ниями и умениями, но главным образом возможности применения этих знаний в конкретных клинических ситуациях. Проведение практических занятий у врачей-стоматологов в ординатуре с использованием наших методологических приемов показывает свою эффективность и способствует повышению качества овладения практическими навыками. Представленные материалы свидетельствуют о том, что существующая форма организации обучения врачей-ординаторов по специальности «Стоматология общей практики» является положительным опытом, который, по нашему мнению, может быть полезным в совершенствовании учебного процесса, преподавания и овладения необходимыми мануальными навыками у будущих специалистов. В итоге, подобная подготовка поможет молодому специалисту уверенно приступить к самостоятельной работе в структурах практического здравоохранения и в дальнейшем позволит врачу-стоматологу успешно пройти первичную специализированную аккредитацию.
Литература
1. Арутюнов С. Д., Кудрявая Н. В., Труфанова Е. И. Горизонтальные и вертикальные связи при подготовке стоматологов общей практики в интернатуре // Сборник материалов научно-практической конференции «Перспективы развития
последипломного образования специалистов стоматологического профиля. Актуальные вопросы стоматологии». Посвящается 15-летию образования стоматологического факультета РМАПО. М.: 2003. С. 30-33.
2. Захаров Г. Н., Фурсаев В. А. Фильмотека своими силами // Вестник высшей школы. 1975. № 12. С. 32-34.
3. Андреев А. А. Педагогика высшей школы (Прикладная педагогика): учебное пособие. М.: МЭСИ, 2000. Кн.1. 141 с.
4. Проблемы последипломного образования врачей-стоматологов общей практики / Еричев В. В., Нижник В. Г, Аксенова Т. В., Марьяненко Л. М., Столяр Р. И., Драган Э. В. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 4-1. С. 132-135.
References
1. Arutyunov S. D., Kudryavaya N. V., Trufanova E. I. Horizontal and vertical connections in the training of general dentists in internship. Collection of materials from the scientific and practical conference "Prospects for the development of postgraduate education of dental specialists. Current issues in dentistry". Dedicated to the 15th anniversary of the formation of the Faculty of Dentistry of the RMAPO. M., 2003, pp. 30-33. (In Russian).
2. Zakharov G. N., Fursaev V. A. Film library on our own. Bulletin of Higher School, 1975, no. 12, pp.32-34. (In Russian).
3. Andreev A. A. Pedagogy of higher school (Applied pedagogy): textbook. M.: MESI, 2000, Book 1, 141 p. (In Russian).
4. Problems of post-graduate education of dentists in general practice Erichev V. V., Nizhnik V. G., Aksenova T. V., Maryanenko L. M., Stolyar R. I., Dragan E. V. International Journal of Applied and Fundamental Research, 2016, no. 4-1, pp. 132-135. (In Russian).
УДК/UDC 378.4 EDN KFEVVS
Рожнева Елена Михайловна
кандидат педагогических наук, доцент,
доцент кафедры иностранных языков,
ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический
университет имени Т. Ф. Горбачева», г. Кемерово
Rozhneva Elena M.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Docent of the Department of Foreign Languages, T. F. Gorbachev Kuzbass State Technical University, Kemerovo
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН КАК ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
PEDAGOGICAL DESIGN AS A TOOL FOR IMPROVING STUDENTS' LEARNING ACTIVITIES WHEN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE
Аннотация. На основе анализа научных материалов зарубежных и отечественных исследователей в статье представлена характеристика категорий и компонентов педагогического дизайна: образовательная среда (как информационный компонент данной категории),
образовательный ресурс (как различные вспомогательные источники учебно-воспитательной информации), образовательное средство обучения и воспитания (как материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в образовательный процесс в качестве носите-
лей информации и инструмента деятельности), учебный материал (как совокупность логически выстроенной учебной информации). Представлена авторская трактовка понятия «педагогический дизайн». В статье дано обоснование структуры учебного пособия, позволяющего дифференцированно подходить к обучению иноязычному общению студентов и формированию коммуникативной компетенции. Учебный материал активно используется в педагогической практике Кузбасского государственного технического университета имени Т. Ф. Горбачева.
