Электронный журнал арственной академии физической культуры, спорта и туризма >ег. номер Эл № ФС77-42717 от 16 ноября 2010 г.
№1 (2011)
(Выпуск 18) _
УДК 796.82
ПЕДАГОГИЧЕСКИИ КОНТРОЛЬ СТАНОВЛЕНИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА В СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ
А.С. Кузнецов - доктор педагогических наук, профессор Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
Набережные Челны Ю.Ю. Крикуха - кандидат педагогических наук Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
Омск
PEDAGOGICAL CONTROL OF TECHNICAL AND TACTICAL SKILLS FORMATION IN SPORTS WRESTLING
A.S. Kuznetsov - Doctor of Education, Professor The Kama State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism
Naberezhnye Chelny Yu.Yu. Krikuha - Candidate of Pedagogical Sciences Siberian State University of Physical Culture and Sport
Omsk
e-mail: elena-krik@yandex. ru
Ключевые слова: педагогический контроль, технико-тактическое мастерство, этап спортивного совершенствования.
Аннотация. Тенденция современной подготовки в сборной России по греко-римской борьбе, по данным опроса специалистов, тяготеет к эксплуатации функциональных резервов организма и ориентирована в основном на работу с одаренными спортсменами высокой квалификации.
Обостряющаяся конкуренция на мировой спортивной арене требует научно обоснованных подходов к организации индивидуальной технико-тактической подготовки, начиная с этапа спортивного совершенствования юношей 16-19 лет для формирования полноценного олимпийского резерва.
1728074479001
Key words: pedagogical control, technical and tactical skill, the stage of sports perfection.
Summary. The tendency of modern training in the Russian national team in Greco-Roman wrestling, according to a poll of experts tends to use the functional reserves of the body and focuses primarily on work with gifted sportsmen of high qualification.
The increasing competition in the global sports arena requires science-based approaches to individual technical and tactical training, starting with the sport improving of young men at the age of 16-19 years old for the formation of the full-fledged Olympic reserve.
Вопросы использования педагогического контроля как средства корректировки становления технического мастерства в спорте являются в настоящее время актуальными. Педагогический контроль в процессе учебно-тренировочной деятельности следует начинать с контроля усвоения техники путем регистрации пространственных и динамических характеристик приемов, что должно быть основано на знании структуры технических действий, а ее знание, как правило, ориентировано на личные, субъективные представления тренеров. Кроме того, использование данных киносъемки и видеосъемки позволяет проводить текущий анализ без возможности накопительно оперировать полученными данными. Поэтому использование киносъемки в целях осуществления отставленного педагогического контроля весьма затруднительно.
Имеются работы по комплексной системе педагогического контроля за технико-тактической подготовленностью борцов без смыслового содержания деятельности.
В работе по вопросам моделирования в спорте отмечается, что только ответственные соревнования в полной мере проявляют положительные и отрицательные стороны подготовленности спортсменов и, только изучив их, можно разработать адекватную систему подготовки. Без соревновательной проверки невозможна корректировка хода спортивной и боевой подготовки [7].
В специальной литературе значительное место уделено перспективности управления индивидуальной подготовкой на разных этапах становления мастерства путем отслеживания соревновательной технико-тактической деятельности.
Попытки описательной фиксации технико-тактической деятельности борцов успеха не имели в силу ее громоздкости.
Задачи отставленного педагогического контроля реализации технико-тактических действий и соревновательной оценки их качества, выдвинули требования символизации технических действий для их регистрации и последующего анализа.
В спортивной борьбе впервые регистрация технических действий с использованием символической записи и система оценки деятельности была предложена В.Я. Шумилиным [6].
Однако во всех работах по использованию данных стенографической записи технических действий борцов базисом для их оценки являются субъективные классификации технических действий [2], что ведет к искажению представлений об индивидуальной технико-тактической модели борца.
Например: применяя формулы определения технического разнообразия [4] с использованием при этом классификации технических действий в спортивной борьбе [3] зачастую возможно получить серьезные методологические ошибки. Так в первом случае, при взаимной правосторонней стойке атакующий проводит в левую сторону (относительно себя) бросок подворотом, бросок прогибом, бросок поворотом (мельницу) (по А.П. Купцову). По предлагаемой методике педагогического контроля, с учетом модельных требований к борцам высокой квалификации [1], борец будет оценен, как полностью удовлетворяющий требованиям (1.0) (рис. 1).
Если борец будет владеть тремя сваливаниями (как одной классификационной группы), проводимыми в три тактические стороны, то при такой системе оценки он
оценивается односторонним и не удовлетворяющим требования к борцу высокого класса (рис. 2).
