международный научный журнал «символ науки»
№5/2015
ISSN 2410-700X
смысловым акцентом, составив такое выражение, как «дурак упал с дивана» - такое словосочетание в переводе поможет нам уложить новое слово «дивана» в коре нашего головного мозга.
С интонационным акцентом все намного проще: во время запоминания нового мы подбираем к слову уже известные, подходящие по смыслу слова и произносим получившиеся предложения вслух, делая акцент именно на изучаемом нами слове.[2]
г) Своя история с иллюстрацией. Подбираем два созвучных слова и проставляем их в некую «свою» историю, делаем это в письменном виде (при этом новые слова выделяем курсивом или различными выделителями), при этом для большей эффективности советуется так же визуально изображать историю или хотя бы схематично, некой картинкой, которая ассоциируется с новом словом).
ПОЧЕМУ ПРОДЕЛЫВАТЬ ЭТО СЛЕДУЕТ ИМЕННО НА ПИСЬМЕ? Потому что по многочисленным исследованиям ученых было выявлено, что большинство людей являются визуалами.
Существует множество методик, способов и стратегий, которые также как и все люди -индивидуальны. Главное на сегодняшний день - это иметь желание, главное захотеть!
Список использованной литературы:
1. Баранова А.Р., Learning English with the help of online video lessons/ А.Р. Баранова// Инновационное развитие современной науки: сборник статей Международной научно-практической конференции (г. Уфа, 31 января 2014г.) - Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. - Ч.9. - С.31-33.
2. Баранова А.А., Катюшина А.А. INTEGRATION OF ENGLISH AND GEOGRAPHY BY MEANS OF SONGS AT SCHOOL // Фундаментальные проблемы науки: сборник статей Международной научно-практической конференции (20апреля 2015г., г.Уфа). - Уфа: Аэтерна, 2015. - С. 119-122.
3. Баранова А.А., Макашина А.А. ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКА В ЯЗЫКОВОЙ СРЕДЕ// Психология и педагогика: прошлое, настоящее и будущее: сборник статей Международной научно-практической конференции (19 мая 2014г,.г. Уфа). - Уфа: Аэтерна, 2014. - С. 20-23.
4. Валеев А.А., Баранова А.Р. К ВОПРОСУ ОБ ОБУЧЕНИИ В ВУЗЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6; URL: http: //www .science -education.ru/120-16316
5. Шесть стратегий эффективного обучения от Инны Максименко - Режим доступа: http://enative.narod.ru/theory/methods/simple.htm
6. Семинар полиглота Сергея Халипова - Режим доступа: http://poliglots.ru/strategy/modelirovanie-strategiy-sergeya-halipova.htm
© А.Р. Баранова, А.А. Макашина, 2015.
УДК 330
Бурдынская Наталья Владимировна
г. Ростов-на-Дону, РФ Е-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ МАТЕМАТИКИ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ ШКОЛЬНОГО КУРСА НА СТРАНИЦАХ ЖУРНАЛА «МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ»
Аннотация
В статье изложен анализ педагогического опыта преподавателей, представленного на страницах журнала «Математика в школе», по реализации межпредметных связей математики с другими дисциплинами школьного курса.
187
международный научный журнал «символ науки»
№5/2015
ISSN 2410-700X
Ключевые слова
Межпредметные связи. Математика. Журнал «Математика в школе». Педагогический опыт.
Научно-теоретический и методический журнал «Математика в школе» является одним из самых авторитетных периодических изданий для учителей математики. Издается он с 1934 года. Все эти годы редакция знакомила своих подписчиков с уникальным материалом в области элементарной математики и методики ее преподавания. Межпредметные связи математики с другими дисциплинами школьного курса -тема, которой неоднократно уделялось внимание на страницах этого журнала. Много раз опытные учителя, методисты, педагоги делились своим опытом, описывая полезные, продуманные и интересные возможности реализации таких связей на уроках математики. Поэтому мы решили провести обзор некоторых материалов журнала, касающихся этой темы.
Отметим, что в основном все рассмотренные нами материалы носят практический характер и могут оказать неоценимую помощь учителю математики в подготовке и проведении интегрированных уроков. Проанализируем наиболее интересные статьи, которые мы обнаружили на страницах журнала.