Abstract. Based on the analysis of scientific materials of foreign and Russian researchers, the article presents the characteristics of categories and components of the pedagogical design: educational environment (as an information component of this category), educational resource (as various auxiliary sources of educational information), educational means of teaching and upbringing (as material and ideal objects that are involved in the educational process in as information carriers and an activity tool), educational material (as a set of logically constructed educational information). The author's interpretation of the concept of the «pedagogical design» is presented. The article substantiates the structure of the textbook, which allows a differentiated approach to teaching foreign language communication to students and the formation of communicative competence. The educational material is actively used in the pedagogical practice of the T. F. Gorbachev Kuzbass State Technical University.
Ключевые слова: педагогический дизайн, категории и компоненты педагогического дизайна, образовательный ресурс, образовательные средства обучения, совершенствование учебной деятельности студентов, дифференцированное обучение иностранному языку студентов.
Keywords: pedagogical design, categories and components of pedagogical design, educational resource, educational learning tools, improvement of students' learning activities, differentiated foreign language teaching.
Введение
Актуальность и целесообразность исследования обусловлены устойчивым вниманием к активизации и поиску новых подходов к обучению и воспитанию современного поколения студентов, с учетом их особенностей. Сегодня необходимы такие технологии при обучении студентов иностранному языку, которые позволят будущим специалистам не только успешно решать задачи профессиональной деятельности, эффективно обмениваться информацией в устной и письменной
формах на иностранном языке в ситуациях межличностного и межкультурного взаимодействия, но и развивать навыки оценивания и самооценивания.
Цель исследования - на основе обзорного анализа термина «педагогический дизайн», представленного зарубежными и отечественными исследователями, и авторской характеристики рассматриваемого понятия предложить описание структуры учебного пособия, содержащего учебный материал для обучения иностранному языку студентов с разным уровнем подготовки. Представленная структура пособия рассматривается как одна из характеристик педагогического дизайна.
Автор ставит перед собой следующие задачи: рассмотреть дефиницию термина «педагогический дизайн» и на этой основе дать характеристику данной педагогической категории; с позиций педагогического дизайна представить структуру учебного пособия дифференцированной направленности для обучения студентов иностранному языку.
Научная новизна проведенного исследования заключается в авторском уточнении и конкретизации понятия «педагогический дизайн»; в разработке педагогического дизайна учебного пособия, включающего задания и упражнения в качестве учебного материала по дифференцированному обучению студентов технического вуза иностранному языку.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленный в пособиях «English for economics and management», «Practical English grammar (in multilevel exercises)» авторский учебный материал, как один из важных компонентов педагогического дизайна позволяет на основе дифференцированного подхода повысить результативность обучения иностранному языку студентов технического вуза.
Требования федеральных образовательных стандартов, внедрение новых технологий обучения, расширение информационно-коммуникативного пространства, переоценка ценностей и особенности современного поколения студентов (мультизадачность, постоянная включенность в поисковую деятельность, быстрое восприятие и оценивание огромного объема информации в условиях дефицита времени, а также высокий уровень восприятия себя, наряду с отсутствием способов и навыков решения проблем (нарциссизм), снижение способности к эмпатии, доминирование на визуальные образы и др.) активизируют поиск новых подходов к обучению и воспитанию студентов [4].
В связи с этим в современном образовательном пространстве вузов непрерывно ведется поиск новых способов совершенствования процесса преподава-
ния иностранного языка. Важным становится осознание того, что именно само содержание учебного материала должно быть грамотно продумано, а его подача должна быть качественно выстроена и быть направлена на решение определенной образовательной задачи.
Мы поддерживаем мнение многих исследователей (А. П. Грецовой, А. Г. Клепиковой, М. Н. Краснянского,
B. А. Мельникова, И. М. Радченко, И. А. Синициной, А. Ю. Уварова, D. Lebow, A. Johari, C. Chen, S. Toh, S. A. Lauer, S. Pentak, M. D. Merrill, L. Drake, J. Willis и др.), что именно педагогический дизайн может рассматриваться как один из инструментов совершенствования учебной деятельности студентов. Логичным представляется рассмотреть определение термина «педагогический дизайн» российскими и зарубежными исследователями, выявить основные категории указанного термина, а в дальнейшем описать модели и сформулировать принципы педагогического дизайна.
Термин «педагогический дизайн» в английском языке имеет ряд синонимов: «instructional design» (разработка учебных систем / материалов), «learning design» (разработка учебного процесса), «learning environment design» (разработка учебной среды), «learning activities design» (дизайн учебной деятельности учащихся / проектирование учебных мероприятий) и представляет собой сложное явление, которое может трактоваться неоднозначно, а именно как процесс, дисциплина, наука, реальность, модель, технология обучения и т.д. Так как термин «педагогический дизайн» является заимствованным из английского языка, предлагаем в первую очередь рассмотреть, как западные исследователи определяют данный термин.
