Научная статья на тему 'Педагогический анализ диагностики студентов юридического института, посещающих дисциплину «Физическое воспитание»'

Педагогический анализ диагностики студентов юридического института, посещающих дисциплину «Физическое воспитание» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
138
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВ / СОСТОЯНИЕ / УСТАНОВКА / ДИАГНОСТИКА / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / МЕТОДИКА / ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТАН / ДіАГНОСТИКА / іНДИВіДУАЛЬНіСТЬ / ЖИТТєДіЯЛЬНіСТЬ / MOTIVE / CONDITION / INSTALLATION / DIAGNOSTICS / INDIVIDUALITY / TECHNIQUE / ABILITY TO LIVE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Попичев Михаил Иванович

Рассмотрено, что в ходе учебного процесса очень важно сформировать в сознании студентов правильное понимание здорового образа жизни и привить им навыки и умение профилактики заболеваний. В эксперименте принимало участие сто двадцать пять студентов в возрасте восемнадцати двадцати лет. На основе данных эксперимента показано, что посещая учебную дисциплину «физическое воспитание», студент должен, осознано понимать, что такое здоровье и как важно его поддержание для собственной жизнедеятельности. Предложены возможные пути формирования мотивации студентов на посещение занятий по физическому воспитанию по интересам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Попичев Михаил Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The pedagogical analysis of diagnostics of students of the legal institute visiting discipline "physical training"

It is considered that during educational process it is very important to generate correct understanding of a healthy way of life in consciousness of students and to impart it skills and ability of preventive maintenance of diseases. In experiment took part one hundred twenty five students at the age of eighteen twenty years. On the basis of the experiment data it is shown that visiting a subject matter "physical training", the student should is realized to understand that such health and as its maintenance for own ability to live is important. Possible ways of formation of motivation of students on visiting of employment on physical training are offered in interests.

Текст научной работы на тему «Педагогический анализ диагностики студентов юридического института, посещающих дисциплину «Физическое воспитание»»

Педагогический анализ диагностики студентов юридического института, посещающих дисциплину «физическое воспитание»

Попичев М.И.

Крымский юридический институт Национальной юридической академии Украины имени Ярослава Мудрого

Анотации:

Рассмотрено, что в ходе учебного процесса очень важно сформировать в сознании студентов правильное понимание здорового образа жизни и привить им навыки и умение профилактики заболеваний. В эксперименте принимало участие сто двадцать пять студентов в возрасте восемнадцати - двадцати лет. На основе данных эксперимента показано, что посещая учебную дисциплину «физическое воспитание», студент должен, осознано понимать, что такое здоровье и как важно его поддержание для собственной жизнедеятельности. Предложены возможные пути формирования мотивации студентов на посещение занятий по физическому воспитанию по интересам.

Попічєв М.І. Педагогічний аналіз діагностики студентів юридичного інституту, які відвідують дисципліну «фізичне виховання». Розглянуто, що в ході учбового процесу дуже важливо сформувати у свідомості студентів правильне розуміння здорового способу життя та закріпити навички і вміння профілактики захворювань. В експерименті приймало участь сто двадцять п'ять студентів у віці вісімнадцяти - двадцяти років. На основі даних експерименту показано, що відвідуючи дисципліну «фізичне виховання», студент мусить усвідомлювати, що таке здоров'я і як важлива його підтримка для власної життєдіяльності. Запропоновані можливі шляхи формування мотивації студентів на відвідування занять з фізичного виховання за інтересами.

Popichev M.I. The pedagogical analysis of diagnostics of students of the legal institute visiting discipline “physical training”. It is considered that during educational process it is very important to generate correct understanding of a healthy way of life in consciousness of students and to impart it skills and ability of preventive maintenance of diseases. In experiment took part one hundred twenty five students at the age of eighteen - twenty years. On the basis of the experiment data it is shown that visiting a subject matter “physical training”, the student should is realized to understand that such health and as its maintenance for own ability to live is important. Possible ways of formation of motivation of students on visiting of employment on physical training are offered in interests.

Ключевые слова:

мотив, состояние, установка, диагностика, индивидуальность, методика, жизнедеятельность.

мотив, стан, установка, діагностика, індивідуальність, методика, життєдіяльність.

motive, condition, installation, diagnostics, individuality, technique, ability to live.

