Научная статья на тему 'Педагогический инструментарий: сущность, употребление и роль понятия в российской и зарубежной педагогике'

Педагогический инструментарий: сущность, употребление и роль понятия в российской и зарубежной педагогике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7768
534
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЗАРУБЕЖНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / PEDAGOGY / PEDAGOGICAL TOOLS / RUSSIAN EDUCATION / FOREIGN STUDIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стрельчук Елена Николаевна

Педагогический инструментарий как современное понятие активно используется зарубежными и российскими учеными в профессиональной деятельности. Однако точное его определение крайне редко встречается в зарубежных словарях, в российских справочниках и энциклопедиях оно отсутствует, что свидетельствует о научной новизне в педагогической сфере деятельности. В статье предпринята попытка подробного анализа понятия, определения сущности и значимости для педагогики как науки. Изучение педагогического инструментария, представленного в статьях российских и зарубежных ученых, на сайтах различных образовательных учреждений позволило рассмотреть его как заимствование в русском языке (предположительно из английского языка), состоящее из двух изолированных друг от друга слов, одно из которых является основным компонентом, другое уточняющим его содержание. В зарубежных исследованиях это понятие звучит как «педагогические инструменты», «образовательный инструмент». Предложено авторское определение понятия «педагогический инструментарий». Выявлено разнообразное наполнение педагогического инструментария с точки зрения значимых педагогических компонентов в процессе образования и воспитания. На примере собственного опыта составлен педагогический инструментарий повышения профессиональной компетентности преподавателей-филологов на территории республики Дагестан (РФ) и рассмотрены его основные компоненты. Оценены перспективы дальнейшего развития исследуемого понятия в отечественной и зарубежной педагогике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Tools: Essence, Use and Role of the Concept in Russian and Foreign Pedagogy

Pedagogical tools as a modern concept are actively used by foreign and Russian scientists in their professional activities. However, its adequate definition is extremely rare in foreign dictionaries, it is absent in Russian reference books and encyclopedias, that testifies to the scientific novelty in the pedagogical field. The article attempts to analyze in detail the concept, the definition of the essence and significance for pedagogy as a science. The study of pedagogical tools presented in the articles of Russian and foreign scientists on the websites of various educational institutions made it possible to consider it as a borrowing in Russian (presumably from the English language), consisting of two words isolated from each other, one of which is the main component, the other clarifying its content. In foreign studies, this concept sounds like “pedagogical tools”, “educational tool”. The article proposed the author's definition of the concept “pedagogical tools”. The diverse content of pedagogical tools in terms of significant pedagogical components in the process of education and upbringing has been revealed. Using their own experience as an example, a pedagogical tools for improving the professional competence of philology teachers in the territory of the Republic of Dagestan (RF) has been compiled and considered its main components. The author evaluated prospects for the further development of the concept in Russian and foreign pedagogy.

Текст научной работы на тему «Педагогический инструментарий: сущность, употребление и роль понятия в российской и зарубежной педагогике»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive19/19-01/ Дата публикации: 28.02.2019 УДК 378

Е. Н. Стрельчук

Педагогический инструментарий: сущность, употребление и роль понятия в российской и зарубежной педагогике

Педагогический инструментарий как современное понятие активно используется зарубежными и российскими учеными в профессиональной деятельности. Однако точное его определение крайне редко встречается в зарубежных словарях, в российских справочниках и энциклопедиях оно отсутствует, что свидетельствует о научной новизне в педагогической сфере деятельности. В статье предпринята попытка подробного анализа понятия, определения сущности и значимости для педагогики как науки. Изучение педагогического инструментария, представленного в статьях российских и зарубежных ученых, на сайтах различных образовательных учреждений позволило рассмотреть его как заимствование в русском языке (предположительно из английского языка), состоящее из двух изолированных друг от друга слов, одно из которых является основным компонентом, другое - уточняющим его содержание. В зарубежных исследованиях это понятие звучит как «педагогические инструменты», «образовательный инструмент». Предложено авторское определение понятия «педагогический инструментарий». Выявлено разнообразное наполнение педагогического инструментария с точки зрения значимых педагогических компонентов в процессе образования и воспитания. На примере собственного опыта составлен педагогический инструментарий повышения профессиональной компетентности преподавателей-филологов на территории республики Дагестан (РФ) и рассмотрены его основные компоненты. Оценены перспективы дальнейшего развития исследуемого понятия в отечественной и зарубежной педагогике.

