Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРИНЦИП / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокина Е.А., Макарова Е.А.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью создания специальных педагогических условий, обеспечивающих оптимальное функционирование национального эстетического опыта студентов педагогического вуза как предпосылки развития их национальной эстетической культуры и недостаточной теоретической разработкой данного вопроса в вузовском образовании. В процессе изучения иностранного языка происходит становление эстетических идеалов и эмоций, эстетических вкусов, эстетического и национального самопознания. Изучение любого иностранного языка является надежным средством усвоения культуры своей страны и страны изучаемого языка, так как на занятиях по иностранному языку студент знакомится не только с культурой зарубежной страны, а посредством постоянного сравнения, помимо особенностей своей национальной культуры, вводит общечеловеческие ценности. В статье рассматриваются педагогические условия развития национальной эстетической культуры студентов при изучении иностранного языка. Основываясь на работы авторитетных исследователей, авторы уточняют понятие национальной эстетической культуры. Опираясь на принципы формирования эстетической культуры, сформулированные Л.В. Суходольской-Кулешовой, авторы делают попытку конструирования педагогических условий. Раскрыты факторы, обуславливающие педагогические возможности некоторых средств обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF STUDENTS’ THE NATIONAL AESTHETIC CULTURE IN THE STUDY OF A FOREIGN LANGUAGE

The relevance of the article is caused due to the need to create special pedagogical conditions that ensure the optimal functioning of students’ of a pedagogical university national aesthetic experience as a prerequisite for the development of their national aesthetic culture and the insufficient theoretical development of this issue in university education. In the process of acquisition, a foreign language, the formation of aesthetic ideals and emotions, aesthetic tastes, aesthetic and national self-knowledge takes place. The study of any foreign language is a reliable means of assimilating the culture of his country and the country of the language being studied, since in classes in a foreign language the student gets acquainted not only with the culture of a foreign country, but through constant comparison, in addition to the peculiarities of his national culture, introduces universal human values. The article treats the pedagogical conditions for the development of students’ national aesthetic culture in the study of a foreign language. Based on the works of trust worthy researchers, the authors specify the term of “national esthetic culture”. Based on the principles of the formation of aesthetic culture formulated by L.V. Sukhodolskaya-Kuleshova, the authors make an attempt to design pedagogical conditions. Factors that determine the pedagogical capabilities of some teaching aids are disclosed.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

УДК 378

Педагогические условия развития национальной эстетической культуры студентов при изучении иностранного языка

Pedagogical conditions for the development of students' the national aesthetic culture in the study of a foreign language

Сорокина Е.А., ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», helen-a2003@mail. ru

Макарова Е.А., ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», makare2208@gmail. com

Sorokina E., Shadrinsk State Pedagogical University, helen-a2003@mail.ru Makarova E., Shadrinsk State Pedagogical University, makare2208@gmail.com

DOI: 10.51379/KPJ.2022.154.4.012

Исследование выполнено при финансовой поддержке научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям деятельности вузов партнеров ЮУрГГПУ и ШГПУ в 2022 году по теме «Формирование национальной эстетической культуры будущих учителей средствами иностранного языка» (договор № 16-439, 23.06.2022).

Ключевые слова: культура, эстетическая культура, национальная эстетическая культура, принцип, педагогические условия.

Keywords: culture, aesthetic culture, national aesthetic culture, principle, pedagogical conditions.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью создания специальных педагогических условий, обеспечивающих оптимальное функционирование национального эстетического опыта студентов педагогического вуза как предпосылки развития их национальной эстетической культуры и недостаточной теоретической разработкой данного вопроса в вузовском образовании. В процессе изучения иностранного языка происходит становление эстетических идеалов и эмоций, эстетических вкусов, эстетического и национального самопознания. Изучение любого иностранного языка является надежным средством усвоения культуры своей страны и страны изучаемого языка, так как на занятиях по иностранному языку студент знакомится не только с культурой зарубежной страны, а посредством постоянного сравнения, помимо особенностей своей национальной культуры, вводит общечеловеческие ценности. В статье рассматриваются педагогические условия развития национальной эстетической культуры студентов при изучении иностранного языка. Основываясь на работы авторитетных исследователей, авторы уточняют понятие национальной эстетической культуры. Опираясь на принципы формирования эстетической культуры, сформулированные Л.В. Суходольской-Кулешовой, авторы делают попытку конструирования педагогических условий. Раскрыты факторы, обуславливающие педагогические возможности некоторых средств обучения.

