Научная статья на тему 'Педагогический опыт использования управляемой информационной среды в физическом воспитании детей с нарушением слуха'

Педагогический опыт использования управляемой информационной среды в физическом воспитании детей с нарушением слуха Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / АУДИОВИЗУАЛЬНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / INNOVATIONS / PHYSICAL TRAINING / SPECIAL GENERAL EDUCATION / INFORMATIONAL EXPOSURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крамаренко А. Л., Замараев В. А.

В статье приведены педагогические основы физического воспитания детей с патологией слуха средствами аудиовизуального информационного воздействия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGIC EXPERIENCE OF USING CONTROLLED INFOMEDIA IN PHYSICAL TRAINIG OF CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENT

The article provides pedagogic foundations of physical training with hearing pathology by means of audiovisual exposure

Текст научной работы на тему «Педагогический опыт использования управляемой информационной среды в физическом воспитании детей с нарушением слуха»

Наука, 1974. - 528 с.

5. Королёв, Г.И. Методические рекомендации по совершенствованию подготовки скороходов высшей квалификации. С предисловием Председателя Федерации легкой атлетики СССР, доктора педагогических наук, заслуженного тренера СССР Л. С. Хоменкова I Г.И. Королёв. - М.: Комитет по физической культуре и спорту при Совете министров СССР, 1985. - 53 с.

6. Королёв, Г.И. Современная классификация видов спорта. Научная биография спорта: с древнейших времён до наших дней. От истоков - к системному синтезу. К новым рубежам I Г.И. Королёв. - М.: Мир атлетов, 2008. - 312 с.: ил.

7. Королёв, Г.И. Современные принципы системы подготовки в спорте I Г.И. Королёв II Вестник спортивной науки. - 200б. - С. 21-23.

8. Королёв, Г.И. Структура олимпийского цикла подготовки скороходов высшей квалификации I Г.И. Королёв II Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта». - 2008. - Вып. 5 (39). - С. б0 - б4.

9. Королёв, Г.И. Управление системой подготовки в спорте. На примере подготовки в спортивной ходьбе I Г.И. Королёв. - М.: Мир атлетов, 2005. - 192 с.

10. Королёв, Г.И. Тактическая подготовка скороходов I Г.И. Королёв. - М.: Мир атлетов, 2008. - 5б с.: ил.

11. Коссов, Б.Б. Информационные основы технико-тактического мастерства спортсмена I Б.Б. Коссов II Познавательные процессы у спортсменов. - М., 1973.

12. Фруктов, А.Л. Спортивная ходьба I А.Л. Фруктов. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 5б с.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УПРАВЛЯЕМОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С

НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Алексей Леонидович Крамаренко, аспирант,

Виктор Алексеевич Замараев, кандидат медицинских наук, профессор, Дальневосточная государственная академия физической культуры

г. Хабаровск

Аннотация

В статье приведены педагогические основы физического воспитания детей с патологией слуха средствами аудиовизуального информационного воздействия

Ключевые слова: инновации, физическое воспитание, специальные общеобразовательные учреждения, аудиовизуальное информационное воздействие.

PEDAGOGIC EXPERIENCE OF USING CONTROLLED INFOMEDIA IN

PHYSICAL TRAINIG OF CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENT

Aleksey Leonidovih Kramarenko, the post - graduate student,

Viktor Alekseevich Zamaraev, the candidate of medical science, the professor,

Far Eastern State Academy of Physical Culture,

Khabarovsk

Abstract

The article provides pedagogic foundations of physical training with hearing pathology by means of audiovisual exposure

Keywords: innovations, physical training, special general education, informational exposure.

ВВЕДЕНИЕ

Разработка педагогических основ применения инновационных педагогических технологий в совершенствовании физического воспитания детей коррекционных общеобразовательных учреждений в настоящее время крайне актуально и имеет большое научно-практического значение [7].

Целью нашей работы было изучить возможность использования аудиовизуаль-

ных технических средств в создании искусственной управляемой среды для повышения двигательной активности на занятиях физической культурой младших школьников с патологией слуха.