Ключевые слова: педагогика, педагогический инструментарий, российское образование, зарубежные исследования

Ссылка для цитирования:

Стрельчук Е. Н. Педагогический инструментарий: сущность, употребление и роль понятия в российской и зарубежной педагогике // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 10-19. сМ: 10.32744/рБе.2019.1.1

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive19/19-01/ Accepted: 15 December 2018 Published: 28 February 2019

E. N. Strelchuk

Pedagogical Tools: Essence, Use and Role of the Concept in Russian and Foreign Pedagogy

Pedagogical tools as a modern concept are actively used by foreign and Russian scientists in their professional activities. However, its adequate definition is extremely rare in foreign dictionaries, it is absent in Russian reference books and encyclopedias, that testifies to the scientific novelty in the pedagogical field. The article attempts to analyze in detail the concept, the definition of the essence and significance for pedagogy as a science. The study of pedagogical tools presented in the articles of Russian and foreign scientists on the websites of various educational institutions made it possible to consider it as a borrowing in Russian (presumably from the English language), consisting of two words isolated from each other, one of which is the main component, the other clarifying its content. In foreign studies, this concept sounds like "pedagogical tools", "educational tool". The article proposed the author's definition of the concept "pedagogical tools". The diverse content of pedagogical tools in terms of significant pedagogical components in the process of education and upbringing has been revealed. Using their own experience as an example, a pedagogical tools for improving the professional competence of philology teachers in the territory of the Republic of Dagestan (RF) has been compiled and considered its main components. The author evaluated prospects for the further development of the concept in Russian and foreign pedagogy.

Key words: pedagogy, pedagogical tools, Russian education, foreign studies

For Reference:

Strelchuk, E. N. (2019). Pedagogical tools: essence, use and role of the concept in Russian and foreign pedagogy. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 37 (1), 10-19. doi: 10.32744/pse.2019.1.1 (In Russ., abstr. in Engl.)

_Введение

eXXI веке приоритетными становятся тенденции, которые ведут к профессиональному диалогу, взаимопониманию между коллегами, обмену опытом и развитию единого образовательного пространства. Российское образование все чаще ориентируется на международные стандарты, которые находят отражение в национальных программах. Их реализация осуществляется с помощью активного внедрения инновационных подходов, применения педагогических технологий в учебном процессе. Причем, тех подходов и технологий, которые положительно зарекомендовали себя, прежде всего, в западной педагогике. Вследствие этого вместе со значительными изменениями в сфере российского образования происходит и заметное пополнение терминологического аппарата в области педагогики, методики преподавания различных предметов. Так, только в последнее десятилетие вошли в активный словарный запас российских педагогов такие термины, как тьютор, кейс-стади, бинарный урок, коучинг и многие другие.

п w W

В настоящей статье предлагается рассмотреть понятие «педагогический инструментарий», которое приобретает все большую популярность в сфере российского образования. Это понятие часто звучит с трибун конференций и конгрессов. На страницах российских журналов, различных сайтах можно встретить множество научных статей, где оно рассматривается в качестве основного, базового. Приведем названия некоторых статей:

- «Педагогический инструментарий реализации педагогической стратегии формирования конкурентоспособности выпускника вуза» [8];

- «Педагогический инструментарий с использованием проблемно-модельного тренинга при развитии толерантности студентов к гражданам Украины, вынужденно покинувшим территорию своей страны» [14];

- «Педагогический инструментарий формирования лингвопрофессиональной компетентности студентов неязыкового вуза» [13] и т.д.