Методология
Методологической основой исследования термина «педагогический дизайн» выступили работы И. А. Демидовой, А. Г. Клепиковой, М. Н. Краснянского,
C. А. Курносовой, А. А. Макаренко, Э. Р. Хакимова, M. D. Merrill, L. Drake и других ученых.
В зарубежных исследованиях классическим считается определение M. D. Merrill, L. Drake и др., рассматривающих указанный термин как научную дисциплину, занимающуюся разработкой наиболее эффективных, рациональных и комфортных способов, методов и систем обучения, которые могут быть использованы в сфере профессиональной педагогической практики [15, с. 5].
Американский ученый R. M. Gаgne определяет педагогический дизайн как интерактивную научную область, обеспечивающую разработку, реализацию и монито-
ринг информационно-образовательного пространства, способствующего формированию у субъекта образовательной деятельности уровня информационной зрелости достаточного для обеспечения самостоятельности личности в различных сферах жизнедеятельности информационного общества [14, с. 27].
В современной отечественной педагогической науке термин педагогического дизайна рассматривается в работах А. Ю. Уварова, считающегося основоположником данного направления в России и определяющего педагогический дизайн как систематическое (приведенное в систему) использование знаний (принципов) об эффективной учебной работе (учении и обучении) в процессе проектирования, разработки, оценки и использования учебных материалов [12, с. 7].
С. А. Курносова определяет педагогический дизайн как деятельность по форматированию содержания, подготовленного специалистом-предметником, с целью сделать его доступным и понятным для обычного пользователя (учащегося). Педагогический дизайн - это также пространство, в котором студенты смогут полнее раскрыть свои возможности и способности, проявить необходимые личностные качества [7, с. 74].
М. Н. Краснянский и И. М. Радченко рассматривают данный термин как «педагогический инструмент, благодаря которому обучение и учебные материалы становятся более привлекательными, эффективными, результативными» [6, с. 5]. А. Г. Клепикова трактует педагогический дизайн как «целостный процесс разработки электронных учебных и методических материалов на основе психолого-педагогических, технологических, эргономических и методических требований», делая при этом акцент на информационно-образовательной среде. [5, с. 7].
И. А. Демидова в своем исследовании при определении термина «педагогический дизайн» подчеркивает не только научную, но и его творческую составляющую, причем первая из указанных предполагает наличие знаний совокупности теорий познания, а вторая - наличие элементов конструирования, стилистики, использование успешных практик [3, с. 31]. На основе анализа отечественных и зарубежных исследований И. А. Демидова приходит к выводу, что «педагогический дизайн - это область науки и творческой практико-ориентированной деятельности, опирающаяся на совокупность теорий познания (бихевиоризм, когнитивистика, коннективизм, позитивизм и конструктивизм), элементы инженерного и художественного конструирования и принципы наиболее успешных педагогических практик, занимающаяся вопросами рационализации процесса обучения, создания ком-
фортной образовательной среды, стилистики, структуры и содержания современных учебных материалов» [3, с. 26].
Также обоснованным является выделение категорий педагогического дизайна, которые могут содержать следующие компоненты: 1) образовательную среду (информационную); 2) образовательный ресурс (вспомогательное средство); 3) образовательное средство (обучения и воспитания); 4) учебный материал [1, с. 13].
Анализируя образовательную среду, мы вслед за Хакимовым Э. Р., который ссылается на исследования Ясвина В. А. и Шендрика Е. Г., рассматриваем данный термин как систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможности для ее развития, содержащиеся в социальном и пространственно-предметном окружении [13, с. 46]. При этом акцент ставится на то, что обучаемые (в нашем случае студенты) погружены именно в информационную образовательную среду, так как все субъекты образовательной среды постоянно разнообразно работают с информацией, например, читают учебную или научную литературу, усваивают или передают изученную информацию, пересказывают другим субъектам образовательного пространства какие-то сведения, заучивают правила, решают задачи, кейсы, планируют и т.д. Под образовательным ресурсом следует понимать различные вспомогательные источники учебно-воспитательной информации, а под образовательным средством -материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности. Учебный материал можно понимать как совокупность логически выстроенной учебной информации. Следует учитывать, что разработка результативных, эффективных, функциональных учебных материалов с точки зрения педагогического дизайна должна строиться на основе теорий и принципов обучения и воспитания, с учетом возрастных особенностей обучаемых, в соответствии с логикой процесса познания и обучения, учитывая особенности мышления, памяти, внимания и восприятия информации.
