Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ И УПРАВЛЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ И УПРАВЛЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
менеджмент / управление / модернизация / обучающийся / management / management / modernization / student

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вовк Екатерина Владимировна

В статье представлен анализ феноменов «менеджмент» и «управление» учреждениями образования, а также готовность руководителей учреждений образования к управленческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents an analysis of the phenomena of "management" and "management" of educational institutions, as well as the readiness of heads of educational institutions for managerial activities.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ И УПРАВЛЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

УДК 371

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ И УПРАВЛЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ОБРАЗОВАНИЯ КАК

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

кандидат педагогических наук, доцент Вовк Екатерина Владимировна Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного образовательногоучреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имениВ.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Постановка проблемы. Педагогический менеджмент в России возник в середине 90-х годов и многими учеными и педагогами определялся как совокупность принципов, методов, средств, организационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленным на повышение его эффективности.

Менеджмент рассматривают как умение руководителя добиваться поставленных целей, используя при этом труд, интеллект и мотивы поведения других людей [2].

Л.А. Веретенникова считает, что «менеджмент», в отличие от «управления» возникает там, где управляемый объект выступает как субъект рыночных, коммерческих отношений [1].

В контексте педагогического менеджмента необходимо подчеркнуть, что каждый педагог, преподаватель, воспитатель, по сути, является менеджером учебно-познавательного процесса (как субъект управления им), а руководитель учебного заведения (в том числе и дошкольного учебного заведения) - менеджером учебно-воспитательного процесса в целом (как субъект управления этим процессом).

Исследователи подчеркивают, что педагогический менеджмент имеет свою специфику и присущие только ему закономерности. Он проявляется, прежде всего, в своеобразии предмета, продукта, орудия и результата труда, менеджера. Предметом педагога-менеджера является деятельность субъекта, которым руководят (ребенок в дошкольном учреждении образования, ученик в школе, студент в вузе), продуктом его труда является информация, а орудием труда - речь. Результатом труда менеджера учебно-воспитательного процесса (руководителя учебного заведения) является степень обучения воспитанию и развитие объекта менеджмента - детей в дошкольном учреждении образования, обучающихся - в школе, вузе, степень повышения профессионально-управленческой компетенции педагогов.

Изложение основного материала исследования. Ведущей фигурой менеджмента является менеджер. В учебном заведении образования ведущая фигура - педагог, воспитатель, преподаватель.

Как педагог является руководителем деятельности коллектива обучающихся, так и менеджер - руководитель и организатор деятельности трудового коллектива. Подобной является цель деятельности этих организаторов. У педагога цель: воспитание, обучение, развитие детей, подготовка к самостоятельной жизни и труду; у менеджера целью является удовлетворение потребностей общества, человека, получение прибыли.

Основные задачи педагогов - это развитие личности детей в учебном заведении; формирование системы знаний, умений и навыков. Главными задачами менеджера является раскрытие творческого потенциала работников; формирование трудового коллектива; получение максимальной прибыли. Объектом деятельности педагогов в общеобразовательных школах и дошкольных образовательных учреждениях является детский коллектив, а у менеджера - трудовой коллектив. Практически сохраняются и функции педагогов и менеджеров: организаторская, коммуникативная, воспитательная, дидактическая, ориентационная, конструктивная. Практически совпадают и профессиональные умения: перцептивные, конструктивно-академические, дидактические, коммуникативные, организаторские, специальные. Исходя из того, что деятельность педагогов и руководителей учебных заведений очень схожа с деятельностью менеджеров, можно утверждать, что они так же управляют системой воспитания и обучения детей. Педагоги же являются участниками управленческого процесса, а потому должны быть осведомлены о таком явлении как «управление». Беря за основу обозначенные идеи, можно определить, что управление - это совместная деятельность педагогов, предприятий и общественности, которые представляют собой управленческую систему, направленную на комплексное создание оптимальных условий, необходимых для достижения конечной цели. Это целенаправленная деятельность субъекта управления в непрерывно действенном процессе, которая содержит в себе систему управленческих действий: организационно-педагогических, воспитательных, общественно-организационных, инструктивно-методических, финансово-хозяйственных. В каждой разновидности своя цель, задачи и содержание.

Система педагогического анализа включает следующие компоненты: конкретизация цели управления, выбор объектов изучения, определение содержания аналитической деятельности, разработка программы наблюдения и анализа, составление графика посещения объектов анализа, подготовка и принятие управленческого решения. Для реализации полного педагогического анализа руководители образовательных учреждений должны обладать следующими умениями: диагностико-прогностическими, организационно-регулятивными, контрольно-оценочными и корректирующими. Диагностико-прогностическая деятельность предполагает наличие умений: ставить дидактическую цель и задачи по анализу учебно-воспитательного процесса; составлять адекватные программы наблюдения и анализа объекта управления; осуществлять эти программы и на этой основе выражать научное отношение к анализируемой педагогической реальности; закреплять успехи и прогнозировать деятельность по преодолению негативных тенденций в работе педагогов.

Организационно-регулятивная деятельность требует использования умений систематизировать и обобщать положительное в опыте педагогов, давать ему объективную дидактическую оценку; подключать методические службы образования к работе по использованию передового опыта в практической работе педагогического коллектива; организовывать и содержательно направлять работу методических объединений, педагогического совета, производственных совещаний и тому подобное.