Также проводятся конференции, посвященные педагогическому инструментарию. Так, в частности, 1 октября - 30 ноября 2015 года в России проходила дистанционная конференция «Педагогические технологии: инструментарий современного педагога». Следует отметить, что тенденция к увеличению подобных статей и конференций увеличивается с каждым годом.

При детальном анализе выяснилось, что в зарубежных исследованиях это понятие употребляется еще чаще. Многие авторитетные журналы, в том числе из международных баз Scopus и WOS, в большом количестве публикуют исследования, в которых «рedagogical tools» (педагогические инструменты) является базовым компонентом. Например:

- «Pedagogical Tools: In Class Activities» [16];

- «Giant Maps as Pedagogical Tools for Teaching Geography and Mathematics» [21].

Наше обращение к педагогическому инструментарию также нельзя назвать случайным. В рамках реализации Федерального проекта по русскому языку необходимо было составить педагогический инструментарий повышения профессиональной компетентности преподавателей-филологов. При его разработке мы столкнулись с различными подходами к использованию понятия и его характеристике в работах рос-

сийских и зарубежных ученых. В результате была предпринята попытка подробного анализа понятия, его возникновения и развития в науке на современном этапе отечественного и зарубежного образования.

_Материалы и методы

Материалами исследования послужили следующие источники:

- словари и справочники, изданные как в России, так и за рубежом;

- научные разработки ученых, представленные в статьях;

- материалы конференций и конгрессов;

- научно-методическая литература по вопросам общей педагогики;

- собственный опыт автора в разработке педагогического инструментария. В качестве методов исследования были использованы:

- описательный метод;

- метод анализа словарных дефиниций;

- сопоставительный метод;

- метод комплексного теоретического анализа;

- социально-педагогический метод;

- метод наблюдения.

_Результаты исследования

В результате анализа понятия «педагогический инструментарий» были выявлены определенные расхождения при его активном употреблении в российских и зарубежных исследованиях и почти полное отсутствие фиксации в словарях.

Малочисленные трактовки позволили автору исследования предложить свое определение понятия и рассмотреть основные компоненты при его характеристике.

Следует предположить, что, поскольку «педагогический инструментарий» - часто употребляемое понятие в работе отечественных и зарубежных педагогов, то, вероятнее всего, в ближайшем будущем его зафиксируют словари, которые и предложат окончательный вариант трактовки термина.

_Обсуждение результатов

Что же представляет собой понятие «педагогический инструментарий»? Для начала обратимся к исследованиям в отечественной педагогике. Любой термин должен фиксироваться в словарях и справочниках. С этой целью был проведен анализ словарей, выпущенных в РФ, на предмет представления в них термина «педагогический инструментарий». Всего было проанализировано свыше 10 источников. Среди них:

- «Педагогика: словарь системы основных понятий» [9];

- «Новый словарь методических терминов» [1];

- «Педагогический словарь под редакцией Коджаспировой» [6];

- Воронин А.С. «Словарь терминов по общей и социальной педагогике» [4];

- Конева Е.А., Павлова Л.Н. «Краткий словарь педагогических понятий» [7] и многие другие.

Результаты оказались неожиданными. Ни один из современных российских слова-

рей не фиксирует этот термин.

Далее мы проанализировали словари, выпущенные за рубежом. Среди них:

- «Cambridge Dictionary» [17];

- «Merriam-Webster.Com» [20];

- «Collins dictionary» [18].

В них также отсутствует искомый термин. Одним из исключений стал глоссарий педагогических терминов на французском языке «Lexique de termes pédagogiques couramment utilisés dans le monde éducatif et de l'enseignement», в котором есть понятие «outil pédagogique», что в переводе на русский язык означает «образовательный инструмент» [22].

Таким образом, педагогический инструментарий как понятие существует, как правило, в профессиональном лексиконе отечественных и зарубежных ученых. Следует предположить, что в научный обиход оно вошло сравнительно недавно и сразу стало общеупотребительным.