Введение.

В настоящее время в высшем учебном заведении очень важно добиться от студентов понимания того, что такое здоровый образ жизни, выработать у них осознанное стремление к нему. Не менее важным во время занятий физической культурой являются контроль со стороны преподавателя психофизиологического состояния студента и оценка динамики изменения его показателей (Дружилов С.А., Радугин А.А.).

Следует отметить, что особенностью психологии многих студентов при занятии любой деятельностью, в том числе, и физическим воспитанием, является стремление к получению наивысших результатов быстро и, конечно же, с минимальным приложением усилий. Сознание молодых людей, к сожалению, часто срабатывает таким образом, что сами по себе положительные результаты их деятельности и позитивные изменения в состоянии здоровья не являются стимулом для занятия такой деятельностью в последующем. Сегодня мотивация студентов на посещение занятий по физическому воспитанию нередко сводится лишь к тому, чтобы получить зачёт либо предотвратить возможные негативные последствия со стороны администрации учебного заведения (Волков В.П., Горбунов Г.Д., Сентябрев М.Н.). Обусловлено это тем, что для большинства молодых людей здоровье представляет категорию абстрактную, которая еще не имеет для них актуальности; ведь мало кого в молодом возрасте беспокоят серьёзные проблемы со здоровьем. В то же время для того, чтобы предотвратить у студентов возможные проблемы со здоровьем в будущем, привить им навыки профилактики заболеваний, хотелось бы добиться от них осознанного отношения к цели посещения занятий и глубоких знаний в области физической культуры.

Для чего же так необходимо заниматься физичес-

© Попичев М.И., 2010

кой культурой и спортом? В Крымском юридическом институте Национальной юридической академии имени Ярослава Мудрого была проведена психологопедагогическая диагностика студентов, посещающих дисциплину «физическое воспитание», на предмет их отношения к данной учебной дисциплине и понимания ими составляющих здорового образа жизни.

Работа выполнена по плану НИР Крымского юридического института Национальной юридической академии Украины имени Ярослава Мудрого.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель работы: на основе данных проведенной психолого-педагогической диагностики студентов выявить понимание молодежью здорового образа жизни и причины формирования негативного отношения к занятиям по физическому воспитанию.

Задачи:

1. Выявление психологически проблемных студентов, обладающих индивидуальными особенностями восприятия их жизнедеятельности.

2. Диагностика особенностей восприятия студентами их взаимоотношений с профессорско-преподавательским составом учебного заведения.

3. Диагностика показателей напряжённости, отчуждённости, конфликтности, агрессивности студентов в межличностных отношениях.

4. Выявление ценностных ориентаций у современных студентов.

5. Разработка мотивационного пакета с целью привлечения студентов к занятиям физическим воспитанием, в частности, и к ведению здорового образа жизни в целом.

6. Сравнительный анализ результатов диагностики студентов различных курсов, групп; гендерные различия.

Организация и методика исследования.

Психолого-педагогическая диагностика студентов Крымского юридического института Национальной

юридической академии Украины имени Ярослава Мудрого проводилась в период с І7 февраля по 7 марта 2010 года. Было продиагностировано 125 студентов 1,

2, З курсов академии: на 1 курсе - студенты 11, 12, 1З групп; на 2 курсе - 21, 22, 2З и 24 групп; на З курсе -ЗІ, З2 и З4 групп.

При проведении диагностики использовался диагностический инструментарий:

1) анкета, составленная с целью:

• исследования картины спортивной жизни студентов;

• выяснения предпочитаемых студентами видов спорта;

• сопоставления идеальной и реальной ситуации;

• выявления образа идеального занятия по физическому воспитанию;

• выявления ценностных предпочтений студентов во взаимоотношениях с преподавателем по физическому воспитанию;

• исследования самочувствия студентов после занятий по физическому воспитанию;

• исследования особенностей образа жизни и рациона питания студентов (вредные привычки, особенности питания);

• выявление ассоциаций у студентов по поводу понятия «физическое воспитание», а также представлений студентов о смысле занятий физическим воспитанием.