Проведенный анализ трудов, посвященных исследованию понятия термина «педагогический дизайн» позволил нам уточнить этот термин и представить его в следующей трактовке: педагогический дизайн - это феномен, рассматриваемый как объект и как процесс: как объект - это структура и содержание методического материала, обеспечивающая достижения конкретной цели обучения; как процесс - это разработка
педагогической технологии, позволяющей на основе проектирования выбора средств обучения разработать учебный материал для совершенствования учебной деятельности студентов (в нашем случае при обучении иностранному языку).
Результаты
В нашем исследовании при анализе образовательной среды мы делали акцент на такой компонент педагогического дизайна, как учебный материал. Именно поэтому одной из задач, которую мы ставили перед собой (актуализируя практическую значимость исследования), являлось предложить в рамках исследования вариант методической разработки (учебного пособия) дифференцированного обучения иноязычному общению студентов технического вуза.
Ежегодное тестирование студентов первых курсов по уровням (лексический, грамматический, лингвистический) на остаточные знания, проводимый преподавателями кафедры иностранных языков Кузбасского государственного университета имени Т. Ф. Горбачева с целью оценки и самооценки сформированности у студентов иноязычных компетенций, предусмотренных образовательными программами бакалавриата и спе-циалитета, а также опыт преподавания подтверждает факт обучения разноуровневой аудитории студентов одновременно в одной языковой подгруппе. В связи с этим нами ведется поиск эффективной подачи учебного материала, который мы считаем целесообразным с применением именно дифференцированного подхода в обучении.
Главным достоинством заданий дифференцированной направленности, например, является полная занятость всех студентов, самостоятельно переходящая от уровня к уровню. Необходимым является четкое определение минимума, без которого студенты не смогут двигаться дальше в изучении дисциплины, в нашем случае иностранного языка. Под минимальным уровнем нами подразумевается уровень общих требований, который может задаваться в виде перечня лексико-грамматических заданий или вопросов, на которые студент должен ответить при устной беседе (или письменно), в виде образцов типовых тестов, которые студент должен выполнить. Также важно определение содержания, которое необходимо усвоить студентам на повышенном уровне. Учитывая сложившееся противоречие между необходимостью обеспечить будущих специалистов достойным уровнем владения иностранного языка, позволяющим им решать задачи профессиональной деятельности, а также межличностного и межкультур-
ного взаимодействия в устной и письменной формах на иностранном языке и гетерогенностью состава учебных групп нами было принято решение разработать учебное пособие для студентов с разным уровнем знаний, умений и навыков [11].
Данное пособие предназначено для дифференцированного обучения студентов всех направлений и форм обучения грамматике английского языка. Целью пособия является на основе дифференциации научить студентов с разным уровнем знаний, умений и навыков практическому владению английской грамматикой, развить автоматическое умение использовать различные грамматические формы и обороты в устной и письменной речи, расширить активный словарный запас студентов.
Разработка «Practical English grammar (in multilevel exercises)» состоит из 5 авторских теоретико-практических разделов: «The noun», «The article», «The adjective and the adverb», «The modal verbs» и «The verb. The finite forms of the verb». Последний, шестой, раздел пособия содержит финальные разноуровневые грамматические тесты по всем темам, представленным ранее в пособии. Завершают сборник Supplements (Приложения), в которых даны: список основных грамматических терминов, приводимых в данном пособии, некоторые исключения из правил английской грамматики и упражнения на их отработку, дополнительные задания для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов, а также таблицы самооценивания.
Одной из отличительных особенностей данного пособия является дифференцированная направленность его структуры. Каждый раздел содержит три уровня заданий (Level A - Advanced, Level B - Upper Intermediate, Level C-Intermediate). Наличие в каждом разделе уровней и выполнение заданий на каждом уровне дает студентам возможность самостоятельно выбирать один из трех предложенных уровней сложности, руководствуясь самооценкой своих знаний, а также менять свой выбор в разном разделе пособия. Задания с маркировкой * представляют собой или задания повышенного уровня сложности, или творческой направленности. Одно из таких заданий из Unit I представлено ниже:
* Find the odd word in the chain of the nouns. Найдите лишнее слов в линейке существительных.