Вероятно, пришло в русский язык из английского языка, поскольку совпадет по своему значению и звучанию с аналогами из этого языка (в отличие от французского -«образовательный инструмент»). «Pedagogical tools» - так оно представлено на сайте https://www.igi-global.com/dictionary/pedagogical-tools/51861, который публикует статьи на английском языке из более 180 журналов.

При переводе с английского языка должно звучать как «педагогические инструменты». Однако в русском языке употребляется как «педагогический инструментарий». Не вдаваясь в лингвистические подробности образования термина, можно предположить, что в русском языке распространение получило именно словосочетание со словом «инструментарий», поскольку есть инструментарий хирургический, программный, юридический и т.д. В последнее время все активнее употребляется языковой, методический инструментарий.

Само понятие «инструментарий» фиксируется много российскими словарями. Под инструментарием понимается «набор каких-л. инструментов; перен. совокупность средств, применяемых для достижения или осуществления чего-л.» [5].

Вследствие этого понятие «педагогический инструментарий» образовалось путем синтаксического способа, когда сливаются два слова, существующие в языке независимо друг от друга: педагогический + инструментарий. Предполагаем, что это связано с потребностью отразить в термине комплексность и связность взаимодополняющих друг друга понятий. При этом основным компонентом является слово «инструментарий», а уточняющим его содержание - «педагогический».

Интересно отметить, что в некоторых российских словарях представлено понятие «инструментальные методы», под которыми понимаются «специальные эмпирические методы исследования в профессиональной педагогике, связанные с применением приборов, инструментов, аппаратов, предназначенных для изучения явлений и процессов, недоступных непосредственному восприятию и используемых с целью получения объективных количественных данных» [4, с.36]. В предложенном определении инструментальные методы связаны с приборами, инструментами.

Таким образом, с нашей точки зрения, педагогический инструментарий - это совокупность инструментов, используемых в педагогической деятельности преподавателя.

Следует отметить, что только в некоторых исследованиях (имеются в виду статьи) предлагается определение этого понятия. Так, Д.А. Коноплянский полагает, что «педагогический инструментарий - это комплекс различных приемов и средств обучения и

воспитания, которыми владеет преподаватель, и которые в учебно-воспитательном процессе он активно применяет» [8, с. 56]. И.Ю. Скибицкая пишет: Под педагогическим инструментарием мы понимаем совокупность инструментов (средств), которыми владеет педагог, осуществляющий лингвопрофессиональную подготовку студентов [13, с. 209]. Другие под педагогическим инструментарием рассматривают « совокупность форм, методов, приемов и средств педагогического взаимодействия субъектов и объектов воспитания» [12, с. 109]. Они представляют собой педагогические инструменты, осуществляющие формирование и развитие личностных свойств человека, проверку диагностики уровня их сформированности в зависимости от конкретных условий.

Интересная трактовка понятия (несколько видоизмененного: «образовательный инструмент») представлена во французском словаре: «Un outil pédagogique est un système, une méthode un programme informatique qui permet de comprendre et d'apprendre ce qu'est un certain domaine de connaissance». Перевод: «Образовательный инструмент - система, метод, информационная программа, которая позволяет понимать и изучать определенную область знания» [23].

Таким образом, определения педагогического инструментария варьируются: от более общих (совокупность форм, методов, приемов и средств и т.д.) к менее более узким (комплекс различных приемов и средств). Вследствие этого сущность понятия также определяется по-разному и соответственно с разных точек зрения рассматривается учеными в своих исследованиях.

Так, И.Ю. Скибицкая полагает, что педагогический инструментарий включает в себя различные интегрированные курсы речеведческого характера. В статье «Педагогический инструментарий формирования лингвопрофессиональной компетентности студентов неязыкового вуза» рассмотрено его содержание, представленное в виде модулей, показано, какие задачи и каким образом решают такого рода курсы [13].

