Научная статья на тему 'Массовая культура и современная реклама'

Массовая культура и современная реклама Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4423
458
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / ПОТРЕБЛЕНИЕ / ЧЕЛОВЕК ПОТРЕБЛЯЮЩИЙ / РЕКЛАМА / MASS CULTURE OF CONSUMPTION / PEOPLE CONSUMING / ADVERTISING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Матвеева Е. О.

Статья посвящена отражению в современной российской печатной рекламе идеалов массовой культуры. В статье рассматривается психология потребления, являющаяся стержнем современной массовой культуры, а значит и рекламы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to reflection in the modern Russian print advertising ideals of mass culture. The article discusses the psychology of consumption, which is the core of the modern mass culture, and thus advertising.

Текст научной работы на тему «Массовая культура и современная реклама»

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА И СОВРЕМЕННАЯ РЕКЛАМА

Е.О. Матвеева

Московский университет культуры и искусства

Статья посвящена отражению в современной российской печатной рекламе идеалов массовой культуры. В статье рассматривается психология потребления, являющаяся стержнем современной массовой культуры, а значит и рекламы.

Ключевые слова: массовая культура, потребление, человек потребляющий, реклама.

The article is devoted to reflection in the modern Russian print advertising ideals of mass culture. The article discusses the psychology of consumption, which is the core of the modern mass culture, and thus advertising.

Keywords: mass culture of consumption, people consuming, advertising.

В начале нового тысячелетия феномен влияния рекламной индустрии на формирование не только потребительских установок, но и ценностных ориентаций личности, связанных с осмыслением коренных проблем человеческого бытия: целей человеческой жизни, представлений о счастье, о гармоничном отношении человека и окружающим миром и с самим собой, приобретает интерес для представителей различных отраслей гуманитарного знания: психологов, социологов, искусствоведов, эстетиков. Исследователи, анализируя механизмы влияния рекламной коммуникации на мотивы поведения современного человека, пытаются спрогнозировать развитие постиндустриального общества. Для нашей страны такой анализ имеет и еще один немаловажный аспект, связанный с возможным изменением социальных и морально-нравственных установок россиян под не всегда позитивным, но неизменно агрессивным влиянием рекламы. Общеизвестно: после длительного исторического перерыва реклама стала вновь значимым фактором отечественной действительности совсем недавно, всего каких-нибудь двадцать лет на-

зад. Согласимся, что с точки зрения истории, этот срок ничтожен. Однако и за этот короткий промежуток времени российская реклама сумела громко заявить о себе, стать предметом междисциплинарных исследований, мощнейшим фактором формирования мифологизированного сознания людей, живущих на постсоветском пространстве. Ряд крупных отечественных специалистов в области социологии и психологии рекламной деятельности (В.И. Козловский, А.С. Мокшанцев, А.С. Кармин, Д.В. Томбу) справедливо сравнивают рекламу с мощным инструментом создания психологических установок, в основе которых идеология перманентного потребления, составляющая сердцевину массовой культуры.

«Шоппингуй с удовольствием!» - этот общеизвестный слоган отражает суть современной рекламной коммуникации.

Сегодня потребление превращается из рутинной необходимости, удовлетворяющей витальные потребности человека, в его целе- и смыслообразующую деятельность, тотальную организацию жизни постиндустриального мира.

З. Бауман, рассматривая тенденции развития общества, пишет о том, что количество покупок сегодня постоянно возрастает, при этом термин «покупка» трактуется все более и более широко: «Мы покупаем навыки, нужные, чтобы заработать на жизнь, и средства убеждения потенциальных работодателей, доказывающие, что они у нас есть; мы покупаем имидж, который нам приглянулся; мы покупаем способы завести новых нужных друзей и избавиться от старых; мы покупаем лучшие средства сохранения денег на черный день;... наиболее аппетитную пищу и наиболее эффективную, позволяющую избавиться от последствий ее употребления диету; мы покупаем самые мощные стереоусилители и наиболее эффективные таблетки от головной боли. Список бесконечен. Но каким бы длинным он не был, способа уклонений от покупок в нем нет» [10, с. 84].

