Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 34 (325).
Образование и здравоохранение. Вып. 2. С. 149-151.
Г. Ю. Протодьяконова, М. С. Протодьяконова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ПРИКЛАДНОМУ БАКАЛАВРИАТУ
Исследована проблема создания программы прикладного бакалавриата в России. Рассмотрены подходы к созданию основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), проанализированы пути формирования профессиональных компетенций.
Ключевые слова: прикладной бакалавриат, профессиональные компетенции, особенности программы прикладного бакалавриата, компетенции от работодателей.
На данном этапе развития общества резко возросла потребность в высококвалифицированных, практико-ориентированных специалистах.
Получение качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан — решающим фактором социальной стабильности. Современная система образования требует постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося рынка труда.
В рамках федерального эксперимента по прикладному бакалавриату Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова (СВФУ) реализует программу по направлению 230000 «Информатика и вычислительная техника» по специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах».
Основная стратегическая цель — создание условий для подготовки высококвалифицированных практико-ориентированных кадров по актуальной и остро востребованной специальности в области компьютерных технологий в интересах предприятий северо-восточного региона России.
Высококвалифицированные специалисты среднего звена — это самый большой сегмент производительных сил. Такая категория практико-ориентированных специалистов наиболее дефицитна для области автоматизированных систем, отраслей промышленности, ориентированных на использование и разработку средств вычислительной техники и вычислительных систем различного профиля и назначений. Современные условия труда, развитие информационного общества требуют высококвалифицированных прак-тико-ориентированных специалистов с фундаментальной подготовкой высшего профессионального образования [1].
В ходе исследования нами выявлено, что при существующей системе профессионального обучения практически все работодатели отмеча-
ют необходимость в индивидуальном дополнительном обучении молодых специалистов по профилю деятельности предприятия, что, разумеется, затратно. Во многом, такая ситуация связана, на наш взгляд, с несогласованностью образовательных и профессиональных стандартов, а также принципиальным несоответствием учебно-лабораторной, а также учебно-производственной базы профессионального учреждения и технологической базы современного предприятия.
Программа прикладного бакалавриата предполагает интеграцию ВПО с СПО: подготовка бакалавров проводится усилением фундаментальной части по циклу ЕН, также усилением профессионального цикла профессиональными модулями СПО, что обеспечивает высокий уровень прак-тикоориентированности. Особенность программы прикладного бакалавриата заключается в том, что для данной программы характерна теоретическая подготовка по стандарту ВПО, профессиональная подготовка — по стандарту СПО (в части профессиональных модулей).
Ещё одной особенностью программы прикладного бакалавриата является участие работодателей в создании ООП и в самом процессе подготовки прикладных бакалавров. При составлении совместно с партнёрами-работодателями перечня профессиональных компетенций в рамках основных видов профессиональной деятельности определены новые виды деятельности на основании их требований: производственно-технологическая деятельность, организационно-управленческая деятельность, ввод и обработка цифровой информации, хранение, передача и публикация цифровой информации, в их рамках определены профессиональные компетенции.
Разработанная образовательная программа предусматривает подготовку бакалавров, обладающих высокой эрудицией в области гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин, глубокими профессиональны-
150
Г. Ю. Протодьяконова, М. С. Протодьяконова
ми знаниями и определёнными навыками самостоятельной работы, позволяющими реализовать себя в разнообразных сферах практической деятельности. Содержание рабочего учебного плана и программ направлено в первую очередь на то, чтобы выпускники образовательного учреждения после его окончания были востребованы в сфере своей практической деятельности по выбранной специальности.
Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы по циклам составляет 50 % от общей трудоёмкости учебных циклов. Вариативная часть (50 %) даёт возможность расширения базовой части ФГОС бакалавриата и(или) углубления практико-ориентиро-ванной подготовки за счёт введения профессиональных модулей и дисциплин из базовой части образовательной программы ФГОС СПО по специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах», также по заявке работодателей, определяемых содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.
Учебная и производственная практики (по профилю специальности) являются частью профессиональных модулей, представляют собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Учебная и производственная практики (по профилю специальности) проводятся параллельно с теоретическим обучением в чередовании с занятиями по теоретическому обучению и направлены на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональных компетенций в соответствии с требованиями к результатам освоения образовательных программ прикладного бакалавриата.
Материалы и методы исследования. Рассмотрим особенности организации учебного процесса в аспекте формирования компетенций выпускника программы прикладного бакалавриата.
Использование компетентностной модели в образовании предполагает принципиальные изменения в организации учебного процесса, в деятельности преподавателей, в способах оценивания образовательных результатов студентов. Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение студентами таких
умений, формирование таких компетенций, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях1.
Также в ходе исследования мы выявили, что научно-исследовательская деятельность, как вид деятельности студентов, является непременной составной частью образовательного процесса.
Итоги эксперимента показали следующие результаты по данному направлению: всего 23 студента обучаются в экспериментальной группе. Все студенты занимаются в научных кружках с 1-го курса.
Результаты исследования и их обсуждение. По итогам научно-исследовательских работ студенты успешно выступают в научно-практических студенческих конференциях:
- на международных НПК: участвовали 6 студентов (25 %), все стали лауреатами;
- на всероссийских НПК участвовал 8 студентов (33 %), 7 стали лауреатами;
- на республиканских НПК участвовали 14 студентов (58 %), из них 8 заняли призовые места;
- на НПК СВФУ участвовали 7 студентов (29 %) и на НПК Технологического института СВФУ участвовали 22 студента (92 %), из них 11 студентов заняли призовые места.
Опубликовано 27 работ в разных изданиях международного, российского и республиканского уровня.
Формирование профессиональных компетенций основывается на главных целях образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности студента, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.
Отличительной особенностью и преимуществом программ прикладного бакалавриата является получение выпускником профессиональной квалификации по определённым видам профессиональной деятельности.
Исследование проводилось с целью выявления педагогических условий формирования практи-ко-ориентированного кадрового потенциала в ре-
1 См.: Богословский, В. А. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе / В. А. Богословский, Е. В. Караваева, Е. Н. Кофтун. М. : Изд-во Моск. ун-та, 2007. 148 с.
Педагогические условия создания программы по прикладному бакалавриату
151
гионе, способствовать развитию прикладного бакалавриата по различным направлениям приоритетных отраслей экономики на Дальнем Востоке и в Забайкальском регионе, опираясь на принятые Правительством РФ программы развития данных регионов.
Выводы: Выявлены и определены педагогические условия создания и реализации программы прикладного бакалавриата. Разработаны и предложены способы и средства оценивания, мониторинга общих и профессиональных компетенций у студентов, обучающихся по программе приклад-
ного бакалавриата в рамках Федерального эксперимента по созданию программы прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования.
Итоги исследования как результаты Федерального эксперимента по созданию программы прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования могут быть использованы в практической деятельности по реализации программы прикладного бакалавриата.