К элементам педагогического инструментария иностранные авторы относят современные методы обучения. В статье «Using modern pedagogical tools to improve learning in technological contents» José P. Queiroz-Neto; Diego C. Sales; Hayanne S. Pinheiro; Benjamin O. Neto пишут: «...this paper presents the use of these modern methodologies applied to technical vocational education in the Federal Institute of Amazonas, in Mechanical Areas, Electronic and Electrical Engineering, in subjects in which failure rate reached 40% when using the traditional teaching used by the Campus». Перевод: «В настоящем документе представлено использование современных методов, применяемых к техническому профессиональному образованию в Федеральном институте Amazonas, в механических областях, в электронной и электротехнической областях, по предметам, в которых уровень неудач достиг 40% при использовании традиционного обучения, используемого кампусом» [19].

Встречается много работ, в которых в качестве педагогического инструментария рассматриваются педагогические приемы. Например, «Постановка вопроса как педагогический инструментарий в формировании креативных способностей учащихся» [11]. В статье Фоминых М.В. предложен проблемно-модельный тренинг как педагогический инструментарий, который представляет собой интенсивную форму обучения, при которой в короткий промежуток времени создаются проблемные ситуации и организуется деятельность обучающихся по решению учебных и воспитательных проблем [14].

Чаще всего педагогический инструментарий связывают с педагогическими технологиями. К.С. Ядрышников педагогический инструментарий рассматривает на при-

мере кейс-технологий [15]. В статье Beryl, Louise Lamphere «Pedagogical Tools: In Class Activities» представлены различные технологии и описаны приемы, позволяющие активизировать работу с классом [16]. Д.А. Коноплянский среди составляющих педагогического инструментария выделяет и современные средства обучения (компьютерные, мультимедийные), и педагогические технологии (перспективно-опережающее обучение, инновационные технологии, игровые) [8].

Таким образом, разброс понятий, входящих в педагогический инструментарий, огромный. Здесь и методы, и технологии, и средства, и курсы и т.д. Следует предположить, что в зависимости от того, что рассматривают ученые в качестве педагогического инструментария, предлагаются и его определения.

При столь разнообразном подходе к педагогическому инструментарию попробуем составить приблизительный список понятий, которые могут в него входить. Для реализации этой задачи будем опираться на учебники и учебные пособия по педагогике, в которых, как правило, рассмотрены основы теории воспитания и дидактики, общей педагогики. В частности, «Педагогика» [2], «Педагогика» [3] и другие.

Приводим список компонентов педагогического инструментария, в который могут входить следующие компоненты:

1. Принципы воспитания и обучения

2. Основные подходы к воспитанию и обучению

3. Формы воспитания и обучения

4. Методы воспитания и обучения

5. Средства воспитания и обучения

6. Технологии обучения и воспитания

7. Приемы обучения и воспитания

Возможно, представленный нами список не является полным и подлежит корректировке. Но основные компоненты педагогического инструментария в нем отражены.

Возникает вопрос: «Применимо ли говорить о педагогическом инструментарии, если речь идет только об одном из его составляющих?» С точки зрения педагогов, вполне применимо. Во многих статьях говорится именно об одном его компоненте (в качестве примеров мы уже называли эти статьи). Однако, с нашей точки зрения, в таких ситуациях следует говорить о педагогическом инструменте, а не об инструментарии в целом, включающем в себя совокупность инструментов.

Детальный анализ понятия «педагогический инструментарий» позволил нам определить компоненты педагогического инструментария повышения профессиональной компетентности преподавателей-филологов. Рассматриваемый нами инструментарий имел отношение к профессиональной деятельности учителей и будущих преподавателей, живущих и работающих на территории республики Дагестан (РФ). Специфика их деятельности заключалась в особых педагогических условиях. Резко возросло количество школ, где освоение русского языка происходит в многонациональном классе, в котором одновременно обучаются носители русского языка, а также билингвы и полилингвы, владеющие русским языком на разных уровнях. Это требует от преподавателей профессионального мастерства в обеспечении качества преподавания русского языка в поликультурном пространстве Дагестана, а значит, и специальных профессиональных знаний, умений и навыков.