Abstract. The relevance of the article is caused due to the need to create special pedagogical conditions that ensure the optimal functioning of students' of a pedagogical university national aesthetic experience as a prerequisite for the development of their national aesthetic culture and the insufficient theoretical development of this issue in university education. In the process of acquisition, a foreign language, the formation of aesthetic ideals and emotions, aesthetic tastes, aesthetic and national self-knowledge takes place. The study of any foreign language is a reliable means of assimilating the culture of his country and the country of the language being studied, since in classes in a foreign language the student gets acquainted not only with the culture of a foreign country, but through constant comparison, in addition to the peculiarities of his national culture, introduces universal human values. The article treats the pedagogical conditions for the development of students' national aesthetic culture in the study of a foreign language. Based on the works of trust worthy researchers, the authors specify the term of "national esthetic culture". Based on the principles of the formation of aesthetic culture formulated by L.V. Sukhodolskaya-Kuleshova, the authors make an

attempt to design pedagogical conditions. Factors that determine the pedagogical capabilities of some teaching aids are disclosed.

Введение. Одной из основных задач учителя является введение учеников в мир культуры. Это предполагает формирование у школьников национальной культуры, опыта поликультурного взаимодействия и диалога культур на основе личностного национального опыта. Для этого будущий учитель должен быть носителем национальной культуры, а ее формирование и развитие должно выступить задачей профессиональной подготовки студентов педвуза. Национальная эстетическая культура как элемент национальной культуры формируется и развивается на основе функционирования и качественного изменения национального эстетического личностного опыта студента. Его развитие в вузе способствует формированию на качественно высоком уровне национальных эстетических ценностей, личностно отнесенной национальной эстетической картины мира, личностных умений и навыков эстетического преобразования действительности. Для этого должны быть созданы специальные педагогические условия, позволяющие в полной мере реализовать национальный эстетический потенциал содержания вузовского образования.

Достаточно большое количество

теоретических исследований связано с разработкой моделей формирования эстетической культуры будущего учителя и выявлением соответствующих педагогических условий в рамках данных моделей (З.Р. Анчокова, Л.Е. Дементьева, Е.С. Никифорова, Л.В. Суходольская-Кулешова, Н.В. Черникова и др.). Разработкой педагогических условий в рамках эстетического образования и воспитания занимались такие исследователи, как Н.А. Кузнецова, И.С. Осипова, Б.Ж. Умаров и др. Изучению педагогических условий

формирования отдельных компонентов эстетической культуры посвящены работы Е.П. Олесиной, М.И. Петровой и др. Педагогические условия формирования национальной культуры активно изучаются в рамках народной педагогики такими исследователями, как А.Л. Зыряевой, Н.Г. Магомедовой, Г.Ф. Хасановой и др. Традиционно педагогические условия при формировании эстетической культуры студентов в учебном процессе вуза исследуется и в рамках предметов гуманитарного цикла. Исследователями раскрывается общий эстетический потенциал данных дисциплин (М.И. Реднык, В.В. Сериков, Л.И. Уколова, Л.М. Царева и др.). Ряд работ посвящен актуализации эстетического

содержания отдельных учебных предметов (А.А. Веремьев, Н.В. Черникова и др.), в том числе и иностранного языка (М.Б. Афанасьев, И.В. Дерюгина и др.). В то же время, как показывает анализ, вопрос формирования национальной эстетической культуры студентов педвуза специально не изучался. В исследованиях не выявляются достаточные условия формирования национальной эстетической культуры студентов при изучении гуманитарных дисциплин, в частности иностранного языка как учебного предмета, обладающего исключительными возможностями в плане приобщения студентов к национальной эстетической культуре.