К использованию математических методов в географии ученые относятся неоднозначно. Однако известно, что первый опыт их использования относят ко временам Фалеса Милетского и Эратосфена. В настоящее время географические исследования базируются на большом объеме количественной информации, которая обрабатывается, классифицируется с помощью математических методов, владение которыми избавляет специалистов от ошибочных выводов. Реализация межпредметных связей между математикой и географией поможет более осознано усвоить учащимся географические понятия, продемонстрирует применение математики на практике. В статье Н.В. Малиновской «Понятие угла в курсе математики и географии» [9] говорится о возможностях связи этих предметов. Автор описывает некоторые методические особенности изучения понятия угла как геометрической фигуры при изучении географии. Так, например, при введении понятий основных и промежуточных сторон горизонта можно произвести деление полного угла на несколько частей. При знакомстве с компасом, эклиметром, астролябией - вспомнить, что такое градусная мера угла, как оперировать с нею. Наряду с этими сведениями, Н.В. Малиновская предлагает для решения, составленные ею задачи из морской практики, метеорологии и т.д., демонстрируя возможность широкого применения математических знаний при изучении азимута, построения розы ветров и плана местности, изучении тем «Атмосфера», «Климат», «Литосфера».
Вряд ли сегодня найдется человек, которого не интересует состояние окружающей среды. Экологические проблемы в современном мире вышли на первое место. В связи с этим необходимо уделять внимание не только материальной деятельности людей по сохранению и улучшению окружающей среды, но и духовной, связанной с развитием экологической культуры личности и ее экологического сознания. Ф.Г. Маникова [10] считает, что вклад учителя в решение вопросов экологии состоит в том, чтобы заинтересовать детей в происходящем на свете, вокруг них и с ними. На основе данных полученных из литературы о природе, автор статьи «Задачи экологического содержания» составила 21 задачу, решая которую учащиеся будут задумываться о проблемах экологии и не совершать ошибок, связанных с потребительским воздействием человека на природу.
Тема воспитания патриотизма, любви к своей Родине является очень актуальной в настоящее время. В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации (2003 г.) определены цель патриотического воспитания, его задачи и принципы, роль и место государственных органов, общественных объединений и организаций по воспитанию патриотизма в современных условиях. Оборонная мощь страны зависит от ответственности специалистов, занимающихся этими вопросами, их профессионализма, убежденности в необходимости данного дела и, в конечном счете, от патриотизма. Б.Н. Кукушкина и М.В. Ткачева [8] считают, что сложные оптимизационные задачи, связанные с военными расчетами, необходимо решать на профессиональном уровне, но простейшие «идеальные» задачи, в которых не учитываются погодные условия, могут быть доступны и школьнику. В их статье «Две задачи артиллерии» максимально подробно рассмотрены решения двух задач, относящихся к теории внешней баллистики: задачи о
188
международный научный журнал «символ науки»
№5/2015
ISSN 2410-700X
максимальной дальности полета снаряда и задачи на составление уравнения так называемой параболы безопасности.
В Концепции профильного обучения отмечается, что «реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора — предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности» [18]. Предпрофильная подготовка является частью профильного обучения, позволяющая ученику определиться с жизненным выбором, направлением собственной деятельности в дальнейшем. Е.А. Семенко [19] считает, что осознанно и ответственно подойти к этому вопросу учащемуся поможет система специально разработанных курсов по выбору. Содержание этих курсов должно быть построено таким образом, чтобы девятиклассник мог увидеть применение математических знаний в различных областях науки, техники и т.д. В статье «Прикладные курсы разных направлений» автор представляет два таких курса:
1) «Математика в экономике и управлении»; 2) «Математика в решении прикладных физических задач». К каждому курсу прилагаются материалы практических занятий (набор задач для практического применения и их подробные решения).
Многие математические теории, на первый взгляд отвлеченные, не имеющие практических приложений, находят свое применение в технике. Роль математических расчетов в сфере технических наук сейчас ни у кого не вызывает сомнений. Привлечение математического аппарата к решению прикладных технических задач позволяет расширять и теоретические исследования. Убедиться в этом, предлагает В.А. Петров в своей статье «Производная на службе у техники» [11]. На восьми разнообразных примерах из реальной производственной практики автор показывает применение производной при решении задач на оптимизацию. И особо обращает внимание на тот факт, что ее использование позволяет получить очень простые формулы, значительно упрощающие вычисления. Так же обращается к применению теоретических математических знаний на практике Г.И. Баврина [1]. На примере решения различных физических задач с помощью первообразной автор показывает практическую возможность реализации межпредметных связей между математикой и физикой.