Для реализации поставленной цели была разработана экспериментальная программа проведения уроков физической культуры на основе игрового метода с использованием аудиовизуального воздействия (музыко-цветотерапии) на сенсорные системы детей, страдающих нарушением слуха. Экспериментальные исследования выполнены в рамках интегративных образовательных курсов учащихся Дальневосточной государственной академии физической культуры и направлены на совершенствование их профессиональной подготовки, социальной адаптации, как будущих специалистов в области физической культуры. Исследования проведены в творческом педагогическом сотрудничестве с методистами физической культуры специализированных общеобразовательных учреждений, для которых была разработана экспериментальная программа обучения современным технологиям физического воспитания.

Таким образом, участники проекта - преподаватели, студенты и методисты физической культуры составили единый творческий исследовательский коллектив, гармоничный союз науки и практики позволивший реализовать поставленные педагогические задачи.

МЕТОДИКА

За основу были взяты концептуальные положения о том, что в условиях глухоты компенсация нарушения слуха происходит в основном за счёт усиления сенсорного и визуального восприятия. При этом учитывалась, что ведущую роль в отработке мышечно-моторных программ на начальных этапах развития ребёнка в системе обратных связей имеют сигналы «внешнего контура» - в форме зрительного и слухового контроля.

Музыкоцветотерапия - это вид интегративной музыкотерапии [2,3,8], Восприятие музыкального ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений. Это мышечное сокращение языка, мышц головы, челюстей, пальцев ног; напряжение, возникающее в гортани, грудной клетке и конечностях; одновременная стимуляция мышц

- антагонистов, вызывающая смену фаз напряжения и расслабления без изменения пространственного положения органа [1]. Большое значение имеют вибрационные ощущения, которые по своей природе близки к слуховым ощущениям. Как слух, так и вибрационные ощущения вызываются сходными по форме раздражителями. Вибрационные ощущения возникают благодаря чувствительности кожи к колебаниям звуковых волн и, особенно, к колебаниям вибрирующих тел.

ОРГАНИЗАЦИЯ, МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Педагогические исследования проводили в течение учебного года на базе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы - интерната 1-го вида “СУВАГ“ г. Хабаровска. Исследования проводили среди детей младшего школьного возраста (7 -10 лет) с нарушением слуха (10 человек) В «экспериментальной» группе использована разработанная нами методика. Она включала синхронное визуальное и звуковое сопровождение двигательной деятельности глухих детей в сочетании с циклом лечебной и адаптивной физической культуры. Методы оценки функционального состояния. В работе использованы тесты, отвечающие критериям стандартизации [4,5,6]. Оценивались скоростно-силовые качества, гибкость, статическое и динамическое равновесие, быстрота двигательной реакции.

Средства обеспечение урока физического воспитания включают в себя: музыкальный центр с суммарной выходной мощностью - 200W с двумя колонками по 50W и одним сабуфером мощностью 100W. Спортивный зал, в котором проводились занятия, оснащён специальными блоками управления - «световое лидирование». В него входила световая гирлянда, состоящей из 120 светодиодных лампочек различных цве-

тов мощностью 15 Ватт и реле, с помощью которого регулировалась скорость и направление передачи светового импульса. Для достижения необходимых цветовых эффектов в спортивном зале применялась цветовая установка, - состоящая из набора светильников, фонарей - прожекторов, закреплённых на потолке и по верхним углам зала. Осветительные приборы, снабжённые различными светофильтрами, позволяли «окрашивать» спортивный зал статичным, динамичным или дискретным освещением, которое менялось в зависимости от преобладающего двигательного режима игр или физических упражнений.

Методика проведения занятий. В рамках предложенной методики двигательная нагрузка регулировалась за счёт частоты низкочастотных звуковых колебаний, а также интенсивности пульсации выбранных цветовых режимов. При помощи воздействии цветовых режимов (общих, дискретных, статичных и динамичных) подавался сигнал к началу или завершению выполнения двигательных действий, а также при помощи цветового ритма музыкальных композиций регулировалась темпо - ритмовая структура игровых действий, сокращая тем самым словесные разъяснения педагога.