Актуальность исследования в рамках статьи связана с необходимостью создания специальных педагогических условий, обеспечивающих оптимальное функционирование национального эстетического опыта студентов педвуза в процессе изучения иностранного языка как предпосылки развития их национальной эстетической культуры, и недостаточной теоретической разработкой данного вопроса в вузовском образовании.

Целью статьи является выявление оптимальных педагогических условий развития национальной эстетической культуры студентов педагогического вуза при изучении иностранного языка. Полагаем, что привлечение материалов культуры на занятиях иностранного языка существенно повышает мотивацию учения студентов. В связи с тем, что иностранный язык является наиболее интегрированной учебной дисциплиной, он способствует диалогу культур, расширяет кругозор, а также способствует воспитанию национальной эстетической культуры студентов. Достижению цели способствует решение таких задач, как уточнение понятия «педагогические условия»

применительно к теме исследования, выявление принципов развития указанного качества, как теоретической предпосылки разработки педагогических условий, разработка содержания, методов и форм эстетического образования студентов как условий развития их национальной эстетической культуры в процессе изучения иностранного языка.

Методология исследования. При определении сущности формирования национальной эстетической культуры студентов педвуза мы опирались на системный (М.С. Каган, В.В. Краевский), личностно-деятельностный (А.Г. Асмолов, Н.В. Ипполитова), культурологический

подходы к образованию (В.С. Библер, П.С. Гуревич, В.М. Межуев). Теоретико-методологической основой исследования выступили: культурно-историческая концепция личности Л.С. Выготского, интегративное понимание сущности эстетической культуры как системного динамичного образования и интегративных принципов ее формирования (О.В. Суходольская-Кулешова). Кроме того, значимыми для нашего исследования явились понимание педагогических условий как компонентов педагогической системы (Н.В. Ипполитова), а также идея развивающего образования как основы формирования личностной культуры человека (А.Б. Невелев, Н.Л. Худякова), концепция технологии смешанного обучения и цифровизации образовательной среды (В.И. Блинов, Т.Б. Павлова).

Исследование основывается на методе нарративного анализа теоретических источников, позволяющего осуществить содержательный анализ и интерпретацию изучаемого качества личности, а также сформулировать оптимальные педагогические условия его функционирования и развития. Источники отбирались в рамках экспертного подхода как качественной стратегии исследования. Экспертный метод предполагает предварительный поиск источников,

формулировку основных ключевых слов, поиск и отбор источников на основе выделенных ключевых слов для дальнейшего системного обзора. Критерием предварительного и последующего отбора источников выступили выбранная тема исследования, сформулированная авторами проблема и цель. Ключевые запросы осуществлялись на основе отобранных авторами ключевых слов: развитие национальной эстетической культуры, принципы,

педагогические условия, содержание и формы эстетического образования, смешанное обучение иностранному языку, диалогический метод обучения, цифровые образовательные ресурсы как средство обучения.

Результаты исследования. Анализируя работы С.Н. Артановского, Б.С. Ерасова, М.С. Кагана, Э.С. Маркарян, В.М. Межуева по исследованию сущности национальной культуры и труды О.В. Суходольской-Кулешовой, Н.В. Черниковой, Н.В. Эргашева об эстетической культуре, мы приходим к выводу, что данное качество представляет собой эстетическое отношение к миру, основанное на национальных эстетических ценностях, знаниях о прекрасном и способах эстетического взаимодействия с окружающим миром, обладающих национальной

спецификой. Как показывает наше исследование, развитие данного качества как динамической категории предполагает воспроизводство национального эстетического личностного опыта будущего учителя, что находит свое подтверждение в исследованиях Л.В. Суходольской-Кулешовой, Р.Н. Эргашева и др. [15; 18].

Разработка педагогических условий направлена на создание среды в процессе обучения иностранному языку, способствующей оптимальному воспроизводству и

функционированию данного опыта [5;11]. Опираясь на трактовку педагогических условий, данную в работе Н.В. Ипполитовой и Н.С. Стерховой [5], под педагогическими условиями формирования национальной эстетической культуры студентов педагогического вуза мы понимаем совокупность возможностей эстетической образовательной среды, позволяющих воздействовать на личностный и процессуальный аспект и обеспечивающий оптимальное функционирование и развитие национального эстетического опыта студентов.

