Научная статья на тему 'Использование исторического материала на уроках математики в аспекте требований ФГОС'

Использование исторического материала на уроках математики в аспекте требований ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1901
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ / ЭЛЕМЕНТЫ ИСТОРИЗМА / НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Першина Е.Ю.

В статье рассматриваются методические аспекты использования историко-познавательного компонента в математическом образовании. Приводятся примеры систематического включения исторического материала в обучение математике школьников в условиях реализации ФГОС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование исторического материала на уроках математики в аспекте требований ФГОС»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

3. Н.В. Перегудова. Велоспорт и велотуризм // Международный научный журнал «Инновационная наука» №4/2016 ISSN 2410-6070, часть №2. С. 181-182.

4. Н.В. Перегудова, М.В. Рудов. Популяризация здорового образа жизни среди студенческой молодежи // Международный научный журнал «Инновационная наука» №4/2016 ISSN 2410-6070, часть №2. С. 182-185.

© Перегудова Н.В., 2016

УДК 372.8

Е.Ю.Першина

Студентка 2 курса ИМФИ

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

Г. Красноярск, Российская Федерация

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В АСПЕКТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

Аннотация

В статье рассматриваются методические аспекты использования историко-познавательного компонента в математическом образовании. Приводятся примеры систематического включения исторического материала в обучение математике школьников в условиях реализации ФГОС.

Ключевые слова

Обучение математике, элементы историзма, новые образовательные результаты

Требования федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) обеспечения новых образовательных результатов, отражающих перспективные потребности личности и общества актуализировало необходимость решения проблемы поиска эффективных средств достижения этих результатов средствами предметной области «Математика». Одним из перспективных средств, на наш взгляд, выступает исторический материал. Использование элементов историзма в обучении математике позволяет прогнозировать ситуации, создание которых достигается путем постановки перед учащимися соответствующих задач. Например, Астрахань, расположенная в верхней части дельты Волги относится к тому времени, когда была заложена деревянно-земляная крепость, положившая начало новому порубежному городу. Определите, в каком году была заложена крепость, вычислив значение выражений:

а)1,06+29,94-0,375-80;

б) (7+0,2):9-3+2,6;

в) 40-0,4:10+8,4-5;

г) ((10,9-1):3+12,7):2.

Обогащение содержание обучения математике историческим материалом способствует формированию интереса к математике; освоению универсальных учебных действий, получению более полного знания в рамках предмета математики; формированию предпосылок научного мировоззрения; обеспечению более полноценного усвоения математической терминологии; ценностному отношению к математическим знаниям через примеры из истории; нравственно-патриотическому воспитанию на примерах фактов из истории нашей страны и мировой истории при решении задач с историческим содержанием и др.

В некоторых случаях целесообразнее использовать отдельные факты истории математики для постановки перед учащимися проблем, действительно возникших в математике, а затем раскрыть, как эти проблемы решались, что будет способствовать осознанию обучающимися роли математики в исторической перспективе.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

Достижение новых образовательных результатов в обучении математике во многом зависят от развития у обучающихся устойчивого интереса к предмету. Прежде всего, следует обратить внимание на то, что интерес к математике вырабатывается тогда, когда школьнику понятно то, о чем говорит учитель, когда предлагаемые ему задачи интересны по содержанию или методам решения. Здесь весьма эффективными могут быть задачи регионального содержания, задачи в которых отражаются те или иные исторические события региона. Использование национально-регионального компонента в обучении математике позволяет показать школьникам «живую математику», «математику с человеческим лицом», приобщить их к местной истории, традициям и культуре, способствует воспитанию чувства патриотизма [1]. Приведем пример такой задачи: 1 февраля1868 года в г. Красноярске открылась первая мужская гимназия. Набор ее насчитывал 70 человек. В основном это были дети дворян, чиновников и купцов. Соотношение их числа было приблизительно 7 : 3 : 2 и в дальнейшем менялось мало. Спустя год в городе открылась женская гимназия. Она сыграла большую роль в деле женского образования. Сколько человек обучалось в мужской гимназии через год после ее открытия, если за это время количество учеников увеличилось на 20%. Сколько учеников каждого сословия обучалось в мужской гимназии в 1869 году? Сколько гимназисток было в городе Красноярске на момент открытия гимназии, если известно, что их оказалось в три раза меньше, чем гимназистов?

Включение подобных задач в содержание обучения математики позволяет сформировать у обучающихся чувства национальной и региональной идентичности, осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, традициям народов России и родного края и т.п. [3].

Исторический материал может быть положен в основу конструирования проектных задач, которые в свою очередь являются средством создания ситуаций, позволяющих разворачивать предметное содержание во всей своей неоднозначности и противоречивости. Освоение математических знаний в контексте их применения в различных ситуациях: а) обеспечивает системность и межпредметность знаний; б) позволяет обучающимся с самого начала находиться в деятельностной позиции; в) включает весь потенциал активности обучающегося - от уровня восприятия до уровня самостоятельного применения; г) позволяет обучающимся накапливать опыт использования знаний и умений, приобретенных на уроках математики в качестве средства регуляции своей деятельности [2].

Через рассказы о «нематематической» деятельности великих ученых можно привлечь внимание учащихся к общечеловеческим ценностям и культуре. Рассказать ученикам о разностороннем развитии творцов математики. Известный математик С.В. Ковалевская обладала литературным талантом. Другой пример - математик и логик Чарльз Л. Доджсон. Под псевдонимом Льюис Кэрролл он хорошо известен как автор сказки «Приключения Алисы в стране чудес» Учение, создавшие математику нового времени - Декарт, Лейбниц, Ньютон - тоже были не только математиками. Они рассматривали математику в более широком контексте, для них математика была составной частью философии и служила средством познания мира [4].

Резюмируя выше сказанное, следует отметить, что включение в содержание обучения элементов историзма позволяет обеспечить условия при обучении математике достижения новых образовательных результатов.

Список использованной литературы:

1. Тумашева О.В. Задачи регионального содержания на уроках математики // Математика в школе. - 2015. -№7. - С. 18 - 20.

2. Тумашева О.В. Об особенностях обучения математике в условиях реализации системно-деятельностного подхода // Актуальные проблемы качества математической подготовки школьников и студентов: методологический, теоретический и технологический аспекты Материалы III Всероссийской научно-методической конференции. 2015. С. 75-78.

3. Тумашева О.В., Рукосуева Е.Г. Какие задачи решать на уроках математики в аспекте требований ФГОС? // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. № 1 (35). - С. 31-34.

4. Фомичёва И. Б., Литвинова О. В., Шенбергер И. А. Использование исторического материала на уроках математики // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 817-819

© Першина Е.Ю., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.