В наше время ученые говорят уже о появлении нового антропологического типа, так называемого человека потребляющего, подчинившего каждый день своего бытия погоне даже не столько за покупками, сколько за эмоциональными впечатлениями, позитивными эмоциями, сопровождающими у такого апологета потребления очередной поход по магазинам. Приме-

чательно, что этот новый антропологический тип привлек внимание и современных писателей, он стал героем довольно популярных романов («Продавец грез» А. Кури, «Номер один» Б. Элтона, «99 франков», «Идеаль», «Я веруя», «Я тоже-нет» Ф. Бегбедера, «Год маркетолога» И. Симонова, «Ампир В», «Бэтман Аполло» В. Пелевина).

Герои романа В. Пелевина «Бэтман Аполло» даже революцию рассматривают с точки зрения рекламы модного образа жизни: «Участие гламурного элемента, светских обозревателей и поп-звезд одновременно с доброжелательным вниманием СМИ превратит протест в разновидность потребления напоказ. Протест - это бесплатный гламур для бедных. Богатейшие слои населения демократично встречаются с беднейшими для совместного потребления борьбы за правое дело. Причем встреча в физическом пространстве уже не нужна. Слиться в одном порыве с богатыми и знаменитыми можно в Интернете. Управляемая гламурная революция - это такое же многообещающее направление, как ядерный синтез», - восторженно рассуждает один из героев романа [9, с. 89].

Сегодня с первых лет жизни ребенка учат воспринимать все явления окружающего мира с точки зрения их материальной ценности, стремясь к самоутверждению именно в качестве активного потребителя. Подобную жизненную позицию навязывают юным созданиями, прежде всего, красочные детские журналы, адресованные целевой аудитории от пяти до пятнадцати лет. Мы можем констатировать: произошла пусть еще неполная, но уже заметная гламуризация детской субкультуры, сблизившая ее с миром массовой культуры взрослых. В самом деле, никогда прежде детские периодические журналы не учили девочек делать маникюр, пользоваться румянами, завивать и красить волосы.

Весьма сомнительные и пустые рекламные утверждения создают примитивные увлечения и склонности. И вот уже в разговорах девочек 7-8 лет мелькают слова «макияж», «косметика», «маникюр». Можно, конечно, сказать: нет ничего плохого в том, что девочка с юных лет учится быть аккуратной и модной. Беда и проблема здесь в другом: «Вга12», «Секреты Сабрины» и им подобные издания учат принимать и оценивать человека исклю-

чительно по его внешнему виду, оставляя за скобками подлинную суть личности. Кто гарантирует родителям, что вчерашняя читательница «Вга12» через некоторое время сама не превратиться в такую куклу: гламурную, одетую по последней моде, но бездушную и равнодушную ко всему на свете кроме своей внешности, одежды и косметики.

Активное потребительство, призыв к перманентному накоплению в большинстве случаев ненужных ребенку материальных ценностей - это, наверное, наиболее негативная черта, которую привносит современная реклама в детскую субкультуру. Ни в один исторический период дети не были так озабочены приобретением вещей, да и может ли быть иначе, если очередной постер с куклами «Вга12» или уникальные тени от «Сабри-ны» становятся пропуском в избранный круг, создают почву для общения, порождая новые ценности субкультуры.

Нельзя не обратить внимание на огромное количество рекламы, заполнившей даже в принципе качественные детские журналы. Например, журнал «Геоленок» из номера в номер отдает несколько страниц для размещения рекламных объявлений, предлагающих юным воспользоваться услугами операторов мобильной связи, приобрести картинки, игры, музыку для мобильных телефонов. Развлекательные издания «Спокойной ночи, малыши», «Классный журнал», «Ералаш») также насыщены рекламными предложениями, способными изрядно облегчить родительские кошельки. В частности, юным предлагается посетить магазин «Детский мир», приобрести суперконструктор с подвижными элементами, принять участие в телевизионном шоу, купить набор детской стильной косметики «Принцесса», а также стать счастливой обладательницей куклы «Вга12 бриллиант», колье которой украшено настоящим драгоценным камнем.