Проблемой классификации педагогических условий занимались многие ученые. Анализ научных исследований показал, что при эффективной организации образовательного и воспитательного процессов мы можем встретить организационно-педагогические условия (В.А. Беликов, С.Н. Павлов, А.В. Сверчков и др.), психолого-педагогические условия (Н.В. Журавская, А.В. Лысенко и др.) и дидактические условия (Г.М. Анохина, В.С. Егорина, М.В. Рутковская и др.). М.И. Алдошина выделяет три группы условий, которые стимулируют формирование этноэстетической культуры в университете: условия внешней среды (социально-педагогические), условия внутренней среды (организационно-педагогические) и личностные (психолого-педагогические) [2]. Таким образом, мы можем прийти к выводу, что выделение тех или иных условий зависит от цели образовательного и воспитательного процессов и зачастую ученые придерживаются подобной классификации педагогических условий. Рассмотрим особенности вышеперечисленных групп условий.

К организационно-педагогическим условиям относятся такие условия, которые целенаправленно формируют содержание, формы, методы целостного педагогического процесса и лежат в основе управления педагогической системой. Они обеспечивают упорядоченную деятельность педагогов по разработке и внедрению наиболее эффективных

форм и методов образования и воспитания. Психолого-педагогические условия стремятся сформировать конкретные педагогические меры воздействия на развитие личности участников педагогического процесса, которые

поспособствуют повышению эффективности процесса становления того или иного качества [5]. К основной функции дидактических условий относится выбор и реализация содержания, форм, методов и средств педагогического взаимодействия в процессе обучения.

В связи с тем, что настоящее исследование направлено на выявление педагогических условий развития национальной эстетической культуры студентов в рамках предмета «Иностранный язык», мы остановимся на организационно-педагогических условиях. При конструировании педагогических условий мы опирались на принципы формирования эстетической культуры, сформулированные в исследовании Л.В. Суходольской-Кулешовой [15]. К таким принципам исследователь относит: принцип эстетической целостности

образовательного пространства (формирование всех компонентов национальной эстетической культуры в их взаимосвязи и на основе использования содержания, форм и методов эстетического образования, отвечающих цели формирования личностной эстетической культуры); принцип референтации

образовательного пространства образами деятелей науки, культуры и искусства; принцип эстетического диалога русской и иноязычной национальных культур (диалог национальных культур способствует культурной рефлексии и национальному культурному самоопределению студента как субъекта диалога культур [16]; принцип личностной эстетической значимости и активности (актуализация личностного переживания и творческое самовыражение студентов в самостоятельной эстетической деятельности).

Полагаем, что развитие национальной эстетической культуры студентов при изучении иностранного языка будет проходить наиболее эффективно, если будут реализованы следующие педагогические условия:

1. Формирование национальной эстетической культуры студентов будет организовано как процесс воспроизводства их личностного национального эстетического опыта. В структуру этого опыта, опираясь на исследования, мы включаем общественный национальный эстетический опыт, тождественный по структуре компонентам личностного опыта студентов [6;13]: опыт эстетического переживания

(национальные эстетические ценности), опыт эстетической познавательной деятельности (эстетические знания, образующие национальную эстетическую картину мира), опыт эстетической деятельности. Это не противоречит классической культурологической концепция содержания образования (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин), в которой опыт творческой деятельности как компонент содержания может быть рассмотрен как гармоничное объединение и целостное воспроизводство всех компонентов эстетического опыта в их взаимосвязи [17].

2. В учебно-воспитательный процесс будут включены соответствующие элементы содержания эстетического образования. Рассмотрим их. Исходя из идеи многомерности содержания эстетического образования [6] и специфических характеристик национальной культуры [4], достоверное эстетическое знание как инвариантное ядро включает научное знание о прекрасном в родной национальной культуре и национальной культуре страны изучаемого языка и соответствующее художественно-эстетическое знание как элемент национальной элитарной культуры русскоязычного и иноязычного общества. Мы согласны с исследователями, которые утверждают, что формирование эстетической культуры недостаточно осуществлять только на основе художественно-эстетического знания [7;15]. Проблемно-гипотетический аспект содержания образования включает русскую и иноязычную народную эстетическую культуру, а потенциальный -русскую и иноязычную эстетическую массовую культуру. Такой подход дает возможность преодоления «ассиметрии» (Л.А. Краснова [6]), когда национальное эстетическое знание представлено только элитарной художественной культурой (часто воспринимаемой студентами отчуждено) и недостаточно соотнесено с актуальной современностью.

