Научная статья на тему 'Педагогический анализ особенностей креативного потенциала в процессе обучения студентов'

Педагогический анализ особенностей креативного потенциала в процессе обучения студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИССЛЕДОВАНИЕ / КРЕАТИВНОСТЬ / ПОТЕНЦИАЛ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА / SOCIALIZATION / RESEARCH / CREATIVITY / POTENTIAL / COMPETITIVENESS OF SPECIALIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Какухин Александр Дмитриевич, Коваль Иван Васильевич

Особенности социализации студентов обусловлены проектами их участия в реализации социального заказа «Создание конкурентоспособных предприятий и основ конкурентоспособности страны в целом». Для решения в этом аспекте социализационных проблем используется компетентностно-функциональная модель вузовского специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Какухин Александр Дмитриевич, Коваль Иван Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical analysis of the features of creative potential in the course of education of students

Peculiarities of socialization of students are determined by projects of their participation in realisation of the social order «Creating of competitive enterprises and foundations of the country's competitiveness as a whole». For the solution in this aspect of socialization problems, the competence-functional model of higher schools specialist has been applied.

Текст научной работы на тему «Педагогический анализ особенностей креативного потенциала в процессе обучения студентов»

ЛИТЕРАТУРА

1. Введенский, В.П. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 51-55.

2. Воробьева, Е.В. Учебные задачи как средства формирования творческого мышления и воображения специалистов в сфере физической культуры и спорта // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 4 (38). - С. 25-28.

3. Имашев, А.М. Деловая игра «Открытый урок» : метод. рекомендации / А.М. Имашев, С.В. Кузнецов ; Камский пед. ин-т. - Набережные Челны : [б.и.], 1999. - 20 с.

4. Имашев, А.М. Функциональная компетентность будущего учителя физической культуры : монография / А.М. Имашев ; Камская гос. акад. физ. культуры, спорта и туризма. - Набережные Челны : [б.и.], 2008. - 104 с.

5. Кузнецов, А. С. Динамика изменения состояния и структура функциональной компетентности будущих учителей физической культуры в проектировочной педагогической функции / А.С. Кузнецов, А.М. Имашев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 10 (44). - С. 55-59.

6. Квалиметрическая оценка деятельности педагога / С.В. Кулибаба, Т.П. Хлопо-ва, Д. А. Романов, М.Л. Романова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2010. - № 12 (70). - С. 79-83.

7. Лукьяненко, Е.Ю. Формирование социально-профессиональной компетентности студентов факультета физической культуры // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 4 (62). - С. 49-55.

8. Митин, А.Е. Овладение гуманитарными технологиями специалистом по физической культуре как новой профессиональной компетенцией // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 12 (70). - С. 83-87.

9. Прохорова, И.В. Сравнительный анализ сформированности педагогических умений у студентов физкультурных вузов в процессе педагогической практики по результатам самооценки и оценки экспертов / И.В. Прохорова, Л.В. Калинина, С. А. Шепти-кин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 9 (67). - С.88-92.

10. Математические модели дидактического процесса / Т.П. Хлопова, Т.Л. Шапошникова, М.Л. Романова, А.Р. Ушаков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 6 (64). - С. 107-112.

Контактная информация: [email protected]

УДК 316.35

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ КРЕАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Александр Дмитриевич Какухин, кандидат педагогических наук, профессор,

Иван Васильевич Коваль, доктор социологических наук, профессор,

Сибирский федеральный университет (СФУ), г. Красноярск

Аннотация

Особенности социализации студентов обусловлены проектами их участия в реализации социального заказа «Создание конкурентоспособных предприятий и основ конкурентоспособности страны в целом». Для решения в этом аспекте социализационных проблем используется компе-тентностно-функциональная модель вузовского специалиста.

Ключевые слова: социализация, исследование, креативность, потенциал, конкурентоспособность специалиста.