Зачастую журналы, ориентированные на женскую аудиторию, пропагандируют образ жизни, отражающий ценности подростковой субкультуры, при этом четкая социально-психологическая оценка поведения героев в публикациях, как правило, отсутствует. Следовательно, читатели могут сделать вывод: нелепый и даже абсурдный с точки зрения здравого смысла и логики стиль самореализации в наши дни является разновидностью нормы. Сердцевина подобного образа жизни -

склонность героев к возрастной регрессии - возвращению к ранее пройденным формам психологической реакции на окружающий мир, к детскому поведению, характеризующемуся эмоциональностью, безответственностью, спонтанными аффективными реакциями, стремлением немедленно удовлетворить любое свое желание. Российские глянцевые журналы переполнены образами великовозрастных девочек, готовых превратиться в кукол, лишь бы не расставаться с миро грез и фантазий. Например, журнал «Все для женщины» поведал трогательную историю о 22-летней (!) американке, которая выглядит как ожившая фантазия, потому что всеми силами старается походить на куклу Барби: «Люди частенько столбенеют, завидев красотку, словно вылепленную руками скульптора-кукольника. А некоторые даже посмеиваются, полагая, что девушка просто переборщила с пластикой. Неудивительно, ведь у 22-летней американки огромные глаза, фарфоровая кожа, длиннющие ресницы, точеный носик и хрупкое телосложение. Но все это вовсе не результат тонны грима или пластических операций. Поистине кукольной внешностью Дакоту наградила сама природа! И девушка успешно пользуется этим образом. Она окончила школу моделей и уже в 16 лет стала звездой телевизионных ток-шоу» [6, с. 26].

Нелепая психологическая потребность выглядеть как пластмассовая Барби, ставшая в свое время одним из символов массовой культуры, подается в публикации явно с позитивной коннотацией и подтекстом: это хорошо, это правильно, это путь к успеху, пример, заслуживающий подражания.

Таким образом, при активном участии печатных изданий формируется новый антропологический тип «человек-потребитель», ориентированный в своем поведении на самореализацию в перманентном потребительстве и подражании не интеллектуальным и духовным лидерам, а героям массовой культуры, так называемым медийным персонажам.

Этот новый антропологический тип весьма отзывчив к рекламным воздействиям: «Человек потребляющий не может избежать содержащегося в большинстве рекламных сообщений призывов к счастью и удовольствию. Все надо попробовать, все испытать: не только кухню всех народов, но и религии, чудодейственные средства, приводящие к красоте, здоровью, моло-

дости. Он боится пропустить какой-либо неиспытанный вид удовольствий. Для одного это новый гамбургер в «Макдональдсе» или новая модель мобильного телефона, для другого - Рождество на Канарских островах, изыски французской кухни, которую завтра можно сменить на китайскую. Перечень еще не испробованного может приближаться к бесконечности», - подчеркивает Д.В. Томбу [14, ^ 46].

Важнейшей чертой поведения человека потребляющего, чей образ активно утверждается средствами массовой информации, становится психология скоротечности: люди отныне не привязываются к своим вещам, без особого сожаления расставаясь не только с ними, но и с еще вчера модными книгами, социальными идеями, увлечениями.

Один из ведущих отечественных исследователей психологии рекламной деятельности А.С. Кармин, анализируя сущностные характеристики психологии скоротечности, справедливо подчеркивает: «Мы знаем, что завтра нам будут предлагаться какие-то новшества, но не знаем, каких усилий потребует от нас перемена окружающей вещной среды. Готовые к тому, что вскоре появление каких-то новинок заставит нас отправить в утиль еще недавно приобретенные вещи, мы уже не столь ценим их способность служить нам долго. Покупая вещь, мы осознаем, что через некоторое время она станет устаревшей обузой, обладание которой будет лишь мешать нам приобрести то, что пришло ей на смену. Чаще всего мы приобретаем вещь, потому что нуждаемся в ней сегодня, а что мы будем с ней делать завтра -это завтра видно будет» [7, ^ 273].