3. Включение студентов в активную самостоятельную деятельность по эстетическому восприятию и эстетическому творчеству. Опираясь на исследования [8], под самостоятельной работой мы понимаем организованную и управляемую деятельность, создающую базу для самостоятельного развития студентами их национального эстетического опыта. При этом студент становится центральной фигурой эстетического образования, так как он занимает открытую образовательную позицию, позволяющую ему решать учебные задачи, обращаясь к преподавателю за экспертным советом и оцениванием и становится деятельным субъектом [12]. Приоритетное использование

самостоятельной работы студентов повысит их мотивацию в связи с наличием творческой составляющей. Организация самостоятельной работы возможна на основе смешанного обучения иностранному языку [9;14]. Мы рассматриваем смешанное обучение в целях формирования национальной эстетической культуры как сочетание традиционного аудиторного занятия, дистанционного (в том числе и онлайн) взаимодействия всех участников образовательного процесса, организованной преподавателем самостоятельной работы студентов с использованием цифровых образовательных ресурсов в ходе их автономного образования [3]. Таким образом, часть отобранного содержания изучается в аудитории, другая часть выводиться в дистанционный формат обучения и/или на самостоятельную работу студентов с учетом всех этапов формирования национального эстетического опыта студентов [9;10]. Воспроизводство студентами их национального эстетического опыта и его качественное преобразование в рамках смешанного обучения иностранному языку происходит преимущественно в процессе самостоятельной работы с отобранным содержанием.

4. Применение в качестве ведущего метода развития национальной эстетической культуры студентов педагогического вуза на занятиях иностранного языка метода создания культуротворческих ситуаций (Л.З. Абрамова, Т.В. Кузьмина, А.А. Макареня, Л.А. Тюрина и др.). Данные ситуации направлены на обогащение эстетических знаний в разных культурах, на развитие эстетических умений и освоение эстетических ценностей в процессе самостоятельной работы, поскольку их решение связано с формулированием эстетических суждений, вынесением эстетической оценки, созданием эстетического продукта [1]. К таким ситуациям мы относим дискуссии, решение творческих задач, встречи с представителями другой культуры, межкультурные эстетические тренинги, анализ и интерпретация эстетического содержания национальных культур и др. Данный метод по своему характеру является диалогическим, так как придерживается принципа субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса, позволяет организовать диалогическое интерактивное взаимодействие и перенести объективный национальный эстетический опыт в субъективное измерение. Исследователи отмечают, что формирование личностного опыта и личностного отношения успешно, если создается ситуация

события, эстетического проживания и создание на основе субъектно-субъектного взаимодействия эстетического продукта [6;7;15]. Это возможно на основе использования соответствующих методов и форм организации взаимодействия студентов с содержанием эстетического образования и на его основе друг с другом и педагогом.

5. Применение в качестве наиболее оптимального средства цифровых

образовательных ресурсов. Опираясь на исследования [14] применительно к теме данной работы под цифровым образовательным ресурсом, мы понимаем образовательный ресурс, представленный в цифровом виде, функционирующий на базе средств ИКТ-технологий и направленный на формирование компонентов национальной эстетической культуры студентов [9]. Педагогические возможности данных средств обучения обусловлены рядом факторов [12;19]. Рассмотрим наиболее значимые из них. Данные ресурсы создают вариативную персональную образовательную траекторию, которая позволяет студенту выбирать, анализировать,

систематизировать эстетическую информацию оптимальными для него способами, выносить эстетические суждения, вырабатывать эстетические ценности; интерактивный характер образовательной траектории. Они не только транслируют информацию, но и позволяют самостоятельно продуцировать социокультурный контент эстетического содержания как преподавателю, так и студенту, а значит воспроизводить их эстетический опыт последних, качественно развивая его. Использование цифровых ресурсов ориентировано на современные интерактивные образовательные методы и создает возможность организовывать самостоятельное диалогическое взаимодействие участников учебного процесса с целью развития их личностного национального эстетического опыта, а также диалогическое взаимодействие национальных культурных смыслов. Ресурсы позволяют использовать разнообразие возможностей гибкого педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов.

