Научная статья на тему 'Педагогические условия создания программы по прикладному бакалавриату'

Педагогические условия создания программы по прикладному бакалавриату Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИКЛАДНОЙ БАКАЛАВРИАТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА / КОМПЕТЕНЦИИ ОТ РАБОТОДАТЕЛЕЙ / APPLIED BACHELOR DEGREE / PROFESSIONAL COMPETENCES / FEATURES OF THE PROGRAM OF AN APPLIED BACHELOR DEGREE / COMPETENCE FROM EMPLOYERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Протодьяконова Галина Юрьевна, Протодьяконова Марина Сергеевна

Исследована проблема создания программы прикладного бакалавриата в России. Рассмотрены подходы к созданию основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), проанализированы пути формирования профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Протодьяконова Галина Юрьевна, Протодьяконова Марина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF CREATION OF THE PROGRAM ON AN APPLIED BACHELOR DEGREE

Article is devoted to a problem of creation of the program of an applied bachelor degree in Russia. Approaches to basic professional educational programs (BPEP) creation are considered, ways of formation of professional competences are analysed.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия создания программы по прикладному бакалавриату»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 34 (325).

Образование и здравоохранение. Вып. 2. С. 149-151.

Г. Ю. Протодьяконова, М. С. Протодьяконова

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ПРИКЛАДНОМУ БАКАЛАВРИАТУ

Исследована проблема создания программы прикладного бакалавриата в России. Рассмотрены подходы к созданию основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), проанализированы пути формирования профессиональных компетенций.

Ключевые слова: прикладной бакалавриат, профессиональные компетенции, особенности программы прикладного бакалавриата, компетенции от работодателей.

На данном этапе развития общества резко возросла потребность в высококвалифицированных, практико-ориентированных специалистах.

Получение качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан — решающим фактором социальной стабильности. Современная система образования требует постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося рынка труда.

В рамках федерального эксперимента по прикладному бакалавриату Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова (СВФУ) реализует программу по направлению 230000 «Информатика и вычислительная техника» по специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах».

Основная стратегическая цель — создание условий для подготовки высококвалифицированных практико-ориентированных кадров по актуальной и остро востребованной специальности в области компьютерных технологий в интересах предприятий северо-восточного региона России.

Высококвалифицированные специалисты среднего звена — это самый большой сегмент производительных сил. Такая категория практико-ориентированных специалистов наиболее дефицитна для области автоматизированных систем, отраслей промышленности, ориентированных на использование и разработку средств вычислительной техники и вычислительных систем различного профиля и назначений. Современные условия труда, развитие информационного общества требуют высококвалифицированных прак-тико-ориентированных специалистов с фундаментальной подготовкой высшего профессионального образования [1].

В ходе исследования нами выявлено, что при существующей системе профессионального обучения практически все работодатели отмеча-

ют необходимость в индивидуальном дополнительном обучении молодых специалистов по профилю деятельности предприятия, что, разумеется, затратно. Во многом, такая ситуация связана, на наш взгляд, с несогласованностью образовательных и профессиональных стандартов, а также принципиальным несоответствием учебно-лабораторной, а также учебно-производственной базы профессионального учреждения и технологической базы современного предприятия.

Программа прикладного бакалавриата предполагает интеграцию ВПО с СПО: подготовка бакалавров проводится усилением фундаментальной части по циклу ЕН, также усилением профессионального цикла профессиональными модулями СПО, что обеспечивает высокий уровень прак-тикоориентированности. Особенность программы прикладного бакалавриата заключается в том, что для данной программы характерна теоретическая подготовка по стандарту ВПО, профессиональная подготовка — по стандарту СПО (в части профессиональных модулей).

Ещё одной особенностью программы прикладного бакалавриата является участие работодателей в создании ООП и в самом процессе подготовки прикладных бакалавров. При составлении совместно с партнёрами-работодателями перечня профессиональных компетенций в рамках основных видов профессиональной деятельности определены новые виды деятельности на основании их требований: производственно-технологическая деятельность, организационно-управленческая деятельность, ввод и обработка цифровой информации, хранение, передача и публикация цифровой информации, в их рамках определены профессиональные компетенции.

