Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗАХ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 40.03.02 «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА»)'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗАХ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 40.03.02 «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / МЕТОДИКА ОБРАЗОВАНИЯ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / БАКАЛАВРИАТ / НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ: 40.03.02 / ФГОС ВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минзянова Диляра Фарильевна

В связи с утверждением Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.02 «Обеспечение законности и правопорядка» возникает вопрос о перспективах образовательного процесса в высших учебных заведениях системы Министерства внутренних дел (МВД) России. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что до 2022 г. в образовательных организациях системы МВД России курсанты обучались по форме специалитета (5 лет обучения). В статье рассматриваются трудности переходного процесса, вызванные сокращением срока обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Минзянова Диляра Фарильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA (THE CASE OF TRAINING PROGRAM 40.03.02 "ENSURING LAW AND ORDER")

Due to the approval of the federal state educational standard of higher education - bachelor's degree in the direction of training 40.03.02 "Ensuring Law and Order', the question arises about the prospects of the educational process in higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The relevance of the research topic is due to the fact that until 2022, cadets were trained in the form of a specialist programme (5 years of training) in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The article discusses the difficulties of the transition process caused by the shortening of the training period.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗАХ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 40.03.02 «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА»)»

УДК 378.14 DOI: 10.36809/2309-9380-2023-38-169-173

Науч. спец. 5.8.1

Диляра Фарильевна Минзянова

Казанский юридический институт Министерства внутренних дел России, старший преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности, Казань, Россия

e-mail: [email protected]

Педагогический потенциал образовательного процесса в вузах системы Министерства внутренних дел России (на примере направления подготовки 40.03.02 «Обеспечение законности и правопорядка»)

Аннотация. В связи с утверждением Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 40.03.02 «Обеспечение законности и правопорядка» возникает вопрос о перспективах образовательного процесса в высших учебных заведениях системы Министерства внутренних дел (МВД) России. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что до 2022 г. в образовательных организациях системы МВД России курсанты обучались по форме специалитета (5 лет обучения). В статье рассматриваются трудности переходного процесса, вызванные сокращением срока обучения.

Ключевые слова: образовательный процесс, методика образования, цифровая трансформация, бакалавриат, направление подготовки: 40.03.02, ФГОС ВО.

Dilyara F. Minzyanova

Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Senior Lecturer of the Department of Investigative Activities, Kazan, Russia e-mail: [email protected]

Pedagogical Potential of the Educational Process in Higher Education Institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia (The Case of Training Program 40.03.02 "Ensuring Law and Order")

Abstract. Due to the approval of the federal state educational standard of higher education — bachelor's degree in the direction of training 40.03.02 "Ensuring Law and Order', the question arises about the prospects of the educational process in higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The relevance of the research topic is due to the fact that until 2022, cadets were trained in the form of a specialist programme (5 years of training) in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The article discusses the difficulties of the transition process caused by the shortening of the training period.

Keywords: educational process, education methodology, digital transformation, bachelor's programme, field of study: 40.03.02, FSES of HE.

Введение (Introduction)

В процессе цифровой трансформации образовательного процесса в реализации Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) нового поколения в образовательных организациях системы МВД России введено новое направление — программа бакалавриата по направлению подготовки 40.03.02 «Обеспечение законности и правопорядка» [1]. В настоящее время в системе МВД России началась полноценная подготовка к введению данной формы обучения в образовательный профиль. Так, ряд высших учебных заведений (далее — вуз) начиная с сентяб-

ря 2022 г. начнут принимать курсантов по направлению подготовки 40.03.02 «Обеспечение законности и правопорядка» на очную форму обучения [2; 3; 4; 5].

Каждая образовательная организация должна самостоятельно разработать программу обучения в соответствии с ФГОС ВО. Следует отметить, что программа бакалавриата по направлению подготовки 40.03.02 «Обеспечение законности и правопорядка» сократит срок обучения курсантов, который составит четыре года.

Сама по себе программа, в соответствии с которой проходят обучение курсанты-бакалавры, должна отличаться

© Минзянова Д. Ф., 2023

Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 2023, № 1 (38), с. 169-173. Review of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian Research, 2023, no. 1 (38), pp. 169-173.