Задачи на смеси и сплавы сегодня вызывают у учеников наибольшие затруднения. В связи с этим необходимо уделять им повышенное внимание на уроках, убедить школьников не «бояться» этих задач. Педагогический опыт автора статьи «Чертим и уравновешиваем... растворы» [17] показывает, что в большинстве случаев задачи на смеси и сплавы становятся нагляднее, если при их решении использовать схемы, иллюстративные рисунки или вспомогательные таблицы. Поэтому В.В. Чистяков предлагает ученикам в помощь графики. Так, он рассматривает классические задачи на смешивание (сплавление) двух растворов (смесей, сплавов), приводит их подробное решение, используя при этом вспомогательные графики. В статье представлены решения задач на среднее взвешенное, а так же вспомогательные графики к этим задачам. Так же показана возможность применения заданий на оптимизацию при изучении не менее сложной темы «Проценты».
Геометрия - это раздел математики, являющийся носителем собственного метода познания мира, с помощью которого рассматриваются формы и взаимное расположение предметов, развивающий пространственное представление, образное мышление учащихся, изобразительно-графические умения, приёмы конструктивной деятельности, т.е. формирует геометрическое мышление. И естественно, что геометрический материал изначально считается наиболее сложным в курсе математики и тема «Система координат» - не исключение. Можно с уверенностью говорить о том, что изучение данного метода является неотъемлемой частью школьного курса геометрии, и от того еще более важным становится усвоение школьником этой темы в полном объеме. Разобраться ученику в данном вопросе, а так же повысить интерес к изучаемому материалу, поможет необычная система задач на уроке. В помощь учителю приходит статья Е.А. Добриной и О.А. Саввиной [3]. Практическая работа «Карта звездного неба» является необычным, увлекательным и, безусловно, полезным способом применения и закрепления полученного материала. Используя тягу ребенка ко всему неизведанному, авторы предлагают рассмотреть небо с точки зрения системы координат и познакомить учащихся с важными созвездиями при изучении координатного метода.
189
международный научный журнал «символ науки»
№5/2015
ISSN 2410-700X
Читателю представлен отличный и подробно разработанный образец с материалами для проведения практического занятия, на котором ученики по заданным координатам стоят последовательности точек-звезд, после чего соединяют получившиеся рисунки в одну общую карту звездного неба.
Принципы работы с векторами так же требуют от учеников большого «погружения» в материал. Развитие пространственного мышления - один из важнейших навыков, которым должен овладеть школьник для понимания данной темы. Потому в процессе повторения и закрепления школьниками материала полезно использовать разнообразные интересные и необычные тематики. В.А. Петрова и К.А. Попова [12] предлагают учителю способ использования фракталов для усвоения принципов работы с векторами на базе координатного метода. Авторы отмечают, что помимо повышения эстетического интереса, фракталы так же дают прекрасную возможность реализации межпредметных связей математики и информатики. В статье «Векторы, фракталы и компьютерное моделирование» приведена следующая примерная схема построения уроков:
1) обзор свойств геометрических фракталов;
2) определение первого или двух первых шагов (поколений) в построении фрактальной кривой;
3) разработка рекуррентных формул для расчета координат вершин фрактала;
4) программирование и построение фрактальной кривой.
За короткий промежуток времени компьютер прочно вошел в нашу обыденную жизнь и занял там важное место. Во всех семьях, даже с небольшим достатком, родители осознают, что их растущему ребёнку нужна «умная машина». С ее помощью можно не только разнообразить свой досуг, но, также получать, прорабатывать и закреплять знания, умения и навыки. Убедиться в этом помогает статья «Исследование геометрических преобразований средствами компьютера» [14], где автор предлагает изучить координатный метод решения задач с помощью компьютера. К.А. Попов рассматривает возможности построения образов геометрических фигур, получаемых в результате различных вариантов движения плоскости. В помощь читателям представлены несложные алгоритмы, программы и простые программные коды, с помощью которых можно реализовать данную идею. Также обращается к учебным возможностям компьютера и Н.П. Петрова [13], описывая учебный проект по теме «Изучение свойств функций с помощью электронных таблиц Excel», рассчитанный на 5 уроков. Автором выделены 5 основных этапов проекта, а так же приведен подробный поурочный график работы над данным проектом и содержание каждого урока.
Необычный эксперимент предлагает провести учителю математики Т.П. Ефремова [4]. «Петербургские задачи» - уникальный и любопытный по своим возможностям проект. С одной стороны не выходя за пределы математической тематики, автор показывает нам прекрасную возможность культурного и эстетического обогащения школьников. Здесь ученикам предлагается самостоятельно составить диск со сборником авторских задач для II-VIII классов, на основе краеведческого материала. Автором подробно описан весь проект, состоящий из 7 этапов, после чего отдельное место занимают 11 примеров составленных учениками задач. При изучении их содержания становится понятно, с каким большим интересом и усердием подошли школьники к выполнению данного задания.