1. tea - butter - onion - meat
2. time - business - stone - bird
3. water - potato - milk - bread
4. mice - men - goats - geese
4 marks
Таблицы самооценивания подчеркивают дифференцированную направленность данного учебного пособия. Оценка дается с позиций личных и общих результатов, поскольку достигнутый результат «отлично» на уровне С не может соответствовать результату «отлично» на уровне А. Наличие элемента оценочно-самооценочного регламентирования дает возможность студентам понять, что выполненная ими работа внутри определенного уровня может являться отличной, но соответствовать удовлетворительному академическому уровню в целом, что стимулирует стремиться к выполнению заданий более высокого уровня, самостоятельно изучать дополнительный материал.
Данная структура предоставления грамматического материала должна не только помочь студентам лучше усвоить навыки письменной, устной речи и активно овладеть грамматикой английского языка, но и развивать навыки самооценки, активизировать учебную деятельность, поддерживать и повышать положительную мотивацию при изучении иностранного языка.
Заключение
Проведенное исследование позволило выявить, что в наше время педагогический дизайн - одна из активно развивающихся сфер педагогики, что обуславливается повышенным спросом и растущей ролью информатизации образования, но и одновременно та область науки, в которой еще нечетко сформулированы требования к профессиональной компетентности преподавателя, использующего данную технологию в своей работе.
На основе проведенного анализа удалось выявить специфику определения термина «педагогический дизайн» российскими и зарубежными учеными, охарактеризовать его категории и компоненты.
Автор приходит к выводу о необходимости использования педагогического дизайна как инструмента совершенствования учебной деятельности студентов с целью формирования их профессиональных компетенций. По мнению исследователя, на основе интерпретации и анализа понятия «педагогический дизайн» целесообразно не только структурировать знания о категориях, принципах, моделях и средствах педагогического дизайна, но и выявить сильные стороны педагогического дизайна для обеспечения высокого качества преподавания дисциплин в вузе. Это было основанием для авторского понимания термина.
Под педагогическим дизайном нами понимается феномен, рассматриваемый как объект и как процесс: как объект - это структура и содержание методичес-
кого материала, обеспечивающая достижения конкретной цели обучения; как процесс - это разработка педагогической технологии, позволяющей на основе проектирования выбора средств обучения разработать учебный материал для совершенствования учебной деятельности студентов (в нашем случае при обучении иностранному языку).
В процессе исследования описана структура учебного пособия дифференцированной направленности для обучения студентов технического вуза иностранному языку, которое было апробировано и имеет большую практическую значимость.
Перспектива исследования видится в дальнейшей разработке данной проблемы, которая может быть направлена на рассмотрение моделей педагогического дизайна, поиск современных форм и методов представления учебного материала как для аудиторного обучения студентов иностранному языку, так и для дистанционного обучения в электронной образовательной среде вуза (в нашем случае технического).
Целесообразным считается выявление сильных сторон педагогического дизайна как процесса обеспечения высокого качества преподавания дисциплины «иностранный язык», в частности - в техническом вузе, что, безусловно, позволит считать педагогический дизайн инструментом совершенствования учебной деятельности студентов.
Литература
1. Абызова Е. В. Педагогический дизайн: понятие, предмет, основные категории // Вестник ВятГ У. 2010.№ 3. С. 12-16.
2. Воронина Д. В. Педагогический дизайн в современной России: проблемы и пути развития // Педагогический журнал. 2016. № 3. С. 61-68.
3. Демидова И. А. Педагогический дизайн и его средства: теоретический анализ и опыт применения в педагогической практике // Педагогика. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2019. Том 4. С. 25-32.
4. Исаева И. Р. Новое поколение студентов: психологические особенности, учебная мотивация и трудности в процессе обучения первого курса // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. № 4 (15). [Электронный ресурс]. URL: Ь|Нр://\мм«.те0рзу.ги/(дата обращения 18.01.2022).
5. Клепикова А. Г Подготовка будущего учителя к использованию педагогического дизайна в профессиональной деятельности: автореф. дисс. ... к. пед. н. Белгород, 2009. 24 с.
6. Краснянский М. Н., Радченко И. М. Основы педагогического дизайна и создания мультимедийных обучающих аудио / видео материалов. Тамбов: ТГТУ; педагогический интернет-клуб, 2006. 56 с.