2). Модификация рисованного апперцептивного теста (РАТ) - проективная методика, состоящая из 8 контурных сюжетных картинок, на которых схематично изображены человеческие фигурки (две, иногда - три) в различных ситуациях. Применение данной методики позволяет выявить особенности установок, отношений, восприятия студентами преподавателя физического воспитания. Студентам давалась следующая инструкция: «На каждой картинке изображен преподаватель и студент. Составьте, пожалуйста, небольшие рассказы по каждой картинке о том, что происходит в данный момент, какие эмоции и чувства испытывают участники ситуации».

3). Опросник для выявления субъективной оценки межличностных отношений «СОМО», разработанный С.В. Духновским, направленный на определение характеристик дисгармонии межличностных отношений с помощью самооценок обследуемых. Диагностируется степень напряжённости, отчуждённости людей в отношениях, а также конфликтность между ними.

4). Методика ценностных ориентаций М. Рокича.

5). Метод наблюдения, беседы.

Результаты исследования.

Психолого-педагогический анализ результатов диагностики 1 курса (65 человек).

На 1-м курсе в среднем 70% юношей занимаются спортом, а у девушек - наоборот 70% спортом не занимаются.

Юноши во всех группах с удовольствием хотели бы заниматься футболом и на тренажёрах. В І2 и ІЗ группах среди юношей есть желающие заниматься плаванием, в ІІ и ІЗ группах некоторые юноши высказали желание заниматься волейболом и баскетболом. Кроме того, в ІІ группе юноши отдавали свое предпочтение занятиям восточными единоборствами.

Что касается девушек, то во всех группах они хотели бы заниматься танцами и аэробикой, плаванием, лёгкой атлетикой и гимнастикой. В 11 группе есть девушки, которые с желанием бы занимались теннисом, волейболом и баскетболом, а в 13 группе - посещали бы тренажёрный зал.

Важно, что на занятиях по физическому воспитанию около половины опрошенных студентов предпочитало бы заниматься активно, следуя инструкциям преподавателя, поскольку это способствует физическому развитию. 30% студентов высказали мнение о необходимости заниматься лишь отдельными видами спорта по интересам. Оставшиеся 20% студентов предпочли бы делать то, что хотят сами, а не выполнять задания преподавателя.

Несмотря на то, что около 80 % студентов в своих ответах проявили интерес к занятиям по физическому воспитанию, посещаемость ими занятий не всегда высока. Подобное расхождение в написанном студентами и того, что имеется в реальности, вероятно, связано с тем, что студенты желали бы заниматься спортом, но в то же время в силу своей загруженности они отдают предпочтение более «важным», профилирующим дисциплинам. Кроме этого, следует иметь в виду, что занятия спортом требуют высокой степени организованности и системности, по сути, это - труд, который, вероятно, в силу некоторой лености студентам не всегда по плечу.

Отвечая на вопрос об идеальном, по представлениям студентов, занятии по физическому воспитанию, большинство из опрошенных юношей 1-го курса высказало мысль о том, что в их представлении занятия по физическому воспитанию связаны с физическим развитием. Для студентов мужского пола из 11 и 13 группы занятия ассоциируются со здоровьем. Для девушек всего 1-го курса представления о занятиях по физическому воспитанию - это, в первую очередь, обретение здоровья, а потом уже физическое развитие. И лишь для 30% студенток 1-го курса данный предмет ассоциируется с положительными эмоциями, отдыхом, развлечениями и красотой.

В идеале для студентов 1-го курса не является принципиальным, какие задания дает им преподаватель. Самое значимое для всего курса в преподавателе - это хорошее профессиональное отношение и индивидуальный подход к студентам. Для юношей 12 и 13 групп самым значимым является наличие у преподавателя не только практических, но и теоретических знаний. Юноши и девушки 11 группы на первое место поставили индивидуальный подход преподавателя к студентам, а лишь затем - хорошее отношение.

Таким образом, мотивация студентов на занятия по физическому воспитанию обусловлена методикой преподавания, в которой сочетаются индивидуальный подход, высокий профессионализм и доброжелательное отношение к студентам. Важность индивидуального подхода преподавателя к студентам при этом выходит на первое место, поскольку отсутствие такового даже при условии весьма доброжелательного отношения преподавателя к студентам просто приводит к потере у них мотивации на посещение занятий. Следовательно, если посещаемость во вре-

мя занятий высокая, то можно предположить, что профессионализм преподавателя соответствует требованиям студентов, а если низкая, то, возможно, целесообразно пересмотреть методику проведения занятий по физическому воспитанию, сделав акцент на индивидуальный подход.

