Научная статья на тему 'Педагогические условия развития профессиональной компетентности сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России'

Педагогические условия развития профессиональной компетентности сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
496
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПОЖАРНЫЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гильманов Ф. Ф.

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты разработки и реализации педагогических условий развития профессиональной компетенции сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России как фактора совершенствования подготовки и деятельности отечественных пожарных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гильманов Ф. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the theoretical and practical aspects of development and realisation of pedagogical conditions for professional competence development among employees of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Measures of Russia as a factor of improving preparation and activity of domestic firemen.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия развития профессиональной компетентности сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России»

Ф. Ф. Гильманов

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ

Работа представлена кафедрой философии и социальных наук Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. Научный руководитель - доктор философских наук, профессор К. Н. Хабибуллин

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты разработки и реализации педагогических условий развития профессиональной компетенции сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России как фактора совершенствования подготовки и деятельности отечественных пожарных.

Ключевые слова: педагогические условия, профессиональная компетенция, пожарные.

The article is devoted to the theoretical and practical aspects of development and realisation of pedagogical conditions for professional competence development among

34

Педагогические условия развития профессиональной компетентности сотрудников...

employees of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Measures of Russia as a factor of improving preparation and activity of domestic firemen.

Key words: pedagogical conditions, professional competence, firemen.

В современном мире, в том числе и в России, чрезвычайные ситуации возникают достаточно часто и наносят обществу и природе колоссальный ущерб, что предъявляет новые, более сложные требования к профессиональной подготовке и деятельности сотрудников Государственной противопожарной службы (ГНС) МЧС России.

В качестве одной из приоритетных задач МЧС России определено «создание системы профессионального отбора и повышение уровня профессиональной подготовки сотрудников» [2, с. 7]. Решение указанной задачи во многом связано с разработкой и реализацией педагогических условий совершенствования подготовки и деятельности кадров ГНС МЧС России, развития их профессиональной компетентности.

Нервоочередная задача современного образования - подготовка людей, характеризующихся социальной, профессиональной и культурной мобильностью, способных постоянно быть на уровне требований, предъявляемых обществом. Для этого необходима реализация компе-тентностного подхода в образовании, формирование и развитие у выпускников вузов, специалистов профессиональной компетентности [3; 4].

Основы компетентностного подхода в педагогической науке заложены в работах А. В. Баранникова, В. А. Болотова, В. В. Серикова, И. В. Суколенова, И. Д. Фрумина, А. В. Хуторского. Проблеме формирования ключевых компетенций в системе профессионального образования посвящены исследования А. А. Гетманской и И. Н. Зимней. В диссертационных исследованиях А. К. Жигачёва и С. Н. Митяшина идеи компетентностного подхода используются в процессе разработки проблем повыше-

ния квалификации специалистов и руководителей. Отечественные наработки в области компетентностного подхода в профессиональном образовании обобщены З. Ф. Зеером, который рассматривает компетентностный подход как один из путей модернизации профессионального образования [1].

В последние годы появились исследования, так или иначе затрагивающие проблематику образования и кадрового обеспечения в системе МЧС (О. В. Беспалов, Т. А. Фурсова и др.). Эти работы представляют значительную научную и практическую ценность, однако в них не дается системного анализа процесса развития профессиональной компетентности сотрудников ГНС МЧС России, не выявляются соответствующие педагогические условия.

Анализ перечисленных выше источников и современной практики подготовки кадров ГНС МЧС России позволил выявить противоречия:

• между академически ориентированным содержанием непрерывного профессионального образования и отсутствием практико-ориентированных технологий развития профессиональной компетентности сотрудников ГНС;

• отставанием в развитии традиционных форм непрерывного профессионального образования и опережающими темпами развития корпоративных форм повышения квалификации специалистов;

• высокой степенью востребованности профессионально компетентных сотрудников ГНС МЧС России и недостаточной изученностью процесса повышения уровня профессиональной компетентности.

В целом условия - это обстоятельства, которые определяют те или иные

ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

последствия, наступление которых благоприятствует одним процессам или явлениям и препятствует другим. Соответственно, на наш взгляд, к педагогическим условиям можно отнести те, которые сознательно создаются в образовательном процессе и должны обеспечивать наиболее эффективное протекание этого процесса.

Мы исходили из предположения, что решение проблемы повышения уровня профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС России возможно при учете двух аспектов: организационного - организация подготовки и повышения квалификации сотрудников ГПС МЧС России; личностного - взаимодействие субъектов процесса формирования и развития профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС России.

С учетом этого педагогические условия развития профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС России можно рассматривать как совокупность внешних обстоятельств процесса подготовки и внутренних особенностей личности сотрудника ГПС МЧС России, от которых зависит формирование способности и готовности сотрудника к успешному выполнению профессиональной деятельности.

Для определения педагогических условий развития профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС России были намечены такие пути, как уточнение заказа государства на подготовку кадров ГПС МЧС России; выявление специфики профессиональной деятельности; выявление сущности компетентности сотрудника ГПС МЧС; характеристика процесса профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС; определение возможностей применения системного и компетентностного подходов.

В целом установлено, что развитие профессиональной компетентности со-

трудников ГПС МЧС возможно при следующих педагогических условиях:

• активизация познавательной и практической деятельности сотрудников на основе выявленных интересов, склонностей, способностей личности;

• использование педагогической рефлексии;

• организация социального партнерства и взаимодействия.

Для развития профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС России необходима направленность процесса их подготовки на активную познавательную и профессиональную деятельность.

Познавательная активность сотрудников ГПС МЧС выражается в волевых действиях, деятельном состоянии, усиленной познавательной деятельности, всестороннем глубоком интересе к знаниям, напряженности внимания. Познавательная активность определяет умение самообучаться, самостоятельно планировать, организовывать процесс познания, осуществлять контроль и оценку полученных результатов.

Развитие профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС России зависит не только от уровня сформиро-ванности умственных умений и навыков, способов мыслительной деятельности, но и от развития мотивационно-потребно-стной сферы личности.

Познавательная активность сотрудников является одной из двух составных частей дидактического процесса профессиональной подготовки конкурентоспособного профессионально компетентного специалиста: первая часть - познавательная активность, вторая часть - это активизации деятельности сотрудника ГПС МЧС России.

Вторым педагогическим условием развития профессиональной компетентности сотрудников ГПС является исполь-

Особенности воздействия якутских традиционных средств физического воспитания..

зование педагогической рефлексии (самоанализ, самоконтроль, самооценка профессиональной деятельности, анализ продуктов совместной деятельности, поиск путей эффективных способов решения профессиональных задач и др.).

Третьим педагогическим условием развития профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС России является организация социального партнерства. В педагогической литературе термин «социальное партнерство» рассматривается как механизм согласования интересов двух основных субъектов трудовых отношений - работника и работодателя; существенное слагаемое ка-

чества профессионального образования; наиболее эффективный механизм развития содержания образования и профессионально квалификационной структуры подготовки специалистов; особый тип взаимодействия образовательного учреждения со всеми субъектами рынка труда, его институтами, а также органами управления.

Таким образом, определены педагогические условия развития профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС России, включающие активизацию познавательной и практической деятельности; использование педагогической рефлексии; социальное партнерство.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зеер Э. Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. проф-пед. ун-та, 2000. 258 с.

2. Постановление МЧС России «О повышении профессиональной компетентности кадров системы МЧС» № 841 от 2 ноября 2004 года // Вестник Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России. 2004. № 12.

3. Тряпицына А. П. Инновационные процессы в образовании. СПб., 1997. 176 с.

4. Чернилевский Д. В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 437 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.