7. Курносова С. А. Этапы проектирования педагогического дизайна // Вестник ЧГПУ. 2011. № 9. С. 72-80.
8. Макаренко А. А. Педагогический дизайн как средство повышения эффективности организации учебного процесса // Вестник КГУ. 2017. № 3. С. 13-16.
9. Осипов М. В., Гафурова Н. В. Идентификация студента -представителя цифрового поколения // Молодежный науч-
ный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XV Студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. М.: МЦНО, 2014. № 8 (15).[Электронный ресурс]. URL: http://www. nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/8(15).pdf. (дата обращения 18.01.2022).
10. Полякова Т. Ю. Учет особенностей современного поколения студентов в процессе совершенствования системы подготовки по иностранному языку в вузе // Вестник МГЛУ Образование и педагогические науки. 2018. Вып. 2 (796). С. 43-54.
11. Рожнева, Е. М. Practical English Grammar (in multilevel exercises). Практическая английская грамматика (в многоуровневых упражнениях) [Электронный ресурс]: учебное пособие по английскому языку для бакалавров / Е. М. Рож-нева. Электронные данные. Кемерово: КузГТУ 2016. 1 эл. опт. диск (CD-ROM).
12. Уваров А. Ю. Педагогический дизайн // Информатика: прил. к газете «Первое сентября». 2003. № 30. С. 2-31.
13. Хакимов Э. Р. Этнопедагогика как наука: предмет, функции, основные категории // Вестник Удмуртского университета. 2007. № 9. С. 46.
14. Gagne R. M. The conditions of learning and Theory of Instruction, 4 th ed. New York: Holt, Rinehart & Winston, 1985. 352 p.
15. Merrill M. D., Drake L., Lacy M. J., Pratt J. Reclaiming instructional design. Educational Technology. [Электронный ресурс]: ID2 Research Group, 36 (5), 1996. 5-7. URL: https://mdavidmerrill. files.wordpress.com/2019/04/reclaiming.pdf (дата обращения 18.01.2022). Примечание («Электрон. версия печ. публикации»).
References
1. Abyzova E. V. Pedagogicheskiy dizayn: ponyatiye, predmet, osnovnyye kategorii [Pedagogical design: concept, subject, main categories]. Bulletin of Vyatkiy State University, 2010, no. 3, pp. 12-16. (In Russian).
2. Voronina D. V. Pedagogicheskiy dizayn v sovremennoy Rossii: problem I putirazvitiya [Pedagogical design in modern Russia: problems and ways of development]. Pedagogical journal, 2016, no. 3, pp. 61-68. (In Russian).
3. Demidova I. A. Pedagogicheskiy dizayn i ego sredstva: teore-ticheskiy analiz I opyt primeneniya v pedagogicheskoy praktike [Pedagogical design and its means: theoretical analysis and experience of application in pedagogical practice]. Pedagogy. Questions of theory and practice, Tambov: Gramota, 2019, vol. 4, pp. 25-32. (In Russian).
4. Isayeva I. R. Novoye pokoleniye studentov: psikhologicheskiye osobennosti, uchebnaya motivatsiya I trudnosti v protsesse obu-cheniya pervogo kursa [A new generation of students: psychological characteristics, educational motivation and difficulties in the first-year learning process]. Medical psychology in Russia: electron. scientific journal, 2012, no. 4 (15). URL: http://www. medpsy.ru/(accessed 18.01.2022). (In Russian).
5. Klepikova A. G. Podgotovka budushchego uchitelya k ispol'zovaniyu pedagogicheskogo dizayna v professional'noy deyatel'nosti. Avtoref. diss. k. ped. n [Preparation of a future teacher for the use of pedagogical design in professional activity. сand. ped. sci. abstract]. Belgorod, 2009, 24 p. (In Russian).
6. Krasnyanskiy M. N., Radchenko I. M. Osnovy pedagogicheskogo dizayna I sozdaniya mul'timediynykh obuchayushchikh audio / video materialov [Fundamentals of pedagogical design and creation of multimedia educational audio/video materials]. Tambov: Tambov State Technical University, pedagogical Internet club, 2006, 56 p. (In Russian).
7. Kurnosova S. A. Etapy proyektirovaniya pedagogicheskogo dizayna [Stages of pedagogical design]. Bulletin of Chelyabinsk State Pedagogical University, 2011, no. 9, pp. 72-80. (In Russian).