от аналогичных программ специалитета тем, что изучению учебных дисциплин свойственен более обширный, обобщенный вид. Два года курсанты-бакалавры проходят обучение по общему профилю — широких специалистов. Следующие два года ими определяется конкретное направление в образовании. После окончания образовательной организации бакалавры осуществляют деятельность по своему профилю подготовки, но при этом им не запрещается заниматься и научной деятельностью, так как бакалавриат — академическая степень полного высшего образования [6, с. 188].

Методы (Methods)

Методологической основой настоящего исследования стали общенаучные (сравнение, анализ, синтез) и специальные методы исследования (организационный, системный и структурно-функциональный подходы), позволяющие спрогнозировать перспективы развития программы обучения по направлению подготовки 40.03.02 «Обеспечение законности и правопорядка» в образовательных организациях системы МВД России; анализ современных нормативных правовых актов и научно-методической литературы.

Литературный обзор (Literature Review)

Основная цель реформирования органов внутренних дел России — формирование нового типа сотрудников правоохранительных органов, обладающих высоким уровнем правосознания, образования и глубокими знаниями в области служебной, научной и иной деятельности в процессе осуществления своих полномочий. Учебные центры профессионального образования и образовательные организации системы МВД России принимают всевозможные меры, поскольку сталкиваются с проблемой неподготовленности кадров для органов внутренних дел.

Так, А. С. Патахов в своих исследованиях рассматривает весьма актуальный вопрос образовательного процесса — цифровые технологии в профессиональной подготовке будущих специалистов органов внутренних дел. Говоря об инновационных технологиях, автор затрагивает и рассматриваемое нами направление, отмечая, что «в рамках направления подготовки 40.03.02 "Обеспечение законности и правопорядка" также реализуются вполне гармоничные цифровые образовательные профили, такие как "Управление юридическими процессами", "Цифровые технологии в обеспечении правопорядка" и др., которые содержат ряд дисциплин, формирующих такие компетенции ФГОС, как "способность понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности"» [7, с. 353].

Закладываемые в настоящее время принципы введения данной двухуровневой системы обучения в образовательных организациях МВД России имеют ряд существенных отличий и особенностей. Так, в частности, А. А. Сысоев считает, что применительно к физической подготовке возможность по разделению обучения на общий широкий профиль и специальный профиль практически отсутствует, так как вся система подготовки имеет последовательный непрерывный характер от получения умений на младших до их

закрепления и перевода в навыки на более старших курсах обучения. В целом система физической подготовки в образовательных организациях не претерпит значительных изменений из-за ввода новых стандартов обучения, а примет лишь несколько сжатый и «урезанный» вид из-за перехода с 5-летней на 4-летнюю форму обучения [6, с. 189].

Результаты и обсуждение (Results and Discussion)

Реформа МВД России отразилась на количестве обучающихся в образовательных организациях системы МВД, вследствие чего произошло снижение авторитета высшего профессионального образования, полученного в вузах министерства. По мнению С. С. Жевлаковича, в условиях нехватки бюджета для финансирования образования «приходится соглашаться» с внедрением и реализацией в вузах системы МВД России программ бакалавриата по направлению подготовки 40.03.02 «Обеспечение законности и правопорядка» (очной формы обучения) [8, с. 280].

Особенно важным становится вопрос о педагогическом потенциале профессорско-преподавательского состава вузов системы МВД России, поскольку необходимо перестроить имеющиеся программы обучения, распределив «сжатый» год на весь образовательный процесс (4 года обучения); трансформировать программы преподавания учебных дисциплин; изменить фондовые лекции, планы семинарских (практических) занятий и т. п.

Изменения в образовательном процессе вузов системы МВД России не заставили себя долго ждать. Так, Приказ Минобрнауки России от 27 июля 2021 г. № 677 содержит в себе структуру программы бакалавриата по направлению подготовки 40.03.02 «Обеспечение законности и правопорядка», которую можно увидеть на рисунке ниже [1].

Структура программы бакалавриата Объем программы бакалавриата и ее блоков в з.е.

Блок 1 Дисциплины (модули) не менее 180

Блок 2 Пракшка не менее 24

Блок 3 Государственная итоговая аттестация 6-9

Объем программы бакалавриата 240

Структура и объем программы бакалавриата

Программа бакалавриата по очной форме обучения предусматривает следующие возможные профили: «оперативно-розыскная деятельность (узкая специализация: деятельность оперативного уполномоченного уголовного розыска), административная деятельность полиции (узкие специализации: деятельность участкового уполномоченного полиции; деятельность сотрудников ГИБДД), деятельность специальных подразделений, деятельность подразделений по работе с личным составом» [8, с. 281].