В водной части урока, проводятся организационные мероприятия, построение, сообщение задач урока. С первой минуты работы с глухими детьми, начиная с момента построения учащихся, играет ритмичная музыка в среднем регистре и темпе. При этом в спортивном зале создаётся общий фон синего и жёлтого цветов, с целью торможения деятельности физиологических систем организма и повышения уровня внимания. Для того, чтобы добиться полного внимания со стороны глухих детей, в момент построения и строевых упражнений в зале включались в работу статичные жёлтые светофильтры на фоне продолжающейся музыки в ритме andantino (немного быстрее andante или спокойного шага). После выполнения организационных мероприятий выполнялись упражнения в ходьбе, затем осуществлялся переход на беговые упражнения в ритме allegretto (оживлённый темп, соответствует умеренному бегу). В процессе выполнения глухими детьми беговых упражнений воздействие цвета заключалось в сообщении им интенсивности, направления движения и частоты выполнения двигательных действий. Переход глухих учащихся на шаг с последующим выполнением дыхательных упражнений осуществлялся под музыку в ритме anda^ (умеренно медленный темп соответствует спокойному шагу), отражённых в световых импульсах. Повышение внимания глухих детей экспериментальной группы достигалось и с помощью инвентаря различной окраски, а также включение в игры предметов, в окраске которых имелись цветовые контрасты. К цветам, стимулирующим внимание глухих детей, относятся жёлтый, оранжевый, красный, а также их сочетания с чёрным цветом.

В основной части урока проводилось знакомство детей с правилами игры и особенностями выполнения физических упражнений в строгом соответствии с ритмом музыкальных композиций и ритмом цветовых импульсов. После сообщения задач урока и выполнения строевых упражнений, дети по наглядному примеру учителя начинали выполнять заданные упражнения в ходьбе. С момента начала выполнения упражнений проигрывалась музыка в ритме andante, соответствующая интенсивности выполняемых упражнений. При выполнении беговых упражнений постоянно варьировались интенсивность, темп и направление выполняемых двигательных действий. Изменения темпа выполнения физических упражнений регулировалось за счёт колебания низкочастотных звуковых волн музыкальных композиций, а так же ритмом световых импульсов. После выполнения упражнений в беге осуществлялся переход на шаг с одновременным выполнением дыхательных упражнений в сочетанном воспроизведении медленных композиций в ритме andante (умеренно медленный темп, соответствующий спокойному шагу). Изменялся при этом уровень звука музыки от высокого до среднего регистра. Одновременно с изменениями в характере звука, изменению подвергался и общий цветовой фон спортивного зала. Делался плавный переход синего цвета к зелёному, голубому, затем жёлтому. После восстановления дыхания на фоне адекватного цветомузыкального сопровождения, дети выстраивались в шеренгу с ин-

тервалом на вытянутые руки вдоль гирлянды так, чтобы она находилась в их поле зрения. В зависимости от поставленных задач урока заранее осуществлялась подготовка того светового режима и зоны его воздействия, который наиболее эффективно влияет на развитие скоростно-силовых качеств. Например, при развитии силы и быстроты реакции или скоростно-силовых качеств на данном уроке преимущественно использовались цвета агрессивных тонов (красный, оранжевый, фиолетовый и их оттенки), стимулирующие работу детей на физиологическом и психологическом уровне. Выполнение упражнений на развитие силы или силовой выносливости осуществлялось в следующих специально созданных условиях - сгибание и разгибание рук от второй или третьей ступени гимнастической стенки. Это происходило в условиях ритмичной пульсации красного цвета и его оттенков под выбранный ритм музыки самим ребёнком (ритм, который он считает для себя оптимальным для выполнения данного упражнения). Для проведения игровых эстафет различной направленности использовался оптимальный цветовой режим (активизирующий - красный или угнетающий - синий), характерный для выбранной игровой темы.

В заключительной части урока использовались элементы дыхательной гимнастики, физические упражнения или подвижные игры с меньшей двигательной активностью. Перед завершением урока проводились строевые упражнения без музыкального сопровождения, но с использованием статичного зелёного освещения. С целью сохранения высокой плотности урока, музыка не переставала звучать ни на минуту, даже в тот момент, когда происходили перестроения или переход к выполнению другого упражнения или игры. В процессе выполнения дыхательных упражнений применялись пастельные цвета - приглушённые чистые цвета: розовый, лиловый, пастельнозелёный, светло-жёлтый, серовато-голубоватый, вызывающие внутреннюю умиротворенность.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Проведённые педагогические исследования позволили установить, что у детей с нарушением слуха воздействие предлагаемого реабилитационного цикла сопровождалось улучшением соматического статуса за счёт таких показателей как: быстрота, гибкость, силовая выносливость, скорость простой зрительно-моторной реакции, скоростно-силовых качеств и статического равновесия (табл.1)

Таблица 1

Сравнительная характеристика показателей физической подготовленности детей (7-10 лет) с нарушением слуха экспериментальной группы до и после педагогиче-

ского эксперимента (п=10)

Экспериментальная группа

Тестовые показатели До экс. После экс. Разница Достоверность

М ±т М ±т 1 Р

Наклон вперед (см) 3,7 0,9 9,4 1,3 5,7 3,8 <0,05

Силовая выносливость мышц 19,7 2,4 27,1 2,4 7,4 2,2 <0,05

брюшного пресса (кол.раз.)

