более короткие сроки до трех лет, в то время как администрация сельских учреждений допускает некоторое откладывание данного мероприятия на срок до пяти лет. Скорее всего, наиболее перспективная часть сельских учреждений СПО, которая имела соответствующие ресурсы, уже начала ознакомление с данным документом и перейдет на работу с ним в ближайшем будущем, то есть в течение года (это каждое пятое сельское учреждение СПО). Другая часть сельских организаций, по всей вероятности, либо вообще не ознакомилась с данным документом, либо испытывает серьезные методические и правовые трудности, связанные с его внедрением, либо в силу иных причин не имеет возможности (желания руководства) переходить на систему эффективных контрактов. Весьма парадоксально, что доля руководителей, которые вообще не задумывалась о данном документе, выше в областных городах, нежели в других типах поселений.
Достаточно высокая степень реального и потенциального распространения эффективных контрактов порождает вопрос об их качественной
Контракты эффективны Контракты неэффективны Затруднилисьответить
Рис. 3. Эксперты об эффективности новой формы трудового договора, % от числа ответивших
оценке профессиональным сообществом экспертов. Насколько же «эффективны эффективные контракты»? (рис. 3).
Эксперты, которые уже имеют опыт работы с эффективным контрактом, очень высоко оценивают его потенциал. Несмотря на отсутствие явно выраженной статистической взаимосвязи между оценкой контрактов и типом поселения, стоит отметить, что в сельской местности вообще нет руководителей, которые бы считали данный документ неэффективным (в малых городах таковых 10 %, а в областных 5 %).
Высокая оценка эффективных контрактов со стороны руководителей учреждений и организаций среднего профессионального образования, а также отсутствие серьезных барьеров к их внедрению со стороны подавляющего большинства мастеров производственного обучения позволяют говорить о необходимости разработки комплекса мер, направленных на скорейшее массовое распространение данной практики на более широкий круг образовательных организаций.
4. Выводы
Эффективный контракт — это документ, который объединяет в себе элементы традиционного трудового договора с расширенным набором дополнительных условий и норм, характеризующих результативность профессиональной деятельности мастера производственного обучения и выстраивающим систему вознаграждения указанного лица в зависимости от достижения определённых результатов. Контракт позволяет, с одной стороны, поддерживать благоприятную конкурентную среду в образовательной организации, с другой — развивать адекватный компетентностный набор, необходимый современному мастеру производственного обучения.
В настоящее время практика реального заключения эффективных контрактов с мастерами производственного обучения охватывает чуть более трети образовательных организаций среднего профессионального образования. В течение ближайшего года каждая вторая организация СПО перейдет на указанную инновационную форму фиксации и регламентации трудовых правоотношений с мастерами производственного обучения. Наиболее активно контракты заключаются в таких отраслях подготовки рабочих, как строительство, информационные технологии, сфера услуг.
Основными составляющими эффективного контракта являются позиции, направленные на развитие профессиональных компетенций и обеспечение правовой защиты мастеров производственного обучения. При этом правовой институт эффективного контракта одновременно направлен и на установление прочной, прослеживающейся связи между достижением мастером критериев эффективности труда и его оплатой.
Новая форма трудового договора оценивается экспертами как достаточно перспективная и эффективная, что позволяет предположить, что в ближайшие пять — семь лет все образовательные организации перейдут на данную форму взаимодействия между работодателем и мастером производственного обучения.
Источники
1. Золотарева, 2013 — Об основных направлениях государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена : доклад директора Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России Н. М. Золотаревой на VII Съезде Союза директоров средних специальных учебных заведений России, 24 апреля 2013 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%BF%D1%80% D0%B5%D1%81%D1%81-%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1o/o82o/oD1o/o80/3361.
2. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29 декабря 2012 г. (с послед. изм.) № 273-Ф3 // Собрание законодательства РФ. — 2013. — № 23. — Ст. 2923.
3. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» : приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н (ред. от 31.05.2011) // Российская газета. — 2010. — 20 окт.