Для вышеперечисленных категорий обучающихся ввиду важности профилей и в целях успешной профессиональной деятельности на первое место выходит не высокий уровень широкого юридического образования, а специальное (профильное) образование. С учетом этих обстоятельств, следует активизировать комплексное преподавание учебных дисциплин профессорско-преподавательским соста-

вом образовательных организаций системы МВД России с возможностью использования практических занятий с действующими сотрудниками по каждому направлению подготовки.

Помимо положительных результатов сжатия сроков обучения в вузах системы МВД России имеются отрицательные стороны.

Так, при введении направления подготовки 40.03.02 «Обеспечение законности и правопорядка» с сокращением сроков обучения уменьшается и зачетная единица трудоемкости (учебное время).

По программе специалитета образовательный процесс распределяется в общей сложности на 52 недели года, шесть из которых — продолжительность каникулярных отпусков в один учебный год. Таким образом, учебная программа направления подготовки 40.03.02 «Обеспечение законности и правопорядка» сокращается до 46 учебных недель. Это вызовет трудности у профессорско-преподавательского состава любой образовательной организации системы МВД России, что, в свою очередь, может сказаться на качестве преподавания специальных дисциплин, для изучения которых требуется дополнительный год.

Несмотря на сокращение продолжительности обучения, в образовательный процесс были добавлены специальные учебные дисциплины, такие как «Информационно-техническое обеспечение выявления и раскрытия преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий», «Выявление и раскрытие преступлений с использованием современных технических средств», «Оперативно-разыскной тренинг» и др., и увеличены учебные часы для профессорско-преподавательского состава вузов системы МВД России. Следует отметить, что новые учебные дисциплины связаны с инновационными технологиями и возможностями. Между тем для преподавания дисциплин информационной направленности требуется совершенствование инновационных технологий в образовательном процессе.

Сокращение произведено за счет оптимизации примерной базовой программы подготовки (далее — ПООП) бакалавров по количеству учебных часов, учитываемому в проекте. Предусмотрено:

1) сокращение количества часов на общеправовые дисциплины, общепрофессиональную и профессиональную подготовку;

2) увеличение количества часов на специальные дисциплины по профилю обучения, с акцентом на дисциплины в области информационно-телекоммуникационных технологий;

3) повышение количества часов лекционных, семинарских (практических) занятий и сокращение количества часов, отведенных на прохождение практик.

Таким образом, сформированное направление подготовки 40.03.02 «Обеспечение законности и правопорядка» предлагает реализовать подготовку курсантов конкретной категории кадров для органов внутренних дел. Однако вузы системы МВД России сохранили уровень профессионального высшего образования (специалитет) по различным направлениям, например 40.05.01 «Правовое обеспече-

ние национальной безопасности» [2; 4; 5]. На наш взгляд, сохранение связано с тем, что подготовку курсантов и слушателей по направлению 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности» нельзя уместить в программе бакалавриата (четыре года обучения), так как содержание направления 40.05.01 является комбинированным.

Следует отметить, что внедрение исследуемого направления подготовки, на наш взгляд, никак не отразится на возможности использования инновационных технологий преподавания в ходе образовательного процесса. Активное внедрение инновационных технологий в образовательный процесс вузами системы МВД России обусловлено масштабами цифровизации, актуализацией стабильного и публичного получения высшего профессионального образования в информационном обществе. Необходимость разработки и внедрения новых педагогических практик и инновационных подходов к ведению лекционных, семинарских (практических) занятий в вузах системы МВД России обусловлена как раз процессом цифровизации. Данное направление затрагивает и программу обучения по направлению подготовки 40.03.02 «Обеспечение законности и правопорядка». Внедрение педагогических практик и инновационных подходов обучения приводит к трансформации учебного процесса в целом. В настоящее время курсанты и слушатели должны уметь находить необходимый материал для подготовки к семинарским (практическим) занятиям, а также для научно-практической деятельности; профессионально использовать всевозможные источники информационного пространства в целях решения возникающих задач; расширять спектр своих навыков и умений, постоянно развиваться и т. д. В свою очередь, профессорско-преподавательскому составу образовательных организаций системы МВД России следует увеличивать педагогический потенциал, основываясь на цифровой трансформации образовательного процесса.