Прыжок в длину с места (см) 127,4 4,5 154,3 2 26,9 5,4 <0,05

Челночный бег 3х10м. (сек) 14,3 0,3 13,1 0,3 1,2 3 <0,05

Вис на перекладине (сек) 58,7 6,3 84,9 9,6 26,8 2,2 <0,05

Динамическое равновесие (см) 195,5 4,8 200 0,1 4,5 0,9 >0,05

Статическое равновесие - на правой ноге (сек) 33,5 3,1 45,8 2,9 12,3 2,9 <0,05

- на левой ноге (сек) 30 2,9 49,6 5,1 19,6 3,3 <0,05

Простая зрительно моторная реакция (см) 28,2 0,8 15,8 1,1 12,4 9,5 <0,05

ВЫВОДЫ

1. Предлагаемая реабилитационная методика, основанная на создании искус-

ственной управляемой информационной среды, обеспечивает повышение эффективно -сти управления собственными двигательными действиями детей с нарушением слуха.

2. Использование разработанной методики, включающей применение комплекса физических упражнений в сочетании с параллельным аудиовизуальным воздействием, обеспечивает достоверное улучшение показателей общего соматического статуса детей страдающих нарушением слуха.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белик, И. С. Музыка против глухоты : опыт индивидуальных занятий музыкой с неслышащими детьми по программе детских музыкальных школ / И. С. Белик.

- М. : ВЛАДОС, 2000. - 160 с.

2. Брагина, Т. Н. Роль музыки и танцев в коррекции гиперактивности у детей // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - 2005. - № 1. - С. 33-36.

3. Деке-Файгт, Г.Г. Введение в музыкотерапию / Г.Г. Декер-Файгт. - СПб. : Питер, 2003. - 208 с.

4. Дорошенко, А. С. Планирование уроков по физической культуре для учащихся 1 класса : учеб. пособие / А. С. Дорошенко ; Дальневосточ. гос. акад. физ. культуры. - Хабаровск : [б.и.], 2004. - 126 с.

5. Лях, В. И. Средства и методы развития координационных способностей // Физ. культура в школе. - 1997. - № 6. - С. 22-25.

6. Решетнёва, Г. А. Педагогические исследования в школе : метод. пособие / Г. А. Решетнёва, В. Г. Тютюков. - Хабаровск : Изд-во Хабаровского гос. ин-та физ. культуры, 1997. - 22 с.

7. Физическая реабилитация и спорт инвалидов : нормативные правовые документы, механизмы реализации, практический опыт, рекомендации / автор-составитель А.В. Царик. - 2-е издание, доп. и испр. - М. : Советский спорт, 2003. - 573 с. - (Физ. культура и спорт инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья).

8. Цветков, В. Н. Музыка как фактор повышения эффективности занятий спортом / В. Н. Цветков, В. И. Шапошникова // Физ. культура : воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 5. - С. 62-63.

ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА В ФИЛИАЛАХ ВУЗА

Андрей Владимирович Кряж, соискатель,

Алексеевский филиал Белгородского государственного университета,

г. Алексеевка

Аннотация

В работе представлены результаты проведенного исследования по разработке технологии управления профессиональной деятельностью профессорско-преподавательского состава в филиалах вуза. Раскрыты особенности, основные направления и факторы, определяющие эффективность управления профессиональной деятельностью профессорско-преподавательского состава в филиалах вуза. Экспериментально доказана высокая эффективность разработанной технологии.

Ключевые слова: управление, профессиональная деятельность, профессорско-

преподавательский состав, филиалы вуза.

THE TECHNOLOGY OF PSYHOLOGO-PEDAGOGICAL MANAGEMENT OF THE TEACHERS IN BRANCHES OF HIGH SCHOOL

Andrey Vladimirovich Kryazh, the competitor,

Alekseevsky branch of the Belgorod state university,

Alekseevka

Abstract

In work results of carried out research on development of technology of management by pro-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.