4. Об утверждении программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012—2018 гг. : распоряжение Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р (с изм. на 14 сентября 2015 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2012. — № 49. — Ст. 6909.
5. Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта : приказ Минтруда РФ от 26 апреля 2013 г. № 167н (в ред. от 20 февраля 2014 г.) // Российская газета. — 2014. — 25 мая.
6. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки : указ Президента РФ от 07 мая 2012 г. № 599 // Российская газета. — 2012. — 9 мая.
7. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. (с послед. изм.) № 197-ФЗ // Российская газета. — 2001. — 31 дек.
Литература
1. Акатьев А. А. Эффективный контракт как механизм стимулирования педагогических работников к повышению эффективности профессиональной деятельности / А. А. Акатьев // Реализация дополнительных общеразвивающих программ в детских школах искусств : опыт работы с детьми дошкольного возраста : материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции в области художественного образования детей «Арт-Екатеринбург» (с международным участием) / под ред. Н. Ю. Перевышиной. — Екатеринбург : Издательство УМЦ УПИ, 2015. — С. 62—66.
2. Васильева О. Г. Эффективный контракт для высшей школы / О. Г. Васильева // Совет ректоров. — 2013. — № 5. — С. 20—24.
3. Гитман Е. К. Повышение профессионально-педагогической компетентности мастера производственного обучения как социально-педагогическая проблема / Е. К. Гитман, А. П. Торбеева // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). — 2012. — № 10 (18). — С. 27.
4. Гриненко С. В. Эффективный контракт в системе воспроизводства научно-педагогических кадров / С. В. Гриненко, М. А. Масыч, И. К. Шевченко // Университетское управление : практика и анализ. — 2013. — № 5. — С. 30—35.
5. Жуков Г. Н. Мастер производственного обучения : компетентностная модель / Г. Н. Жуков // Профессиональное образование. Столица. — 2013. — № 5. — С. 14—17.
6. Кислов А. Г. СПО — ВПО : обновление парадигмы / А. Г. Кислов // Профессиональное образование. Столица. — 2014. — № 10. — С. 31—34.
7. Костырин И. Н. Возможности эффективного контракта в академической деятельности преподавателей вузов / И. Н. Костырин // Актуальные вопросы современной науки. — 2012. — № 23. — С. 217—224.
8. Мельник М. В. Анализ системы подготовки будущих педагогов-инженеров по специальности «Мастер производственного обучения для сварочного производства» / М. В. Мельник, В. М. Ямпольский // Заготовительные производства в машиностроении. — 2014. — № 5. — С. 39—41.
9. Миляева Л. Г. Совершенствование системы оплаты труда преподавателей вузов, базирующееся на внедрении эффективного контракта / Л. Г. Миляева // Гуманизация образования. — 2014. — № 4. — С. 17—21.
10. Филющенко Л. И. Правовые аспекты эффективного контракта в высшей школе / Л. И. Филющенко, Е. Г Шаблова // Университетское управление : практика и анализ. — 2013. — № 5. — С. 59—65.
11. Шафранова О. Е. Эффективный контракт — эффективный преподаватель? / О. Е. Шафранова // Образовательная среда вуза: ресурсы, технологии : сборник материалов Международной научно-практической конференции, Амурский государственный университет. — Благовещенск : Амурсккий гос. ун-т, 2015. — С. 141—145.
Pedagogical Potential of Optimization of Forms of Labour Relations with Master of Industrial Training
© Voronina Alla Arkadyevna (2016), PhD in Law, associate professor, Head of Department, Department of Law, Russian State Vocational Pedagogical University (Yekaterinburg, Russia), [email protected].