Исследование характеристики, связанной с разработкой и использованием электронных образовательных ресурсов и информационных технологий в образовательном процессе, направленной на повышение педагогического потенциала, — актуальная задача для каждого вуза системы МВД России, что обусловлено рядом обстоятельств:

1) возможностью применения средств воспроизведения видео- и аудиоматериалов, анимационных фильмов и т. п., которые дают возможность наглядно и комплексно проводить учебные занятия;

2) возможностью быстрой адаптации содержания учебных материалов к инновационным научным достижениям;

3) возможностью предоставления курсантам и слушателям доступа к справочным материалам и справочно-право-вым системам, соответствующим рабочей программе изучаемой дисциплины;

4) отсутствием проблем в области полиграфии в процессе использования электронных образовательных ресурсов;

5) возможностью получения высшего профессионального образования в оптимальном темпе по индивидуальному направлению;

6) возможностью проведения лекционных, семинарских (практических) занятий в форме дистанционного обучения,

посредством использования информационных технологий (проведение тестирования в электронной информационно-образовательной среде, с помощью образовательной платформы «Юрайт» и т. п.);

7) возможностью осуществления мониторинга образовательного процесса, получения обучаемыми знаний и т. п. [9, с. 51].

Заключение (Conclusion)

Таким образом, с внедрением в образовательные организации системы МВД России программы бакалавриата по направлению подготовки 40.03.02 «Обеспечение законности и правопорядка» трансформируется образовательный

процесс в целом и образующие его учебные дисциплины. Данная программа сокращает срок обучения на один год (четыре года обучения), при этом добавляет новые учебные дисциплины и учебные часы для преподавания, что непосредственно затрагивает педагогический потенциал профессорско-преподавательского состава вузов системы МВД России. Следует обратить внимание на то, что учебные дисциплины, введенные в образовательный процесс вузов системы МВД России совместно с внедрением направления подготовки 40.03.02 «Обеспечение законности и правопорядка», делают акцент на информационных технологиях, что актуализирует проблемы педагогического потенциала профессорско-педагогического состава.

Библиографический список

1. Приказ Минобрнауки России от 27 июля 2021 г. № 677 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 40.03.02 Обеспечение законности и правопорядка» // КонсультантПлюс : справ.-правовая система. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 393379/ (дата обращения: 30.06.2022).

2. Кандидатам на обучение // Казанский юридический институт МВД России : сайт. URL: https://clck.ru/rg9KQ (дата обращения: 30.06.2022).

3. Правила приема // Воронежский институт МВД России : сайт. URL: https://clck.ru/rg9Lk (дата обращения: 30.06.2022).

4. Важная информация о порядке поступления в 2022 году // Краснодарский университет МВД России : сайт. URL: https:// clck.ru/rg9L6 (дата обращения: 30.06.2022).

5. Перечень специальностей и направлений подготовки // Уфимский юридический институт МВД России : сайт. URL: https://clck.ru/rg9MJ (дата обращения: 30.06.2022).

6. Сысоев А. А., Ермолов П. С. Бакалавриат и магистратура в системе образовательных организаций МВД России (направление подготовки: 40.03.02 — обеспечение законности и правопорядка) // Актуальные вопросы совершенствования тактико-специальной, огневой и профессионально прикладной физической подготовки в современном контексте практического обучения сотрудников органов внутренних дел : материалы Межвед. Кругл. стола с междунар. участием. СПб. : С.-Петерб. ун-т Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2018. С. 188-190.

7. Патахов А. С., Табишев Т. А. Цифровые технологии в профессиональной подготовке будущих специалистов органов внутренних дел // Бизнес. Образование. Право. 2022. № 2 (59). С. 349-355. DOI: 10.25683/V0LBI. 2022.59.267

8. Жевлакович С. С. О подготовке кадров специалистов для органов внутренних дел на основе двухуровневой системы высшего образования // Вестник экономической безопасности. 2018. № 2. С. 279-286.

9. Леденев В. А. Особенности использования возможностей электронной информационно-образовательной среды БЮИ МВД России в процессе преподавания учебной дисциплины «Основы оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел» // Вестн. учеб. отд. Барнаул. юрид. ин-та МВД России. 2018. № 31. С. 50-52.

