Научная статья на тему 'Педагогический анализ влияния массовой культуры на студентов'

Педагогический анализ влияния массовой культуры на студентов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
658
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ВЛИЯНИЕ / КОММУНИКАЦИИ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / СТУДЕНЧЕСТВО / ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МАНИПУЛИРОВАНИЕ СОЗНАНИЕМ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Тоскина Анна Анатольевна

В статье дан педагогический анализ влияния массовой культуры на студентов. Основное внимание уделяется определению массовой культуры, ее функциям и анализу положительного и негативного влияния средств массовой информации на студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the pedagogical analysis of the impact of mass culture on students. Main attention is given to the defi nition of mass culture, its functions and the analysis of positive and negative infl uence of mass media on students.

Текст научной работы на тему «Педагогический анализ влияния массовой культуры на студентов»

А. А. Тоскина

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

НА СТУДЕНТОВ

Работа представлена кафедрой профессиональной педагогики, психологии и управления образованием Педагогического института Якутского государственного университета.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Д. А. Данилов

В статье дан педагогический анализ влияния массовой культуры на студентов. Основное внимание уделяется определению массовой культуры, ее функциям и анализу положительного и негативного влияния средств массовой информации на студентов.

Ключевые слова: массовая культура, средства массовой информации, влияние, коммуникации, стандартизация, студенчество, формирование социального поведения, социализация, манипулирование сознанием, психологическое воздействие.

A. Toskina

PEDAGOGICAL ANALYSIS OF THE IMPACT OF MASS CULTURE

ON STUDENTS

The article presents the pedagogical analysis of the impact of mass culture on students. Main attention is given to the definition of mass culture, its functions and the analysis ofpositive and negative influence of mass media on students.

Key words: mass culture, mass media, impact, communications, standardisation, studentship, forming of social behaviour, socialisation, manipulation of consciousness, psychological influence.

По мнению современных социологов, аналитиков, культурологов, информационное общество определило пути формирования культуры конца XX в. Характерной чертой такой культуры является стремление к диалогу всех типов и видов. В результате исследований социологов обоснованы выводы о том, что культура стала наиболее динамичным компонентом цивилизации. Объясняется это не только тем, что она «поставляет» идеи, образцы и стили для массового производства, но и тем, что перемены в ней самой в меньшей степени сдерживаются ограниченностью ресурсов. Эта динамика позволила современной культуре стать ведущим фактором появления новых принципов, среди которых все большее значение приобретает принцип главенствования «экранной культуры и экранной информации», создаваемый на основе оснащения всего процесса жизнедеятельности человека новейшими средствами связи. Производство, хранение и потребление информации таким образом производится на принципиально иной технологической основе, что приводит к изменениям в культуре.

В XX в. противоречия между культурой и техникой зашли столь далеко, что появилась тенденция подразделения культуры внутри самого понятия на некоторые составляющие: субкультура, молодежная культура, элитарная культура и тому подобное. Стало привычным противопоставлять друг другу две культуры: «истинную» и «массовую». Философская концепция современности по этому вопросу спорна и во многом зависит от того научного и мировоззренческого направления, которое представляют философы, однако следует отметить, что культура по своей сути - едина и целостна. Перед педагогами встает необходимость включения в систему педагогических средств и всех тех средств, которые обусловлены определением культуры не только как ценности, но и как способа приобщения к общечеловеческим ценностям. С этих позиций актуализируется изучение культуры - как феномена повседневной общедоступной воздействующей коммуникации - массовой культуры [7, с. 698].

Массовая культура - часть единой и целой культуры; к ней относится продукция, транс-

лируемая средствами массовых коммуникаций, являющаяся продукцией традиционного и современного искусства, выступающая как популярная и общедоступная, формирующая определенный потребительский спрос и влияющая на стандартизацию вкусов в обществе. Массовая культура по своей природе интернациональна, и это делает ее универсальным средством воздействия на аудиторию, способным подчас достичь больших успехов в формировании моделей социального поведения, чем специальные нравственные проповеди и примеры классического искусства. В современной научной литературе отношение к массовой культуре варьируется от положительного до резко отрицательного, но в любом случае она характеризует собой новый виток культурного развития, преодолевающий былую национальную обособленность и этническую разобщенность людей. [3, с. 129].

По оценкам социологов и социальных психологов, массовая культура выполняет функцию социализации личности в условиях изменчивой, неустойчивой и ненадежной среды в эпоху перемен, функцию снятия психологического напряжения, о которой также упоминают наши и зарубежные социологи и психологи. Огромному контингенту людей различного возраста и пола эта культура дает представления о необходимом стиле поведения, образе жизни, карьере, отношениях между людьми, путях реализации своих целей и стремлений [6, с. 401].