Контрольно-оценочная и корректирующая деятельность руководителей образовательных учреждений требует умений организовывать оптимальную систему сбора и сохранения, переработки и оценки информации о состоянии учебно-воспитательного процесса, принимать управленческие решения, организовывать контроль за их выполнением.

Сложность управленческой деятельности заключается в том, что в ней содержится и знание теории управления, и знание теории образования и обучения. Обеспечить оптимальное взаимодействие теоретических и практических компонентов двух подсистем знаний - задача вуза и последипломного образования в различных формах ее организации. От самообразования до организованного обучения должны быть реализованы следующие этапы усвоения знаний: осмысленное

усвоение педагогических категорий и понятий, при котором не только понимается сущность их определения, но и их иерархия и место в целостном педагогическом процессе; понимание существенных связей между компонентами процесса обучения: целевым, мотивационно-стимулирующим, содержательным, деятельностно-операционным, контрольно-регулирующим, оценочно-результативным компонентами, знание которых необходимо для моделирования процесса обучения педагогом; научная интерпретация процессов, наблюдаемых и анализируемых с позиции творческой оптимизации, гуманитаризации и т.п.; формирование умений системного анализа объектов управления, при которых выявляется наличие или отсутствие связей взаимодействия, влияния, зависимости и т.п.; прогнозирование эффективного функционирования процесса обучения, определение условий эффективности, выработка более совершенных вариантов построения учебного процесса и их теоретическое обоснование.

Выводы. Вышесказанное свидетельствует об объемности управленческого процесса, разнообразии целей, способов и средств, хотя, по нашему мнению, это не всегда оптимизирует деятельность руководителя. Иногда, наоборот, усложняет. С одной стороны, специфика и взаимосвязь различных видов управленческой деятельности позволяют руководителям сосредоточить внимание на главных вопросах, с другой - использование различных действий не достаточно эффективно в практике управленческой деятельности оно и не создает условий гармоничного подхода к реализации задач.

Создание соответствующих условий протекания учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений требует от руководителей выполнения особых функций, а именно: обеспечение соответствующих условий труда коллектива; привлечение членов коллектива к обсуждению важнейших проблем функционирования образовательного учреждения; предоставление каждому члену педагогического коллектива возможности профессионального роста, повышение квалификации, творческое самовыражение.

К специфике управления педагогическим процессом в образовательных учреждениях следует отнести и то, что он является не только управляемым, но и подвергается испытанию со стороны стихийных факторов (микросреды, улицы и т.д.), многие из которых трудно контролируются или вовсе не подлежат контролю и регулированию.

Аннотация. В статье представлен анализ феноменов «менеджмент» и «управление» учреждениями образования, а также готовность руководителей учреждений образования к управленческой деятельности.

Ключевые слова: менеджмент, управление, модернизация, обучающийся.

Annotation. The article presente an analysis of the phenomena of "management" and "management" of educational institutions, as well as the readiness of heads of educational institutions for managerial activities.

Key words: management, management, modernization, student.

Литература:

1. Веретенникова, Л.А. Обучение менеджеров образования истории науки управления: В многоуровневой системе пед. образования: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.01. -Барнаул, 1996. - 178 с.

2. Симонов, В.П. Педагогический менеджмент. 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом: Учебное пособие / В.П. Симонов. - М., РПА, 1995. - 226 с.

УДК 371

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

доктор педагогических наук, профессор, профессор РАО Горбунова Наталья Владимировна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. Анализ теоретических исследований современных ученых относительно проблем обучения студентов в вузе, а также основных государственных нормативных документов, регламентирующих сферу профессионального педагогического образования, позволяет констатировать необходимость формирования готовности будущих специалистов к применению инновационных технологий. Данная потребность вызывает ряд методологических и методических проблем, решение которых позволит выбрать оптимальный путь формирования готовности будущих специалистов к инновационной образовательной деятельности и применению современных технологий в непосредственной профессиональной практике. Одним из вариантов решения очерченных проблем является разработка специальной методической системы, реализация которой возможна путем создания и внедрения в программу профессиональной подготовки будущих специалистов спецсеминара «Инновационные технологии».

Изложение основного материала исследования. Методологической основой реализуемого исследования выступили положения компетентностного, системно-деятельностного, технологического и средового подходов. Для реализации цели и задач исследования были использованы следующие научные методы: метод педагогической диагностики, моделирование методической системы, метод педагогического прогнозирования, анализ результатов, синтез результатов экспериментального исследования. Концептуальная основа исследования базируется на основе положений научных теорий Ю.К. Бабанского, Т.П. Сальниковой, Г.К. Селевко, Т.Н. Щербаковой.

Содержание спецсеминара включило теоретическую и методическую информацию об основных инновационных технологиях, эффективность применения которых в сфере образования обоснована теоретиками современной отечественной педагогической науки [3].

Методика проведения спецсеминара - лекционные и практические занятия.

В рамках лекционной части спецсеминара, включающей 12 занятий, вниманию студентов предлагалась информация о следующих видах инновационных технологий:

- личностно-ориентированные технологии обучения;

- проектные технологии в образовании;

- технологии разноуровневого обучения;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.