С этой целью были предложены разные сценарии реализации педагогического инструментария повышения профессиональной компетентности преподавателей-филологов.

Первый сценарий основывался на педагогических экспедициях, включающих следующие компоненты (инструменты): лекции, практические семинары, беседы, индивидуальные консультации, мастер-классы, анкетирование, эссе.

Второй предполагал включенное обучение (стажировку) студентов-магистрантов педагогических вузов в ведущих научных центрах России. В качестве компонентов педагогического инструментария использовались наблюдение, изучение опыта, практи-ко-ориентированные проекты.

Третий представлял собой методические дистанционные школы повышения педагогического мастерства для педагогов-филологов (онлайн-вебинары), которые включали лекции, эссе и тесты.

Четвертый состоял из курсов повышения квалификации педагогов высшего и среднего образования. В рамках обозначенных курсов использовались компоненты педагогического инструментария: лекции, мастер-классы, практические занятия, эссе, беседы и индивидуальные консультации, зачетные работы в виде проектов.

Таким образом, педагогический инструментарий повышения профессиональной компетентности преподавателей-филологов включал педагогические экспедиции, методические дистанционные школы повышения педагогического мастерства (онлайн-вебинары), курсы повышения квалификации педагогов высшего и среднего образования, включенное обучение (стажировку) студентов-магистрантов, которые в свою очередь состояли из различных компонентов (инструментов).

Подводя итого вышесказанному, следует отметить, что педагогический инструментарий - это, действительно, совокупность инструментов, которые необходимы педагогу в процессе обучения и воспитания, т.е. его профессиональной деятельности.

Заключение

Несмотря на стремительно развивающуюся терминологию как науку (в нашем случае в области педагогики), следует констатировать, что словари и справочники не успевают фиксировать появление новых понятий и терминов, которые активно входят в лексический запас современных российских и зарубежных ученых. «Педагогический инструментарий» - яркое тому подтверждение. Появились также близкие ему «методический инструментарий» и «образовательный инструментарий». Вследствие этого употребление понятия «педагогический инструментарий» имеет размытые границы, что находит отражение в отечественных и зарубежных исследованиях. Следует предположить, что с возникновением новых терминов эта тенденция будет усиливаться. По-разному ученые будут рассматривать их в своих работах и предлагать трактовки, что, несомненно, с одной стороны, вполне оправданно, с другой, осложняет развитие педагогики как науки и не способствует систематизации ее основных категорий.

ЛИТЕРАТУРА_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языка). М.: Икар, 2009. 448 с.

2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебник для вузов. СПб.: Издательство Питер, 2006. 304 с.

3. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Педагогика : учебное пособие для СПО и прикладного бакалавриата / М. Е. Вайндорф-Сысоева, Л. П. Крившенко. М. : Издательство Юрайт, 2014. 197 с.

4. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. 135 с.

5. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Русский язык, 2000.

[Электронный ресурс]. URL: https://www.efremova.info/word/instrumentarij.html#.W-gEkdSLSt8 (дата обращения 30.10.18)

6. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.

7. Коняева Е.А., Павлова Л.Н. Краткий словарь педагогических понятий: учебное издание. Челябинск: изд-во Челяб. гос. пед. ун-та. 2012. 131 с.

8. Коноплянский Д.А. Педагогический инструментарий реализации педагогической стратегии формирования конкурентоспособности выпускника вуза // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. №4 (64). Т. 2. С. 55-57.

9. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. 268 с.

10. Педагогика : учебник для бакалавров / Л. П. Крившенко [и др.]; под ред. Л.П. Крившенко. М.: Проспект, 2013. 488 с.