У студентов 1-го курса в мотивации на посещение занятий по физическому воспитанию наблюдаются некоторые противоречия. С одной стороны, студенты не хотели бы испытывать на себе значительные физические нагрузки во время занятий. С другой стороны, все студенты без исключения отметили несколько видов спорта, которыми они бы с удовольствием занимались, и подчеркнули, что для них физическое воспитание - это здоровье и развитие. Несмотря на некоторую противоречивость во взглядах, следует отметить, что готовность заниматься спортом у студентов 1-го курса все-таки есть, что является очень важным показателем. Однако в реальности многие из них спортом так и не занимаются, кроме того, ещё и курят, употребляют алкоголь. Вероятно, данное противоречие связано с отсутствием у студентов достаточных теоретических знаний, для чего же всё-таки нужно заниматься спортом вообще и физическим воспитанием, в частности.

Что касается самочувствия студентов, то, как свидетельствует опрос, юноши из 11 группы после занятий по физическому воспитанию в большинстве своём испытывали прилив энергии. В 13 группе около 80% студентов жаловались на усталость. В 12 группе большинство студентов не усматривало разницы в самочувствии до и после занятий. Девушки всего 1-го курса в 60% случаев чувствовали себя уставшими.

Результаты опроса студентов по поводу образа жизни оказались весьма противоречивыми. Например, в 12 группе около 50% юношей периодически употребляют алкоголь и курят, но вместе с тем, 100% из них занимаются спортом. В целом не менее 70% студентов 1-го курса включают в свой рацион питания витамины; курят в среднем менее половины студентов. Примечательно, что среди студентов 13 группы многие юноши, которые жаловались на усталость после занятий, курят. Алкоголь, в среднем, употребляют лишь около четверти студентов всего курса. Фрукты, овощи, сухофрукты включают в свой рацион около 80% студентов курса.

Показатели напряжённости и отчуждённости у юношей средние либо низкие, что может свидетельствовать о том, что они чувствуют себя в обществе относительно гармонично, расслабленно, но в кризисных ситуациях могут быстро мобилизоваться. А вот показатели конфликтности и агрессивности у юношей во всех группах выше среднего (кроме 13 группы, у которых показатели низкие), что может свидетельствовать о готовности пойти на конфликт и проявить агрессию. Вероятно, это можно объяснить тем, что для мужского пола повышенный уровень агрессии на сегодняшний день связан с особенностями социализации. Кроме того, возраст студентов 1-го курса - это достаточно кризисный возрастной период, когда происходит распределение социальных ролей в группе; юношам непременно хочется продемонстрировать свою мужественность, независимость.

Интересные показатели выявили девушки: уровень агрессивности и конфликтности у них выше среднего, что, вероятно, можно объяснить процессами адаптации и распределения ролей. Кроме того, на данный момент в обществе происходит эмансипация женщин, и демонстрация некоторых мужских черт у представительниц женского пола не является неожиданной. Конечно же, значимыми факторами повышенной агрессивности у девушек могут выступать и особенности семейного воспитания (в тех случаях, когда, к примеру, агрессивное поведение в семье - это норма), и наличие большого числа лидеров в группе (каждый отстаивает свою кандидатуру, при этом вовлекая в конфликт и тех, кто лидерами не являются), и какие-либо проблемы личного характера (здоровье, отношения с противоположным полом и т.п.).

Анализ результатов выявления ценностных предпочтений студентов во взаимоотношениях с преподавателем по физическому воспитанию показывает следующее. Отличительной чертой у большинства девушек является официально-личностное отношение к преподавателю («студент просит у преподавателя совета»), но есть и девушки, воспринимающие преподавателя только как учителя (официальные отношения, дистанция). Кроме того, в отдельных случаях выявлено наличие вербальной агрессии по отношению к преподавателю («студент конфликтует с преподавателем», «студент злится, грубит преподавателю» и т.п.).

