УДК 371.01 ББК 74.202:454
Дегтярёва Венера Хикматовна
соискатель кафедра педагогики Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Degtyareva Venera Khikmatovna Applicant for a Degree Chair of Pedagogics Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk
Педагогические условия успешной реализации ролевой игры в учебно-воспитательном процессе средней школы Pedagogical Environmental Complex of the Role Play Successful Realization in Educational Process of Secondary School
В статье представлена модель реализации ролевой игры в учебновоспитательном процессе средней школы и комплекс педагогических условий, обеспечивающих её успешную реализацию.
The article presents the model of the role play realization in educational process of secondary school and pedagogical environmental complex of its effective accomplishment.
Ключевые слова: игровое обучение, ролевая игра, модель, условия.
Key words: game training, role play, model, conditions.
В соответствии с идеями модернизации российского образования в общеобразовательной школе предусматривается широкое использование активных методов обучения[4]. К числу современных образовательных технологий можно отнести технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр.
В то же время существует ряд причин, которые затрудняют решение проблемы реализации ролевой игры в учебно-воспитательном процессе средней школы[2,6]. Среди них можно указать следующие:
- недостаточно разработаны теоретико-методологические основы проектирования модели реализации ролевой игры в учебно-воспитательном процессе средней школы;
- не разработан комплекс педагогических условий, обеспечивающий реализацию данной модели;
- недостатки в школьном образовательном процессе, учитывающем модель «среднего ученика»;
- отсутствие широко развивающего образовательного пространства в массовой средней школе.
На основе изучения общих подходов к проблеме организации и проведения ролевой игры нами разработана модель реализации ролевой игры в учебновоспитательном процессе массовой средней школы, которая учитывает требование диагностико-функционального, процессного и индивидуального подходов и включает основные этапы, взаимосвязанная последовательность которых позволяет, с одной стороны, учесть все условия, а, с другой стороны, вносить научно обоснованные коррективы.
Основные этапы предлагаемой модели реализации ролевой игры представлены на рис. 1.
Успешность процесса реализации ролевой игры в учебно-воспитательном процессе средней школы обеспечивается комплексом педагогических условий.
Мы пришли к выводу, что существенно влияет на успешность модели реализации ролевой игры на учебном занятии комплекс мер, учитывающий организационно-педагогические и психолого-педагогические условия:
1)Организационно-педагогические условия - диагностическое обследование учащихся (уровня социализации, интересов и способностей); определение направлений игрового взаимодействия субъектов образовательного процесса; обеспечение возможностей для реализации индивидуального подхода к учащимся, формулирование и постановка учебной задачи перед учащимися, создание игровой ситуации; стимулирование игрового процесса; разработка критериев реализации ролевой игры на учебном занятии.
2)Психолого-педагогические условия - использование методов индивиду -альной, групповой и коллективной работы учащихся в игровом обучении, создание положительной мотивации игровой деятельности учащихся, гуманистическая направленность игрового процесса, формирование рефлексивной позиции субъектов игрового взаимодействия.
I
Уровни осуществления познавательной деятельности учащихся
1111
стихийный низкий средний высоким
___________________________{_____________________________
Результат: более высокий уровень качества образования _____
учащихся общеобразовательной школы
Рис. 1. Модель реализации ролевой игры в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы
Дадим краткую характеристику этих условий:
1. Организационно-педагогические условия.
Необходимость широкого применения активных методов обучения в учебно-воспитательном процессе средней школы диктует необходимость модернизации внутришкольной системы обеспечения качества образования. Существует реальная возможность для повышения качества образования в применении методики ролевой игры на учебном занятии в средней школе. Под организационными условиями подразумевается совокупность мер, обеспечивающих осуществление познавательной деятельности учащихся на учебном занятии. Применение игровых технологий в учебно-воспитательном процессе позволит усилить мотивацию обучения в средней школе, увеличить процент самостоятельности в познавательной деятельности учащихся, обеспечить определённый уровень качества образования, снизить процент состояния тревожности у уча-щихся[3]. Одной из важнейших задач психолого-педагогической службы является выявление склонностей и способностей учащихся, ориентированых на личностно развивающее обучение.
В противном случае снимается познавательный интерес, увеличивается психологическая нагрузка в связи с неудовлетворённостью образовательных потребностей учащихся и их родителей в общеобразовательной школе.
Следующим важным условием является формулирование и постановка учебной задачи перед учащимися, которая понимается большинством исследователей (Ю.Н.Кулюткин, К.А.Славская, А.Ф.Эсаулов и др.) как цель, которую надлежит достигнуть учащимся в определённых условиях образовательного процесса. В ролевой игре включение учебной задачи в игровой процесс ориентирует учащихся на получение предметных знаний и поиск способов решение задачи. Под игровой ситуацией подразумевается обстановка, в условиях которой реализуется ролевая игра. Отличительными свойствами игровой ситуации является эмоциональная приподнятость деятельности учащихся, логическая и временная последовательность игры, наличие прямых или косвенных правил и творческий характер. Игровой процесс представляет последовательность реали-
зуемых этапов ролевой игры. Для успешной реализации ролевой игры необходимо предусмотреть совокупность средств и способов, определяющих функционирование каждого этапа игры.