PEDAGOGICAL ANALYSIS OF THE FEATURES OF CREATIVE POTENTIAL IN THE COURSE OF EDUCATION OF STUDENTS

Alexander Dmitrievich Kakukhin, the candidate of pedagogical sciences, professor,

Ivan Vasilyevich Koval, the doctor of sociological sciences, professor,

Siberian Federal University,

Krasnoyarsk

Annotation

Peculiarities of socialization of students are determined by projects of their participation in realisation of the social order «Creating of competitive enterprises and foundations of the country's competitiveness as a whole». For the solution in this aspect of socialization problems, the competence-functional model of higher schools specialist has been applied.

Keywords: socialization, research, creativity, potential, competitiveness of specialist.

Становление подготовки конкурентоспособных специалистов в вузах страны, одна из актуальных задач высшей школы. Все образовательные учреждения должны скорректировать свои программы повысить качество подготовки специалиста, отвечающего требованиям работодателя. Для этого необходимо модернизация образовательных программ, включая туда современные технологии конкурентоспособных специалистов.

СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Общеизвестными показателями состояния совокупных показателей знаний и навыков у молодежи являются следующие:

• только 20% выпускников вузов трудоустраивается по профилю своей профессиональной подготовки формирования;

• только 25% выпускников вузов по специальностям менеджеров, бухгалтеров, психологов могут трудоустроиться по профилю своей подготовки;

• только 7% выпускников различных детдомовских учреждений более или менее успешно адаптируются к жизнедеятельности в обществе, а 93% становятся наркоманами, преступниками, которые пополняют затем тюрьмы;

• 700 тыс. детей является беспризорными, значительная часть детей вовлечена в криминальный или полукриминальный бизнес;

• около 5-6 млн. детей являются алкоголиками и наркоманами.

Эти факты и аргументы свидетельствует как о значительной сложности, так и запущенности проблем в воспитании молодежи в России.

Вуз рассматривается нами завершающим звеном первого этапа становления в жизни значительной части молодежи. Конечно, и после окончания вуза продолжается учеба. Так и делают многие, обучаясь 3 года в аспирантуре, а затем в докторантуре, либо периодически проходя какие-либо курсы повышения квалификации. Однако роль вуза в нашем анализе связывается с завершающей ступенью подготовки в плане получения образования, значительной части молодых людей.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

При исследовании состояния учебных процессов, представленных в разделе «Методология и организация конкретного исследования в сфере физической культуры» [2-5], нами использованы педагогические методы, наблюдения, интервью, контент-анализ, сравнительный анализ, метод разработки реферативных исследований, защита, социоло-го-тестовая оценка деятельности преподавателя. Обеспечена конгруэнтность авторских приоритетных изобретательских способов с классическими методиками и техниками проведения педагогических исследований. В результатах конгруэнтного анализа выделен необходимый социолого-диагностический аспект формирования социологоуправленческого потенциала, обоснована адаптация методов и способов в соответствии с

намеченными целями [3,5].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В программе исследования использовались рекомендации, представленные в [4], с точки зрения того, что приобретение знаний студентами осуществляется в качестве будущих специалистов-руководителей. С этих позиций представляют особый интерес полученные данные о креативном потенциале, о потенциале инновационного и изобретательского творчества студентов факультета физической культуры (Табл.1).

Таблица 1

Характеристика направленности креативного потенциала студентов факультета

физической культуры и спорта СФУ (2009-2010 учебный год)

Область творческих поисков Поток, в % (Юноши) 2курс/4 курс Поток, в %(Девушки) 2курс/4 курс