Отсюда понятно, почему в рекламе постоянно подчеркивается инновационный характер товара, его новые, еще неизвестные потребителю возможности. Таким образом характеризуются сегодня все предметы потребления: в диапазоне от бытовой техники до косметических средств. Например, новый холодильник LG в рекламе представлен как чудо XII века, способное значительно облегчить жизнь хозяйки: «Чем был холодильник раньше? Просто шкафом с охлаждением. Новые LG - это совсем другая история. Они знают, что мясо, рыба и овощи и фрукты любят раздельные условия хранения и, если это игнорировать, теряют большую часть своих качеств. Поэтому здесь есть зона

свежести с разными настройками температуры», - сообщает реклама. Далее, описав чудесные свойства нового холодильника, авторы рекламного послания пытаются убедить нас в необходимости частой смены бытовой техники и совершения новой покупки: «Иногда кажется: зачем тратить деньги на новый холодильник, если еще и старый жив. Такая экономия часто оказывается дорогим и сомнительным удовольствием. Такие холодильники, как LG, тратят гораздо меньше энергии, чем их предки: характеристика А++ в описании говорит о том, что перед тобой одна из самых экономичных и экологичных моделей, что скажется на счетах за электричество» [3, ^ 25].

Постоянное стремление к обновлению порождает психологическую потребность приобретать квазивещи, не обладающие порой ощутимым отличием от аналогов предыдущего поколения, зато характеризующиеся экзотическими возможностями. Так продвигаются «умные» мобильные телефоны, холодильники, пылесосы.

Отметим, что сущностным принципом такого позиционирования становится антропоморфизация: очеловечивание неодушевленных объектов, наделение их способностью мыслить, чувствовать, влиять на человеческую жизнь. Сегодня каждый ребенок знает слоганы, ставшие притчей во языцех: «Наши цены не кусаются, они еще маленькие», «Тефаль, ты один думаешь о нас». Отныне товар преподносится не просто как лучший в своей товарной категории, но как заботливый друг и надежный товарищ, «знающий все о наших желаниях», и даже умеющий предугадать их.

Психология скоротечности, ставшая сутью современной рекламы, тесным образом связана с миром моды. Причем сам термин «мода» в данном случае надо понимать достаточно широко. Рекламой продвигается не только одежда и аксессуары, но в первую очередь стиль жизни, представления о красоте, своего рода социальная психология, также испытывающая в наши дни серьезное влияние массовой культуры. Рассматривая особенности социализации, В.Ю. Борев еще в конце минувшего века отмечал: «Мозаичная культура не является продуктом образования, то есть некоторой рациональной организации, она итог ежедневного воздействия на нас непрерывного, обильного и

беспорядочного потока случайных сведений. Мы усваиваем ее через средства массовой коммуникации, через захлестывающую нас массу источников, от которых в памяти остаются лишь мимолетные впечатления и осколки знаний, оценок и идей» [4, с. 212].

В начале нового тысячелетия постоянная персеверация такой мозаичной культуры упорно внушает человеку псевдоэкзистенциальные установки, заставляющие его послушно следовать рекламным призывам.

