Научная статья на тему 'Особенности формирования и оценивания общепрофессиональных, профессионально-специализированных и профессиональных компетенций'

Особенности формирования и оценивания общепрофессиональных, профессионально-специализированных и профессиональных компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
495
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Протодьяконова Галина Юрьевна

Статья посвящена проблеме создания компетентностной модели основных образовательных программ. Приведены итоги исследования, посвященного выявлению педагогических условий формирования и оценивания профессиональных, общепрофессиональных, профессионально-специализированных компетенций у обучающихся и выпускников образовательных организаций среднего специального и высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Протодьяконова Галина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования и оценивания общепрофессиональных, профессионально-специализированных и профессиональных компетенций»

16 |

КОМПЕТЕНЦИИ И КВАЛИФИКАЦИИ

Особенности формирования и оценивания общепрофессиональных, профессионально-специализированных и профессиональных компетенций

9

ПРОТОДЬЯКОНОВА Галина Юрьевна,

кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой эксплуатации и обслуживания информационных систем Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова, доцент кафедры общих дисциплин Чукотского филиала СВФУ имени М. К. Аммосова, Якутск

Аннотация

Статья посвящена проблеме создания компетентностной модели основных образовательных программ. Приведены итоги исследования, посвященного выявлению педагогических условий формирования и оценивания профессиональных, общепрофессиональных, профессионально-специализированных компетенций у обучающихся и выпускников образовательных организаций среднего специального и высшего образования

Ключевые слова:

профессиональные компетенции, оценочные средства, компетенция, компетент-ностный подход

Одной из важных задач российской системы профессионального образования является развитие личности компетентного специалиста. Основное внимание уделяется профессиональным компетенциям выпускников как интегральным качествам личности. Формирование общепрофессиональных, профессионально-специализированных и профессиональных компетенций происходит в процессе реализации компетент-ностных образовательных программ.

Компетентностный подход к реализации образовательных программ обусловливает трансформацию составляющих российской системы образования: организационной, технологической, социально-культурной, организационной, квалиметриче-ской, кадровой, что сопровождается преобразованиями в самой системе образования. Происходит процесс интеграции высшего образования со средним профессиональным образованием в содержательном и методологическом плане [5] .

Реализация компетентностной основной образовательной программы требует кардинальной смены содержания и структуры дидактических и оценочных средств, а также методов и технологии их применения в образовательном процессе. Как следствие, должны меняться виды и формы проведения занятий на различных этапах формирования компетенций. Таким образом, возникает необходимость определения педагогических условий формирования и оценивания общепрофессиональных, профессионально-специализированных и профессиональных компетенций обучающихся и выпускников.

Существуют различные подходы к реализации компетентностной модели основных образовательных программ. Так, В. А. Богословский, Е. В. Караваева, Е. Н. Кофтун рассматривают компе-тентностный подход к проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ высшего образования [2]. В работах В. И. Байденко выявлен состав компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ФГОС [3]. А. С. Коваленко в своих трудах приводит формы участия работодателя в планировании, реализации и оценке образовательных программ профессионального образования [6].

Протодьяконова Г. Ю. Особенности формирования и оценивания общепрофессиональных, профессионально-специализированных и профессиональных компетенций // Профессиональное образование и рынок труда. — 2018. — № 4. — С. 16—19.

КОМПЕТЕНЦИИ И КВАЛИФИКАЦИИ

В исследовании Т. М. Давыденко, А. П. Пересыпкина, Л. В. Верзуновой определена роль работодателей в процессе развития профессиональных компетенций студентов при реализации учебных и производственных практик [4]. В работе О. В. Ершовой и Э. Р. Муллиной отмечается, что формирование профессиональных компетенций студентов обеспечивает конкурентоспособность на рынке труда [5].

Е. И. Атлягузова в своей работе раскрывает особенности формирования базовых компетенций студентов технического профиля [1]. Л. И. На-сейкиной и И. Ю. Жариковой определены технологические подходы к формированию профессиональных компетенций студентов вуза при обучении по стандартам третьего поколения, разработана рекомендуемая методика их оценки [7].

В 2013-2018 годах в Северо-Восточном федеральном университете имени М. К. Аммосова (далее — СВФУ) на базе Технологического института было проведено исследование для выявления педагогических условий формирования и оценивания профессиональных, общепрофессиональных, профессионально-специализированных компетенций у обучающихся и выпускников среднего профессионального и высшего образования. На момент проведения исследования в состав Технологического института входил колледж технологий (в 2017 году переименован в колледж инфраструктурных технологий и реорганизован в отдельное структурное подразделение СВФУ), поэтому исследование проводилось одновременно на обоих уровнях. В исследовании принимали участие преподаватели и студенты, обучающиеся по укрупненной группе специальностей и направлений 09.00.00 Информатика и вычислительная техника.

Основные задачи исследования:

- анализ современной компетентностно-ориентированной методологии оценки качества подготовки в высшей школе и СПО;

- определение педагогических условий формирования и оценивания профессиональных компетенций;

- разработка инновационных компетентностно-ориентированных оценочных средств и их применение в образовательном процессе.

В ходе исследования компетентностный подход в образовательном процессе применялся на различных этапах формирования компетенций:

- этапе мотивации и актуализации основных дескрипторов компетенций: знаний, умений, практического опыта;

- этапе прохождения нового материала;

- этапах первичного и вторичного закрепления материала, и т. д.