11. Постановка вопроса как педагогический инструментарий в формировании креативных способностей учащихся. [Электронный ресурс]. URL: http://gov.cap.ru/home/78/educ/info (дата обращения: 13.10.2018)

12. Проектирование образовательной среды: учебное пособие для бакалавров и магистров / К.В. Дрозд, И.В. Плаксин. М.: Изд-во Юрайт, 2018. 437 с.

13. Скибицкая И.Ю. Педагогический инструментарий формирования лингвопрофессиональной компетентности студентов неязыкового вуза // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 1(55): в 2-х ч. Ч. 1. C. 208-210.

14. Фоминых М. В. Педагогический инструментарий с использованием проблемно-модельного тренинга при развитии толерантности студентов к гражданам Украины, вынужденно покинувшим территорию своей страны // Концепт. 2015. № 6 (Июнь). ART15183. [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2015/15183. htm (дата обращения 13.10.2018)

15. Ядрышников К.С. Педагогический инструментарий преподавания правовых дисциплин, критерии эффективности (на примере кейс-технологии) // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. С. 150-154. [Электронный ресурс]. URL: https:// moluch.ru/conf/ped/archive/189/10173/ (дата обращения: 03.09.2018).

16. Beryl Louise Lamphere. Pedagogical Tools: In Class Activities. Teaching Tools. Cultural Anthropology website. 2013. URL: https://culanth.org/fieldsights/46-pedagogical-tools-in-class-activities. (accessed 15.09.2018)

17. Cambridge Dictionary. Available at: https://dictionary.cambridge.org/ru/ (accessed 15.09.2018)

18. Collins dictionary. Available at: https://www.collinsdictionary.com/ (accessed 15.09.2018)

19. José P. Queiroz-Neto ; Diego C. Sales ; Hayanne S. Pinheiro ; Benjamin O. Neto. Using modern pedagogical tools to improve learning in technological contents // Frontiers in Education Conference (FIE), 21-24 Oct. 2015, El Paso, TX, USA. pp. 1-8. DOI: 10.1109/FIE.2015.7344383

20. Merriam-Webster.Com. Available at: https://englex.ru/top-5-best-online-dictionaries. (Accessed 15.09.2018)

21. Peter Anthamatten, Lara M.P. Bryant, Beverly J. Ferrucci, Steve Jennings, Rebecca Theobald. Giant Maps as Pedagogical Tools for Teaching Geography and Mathematics // Journal of Geography . Volume 117, 2018. Issue 5. pp. 183-192.

22. Lexique de termes pédagogiques couramment utilisés dans le monde éducatif et de l'enseignement. Arts plastiques. Académie de Lille. Septembre 2006. URL: http://artsplastiques.discipline.ac-lille.fr/documents/lexique-peda.pdf (accessed 23.10.2018).

REFERENCES

1. Azimov E.G., Schukin A.N. New dictionary of methodological terms and concepts (theory and practice of language learning). Moscow, Icarus Publ., 2009, 448 p. (In Russian).

2. Bordovskaya N.V., Rean A.A. Pedagogy: university textbook. Saint-Petersburg, Peter Publ., 2006. 304 p. (In Russian)

3. Vayndorf-Sysoeva M.E. Pedagogy: textbook for SPO and applied bachelor / M.E. Vayndorf-Sysoyeva, L.P. Krivshenko. Moscow, Urayt Publ., 2014. 197 p. (In Russian).

4. Voronin A.S. Glossary of terms in general and social pedagogy. Ekaterinburg, GOU VPO UGTU-UPI, 2006. 135 p. (In Russian)

5. Efremova T.F. New dictionary of the Russian language. Interpretive word-formation. Moscow, Russian language Publ., 2000. Available at: https://www.efremova.info/word/instrumentarij.html#.W-gEkdSLSt8. (accessed 30 October 2018). (In Russian)

6. Kodjaspirova G.M., Kodjaspirov A.Yu. Pedagogical dictionary: For stud. higher and ped. studies. institutions. Moscow, Publishing Center «Academy», 2000. 176 p. (In Russian)

