DOI 10.47643/1815-1337_2021_1_153
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОПЕРАТИВНЫХ СЛУЖБ PEDAGOGICAL COMPONENT IN THE PROCESS OF TRAINING EMPLOYEES
OF OPERATIONAL SERVICES
ПЬЯНКОВ Матвей Николаевич,
научный сотрудник ФКУ «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний». E-mail: [email protected];
Pyankov Matvey Nikolaevich,
Researcher of the Research Institute of the Federal Service for the Execution of Punishments of Russia. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация. Деятельность служб, которые, в соответствии с действующим законодательством РФ, являются уполномоченными осуществлять оперативно-розыскную деятельность, на первый взгляд, весьма далека от педагогики. Между тем, педагогическое знание, объектом которого выступают те явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества, имеет свойство проникать и сочетаться со всеми видами профессиональной направленности, где имеет место воздействие на личность в рамках ее образования и воспитания. В настоящей статье автором доказывается связь оперативной деятельности с педагогикой, а также наличие в первой педагогического компонента. Автор делает важный вывод о том, что меры воздействия сотрудников оперативных служб в ходе проводимых ими мероприятий на российских граждан часто сопряжены с внушением и воспитанием последних, а также разъяснением им положений действующего законодательства, в чем проявляется педагогическая направленность оперативной деятельности. В настоящей статье автор подчеркивает, что педагогический компонент значим не только в процессе подготовки рядовых сотрудников, но и командного состава оперативных служб. Педагогическое сопровождение их работы проявляется в реализации образовательно-воспитательных функций по отношению к личному составу, что мобилизует и дисциплинирует работу оперативных подразделений.
Abstract. The activities of services that, in accordance with the current legislation of the Russian Federation, are authorized to carry out operational-search activities, at first glance, are very far from pedagogy. Meanwhile, pedagogical knowledge, the object of which is those phenomena of reality that determine the development of the human individual in the process of purposeful activity of society, tends to penetrate and combine with all types of professional orientation, where there is an impact on the individual within the framework of his education and upbringing. In this article, the author proves the connection between operational activity and pedagogy, as well as the presence of a pedagogical component in the first. The author makes an important conclusion that the measures of influence of the employees of operational services in the course of their activities on Russian citizens are often associated with the suggestion and education of the latter, as well as explaining to them the provisions of the current legislation, in which the pedagogical orientation of operational activities is manifested. In this article, the author emphasizes that the pedagogical component is significant not only in the process of training ordinary employees, but also in the command staff of operational services. Pedagogical support of their work is manifested in the implementation of educational and educational functions in relation to personnel, which mobilizes and disciplines the work of operational units.
Ключевые слова: педагогический компонент, оперативные службы, оперативно-розыскная деятельность, педагогическое сопровождение, профессиональная компетентность.
Keywords: pedagogical component, operational services, operational-search activity, pedagogical support, professional competence.
Дата направления статьи в редакцию: 20-01-2021
Введение. На современном этапе развития Российской Федерации, характерной чертой которого является высокий уровень требований к компетентности сотрудников различных министерств и ведомств, повышенными являются и требования к профессионализму сотрудников оперативных служб. Успешное выполнение повседневных задач работниками, деятельность которых сопряжена с сохранением и поддержанием таких основополагающих ценностей, как жизнь и здоровье граждан РФ, невозможно без должного уровня подготовки. В частности, в ст. 1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» сказано, что она представляет собой «...вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом., в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств [16]. В силу этого, деятельность сотрудников оперативных служб должна быть подчинена принципам оперативности, грамотного подхода к исполнению своих должностных обязанностей, базироваться на умении взаимодействовать с людьми различного социального положения, уровня образования и правовой подготовки. Для успешной реализации этой задачи необходимо не только обладать способностям к данному роду деятельности, но также эмоциональным интеллектом и индивидуальным потенциалом [19, р. 74]. Однако, данные обследований уровня эмоционального интеллекта сотрудников правоприменительных органов демонстрируют в настоящее время средние показатели с тенденцией к низким [17, с. 384].