Также обращаются к проблеме повышения интереса к предмету О.А. Дмитриева и В.Л. Великовская [2], предлагая еще один необычный способ усвоения математических знаний. Авторы описывают пешеходные экскурсии. Статья адресована учителям, преподающим курс наглядной геометрии в V-VI классах. Предлагаются методические рекомендации проведения подобных экскурсий, их оснащение, виды заданий для учащихся. Интерес вызывают уроки-экскурсии «Павловский парк» и «Геометрия в архитектуре Казанского собора».
В сегодняшнем мире финансов, когда по статистике каждая третья семья в России имеет кредит [19], безусловно, полезно разбираться в механизме потребительского кредитования. Особенно сейчас, в кризис, когда люди и компании покупают значительно меньше товаров и услуг, чем в хорошие, сытые, докризисные годы. Раз меньше покупают люди, раз меньше покупают компании, соответственно, компании-производители получают меньше дохода, меньше прибыли. В такой ситуации люди вынуждены сокращать свои расходы, задумываться о рациональности той или иной траты, либо повышать доход, что и приводит
190
международный научный журнал «символ науки»
№5/2015
ISSN 2410-700X
людей в банки. Статья О.Н. Пустобаевой [15] раскрывает финансовые механизмы потребительского кредитования. С чисто математической точки зрения рассматриваются графики выплат, с помощью математических методов подробно выводятся различные финансовые формулы. Автор намеренно подчеркивает полученные в результате решения цифры и заставляет задуматься о выгодности предоставляемых потребителю условий. В конце статьи приводится несколько задач на рассмотренные ранее формулы, для закрепления умения их применять.
Самопознание всегда являлось одной из проблемных тем для человека. Еще с древних времен мы старались постичь не только окружающий нас мир, но и заглянуть в себя, познать свою сущность. Затрагивает эту тему М.В. Егупова [4], рассматривая некоторые механизмы зрения как математическое приложение. В статье автором рассмотрены вопросы, способные заинтересовать учащихся, а также показать прикладную направленность математики через ее связи с биологией. Автором кратко приводятся примеры трех бесед о зрении, темы которых: «Угловой размер и расстояние», «Угол зрения и подобие» и «Тангенс угла и острота зрения». После, к каждой беседе предлагается набор практических заданий.
Слишком сильная рационализация, схематизация и монологизация математики - вот на что жалуются ученики больше всего по результатам проведенного В.Н. Клепиковым опроса среди школьников [7]. И потому в статье автор ведет рассуждение на тему обогащения математических текстов дополнительной исторической информацией, выявлении ярких образов, становления интересных проблем и т.д. Автором предложены различные математические образы для выражения миропонимания известных людей, а также высказывания учеников, которым предоставили возможность свободно обсудить математические понятия. Приводятся «воплощенные в жизнь» примеры притчевых миниатюр о математических законах: «Скорость жизни», «Мудрость», «Бесконечный миг», «Свято место пусто не бывает», «Равенство отношений», «Сократ и эпикуреец». «Единица как целое», «Здравый смысл», «Земная точка и точки небесные», «Чудо творчества» и др.
Развить обозначенную В.Н. Клепиковым проблему помогает дилогия статей Н.М. Карпушиной «Перечитывая Кэрролла» [6], посвященных сказкам Л. Кэрролла «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье». Автор так же напоминает нам о том, что математика может быть не только чисто формульной и точной наукой, но и имеет возможность заинтересовать детей, увлечь их в неожиданное путешествие. Показать это детям, заинтересовать их, помогут книги Кэрролла, на которых выросло не одно поколение школьников. Оказывается, такие известные романы как «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье» носят в себе и математическую подоплеку. Убедиться в этом нам помогают приведенные автором примеры подобия, свойств окружности, зеркальной симметрии, последовательности, встречающиеся в рассказах.
Таким образом, журнал «Математика в школе» знакомит своих подписчиков с уникальным материалом в области развития и укрепления межпредметных связей в процессе образования ученика. Читателю показаны отличные возможности интеграции математики и других школьных дисциплин, как в практическом плане, так и чисто интеллектуальном или эстетическом. Авторами статей замечательно отражены развивающие и воспитательные возможности математики. Сама специфика математики на ее современном уровне побуждает к комплексному подходу в обучении, т. е. логика данной науки ведёт к ее объединению с другими науками. Таким образом, интеграция межпредметных связей в процесс обучения школьников поможет не только развить их логические способности и показать прикладные возможности математики, но и сделать их всесторонне развитыми личностями.
