Научная статья на тему 'Cодержание разнонаправленных технико-тактических арсеналов при различных захватах в греко-римской борьбе'

Cодержание разнонаправленных технико-тактических арсеналов при различных захватах в греко-римской борьбе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРЕКО-РИМСКАЯ БОРЬБА / GRECO-ROMAN WRESTLING / ЗАХВАТЫ / CAPTURE / АРСЕНАЛ / ARSENAL / ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / TECHNICAL AND TACTICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крикуха Ю. Ю.

В данной статье представлены результаты модельного эксперимента по выявлению содержания разнонаправленных технико-тактических арсеналов при различных захватах в греко-римской борьбе, что является определяющим для повышения эффективности технико-тактической подготовки на этапе спортивного совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENTS OF DIFFERENT TECHNO-TACTICAL ARSENAL IN DIFFERENT CAPTURE IN GRECO-ROMAN WRESTLING

This article presents the results of model experiment to identify the content of divergent technical and tactical arsenal in different captures in Greco-Roman wrestling, which is crucial for improving the efficiency of technical and tactical training at the stage of sports perfection.

Текст научной работы на тему «Cодержание разнонаправленных технико-тактических арсеналов при различных захватах в греко-римской борьбе»

ПЕДАГОГИКОЛСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Электронный жлфнял Камской государственной академии физической ку,чылт>ы, с портя и туризма

PerJVa Эл №ФС77-27659 от 26 марта 2007 г.

№2 (2009)

(Выпуск 11)

УДК 796.8

ШДЕРЖАНИЕ РАЗНОНАПРАВЛЕННЫХ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ АРСЕНАЛОВ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ЗАХВАТАХ В ГРЕКО-РИМСКОЙ БОРЬБЕ

Ю.Ю. Крикуха - соискатель, мастер спорта международного класса по греко-римской борьбе, президент федерации спортивной борьбы Омской области, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

Омск

CONTENTS OF DIFFERENT TECHNO-TACTICAL ARSENAL IN DIFFERENT CAPTURE IN GRECO-ROMAN WRESTLING

Yu.Yu. Krikuha - post-graduate student, master of international class sports in Greco-Roman wrestling, president of the Omsk region wrestling federation, Siberian State University of Physical Culture and Sports

Omsk

elena-krik@yandex. ru

Ключевые слова: греко-римская борьба, захваты, арсенал, технико-тактическая подготовка.

Аннотация. В данной статье представлены результаты модельного эксперимента по выявлению содержания разнонаправленных технико-тактических арсеналов при различных захватах в греко-римской борьбе, что является определяющим для повышения эффективности технико-тактической подготовки на этапе спортивного совершенствования.

Key words: Greco-Roman wrestling, capture, arsenal, technical and tactical training.

Abstract. This article presents the results of model experiment to identify the content of divergent technical and tactical arsenal in different captures in Greco-Roman wrestling, which is crucial for improving the efficiency of technical and tactical training at the stage of sports perfection.

4707014459010

ВВЕДЕНИЕ

Российские борцы, в особенности представители греко-римского стиля, доминируют на мировой спортивной арене. Несмотря на это, как показали результаты последних Олимпийских игр в Афинах в 2004 г. и в Пекине 2008 г., имеет место серьезное соперничество и надеяться только на возможность поиска функционально одаренных спортсменов, значит - потерять ранее завоеванные позиции.

Тенденция современной подготовки в сборной России по греко-римской борьбе, по данным опроса специалистов, тяготеет к эксплуатации функциональных резервов организма и ориентирована, в основном, на работу с одаренными спортсменами высокой квалификации.

Обостряющаяся конкуренция на мировой спортивной арене требует научно обоснованных подходов к организации индивидуальной технико-тактической подготовки [2] начиная с этапа спортивного совершенствования юношей 16-19 лет для формирования полноценного олимпийского резерва.

Содержание программ для детско-юношеских спортивных школ и школ олимпийского резерва на этапе спортивного совершенствования не способствует формированию разнонаправленных индивидуальных технико-тактических арсеналов в условиях встречи с противниками, использующими нестандартные, сковывающие захваты [1].