При этом первоначальная подготовка сотрудников оперативных подразделений нацелена на повышение общего интеллектуального уровня личности, на улучшение навыков работы с нормативно-правовой базой и умения ориентироваться в ней, но также и на закладывание определенного фундамента базовых знаний, умений, навыков и компетенций, которые призваны обеспечить успешную реализацию профессиональных задач сотрудниками оперативных служб. Так, в рабочей программе по дисциплине «Основы оперативно-розыскной деятельности ОВД» по направлению подготовки «Правоохранительная деятельность» указывается, что «... изучение
оперативно-розыскной деятельности должно способствовать формированию у студентов способности оценивать события и явления общественной жизни с позиций права и закона, гражданского мужества, неподкупности справедливости, добросовестного отношения к выполнению служебного и общественного долга; воспитанию в духе неукоснительного соблюдения и применения норм Конституции Российской Федерации и российских законов, уважения к правам и свободам человека и гражданина и их соблюдения» [13, с. 5]. Вышесказанное позволяет заключить, что специальная подготовка сотрудников оперативных служб является решающим фактором развития их будущих профессиональных качеств, а, значит, в ней должна находить отражения проблема взаимодействия сотрудника с гражданами на основе взаимного уважения и правовых гарантий. Однако, в процессе подготовки в профессиональных учебных заведениях у учащихся зачастую оказываются несформированными системные знания в области взаимодействия с населением. Кроме того, такие значимые в карьерном плане характеристики оперативников, как память, внимание, мышление, скорость реакции, навыки творческого мышления также требуют корректировки.
Между тем, именно педагогическая направленность подготовки способна компенсировать ряд пробелов в усвоении будущими сотрудниками оперативных служб компонентов триады «знания, умения, навыки». Ведь педагогика является фактически единственной наукой, предмет исследования которой - вопросы воспитания, в настоящее время ставшие приоритетными в рамках кадровой работы, а также обеспечения гарантий гражданских прав и свобод.
Педагогику в деятельности, связанной с соблюдением законности и охраной правопорядка, характеризует широкий диапазон применения. На этом сосредотачивали свое внимание такие исследователи, как А.В. Булгаков [3], Ю.В. Сорокопуд [14], С. Л. Леньков и Н.Е. Рубцова [10], Х.С. Шагбанова [18] и др. Значимость доверительных межличностных отношений между учащимися и преподавателями в процессе профессиональной подготовки подчеркивали Е.А. Попов [12], Е.В. Биричева, З.А. Фаттахова [2], вопросы трансформации системы подготовки кадров высшего образования анализировала Е.А. Опфер [11] и др.
Служба в должности оперативника накладывает значительный отпечаток на личность, способствует профессиональной деформации работников оперативных подразделений.
Отрицательные психологические последствия для одного неподготовленного сотрудника могут распространяться на других членов оперативной группы, провоцируя нарушение дисциплины, пессимизм, рост конфликтности во взаимоотношениях и т.д. Данные статистики свидетельствуют, что рост влияния негативных факторов со стороны профессии на мужчин, приводит к тому, что около 25% из них начинают употреблять алкоголь для снятия стресса [6]. В этой связи для сотрудников оперативных служб, как и для иных представителей профессий, основу которых составляет работа с людьми, чрезвычайно важны навыки совладающего поведения [7, с. 641].
В свою очередь, для подготовленного сотрудника факторы, провоцирующие стресс, на практике способны вызвать, напротив, подъем боевого духа, чувства патриотизма, готовности к решению сложных профессиональных задач.
Материалы и методы. Среди используемых материалов следует выделить Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 г., а также статистические материалы, в частности, данные Росстата - Федеральной службы государственной статистики, и Интерфакса - независимого информационного агентства и главного новостного источника на постсоветском пространстве.
В основу исследования был положен системный подход, согласно которому педагогический компонент оперативно-розыскной деятельности рассматривался не отдельно, а во взаимосвязи с другими компонентами этого рода занятий. Также в работе использовался полисубъектный подход, в рамках которого сотрудники оперативных служб рассматривались как носители отношений социальной категории. Наконец, в рамках настоящего исследования использовался антропологический подход, предполагающий систематизацию и применение данных о человеке, полученных из разных информационных источников, что позволило, в целом охарактеризовав с различных сторон деятельность оперативников, выявить в ней присутствие и значение педагогического компонента.
Специфика работы определила выбор методов исследования. К их числу следует отнести метод анализа и синтеза материала, позволяющих как исследовать собственно педагогический компонент в оперативно-розыскной деятельности, так и охарактеризовать ее в целом. Также был применен логический метод, позволивший путем последовательных и взаимосвязанных выводов составить представление о роли педагогики в подготовке оперативников к профессиональной деятельности. Наконец, были использованы количественные методы с целью обработки и анализа данных статистики.