У юношей 11 группы отношение к преподавателю является подчеркнуто официальным. При этом студенты отмечают послушание по отношению к преподавателю, но не в связи с уважением к нему, а из-за наличия у него властных полномочий. Кроме того, также отмечается наличие некоторой агрессии по отношению к преподавателю. У девушек из этой группы, в основном, присутствует установка на дистанцированные, официальные отношения. Некоторые воспринимают поведение преподавателя как несколько высокомерное, отмечают демонстрацию преподавателем превосходства над студентами.

В 12 группе единого восприятия преподавателя не выработано. Кто-то воспринимает преподавателя как излишне высокомерного, кто-то - как агрессивного или напротив, исключительно доброжелательного.

Полученные результаты могут свидетельствовать, в частности, о том, что отношение к преподавателю студентов на данном курсе в большей степени зависит от личности студента, так как отсутствует единство восприятия.

Психолого-педагогический анализ результатов диагностики студентов 2 курса (35 человек).

Среди студентов 2 курса спортом занимается около половины юношей и девушек, кроме 23 группы, где 100% девушек не занимаются спортом.

Идеальные представления о спорте у юношей 22 и 24 групп ассоциируются с занятием футболом, единоборствами и йогой. Занятиям на тренажёрах отдают предпочтение юноши из 21 и 22 группы. В 22 группе некоторые также хотели бы заниматься танцами (возможно спортивными), а в 24 группе - волейболом и баскетболом.

Девушки из 21 и 22 групп отдали бы предпочтение танцам и аэробике, в 22 и 24 группе также есть де-

вушки, которые хотели бы заниматься теннисом, в 23 группе - плаванием, волейболом и баскетболом.

В идеале на занятиях по физическому воспитанию почти все юноши и девушки предпочитали бы заниматься, следуя инструкциям преподавателя. Но в 22 группе 50% девушек на занятиях по физическому воспитанию предпочли бы выполнять физические упражнения по своим интересам, а оставшиеся 50% -заниматься только определенным видом спорта.

Для большинства студентов 2-го курса физическое воспитание связано с представлениями о здоровье, а также о физическом развитии (кроме отдельных девушек из 23 группы). Некоторые девушки из 23 группы воспринимают занятия по физическому воспитанию как повинность, которой они вынуждены заниматься для того, чтобы выполнять учебный процесс. А в 21 и 22 группах 20% девушек воспринимают занятия по физическому воспитанию как отдых, способствующий развитию красоты.

От преподавателя студенты хотели бы видеть, в первую очередь, хорошее отношение к себе и индивидуальный подход. Для студенток из 24 группы являются значимыми (на 3 месте) практика и теория физического воспитания. У девушек из 23 группы важными являются занятия по интересам. Для девушек из 21 группы самым значимым в занятиях по физическому воспитанию является разнообразие в проводимых занятиях.

Практически 50% студентов 2-го курса после занятий чувствуют себя уставшими. Для 80% девушек из 21 группы разница в самочувствии до и после занятий не заметна. Некоторые девушки из 22 и 23 групп испытывают приятную усталость.

Возможно, причиной того, что преобладающее большинство девушек после занятий испытывает усталость, является не только физиологическая слабость, но и психологическое отношение к занятиям (если они занимаются с удовольствием, видят смысл в этом, то, вероятно, и после занятий чувствовать себя будут бодро, и наоборот). Хотя низкий уровень физической подготовленности также имеет существенное значение во влиянии на самочувствие. Но психологический фактор все же при этом исключать не стоит.

Что касается образа жизни студентов 2-го курса, то следует отметить, что 80% из студентов курса не курят. Алкоголь почти никто не употребляет, лишь в 24 группе 80% юношей ответили положительно, пояснив, что употребляют алкоголь эпизодически. Витамины в рацион включают около 40 % студентов. Спортом занимается лишь 80% студентов из 24 группы; в других группах такой показатель составляет в среднем 30%. Фрукты, овощи в рацион включают около 85 % студентов из 24 группы, а в остальных группах - лишь 50%.

Следует подчеркнуть, что студенты 2-го курса, по их ответам, в основном не курят. Учитывая, что анкеты были анонимными, даже если ответы являлись не совсем правдивыми, можно предположить, что в сознании студентов существует установка на то, что курение является пагубной привычкой. Наличие такой привычки, возможно, вызывает даже некоторую стыдливость. Это следует отметить как позитивный показатель, так как наличие подобных установок у

студентов облегчает влияние на них с целью формирования негативного отношения к курению.

