Научная статья на тему 'Педагогический потенциал мультипликационных фильмов в развитии детей дошкольного возраста'

Педагогический потенциал мультипликационных фильмов в развитии детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дошкольный возраст / нравственность / мультипликационный фильм / нравственное развитие / воспитательный потенциал / нравственные ценности / preschool age / morality / animated film / moral development / educational potential / moral values

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Разимова Хошгадам Асиф Кызы

В статье рассматривается то, как мультипликационные фильмы влияют на развитие детей дошкольного возраста. В настоящее время мультфильмы становятся истинным искусством и воплощают особый потенциал в нравственном развитии детей. Они создаются с учетом потребностей развития ребенка, сюжеты и персонажи этих мультфильмов становятся проводниками нравственных ценностей и норм, обращая внимание детей на серьезные вопросы. Целью данной статьи является определение потенциала мультипликационных фильмов как произведений, которые обладают способностью вызывать глубокие нравственные чувства и переживания у маленьких зрителей. В качестве задач, которые необходимо решить в статье, поднимаются важные темы, заложенные в основу сюжетов, и выявляется их способность влиять на развитие детей с нравственным уклоном. Важно отметить, что в таком возрасте, как дошкольный, формируются основные нравственные установки, и мультфильмы играют ключевую роль в этом процессе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Разимова Хошгадам Асиф Кызы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF ANIMATED FILMS IN THE DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN

The article examines how animated films affect the development of preschool children. Nowadays, cartoons are becoming a true art and embody a special potential in the moral development of children. They are created taking into account the needs of the child’s development, the plots and characters of these cartoons become conductors of moral values and norms, drawing children’s attention to serious issues. The purpose of this article is to identify the potential of animated films as works that have the ability to evoke deep moral feelings and experiences among young viewers. As tasks to be solved in the article, important topics underlying the plots are raised and their ability to influence the development of children with a moral bias is revealed. It is important to note that at such an age as preschool, basic moral attitudes are formed, and cartoons play a key role in this process.

Текст научной работы на тему «Педагогический потенциал мультипликационных фильмов в развитии детей дошкольного возраста»

Педагогический потенциал мультипликационных фильмов в развитии детей дошкольного возраста

Разимова Хошгадам Асиф кызы,

преподаватель, Высшая школа теории и методики педагогического и дефектологического образования, Тихоокеанский государственный университет E-mail: razimova96@mail.ru

В статье рассматривается то, как мультипликационные фильмы влияют на развитие детей дошкольного возраста. В настоящее время мультфильмы становятся истинным искусством и воплощают особый потенциал в нравственном развитии детей. Они создаются с учетом потребностей развития ребенка, сюжеты и персонажи этих мультфильмов становятся проводниками нравственных ценностей и норм, обращая внимание детей на серьезные вопросы. Целью данной статьи является определение потенциала мультипликационных фильмов как произведений, которые обладают способностью вызывать глубокие нравственные чувства и переживания у маленьких зрителей. В качестве задач, которые необходимо решить в статье, поднимаются важные темы, заложенные в основу сюжетов, и выявляется их способность влиять на развитие детей с нравственным уклоном. Важно отметить, что в таком возрасте, как дошкольный, формируются основные нравственные установки, и мультфильмы играют ключевую роль в этом процессе.

Ключевые слова: дошкольный возраст, нравственность, мультипликационный фильм, нравственное развитие, воспитательный потенциал, нравственные ценности.

о с

U

см о см

В настоящее время родители часто прибегают к мультфильмам, чтобы занять ребенка и немного времени освободить для выполнения своих дел. Они даже не задумываются о том, что этот способ развлечения может стать привычкой, вредной для детей. Постепенно детям становится сложнее оторваться от экранов. За яркой оболочкой мультфильмов порой скрываются антинравственные сюжеты, размытые цели и непонятные ориентиры. Этот вид медиапродукции, хотя и является веселым и развлекательным, может оказать сильное влияние на формирование мировоззрения и нравственности ребенка-дошкольника. Он занимает важное место в общей системе социализации и может оказать значительное воздействие на формирование личности.

Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, дети до 7 лет не должны проводить более 7 часов в неделю перед телевизором, а оптимальная длительность просмотра мультфильмов составляет 30 минут. Однако согласно данным ЮНЕСКО, на практике более 90% детей в возрасте от 3 до 5 лет проводят за телевизором 28 часов еженедельно или даже больше[2, с. 73]. Это расхождение между рекомендациями и фактической практикой поднимает вопросы о том, каким образом родители могут управлять временем, проведенным их детьми перед экранами. Важно осознать, что избыточное время, проведенное перед телевизором, может оказать негативное влияние на развитие ребенка и его поведение в будущем.

Кроме того, с ростом числа мультфильмов появляется и риск появления на экранах произведений, которые не отвечают нравственным стандартам. Некоторые из них пропагандируют неправильные идеалы, могут способствовать появлению агрессии у детей, формированию страхов и деформации личности. В результате мультфильмы могут оказывать различное воздействие на их развитие и психику. Родителям важно, как можно быстрее осознать, что не все мультфильмы способствуют здоровому росту детей. Сегодняшние мультфильмы, транслируемые по телевидению, порой негативно влияют на нравственное развитие и внутреннее состояние детей.

В связи с этим родители и взрослые в общем должны более внимательно относиться к выбору мультимедийного контента для просмотра детьми. Контроль за временем, проведенным ребенком перед экраном, а также отбор подходящих мультфильмов становятся важными задачами для взрослых, стремящихся обеспечить положитель-

ное развитие своих детей. Подобная осведомленность поможет создать более благоприятное окружение для воспитания и развития детей, гармонично совмещая развлечение с укреплением их психологического благополучия.

Современные анимационные фильмы часто показывают героев, которые не всегда получают наказание за свои поступки, которые могут быть неправильными или даже безнравственными. Например, в мультсериалах как «Том и Джерри» или «Губка Боб» герои могут вести себя неадекватно, но при этом не сталкиваются с последствиями. В результате дети могут подражать такому поведению, принимая его за норму. Они могут повторять эти действия в реальной жизни, не осознавая разницы между хорошим и плохим, просто потому что видят подобное в мультфильмах. Этот влияющий на детей контент иногда создает иллюзию того, что такое поведение допустимо или даже весело, и реальные последствия могут быть недооценены. Например, дети могут копировать поступки героев, бьющих животных или бросающих предметы в других людей, не осознавая негативных последствий.

Хотя не все зарубежные мультфильмы пропагандируют агрессию, насилие или жестокость, многие из них содержат элементы конфликтов, жестокости и насилия между персонажами, которые могут оказать негативное воздействие на детей. Дети, смотря такие фильмы о вампирах, монстрах или роботах, могут усваивать агрессивные модели поведения и способы выражения чувств, присущие героям экрана.

Раньше советские мультфильмы проходили строгий контроль и проверку, прежде чем попадали на экраны. Такие фильмы, как «Дядя Степа», «Малыш и Карлсон», «Крокодил Гена и Чебурашка», «Трое из Простоквашино» и многие другие часто несли позитивные ценности и уроки доброты, которые благотворно влияли на детскую психику. Однако современные родители иногда считают такие мультфильмы устаревшими и неактуальными, отдавая предпочтение более современным и разнообразным вариантам анимации[3, с. 119].

Мультфильмы, несмотря на свою популярность, порой представляют непочтительное отношение к природе, пожилым людям и родителям. Но можно смягчить их негативное воздействие на детей, предоставляя им разнообразные активности. Здесь ключевую роль играют прогулки, чтение книг, творческие занятия, уход за животными, походы в музеи и зоопарк, а также время, проведенное с друзьями на улице. Дети дошкольного возраста часто оживляют окружающий мир, придавая свойства человека животным и растениям. Именно поэтому они так легко воспринимают и любят мультипликационных персонажей. Ведь эти герои - отражение обычной жизни, делающей их близкими и знакомыми.

Важно помнить, что в дошкольный период дети активно впитывают все вокруг, как губка. Поэтому окружение должно быть насыщено интерес-

ными и позитивными занятиями, включая добрые и веселые мультфильмы, которые помогут детям увидеть добро в различных проявлениях. Важно, что в этом возрасте дети еще не могут критически осмысливать увиденное. Их восприятие мира характеризуется наивностью, фрагментарностью и отсутствием критического мышления, поэтому важно педагогическое сопровождение для формирования осознанности и адекватной интерпретации того, что они видят.