Список использованной литературы:
1. Баврин Г.И. Первообразная в задачах физики. // - Математика в школе. - 2006. - № 8. - С. 24-26.
2. Дмитриева О.А., Велиховская В.Л. Геометрические экскурсии по Петербургу и его окрестностям. // -Математика в школе. - 2007. - № 9. - С. 12-24.
3. Добрина Е.А., Саввина О.А. Практическая работа «Карта звездного неба». // - Математика в школе. -2007. - № 1. - С. 2-7.
4. Егупова М.В. Беседы об угле зрения. // - Математика в школе. - 2010. - № 9. - С. 69-73.
5. Ефремова Т.П. Проект «Петербургские задачи». // - Математика в школе. - 2007. - № 10. - С. 40-46.
6. Карпушина Н.М. Перечитывая Кэрролла. // - Математика в школе. - 2007. - № 10. - С. 46-55.
191
международный научный журнал «символ науки»
№5/2015
ISSN 2410-700X
7. Клепиков В.Н. Притчевые миниатюры на уроках математики. // - Математика в школе. - 2009. - N° 3. - С. 37-43.
8. Кукушкина Б.Н., Ткачева М.В. Две задачи артиллерии. // - Математика в школе. - 2005. - № 4. - С. 6-7.
9. Малиновская Н.В. Понятие угла в курсе математики и географии. // - Математика в школе. - 2005. - № 4.
- С. 14-17.
10. Маникова Ф.Г. Задачи экологического содержания. // - Математика в школе. - 2005. - № 4. - С. 17-20.
11. Петров В.А., Попов К.А. Производная на службе у техники. // - Математика в школе. - 2006. - № 8. - С. 20-24.
12. Петрова В.А., Попова К.А. Векторы, фракталы и компьютерное моделирование. // - Математика в школе.
- 2006. - № 8. - С. 8-14.
13. Петрова Н.П. Изучение свойств функций с помощью электронных таблиц Excel. // - Математика в школе.
- 2008. - № 2. - С. 45-47.
14. Попов К.А. Исследование геометрических преобразований средствами компьютера. // - Математика в школе. - 2007. - № 8. - С. 43-48.
15. Пустобаева О.Н. Математика потребительского кредитования. // - Математика в школе. - 2009. - № 5. - С. 20-29.
16. Семенко Е.А. Прикладные курсы разных направлений. // - Математика в школе. - 2005. - № 4. - С. 45-52. 17.Чистяков В.В. Чертим и уравновешиваем... растворы. // - Математика в школе. - 2008. - № 10. - С. 7-15.
18. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования [Электронный ресурс] //URL: www.mccme.ru/edu/oficios/standarty/profil.doc [Дата доступа: 14.05.2015]
19. Каковы особенности российского кризиса 2015 года? [Электронный ресурс] //URL: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-70936/ [Дата доступа: 17.05.2015]
© Н.В. Бурдынская, 2015
УДК 378.1; 371.3
Буцыкина Лилия Эдуардовна,
студентка 2 курса факультета физической культуры, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,
г. Новокузнецк, Российская Федерация [email protected]
ИСТОРИЯ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ В МОДЕЛИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
ОБУЧАЮЩЕГОСЯ И ТРЕНЕРА
Аннотация
В статье описана история спортивной школы, представляющая собой возможности продуктивной самореализации обучающихся и тренеров. Система продуктивной самореализации спортсмена, занимающегося различными видами спорта, иллюстрирует устойчивое влияние пропаганды здорового образа жизни, включенности личности в систему занятий физической культурой и спортом в современной системе непрерывного образования.
Ключевые слова
Социализация, самореализация, нормальное распределение способностей, культура самостоятельной
работы, моделирование, спорт, история школы.
Теория и практика описания историко-статистического анализа современных учреждений образования представляет интерес с позиции уточнения модели самореализации личности обучающегося и тренера [1-8]. Представим еще одну модель верификации качества подготовки в одной из ДЮСШ г. Новокузнецк.
Идея об организации детской спортивной школы по вольной борьбе возникла в 2001 году, так целью создания школы явились: нравственное, духовное, физическое воспитание молодого поколения, участие в
192