Студенты второго курса в целом характеризуются отсутствием агрессии по отношению к преподавателю, уважительным и дружелюбным отношением. В 21 группе студенты в большинстве своём воспринимают взаимоотношения с преподавателем как официальные, дистанцированные.

Психолого-педагогический анализ результатов диагностики 3 курса (25 человек.)

Среди студентов 3-го курса спортом занимаются примерно половина девушек и 80% юношей из 31, 32 и 34 групп.

Юноши предпочли бы заниматься футболом, настольным теннисом, волейболом, баскетболом, лёгкой атлетикой. Девушки из 34 группы хотели бы заниматься теннисом, волейболом, баскетболом, бадминтоном и даже футболом. Девушки из 31 и 32 групп отдают предпочтение танцам, аэробике, плаванию, тренажёрам, гимнастике, лёгкой атлетике.

В идеале на занятиях по физическому воспитанию большинство студентов из 31, 32, 34 групп предпочли бы заниматься, добросовестно следуя инструкциям преподавателя, а девушки из 34 группы в 50% случаев желали бы заниматься отдельными видами спорта.

Представления о физическом воспитании у юношей 3-го курса в 70% случаев связаны с физическим развитием. Остальные юноши воспринимают занятия по физическому воспитанию всего лишь как обязательный предмет. У большинства девушек физическое воспитание ассоциируется со здоровьем, затем - с физическим развитием. Некоторые девушки из 34 группы, как и отдельные юноши, воспринимают занятия по физическому воспитанию просто как обязательный предмет. В то же время для 20% опрошенных девушек 3-го курса занятия по физическому воспитанию связаны с получением положительных эмоций.

Для юношей всего 3-го курса идеальный преподаватель, в первую очередь, -это тот, кто вносит в типовые занятия разнообразие, затем - тот, кто находит индивидуальный подход к студентам и проявляет доброжелательное отношение. Не является значимым для них совмещение теоретических и практических знаний. Отличаются от других девушки 34 группы. Для них самое значимое в преподавателе - это хорошее отношение, индивидуальный подход и сочетание теории с практикой. А для девушек остальных групп на 1-м месте - грамотные установки преподавателя на выполнение упражнений, предоставление студентам возможности заниматься тем, чем они хотят, а лишь затем - индивидуальный подход. Наименее значимым для них является хорошее отношение преподавателя к студенту. Полученные результаты могут свидетельствовать, в частности, о том, что этих девушек полностью устраивает подход преподавателя к студентам и они ему полностью доверяют, а хорошее отношение в отношениях преподавателя со студентом является нормой, поэтому оно для них не выступает значимым.

Для формирования мотивации на посещение занятий по физическому воспитанию у юношей 3-го курса, вероятно, целесообразно разработать специальную

программу таких занятий. Ведь чем старше студенты, тем сложнее найти к ним индивидуальный подход, поскольку у них уже появляются другие приоритеты: работа, семья и т.п. Тем не менее, если найти способ убедить их в необходимости занятий, то есть вероятность того, что физическое воспитание станет для них приоритетной учебной дисциплиной.

После занятий по физическому воспитанию около 80% юношей и 60% девушек испытывают усталость. 40% девушек из 31, 32 и 34 групп напротив, чувствуют прилив энергии, около 20% девушек из 34 группы не испытывают разницы в самочувствии до и после занятия.

Исследование образа жизни студентов показывает, что практически все на 3-ем курсе употребляют витамины, фрукты, овощи. Около 30% юношей курят, а 50% - эпизодически употребляют алкоголь. Почти никто из девушек не курит. 30% студенток из 31, 32, 34 групп эпизодически употребляет алкоголь.

Студенты третьего курса в отличие от 1-го курса в целом отличаются средними либо низкими показателями по шкалам отчуждённости, напряжённости, конфликтности, агрессивности. Указанные результаты позволяют сделать предположение о том, что возраст студентов 1-го курса - это кризисный период.