Изучение нравственных аспектов мультфильмов и их влияния на формирование нравственных ценностей у детей представляет собой важный аспект педагогической практики[4, с. 342]. Важно выявить способы, которыми дети воспринимают и осмысливают нравственные аспекты через применение метода проигрывания.

Следует использовать конфликтные ситуации из мультфильмов, воспроизводимые педагогом с участием детей. Этот метод позволяет погрузиться во внутренний мир персонажей, понять их эмоциональное состояние и мотивацию для определенного поведения. Такой подход помогает детям глубже вникнуть в нравственные аспекты мультфильмов.

Решение проблем, с которыми сталкиваются персонажи, оказывает влияние на детей, направляя их на конкретные действия и поступки. В процессе взаимодействия с сюжетами мультфильмов через игровые ситуации дети не только решают возникающие проблемы, но и моделируют различные варианты реального поведения в различных ситуациях. В результате использование метода проигрывания конфликтных сцен из мультфильмов позволяет детям активно вовлекаться в понимание нравственных аспектов, способствуя развитию их эмпатии, пониманию мотивации персонажей и формированию собственных моральных установок.

Оценка содержания сюжета мультфильма может представлять значительные трудности для детей дошкольного возраста, особенно из-за их специфического восприятия. Для решения этой проблемы были применены интерактивные методы. Например, ребенок должен был оценить поведение героя: соглашаться или возражать по отношению к автору сюжета[1, с. 5]. Также требовалось объяснить причины неправильных, по мнению ребенка, действий героя, поддержать его или выразить сочувствие, а возможно, даже оправдать его.

Различные реакции детей на подобные ситуации позволили сделать предположение о том, что влияние мультфильма на ребенка зависит от его активности и способности выбирать то, что привлекает его внимание во время просмотра. Это наблюдение открывает путь для понимания того, как активное участие маленького зрителя в процессе просмотра может повлиять на его восприятие и воздействие мультфильма на него.

При обращении к детям в ситуациях, где мораль играет ключевую роль, следует помочь им осознать нравственные нормы поведения. Важная

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

задача заключается в том, чтобы понять, какие действия соответствуют моральным стандартам, а какие нарушают эти правила. Следует оценивать, насколько они осознают нравственные ценности и различия в поступках. Необходимо обращать внимание на то, насколько легко дети улавливают моральные дилеммы и проявления добродетели или недобродетели.

Дети с разным уровнем нравственного развития по-разному реагируют на моменты в мультфильмах. Те, кто проявляют более высокий уровень нравственного развития в играх и учебе, чаще всего анализируют ситуации на экране и стремятся объяснить свою реакцию на эмоционально насыщенные сцены. Они пытались интерпретировать поведение персонажей, основываясь на отдельных сценах, чтобы сделать выводы об общем поведении героев в фильме.

Часто нравственные чувства детей могут быть развиты через специально созданные ситуации, которые помогают им переживать эмоции, понимать чужие переживания и формировать эмоциональное отношение к героям или событиям. Например, представление ребенку ситуации обмана, обиды или предательства может помочь ему глубже почувствовать и осмыслить эмоции других людей, а также сделать необходимые выводы из этого опыта.

Для анализа нравственного отношения детей к тому, что происходит на экране, используются конкретные вопросы: какие чувства возникают у ребенка в определенной сцене мультфильма, как он воспринимает поступки героев, способен ли он поступить так же, и как он считает правильным действовать в данной ситуации[5, с. 15].

Создание таких сценариев и ситуаций обладает потенциалом для того, чтобы снизить зависимость от взрослых в стимулировании у детей нравственного поведения. Это способствует активизации внутренних мотивов, основанных не на ожидании похвалы или награды, а на формировании у ребенка собственных нравственных убеждений, способности сопереживать и входить в эмоциональное состояние других людей.

При анализе мультфильмов для использования в нравственном воспитании детей, следует уделять внимание нескольким ключевым аспектам. Прежде всего, это эмоциональная глубина и насыщенность нравственной тематики, которая присутствует в фильме. Важно то, насколько мультфильм заставляет задуматься о моральных вопросах, вовлекает в дилеммы и ситуации выбора, которые способствуют развитию мышления и чувств.

