Научная статья на тему 'Педагогический постнеклассический взгляд на саморазвитие потенциала здоровья обучающегося'

Педагогический постнеклассический взгляд на саморазвитие потенциала здоровья обучающегося Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ЧЕЛОВЕК / САМОРАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА / САМОРАЗВИТИЕ ЖИЗНЕННОГО КОМПЛЕКСА ЧЕЛОВЕКА / POSTNONCLASSICAL METHODOLOGY / PEDAGOGICAL MODELING / HUMAN / SELF-DEVELOPMENT OF HUMAN / SELF-DEVELOPMENT OF A COMPLEX OF LIFE OF HUMAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохоров Александр Васильевич

В статье излагаются сведения о концептуальном педагогическом взгляде на саморазвитие потенциала здоровья обучающегося с учётом постнеклассических изменений педагогической науки и практики. Новая методологическая ориентация позволяет проводить более реалистичное исследование и делать актуальные выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прохоров Александр Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING POST-NON-CLASSICAL VIEW OF SELF-DEVELOPMENT POTENTIAL HEALTH STUDENT

The article presents information on the conceptual pedagogical angle of the view on the self-development of the health potential of the learner human into account postnonclassic changes of the pedagogical science and practice. The new methodological orientation allows to conduct more realistic research and to make modern conclusions.

Текст научной работы на тему «Педагогический постнеклассический взгляд на саморазвитие потенциала здоровья обучающегося»

Образование и педагогические науки

УДК 37.037

А.В. Прохоров (РГУ имени С.А. Есенина) Тел.: (4872) 35-74-37; e-mail: phileo@tspu.tula.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОСШКЛАССИЧЕСШ ВЗГЛЯД НА САМОРАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛА

ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

В статье излагаются сведения о концептуальном педагогическом взгляде на саморазвитие потенциала здоровья обучающегося с учётом постнеклассических изменений педагогической науки и практики. Новая методологическая ориентация позволяет проводить более реалистичное исследование и делать актуальные выводы.

Ключевые слова: постнеклассическая методология, педагогическое моделирование, человек, саморазвитие человека, саморазвитие жизненного комплекса человека.

Одним из направлений содействия саморазвитию потенциала здоровья обучающегося является субъектно-ориентированное расширение сознания участников педагогического процесса. Оно может быть той педагогической деятельностью по субъектному переформатированию, к которому, по сути, стремился В.А. Сластёнин (Ю.П. Истратов). Такой подход имеет ряд педагогических, философских, естественно-научных и психологических составляющих.

В частности, мы обращаем внимание на современную интерпретацию идейного посыла рекомендации К.Д. Ушинского о всеохватном познании человека. В ней содержится призыв к философствованию, осмыслению и обобщению, концептуализации полинаучных антропологических знаний. Что особенно актуально при переходе педагогики на новый, постнеклассический уровень своего развития (В.И. Андреев). Но здесь возможно иметь, по крайней мере, два варианта антропологического воззрения. Первый вариант содержит развивающийся традиционный взгляд. В нём человек является открытой сложной саморазвивающейся и саморегулируемой системой организма и личности, находящейся в тесном взаимодействующем положении с другими аналогичными системами окружающего мира. Второй вариант антропологического видения основан на педагогическом метапредметном взгляде. В этом случае педагогическое представление о человеке и его саморазвитии трансформируется в конструкты целостного жизненного комплекса человека (индивида, личности, субъекта отношений, поведения, деятельности, их внутренних и внешних результатов, складывающихся в процессе онтогенеза человека) и комплексного саморазвития (внутреннего, физического, психического, психологического, и внешнего, в природной и социальной средах). Такая динамика формата педагогического представления

обусловлена философским осмыслением понятий тела, человека, человеческого тела и человеческой телесности (К.Г. Маркс, В.А. Подорога, М.Ж.П. Тейяр де Шарден, П. Д. Тищенко, М.П. Фуко, Я.В. Чеснов и др.). А также постнеклассическим дискурсом о человекоразмерных системах (В.С. Стёпин, Б.И. Пружинин, С.П. Курдюмов и др.). С синергетической точки зрения оба выше указанных разноформатных взгляда не противоречат друг другу. В них органично входят и другие фрагменты научного опыта. Например, следующие.

Известно, что генетическая активность как один из факторов развития обусловливается целевой детерминацией (И.М. Сеченов). По Н.А. Бернштейну, потребная организму модель будущего закодирована в его мозге. Осознаваемая же цель человеческой жизнедеятельности является следствием внешних влияний окружающей социальной среды. Данная двухцельность может порождать потенциал скрытого внутреннего конфликта, который, очевидно, связан с идеями А.Х. Маслоу о самоактуализации, с идеей А.Б. Орлова о человеческой сущности - внутреннем «Я» и К.Р. Роджерса о «хорошей жизни». Такой конфликт иногда приобретает драматическое содержание, особенно в ситуациях возникновения и доминирования в психике человека негативного гештальта. Что требует подчас психотерапевтической помощи для коррекции зауженного восприятия жизненной реальности и застывшего представления. В этой связи полагаем, что действия родителей, других субъектов системы образования, которые способствуют расширению сознания людей, могут иметь и соответствующую упреждающую, профилактическую функцию.

Адекватное отношение к такой субъектной реальности нами актуализируется в развивающемся проектном комплексе «Педагогика саморазвития». На данный момент он включает, в частности, комплект учебных моделей «Восьмёрка», «Эстафета», «Тандем», «Волчок», «Телебашня» с вариантами их презентации и изображения базовых смысловых построений. Приведём пример некоторых теоретических конструктов, относящихся к стратегии профилактики и коррекции деформаций в саморазвитии жизненного комплекса обучающегося (соответственно и отклонений в саморазвитии его потенциала физического, психического, психологического и социального здоровья).