Попробуем далее кратко охарактеризовать основные стереотипы массовой культуры, активно насаждаемые сегодня рекламой. Первый из них касается отношения человека к неизбежному процессу старения, отвергаемому культурой потребления, а, следовательно, и рекламой, ведущим мотивом которой становится преодоление сущностных законов бытия, заманчивые обещания преодолеть законы человеческой физиологии, отменить старость, а в перспективе, возможно, добиться бессмертия. Подобной рекламой перенасыщены сегодня женские глянцевые издания. В частности, «1000 секретов» часто размещает исповеди женщин, якобы сумевших остановить процесс старения с помощью очередного чудодейственного средства. Одна из этих исповедей выглядит так: «Я, как и любая женщина, всегда мечтала выглядеть молодой и красивой в любом возрасте. Однако с годами появились морщинки, я стала неуверенной в себе. Как-то подруга посоветовала Стэм Стэлл Терапи - американский крем против морщин со стволовыми клетками растений, который «будит» клетки кожи, заставляя их работать как в юности. Стэм Стэлл Терапи вернул мне молодость и красоту. В 54 года я стала выглядеть на 39! Мне больше не нужно тратить время на походы к косметологам, достаточно наносить Стэм Стэлл Терапи 2 раза в день и наслаждаться результатами применения. Более того, мой муж, а он старше меня, тоже захотел попробовать Стэм Стэлл Терапи, теперь он молодой и хорошеет и пользуется им регулярно. Как чудесно, что есть возможность продлить молодость» [2, с. 11].

Психологический посыл этого сообщения прочитывается довольно легко: с помощью удивительного крема можно повернуть время вспять, отменить старость и для женщин, и для мужчин. Массовая культура, ориентированная на вечный праздник

жизни, всем своим пафосом отторгая идею старения, несовместимую со многими удовольствиями (прежде всего с сексуальной привлекательностью для противоположного пола), находит поддержку в самых разнообразных, иногда довольно фантастических рекламных сообщениях.

Вторая сюжетообразующая идея современной рекламы может быть обозначена как диктат красоты, привлекательного внешнего вида, который можно купить, если потребитель последует совету рекламистов. Идея стройности в любом возрасте, вне зависимости от конституции и физических параметров человека поддерживается сегодня специальными изданиями «Фитнесс», «Секреты йоги», «Women's Health» и транслируется женскими журналами, в которых подобная реклама может быть оформлена как исповедь благодарного клиента. В частности, в одном из майских номеров журнала «Все для женщины» за 2013 год опубликовано письмо читательницы, вернувшей себе стройность благодаря комплексу «B-protect»: «Я всегда хотела нормально весить. Сразу скажу, что мой рост 158 см, а все всегда колебался от 61 до 73 кг. Небольшой вес, но для моего роста даже 65 кг были ощутимы. Я боялась себе признаться, что я толстая. Я не понимала, в чем причина моего лишнего веса, тогда я позвонила подруге, физиотерапевту. Она задала мне всего три вопроса, пытаясь понять, действительно ли я хочу похудеть. Я на все три вопроса ответила «да». А подруга сказала мне: «Тогда закажи «B-protect». Это новый уникальный комплекс. Я уже похудела. Попробуй и ты увидишь, как быстро все изменится. Всего за четыре недели ты похудеешь на 7-10 килограммов, но следи за потерянными килограммами, старайся худеть не больше, чем на один килограмм в день. «B-protect» - это эффективное средство», - доверительно сообщает нам героиня рекламы [6, c. 26]. Надо ли говорить, что эта история завершилась вполне благополучно, и ее героиня, восприняв совет подруги-физиолога как руководство к действию, порадовала мужа стройностью и красотой, а главное вновь сумела надеть свое маленькое черное платье.

Ценность такой рекламы, доверие к ней целевой аудитории возрастает, если ее главными героями становятся известные люди, так называемые медийные лица, способные стать для оп-

ределенной части общества кумиром и тем социальным образцом, которому захочется подражать. Не стоит доказывать: среди социальных мифологем, из века в век направляющих поведение человека, мифологема звезды остается наиболее психологически эффективной. Иногда невольное, но чаще вполне осознанное подражание тем, кто на виду, становится мощным двигателем поведения. Вспомним хотя бы Эллочку Щукину, героиню романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», заочно соревновавшуюся с дочерью американского миллионера Вандербиль-да, заносчивой Вандербильдихой. И в наше время духовные правнучки Эллочки Людоедки, столь же страстно подражает героям и героиням светской хроники начала 21 века. Звезды, задающие стандарты стиля жизни и, разумеется, внешнего облика человека, советующие нам, как одеваться, где отдыхать и как следует питаться, чтобы сохранить стройность на долгие годы, становятся сегодня желанными гостями всех глянцевых изданий, они, пожалуй, такая же знаковая примета массовой культуры, как и рынок глянцевой прессы. Отдельные журналы имеют знаковые названия, они психологически настраивают читателей на восприятие определенной информации, на подражание актерам, светским львицам, популярным журналистам, словом, всем тем, кто богат, удачлив, знаменит. «Тайны звезд», «Звезды и советы», наконец, чрезвычайно популярный «Стар Хит», маня читателей красивыми картинками, не устают призывать: делай так, как делают твои кумиры, подражай им, испытывая позитивные эмоции, приближая свою жизнь к их глянцевому, гламурно-рекламному бытию.