1. Государство 7,7/22,2 - /16.7

2. Издания 7,7/ - - /16,7

3. Коммуникации 7,7/ - - /33,4

4. Образование 23,1/ - - /50,0

5. Культура 7,7/- - /16,7

6. Медицина 7,7/11,1 - /16,7

7. Наука - / - -/16.7

8. Общество 23.1/22,2 - /50,0

9. Учеба 15,4/11,1 - /66,7

10. Труд 30.8/22,2 - /33,4

11. Управление 53,8/22,2 20,0/50,0

12. Социология 15,4/ - - /16,7

13. Философия 23,1/ - - / -

14. Техника 23,1/22,2 - /16,7

15. Строительство 15,4/ - - /16,7

16. Спорт 76,9/66,6 80,0/83,3

17. Экономика 7,7/11,1 20,0/ -

18. Менеджмент 15,4//11,1 - / -

19. Реклама 15,4/ - - /66,7

20. Компьютерная техника 23,1/22,2 - / -

21. Человек 23,1/22,2 - /33,4

22. Экология 7,7/11,1 - /33,4

Интегральные данные креативного потенциала 116,5/92,2 84,85/172,6

Разрыв в %% на 2 курсе: на 37,87 % креативный потенциал у юношей выше, чем у девушек

Разрыв в %% на 4 курсе: на 87,2 % креативный потенциал у девушек выше , чем у юношей

Разрывы в интегральных значениях креативного потенциала юношей 2 и 4 курсов: 26,3% в пользу юношей 2 курса

Разрывы в интегральных значениях креативного потенциала девушек 2 и 4 курсов: 2,03 раза % в пользу девушек 4 курса

Примечание: При определении интегральных показателей применялись рекомендации, представленные в [1].

Согласно полученным данным, высокую готовность к участию в изменениях имеют юноши факультета в порядке убывания рангов: в спорте, управлении, труде. Девушки отличаются от юношей тем, что в их группе второе и третье место принадлежат «управлению» и «экономике».

По участию в изменениях в области экономики девушки опережают юношей почти в 3 раза. В то же время количество юношей готовых к вкладу в изменения в управления больше, чем девушек в 2,6 раза.

Так как авторы полагают, что данная информация имеет императивное значение для коррекции процесса подготовки, то важно для субъектов этого процесса необходимо иметь соответствующие аргументы. По нашему мнению, эту функцию должны выполнить интегральные данные о креативности респондентов, имеющих не только гендерные, но и профессиональные особенности (табл.1).

Из полученных данных вытекает, что на факультете физической культуры и спорта как юноши 2, так и юноши 4 курса в ряде аспектов жизнедеятельности ограничены в своей творческой деятельности. Например, для юношей второго курса оказалась закрытой лишь одна область - это «наука», а для четвертого 9 из 22, а такие области, как «издание, коммуникации, образование, наука, социология, философия строительство, реклама», оказались для их креативного потенциала сложными, когда юноши 4 курса смогли определить их состояние. Однако исследовательский процесс не направлен только на констатацию этих возможностей креативности как у юношей 2 курса, так и 4 курса. Поэтому следует предположить, что в момент исследования юноши 4 курса отнеслись критично к уровню своей креативности к возможностям ее использования в целях совершенствования 9 указанных областей. Важно, что юноши 2 и 4 курсов выделяют спорт в качестве основного направления приложения своей креативности. Таким образом, они имеют представления о причинно-следственных связях, обусловливающих состояние вышеназванных аспектов жизнедеятельности общества.

Полученная информация о полной неготовности студентов-юношей к участию в изменениях во многих направлениях жизнедеятельности общества, по сути, выступает одной из важнейших детерминант их участия в учебном процессе вообще, а непосредственной проблематики в особенности. Безотлагательность коррекции процесса обучения студентов 4 курса вытекает из того, что, если юноши не имеют креативности для изменений во многих аспектах изменений внешней среды, то они концентрируют свою креативность на спорте, не связывая ее с профессиональной деятельностью значительной группы предприятий и организаций. Запаздывание в профессиональной подготовке свидетельствует о том, что имеет место отставание в развитии их креативности. По этим основаниям юноши 4 курса оказались неготовыми к внесению креативного потенциала в ряд аспектов своей жизнедеятельности.