Разработанная образовательная программа предусматривает подготовку бакалавров, обладающих высокой эрудицией в области гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин, глубокими профессиональны-

150

Г. Ю. Протодьяконова, М. С. Протодьяконова

ми знаниями и определёнными навыками самостоятельной работы, позволяющими реализовать себя в разнообразных сферах практической деятельности. Содержание рабочего учебного плана и программ направлено в первую очередь на то, чтобы выпускники образовательного учреждения после его окончания были востребованы в сфере своей практической деятельности по выбранной специальности.

Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы по циклам составляет 50 % от общей трудоёмкости учебных циклов. Вариативная часть (50 %) даёт возможность расширения базовой части ФГОС бакалавриата и(или) углубления практико-ориентиро-ванной подготовки за счёт введения профессиональных модулей и дисциплин из базовой части образовательной программы ФГОС СПО по специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах», также по заявке работодателей, определяемых содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.

Учебная и производственная практики (по профилю специальности) являются частью профессиональных модулей, представляют собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Учебная и производственная практики (по профилю специальности) проводятся параллельно с теоретическим обучением в чередовании с занятиями по теоретическому обучению и направлены на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональных компетенций в соответствии с требованиями к результатам освоения образовательных программ прикладного бакалавриата.

Материалы и методы исследования. Рассмотрим особенности организации учебного процесса в аспекте формирования компетенций выпускника программы прикладного бакалавриата.

Использование компетентностной модели в образовании предполагает принципиальные изменения в организации учебного процесса, в деятельности преподавателей, в способах оценивания образовательных результатов студентов. Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение студентами таких

умений, формирование таких компетенций, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях1.

Также в ходе исследования мы выявили, что научно-исследовательская деятельность, как вид деятельности студентов, является непременной составной частью образовательного процесса.

Итоги эксперимента показали следующие результаты по данному направлению: всего 23 студента обучаются в экспериментальной группе. Все студенты занимаются в научных кружках с 1-го курса.

Результаты исследования и их обсуждение. По итогам научно-исследовательских работ студенты успешно выступают в научно-практических студенческих конференциях:

- на международных НПК: участвовали 6 студентов (25 %), все стали лауреатами;

- на всероссийских НПК участвовал 8 студентов (33 %), 7 стали лауреатами;

- на республиканских НПК участвовали 14 студентов (58 %), из них 8 заняли призовые места;

- на НПК СВФУ участвовали 7 студентов (29 %) и на НПК Технологического института СВФУ участвовали 22 студента (92 %), из них 11 студентов заняли призовые места.

Опубликовано 27 работ в разных изданиях международного, российского и республиканского уровня.

Формирование профессиональных компетенций основывается на главных целях образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности студента, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

Отличительной особенностью и преимуществом программ прикладного бакалавриата является получение выпускником профессиональной квалификации по определённым видам профессиональной деятельности.

Исследование проводилось с целью выявления педагогических условий формирования практи-ко-ориентированного кадрового потенциала в ре-

1 См.: Богословский, В. А. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе / В. А. Богословский, Е. В. Караваева, Е. Н. Кофтун. М. : Изд-во Моск. ун-та, 2007. 148 с.

Педагогические условия создания программы по прикладному бакалавриату

151

гионе, способствовать развитию прикладного бакалавриата по различным направлениям приоритетных отраслей экономики на Дальнем Востоке и в Забайкальском регионе, опираясь на принятые Правительством РФ программы развития данных регионов.

Выводы: Выявлены и определены педагогические условия создания и реализации программы прикладного бакалавриата. Разработаны и предложены способы и средства оценивания, мониторинга общих и профессиональных компетенций у студентов, обучающихся по программе приклад-

ного бакалавриата в рамках Федерального эксперимента по созданию программы прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

Итоги исследования как результаты Федерального эксперимента по созданию программы прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования могут быть использованы в практической деятельности по реализации программы прикладного бакалавриата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.