Отталкиваясь от сущности развивающего образования [17], мы полагаем, что эстетическое образование в педвузе должно иметь целью формирование и развитие национальной эстетической культуры будущего учителя, представленной компонентами его личностного национального эстетического опыта.

Заключение. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, национальная эстетическая культура проявляется в эстетическом отношении к миру, которое основывается на национальных эстетических ценностях, знаниях о прекрасном и способах эстетического взаимодействия с окружающим миром, обладающих национальной спецификой.

Во-вторых, при формулировке

педагогических условий следует опираться на принципы формирования эстетической культуры, такие как принцип эстетической целостности и принцип референтации образовательного пространства, принцип эстетического диалога культур, принцип личностной эстетической значимости и активности.

В-третьих, развитие эстетической культуры студентов педвуза при изучении иностранного языка будет эффективным при соблюдении ряда педагогических условий, к которым относятся: организация формирования национальной эстетической культуры студентов как процесса воспроизводства их личностного национального эстетического опыта; интеграция в содержание эстетического образования проблемно-гипотетического и потенциального

национального эстетического знания различных культур; включение студентов в активную деятельность по эстетическому восприятию и эстетическому творчеству; организация диалогического взаимодействия участников педагогического процесса друг с другом и

содержанием эстетического образования на основе метода культуротворческих ситуаций; воспроизводство личностного национального эстетического опыта на основе самостоятельной работы студентов как основной формы эстетического образования, при которой студент становится центральной фигурой эстетического образования и занимает открытую образовательную позицию, позволяющую ему решать учебные задачи; использование цифровых образовательных ресурсов в качестве средств организации национального эстетического образования.

Полагаем, что реализация рассмотренных педагогический условий даст возможность трансформировать мотивационное отношение к учебной и будущей профессиональной деятельности, повысит уровень

сформированности национальной эстетической культуры студентов педагогического вуза при изучении иностранного языка.

Новизна исследования заключается в том, что полученные результаты позволили выявить совокупность условий оптимального

функционирования личностного национального эстетического опыта студентов с целью развития их национальной эстетической культуры. Сделанные авторами выводы вносят вклад в развитие идеи национальной составляющей эстетического образования в вузе.

Литература:

1. Абрамова Л.З. Реализация комплекса организационно педагогических условий воспитания эстетической культуры студента / Л.З. Абрамова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2013. - № 33. - С. 49-53.

2. Алдошина М.И. Условия формирования этноэстетической культуры студентов в университете / М.И. Алдошина // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2013. - № 2. - С. 47-51.

3. Блинов В.И. Модели смешанного обучения: организационно-дидактическая типология [Электронный ресурс] / В.И. Блинов, Е.Ю. Есенина, И.С. Сергеев // Интернет-журнал «Высшее образование в России». - 2021. - Т.30. - № 5. - С. 44-64. - Режим доступа: https://vovr.elpub.ru/jour/article/Yiew/ 2775?locale=ru_RU

4. Даутова А.Р. Российская национальная культура: концептуальные основы изучения / А.Р. Даутова // Вестник ВУиТ. - 2012. - № 3. - С. 252-260.

5. Ипполитова Н.В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация / Н.В. Ипполитова, Н.С. Стерхова // Generaland Professional Education. - 2012. - № 1. - C. 8-14.

6. Краснова Л.А. Содержание образования: традиции и перспективы развития / Л.А. Краснова // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2014. - № 4(19).

7. Куриленко А.А. Формирование эстетической культуры личности / А.А. Куриленко // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2016. - № 1(21).