Результаты и обсуждение. Оперативно-служебная работа относится к такому виду деятельности, который, отнюдь не являясь педагогическим, все-таки обладает элементами педагогической науки. Педагогические знания, равно как и психолого-педагогическая подготовка в целом, играют большую роль при взаимодействии оперативников с рядовыми гражданами, власть имущими и должностными лицами. Профилактическая и розыскная деятельность требует педагогических навыков от сотрудников оперативных служб. Взаимодействие с правонарушителями в рамках работы по раскрытию преступлений сопряжено с применением к ним мер воспитательного воздействия, наставления и внушения. Их успешное использование сотрудниками также позволяет говорить о значимости педагогического компонента в оперативной деятельности. Ведь педагогика представляет собой специфическое знание, которое
применимо везде, где есть связь с процессом формирования и развития личности, иными словами, присутствуют элементы ее развития, прежде всего - образования и воспитания [1, с. 3].
Педагогика является наукой, предметом которой выступает изучение закономерностей и целенаправленной практики обучения и воспитания человека, адаптация личности к жизнедеятельности в социуме. В этой связи, можно сделать вывод о, своего рода, бытовом значении педагогики в повседневной деятельности сотрудников оперативных служб, которым нередко приходится оказывать воспитательное воздействие на людей в процессе дознания и иных исполняемых ими функций.
В рамках педагогической культуры сотрудников можно выделить два основных типа компонентов. К первому из них относятся личностные качества сотрудников оперативных служб, педагогическая составляющая их работы, профессиональная грамотность, высокий уровень культуры общения, соразмерная развитость как нравственных, так и интеллектуальных качеств личности, убежденность в возможности оказания на граждан воспитательного воздействия. В частности, при взаимодействии с различными категориями граждан, сотрудники оперативных служб оказывают на них влияние, результатом которого является повышение правовой культуры населения и в целом развитие его правосознания.
Ко второму типу компонентов следует отнести таковые, которые находят постоянное применение в деятельности работников оперативных служб, в частности, педагогические навыки в рамках взаимодействия с населением, реализация принципа уважения к гражданину как к личности, с присущими ей правами и обязанностями, подчинение деятельности идеалам гуманизма и толерантности, возможность реализации творческого начала в организационной стороне своей деятельности, выбор эффективных с точки зрения педагогики стратегий межличностного общения и поведения в целом, стремление к саморазвитию [9].
Наличие высокого уровня педагогической грамотности сотрудников оперативных служб способствует успешности в разъяснении гражданам правовых ситуаций, построению грамотного диалога в процессе дознания, росту правовой культуры граждан РФ, что, в свою очередь, создает условия для решения значимых общественных задач. Умение доступно разъяснить положения действующего законодательства населению, часто не имеющему специальной юридической подготовки для их адекватного понимания и оценки, сотрудники оперативных служб создают почву для повышения уровня правовой грамотности и осведомленности россиян.
Педагогический компонент способствует также выстраиванию стиля общения между сотрудниками, нацеленного на коммуникацию и консенсус. Во многом реализации данной задачи способствует индивидуализация подхода к образованию, которое, в первую очередь, должно отвечать профессиональным планам будущих специалистов [4, с. 106].
Педагогические наработки имеет большое значение в том числе с точки зрения повышения степени управленческой компетентности руководителей. Последнее способствует положительным качественным изменениям при подготовке личного состава, позволяет создать оптимистичное рабочее настроение в коллективе, дисциплинирует сотрудников. Естественным следствием роста управленческой компетентности руководителей оперативных служб является оптимизация процесса профессиональной подготовки, а также повышение уровня готовности личного состава, морально-психологической устойчивости сотрудников [8].
Таким образом, требования к профессиональному росту командующих состава оперативных подразделений определяется необходимостью их воздействия на состав личный. Командир нового уровня, профессионально состоявшаяся личность, соответствующая требованиям времени - это, прежде всего, компетентный руководитель в управлении личным составом, умеющий создать необходимые условия для творческого развития сотрудников, стимулируя инициативность в их работе и реализуя, тем самым, социальный заказ на высокий уровень профессионализма в деятельности оперативных сотрудников.