Текущий контроль над сформированностью компетенций проводился

на занятиях, при выполнении студентами самостоятельных, практических и лабораторных работ. На промежуточной и итоговой аттестации для выявления сформированности профессионально-прикладных и профессиональных компетенций использовались оценочные средства из фонда оценочных средств, согласованного с работодателями.

Были исследованы особенности организации образовательного процесса с точки зрения формирования компетенций выпускника. С применением компетентностного подхода происходят кардинальные системные изменения в организации образовательного процесса в соответствии с этапами форми-

4/2018 | 17

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

18 | 4/2018

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

рования компетенций: меняются методы оценки компетенций, структура и содержание оценочных средств, основные показатели оценки результатов.

Эффективными формами выявления профессионально-специализированных и профессиональных компетенций являются чемпионаты WorldSkills Russia, «Абилимпикс» и демонстрационные экзамены. Участие в них студентов позволяет выявить уровень сформированности не только профессиональных, но и общих и общекультурных компетенций (умение поставить цель, принятие решений в нестандартных ситуациях)1. Главной отличительной чертой данных чемпионатов и демоэкзаменов является оценка компетенций студентов независимыми экспертами из сообщества работодателей.

Дескрипторы компетенций необходимо оценивать при выполнении студентами практических заданий на промежуточной аттестации, квалификационных экзаменах, демоэкзаменах. На этапе разработки оценочных средств преподаватель должен определить, какие составные части компетенций будут формироваться и оцениваться и, исходя из этого, составлять комплексные практические задания, одновременно формирующие несколько компетенций: общие (общекультурные), профессиональные, общепрофессиональные, профессионально-специализированные. Комплексные практические задания кардинально меняют подходы к структуре занятия, следовательно, меняется его форма.

В ходе исследования было выявлено, что для формирования профессиональных компетенций студентам необходимо прививать навыки презентации и продвижения своих проектов, умения определять пути решения проблем. Сформированные профессиональные компетенции позволят им в будущем адаптироваться в современной социальной среде [7].

Фонд оценочных средств (ФОС) дисциплин и модулей, практик входит в состав учебно-методического обеспечения по формированию и оцениванию компетенций: учебно-методическое обеспечение мониторинга сформированности компетенций студентов; учебно-методическое обеспечение формирования компетенций [8].

ФОС должен содержать формирующие и оценочные средства:

- дидактические материалы компетентностного характера;

- индикаторы уровня сформированности компетенций студентов — основные показатели оценки результатов (ОПОР);

- шкалу оценивания — шкалу перевода по процентам выполнения основных показателей оценки результатов уровня сформированности компетенций в вербальную оценку;

- оценочную ведомость — сводную матрицу сформированности уровня общих (общекультурных) и профессиональных компетенций [9].

По результатам исследования был сделан вывод: для формирования и оценивания профессиональных, общепрофессиональных, профессионально-специализированных компетенций у обучающихся и выпускников среднего специального и высшего образования в образовательных организациях необходимо создавать следующие педагогические условия:

1 За три года участия в отборочных, региональных, национальных, межвузовских чемпионатах WorLdSkiLLs Russia и «Абилимпикс» 16 студентов колледжа инфраструктурных технологий заняли призовые места, продемонстрировав высокий уровень сформированности компетенций. 25 студентов СВФУ приняли участие в пилотном проекте по внедрению демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс в промежуточных или итоговых аттестациях.

4/2018 | 19

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

- развивать информационное образовательное пространство;

- разработать учебно-методическое сопровождение реализации компетентностной модели основных образовательных программ;

- применять инновационные методы формирования и оценивания компетенций;

- создать эффективную систему мониторинга качества образования.

Соответствие образовательной программы профессиональным стандартам позволит повысить качество образования и решить проблемы, связанные с трудоустройством выпускников.

Литература

1. Атлягузова Е. И. Формирование базовых компетенций студентов технического профиля: Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — Тольятти, 2011. — 23 с.

2. Богословский В. А., Караваева Е. В., Кофтун Е. Н. и др. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе. — М.: Изд. МГУ, 2007. — 148 с.

3. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. — 72 с.

4. Давыденко Т. М., Пересыпкин А. П., Верзунова Л. В. Роль работодателей в процессе развития профессиональных компетенций студентов при реализации учебных и производственных практик [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования». — 2012. — № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=5753 (дата обращения — 19.12.2018).

5. Ершова О. В., Муллина Э. Р. Формирование профессиональных компетенций студентов, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке труда // Современные наукоемкие технологии. — 2015. — № 9. — С. 133-136.

6. Коваленко А. С. Формы участия работодателя в планировании, реализации и оценке образовательных программ ПО // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3. — С. 60-63.

7. Насейкина Л. И., Жарикова И. Ю. Формирование профессиональных компетенций студентов вуза при обучении по стандартам третьего поколения и методика их оценки // Инновации в науке: Сборник статей по материалам IX международной научно-практической конференции. — Новосибирск: СибАК, 2012. — С. 79-85.

8. Протодьяконова Г. Ю., Протодьяконова М. С. Педагогические условия создания программы по прикладному бакалавриату // Вестник Челябинского университета. — Челябинск, 2013. — 242 с.

9. Протодьяконова Г. Ю., Протодьяконова М. С. Механизм оценивания сформированности профессионально-прикладных компетенций при реализации программы прикладного бакалавриата: Сборник научных трудов по материалам XXI международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы современной науки». — М.: Изд. «Перо»; Таганрог, 2013. — С. 52-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.