По данным педагогических наблюдений отсутствие планового обучения борцов особенностям борьбы с противниками, использующими различные нестандартные, сковывающие захваты приводит их к неспособности противостоять неизвестным противникам.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В работе использовались следующие методы исследования:

1. Анализ и обобщение специальной литературы;

2. Анкетирование;

3. Модельный эксперимент;

4. Педагогическое наблюдение;

5. Методы математической статистики.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

С целью выявления содержания разнонаправленных технико-тактических арсеналов при различных захватах в греко-римской борьбе нами был проведен модельный эксперимент.

При этом использовалась модель пространственно-смысловой технико-тактической деятельности в спортивной борьбе [4] для борьбы стоя (рис. 1).

Модельный эксперимент проводился нами на базе ФГОУ ВПО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта» г. Омск.

В модельном эксперименте принимали участие 8 борцов 18-22 лет, имеющих спортивный разряд не ниже кандидата в мастера спорта по греко-римской борьбе.

По условиям эксперимента каждый борец должен был провести по 1 схватке с каждым из участников эксперимента, всего 56 схваток в стойке по 2 периода, продолжительностью 2 минуты и отдыхом между периодами 30 секунд.

Нас интересовало содержание бросков, сваливаний и сбиваний в партер в четырех диагональных направлениях при следующих захватах: за одну руку двумя руками; за шею и плечо сверху «петлей»; за шею и плечо снизу «петлей»; за руку и туловище, - как наиболее «опасных» захватах.

Одноименная правая стойка Разноименная правая стойка

Одноименная левая стойка Разноименная левая стойка

Рис. 1. Биомеханически обоснованные, технико-тактические направления в условиях одноименной и разноименной взаимных стойках (относительно нижнего борца)

При этом все приемы и типичные ситуации отрабатывались в условиях одноименной и разноименной взаимной стойки (рис. 1).

Каждый борец должен был по команде перейти на более удобное исходное положение для выполнения оцениваемого броска, сваливания или сбивания в партер [3] или уйти из невыгодного положения для проведения оцениваемого приема.

При этом от участников модельного эксперимента требовалась максимальная вариативность технических действий в четырех диагональных направлениях.

После выполнения результативного технического действия схватка останавливалась.

Все схватки фиксировались с помощью видеокамеры CANON MV700, просматривались на персональном компьютере Pentium-4 с использованием программы Media Player Classic с покадровым выводом видеоизображения на экран, анализировались с регистрацией интересующих показателей. Полученные данные подвергались математической обработке.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В результате проведенного модельного эксперимента нами было выявлено содержание бросков, сваливаний и сбиваний [3] в четырех диагональных направлениях при различных, наиболее «опасных», захватах в греко-римской борьбе (табл. 1).

ВЫВОДЫ

В результате проведенного модельного эксперимента нами было выявлено содержание разнонаправленных технико-тактических арсеналов при различных захватах в греко-римской борьбе.

Организация обучения индивидуальным [2] четырехнаправленным комплексам технико-тактических действий при борьбе стоя в соответствии с пространственно-смысловой моделью технико-тактической деятельности в спортивной борьбе [4] должно обеспечить прочное усвоение учебного материала для становления индивидуальных технико-тактических комплексов на этапе спортивного совершенствования и повысить их надежность в условиях возможной непредсказуемости предстоящих соревнований, а также свести до минимума проигрыши, связанные с появлением незнакомых противников.

Таблица 1

Содержание разнонаправленных технико-тактических арсеналов

при различных захватах в греко-римской борьбе_

№ !ТТ!

&ШШЭТ 1Е

в з янмоп оотож енке

14:1П[);шяеш!е ятш!

влеио

вправо

1.