Данный курс отличается тем, что почти все студенты в своих рассказах написали о студенте, который «просит зачёт у преподавателя». Возможно, это говорит о наличии больших проблем в посещаемости и успеваемости студентов по сравнению со студентами других курсов. Отношения с преподавателем студенты, в основном, воспринимают не только как сугубо официальные, но и как официальноличностные. Это может говорить о значимости для студентов подобных отношений и авторитетности преподавателей.

Среди студентов данного курса в значительно большей степени, чем на других курсах, отмечается восприятие занятий по физическому воспитанию исключительно как чего-то вынужденного.

Выводы.

1. Практически у всех студентов имеется установка на то, что физическое воспитание способствует укреплению здоровья, физическому развитию, которые так необходимы для их жизнедеятельности. Кроме того, важным показателем является то, что почти все студенты хотели бы на занятиях не бездельничать, а заниматься с интересом и активно, с пользой для своего здоровья.

2. Большинство девушек с 1-го по 3-й курс спортом не занимаются даже периодически, а около половины юношей - напротив, занимаются.

3. Максимальное удовольствие студенты, по их ответам, получали бы от следующих видов спорта: у юношей - от занятий футболом (все курсы), на тренажёрах (1 и 2 курсы), волейболом, баскетболом, восточными единоборствами, плаванием; у девушек приоритетными являются танцы, аэробика, плавание, гимнастика. Таким образом, студенты хотят заниматься такими видами спорта, которые им интересны и институт в состоянии им предоставить, за исключением плавания.

4. На всех курсах для студентов самым значимым в отношении к ним преподавателя являются: индивидуальный подход и хорошее отношение, далее - не только практические, но и теоретические занятия, а также разнообразие в занятиях.

5. После занятий по физическому воспитанию чувствуют себя уставшими чуть больше половины юношей и большинство девушек.

6. Большинство студентов включают в свой рацион витамины, фрукты, овощи. Но вместе с тем, многие из них эпизодически употребляют алкоголь и около 50% студентов курят. Кроме того, большинство не занимается спортом даже периодически.

7. Наблюдаются существенные различия между студентами 1-го и 3-го курсов по уровню напряжённости, отчуждённости, конфликтности, агрессивности. Так, на 1-м курсе у большинства студентов данные показатели являются повышенными, причём в большей степени у девушек, а на 3-м - нормальными.

8. Только на 3-м курсе, как ни на каком другом, появляется наибольшее количество (8 из 25) студентов, воспринимающих занятия по физическому воспитанию как вынужденную необходимость. Очевидно, преподавателям стоит задуматься, в чём причина такого кардинального изменения во взглядах, почему у студентов меняется мотивация и падает интерес к занятиям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Ценностные ориентации студентов на различных курсах существенно не отличаются. Но есть некоторые различия между юношами и девушками, группами и курсами. Например, студенты 1-го курса, в первую очередь, выбирают такие ценности, как активная деятельная жизнь, признание окружающих; у девушек - уверенность в себе, любовь, здоровье, у юношей - свобода. Девушки в большинстве своем ставили на 1-е место такую ценность, как познание. Кроме того, предпочитаемые инструментальные ценности у студентов - это воспитанность, жизнерадостность, независимость, самоконтроль, а у девушек также - образованность.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении диагностики студентов юридического института.

Литература

1. Бойко ГМ.Критеріїефективної системипсихолого-педагогічного супроводу спортивної діяльності спортсменів - інвалідів / ГМ. Бойко // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. - Харків, 2009. - №7. - С. 16-22.

2. Волков И.П. Практикум по спортивной психологии / И.П. Волков. - С-Пб, 2002. - С. 122-234.

3. Горбунов ГД. Психопедагогика спорта / Г.Д. Горбунов. - М., 1986. - С. 127-250.

4. Дружилов С.А. Психология профессионализма человека / С.А. Дружилов // Журнал прикладной психологии. - 2004. - № 4-5. - С. 35-43.

5. Радугин А.А. Психология / А.А. Радугин. - М., 2001. - С. 90-98.

6. Сентябрев М.Н. Актуальные проблемы управления психофункциональным состоянием в спорте / М.Н. Сентябрев // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 8. - С. 47-51.

Поступила в редакцию 09.11.2010г.

Попичев Михаил Иванович mihail_popichev@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.