Следующим важным условием является разработка критериев реализации ролевой игры на учебном занятии. Мы используем для определения качества критериев: диагностирование, функциональность и эффективность. Критерии и показатели реализации ролевой игры отражены в таблице 1.
Таблица 1
Критерии и показатели реализации ролевой игры на учебном занятии
Критерий Характеристика критерия Показатель
Диагностирование Отражает изученность целей и задач учебно-воспитательного процесса, необходимость применения ролевой игры на учебном занятии и построение логики её развития. Обоснование педагогической целесообразности применения ролевой игры на учебном занятии, формулирование цели и задач ролевой игры, выбор адекватных средств и способов организации и осуществления ролевой игры.
Функциональность Отражает качество организации и проведения ролевой игры (последовательность, обеспеченность, технологичность). Материально-техническая обеспеченность, организованность и плановость игрового обучения.
Эффективность Отражает результат образовательного процесса. Уровень качества образования; полнота выявления и удовлетворения познавательных запр запросов, личностные достижения учащихся, уровень развития межличностных отношений в ученическом коллективе.
Диагностирование в реализации ролевой игры определяется следующими показателями:
1) обоснование педагогической целесообразности применения ролевой игры (выбор игрового обучения);
2) формулирование цели и задач ролевой игры на учебном занятии (в соответствии с Образовательной программой учреждения, Государственным стандартом основного и общего среднего образования);
3)выбор адекватных средств и способов организации ролевой игры (игротехническая компетентность педагога);
4)применение принципа, диагностики успешности ролевой игры на каждом её этапе.
Функциональность реализации ролевой игры определяется следующими показателями:
1)планирование игровой деятельности учащихся в учебно-воспитательном процессе;
2)технологичность игрового обучения (применение индивидуального и дифференцированного подходов в игровом обучении);
3)материально-техническая обеспеченность (количество учебной, методической литературы, наличие игровой атрибутики, игрового пространства);
4)организация рефлексивной деятельности учащихся.
Эффективность реализации мы определяем через следующие показатели:
1)качество выполнения контрольных заданий (стихийный, низкий, средний, высокий);
2)обученность учащихся;
3)удовлетворение познавательных потребностей учащихся;
4)состояние тревожности учащихся на учебном занятии;
5)развитие межличностных отношений в коллективе.
2. Психолого-педагогические условия.
Реализация ролевой игры в учебно-воспитательном процессе средней школы требует разработки инновационных подходов к процессу обучения. Эта необходимость вытекает из того, что организация игрового обучения принципиально отличается от традиционной. Таким образом, применение комплекса средств и методов (индивидуальной, групповой и коллективной работы учащихся) мы считаем необходимым психолого-педагогическим условием реализации ролевой игры на учебном занятии.
Психолого-педагогическим условием выступает формирование положительной мотивации игровой деятельности учащихся. Мотивация понимается
нами как совокупная система психологических разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека. В ролевой игре мотивация учащихся выражается как осознание смысла и ценности игровой деятельности, что позволяет каждому ученику самостоятельно, с учётом своих индивидуальных возможностей, овладевать умениями, знаниями и навыками, определённых Государственным стандартом основного и полного среднего образования.
Гуманистическая направленность игрового процесса вытекает из целей Концепции модернизации российского образования в период до 2010г.
Формирование рефлексивной позиции субъектов игрового взаимодействия является следующим психолого-педагогическим условием, позволяющим применить модель реализации ролевой игры. Под рефлексией понимается способность человеческого мышления осознавать свои собственные формы и содер-жание[1]. Данное условие обусловлено необходимостью актуализации субъектного опыта учащихся в образовательном процессе; формирования задач образовательного процесса в массовой средней школе, определённых устойчивой мотивацией к освоению познавательной деятельности; развития эстетического вкуса и творческих способностей учащихся.
Среди вышеперечисленных педагогических условий нами были выделены три наиболее значимые педагогические условия, обусловленные необходимостью педагогического руководства игрового процесса:
- актуализация положительной мотивации игровой деятельности учащихся через осознание ими смысла и ценности ролевой игры;
- формулирование и постановка перед учащимися учебной задачи как цели достижения образовательного процесса средствами ролевой игры;
- осуществление индивидуальной образовательной траектории учащегося на основе его субъектного опыта познания в условиях системы образования.