ЗА ¿щшшрк* ^ъу л)}»»

-cux.il ЕЯ ашде наклепом Ьрг с о к р-а-Е-цэплсь

11Л ваш !■ ¡4Ш110М

«РФСФК г^р-гв огм нко.^п

А

дтомвиой

ОДОСОк Е1В1ШК

СН ПЛ1 ЕЯЯ1№ Е Е;1.К "Э Е ЕОТ-1

(Ьшшк «^фПШПМСМ ¿¡•осп к П5<<! В 0)>ОЦ11Ч рквдоч

. д|>фцк пршшьом ВрвШПЯ<$

сЛ1.п:ар.!|;:( НЯКЛЯВОМ бросок р-п-тонясь

■ (лжеериин

!]а тс» г: п№в срчррту {петля} _дн алтшккннм! ндйм_

<05:ыг*н::е "¿¡ъви?пцра

Ефояора? и:*: пьамои

- «||ОСОК |фПЯ(И>И

«|>фео|г рвяпИ>ЛЛС(

бросок |^11«И]14«1!Ч ВЬКи»!

шск> I) плечо снизу (петля)

Р^И] [Рд^МДШ^ ВГИЙК

- циипоши НЯКННОМ

- 1111 ■! ь. л к

- а|Л1СК рпцюгш

- [И.|.п:нг|(:!(: НАКЛОНОМ

- 6увСО* ЕЧ'^ПГОРМ В|>ШМ1С||

Ив ШСН1 Е ■ плечо с-иср^у ¡пст.чл)

_дн длноикинни! стойш_

■ ¿¡пнем 1№рои^ам>в!с>1

ярищМ

СЯЯЯЦНС СЛГрП ЕВ »ИЗ [С Ы аросок пропрем ^г-чисроэ ом

± VI ¡1 "М гя ГкЕНп^с Н^^ ПЛНЛЧГ

СОНВПНОК ¡ПИКОМ

№№ II тс'Ш с>С|1П' П|Ч|

^ В 'ГС № апч Ее -ЬЛГР]| и^р 1Л1- ВДрН1Т«Я

О ¡«'Г 1 |Л ОМ

гр Ца Е<г №М|(Р№М

бросок ря л|1?чягь

[БИЛСАШК НИКЛОНОН

!1> |пт.у 11 ту т г кп::: с 1 ез адио! аре ннсЛ ЕтоЛке

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

швпнш зпиашиш врпилысь бросок ГЧ>И(1Л1ЧЧ ишиш

■ орос ок (ф«»еч>и (нтоф&ген - 9;:«ск т>сво]Р»ин

' 4||4сок р ? С 11.3 н Ич

цраворвгш вшиш 1);>ееок [1;>гворал™ нзеидем

Э* |>}"К>'II г; ПиМЕЛ^ П|Л1 ринитвишЙ

П|»П<«11КЬ

■ в|)ОСШ »¡и» \ р ЧЛм)И.-»»«!» М

Литература:

1. Греко-римская борьба: Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР. - М.: Советский спорт, 2004. - 272 с.

2. Станков, А.Г. Индивидуализация подготовки борцов / А.Г. Станков, Н.К. Климов, И.А. Письменский. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 240 с.

3. Шулика, Ю.А. Классификация и терминология техники спортивной борьбы / Ю.А. Шулика. - Краснодар: КГИФК, 1981. - 89 с.

4. Шулика Ю.А. Технико-тактическая модель борца и методология его многолетней подготовки: учеб. пособие для студентов ИФК / Ю.А. Шулика. - Краснодар: Краснодар, книж. изд-во, 1988. - 142 с.

Bibliography:

1. Greco-Roman wrestling: Model program of sports training for children sports schools, sports schools of the Olympic reserve. (In Russian) - Moscow: Sovetsky sport, 2004. - 272 P.

2. Stankov, A.G. Individualization of wrestlers training. (In Russian) / A.G. Stankov, N.K. Klimov, I.A. Pis'mensky. -Moscow: Fizkultura i sport, 1984. -240 P.

3. Shulika Y.A. Classification and terminology of combat sports technique. (In Russian) / Yu.A. Shulika. - Krasnodar: Krasnodar st. inst-te of phys. culture, 1981. - 89 P.

4. Shulika Y.A. Technical-tactical model of wrestler and methods of long-term training: text book for students of inst-tes of phys. culture. (In Russian) / Y.A. Shulika. - Krasnodar: Krasnodar publ. h-se, 1988. - 142 P.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.