© Vlasova Olga Ivanovna (2016), PhD in Sociology, associate professor, Department of Sociology and Social Work, Russian State Vocational Pedagogical University (Yekaterinburg, Russia), [email protected]
The features of singing an effective employment contract with the master of industrial training in the context of solving state tasks on providing the Russian economy with qualified personnel are considered. The relevance of the study is determined by the mass introduction of a new form of optimization of labour relations with teachers. The concept and content of an effective contract are analysed. The problems faced by educational organizations with the introduction of effective contracts with the masters of industrial training into practice are mentioned. The results of all-Russian sociological research conducted within the framework of state task of Ministry of Education and Science of the Russian Federation, covering 312 organizations of secondary vocational education in all Federal districts of the Russian Federation are presented. Heads of educational organizations were informants-experts. It is found that in current practice the real signing of efficient contracts with the masters of industrial training covers just over a third of educational institutions of secondary vocational education. The contracts are signed most actively in such industries of workers' training as construction, information technology, sphere of services. It is expected that in the next 5—7 years all educational organizations will use this form of interaction between the employer and the master of industrial training.
Key words: master of industrial training; labour contract; effective contract; functioning of effective contracts.
References
Akatyev, A. A. 2015. Effektivnyy kontrakt kak mekhanizm stimulirovaniya peda-gogicheskikh rabotnikov k povysheniyu effektivnosti professionalnoy dey-atelnosti. In: Perevyshina, N. Yu. Realizatsiya dopolnitel'nykh obshcheraz-vivayushchikh programm v detskikh shkolakh iskusstv: opyt raboty s det'mi doshkolnogo vozrasta: materialy VIII Vserossiyskoy nauchno-praktiches-
koy konferentsii v oblasti khudozhestvennogo obrazovaniya detey «Art-Ekaterinburg» (s mezhdunarodnym uchastiem). Yekaterinburg: Izdatelstvo UMTs UPI. 62—66.
Filyushchenko, L. I., Shablova, E. G. 2013. Pravovyye aspekty effektivnogo kontrakta v vysshey shkole. Universitetskoye upravleniye : praktika i analiz, 5: 59— 65.
Gitman, E. K., Torbeeva, A. P. 2012. Povysheniye professionalno-pedagogicheskoy kompetentnosti mastera proizvodstvennogo obucheniya kak sotsialno-ped-agogicheskaya problema. Sovremennyye issledovaniya sotsialnykh problem (elektronnyy nauchnyy zhurnal), 10 (18): 27.
Grinenko, S. V., Masych, M. A., Shevchenko, I. K. 2013. Effektivnyy kontrakt v sisteme vosproizvodstva nauchno-pedagogicheskikh kadrov. Universitetskoye upravleniye: praktika i analiz, 5: 30—35.
Kislov, A. G. 2014. SPO — VPO: obnovleniye paradigm. Professionalnoe obrazovaniye. Stolitsa, 10: 31—34.
Kostyrin, I. N. 2012. Vozmozhnosti effektivnogo kontrakta v akademicheskoy deyatel-nosti prepodavateley vuzov. Aktualnye voprosy sovremennoy nauki: 23: 217—224.
Melnik, M. V.. Yampolskiy, V. M. 2014. Analiz sistemy podgotovki budushchikh peda-gogov-inzhenerov po spetsialnosti «Master proizvodstvennogo obucheniya dlya svarochnogo proizvodstva». Zagotovitelnye proizvodstva v mashi-nostroenii. 5: 39—41.
Milyaeva, L. G. 2014. Sovershenstvovaniye sistemy oplaty truda prepodavateley vuzov, baziruyushcheesya na vnedrenii effektivnogo kontrakta. Gumanizatsiya obrazovaniya, 4: 17—21.
Shafranova, O. E. 2015. Effektivnyy kontrakt — effektivnyy prepodavatel'? Obrazo-vatelnaya sreda vuza: resursy, tekhnologii: sbornik materialov Mezhdun-arodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Amurskiy gosudarstvennyy universitet. Blagoveshchensk: Amurskkiy gos. un-t. 141—145.
Vasilyeva, O. G. 2013. Effektivnyy kontrakt dlya vysshey shkoly. Sovet rektorov, 5: 20—24.
Zhukov, G. N. 2013. Master proizvodstvennogo obucheniya: kompetentnostnaya model. Professionalnoye obrazovaniye. Stolitsa, 5: 14—17.