С весны 2013 года журнал «Стар Хит» проводит акцию: три известные актрисы: Светлана Пермякова, Екатерина Стриженова, Алла Довлатова и читательница Наталья Молочкова худели под руководством известных диетологов. Каждую неделю журнал живописал борьбу мужественных звезд с лишними килограммами. И вот, наконец, наступил долгожданный финал: «Светлана Пермякова, Екатерина Стриженова, Алла Довлатова и читательница из Питера Наталья Молочкова боролись за победу три месяца. Мы болели за каждую из них, ведь на пути к цели они совершали невозможное! Самое напряженное соревнование развернулось между Пермяковой, Стриженовой и Дов-

латовой, до конца не было понятно, кто победит. И вот теперь картина ясна: Светлана перевыполнила норму на два килограмма, тогда как Екатерина и Алла вышли ровно в ноль. Поздравляем, Света, ты это сделала. Наградой за работу над собой для победительницы и ее достойных конкуренток станут путевки на Средиземное море», - радостно сообщают нам организаторы конкурса, не забывая, к слову сказать, подчеркнуть демократизм акции, ведь в ней приняла участие преданная поклонница и звезд, и самого журнала, дотоле никому неизвестная, читательница Наталья Молочкова [11, ^ 33].

Разумеется, не забывает журнал и о рекламе чудодейственного средства, которое помогло звездам и их преданной поклоннице попрощаться с лишними килограммами: «Звездный дренаж». Как избавиться от лишнего веса и отеков, раскрыть красоту своей фигуры? Об этом, как никто другой, знают голливудские звезды. Многие из них регулярно пьют напитки, обладающие очищающим и лимфодренажным действием. Если Ваши стройные формы оказались спрятаны под отеками и накопленным за зиму жирком, значит, и Вашему телу необходим хороший дренаж. Ведь именно избыток жидкости в организме мешает не только хорошо выглядеть, но и расставаться с лишними объемами и килограммами», - утверждают создатели рекламы [12, ^ 34].

Читатели «Стар Хит» даже от вредной и опасной привычки к курению избавляются вместе со звездами. Например, в № 22 за этот год о пагубных последствиях курения рассказывает Наталья Бочкарева, Владимир Вишневский, Маша Малиновская. Последняя, мотивируя свое стремление освободиться от никотиновой зависимости, объясняет: «Чего скрывать, как у многих во время стресса в день улетает по полпачки. Почему я решила бросить? Причина забавная: я тут познакомилась с возрастной классификацией ООН и обнаружила, что в свои 32 году отношусь к женщинам средних лет. О, ужас! Курение в моем возрасте это как ванна с крокодилом - весело, но по времени недолго... А если серьезно, я хочу, чтобы у моего двухлетнего Мирона была здоровая, румяная и красивая мама-долгожительница» [13, ^ 50]. Нередки примеры, когда звезды разной величины и яркости продвигая самые разные товары (от жевательных рези-

нок до автомобилей престижных марок), становятся лицом известных брендов и торговых марок.

Психология, сопряженная с желанием подражать кумирам, порождает феномен престижного потребления, когда вещь приобретается не ради своих утилитарных качеств и конкретных функций, а чтобы подчеркнуть социальное положение и материальные возможности обладателя, вещи становятся сегодня средством социальной маркировки, практическое их назначение уступает место семиотической, знаковой функции и в ряде случаев она важнее и актуальнее целевого назначения вещи.