Опытно-поисковая работа по верификации модели и выявлению комплекса педагогических условий реализации ролевой игры в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы проводилась в течении двух лет до начала формирующего и параллельно с формирующим этапом. Нами были выде-
лены три группы учащихся: две экспериментальных и одна контрольная. Экспериментальная работа отличалась в них ориентацией на педагогические условия. В одной группе (КГ) проверялась реализация модели на фоне уровня формирования положительной мотивации игровой деятельности учащихся средней школы. В другой группе (ЭКГ - 1) осуществлялось включение учебной задачи в ходе проведения ролевой игры на учебном занятии. В третьей группе (ЭКГ - 2) проверялась успешность комплекса условий. Этот комплекс, включал в себя кроме двух вышеназванных, ещё и осуществление индивидуальной образовательной траектории учащегося на основе его субъектного опыта познания.
На формирующем этапе опытно-поисковой работы в образовательный процесс была внедрена модель реализации ролевой игры в педагогических условиях.
Проводя формирующий этап опытно-поисковой работы, мы оценивали уровень осуществления познавательной деятельности учащихся на учебном занятии с применением ролевой игры и через уровень качества выполнения контрольных заданий учащимися.
Сравнительные результаты первого и последнего контрольных срезов, проводимых в рамках формирующего этапа опытно-поисковой работы, отражены в таблице 2.
В таблице приняты следующие условные обозначения: К1 - данные, полученные в результате первого контрольного среза, К10 - данные десятого контрольного среза, проведенного на формирующем этапе опытно-поисковой работы. Полученные данные свидетельствуют об изменениях в уровнях выполнения контрольных заданий учащимися в сторону положительной динамики. Количество учащихся, выполнивших контрольные задания на самом низком уровне, сократилось в группе КГ - на 21,43%, сократилось в группе КГ - на 21,43%, в ЭКГ - 1 - на 20%, в ЭКГ - 2 - на 17,86%. Количество учащихся, перешедших на более высокий уровень, составило в КГ - 10,71%, в ЭКГ - 1 - 20%, в ЭКГ - 2
- 25%.
Таблица 2
Сравнительные данные уровней выполнения контрольных заданий учащимися общеобразовательной школы на формирующем этапе
опытно-поисковой работы
Группа Количество Уровень выполнения контрольных заданий в %
человек Стихийный Низкий Средний Высокий
КГ 28 К 1 К 10 К 1 К10 К 1 К 10 К 1 К 10
21,4 0 60,7 50,0 39,3 39,3 0 10,7
ЭКГ-1 30 20,0 0 56,7 30,0 1 16,7 43,3 6,7 26,7
ЭКГ-2 28 17,9 0 5 53, 6 21,4 21,4 46,4 7,1 32,1
Обработка результатов опытно-поисковой работы осуществлялась с помощью методов описательной и математической статистики.
Формирующий этап опытно-поисковой работы показал, что разработанный нами комплекс педагогических условий обеспечивает успешность модели реализации ролевой игры в учебно-воспитательном процессе средней школы, которая способна обеспечить более высокое качество образования, а значит, дальнейшую успешную социализацию учащихся массовой средней школы.
Библиографический список
1. Большой психологический словарь [Текст] / Сост. и общий ред. Б.Мещеряков, В.Зинченко. - СПб: Прайм-Еврознак, 2003. - 672 с.
2. Букатов, Д.М. Педагогические таинства дидактических игр [Текст] / Д.М.Букатов. -М.: Флинта, 2003. - 152 с.
3. Газман, О.С. В школу с игрой [Текст] / О.С.Газман. - М.: Просвещение, 1991. - 96 с.
4. Загвязинский, В.И. Стратегия развития образования и её реализация /В.И.Загвязинский // Педагогика. - 2008. - №3. - С.7-17.
5. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике [Текст] /Г.М.Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров. - Ростов - на - Дону: Март, 2005. - 448 с.
6. Шмаков, С. А. Игра учащихся - феномен культуры [Текст] / С.А.Шмаков. - М.: Новая школа, 1994. - 240 с.
Bibliography
1. Bukatov, D.M. Pedagogical Secrets of Didactic Plays [Text] / D.M.Bukatov. - M.: Flinta, 2003. - 152 p.
2. Gazman, O.S. To School with a Play [Text] / O.S.Gazman. - M.: Enlightenment, 1991. -
96 p.
3. Great Psychological Dictionary [Text] / Comp. and Gen. Edit. by B. Meshcheryakov, V. Zinchenko. - SPb: Prime - Euroznak, 2003. - 672 p.
4. Kodzhaspirova, G.M. Pedagogical Dictionary [Text] / G.M. Kodzhaspirova, A.Yu. Kodz-haspirov. - Rostov-on-Don: March, 2005. - 448 p.
5. Shmakov, S. A. Students’ Play as a Phenomenon of Culture [Text] / S.A.Shmakov. - M.: New School, 1994. - 240 p.
6. Zagvyazinsky, V.I. Strategy of Education Development and Its Realization / V.I. Zagvyaz-insky // Pedagogics. - 2008. - № 3. - P. 7-17.