В указанном процессе формирования профессиональной компетентности руководителей оперативных служб большую роль играет педагогическое сопровождение. В.И. Богословский и Л.Н. Бережнова отмечают, что под ним следует понимать особый вид осуществления взаимодействия субъектов [15, с. 58]. Педагогическое сопровождение является необходимым компонентом любой деятельности, в рамках которой создаются условия для развития у субъектов способности к принятию решений в ситуациях различного уровня сложности. Иными словами, любая программа педагогического сопровождения по сути представляет собой технологию, позволяющую успешно решать вопросы развития. В результате, можно отметить присутствие определенной связи между технологиями «педагогического сопровождения» и просто «сопровождения», позволяющего оказывать необходимое воздействие руководящего состава на личный с точки зрения воспитания в нем необходимых профессионально значимых качеств [15, с. 102].
Педагогическое сопровождение работы руководителей оперативных служб по воспитанию сотрудников заключается в теоретической и практической поддержке последних командирами в целях содействия всестороннему развитию и формированию образовательного пространства. В основу такого педагогического сопровождения положены этапы последовательности и преемственности образовательного процесса подготовки к будущей профессиональной деятельности, тенденции внедрения инновационных образовательных технологий в обучение. При этом объектом педагогического сопровождения является процесс роста компетентности руководителей оперативных служб в процессе подготовки и воспитательной работы с личным составом.
В свою очередь, сущность педагогического сопровождения сводится к тем знаниям, которые получают руководители опера-
тивных подразделений в процессе работы с сотрудниками. Навыки управления последними для командиров представляют собой чисто педагогическое знание, так как оно получено в результате работы с людьми и имеет целью повышение их уровня образования и воспитания применительно к рассматриваемой профессии. Как следствие, результатом педагогического сопровождения для руководства являются профессиональные компетенции, сформированные в ходе взаимодействия с личным составом. Полученные знания, умения и навыки создают почву для более эффективной профессиональной реализации как командного, так и личного состава оперативных подразделений. Образуемая в результате профессиональная компетентность оперативных сотрудников представляет собой целостное социально-профессиональное свойство, без которого невозможно успешное решение повседневных профессиональных задач. Итогом педагогического сопровождения, таким образом, является не формирование одного-двух умений, а полноценная подготовка сотрудников, необходимая в том числе для работы в экстремальных ситуациях.
Выводы. В заключении следует подчеркнуть, что деятельность сотрудников оперативных служб, на первый взгляд, весьма отдаленная от педагогики, имеет с ней определенную связь, без которой полноценная профессиональная реализация как руководящего, так и личного состава будет затруднена. Работа сотрудников указанных служб является педагогически ориентированной в силу значимости воспитательного воздействия, а также разъяснения правовых положений гражданам. В этом реализуется образовательный и воспитательный потенциал деятельности работников оперативных служб, а значит, ее педагогический компонент.
Будучи ориентированной на постоянное взаимодействие с гражданами, работа в оперативных службах требует высокого уровня компетентности специалистов. В свою очередь, педагогический компонент при взаимодействии командиров с подчиненными реализуется в развитии управленческого мышления, стимулировании слаженной и эффективной работы личного состава. Последний при грамотном управлении утрачивает стремление к конфликтности, укрепляет командный дух и готовность к выполнению профессиональных задач.
Можно заключить, что педагогика и, в частности, педагогическое сопровождение, оптимизируют деятельность сотрудников оперативных служб, позволяют сформировать активную позицию по отношению к выполнению как повседневных обязанностей, так и решению задач в экстремальных условиях, развивают стремление к самообразованию, а также способствуют укреплению взаимодействия по линии «руководитель-подчиненный», что, в конечном счете, обеспечивает эффективную реализацию прав и свобод граждан и позволяет построить работу оперативников на началах гуманизма и уважения к личности.
Библиография:
1. Биочинский И.В., Климова М.В. Педагогика в деятельности сотрудников ОВД: Краткий курс лекций. - Нижний Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2010. - 99 с.
2. Биричева Е.В., Фаттахова З.А. // Эффективность взаимодействия научного руководителя и аспиранта в ВУЗе и в Академии наук // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 1. - С. 9-22.
3. Булгаков А.В. Вовлеченность в учебную и педагогическую деятельность курсантов и преподавателей Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя в контексте межпоколенческого взаимодействия // В сборнике: Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы. Сборник научных трудов II Международной конференции / Рецензенты: И.Н. Медведев, А.С. Осипова. - М.: Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, 2018. - С. 264-269.