8. Лызь Н.А. Образовательная деятельность студентов в интернет-пространстве: готовность и самоэффективность [Электронный ресурс] / Н.А. Лызь, О.Н. Истратова // Интернет-журнал «Интеграция образования». - 2021. - Т. 25. - № 4. - С. 661-680. -Режим доступа: https://eosj.mrsu.ru/index.php/edumag/ агйскМетс'/^П

9. Макарова Е.А. Интеграция цифровых образовательных ресурсов в смешанное обучение иностранному языку студентов вуза [Электронный ресурс] / Е.А. Макарова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2022. - №1. - Режим доступа: https://mir-nauki.eom/PDF/51PDMN122.pdf

10. Мезенцева А.И. Лингводидактические основы смешанного обучения как формы организации учебного процесса по иностранному языку для

специальных целей в техническом вузе / А.И. Мезенцева // Известия ЮФУ. Технические науки. -2012. - № 10. - С. 84-90.

11. Низамова Ч.И. Анализ и уточнение дефиниции и классификационных групп педагогических условий / Ч.И. Низамова, С.Г. Добротворская // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. - 2019. - № 4.

- С. 623-628.

12. Павлова Т.Б. Цифровые образовательные ресурсы в деятельности преподавателя современной высшей школы: аспект смешанного обучения / Т.Б. Павлова // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2021. - № 2. - С. 442-460.

13. Рахматуллина З.Я. Эстетическая культура личности и общества: современное измерение / З.Я. Рахматуллина, З.Я. Фаткуллина // Вестник Башкирск. ун-та. - 2008. - № 4. - С. 1060-1061.

14. Руст А.М. Цифровые образовательные ресурсы и интерактивные технологии как инновационные средства преподавания иностранного языка в неязыковом вузе [Электронный ресурс] / А.М. Руст // Интернет-журнал «Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки». - 2020. - № 08. - С. 95-99. - Режим доступа: http://www.nauteh-journal.ru/index.php/2/2020/ %E2%84%9608/8b99e8ff-24ff-48cc-9f0b-03766fe

Referen

1. Abramova L.Z. Implementation of a complex of organizational and pedagogical conditions for the education of a student's aesthetic culture / L.Z. Abramova // Personality, family and society: issues of pedagogy and psychology. - 2013. - № 33. - P. 49-53.

2. Aldoshina M.I. Conditions for the formation of students' ethno-aesthetic culture at the university / M.I. Aldoshina // Bulletin of the association of universities of tourism and service. - 2013. - № 2. - P. 47-51.

3. Blinov V.I. Models of blended learning: organizational and didactic typology [Electronic resource] / V.I. Blinov, E.Yu. Yesenina, I.S. Sergeev // Higher Education in Russia Internet Journal. - 2021. - T.30. - № 5.

- S. 44-64. - Access mode: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/2775?locale=ru_RU

4. Dautova A.R. Russian national culture: conceptual foundations of study / A.R. Dautova // Messenger VUiT. -2012. - № 3. - S. 252-260.

5. Ippolitova N.V. Analysis of the concept of "pedagogical conditions": essence, classification / N.V. Ippolitova, N.S. Sterkhov // General and Professional Education. - 2012. - № 1. - P. 8-14.

6. Krasnova L.A. The content of education: traditions and development prospects / L.A. Krasnova // Russian and foreign pedagogy. - 2014. - № 4 (19).

7. Kurylenko A.A. Formation of aesthetic culture of the personality / A.A. Kurylenko // Professional education in Russia and abroad. - 2016. - № 1 (21).

8. Lyz N.A. Students' educational activity in the Internet space: readiness and self-efficacy [Electronic resource] / N.A. Lyz, O.N. Istratova // Internet Journal "Integration of Education". - 2021. - T. 25. - № 4. - S. 661-

15. Суходольская-Кулешова Л. В. Формирование эстетической культуры будущего учителя / Л. В. Суходольская-Кулешова // Педагогика. - 2003. - № 7. -С. 83-87.

16. Сысоев П.В. Языковое поликультурное образование в XXI веке / П.В. Сысоев // Язык и культура. - 2009. - № 2(6). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovoe-polikulturnoe-obrazovanie-v-xxi-veke

17. Худякова Н.Л. Развитие человека и воспитывающая функция образования. Ч.1 / Н.Л. Худякова. - Челябинск: Изд-во Челяб.гос.ун-та, 2002. -146 с.

