Научная статья на тему 'Педагогический аспект анализа техники физических упражнений'

Педагогический аспект анализа техники физических упражнений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
499
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / АНАЛИЗ ТЕХНИКИ / ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА / PHYSICAL TRAINING / PHYSICAL EXERCISES / THE ANALYSIS OF TECHNICS / THE THEORY AND A PROCEDURE OF PHYSICAL EXERCISES / TEACHING AND EDUCATIONAL PROCESS / POWER PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткаченко А. И., Муханов Ю. В., Воротник А. Н.

В проблеме анализа техники физических упражнений внимание исследователей вновь привлекает педагогический аспект анализа техники физических упражнений. Поэтому в данной работе поднимается указанный вопрос и рассматриваются перспективы его практической реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ткаченко А. И., Муханов Ю. В., Воротник А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ASPECT OF THE ANALYSIS OF TECHNICS OF PHYSICAL EXERCISES

In a problem of the analysis of technics of physical exercises the attention of researchers again involves pedagogical aspect of the analysis of technics of physical exercises. Therefore in the given work the specified question again rises and prospects of its practical realization are considered.

Текст научной работы на тему «Педагогический аспект анализа техники физических упражнений»

ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД

2014'1

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АНАЛИЗА ТЕХНИКИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

PEDAGOGICAL ASPECT OF THE ANALYSIS OF TECHNICS OF

PHYSICAL EXERCIses

УДК 796.015.132

А.И. ТКАЧЕНКО,

кандидат педагогических наук (Белгородский юридический институт МВД России)

тел. (4722)52-55-35;

ю.в. муханов

(Белгородский юридический институт МВД России)

тел. (4722)52-55-35;

А.Н. ВОРОТНИК

(Белгородский юридический институт МВД России)

тел. (4722)52-55-35

tel. (4722)52-55-35

A.I. TKACHENKO,

the candidate of pedagogical sciences (Belgorod Law Institute of the MIA of the Russian Federation)

tel. (4722)52-55-35;

J.V. MUHANOV

(Belgorod Law Institute of the MIA of the Russian

Federation) tel. (4722)52-55-35;

A.N. VOROTNIK

(Belgorod Law Institute of the MIA of the Russian

Аннотация: в проблеме анализа техники физических упражнений внимание исследователей вновь привлекает педагогический аспект анализа техники физических упражнений.

Поэтому в данной работе поднимается указанный вопрос и рассматриваются перспективы его практической реализации.

Ключевые слова: физическая культура, физическое воспитание, физические упражнения, анализ техники, теория и методика физических упражнений, учебно-воспитательный процесс, силовая подготовка.

Abstract: in a problem of the analysis of technics of physical exercises the attention of researchers again involves pedagogical aspect of the analysis of technics of physical exercises.

Therefore in the given work the specified question again rises and prospects of its practical realization are considered.

Keywords: physical training, physical exercises, the analysis of technics, the theory and a procedure of physical exercises, teaching and educational process, power preparation.

Многие вопросы теории и методики физической культуры приобретают новое звучание в связи с практической реализацией развиваемого в настоящее время в психологии и дидактике понимания обучения как процесса познания [2, 3, 4, 5]. Так, в проблеме техники физических упражнений внимание исследователей вновь привлекает педагогический аспект анализа техники физических упражнений.

Особое место в педагогическом анализе техники занимает ее описание, и в част-

ности выделение основы и деталей техники физических упражнений. Однако в теории физической культуры уделено недостаточное внимание этим важнейшим операциям педагогического анализа техники физических упражнений, к тому же мнения разных авторов по этому вопросу довольно противоречивы, терминологические расхождения существенны [2]. Поэтому в данной работе вновь поднимается указанный вопрос и рассматриваются перспективы его практической реализации.

35

2014'1 ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ П1>ОФЕССИ(ОНАЛЫЮЙ

ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД

Современный взгляд на обучение в физическом воспитании и спорте как на процесс чувственно-рационального познания и практического овладения двигательными действиями (А.Ц. Пуни) требует от занимающихся не только физической, но и умственной активности [8, 9], направленной на познание причинно-следственных связей и отношений между движениями, на усвоение специальных терминов, раскрытие необходимых закономерностей решения двигательной задачи. Таким образом, при освоении техники физических упражнений у обучающихся должно быть сформировано понятие о разучиваемом действии.

Способствовать этому и даже сыграть решающую роль может соответствующий подход к описанию техники физических упражнений, строго упорядоченное выделение ее основы и деталей. Каким же требованиям должен удовлетворять этот понятийный подход? По всей вероятности, таким, которые предъявляет сам процесс образования понятий, являющийся объектом изучения логики, но привлекающий также внимание психологов и дидактов.

Тщательный анализ сведений об образовании понятий при обучении школьным предметам содержится в работе В.В. Давыдова [5], что в значительной мере облегчает нам поиск ответа.