Структура и содержание мультфильма должны соответствовать возрастным особенностям детей. Фильм должен быть понятен, легко воспринимаем и соответствовать уровню их понимания. Это с включает в себя использование опыта и событий, " близких детскому миру, что позволяет лучше усва-~ ивать представления о нравственности.

Динамичность сюжета и интенсивность раз-зг вития событий играют значительную роль. Муль-

тфильм должен быть увлекательным, способным заинтересовать ребенка и одновременно стимулировать его мысленное и эмоциональное вовлечение в ситуации, вызывающие размышления о нравственных проблемах и принятии решений. Художественные аспекты также важны: красочность, оригинальность и запоминающийся характер героев. Яркие и эстетичные образы героев способствуют лучшему запоминанию и воздействию на детскую аудиторию.

Таким образом, мультфильмы являются эффективным инструментом для нравственного воспитания детей, если в процессе их просмотра, обсуждения и взаимодействия с окружающими создаются условия для усвоения и понимания нравственных принципов, норм и ценностей. Мультфильм должен демонстрировать полезные привычки, благородные поступки, а также идеи дружбы, сотрудничества и взаимопомощи. Эти элементы поощряют идентификацию с героями и формируют нравственные ценности у детей.

Литературa

1. Алексеева И.В., Колесов В.И. Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами мультипликации // Научные достижения в XXI веке: модернизация, инновации, прогресс. Анапа, 2023. С. 4-9.

2. Альшина Д.Б., Стариченкова Я.Э. Роль мультипликации в нравственном развитии детей дошкольного возраста // Интеграционные процессы в науке в XXI веке. Нефтекамск, 2020. С. 72-75.

3. Ерёменко У.А. Влияние советских мультфильмов на становление нравственных представлений детей в старшем дошкольном возрасте // Предупреждение и преодоление дезадаптации несовершеннолетних - центральная проблема социальной педагогики. Ростов-на-Дону, 2023. С.117-123.

4. Кочегарова Е.С. Влияние мультипликационных фильмов на нравственность детей дошкольного возраста // Нравственные императивы в праве, образовании, науке и культуре. 2019. С.339-346.

5. Мизгер И.Н., Кириллова Ю.В. Создание условий для духовно-нравственного развития детей в семье средствами мультипликации // Педагогический форум. 2022. № 1 (9). С. 14-16.

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF ANIMATED FILMS IN THE DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN

Razimova Kh.A.

Pacific State University

The article examines how animated films affect the development of preschool children. Nowadays, cartoons are becoming a true art and embody a special potential in the moral development of children. They are created taking into account the needs of the child's development, the plots and characters of these cartoons become conductors of moral values and norms, drawing children's attention to serious issues. The purpose of this article is to identify the potential of animated films as works that have the ability to evoke deep moral feelings and experiences among young viewers. As tasks to

be solved in the article, important topics underlying the plots are raised and their ability to influence the development of children with a moral bias is revealed. It is important to note that at such an age as preschool, basic moral attitudes are formed, and cartoons play a key role in this process.

Keywords: preschool age, morality, animated film, moral development, educational potential, moral values.

References

1. Alekseeva I.V., Kolesov V.I. Moral education of older preschool children using animation // Scientific achievements in the 21st century: modernization, innovation, progress. Anapa, 2023. pp. 4-9.

2. Alshina D.B., Starichenkova Ya.E. The role of animation in the moral development of preschool children // Integration processes in science in the XXI century. Neftekamsk, 2020. pp. 72-75.

3. Eremenko U.A. The influence of Soviet cartoons on the formation of moral ideas of children in older preschool age // Prevention and overcoming maladaptation of minors - the central problem of social pedagogy. Rostov-on-Don, 2023. pp. 117-123.

4. Kochegarova E.S. The influence of animated films on the morality of preschool children // Moral imperatives in law, education, science and culture. 2019. pp. 339-346.

5. Mizger I.N., Kirillova Yu.V. Creating conditions for the spiritual and moral development of children in the family through animation // Pedagogical Forum. 2022. No. 1 (9). pp. 14-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.