References

Kandidatam na obuchenie [Candidates for Training]*, Kazanskiiyuridicheskii institut Ministerstva vnutrennikh del Rossii [Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia]*. Available at: https://clck.ru/rg9KQ (accessed: 30.06.2022). (in Russian)

Ledenev V. A. (2018) Osobennosti ispol'zovaniya vozmozhnostei ehlektronnoi informatsionno-obrazovatel'noi sredy Barnaul'skogo yuridicheskogo instituta Ministerstva vnutrennikh del Rossii v protsesse prepodavaniya uchebnoi distsipliny "Osnovy operativno-razysknoi deyatel'nosti organov vnutrennikh del" [Features of Using the Possibilities of the Electronic Information and Educational Environment of the Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Process of Teaching the Academic Discipline "Fundamentals of the Operational-Search Activity of Internal Affairs Bodies"]*, Vestnik uchebnogo otdela Barnaul'skogo yuridicheskogo instituta Ministerstva vnutrennikh del Rossii [Bulletin of the Educational Department of the Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia]*, no. 31, pp. 50-52. (in Russian)

Prikaz Minobrnauki Rossii ot 27 iyulya 2021 goda No. 677 "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya — bakalavriat po napravleniyu podgotovki 40.03.02 Obespechenie zakonnosti i pravoporyadka" [Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated of July 27, 2021 No. 677 "On Approval of the Federal State Educational Standard of Higher Education — Bachelor's Degree in the Direction of Preparation 40.03.02 Ensuring Law and Order']*, Konsul'tantPlyus [ConsultantPlus]*. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_393379/ (accessed: 30.06.2022). (in Russian)

Patakhov A. S., Tabishev T. A. (2022) Tsifrovye tekhnologii v professional'noi podgotovke budushchikh spetsialistov organov vnutrennikh del [Digital Technologies in Professional Training of Future Specialists of Internal Affairs], Biznes. Obrazovanie. Pravo [Business. Education. Law]*, no. 2 (59), pp. 349-355, doi: 10.25683/VOLBI. 2022.59.267 (in Russian)

Perechen' spetsial'nostei i napravlenii podgotovki [List of Specialties and Areas of Training]*, Ufimskii yuridicheskii instituí Ministerstva vnutrennikh del Rossii [Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia]*. Available at: https://clck.ru/rg9MJ (accessed: 30.06.2022). (in Russian)

Pravila priema [Admission Rules]*, Voronezhskii institut Ministerstva vnutrennikh del Rossii [Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia]*. Available at: https://clck.ru/rg9Lk (accessed: 30.06.2022). (in Russian)

Sysoev A. A., Ermolov P. S. (2018) Bakalavriat i magistratura v sisteme obrazovatel'nykh organizatsii Ministerstva vnutrennikh del Rossii (napravlenie podgotovki: 40.03.02 — obespechenie zakonnosti i pravoporyadka) [Bachelor's and Master's Programs in the System of Educational Institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Training Area: 40.03.02 — Ensuring Law and Order)]*, Aktual'nye voprosy sovershenstvovaniya taktiko-spetsial'noi, ognevoii professional'no prikladnoi fizicheskoipodgotovki v sovremennom kontekste prakticheskogo obucheniya sotrudnikov organov vnutrennikh del [Topical Issues of Improving Tactical-Special, Fire and Professionally Applied Physical Training in the Modern Context of Practical Training for Employees of Internal Affairs Bodies]*. Saint Petersburg, Sankt-Peterburgskii universitet Ministerstva vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii Publ., pp. 188-190. (in Russian)

Vazhnaya informatsiya o poryadke postupleniya v 2022 godu [Important Information About the Procedure for Admission in 2022]*, Krasnodarskii universitet Ministerstva vnutrennikh del Rossii [Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia]*. Available at: https://clck.ru/rg9L6 (accessed: 30.06.2022). (in Russian)

Zhevlakovich S. S. (2018) O podgotovke kadrov spetsialistov dlya organov vnutrennikh del na osnove dvukhurovnevoi sistemy vysshego obrazovaniya [On the Training of Specialists for the Interior Ministry on the Basis of a Two-Tier System of Higher Education], Vestnik ehkonomicheskoi bezopasnosti [Bulletin of Economic Security]*, no. 2, pp. 279-286. (in Russian)

* Перевод названий источников выполнен автором статьи / Translated by the author of the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.