4. Данейкин Ю.В., Калпинская О.Е., Федотова Н.Г. Проектный подход к внедрению индивидуальной образовательной траектории в современном ВУЗе // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 8-9. - С. 104-116.
5. Дементий Л.И., Маленов А.А., Маленова А.Ю. Уровень самоактуализации и адаптационный потенциал как копинг-ресурсы личности на этапе самореализации // Сибирский психологический журнал. - С. 80-98.
6. Каждый третий россиянин постоянно испытывает стресс // INTERFAX.RU. 14.10.2019. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://www.interfax.ru/russia/680262 (дата обращения: 16.01.2021).
7. Киселева А.А., Кузьмин М.Ю., Козлов В.В. Особенности совладающего поведения // Интеграция образования. 2020. Т. 24. № 4. - С. 641-655.
8. Кузьмин А.В. К вопросу о роли руководителя органа внутренних дел в деле воспитания личного состава полиции // Полицейская деятельность. 2014. № 4. - С. 358-362.
9. Курбатова О.В. Служебно-педагогическая деятельность сотрудников органов внутренних дел: общая характеристика и особенности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/cluzhebno-pedagogicheskaya-deyatelnost-sotrudnikov-organov-vnutrennih-del-obschaya-harakteristika-i-osobennosti (дата обращения: 16.01.2021).
10. Леньков С.Л., Рубцова Н.Е. Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел // В сборнике: Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы. Сборник научных трудов II Международной конференции / Рецензенты: И.Н. Медведев, А.С. Осипова. - М.: Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, 2018. - С. 314-318.
11. Опфер Е.А. Трансформация российской магистратуры // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 1. - С. 36-48.
12. Попов Е.А. Оценка опыта учительства профессорами ВУЗов // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 2. - С. 83-91.
13. Рабочая программа дисциплины «Основы оперативно-розыскной деятельности ОВД». Направление подготовки (специальность) 40.05.02. Правоохранительная деятельность. Направленность (профиль) специализация № 2: государственно-правовая. - Челябинск, 2016. - 52 с.
14. Сорокопуд Ю.В. Педагогика в деятельности сотрудника ОВД: учебно-методическое пособие. - М.: Московский институт государственного управления и права, 2015. - 202 с.
15. Федак Е.И. Педагогическая методика обеспечения безопасности службы во внутренних войсках МВД России. - М.: Лаборатория «ОП», 2015. -250 с.
16. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 N 144-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7519/ (дата обращения: 16.01.2021).
17. Цветкова Н.А., Кулакова С.В., Володарская Е.А. Перспективы профессионально-личностного развития резерва руководителей уголовно-исполнительной системы Российской Федерации как фактор предупреждения должностных преступлений // Перспективы науки и образования. 2020. № 6 (48). - С. 384-396.
18. Шагбанова Х.С. Гуманизация образования в ВУЗах МВД России: современное состояние и перспективы развития // Педагогический журнал. 2020. Т. 10. № 2-1. - С. 168-176.
19. Velikaya E. Learning from collaborative teacher development in an EAP/ESP contekst // Journal of Language and Education. 2016. Т. 2. № 1 (5). - Р. 7278.
References (transliterated):
1. Biochinskij I.V., Klimova M.V. Pedagogika v deyatel'nosti sotrudnikov OVD: Kratkij kurs lekcij. - Nizhnij Novgorod: Nizhegorodskaya akademiya MVD Rossii, 2010. - 99 s.
2. Biricheva E.V., Fattahova Z.A. // Effektivnost' vzaimodejstviya nauchnogo rukovoditelya i aspiranta v VUZe i v Akademii nauk // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2021. T. 30. № 1. - S. 9-22.
3. Bulgakov A.V. Vovlechennost' v uchebnuyu i pedagogicheskuyu deyatel'nost' kursantov i prepodavatelej Moskovskogo universiteta MVD Rossii im. V.YA. Kikotya v kontekste mezhpokolencheskogo vzaimodejstviya // V sbornike: Professional'noe obrazovanie sotrudnikov organov vnutrennih del. Pedagogika i psihologiya sluzhebnoj deyatel'nosti: sostoyanie i perspektivy. Sbornik nauchnyh trudov II Mezhdunarodnoj konferencii / Recenzenty: I.N. Medvedev, A.S. Osipova. - M.: Moskovskij universitet MVD Rossii imeni V. YA. Kikotya, 2018. - S. 264-269.