Интересно обратить внимание на аналогию некоторых формулировок, принятых в формальной логике, и известных в теории физической культуры определений основы и деталей спортивной техники. Так, С.В. Яна-нис [10] считает, что основа техники - это совокупность относительно неизменных, необходимых и достаточных для решения двигательной задачи движений, а детали техники - это второстепенные особенности движения, которые могут в известных пределах видоизменяться, не вызывая нарушений его основного механизма. Несколько иное мнение Б.А. Ашмарина [1], который считает, что основу техники составляют движения, отражающие отличительные признаки двигательного действия от других, а детали техники физических упражнений составляют те движения, которые не являются характерными только для данного двигательного действия или могут выполняться с некоторыми вариациями.

Как указывает В.В. Давыдов, в формальной логике под понятием чаще всего подразумевается основная, исходная форма мышления и его высший продукт, отобра-

жающий наиболее существенные признаки (свойства) предметов или явлений. В упрощенном варианте понятием обычно называют совокупность существенных общих признаков, составляющую значение того или иного слова.

В основе такой трактовки лежит философское положение о всеобщем характере законов, свойственных не отдельным предметам или явлениям, а определенным их группам. Каждый предмет имеет множество разнообразных свойств (признаков), по которым его можно сравнить с другими предметами, образуя при этом те или иные классы. Эти признаки делятся на существенные и несущественные. Существенные признаки - это общие, постоянные, устойчивые свойства некоторой группы предметов, которые обязательно и при всех условиях принадлежат каждому из этих предметов и необходимы и достаточны, чтобы отличить данную группу от других. Несущественные признаки вариативны: в одних условиях они принадлежат предмету, в других - не принадлежат.

Сопоставление приведенных определений позволяет рассматривать движения, составляющие основу техники физических упражнений, как существенные признаки двигательного действия, а движения, именуемые деталями техники, как несущественные его признаки. Подобно тому, как выделение существенных признаков предметов приводит к образованию понятий, так выделение существенных признаков двигательного действия (некоторых движений и их характеристик) приводит к составлению основы техники.

Итак, что же вносит понятийный подход в педагогический аспект анализа техники физических упражнений? Во-первых, уточняется терминология этого вопроса и приводятся в соответствие известные формулировки. Во-вторых, и это самое главное, понятийный подход способствует совершенствованию методики обучения в физическом воспитании и спорте, в частности, диктует необходимость развертывания учебного материала в направлении от общего к частному.

Перед обучающимися должны предстать не отдельные обособленные технические элементы, а целостная система двигательных действий, объединенных общей смысловой программой, имеющих как общие, так и отличительные черты, подчиняющиеся определенным закономерностям, которые должны быть усвоены в процессе чувственно-рационального познания и практического овладения этими действиями.

36

ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД

2014'1

Литература

1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: учебное пособ. - М.: Просве-

щение, 1979, С. 45-46.

2. Алексеев НА,, Кутергин Н.Б., Ткаченко А.И. Физическая подготовка как фактор професси-

ональной ориентации довузовской молодежи // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2013. №2. С 30-33.

3. Апальков А.В., Муханов Ю.В., Ткаченко А.И. Некоторые аспекты формирования потребности

в физическом самосовершенствовании у курсантов образовательных учреждений МВД России // Проблемы правоохранительной деятельности. 2012. №1. С.97-101.

4. Войнов П.Н., Лопатин И.И., Воротник А.Н. Влияние физической подготовки на воспитание

психологических качеств курсантов учебных заведений МВД России // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2012. № 2. С. 13-16.

5. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. - М.: Педагогика, 1972.

6. Пуни А.Ц. Очерки психологии спорта. - М.: ФиС, 1959.

7. Пуни А.Ц, Сурков Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: учебное пособие /

под ред. Т.Т. Джамгарова, А.Ц. Пуни. - М.: ФиС, 1979. С. 46-59.

8. Янанис С.В. Теория и методика физического воспитания / под общ. ред. Г.Д. Харабуги.

- М.: ФиС, 1974. С. 46.

References

1. Ashmarin B.A. Teorija and a procedure of physical training: Studies. allowance. /edited B.A.Ashmarina. - М.: Education, 1979, Р. 45-46.

2. Alexeev ИА, Kutergin N.B, Tkachenko A.I. Рhysical preparation as the factor of vocational counselling prevocational youth // The Bulletin of the Belgorod Law Institute Russian Ministry of Internal Affairs. 2013. №2. Р. 30-33.

3. Apalkov A.V., Muhanov J.V., Tkachenko A.I. some aspects of formation of demand for physical

self-improvement at cadets educational establishments of the Ministry of Internal Affairs of Russia // The Problem of law-enforcement activity. 2012.№ 1. Р.97-101.

4. Vojnov P.N., Lopatin I.I., Vorotnik A.N. Collar of physical preparation on education of psychological

qualities of cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia // The Bulletin of the Belgorod legal college of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2012. № 2. With. 13-16.

5. Davydov V.V. Types of generalization in learning. - М.: Pedagogics, 1972.

6. PuniA. Sketches of psychology of sports. - М.: FendS, 1959.

7. Puni A., Surkov E.N. Psihologija of physical training and sports: Studies. allowance / under

edited by T.T.Dzhamgarova, A.T.Puni. - М.: FendS, 1979. Р. 46-59.

8. Jnanis S.V. Century the Theory and a procedure of physical training. / Under the general editorship. D.Harabugi. - М.: FendS, 1974. Р. 46.

(Статья сдана в редакцию 17.02.2014)

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.