8. Makarenko A. A. Pedagogicheskiy dizayn kak sredstvo povy-sheniya effektivnosti organizatsii uchebnogo protsessa [Pedagogical design as a means of improving the efficiency of the organization of the educational process]. Bulletin of Kostroma State University, 2017, no. 3, pp. 13-16. (In Russian).
9. Osipov M. V., Gafurova N. V. Identifikatsiya studenta - pred-stavitelya tsifrovogo pokoleniya [Identification of a student representative of the digital generation]. Youth Scientific Forum: Humanities: electr. collection of articles based on the materials of the XV Students' International correspondence science, Moscow: MCCME, 2014, no.8 (15). URL: http://www.nauchforum. ru/archive/MNF_humanities/8(15).pdf (accessed 18.01.2022). (In Russian).
10. Polyakova T. Yu. Uchet osobennostey sovremennogo pokoleniya studentov v protsesse sovershenstvovaniya sistemy podgotovki po inostrannomu yazyku v vuze [Taking into account the peculiarities of the modern generation of students in the process of improving the system of training in a foreign language at a university]. Bulletin of Moscow State Linguistic University, 2018, iss. 2 (796), pp. 43-54. (In Russian).
11. Rozhneva E. M. Practical English Grammar (in multilevel exercises). Prakticheskaya anglijskaya grammatika (v mnogourov-nevyh uprazhneniyah) [Elektronnyj resurs]: uchebnoe posobie po anglijskomu yazyku dlya - Elektronnye dannye - Kemerovo: KuzGTU, 2016. - 1 el. opt. disk (CD-ROm). (In Russian).
12. Uvarov A. Yu. Pedagogicheskiy dizayn [Pedagogical design]. Informatics: supplement to the newspaper «The first of September», 2003, no. 30, pp. 2-31. (In Russian).
13. Khakimov E. R. Etnopedagogika kak nauka: predmet, funktsii, osnovnyye kategorii [Ethnopedagogy as a science: subject, functions, main categories]. Vestnik Udmurtskogo universiteta [Bulletin of the Udmurt University]. 2007, no. 9. p. 46. (In Russian).
14. Gagne R. M. The conditions of learning and Theory of Instruction, 4th ed. New York: Holt, Rinehart & Winston, 1985. 352 p. (In English).
15. Merrill M. D., Drake L., Lacy M. J., Pratt J. Reclaiming instructional design. Educational Technology: ID2 Research Group, 36(5), 1996. 5-7. - Rezhim dostupa: URL: https://mdavidmer-rill.files.wordpress.com/2019/04/reclaiming.pdf (data obra-shcheniya 18.01.2022). - Primechanie («Elektron. versiya pech. publikacii»). (In English).
УДК^С 378.4 EDN NEUVQR
Басий Раиса Васильевна
кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой анатомии человека им. проф. Н. Д. Довгялло, ФГБОУ ВО «Донецкий государственный медицинский университет им. М. Горького» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Донецк
Мурейси Каринэ Арутюновна
кандидат медицинских наук, доцент кафедры анатомии человека им. проф. Н. Д. Довгялло, ФГБОУ ВО «Донецкий государственный медицинский университет им. М. Горького» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Донецк
Basiy Raisa V.
Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of prof. N. D. Dovgyallo, Human Anatomy, Federal state budgetary educational institution of higher education M. Gorky Donetsk State Medical University of the Ministry of Health of Russian Federation, Donetsk
Mureisi Karine A.
Candidate of Medical Sciences, Docent of the Department of N. D. Dovgyallo, Human Anatomy, Federal state budgetary educational institution of higher education M. Gorky Donetsk State Medical University of the Ministry of Health of Russian Federation, Donetsk
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА»
FORMATION OF MOTIVATION IN FIRST YEAR STUDENTS WHEN STUDYING THE ACADEMIC DISCIPLINE "HUMAN ANATOMY"
Аннотация. «Анатомия человека», как важнейшая учебная дисциплина, является основой для изучения медицины. Задачей дисциплины «Анатомия человека» в медицинских вузах состоит в том, чтобы помочь студенту в приобретении основных структур-
ных и функциональных концепций человеческого тела, а в перспективе, для формирования клинического мышления, что необходимо в дальнейшей профессиональной деятельности. Целью работы стало изучение мотивационной составляющей в процессе преподава-