Установка, сформированная при помощи средств массовой культуры, воздействует как на чувственную восприимчивость, так и на менталитет человека. Она структурирует сами его реакции, развивает склонность ловить новизну, избегать рутинных профессий, улавливать степень престижности тех или иных явлений, следовать стилю среды, подчинять настоящее соображениям будущего [2, с. 123].

Прежде всего это касается молодых людей, поскольку они, кроме всего прочего, благодаря особенностям своего возраста, склонны к направленности на будущее, на построение своей жизненной карьеры в будущем.

Несомненно справедливо «обвинение» массовой культуры в ориентации на стандар-

Педагогический анализ влияния массовой культуры на студентов

тизацию общества, в манипулировании сознанием; в том, что в основе ее лежит чаще всего апелляция к примитивным чувствам человека, что ведет к упрощению личностной структуры человека [9, с. 220].

Наиболее консервативно настроенные по отношению к развитию коммуникаций ученые и деятели культуры поднимают вопрос так же о «роботизации» сознания общества при столь мощном потоке информации и росте возможностей ею пользоваться.

Вместе с тем, в научных дискуссиях можно услышать на этот счет и другое мнение о том, что хотя в результате манипулятивного психологического воздействия создается, как минимум, психологическая установка личности, но такую же динамику изменений в структуре личности предусматривает подавляющее большинство воспитательных систем, берущихся «сформировать», «привить», «воспитать», «научить». Среди них религиозные, политические, образовательные, управленческие и прочие системы. Использующиеся в этих системах приемы не ограничиваются манипуляцией, но все они в той или иной степени создают или используют психические автоматизмы. Другое дело, что в педагогике воспитательное воздействие всегда несет целый спектр приемов, как правило, предполагает поддержку воспитуемого в его личностном росте, чтобы возникающие при воздействии манипуляции колебания подталкивали к осознанному нравственному выбору, к динамике развития.

Современная педагогическая практика, опираясь на тенденции гуманизации образования, основывает свои принципы на доверии к личности, которая в процессе самоопределения сможет разобраться в «обильном и беспорядочном потоке случайных сведений, получен ных через средства массовой информации». Поэтому педагогическая наука, накапливая опыт рассмотрения и прогнозирования современных тенденций развития воспитательного процесса, подходит к явлению массовой культуры с позиций многостороннего анализа.

Без образования, нравственного саморазвития личность не может выполнять свои

функции созидателя культуры. Посредником в передаче и усвоении такого опыта является система воспитания, гуманной задачей которой считается организация процесса становления такой личности, которая стремилась бы к наиболее полной самореализации, саморазвитию, не отступая от интересов природы, общества, не противореча интересам развития культуры и цивилизации [4, с. 25].

Многими авторами подчеркивается, что становление и развитие студенчества происходит под определяющим воздействием как общесоциальных, так и общемолодежных процессов, протекающих в обществе [8, с. 299].

Большинство исследователей проблем студенческой молодежи подчеркивает, что студенческий возраст является важнейшим в становлении человека как личности и активного члена общества. «Возраст же здесь выступает одновременно и как социальный фактор. Ведь обучение в вузе приходится в основном на второй период юности - период формирования юноши и девушки в социально зрелую личность» [5, с. 110]. В своих исследованиях известный психолог Б. Г. Ананьев отмечал, что «в личностном отношении этот возраст имеет особое значение, как период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных функций взрослого человека» [1, с. 380].

Хотя отдельный человек и пребывает в статусе студента относительно короткое время, студенческая пора - не просто подготовка к жизни, но и определенная ступень, значительная и важная часть самой жизни.

Без образования личность не может выполнять свои функции созидателя культуры. Посредником в передаче и усвоении такого опыта является система воспитания, гуманной задачей которой считается организация процесса становления такой личности, которая стремилась бы к наиболее полной самореализации, саморазвитию, не отступая от интересов природы, общества, не противореча интересам развития культуры и цивилизации [4, с. 29].

Таким образом, исследование механизма функционирования современных средств мас-

совой информации позволяет сделать вывод о том, что массовая культура формирует некий нормативный канон человека современного общества при помощи хорошо организованной

системы массовых коммуникаций. Массовая культура оказывает серьезное влияние на личность студентов, формируя ценности и потребности жизненных выборов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. М., 1996. 383 с.

2. Выготский Л. С. Проблемы общей психологии. Собр. соч. М., 1984. 406 с.

3. Кейзеров Н. М. Патология потребительства. М., 1977. С. 109-113; 128-130.

4. Лихачев Д. С. Заметки о русском. М., 1981. С. 23-29.

5. Логинова Л. Г. Ценности современных студентов. // Воспитание и развитие личности студента в условиях современного вуза. Всерос. науч.-практ. конф. М., 2000. С. 110-115.

6. Моль Абрам. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. 406 с.

7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2002. 720 с.

8. Социология молодежи / Под ред. В. Т. Лисовского. М., 1995. 305 с.

9. Усов Ю. Н. В мире экранных искусств: Книга для старшеклассников. М., 1995. С. 223.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.