Первая модель развивает представление о жизненном комплексе человека и его саморазвитии (см. рис 1).

Рис. 1.

Модель эстафетного саморазвития жизненного комплекса

человека (ракурс А)

Внешняя среда

жизнедеятельности

человека

Внутренняя среда

жизнедеятельности

человек

НННг

V х х )

На рис. 1 ось координат У1 обозначает внутреннее пространство, бесконечное для внутреннего саморазвития. Ось координат У2 показывает внешнее пространство, бесконечное для внешнего саморазвития. Ось координат 1 представляет линию времени. Я - сингулярная точка перехода одного пространства в другое пространство (то есть взаимного перехода внутреннего и внешнего пространств жизнедеятельности человека). Она является вариативным понятием. И в данном случае выражает также самосознание человека, которое регулирует его жизнедеятельность в средовых пространствах. Вертикально состыкованные круги Л.П. Эйлера в виде пунктирных «восьмёрок» - символы бесконечного саморазвития жизненных комплексов людей (с внутренним и внешним компонентами) на осях бесконечного пространства и времени. Кроме того пунктирные контуры их контентов выражают подобие относительной открытости (закрытости) клеточных мембран к внутренним и внешним воздействиям. На рис. 1 Я1 -векторное (личностно-сущностное по А.Б. Орлову) Я предшествующей жизненной целостности (родителя, прочего предшественника на пути саморазвития человека). Я2 - векторное (личностно-сущностное) Я промежуточного образования, ребёнка, обучаемого, другого реципиента. Яз -векторное (личностно-сущностное) Я последующей системы (потомка, приемника, последователя). Зоны обоюдных пересечений жизненных комплексов участников данных отношений являются теми внутренними и фрагментами, которые человек принимает (отдаёт) от другого лица (другому лицу). В том числе, особенности организма, личности и образования внешнекомпонентной сферы. Размер и качество таких эстафетных передач могут быть различны, как и изображения жизненных комплексов.

Вторая модель изображает рассматриваемую реальность в другом ракурсе (см. рис. 2).

Рис. 2.

Модель эстафетного саморазвития жизненного комплекса

Средовые пространства саморазвития (внутреннего и внешнего)

человека (ракурс Б)

На рисунке 2 представлен тот же процесс. Но в данном контенте акцентируется внимание на разнонаправленности результирующих Я-векторов трёх его субъектов.

Третья модель показывает вариант стратегии родительской помощи саморазвитию их ребёнка (см. схему 1).

В таком конструкте первый цикл семейной педагогики, общий план педагогической деятельности, системная стратегия, опережающая технология семейного воспитания включает семь задач-блочных алгоритмических этапов построения «телебашни» родительской помощи целостному саморазвитию ребенка на соответствующих возрастных отрезках времени.

Отметим, что, помимо блочного алгоритма деятельности, данная модель акцентирует внимание и на одновременном удержании в поле зрения семи узловых проблем развития и саморазвития человека с приоритетом одной из них в определённый период. Кроме того, как и Останкинскую телебашню в Москве всю эту модельную конструкцию снизу доверху должны пронизывать крепёжные тросы-линии повседневной непрерывной работы: обеспечение, оздоровление, развитие, воспитание и обучение. Разумеется, что в структуре первого блока, в основании всей постройки, в личности родителей всегда присутствует та или иная направленность мировоззрения, идей и ценностей, определяющая характер и качество системного родительского «вещания». Завершив к 22 годам ребёнка (раньше или позже, в зависимости от степени его самостоятельности) первый цикл семейной педагогики, родители могут плавно переходить к её следующему циклу. В нём повторяется то, что было в первом цикле, но на другом качественном уровне. Далее может быть и третий, и даже четвёртый циклы этой мактротехнологии семейной педагогики касаемо уже своих взрослых детей, внуков и правнуков. Эти циклы более субъективны и ситуативны.

Схема 1.

Задачи помощи родителей саморазвитию ребёнка в стратегии их педагогической деятельности «Телебашня»

Помощь развитию мироотношения, любви к жизни (с 2-х до 6 лет, до этого и после)

Помощь физическому и психическому саморазвитию (от 3 лет до рождения и до 2 летнего возраста, далее)

Саморазвитие жизненных комплексов родителей и линий работы по обеспечению, оздоровлению, развитию, воспитанию, обучению их ребёнка (до зачатия и в последующем)

Вышеизложенный метапредметный взгляд на саморазвитие здоровья обучающегося, как продукт теоретических исследований одного из направлений педагогического содействие этому процессу, апробируется нами в ходе тридцатилетней работы с педагогами, учащимися школ и вузов, а также их родителями. Эффективность его практического воплощения оказывается выше при использовании технологий содействия саморазвитию жизненного комплекса человека. Вероятность максимальной успешности алгоритмов и систем педагогической деятельности достигается в двух случаях. При их адекватности сущностной и социальной самореализации субъектов образовательного процесса. А также при искусном применении деятельностной методики и её технологий в конкретных условиях педагогических отношений.

Литература

1. Сластёнин: сборник / отв. за вып. Т.А. Богуславская. М.: МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. 487 с

A. V. Prohorov

TEACHING POST-NON-CLASSICAL VIEW OF SELF-DEVELOPMENT POTENTIAL HEALTH STUDENT

The article presents information on the conceptual pedagogical angle of the view on the self-development of the health potential of the learner human into account postnonclassic changes of the pedagogical science and practice. The new methodological orientation allows to conduct more realistic research and to make modern conclusions.

Keywords: postnonclassical methodology, pedagogical modeling, human, self-development of human, self-development of a complex of life of human.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.