4. Danejkin Y.V., Kalpinskaya O.E., Fedotova N.G. Proektnyj podhod k vnedreniyu individual'noj obrazovatel'noj traektorii v sovremennom VUZe // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2020. T. 29. № 8-9. - S. 104-116.
5. Dementij L.I., Malenov A.A., Malenova A.Y. Uroven' samoaktualizacii i adaptacionnyj potencial kak koping-resursy lichnosti na etape samorealizacii // Sibirskij psihologicheskij zhurnal. - S. 80-98.
6. Kazhdyj tretij rossiyanin postoyanno ispytyvaet stress // INTERFAX.RU. 14.10.2019. [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: https://www.interfax.ru/russia/680262 (data obrashcheniya: 16.01.2021).
7. Kiseleva A.A., Kuz'min M.Y., Kozlov V.V. Osobennosti sovladayushchego povedeniya // Integraciya obrazovaniya. 2020. T. 24. № 4. - S. 641-655.
8. Kuz'min A.V. K voprosu o roli rukovoditelya organa vnutrennih del v dele vospitaniya lichnogo sostava policii // Policejskaya deyatel'nost'. 2014. № 4. - S. 358-362.
9. Kurbatova O.V. Sluzhebno-pedagogicheskaya deyatel'nost' sotrudnikov organov vnutrennih del: obshchaya harakteristika i osobennosti // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 2016. [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/cluzhebno-pedagogicheskaya-deyatelnost-sotrudnikov-organov-vnutrennih-del-obschaya-harakteristika-i-osobennosti (data obrashcheniya: 16.01.2021).
10. Len'kov S.L., Rubcova N.E. Professional'noe obrazovanie sotrudnikov organov vnutrennih del // V sbornike: Professional'noe obrazovanie sotrudnikov organov vnutrennih del. Pedagogika i psihologiya sluzhebnoj deyatel'nosti: sostoyanie i perspektivy. Sbornik nauchnyh trudov II Mezhdunarodnoj konferencii / Recenzenty: I.N. Medvedev, A.S. Osipova. - M.: Moskovskij universitet MVD Rossii imeni V. YA. Kikotya, 2018. - S. 314-318.
11. Opfer E.A. Transformaciya rossijskoj magistratury // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2021. T. 30. № 1. - S. 36-48.
12. Popov E.A. Ocenka opyta uchitel'stva professorami vUzov // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2021. T. 30. № 2. - S. 83-91.
13. Rabochaya programma discipliny «Osnovy operativno-rozysknoj deyatel'nosti OVD». Napravlenie podgotovki (special'nost') 40.05.02. Pravoohranitel'naya deyatel'nost'. Napravlennost' (profil') specializaciya № 2: gosudarstvenno-pravovaya. - Chelyabinsk, 2016. - 52 s.
14. Sorokopud Y.V. Pedagogika v deyatel'nosti sotrudnika OVD: uchebno-metodicheskoe posobie. - M.: Moskovskij institut gosudarstvennogo upravleniya i prava, 2015. - 202 s.
15. Fedak E.I. Pedagogicheskaya metodika obespecheniya bezopasnosti sluzhby vo vnutrennih vojskah MVD Rossii. - M.: Laboratoriya «OP», 2015. - 250 s.
16. Federal'nyj zakon «Ob operativno-rozysknoj deyatel'nosti» ot 12.08.1995 N 144-FZ (poslednyaya redakciya). [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAw_7519/ (data obrashcheniya: 16.01.2021).
17. Cvetkova N.A., Kulakova S.V., Volodarskaya E.A. Perspektivy professional'no-lichnostnogo razvitiya rezerva rukovoditelej ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii kak faktor preduprezhdeniya dolzhnostnyh prestuplenij // Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2020. № 6 (48). - S. 384-396.
18. Shagbanova H.S. Gumanizaciya obrazovaniya v VUZah MVD Rossii: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya // Pedagogicheskij zhurnal. 2020. T. 10. № 2-1. - S. 168-176.
19. Velikaya E. Learning from collaborative teacher development in an EAP/ESP contekst // Journal of Language and Education. 2016. T. 2. № 1 (5). - R. 7278.