Товары высшего целевого диапазона, премиумного класса призваны также выполнять функцию социальной маркировки. Закономерно, поэтому, что главный герой романа Виктора Пелевина «Ампир В», юный вампир Рама объясняет подружке, что одежда должна подчеркивать социальный статус человека: «Одежда - это все-таки ритуал, а ритуал надо уважать. Это демонстрация статуса. Каждый должен одеваться в соответствии со своим положением в обществе. Таков социальный кодекс. Мне кажется, вампир - это очень высокий статус. Не просто высокий, а самый высокий. И наша одежда должна ему соответствовать» [8, ^ 189]. Герой В. Пелевина объясняет, что даже в разорванном в нескольких местах и испачканном сажей пиджаке он выглядит вполне убедительно и даже гламурно, ведь его наряд полностью позаимствован с манекена в одном из самых дорогих магазинов мужской одежды столицы. Отсюда всем нам хорошо известные слоганы, утверждающую идею привлекательности роскоши, особое, даже исключительное положение обладателя эксклюзива: «Роскошь имеет имя - Верту», «Майбах денег не боится».

Стремление стать счастливым обладателем особо престижной новинки порождает даже у малообеспеченных слоев купить хотя бы что-нибудь, что сможет их в психологическом плане приблизить к жизни высшей касты. Это стремление, разумеется, всячески поддерживается рекламой, утверждающей долговое потребление: «Жить в кредит не повредит!» - данный рекламный слоган с удовольствием воспринимается как руководство к действию многими нашими соотечественниками, среди которых тысячи берут кредиты не на первоочередные, насущ-

ные нужды, а на удовлетворение своих прихотей (покупку нового мобильного телефона, действительно, как можно пользоваться старым, если он уже вышел из моды и больше не статусен, приобретение престижной одежды, автомобилей).

Реклама, размещаемая в женских журналах, часто не прямо, а импликатурно утверждает значимость престижного потребления. Например, в статье может быть довольно подробно рассказываться об истории и даже некой философии бренда, при этом, подчеркивается его безусловная успешность на модном рынке, упоминаются знаменитые клиенты. При этом само расположение магазинов может свидетельствовать об особом статусе бренда, его исключительном положении на рынке. Подумаем: одно дело открыть магазин где-то на окраине столицы и совсем другое в центре Москвы, на Кузнецком Мосту, где еще во время незабвенного героя комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» Фамусова находились столь ненавистные этому крупному дельцу начала XIX столетия французские магазины. Именно здесь и открыла недавно новый бутик итальянская фирма «Mi-roglio Croup». В рекламной статье, опубликованной в журнале «SHOPPING», создатели бренда объясняют потенциальным покупателям: «С 2005 года Миланская неделя моды всегда открывается показом нашей коллекции, а нам удалось завоевать почетный статус лидера рынка в категории «PlusSize» [1, c. 70].

Взаимосвязь рекламы и массовой культуры, самоочевидная, на первый взгляд, нуждается в дополнительном эстетическом, философском, а главное - психологическом осмыслении, ведь современная массовая культура многолика, а значит ее воздействие на рекламу многоаспектно.

Список литературы

1. SHOPPING. 2013. №2. С. 70.

2. 1000 секретов. 2013. №10. С. 11.

3. Women's Health. 2013. №5. С. 25.

4. Борев В.Ю., Коваленко В.А. Культура массовой коммуникации. М., 1986.

5. Все для женщины. 2013. №23. С. 25.

6. Все для женщины. 2013. №23. С. 26.

7. Кармин А.С. Психология рекламной деятельности. СПб., 2004.

8. Пелевин В.О. Ампир В. М., 2006.

9. Пелевин В.О. Бэтман Аполло. М., 2013.

10.Психология и психоанализ рекламы: Хрестоматия / Под. Ред. А.Я. Райгородского. М., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.