7. Konyayeva E.A., Pavlova L.N. Brief dictionary of pedagogical concepts: educational edition. Chelyabinsk, Publishing house Chelyab. state ped. un-ty, 2012. 131 p. (In Russian)

8. Konoplyansky D.A. Pedagogical tools for implementation the pedagogical strategy of higher school graduates'

competitiveness formation. Bulletin of Kemerovo State University, 2015, no (64), Vol. 2, pp. 55-57. (In Russian)

9. Novikov A.M. Pedagogy: dictionaries' system of basic concepts. Moscow, IET Publishing Center, 2013. 268 p. (In Russian)

10. Pedagogy: textbook for bachelors / L.P. Krivshenko [and others]; by ed. L.P. Krivshenko. Moscow, Prospect Publ., 2013. 488 p. (In Russian)

11. Statement of the question as a pedagogical toolkit in the formation of creative abilities of students. Available at: http://gov.cap.ru/home/78/educ/info (access date: 13.10.2018). (In Russian)

12. Designing an educational environment: textbook for bachelors and masters / K.V. Drozd, I.V. Plaksin. Moscow, Yurayt Publ., 2018. 437 p. (In Russian)

13. Skibitskaya I.Yu. Pedagogical tools to form the of linguo-professional competence of non-linguistic students // Philological science. Issues of practice and practice. 2016. № 1 (55): in 2 parts. Part 1. pp. 208-210. (In Russian)

14. Fominikh M. Teaching tools using domain-model training in development of students tolerance to Ukrainian citizens forced to leave the country // Concept, 2015. No 06 (June). ART15183. Available at: http://e-koncept.ru/2015/15183. htm (accessed 13 October 2018). (In Russian)

15. Yadryshnikov K.S. Pedagogical tools of teaching legal disciplines, performance criteria (using case-technology as an example) / Actual problems of pedagogy: Proceedings of the VII International. scientific conf. (Chita, April 2016). Chita: Young Scientist Publishing House, 2016. pp. 150-154. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/ archive/189/10173/ (accessed 3 September 2018). (In Russian)

16. Beryl Louise Lamphere. Pedagogical Tools: In Class Activities. Teaching Tools. Cultural Anthropology website. 2013. Available at: https://culanth.org/fieldsights/46-pedagogical-tools-in-class-activities (accessed 15 September 2018)

17. Cambridge Dictionary. Available at: https://dictionary.cambridge.org/ru/ (accessed 15 September 2018)

18. Collins dictionary. Available at: https://www.collinsdictionary.com/ (accessed 15 September 2018)

19. José P. Queiroz-Neto, Diego C. Sales, Hayanne S. Pinheiro, Benjamin O. Neto. Using modern pedagogical tools to improve learning in technological contents. Frontiers in Education Conference (FIE), 21-24 Oct. 2015, El Paso, TX, USA. P. 1-8. DOI: 10.1109/FIE.2015.7344383

20. Merriam-Webster.Com. Available at: https://englex.ru/top-5-best-online-dictionaries. (accessed 15 September 2018)

21. Peter Anthamatten, Lara M.P. Bryant, Beverly J. Ferrucci, Steve Jennings, Rebecca Theobald. Giant Maps as Pedagogical Tools for Teaching Geography and Mathematics. Journal of Geography, 2018, Vol. 117, Issue 5. pp. 183-192.

22. Glossary of pedagogical terms commonly used in the educational world and teaching. Plastic arts. Academy of Lille. September 2006. Available at: http://artsplastiques.discipline.ac-lille.fr/documents/lexique-peda.pdf. (accessed 23 October 2018) (In France)

Информация об авторе Стрельчук Елена Николаевна

(Россия, Москва) Доктор педагогических наук, доцент, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания филологического факультета Российский университет дружбы народов E-mail: [email protected]

Information about the author

Elena N. Strelchuk

(Russia, Moscow) DSc. in Pedagogy, Associate Professor Associate Professor of the Department of Russian language and methods of its teaching of philological faculty. Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University) E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.