18. Эргашев Р.Н. Эстетическая культура личности: сущность, функции / Р.Н. Эргашев // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2019. - № 2. - С. 151-156.

19. Baginda A.N.C. Personal learning environment toward lifelong learning: an ontology-driven conceptual model [Electronic source] / A.N.C. Baginda, B.S. Harry, J. Kasiyah // Интернет-журнал «Interactive Learning Environments». - 2022. - vol. 30, Issue 22. - From: https://www.tandfonline.com/doi/citedby/10.1080/1049482 0.2022.2039947?scroll=top&needAccess=true#metrics-content

680. - Access mode: https://eosj.mrsu.ru/index.php/ edumag/article/view/1212

9. Makarova E.A. Integration of digital educational resources in blended teaching of a foreign language to university students [Electronic resource] / E.A. Makarova // World of Science. Pedagogy and psychology. - 2022. - № 1. - Access mode: https://mir-nauki.com/PDF/ 51PDMN122.pdf

10. Mezentseva A.I. Linguo-didactic foundations of blended learning as a form of organization of the educational process in a foreign language for special purposes in a technical university / A.I. Mezentseva // News of SFU. Technical science. - 2012. - № 10. - P. 84-90.

11. Nizamova Ch.I. Analysis and refinement of the definition and classification groups of pedagogical conditions / Ch.I. Nizamova, S.G. Dobrotvorskaya // Issues of journalism, pedagogy, linguistics. - 2019. - № 4. - P. 623-628.

12. Pavlova T.B. Digital educational resources in the activities of a teacher of modern higher education: an aspect of blended learning / T.B. Pavlova // Bulletin of Leningrad State University named after A.S. Pushkin. - 2021. - № 2. -S. 442-460.

13. Rakhmatullina Z.Ya. Aesthetic culture of personality and society: a modern dimension / Z.Ya. Rakhmatullina, Z.Ya. Fatkullina // Messenger of Bashkir university - 2008. - № 4. - S. 1060-1061.

14. Rust A.M. Digital educational resources and interactive technologies as innovative means of teaching a foreign language in a non-linguistic university [Electronic resource] / A.M. Rust // Internet journal "Modern Science: Actual Problems of Theory and Practice. Series: Humanities". - 2020. - № 08. - P. 95-99. - Access mode:

http://www.nauteh-journal.ru/index.php/2/2020/ %E2%84%9608/8b99e8ff-24ff-48cc-9f0b-03766fe

15. Sukhodolskaya-Kuleshova L. V. Formation of the aesthetic culture of the future teacher / L. V. Sukhodolskaya-Kuleshova // Pedagogy. - 2003. - № 7. - P. 83-87.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Sysoev P.V. Linguistic multicultural education in the XXI century / P.V. Sysoev // Language and culture. -2009. - № 2(6). - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovoe-polikulturnoe-obrazovanie-v-xxi-veke

17. Khudyakova N.L. Human development and the educational function of education. Part 1 / N.L.

Khudyakova. - Chelyabinsk: Publishing House of the Chelyab. State University, 2002. - 146 p.

18. Ergashev R.N. Aesthetic culture of personality: essence, functions / R.N. Ergashev // Bulletin of the Leningrad State University named after A.S. Pushkin. -2019. - № 2. - P. 151-156.

19. Baginda A.N.C. Personal learning environment towards lifelong learning: an ontology-driven conceptual model [Electronic source] / A.N.C. Baginda, B.S. Harry, J. Kasiyah // Interactive Learning Environments Online Journal. - 2022. - vol. 30, Issue 22. - From: https://www.tandfonline.com/doi/citedby/10.1080/1049482 0.2022.2039947?scroll=top&needAccess=true#metrics-content

5.8.7. Методология и технология профессионального образования (13.00.08 - Теория и методика профессионального образования)

Сведения об авторах:

Сорокина Елена Андреевна (г. Шадринск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и практики германских языков, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», e-mail: helen-a2003@mail.ru

Макарова Елена Анатольевна (г. Шадринск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и практики германских языков, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», e-mail: makare2208@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.