0 0
бросок подворотом бросок прогибом бросок поворотом 0
Рис. 1. Возможный вариант оценки технико-тактического разнообразия борцов греко-римского стиля при взаимной одноименной стойке с ориентацией на классификацию А.П. Купцова Оценка: Р тех. = 1.0
Сваливание сбиванием 0
Сваливание скручиванием с захватом за шею и руку Сваливание скручиванием захватом шеи сверху и руки у себя на шее
Рис. 2. Возможный вариант оценки технико-тактического разнообразия борцов греко-римского стиля при взаимной одноименной стойке с ориентацией на классификацию А.П. Купцова Оценка: Р тех = 0,3
На самом же деле, в первом случае борец соответствует требованиям только по объему и, может быть, по разнообразности техники, но не соответствует по ее разнонаправленности, что исключительно важно для технико-тактической эффективности (рис. 1).
Во втором случае, борец, владея приемами только из одной классификационной группы, покрывает этой техникой три технико-тактические направления (рис. 2).
Таким образом, можно предположить, что виновна в данном случае не система педагогического контроля, а, используемая при этом классификационная система [2]. Такие же сбои возможны и при использовании классификаций техники борьбы самбо и дзюдо.
Если же использовать Единую классификацию технических действий в спортивной борьбе по Ю.А Шулике [5], то борец, продемонстрировавший технический арсенал по первому варианту (рис. 1), будет расценен, как односторонний (Ртех =0,25), поскольку все его броски направлены в одну тактическую сторону из четырех.
Борец, продемонстрировавший технический арсенал по второму варианту (рис. 2), будет расценен, как разнонаправленный (Ртех = 0,75), поскольку все его броски направлены в три тактические стороны из возможных четырех.
Тем не менее, несмотря на все вышесказанное, в официальной методологии продолжает использоваться классификация А.П. Купцова. Методология технико-тактической подготовки в спортивной борьбе, опирающаяся на субъективные классификации технических действий, не обеспечивает полноценного и логически обоснованного содержания учебного материала так же, как и объективного педагогического контроля, стимулирующего к совершенствованию надежных соревновательных технико-тактических комплексов.
В связи с вышеизложенным, в целях обеспечения более правильной методологии технико-тактической подготовки борцов греко-римского стиля, целесообразно внедрять классификационную систему.
Литература
1. Купцов, А.П. О создании единой классификации, систематики и терминологии техники спортивной борьбы / А.П. Купцов // Теория и практика физической культуры. - 1975. - № 7. - С. 56-61.
2. Спортивная борьба : учебник для ИФК. - М. : Физическая культура и спорт, 1978. - 422 с.
3. Тенденция использования системного подхода в теории физического воспитания и спорта /А.И. Колесов, В.В. Кузнецов, А.А. Новиков, В.А. Орлов, И.П. Ратов // Теория. и практика физической культуры. -1977. - № 11. - С. 25-29.
4. Туманян, Г.С. Унифицированные критерии для оценки технико-тактической подготовленности борцов : методические разработки для студентов / Г.С. Туманян, Я.К. Коблев, В.Л. Дементьев; ГЦОЛИФК. -М., 1986. - 23 с.
5. Шулика, Ю.А. Многолетняя технико-тактическая подготовка в спортивной борьбе : дис. ... д-ра пед. наук / Ю.А. Шулика. - Краснодар, 1993. - 452 с.
6. Шумилин, В.Я. Методы регистрации технико-тактических действий в классической борьбе / В.Я. Шумилин // Спортивная борьба : ежегодник. - М., 1975. - С. 30.
7. Шустин, Б.Н. Исследования модельных характеристик спортсменов / Б.Н. Шустин // Управление процессом подготовки спортсменов. - Л. : ЛНИИФК, 1978. - С. 62-63.
Literature
1. Kuptsov, A.P. About the creation of a single classification, system and terminology of technique of Wrestling / A.P. Kuptsov // Theory and Practice of Physical Culture. - 1975. - No. 7. - P. 56-61.
2. Wrestling : the textbook for the IFC. - Moscow : Physical Culture and Sport, 1978. - 422 p.
3. Tendency of the use of a systematic approach to the theory of physical education and sport / A.I. Kolesov, V.V. Kuznetsov, A.A. Novikov, V.A. Orlov, I.P. Ratov // Theory and practice of physical culture. - 1977. - No. 11. -P. 25-29.
4. Tumanyan, G.S. Standardized criteria for assessing the technical and tactical training of wrestlers : methodological developments for students / G.S. Tumanyan, Ya.K. Koblev, V.L. Dementiev; GTSOLIFK. - M., 1986. - 23 p.
5. Shulika, Yu.A. Many years of technical and tactical training in wrestling : Thesis. ... Dr. of Ped. Sciences / Yu.A. Shulika. - Krasnodar, 1993. - 452 p.
6. Shumilin, V.Ya. Methods of measuring the technical and tactical actions in Classic Wrestling / V.Ya. Shumilin // Wrestling : yearbook. - M., 1975. - P. 30.
8. Shustin, B.N. Studies of model characteristics of athletes / B.N. Shustin // Managing the training of athletes. - L. : LNIIFK, 1978. - P. 62-63.
Статья поступила в редакцию 11.01.2011 г.