В отличие от юношей 4 курса второкурсники, формируемые специалисты - юноши факультета физической культуры и спорта, заявили о том, что они могут внести изменения во все исследуемые аспекты жизнедеятельности общества. В то же время юноши 2 курса, также как и юноши 4 курса подчеркнули, что они не готовы к своему участию в изменениях «науки».

Как видно юноши 2 курса факультета по уровню креативного потенциала отличаются своими возможностями от юношей 4 курса. Например, если группа юношей имеет творческий потенциал для внесения изменений во все аспекты жизнедеятельности общества (кроме науки), то юноши 4 курса вообще не имеют готовности для своего участия в большинстве областей общественной жизнедеятельности. Как видно, ведущие акценты приложения креативного потенциала у юношей и девушек совпадают. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что профессиональный, а не гендерный аспект выступает определяющим в использовании креативного потенциала у студентов факультета физической культуры и спорта СФУ.

Можно отметить как тенденции роста, так и уменьшения представлений респондентов об использовании своей креативности в аспектах жизнедеятельности общества (табл. 2). Авторы полагают, что полученная информация имеет императивное значение для коррекции процесса усвоения знаний. По нашему мнению, эту функцию должны выполнить интегральные данные о креативности респондентов. С этих позиций вызывают интерес интегральные показатели изменений в креативности у респондентов в ходе учебного процесса (табл. 2).

Таблица 2

Количественные показатели гендерных и профессиональных особенностей креа-_________тивности студентов факультета физической культуры и спорта___________

Область творческих поисков Поток, 2 курс в % Юноши/ Девушки Поток, 4 курс в % Юноши/Девушки

Интегральные данные креативного потенциала 116,5/84,9 92,2/172,6

Разрыв в % На 37,2% креативный потенциал у юношей курса выше, чем у девушек На 87,2% у девушек 4 курса выше, чем у юношей

Разрывы в потоках 2 и 4 курсов юношей 26,4% в пользу юношей 2 курса

Разрывы в потоках 4 и 2 курсов девушек 2, 03 раза в пользу девушек 4 курса

ЛИТЕРАТУРА

1. Глазов, М.М. Управление персоналом : анализ и диагностика персонал-менеджмента / М.М. Глазов, И.П. Фирова, О.Н. Истомина. - СПб. : ООО «Андреевский издательский дом», 2007. - 251 с.

2. Лубышева, Л.И. Социология физической культуры и спорта / Л.И. Лубышева. - М. : Издательский центр «ACADEMA», 2001. - 240 с.

3. Максименко, А.М. Теория и методика физической культуры : учебник для вузов физической культуры / А.М. Максименко. - М. : Физическая культура, 2009. - 544 с.

4. Неверкович, С.Д. Педагогика физической культуры и спорта / С.Д. Неверко-вич. - М. : Физическая культура, 2006. - 528 с.

5. Столяров, В.И. Социология физической культуры и спорта / В.И. Столяров. -М. : Физическая культура, 2005. - 400 с.

Контактная информация: [email protected]

УДК 355.233.231.1.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Руслан Николаевич Калакуцкий, кандидат педагогических наук, Юго-Западный государственный университет, г. Курск

Аннотация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В работе представлены результаты проведенного исследования по обоснованию педагогической модели военно-патриотического воспитания студенческой молодежи с использованием средств физической культуры. Экспериментально доказана высокая эффективность разработанной модели.

Ключевые слова: модель; студенческая молодежь; средства физической культуры; военнопатриотическое воспитание.

PEDAGOGICAL MODEL OF MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENT YOUTH WITH USAGE OF MEANS OF PHYSICAL CULTURE

Ruslan Nikolaevich Kalakutsky, the candidate of pedagogical sciences,

Southwest State University,

Kursk

Annotation

The work presents the results of the conducted research on justification of the pedagogical model of military-patriotic education of student youth with usage of physical culture means. High efficiency of the developed model has been experimentally proven.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.